Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2 (23) Июнь 2005г

Выступление губернатора Челябинской области П.И.Сумина

<…> Коренные изменения в жилищной политике востребованы сегодня как обществом, так и властью, и идет постепенное наращивание объемов строительства жилья и освоения современных строительных технологий. Однако годовой объем строительства жилья составляет лишь половину того, что вводилось в конце 80-х гг. Это одна из главных причин высокой стоимости квартир, и цены в прошлом году выросли по сравнению с 2003 г. на 27,5%, а в 2003 г. по сравнению с 2002 г. - на 26%. Вот общий рост цен только за последние 2 года. В Москве цены растут еще более высокими темпами. К сожалению, сегодня мы строим очень мало, и жилье стоит дорого.

При этом более 50% вводимой в России жилой площади приходится на 10 промышленно развитых регионов. Государственная поддержка из федерального центра снижается. И если в 2001 г. ее доля составляла 3,6% объема введенного жилья, то в 2004 г. - уже около 2%.

ФЦП «Жилище», безусловно, нужна и планировалась главным организационно-финансовым инструментом в реализации государственной жилищной политики. Но время показало, что эффективность ФЦП сегодня крайне низка - и прежде всего из-за недостаточного финансирования и, главное, отсутствия механизмов привлечения внебюджетных средств.

Так, запланированный сертификат для военнослужащих реализован лишь на 44%. На подпрограмму обеспечения жильем молодых семей в начале планировалось на всю Россию 75 млн руб. И даже последующее увеличение этой суммы до 1 млрд руб. оказалось абсолютно неадекватным существующей проблеме.

В 2004 г. ликвидированы непригодные для проживания дома площадью 299,5 тыс. м2. Это 0,32% от того, что мы имеем. Переселено 21,5 тыс. человек. Если мы таким образом будем заниматься расселением ветхого аварийного жилья, нам просто-напросто понадобится более 180 лет. Но в то же время ветхий аварийный фонд имеет тенденцию удваиваться в стране каждые 5 лет. Сейчас он составляет более 90 млн м2, и в нем проживает 5 млн человек.

В целом ФЦП «Жилище» не решила задачу поддержки малоимущих и отдельных категорий граждан, перед которыми государство несет обязательства. Ее роль в увеличении темпов жилищного строительства тоже остается пока несущественной.

В стране слабо используются и механизмы ипотечного кредитования граждан. В прошлом году выдано всего 46 тыс. ипотечных кредитов, по ипотечным схемам жилье строилось только в 24 субъектах РФ. При этом все виды жилищных кредитов России, по оценке экспертов, составляют менее 1% ВВП. В то время как в Соединенных Штатах этот показатель равен 55%, а в Европе – 35%.

Все это позволяет сделать следующие выводы.

Первое. Несмотря на остроту жилищных и жилищно-коммунальных проблем, роль государства в их решении пока недостаточна. В рамках действующих программ и направлений, которые у нас есть сегодня, а также крайне ограниченной ресурсной базы ситуация не претерпит существенных изменений.

Второе. Обновление жилищного фонда и повышение доступности жилья сдерживается совершенно недостаточными объемами строительства, высокими ценами на жилье, низкой покупательной способностью населения.

Третье. Объемы ипотечного кредитования не могут быть значительно увеличены, если сохранятся высокие ставки кредитования, значительный уровень первоначального взноса и чрезмерно жесткие требования к заемщикам.

Доступность жилья - очень болезненная проблема. Если ее не смягчить, она останется серьезным тормозом экономического роста и, более того, источником социальной напряженности в обществе. По мнению рабочей группы, надо предпринять серьезный прорыв на государственном уровне, осуществить ряд больших и эффективных шагов по решению проблемы доступности жилья в России и по реализации тех задач, которые Вы поставили в своем выступлении. Это предлагается сделать в рамках приоритетного, действительно национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».

Рабочая группа проанализировала большой объем материала, получила предложения от 69 субъектов РФ, от министерств и ведомств, ученых Российской академии наук, изучила опыт Запада. И все это легло в основу нашего доклада.

Идея национального проекта обсуждалась с депутатами, руководителями Государственной Думы, ведущими научными учреждениями страны. В целом она поддержана.

Под национальным проектом понимается комплекс правовых, организационных и финансовых мер, принимаемых Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями, бизнесом и гражданами с целью формирования рынка доступного жилья.

До 2010 г. предлагается вдвое увеличить объемы вводимого жилья. Одним из механизмов достижения этой цели должна стать разработка и реализация новой редакции ФЦП «Жилище» с включением в нее подпрограмм, обеспечивающих подготовку земельных участков под строительство жилья и затем их продажу на конкурсной основе, о чем уже сегодня шел разговор, развитие ипотечного кредитования, ликвидацию ветхого и аварийного жилищного фонда, предоставление жилья отдельным категориям граждан, перед которыми имеются государственные обязательства, реформирование и модернизацию жилищно-коммунального комплекса. На наш взгляд, это расширит рамки вовлеченных в ФЦП «Жилище» групп населения и предоставит им возможность использовать для решения своих жилищных проблем защищенный государственный механизм. Будут созданы инструменты привлечения внебюджетных средств и непосредственного вовлечения в реализацию государственной жилищной политики бизнес-структур и частного капитала.

Среди таких инструментов: подготовка земельных участков под строительство жилья на условиях софинансирования бюджетами всех уровней и частными инвесторами. В этот процесс, на наш взгляд, должны также активно включиться банки и другие финансовые институты, для чего предлагается реализовать ряд нормативно-правовых мер, которые помогут снизить финансовые риски. К примеру, надо ускорить принятие закона о стройсберкассах.  

Будут созданы инструменты привлечения внебюджетных средств и непосредственного вовлечения в реализацию государственной жилищной политики бизнес-структур и частного капитала: подготовка земельных участков под строительство жилья на условиях софинансирования бюджетами всех уровней и частными инвесторами. В этот процесс должны активно включиться банки и другие финансовые институты, для чего предлагается реализовать ряд нормативно-правовых мер, которые помогут снизить финансовые риски. К примеру, надо ускорить принятие закона о стройсберкассах.

Национальный проект предусматривает активное вовлечение в развитие рынка доступного жилья субъектов РФ и органов местного самоуправления. Это возможно при условии разработки и внедрения региональных и муниципальных программ, включая программы строительства социального жилья, при реализации принципа софинансирования в масштабе 50 на 50, который активно будет стимулировать действия регионов, при формировании и регулировании цивилизованного рынка жилья, сдаваемого по договорам срочного найма.

Проект предполагает в рамках ФЦП «Жилище» увеличение количества выдаваемых отечественных кредитов.

Действительно, ту задачу, которую ставит Президент России В.В.Путин, - до 1 млн в год в 2010 г. - возможно выполнить при ускоренном развитии ипотечных агентств, ссудосберегательных касс и вовлечении предприятий-работодателей в решение жилищных вопросов работающих.

В советское время на долю предприятий и организаций приходился подавляющий объем вводимого жилья. Сейчас доля отраслевых и корпоративных ипотечных программ составляет всего 0,4%, хотя во всем мире отраслевая и корпоративная ипотека - это развитая форма рыночных производственных отношений.

Для масштабного импульса ипотечного кредитования, на наш взгляд, необходимо предусмотреть следующие меры. Компенсацию отдельным - мы подчеркиваем - отдельным категориям граждан части процентной ставки по ипотечному кредитованию, предусмотрев ее снижение до 7-9%. Для молодых семей можно и надо бы предусмотреть компенсацию части ипотечного кредита в зависимости от числа рожденных детей. Снижение размера первоначального взноса до 10-15% с тех 30%, которые мы сегодня в основном имеем. Повышение финансовой состоятельности ипотечных агентств.

В текущем году уставный капитал (по той информации, которую я имею) федерального агентства планируется довести до 1400 млн руб. Но этого явно недостаточно. Уставный капитал некоторых региональных агентств уже достиг такого уровня. В Челябинской области мы уставный капитал в текущем году довели до 1080 млн руб. и предполагаем в ближайшее время добавить сюда еще 500 млн руб.

Необходимо принятие Правительством РФ минимальных федеральных стандартов по ипотечному кредитованию и предоставление государственных премий вкладчикам стройсберкасс для создания условий по первоначальному накоплению денежных средств для приобретения жилья.

В национальный проект, на наш взгляд, должна быть заложена программная методика с применением прозрачной системы целевых индикаторов. Мы должны посмотреть, что мы сегодня имеем, что будет через год, что будет через два, и как мы пойдем, - и это и по субъектам РФ, и в целом по России, и по отдельным муниципальным образованиям. И для контроля, и для анализа, и для движения вперед.

С помощью этой системы мы спрогнозировали ожидаемые социальные, экономические результаты реализации национального проекта. Вот с учетом этих мер и тех задач, которые определяются вроде бы к 2010 г., предлагается построить 400 млн м2 жилых домов. Это даст прибавку к тому, что мы имеем, в 15% существующих фондов жилья и окажет положительное воздействие на стабилизацию цен и, безусловно, обеспечит сбалансированность спроса и предложения. Ежегодный объем вводимого жилья должен достичь 80 млн м2, или 0,5 м2 на человека - сегодня мы имеем 0,25 м2 на человека. Доля семей, имеющих возможность приобрести или построить жилье с помощью жилищных кредитов и займов, увеличится с 10% - а у нас сегодня только каждый десятый имеет такую возможность - до 30%. Возрастет экономическая активность граждан. Будет повышена мотивация на повышение рождаемости, которая, по оценкам специалистов, может увеличиться с 1,5 млн человек до 7-8 млн в 2010 г. Реконструкция, модернизация жилищного фонда значительно снизит уровень его износа и остановит рост ветхого и аварийного жилья.

Помимо этого реализация национального проекта даст серьезный экономический эффект. Расчеты показывают, что только за счет интенсивного развития предприятий стройиндустрии и смежных отраслей можно за 6 лет добиться роста ВВП на 15%. При реализации национального проекта прирост налоговых поступлений значительно превысит - по тем расчетам, которые есть, - наши бюджетные вложения: мы больше получим от реализации этих планов. Один бюджетный рубль привлечет от 5 до 10 руб. из внебюджетных источников. Сегодня мы берем программу ветхого жилья, рубль федеральный там или областной рубль, - мы привлекаем по всем другим направлениям дополнительно другие деньги. И среди этих денег - средства населения, банков, предприятий стройиндустрии, участников корпоративного строительства, ссудосберегательных касс и строительных кооперативов, государственных и негосударственных пенсионных фондов, средства инвестиционных компаний.

Будет создано около 1 млн новых рабочих мест. Это тот результат, на который мы можем выйти. А за счет перераспределения свободных денежных средств населения с потребительского рынка в строительство жилья по ипотечным и накопительным программам будет достигаться значительное снижение уровня инфляции, сегодняшней «ржавчины».

Все предложения рабочей группы по развитию жилищного строительства подкрепляются перечнями из 125 мероприятий (они сформулированы и отработаны) и 94 нормативно-правовыми документами. Они представлены в докладе и являются составной частью предстоящего нашего национального проекта. <…>