Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3 (24) Август 2005г

О чешской государственной системе поддержки национального экспорта

Хохлов В.М., советник Правления ООО "Первый Чешско-Российский банк"

К середине 30-х гг. XIX в. в Чехии сформировался крупный машиностроительный комплекс, который стал ведущей отраслью национальной экономики. Широкая гамма чешской машиностроительной продукции отличалась хорошими техническими характеристиками и высокой конкурентоспособностью. Она была активно востребована не только в Чехии и соседних с ней государствах, но и на мировых рынках в целом.

Дополнительный импульс для своего развития чешское машиностроение получило после окончания Второй мировой войны. В вышеуказанный период Чехия в рамках кооперационных программ СЭВ существенно расширила и диверсифицировала гамму и масштабы выпускаемой продукции, ориентируясь на высокую ёмкость рынка стран социалистического лагеря. Когда вследствие процессов политического характера конца 80-х гг. СЭВ прекратил своё существование, Чехия столкнулась с серьёзными трудностями в обеспечении заказами своих предприятий и с необходимостью структурной перестройки своей промышленности.

Избыточность производственных мощностей в Чехии предопредели необходимость выработки национальной программы стимулирования экспорта продукции. В силу сложностей политического и экономического характера, переживаемых в этот период Чехией (смена общественно-политической формации, распад Чехословакии на два государства, переориентация политического курса страны, падение объёмов производства и т.д.), процесс формирования государственной системы поддержки экспорта растянулся на несколько лет и завершился только к 1999 г.

В настоящее время вышеуказанная система носит хорошо продуманный, комплексный, законченный характер и отличается достаточно высокой степенью эффективности. В подтверждение данного тезиса можно привести статистические данные о внешнеторговом обороте Чехии за последние годы (табл. 1), из которых следует, что объём внешней торговли Чехии за 4 последних года вырос более чем в 2 раза при опережающих темпах роста импорта.

Таблица 1. Показатели внешнеторгового оборота Чехии (нажмите на ссылку, чтобы увидеть таблицу)

Анализ приведённых данных показывает, что внешнеэкономическая деятельность играет исключительно важную роль для развития национальной экономики Чехии, т.к. более половины её ВВП создается за счет внешнеторгового обмена. Данное обстоятельство предопределяет то, что Чехия придаёт первостепенное значение договорно-правовому обеспечению этой сферы экономической деятельности и участию страны в межгосударственных и международных соглашениях и организациях, способствующих развитию торговли.

Это направление рассматривается руководством Чехии в качестве ключевого элемента в системе государственной поддержки внешнеэкономических проектов чешских производителей. В этом плане Чехия добилась существенных результатов. В мае 2004 г. она стала полноправным членом Европейского Союза, на торговлю со странами которого в 2004 г. пришлось 86,1% чешского экспорта и 71,8% чешского импорта. При этом баланс торгового обмена со странами ЕС был для Чехии положительным. Помимо ЕС, Чехия является членом ВТО, ОЭСР, имеет соглашения о свободной торговле с ЕАСТ (Швейцария, Лихтенштейн, Норвегия, Исландия), Израилем, Турцией, Хорватией и многими другими государствами, взаимодействует с МВФ, МБРР и ЕБРР. Вследствие этого подавляющая часть импорта и экспорта Чехии подпадает под действие различных режимов свободной торговли.

Другим важнейшим элементом развития экспортного потенциала Чехии стала программа реструктуризации и приватизации государственного сектора промышленности и привлечение в него иностранных инвесторов. По расчётам чешского правительства, это должно было обеспечить быстрое техническое и технологическое перевооружение чешских фирм, повысить конкурентоспособность отечественных предприятий и включить их в тесное кооперационное сотрудничество с материнскими зарубежными компаниями, обеспечив, таким образом, их активное участие во внешнеэкономическом сотрудничестве.

Для решения вышеуказанной задачи Чехия на государственном уровне создала систему привлечения и поддержки прямых иностранных инвестиций. Учитывая высокую конкуренцию за привлечение иностранных капиталовложений среди стран региона Центральной и Восточной Европы, Чехия пошла на предоставление инвесторам целого комплекса реальных льгот.

В соответствии с Законом "О поощрении инвестиций" (май 2000 г.) и рядом других законодательных актов иностранным инвесторам предоставляются следующие льготы:

  • продажа за символическую цену участков под строительство объектов, включая соответствующую инфраструктуру;
  • предоставление безвозмездной ссуды на создание каждого нового рабочего места в размере до 100 тыс. чешских крон (примерно 3 тыс. долл. США);
  • финансовая поддержка инвесторов, вкладывающих средства в научные исследования, разработки и связанное с ними развитие ориентированных на экспорт производств;
  • сокращение сроков амортизации и списания машин и оборудования, которые входят в инвестиционную составляющую проекта;
  • отмена таможенных пошлин на импорт машин и оборудования на срок реализации инвестиционного проекта;
  • введение нулевой ставки подоходного налога сроком на 10 лет для вновь образованных юридических и физических лиц и на 5 лет для уже зарегистрированных компаний, модернизирующих свое производство.

Кроме того, инвестор может воспользоваться льготами, предоставляемыми различными специальными и региональными программами, в частности:

  • программой по развитию промышленных зон. За время её действия с 1998 г. из государственного бюджета Чехии было выделено около 100 млн долл. США на развитие 76 промышленных зон площадью 2500 га;
  • программой по созданию рабочих мест в депрессивных экономических регионах, согласно которой любая компания, создавшая свое производство в этих регионах, может получить субсидии в размере до 50% инвестиционных затрат за счет фондов Министерства регионального развития Чехии;
  • региональными программами создания рабочих мест. Инвесторы могут получить субсидии при приеме на работу местных жителей, зарегистрированных на бирже труда, выпускников средних школ, профессиональных училищ и высших учебных заведений, инвалидов. Размер грантов зависит от уровня безработицы в каждом конкретном населенном пункте и составляет максимально 2,5 тыс. долл. США на каждого принимаемого на работу;
  • программой по поощрению и развитию малых и средних предприятий, которая предоставляет возможность получения "дешевых" кредитов и банковских гарантий.

Благодаря целенаправленной политике в данной сфере Чехия заняла лидирующие позиции среди стран региона в привлечении иностранных инвестиций. Общий объём прямых иностранных инвестиций в экономику Чехии за 1996-2004 гг. составил 45 млрд долл. США.

В настоящее время в Чехии ряд государственных организаций ("ЧехИнвест", "Чешский Экспортный Банк", "Общество экспортного гарантирования и страхования" и др.) под руководством Министерства промышленности и торговли комплексно решают вопросы, связанные с развитием и поддержкой национального экспорта. Эта система носит универсальный характер и ориентирована на все существующие и потенциальные рынки сбыта чешской продукции.

Созданное в 1992 г. агентство "ЧехИнвест" занимается информационным, юридическим, организационным и финансовым сопровождением инвестиционных проектов зарубежных партнёров. Его отделения имеются в США, Японии, ФРГ, Великобритании, Франции, Сингапуре, Гонконге, а также во всех регионах Чехии. Агентство внесло значительный вклад в разработку законодательного обеспечения прямых иностранных инвестиций и оказало действенную помощь зарубежным компаниям в реализации их проектов на территории Чехии.

АО "Чешский Экспортный Банк" (ЧЭБ) было создано в 1995 г. Его уставной капитал (1,65 млрд чешских крон - 55 млн долл. США) распределён между чешским государством - 69,7% (Министерство финансов - 35,7%, Министерство промышленности и торговли - 20,7%, Министерство иностранных дел - 8,7%, Министерство сельского хозяйства - 4,6%) и государственным АО "Обществом экспортного гарантирования и страхования" (ЭГАП) - 30,3%.

В качестве банковского учреждения ЧЭБ действует на общих для чешских банков условиях и обязан выполнять все установленные для банков нормативы. В то же время высокая доходность не является основным критерием и целью деятельности банка. Его главная задача состоит в оказании эффективной поддержки банковскими методами национального экспорта товаров и услуг, в максимально возможном подключении к своим программам чешских производителей и их зарубежных партнёров.

Основная масса предоставляемых ЧЭБ кредитов носит средне- и долгосрочный характер. Ставка кредитования является фиксированной и устанавливается на минимально допустимом уровне доходности. ЧЭБ использует различные схемы кредитования. Общими для них является ряд ключевых положений:

  • доля чешской продукции в общей стоимости поставляемого оборудования должна составлять не менее 60%;
  • предоставление кредита на сумму, равную 85% стоимости контракта;
  • обязательное страхование операции в ЭГАП;
  • оплата 15% стоимости контракта импортером авансом или сразу после поставки оборудования.

Гарантом выполнения банком своих обязательств и погашения задолженности, возникающей при несостоятельности плательщика, является чешское государство. В силу этого банк на международных финансовых рынках имеет такой же рейтинг, как и Чехия. В начале 2002 г. агентство "Standard & Poor's" присвоило ЧЭБ рейтинг "А-", а агентство "Moody's" - Baa1.

Для характеристики масштабов деятельности ЧЭБ можно привести ряд показателей его деятельности за 2003 г.: сумма активов - 26 221 млн чешских крон, сумма кредитов - 21 071 млн чешских крон, доход после уплаты налогов - 106,5 млн чешских крон.

ЭГАП создано в июне 1992 г. и предоставляет страховое обслуживание всем экспортёрам чешской продукции независимо от масштабов их деятельности, правовой формы и объёма экспортных операций. ЭГАП является акционерным обществом, полностью принадлежащим государству. Голосующие акции ЭГАП распределены между Министерством финансов - 520 голосов, Министерством промышленности и торговли - 468 голосов, Министерством иностранных дел - 156 голосов и Минсельхозом - 156 голосов.

Основное направление деятельности компании - страхование экспортных кредитов от странового (политического) риска и комбинации странового и коммерческого рисков, которые невозможно гарантировать рыночным путём. Этот вид страхования в соответствии с правилами Европейского Союза осуществляется с поддержкой государства, которое отвечает по обязательствам ЭГАП, возникающим в рамках такой категории страховых договоров. К разряду странового риска ЭГАП относит риски, связанные с невозвратом кредита зарубежным должником по причинам, которые носят форс-мажорный характер (административные или законодательные меры в стране должника либо в третьей стране, война, гражданские волнения, природные катастрофы и т.п.).

Второе направление деятельности ЭГАП - страхование от краткосрочного коммерческого риска, заключающегося в невыполнении платежей отечественным или иностранным покупателем вследствие их платёжной несостоятельности или уклонения от оплаты стоимости товаров и услуг. Данный вид страхования ЭГАП осуществляет за счёт собственных финансовых ресурсов на коммерческих началах. При этом применяется перестраховка договоров с ведущими европейскими компаниями по перестрахованию. Эта деятельность не подлежит поддержке со стороны государства.

В настоящее время ЭГАП предлагает продукты страхования, по структуре, объёму и качеству аналогичные продуктам ведущих зарубежных страховых компаний. Оно применяет 10 основных типов страхования, а также удовлетворяет индивидуальные запросы экспортёров и банковских учреждений, финансирующих экспорт.

Помимо страхования экспортных кредитов поставщиков и покупателей от коммерческого и политического риска ЭГАП осуществляет страхование предэкспортного финансирования производства продукции, страхование инвестиций чешских предприятий за рубежом, страхование банковских гарантий, обеспечивающих подготовку и реализацию экспортных контрактов чешских компаний.

Условия страхового договора по экспортным операциям определяются номенклатурой товаров, объемом поставки и условиями контракта. При страховании экспортных контрактов сроки страхования составляют от нескольких месяцев до 5 лет (при поставках комплектного оборудования с длительным циклом изготовления). В отдельных случаях максимальный срок страхования по контрактам, связанным с сооружением крупных объектов (строительство электростанций, заводов и т.д.), может достигать 10-12 лет.

По состоянию на июнь 2005 г. стоимость страховки ЭГАП политических и коммерческих рисков варьировала в пределах 2,09-4,28% суммы кредита.

В течение 2004 г. ЭГАП осуществил страхование экспортных операций чешских фирм на общую сумму 17 млрд чешских крон (760 млн долл. США). Страховая премия компании составила 281 млн чешских крон (12,54 млн долл. США).

В рамках подготовки Чехии к вступлению в Евросоюз Правительство Чехии провело анализ степени эффективности политики по поддержке национального экспорта с целью оптимизации системы взаимодействия государственных и частных структур на данном направлении. На базе этого анализа в феврале 2003 г. была принята "Концепция политики по поддержке экспорта на 2003-06 годы". В ней установлены следующие стратегические цели:

  • рост экспорта в расчёте на душу населения и приближение Чехии по этому показателю к среднестатистическому уровню стран Евросоюза (в 2004 г.: Чехия - 6000 евро, Австрия, Дания и Швеция - 11-15 тыс. евро);
  • поддержка темпов роста чешского экспорта, прежде всего продукции с высокой добавленной стоимостью;
  • увеличение доли малых и средних предприятий в общем экспорте Чехии (в Чехии их доля в экспорте составляет 37%, а в среднем в Евросоюзе - 50%).

Эти задачи планируется решать путём совершенствования межгосударственной договорно-правовой базы во внешнеэкономической сфере, устранения тарифных и нетарифных барьеров, совершенствования системы государственного финансирования и страхования экспорта, предоставления адресной помощи экспортерам, активизации информационного и консультационного обеспечения чешских экспортёров и защиты их интересов, увеличения финансирования рекламно-выставочной деятельности.

В список приоритетных внешнеэкономических партнёров включены:

  • члены Евросоюза;
  • Польша, Словакия и Австрия, как соседние государства;
  • Китай, США, Россия, Италия и Франция, с которыми Чехия имеет значительное отрицательное сальдо торгового обмена;
  • Индия, Бразилия, Египет, Нигерия и Украина, являющиеся потенциально ёмкими потребителями чешского экспорта;
  • Вьетнам и балканские страны, где развитие торговли целесообразно сочетать с программами помощи им.

Координатором реализации программы выступает министерство промышленности и торговли. Помимо данного министерства и ряда других министерств конкретные задачи в рамках программы поставлены перед ЭГАП, ЧЭБ, "ЧехТрэйдом", Экономической палатой Чехии и Союзом промышленности и транспорта. В частности, предусмотрено расширение и качественное улучшение спектра предоставляемых ЭГАП и ЧЭБ услуг, включая долгосрочное кредитование на выгодных условиях в соответствии с правилами ОЭСР, активизация деятельности "ЧехТрейда", активная пропаганда чешских товаров и экспортеров на международных выставках и иностранных рынках.

Хохлов Валерий Михайлович. В 1967-97 гг. работал в системе МВТ-МВЭС СССР-РФ, в Торгпредствах за рубежом. В 1997-98 гг. работал в УВС МАКБ "Возрождение". С 1999 г. - Советник Правления ООО "Первый Чешско-Российский Банк".