Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2 (23) Июнь 2005г

Выступление Министра финансов РФ А.Л.Кудрина

Сегодня стоит вопрос, чтобы существенно повысить объем строительства до 70-80 млн м2 в год. И эта задача должна быть выполнена в новых условиях уже на рыночных условиях, чтобы эта цифра стала устойчивой на многие годы вперед, чтобы она подпитывалась всеми условиями экономики и доходов населения.

Я поддерживаю основные тезисы, которые здесь сегодня прозвучали, о том, что сейчас возможно такую задачу ставить и ее выполнить. И прежде всего я бы отметил три группы факторов, которые позволят ее исполнить.

Первая группа факторов уже здесь названа. Она связана со снижением инфляции. Та целевая установка, которая в докладах и в программе здесь содержится, - доведение ставки к 2010 г. до 7,5%, - как раз может быть выполнена, если показатели по инфляции, которые установлены Правительством в 2008 г. - 4% и дальше до 3-4%, - будут исполнены. Я бы на эту группу факторов отнес больше половины обеспечения исполнения поставленной задачи. Безусловно, снижение инфляции даже на 1% позволит десяткам и сотням тысяч семей быть способными оплатить эти новые ставки.

Сегодня эти ставки часто субсидируются бюджетами местными - безусловно, это вынужденная мера, это постоянные расходы, по мере расширения кредитов эти обязательства расширяются, это долгосрочные обязательства, это такие очень рискованные обязательства для бюджетов, постоянно расширяющиеся, поэтому главная эффективная работа - снижение инфляции, снижение ставки.

Вторая группа факторов связана со строительством и предложением на рынке. Это создание инфраструктуры, это разрешительные все процедуры по строительству, проектированию, началу строительства, которые сегодня забюрокрачены до предела, - начать новое строительство и проект очень тяжело. Здесь большие издержки.

И третья группа факторов тоже очень важна, это качество инфраструктуры самого рынка: качество залога, качество кредитования, регулирования, первичный рынок кредитов, вторичный рынок кредитов - вот эту инфраструктуру сейчас с помощью и Правительства, и АИЖК, и самое главное, значительной роли региональных агентств, ипотечных агентств удается выполнять. Вот эти три группы факторов только вместе могут обеспечить исполнение всей задачи.

Цифры, заложенные и предложенные сегодня в представленных материалах по существенному, в разы, увеличению федерального финансирования - начиная от выдачи кредитов или гарантий до строительства и ремонта инфраструктуры, - они, на мой взгляд, все-таки завышены. Если бы даже мы все эти средства выдали, а не исполнили первую задачу - снижение инфляции, то даже с этими большими средствами мы бы не достигли того целевого показателя по удвоению строительства.

Говорилось о том, что мы получим существенный финансовый эффект в виде роста ВВП и налогов. Но мы всегда должны понимать, что увеличение расходов федерального бюджета идет за счет средств самого же налогоплательщика, т.е. это значит: мы взяли эти средства одного предприятия, эффективно работающего, способного платить налоги, и готовы эти средства потратить на инвестирование в основные фонды, в заработную плату, в развитие инфраструктуры, а потратили на другие цели, тоже важные, тоже социально значимые. И тем самым тот эффект, который был сказан, посчитан без другого эффекта - той самой нагрузки, которую мы осуществляем на реальный сектор, и тем самым несколько снизится эффект для экономики - с учетом комплексного анализа. Но тем не менее все три группы факторов, вместе взятые, при меньшем даже объеме бюджетных средств позволят выполнить целевые показатели.

И последняя часть - в отношении роли государственного регулирования, государственной компании АИЖК и региональных агентств на этом рынке. В настоящий момент в представленных материалах предложено существенно увеличить и объем уставного капитала, и объем гарантий. Наш анализ, который мы сейчас проводим в рамках согласования данной программы, показывает, что такие объемы включения уставного капитала и гарантий нецелесообразны. И в данном случае мы посоветовались с участниками рынка ипотечного кредитования. Есть беспокойство о появлении монополиста и завышенной роли государственных структур на рынке. Сам рынок неплохо сегодня начал расти. Повторяю, при выполнении трех групп факторов, которые обеспечивают и федеральные власти со своей стороны, и региональные - со своей в части инфраструктуры и разрешительных механизмов нам не потребуется такой объем гарантий для АИЖК, для участия на этом рынке.

Например, в последние 2 года мы существенно увеличивали и поддерживали АИЖК, и этих средств хватало для того, чтобы участвовать в выкупе закладных на вторичном рынке. За это же время рынок по сути удвоился по ипотечным кредитам. Роль нашего АИЖК на нем - 20%. То есть рынок восприимчив к тем условиям, которые мы создаем для ипотечного кредитования.

Наша задача - стимулы на рынке создать, не дестимулировать его своим массированным участием в нем. Я беседовал с министром жилья и градостроительства Соединенных Штатов по этим же вопросам, мы его попросили выступить на банковском семинаре перед российскими и западными банками по проблеме жилищного кредитования. Было подчеркнуто, что государственное участие не должно быть ключевым, оно должно помогать рынку, но не брать на себя эти функции.

В этой части, конечно, к участию АИЖК непосредственно на вторичном рынке тоже нужно взвешенно и очень аккуратно подходить.

Увеличение вливания денег в экономику без создания условия для предложения вызывает - за последние 2 года, к сожалению, у нас такая тенденция - опережающий рост цен на жилье по сравнению с объемом финансирования, объемом кредитов, которые мы выделяли. Таким образом, зачастую дополнительные средства на рынке могут вызвать не увеличение предложения жилья, а просто увеличение цены на него. Эта составляющая, к сожалению, эта дисбалансировка за последние 2 года ясно ощущается. Исследования по рынку жилищного кредитования требуют от нас аккуратно относиться к бюджетному, государственному финансированию этих расходов, потому что, повторяю, здесь мы можем увеличить деньги, не увеличив соответственно предложения, - тогда это уходит в цену.<…>

Я хотел бы поддержать опыт ряда региональных агентств, которые взяли на себя гарантию части первичного кредита, который выдается, даже иногда 10-20%, но это оказалось ключевым для того, чтобы банки взяли на себя этот первичный кредит. И это, по нашим исследованиям, более предпочтительный механизм зачастую, чем даже выкуп закладных или массированное участие деньгами в выкупе закладных. Гарантией можно распорядиться иначе. Даже федеральный бюджет мог бы поучаствовать в гарантировании части кредита на первичном уровне. В данном случае это, может быть, даже более эффективно. <…>

C точки зрения активизации рынка стандарты по ипотечному кредитованию имеют очень важное значение, потому что банк, выдавая кредит, но продав тут же его другой структуре, как бы снимает с себя ответственность за возврат гражданином этого кредита. Все риски вешаются на того, кто выкупил кредит, а он не работал с этим заемщиком настолько, что он уверен в качестве заемщика, в качестве залогов. Поэтому стандарты к требованиям по кредиту, к залогам должны быть очень серьезно отработаны, стать абсолютно стандартными или типовыми для этого рынка, чтобы любой, кто покупает закладную на рынке, был уверен в том, что первичная работа была проведена очень качественно.