Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2 (23) Июнь 2005г

Общее описание земельного фонда в Российской Федерации

Греф Г.О., Министр экономического развития и торговли РФ

Распределение земель по категориям

В соответствии с данными государственной статистической отчетности площадь земельного фонда Российской Федерации на 01.01.04 составила 1709.8 млн га. Распределение земель по категориям представлено на рис. 1.

Сравнивая показатели в составе земель Российской Федерации последних 2 лет (табл. 1), можно констатировать, что перевод земель из одной категории в другую, несмотря на отсутствие установленного федеральным законом порядка, осуществлялся и в той или иной степени затронул все категории земель. Вступление в силу Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», определяющего процедуру перевода земель из одной категории в другую, позволит ускорить вовлечение земель в гражданский оборот, а также проведение работ по приведению правового статуса земель в соответствие с действующим лесным, водным и земельным законодательством.

Рис. 1. Структура земельного фонда Российской Федерации по категориям земель (источник: Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации в 2003 г.).

Изменение категорий земель по сравнению с предшествующим годом более всего коснулось земель сельскохозяйственного назначения. Их площадь уменьшилась на 7.6 млн га, из них 7.2 млн га приходится на Таймырский автономный округ. На территории автономного округа были ликвидированы несколько государственных унитарных сельскохозяйственных предприятий, занимающихся северным оленеводством, и в результате земли, представляющие собой несельскохозяйственные угодья, были переведены в категорию земель запаса.

Также на уменьшение земель сельскохозяйственного назначения повлиял процесс приведения правового статуса лесных земель в соответствие с требованиями Лесного кодекса РФ и Земельного кодекса РФ. На протяжении года осуществлялись работы по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования у сельскохозяйственных предприятий на земельные участки, покрытые лесом, и передаче этих массивов в ведение лесхозов. Однако доля лесных земель в категории остается высокой (10.4%, или 41 млн га), поэтому процесс перевода этих земель в категорию земель лесного фонда будет продолжен в дальнейшем.

Таблица 1. Распределение земельного фонда Российской Федерации по категориям, млн га (источник: Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации в 2003 г.)

В 2003 г. повсеместно отмечался добровольный отказ сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и других производителей сельскохозяйственной продукции от предоставленных им ранее земель, связанный с их неудовлетворительным экономическим состоянием. Как и прежде, ликвидировались сельскохозяйственные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, несмотря на то, что на протяжении года в ряде субъектов РФ вовлекались в сельскохозяйственный оборот земли, находившиеся в запасе.

По состоянию на 01.01.04 площадь земель, отнесенных к категории земель поселений, в целом по России составила 19.1 млн га. Основная причина увеличения земель поселений на 0.2 млн га — приведение данных учета земель по Чеченской Республике в соответствие с действующим законодательством.

В результате проведения работ по упорядочению и установлению черты поселений в категорию были включены земельные участки сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, водного фонда, земель промышленности и иного специального назначения, земель запаса, общая площадь которых составила 59.2 тыс. га.

Кроме этого на увеличение площади земель поселений повлияли предоставление гражданам земель, прилегающих к границам поселений, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, а также результаты инвентаризации земель и уточнения данных в процессе подготовительных работ по кадастровой оценке земель.

В 2003 г. по сравнению с 2002 г. площадь земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земель иного специального назначения, составлявшая 17 млн га, сократилась на 0.1 млн га. Основные изменения связаны с возвратом отработанных и рекультивированных земель в лесной фонд и земли запаса.

Рис. 2. Распределение земель Российской Федерации по формам собственности (источник:Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации в 2003 г.).

На 01.01.04 площадь земель лесного фонда составила 1104 млн га. В состав земель лесного фонда вошли только те лесные земли, которые на основе соответствующего права находятся в непосредственном управлении уполномоченного органа Министерства природных ресурсов. В состав земель лесного фонда не включены леса, учтенные в других категориях. В целом лесными землями, включенными в состав других категорий, занято 71.1 млн га. Площадь земель лесного фонда возросла вследствие возврата земель, предоставленных ранее для промышленного освоения, в первую очередь для открытой добычи полезных ископаемых и отвода земель под посадку лесных культур из земель запаса и сельскохозяйственного назначения. Данные о площади земель лесного фонда уточнялись по результатам лесоустроительных работ. В целом по стране увеличение площади категории за отчетный год составило 0.9 млн га.

В то же время земли из состава лесного фонда в течение года переводились в другие категории земель, в основном это были массивы, покрытые малоценными насаждениями, ведение лесного хозяйства на которых неэффективно. В 2003 г. проводились работы, направленные на приведение структуры земель водного фонда, общая площадь которых по состоянию на 01.01.04 составляет 27.7 млн га, в соответствие с требованиями действующего законодательства, основным содержанием которых стала передача из других категорий в водный фонд земель под поверхностными водными объектами. Несмотря на это общая площадь земель рассматриваемой категории сократилась за 2003 г. на 64.5 тыс.га, в основном за счет возврата земель под водными объектами в категорию сельскохозяйственного назначения в результате уточнения их правового статуса в процессе инвентаризации земель.

Площадь категории земель запаса в Российской Федерации составила на 01.01.04 114.6 тыс. га. В целом площадь категории земель запаса за 2003 г. увеличилась на 6.7 млн га в результате перевода несельскохозяйственных угодий из категории земель сельскохозяйственного назначения от ликвидированных государственных сельскохозяйственных предприятий, занимавшихся северным оленеводством.

Распределение земель по формам собственности

По данным государственной статистической земельной отчетности, на 01.01.04 в собственности граждан и юридических лиц находилось 129.2 млн га, что составило 7.6% земельного фонда страны, или 30% земель, приватизация которых предусмотрена законодательством Российской Федерации. Доля земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, составила 92.4% земельного фонда страны, или 1580.6 млн га (рис. 2). Из всех земель, находящихся в частной собственности граждан, наибольшую часть составляют земли сельскохозяйственного назначения. На их долю приходится 124.2 млн га, что составляет 7.3% земельного фонда России или 28.8% земель, приватизация которых предусмотрена законодательством Российской Федерации. В собственности юридических лиц находится 5 млн га, или 0.3% земельного фонда России, или 1.2% земель, приватизация которых предусмотрена законодательством Российской Федерации. Земельные доли граждан (включая долю в праве общей совместной собственности) в земель ном фонде страны составили 113.3 млн га, или 87.7% земель, находящихся в частной собственности в целом по стране.

По состоянию на 01.01.04 из всех земель поселений в собственности граждан находилось 3381.3 тыс. га, в собственности юридических лиц — 106.3 тыс. га, что в целом составило 18.3% земель поселений (рис. 3). В связи с принятием Жилищного кодекса РФ, предусматривающего безвозмездную передачу земельных участков под многоэтажными домами в частную собственность, по экспертным оценкам, доля земель поселений, находящихся в частной собственности, возрастет до 43.8%. Пока же в государственной и муниципальной собственности находилось 81.7% земель категории (15.6 млн га), из них в федеральной собственности зарегистрировано 88.9 тыс. га земель (0.6% их общей площади), в собственности субъектов РФ — 0.1 тыс. га, в муниципальной собственности — 3.7 тыс. га.В связи с тем, что разграничение государственной собственности на землю проводится достаточно медленно, основная часть земель по-прежнему сохраняется в неразграниченной государственной собственности.

Рис. 3. Динамика распределения площади земель поселений по формам собственности в 1999(2003 гг. (источник: Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации в 2003 г.).

За 2003 г. в структуре собственности на землю в Российской Федерации произошли следующие изменения. Площадь земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, уменьшилась на 0.7 млн га. В структуре частной собственности на землю доля граждан увеличилась (на 0.2%) и составила 96.1%, несмотря на то, что наблюдались процессы выкупа юридическими лицами земельных участков, предоставленных им на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды.

В структуре частной собственности по категориям земель доля земель промышленности и иного специального назначения составляет лишь 0.04%. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения приватизированы в наименьшей степени.

По данным на 01.01.04, в частной собственности находилось 46.5 тыс. га земель данной категории (0.3% всех земель промышленности), в том числе в собственности юридических лиц — 36.5 тыс. га. В государственной и муниципальной собственности находилось 17 млн га (99.7%), из них в федеральной собственности зарегистрировано 462.2 тыс. га земель, в собственности субъектов РФ — 0.2 тыс. га, в муниципальной собственности — 0.1 тыс. га.

В 2003 г. в целом по стране было продано 96 876 государственных и муниципальных земельных участков (54 965 га), в том числе из земель поселений — 92 014 (33 964га), земель промышленности, энергетики, транспорта, связи и иного специального назначения — 1016(9080 га), земель сельскохозяйственного назначения — 95 (7384га).

В целом, если брать соотношение земель, находящихся в частной собственности, и земель, потенциально разрешенных и пригодных для оборота, то получается, что уже более трети всех земель, которые государство считает допустимым к нахождению в частной собственности, приватизированы. А с учётом предстоящего разграничения государственной собственности на землю и появления множества поселковых органов местного самоуправления, которые будут самостоятельно распоряжаться земельными участками, можно утверждать, что монополия государственной собственности на землю в Российской Федерации преодолена.

Земельные платежи

В 2003 г. от платежей за землю во все уровни бюджетов Российской Федерации поступило 89.3 млрд руб., в том числе земельного налога — 41.6 млрд руб. (47% общей суммы платежей за землю) и арендной платы — 47.7 млрд руб. (53%).

По сравнению с 2002 г. земельных платежей собрано на 81% больше, в том числе земельного налога— на 64%, арендной платы — на 98%. При этом ставки платы за землю в 2003 г. были увеличены в 1.8 раза по сравнению с 2002 г. для всех категорий земель. Основная масса земельного налога, 33.1 млрд руб., во все уровни бюджетов Российской Федерации поступила от использования городских и поселковых земель, за земли сельскохозяйственного назначения — 2.1 млрд руб. и другие земли— 6.4 млрд руб. Во многих субъектах РФ поступления средств от земельного налога в 2003 г. увеличились. Увеличение земельного налога составило от 10% (Калининградская область) до 101% (Иркутская область).

В 2003 г. доля площади государственных и муниципальных земель, используемых на правах аренды в Российской Федерации, составила 4.3%, по федеральным округам России этот показатель колеблется от 1.6% в Сибирском федеральном округе до 18.3% в Уральском федеральном округе. При аренде муниципальных и государственных земель соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые раз меры арендной платы по видам использования земель или категориям арендаторов. В большинстве территорий базовые размеры арендной платы за землю определялись на основе действующих ставок земельного налога с применением коэффициентов в зависимости от ценности территории, целевого использования земель, категории арендаторов.

В 2003 г. действовало 3729.7 тыс.краткосрочных и долгосрочных соглашений (67 403 тыс. га) по аренде земли, заключенных местными органами самоуправления с гражданами и юридическими лицами, в том числе по аренде земель поселений — 2669.8 тыс. ед. (1213.9 тыс.га), земель промышленности, энергетики, транспорта, связи и иного специального назначения — 32 тыс. ед. (474.7 тыс. га), земель сельскохозяйственного назначения — 72.5 тыс. ед. (59 240.2 тыс. га). Для сравнения, в 2002 г. действовало всего 4744.4 тыс. арендных соглашений (43 729.1 тыс. га).

В 2003 г. арендаторами государственных и муниципальных земель во все уровни бюджетов перечислено 47.7 млрд руб. Доля арендной платы в консолидированном бюджете Российской Федерации составила 53%.

Следует отметить стабильный рост доли арендной платы. За последние 4 года роль арендных платежей в консолидированном бюджете России выросла на 36.9 млрд руб. Эта тенденция связана с некоторым увеличением арендных площадей и более высокими темпами роста арендной платы по сравнению с земельным налогом. Поступления от территорий в консолидированный бюджет Российской Федерации колеблются от 1.9 млрд руб. (56% суммы платежей) в Дальневосточном федеральном округе до 15.3 млрд руб. (57%) в Центральном федеральном округе.

Рис. 4. Динамика доходов консолидированного бюджета Российской Федерации от использования земли (источник: Росимущество).

Динамика доходов консолидированного бюджета Российской Федерации от использования земли характеризуется следующими показателями (рис. 4). В связи с принятием новой главы Налогового кодекса РФ земельный налог полностью перечисляется в местные бюджеты, и ставка налога зависит от кадастровой стоимости земельного участка, а не от его категории. Кроме того, она не может превышать 0.3% в отношении земель сельскохозяйственного назначения, земель, предоставленных для личного подсобного хозяйства и занятых жилым фондом. Для других категорий земель определен “потолок” в 1.5%. Также в новом варианте главы расширен перечень лиц, имеющих льготы по уплате земельного налога. Так, от уплаты налога освобождаются научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии образования в отношении участков, находящихся под зданиями, используемыми в целях научной деятельности.

Греф Герман Оскарович. В 1991-92 гг. - юрисконсульт Комитета экономического развития и имущества администрации Петродворца, г. Санкт-Петербург, начальник Петродворцового районного агентства Комитета по управлению имуществом администрации г. Санкт-Петербурга. В 1992-94 гг. - председатель Комитета по управлению имуществом - заместитель главы администрации Петродворцового района, г. Санкт-Петербург. В 1994-97 гг. - заместитель председателя - директор Департамента недвижимого имущества, первый заместитель председателя Комитета по управлению городским имуществом администрации г. Санкт- Петербурга. В 1997-98 гг. - вице-губернатор - председатель Комитета по управлению городским имуществом администрации г. Санкт-Петербурга, член коллегии Министерства государственного имущества РФ. В 1998-2000 гг. - первый заместитель Министра государственного имущества РФ. В 1999 г. - член коллегии Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, руководитель Центра стратегических разработок. С 2000 г. - Министр экономического развития и торговли РФ, Председатель Совета Фонда "Центр стратегических разработок".