Выступление Министра финансов РФ А.Л.Кудрина
Сегодня стоит вопрос, чтобы существенно
повысить объем строительства до 70-80 млн м2 в год. И
эта задача должна быть выполнена в новых
условиях уже на рыночных условиях, чтобы эта
цифра стала устойчивой на многие годы вперед,
чтобы она подпитывалась всеми условиями
экономики и доходов населения.
Я поддерживаю основные тезисы, которые здесь
сегодня прозвучали, о том, что сейчас возможно
такую задачу ставить и ее выполнить. И прежде
всего я бы отметил три группы факторов, которые
позволят ее исполнить.
Первая группа факторов уже здесь названа. Она
связана со снижением инфляции. Та целевая
установка, которая в докладах и в программе здесь
содержится, - доведение ставки к 2010 г. до 7,5%, - как
раз может быть выполнена, если показатели по
инфляции, которые установлены Правительством в
2008 г. - 4% и дальше до 3-4%, - будут исполнены. Я бы на
эту группу факторов отнес больше половины
обеспечения исполнения поставленной задачи.
Безусловно, снижение инфляции даже на 1% позволит
десяткам и сотням тысяч семей быть способными
оплатить эти новые ставки.
Сегодня эти ставки часто субсидируются
бюджетами местными - безусловно, это вынужденная
мера, это постоянные расходы, по мере расширения
кредитов эти обязательства расширяются, это
долгосрочные обязательства, это такие очень
рискованные обязательства для бюджетов,
постоянно расширяющиеся, поэтому главная
эффективная работа - снижение инфляции, снижение
ставки.
Вторая группа факторов связана со
строительством и предложением на рынке. Это
создание инфраструктуры, это разрешительные все
процедуры по строительству, проектированию,
началу строительства, которые сегодня
забюрокрачены до предела, - начать новое
строительство и проект очень тяжело. Здесь
большие издержки.
И третья группа факторов тоже очень важна, это
качество инфраструктуры самого рынка: качество
залога, качество кредитования, регулирования,
первичный рынок кредитов, вторичный рынок
кредитов - вот эту инфраструктуру сейчас с
помощью и Правительства, и АИЖК, и самое главное,
значительной роли региональных агентств,
ипотечных агентств удается выполнять. Вот эти
три группы факторов только вместе могут
обеспечить исполнение всей задачи.
Цифры, заложенные и предложенные сегодня в
представленных материалах по существенному, в
разы, увеличению федерального финансирования -
начиная от выдачи кредитов или гарантий до
строительства и ремонта инфраструктуры, - они, на
мой взгляд, все-таки завышены. Если бы даже мы все
эти средства выдали, а не исполнили первую задачу
- снижение инфляции, то даже с этими большими
средствами мы бы не достигли того целевого
показателя по удвоению строительства.
Говорилось о том, что мы получим существенный
финансовый эффект в виде роста ВВП и налогов. Но
мы всегда должны понимать, что увеличение
расходов федерального бюджета идет за счет
средств самого же налогоплательщика, т.е. это
значит: мы взяли эти средства одного предприятия,
эффективно работающего, способного платить
налоги, и готовы эти средства потратить на
инвестирование в основные фонды, в заработную
плату, в развитие инфраструктуры, а потратили на
другие цели, тоже важные, тоже социально
значимые. И тем самым тот эффект, который был
сказан, посчитан без другого эффекта - той самой
нагрузки, которую мы осуществляем на реальный
сектор, и тем самым несколько снизится эффект для
экономики - с учетом комплексного анализа. Но тем
не менее все три группы факторов, вместе взятые,
при меньшем даже объеме бюджетных средств
позволят выполнить целевые показатели.
И последняя часть - в отношении роли
государственного регулирования,
государственной компании АИЖК и региональных
агентств на этом рынке. В настоящий момент в
представленных материалах предложено
существенно увеличить и объем уставного
капитала, и объем гарантий. Наш анализ, который мы
сейчас проводим в рамках согласования данной
программы, показывает, что такие объемы
включения уставного капитала и гарантий
нецелесообразны. И в данном случае мы
посоветовались с участниками рынка ипотечного
кредитования. Есть беспокойство о появлении
монополиста и завышенной роли государственных
структур на рынке. Сам рынок неплохо сегодня
начал расти. Повторяю, при выполнении трех групп
факторов, которые обеспечивают и федеральные
власти со своей стороны, и региональные - со своей
в части инфраструктуры и разрешительных
механизмов нам не потребуется такой объем
гарантий для АИЖК, для участия на этом рынке.
Например, в последние 2 года мы существенно
увеличивали и поддерживали АИЖК, и этих средств
хватало для того, чтобы участвовать в выкупе
закладных на вторичном рынке. За это же время
рынок по сути удвоился по ипотечным кредитам.
Роль нашего АИЖК на нем - 20%. То есть рынок
восприимчив к тем условиям, которые мы создаем
для ипотечного кредитования.
Наша задача - стимулы на рынке создать, не
дестимулировать его своим массированным
участием в нем. Я беседовал с министром жилья и
градостроительства Соединенных Штатов по этим
же вопросам, мы его попросили выступить на
банковском семинаре перед российскими и
западными банками по проблеме жилищного
кредитования. Было подчеркнуто, что
государственное участие не должно быть ключевым,
оно должно помогать рынку, но не брать на себя эти
функции.
В этой части, конечно, к участию АИЖК
непосредственно на вторичном рынке тоже нужно
взвешенно и очень аккуратно подходить.
Увеличение вливания денег в экономику без
создания условия для предложения вызывает - за
последние 2 года, к сожалению, у нас такая
тенденция - опережающий рост цен на жилье по
сравнению с объемом финансирования, объемом
кредитов, которые мы выделяли. Таким образом,
зачастую дополнительные средства на рынке могут
вызвать не увеличение предложения жилья, а
просто увеличение цены на него. Эта составляющая,
к сожалению, эта дисбалансировка за последние 2
года ясно ощущается. Исследования по рынку
жилищного кредитования требуют от нас аккуратно
относиться к бюджетному, государственному
финансированию этих расходов, потому что,
повторяю, здесь мы можем увеличить деньги, не
увеличив соответственно предложения, - тогда это
уходит в цену.<…>
Я хотел бы поддержать опыт ряда региональных
агентств, которые взяли на себя гарантию части
первичного кредита, который выдается, даже
иногда 10-20%, но это оказалось ключевым для того,
чтобы банки взяли на себя этот первичный кредит.
И это, по нашим исследованиям, более
предпочтительный механизм зачастую, чем даже
выкуп закладных или массированное участие
деньгами в выкупе закладных. Гарантией можно
распорядиться иначе. Даже федеральный бюджет мог
бы поучаствовать в гарантировании части кредита
на первичном уровне. В данном случае это, может
быть, даже более эффективно. <…>
C точки зрения активизации рынка стандарты по
ипотечному кредитованию имеют очень важное
значение, потому что банк, выдавая кредит, но
продав тут же его другой структуре, как бы
снимает с себя ответственность за возврат
гражданином этого кредита. Все риски вешаются на
того, кто выкупил кредит, а он не работал с этим
заемщиком настолько, что он уверен в качестве
заемщика, в качестве залогов. Поэтому стандарты к
требованиям по кредиту, к залогам должны быть
очень серьезно отработаны, стать абсолютно
стандартными или типовыми для этого рынка, чтобы
любой, кто покупает закладную на рынке, был
уверен в том, что первичная работа была проведена
очень качественно.
|