Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2 (23) Июнь 2005г

Законодательное обеспечение безопасности продукции и повышение качества жизни

Окрепилов В.В., заместитель председателя Президиума Санкт-Петербургского научного центра РАН

Качество жизни представляет собой интегральный показатель жизнедеятельности человека, группы людей или населения в целом, обеспечивающий ее оптимальное протекание в конкретное время и в определенных условиях.

Качество жизни определяется уровнем развития человеческого потенциала. Реализация потенциала человека связана с такими основополагающими возможностями, как долголетие и здоровье, образовательный и профессиональный рост, поддержание достойного уровня благосостояния.

Кроме того, качество жизни характеризуется такими условиями человеческого существования, как безопасность, состояние природной среды, экономические и социальные отношения в обществе.

Этим вопросам в нашей стране уделяется постоянное внимание. Были приняты и введены в действие федеральные законы:

  • от 02.01.00 № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов";
  • от 30.03.99 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
  • от 07.02.92 № 2300-1 "О защите прав потребителей";
  • от 10.01.02 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
  • от 09.01.96 № 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" и некоторые другие.

Обобщающим законодательным актом явился Федеральный закон от 27.12.02 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - ФЗ-184), введенный в действие с 01.07.03. Одна из основных задач этого закона - обеспечение качества жизни.

ФЗ-184 направлен на повышение эффективности защиты рынка от опасной продукции и на обеспечение баланса интересов производителей и потребителей, основанных на анализе риска использования продукции.

В ФЗ-184 определено, что все устанавливаемые требования по безопасности разделены на обязательные и добровольные. Обязательные требования содержатся в технических регламентах (ТР), имеющих статус федеральных законов, а добровольные - в национальных стандартах.

В ФЗ-184 сформулированы цели, для достижения которых принимаются ТР: защита жизни, здоровья людей, животных и растений, защита имущества, охрана окружающей среды и предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей. В ФЗ-184 подчеркивается, что принятие ТР в иных целях не допускается.

В ФЗ-184 дано следующее определение содержания и применения ТР:

«Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:

  • безопасность изделий;
  • биологическую безопасность;
  • взрывоопасность;
  • механическую безопасность;
  • промышленную безопасность;
  • термическую безопасность;
  • химическую безопасность;
  • электрическую безопасность;
  • ядерную и радиационную безопасность;
  • электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;
  • единство измерений».

Согласно ФЗ-184 ТР устанавливают минимально необходимые требования к продукции, и эти требования являются исчерпывающими, т.е. должны быть установлены всесторонними, полными, законченными и при этом минимально необходимыми. Это означает, что, с одной стороны, требования не должны ущемлять производителя и вытекать только из установленных законом целей, а с другой стороны, должны быть проанализированы все возможные виды опасностей, перечисленные выше, и все возможные аспекты риска причинения вреда.

В ТР на продукцию необходимо устанавливать существенные требования, характеризующие безопасность. Такой подход содействует инновационным процессам в стране.

Политика современного экономического роста ориентирована на переход к непрерывному инновационному процессу, основой которого является инновационная деятельность - деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых научно-технических решений до их реализации в виде товаров и услуг на уровне производства или рынка.

Как показывает анализ, структура потребительского спроса достаточно консервативна и статична, предложения потребителей, как правило, устойчивы, и только инновации дают возможность совершить прорыв в условиях конкурентного рынка. Инновации приводят к изменению соотношения долей уже разделенного рынка в пользу производителя новой продукции, обеспечивают конкурентное преимущество перед производителями аналогичной продукции.

ФЗ-184 формально не содержит положения, направленного на создание и реализацию инноваций в промышленности, т.к. эти вопросы выходят за его рамки. В то же время, формируя новые правоотношения в экономике, ФЗ-184 косвенно содействует развитию инновационной деятельности. Это связано с тем, что согласно ФЗ-184 конкурентные характеристики продукции, раскрывающие существенные требования ТР, должны быть заданы в национальных стандартах, гармонизированных с соответствующими ТР, а эти стандарты применяются на добровольной основе. Поэтому производитель может использовать принципиально новые технические решения, не следуя добровольному национальному стандарту. Но в этом случае он должен доказать соответствие своей продукции и нормативных документов, на основе которых изготовлена эта продукция, существенным требованиям ТР.

Кроме того, значительное позитивное влияние на инновационную деятельность оказывает то обстоятельство, что в ТР концентрируются требования по безопасности продукции. До введения ТР требования по безопасности были разбросаны по разным видам документов, что затрудняло их применение при изготовлении продукции, приводило к дублированию и усложняло оценку безопасности.

Новая система технического регулирования позволяет сблизить российскую нормативно-правовую базу с законодательством и практикой государств - членов Европейского Союза (ЕС), что, несомненно, благоприятно скажется на возможности предоставления отечественным предприятиям иностранных инвестиций.

Перечисленные факторы оказывают непосредственное влияние на социально-экономическое развитие и повышение качества жизни.

В итоге можно сделать вывод о том, что техническое регулирование должно работать как система, стимулирующая развитие отечественной экономики и одновременно защищающая наш рынок от некачественной продукции. Поэтому реализация ФЗ-184 является актуальной задачей. В настоящее время эта работа развернута.

Следует отметить, что ФЗ-184 является только основой для того, чтобы новая система технического регулирования заработала. Чтобы полностью задействовать эту систему, необходимо подготовить и принять целый комплект нормативных документов. Предстоит разработать и внести изменения в более чем 70 законов, положения которых противоречат ФЗ-184. Кроме того, должно быть скорректировано большое количество постановлений Правительства, отменены ведомственные правовые и нормативные акты.

Вначале была проведена инвентаризация фонда действующих нормативных и нормативно-технических документов в области технического регулирования - государственных и отраслевых стандартов, правил, норм и др. Параллельно проведен анализ международных нормативно-правовых документов: Директив ЕС, национальных законодательств, международных стандартов ИСО и МЭК.

Важной задачей для надежной разработки механизмов реализации ФЗ-184 является разработка и утверждение федеральными органами исполнительной власти первоочередных нормативных документов, необходимых для переходного периода, который, как известно, может продлиться до 7 лет. В настоящее время уже разработано и принято Правительством 11 постановлений. Помимо этого, еще порядка 12 постановлений в ближайшее время будут внесены на рассмотрение Правительства.

Как отмечалось выше, в ФЗ-184 определено, что все устанавливаемые требования разделяются на обязательные и добровольные. Обязательные требования формируются в ТР, а добровольные - в стандартах. ТР принимаются Законами либо Указами Президента РФ, или постановлениями Правительства РФ. При формировании требований ТР и национальных стандартов важным условием является использование положений существующих международных стандартов. Подобный подход, установленный Соглашением ВТО по техническим барьерам в торговле, обеспечивает сближение национальных требований и тем самым создает безбарьерную среду при взаимной торговле. Для этих целей важно использовать Директивы ЕС по безопасности различных видов продукции и европейские стандарты (ЕN).

По расчетам, в России предполагается до 2010 г. разработать около 2000 ТР, которые с учетом степени риска причинения вреда установят минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность продукции и процессов. Эти ТР заменят 60 тыс. существующих обязательных стандартов и приравненных к ним документов.

Процедура разработки ТР имеет много стадий и приобретает открытый и доступный для заинтересованных специалистов характер. Одна из них - публичное обсуждение, которое начинается после того, как разработчик публикует уведомление о разработке ТР. Это очень важная стадия, когда общество, в том числе бизнес-сообщество, может принять участие в формировании обязательных требований. В настоящее время в стадии публичного обсуждения находятся 45 проектов ТР.

Параллельно с публичным обсуждением активно включилась в работу по формированию технического законодательства Государственная Дума, введя так называемую процедуру «нулевого» обсуждения. К настоящему времени «нулевое» обсуждение прошли 30 проектов ТР.

Публичное и «нулевое» обсуждение позволили выявить определенные недостатки проектов ТР. Главный из них - отсутствие единых методических принципов разработки ТР. Все разработчики очень нуждаются в методических рекомендациях. Отмечается и еще один недостаток, выявленный в ходе обсуждений, - отсутствие комплексного анализа модели технического регулирования в той области, на которую распространяется ТР. Многие разработчики сосредоточиваются на обязательных требованиях и гораздо меньше внимания уделяют формам и схемам, таким как подтверждение соответствия.

Обсуждение проблем разработки ТР с отраслевыми институтами показало, что для эффективной работы по техническому регулированию нам не хватает прозрачности. По информации руководителей некоторых наших институтов и предприятий, уже подготовлены проекты ТР по отдельным видам продукции, но информация об их содержании до заинтересованных организаций не доходит.

Нет также информации о действующих директивах ЕС, евростандартах и других аналогичных документах, которые должны служить ориентиром в нашей работе по стандартизации.

В целях регламентации деятельности по разработке ТР Правительством РФ Распоряжением от 06.11.04 № 1421-р утверждена «Программа разработки технических регламентов на 2004-2005 годы». Программой предусмотрена разработка 74 общих и специальных ТР.

В качестве примеров этих ТР приведем извлечения из указанной Программы:

Общие технические регламенты

  • О безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования.
  • О безопасной эксплуатации зданий, строений и сооружений и безопасном использовании прилегающих к ним территорий.
  • О пожарной безопасности.
  • О биологической безопасности.
  • Об электромагнитной совместимости.
  • Об экологической безопасности.
  • О ядерной и радиационной безопасности.

Специальные технические регламенты

  • О безопасности химических производств.
  • О безопасности низковольтного оборудования.
  • О безопасности подъемно-транспортного оборудования и процессов его эксплуатации.
  • О безопасности строительных материалов и изделий.
  • О безопасности автотранспортных средств.
  • О безопасности железнодорожного транспорта и связанной с ним инфраструктуры.
  • О безопасности метрополитена.
  • Об обеспечении безопасности авиационной техники при ее разработке, производстве, ремонте и испытаниях.
  • О безопасности информационных технологий.
  • О требованиях к техническим средствам реабилитации инвалидов.
  • О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков.

При этом во многих случаях в качестве аналогов будут использованы аналогичные директивы ЕС.

В разделе «Специальные технические регламенты» предусмотрена разработка документов о безопасности в различных отраслях производства (энергетика, транспорт, химические производства). Часть ТР будет посвящена безопасности процессов (например, добыча и переработка полезных ископаемых, нефти, газа, металлургии, строительства и т.д.). Еще одна часть ТР будет посвящена обеспечению безопасности конкретных видов продукции (машины, оборудование, пищевые продукты и т.д.). Особое внимание в Программе уделяется установлению требований к безопасности лекарственных средств, медицинской техники и товаров для детей.

Исходя из установленного ФЗ-184 назначения ТР следует вывод, что в них необходимо устанавливать риски причинения вреда в зависимости от различных источников опасностей. Для этой цели необходимо привлекать ученых и специалистов в конкретных направлениях науки и техники, которые квалифицированно могут провести эту работу.

Важное значение при разработке законодательной базы ТР имеет работа по определению задания требований к продукции в ТР с учетом положений ФЗ-184. Требования к продукции в ТР могут задаваться следующими способами:

  • конкретными численными значениями показателей непосредственно или ссылками на стандарты;
  • существенными требованиями, качественно определяющими необходимый уровень безопасности.

Первый способ задания требований к продукции не представляет особых методологических трудностей и не является новым для российской практики нормирования. Рассмотрим последствия этого подхода, имея в виду, что ТР, как правило:

  • распространяется на широкую гамму продукции, например, низковольтное оборудование, машины и оборудование и т.п.;
  • принимается в форме федерального закона.

Если задавать требования безопасности к продукции в виде конкретных характеристик, то установленные ФЗ-184 «минимально необходимые требования» - это показатели с некоторыми минимальными значениями для данной группы продукции, тем более что показатели, согласно ФЗ-184, должны задаваться исчерпывающим образом.

На деле это может означать, что, во-первых, потребуются значительные усилия для достижения консенсуса по назначению численных значений этих показателей.

Во-вторых, следует иметь в виду, что выбор показателей безопасности и, соответственно, их численных значений неоднозначен с точки зрения требований безопасности. Например, как отмечают специалисты, требования безопасности полетов могут задаваться в виде среднего налета на летное происшествие, коэффициента тяжести летных происшествий и т.п. То есть, для одного и того же риска причинения вреда можно построить разные наборы показателей, обусловливающие этот риск. Таким образом, ТР должен содержать все требования, базирующиеся на описании всех возможных ситуаций (всех возможных функций связи). Вероятный пропуск какой-либо характеристики в ТР должен расцениваться как упущение федерального закона (ТР), что может сказаться в дальнейшем на безопасности продукции, обращаемой на рынке страны. Это тем более важно, что ТР, как правило, распространяется на широкую группу продукции, для которой практически невозможно однозначно выделить субъект причинения вреда и описать все возможные ситуации.

В-третьих, может оказаться, что в силу необходимости задания конкретных значений показателей безопасности ТР будет значительно перегружен деталями.

В-четвертых, существует реальная опасность, что разработчики регламентов, преследуя свои узковедомственные цели, сознательно могут или занижать, или, наоборот, завышать значения конкретных показателей безопасности в ТР. В первом случае такое задание требований приведет к снижению конкурентоспособности отечественных производителей, во вторых - будет способствовать недобросовестной конкуренции.

В-пятых, конкретные значения показателей безопасности очень уязвимы для любого пересмотра международных требований, обеспечивающих безопасность. Понятно, что как только изменяются нормы международного стандарта или документов международных организации в области безопасности, нормы ТР выпадают из международного контекста. В этом случае может потребоваться пересмотр ТР, что является длительной и сложной процедурой. Kaк было отмечено выше, именно по этой причине в директивах ЕС требования задаются качественным образом.

Таким образом, задание в ТР на продукцию требований безопасности в виде конкретных характеристик приводит к нежелательным последствиям. Безусловно, в отдельных случаях без численных значений при задании требований не обойтись, однако такой способ не должен являться основным.

Второй вариант задания характеристик безопасности предполагает, что «минимально необходимые требования безопасности» - это ни что иное, как существенные требования в духе директив ЕС.

В случае, когда ТР задаются минимально необходимые требования безопасности в виде существенных требований, качественно определяющих необходимый уровень безопасности, для изготовления конкретной продукции необходимо установить конкретные значения ее параметров, отвечающие существенным требованиям. Доказательство соответствия заявленных изготовителем требований существенным требованиям ТР может обеспечиваться путем их сопоставления с показателями безопасности, содержащимися в гармонизированных (с ТР) национальных стандартах, хотя применение этих стандартов является добровольным.

В этом случае должен действовать принцип «презумпции соответствия», заключающийся в том, что существенные требования ТР (минимально необходимые) считаются выполненными, если они соответствуют конкретным требованиям национальных стандартов, гармонизированным с этим ТР. При этом задание требований безопасности исчерпывающим образом может быть интерпретировано как установление всех возможных источников опасности, применительно к которым и должны устанавливаться минимально необходимые требования безопасности.

Принцип «презумпции соответствия» должен стать важной правовой нормой, связывающей обязательные для исполнения ТР со стандартами, которые являются добровольными. Такой подход обеспечивает формирование прозрачной двухуровневой структуры документов, в которой на верхнем уровне - ТР, а на нижнем - гармонизированные с ними добровольные для применения стандарты.

Необходима публикация перечня гармонизированных стандартов с указанием их пунктов, определяющих безопасность применительно к конкретному ТР, и доступность такой информации для всех заинтересованных сторон: изготовителей, продавцов, органов по сертификации и испытательных лабораторий, органов государственного контроля (надзора). Такая возможность предусмотрена п. 9 ст. 16 ФЗ-184, согласно которому национальный орган по стандартизации публикует перечень стандартов, которые могут выполняться на добровольной основе для соблюдения требований ТР. Более сложным является случай, когда изготовитель не желает по каким-либо причинам использовать гармонизированный стандарт или такого стандарта нет. Это весьма важное право изготовителя, дающее ему возможность применять новые технологии, создающие продукцию улучшенного качества при обеспечении необходимого уровня безопасности. В этом случае бремя работы по доказательству соответствия требованиям ТР возлагается на изготовителя.

В первом случае изготовитель с помощью третьей стороны должен доказать эквивалентность заявленных требований качественным требованиям ТР. При этом эквивалентность означает, что заявленные требования обеспечивают не меньший уровень безопасности, чем требования гармонизированных стандартов. В данном случае следует учитывать возможные факторы, которые могут изменить уровень опасности, например, взаимное влияние различных свойств продукции, место, условия и продолжительность ее использования, обязательность проведения регламентных работ, контроля и т.п. В европейской практике эта работа выполняется уполномоченным по данной директиве органом.

Если гармонизированных стандартов на данную продукцию нет, то заявленные требования подлежат анализу на соответствие существенным требованиям ТР, который также проводит уполномоченный орган. При этом в первую очередь заявленные требования сопоставляются с аналогичными показателями и их численными значениями, установленными в стандартах (международных, региональных, национальных) на аналогичную продукцию, допущенную к обращению на рынке, и в других документах, содержащих такие же показатели, не вызывающие сомнений в безопасности продукции.

Орган по сертификации, выполняющий функции в объеме уполномоченного органа согласно европейским директивам, может также провести испытания для оценки уровня безопасности принятых технических решений и сопоставления с требованиями ТР.

Все вышеизложенное имеет существенное значение для организации работ по подтверждению соответствия. Так, в частности, выбор форм обязательного подтверждения соответствия обусловлен выбором изготовителя: если изготовитель реализует принцип презумпции соответствия, ему достаточно принять декларацию о соответствии; если изготовитель отказывается от реализации этого принципа, он должен подтвердить соответствие своей продукции требованиям ТР путем проведения обязательной сертификации.

Важно, чтобы те значения параметров, которые приняты как соответствующие существенным требованиям ТР, были зафиксированы на случай повторной оценки продукции, например, при подтверждении соответствия, инспекционном контроле или проверке органами государственного контроля (надзора).

Проведенный анализ показывает, что в условиях задания характеристик безопасности в виде существенных требований резко возрастают требования к компетентности органов по сертификации. Не случайно в европейской практике назначение уполномоченных органов является компетенцией государства. Этот орган должен иметь персонал, обладающий знанием и опытом в области стандартизации, т.к. от него, по существу, зависит выполнение требований ТР на практике.

Подводя итог проведенному анализу проблем и способов разработки ТР, следует сделать вывод, что в ТР на продукцию целесообразно устанавливать существенные требования, характеризующие безопасность. Как справедливо отмечают специалисты, такой подход обеспечивает реализацию в полном объеме положений ФЗ-184, содействует инновационным процессам в стране, расширяет возможности федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию в части управления программой разработки ТР, направлен на повышение роли национальной системы стандартизации.

В отдельных случаях следует устанавливать конкретные значения показателей, связанных с риском причинения вреда. Это касается специальных ТР. Однако этот способ не должен рассматриваться как основной способ задания требований безопасности в ТР.

Предусмотренная ФЗ-184 схема нормативного обеспечения безопасности аналогична схеме ЕС: обязательные ТР (аналоги директив ЕС) и стандарты, применяемые добровольно (аналоги EN). В ЕС четко определено, какие добровольные европейские стандарты необходимо обязательно выполнять, чтобы обеспечить выполнение самой директивы.

В этой связи в стране необходимо осуществить поэтапный переход от регламентации обязательных требований в стандартах, который существовал до введения ФЗ-184, к установлению обязательных требований через ТР. Поэтому потребуется создание новой российской национальной системы стандартизации, основанной на системе технического регулирования, и формирование в Российской Федерации технического законодательства с учетом принципов «Нового подхода» к технической регламентации в ЕС.

Что касается реформирования самой стандартизации, то речь идет о
всем фонде государственных стандартов, который составляет 24 050
документов. Как видно из рис. 1, половину фонда представляют стандарты на продукцию различных отраслей (машиностроение, пищевая промышленность, металлургия и т.д.). Другую половину представляют стандарты общетехнического и организационного характера (методы контроля, метрология и т.д.).

Рис. 1. Структура фонда национальных стандартов ГОСТ и ГОСТ Р.

Приоритет в работах по стандартизации должен быть отдан применению международных стандартов с целью устранения технических барьеров в торговле и обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции, что требует повышения уровня гармонизации отечественных стандартов с международными.

Уровень гармонизации стандартов из года в год повышается. Если в 1997 г. было гармонизировано 18% всего фонда действующих отечественных стандартов, то в 2003 г. их стало уже 41% (рис. 2). По уровню гармонизации отечественных стандартов мы сравнялись с Евросоюзом (в целом).

Рис. 2. Уровень гармонизации российских стандартов с международными (ИСО - МЭК).

Согласно ФЗ-184, коренное реформирование претерпевают процедуры подтверждения соответствия, которые могут иметь как добровольный, так и обязательный характер. Обязательное подтверждение соответствия проводится по требованиям ТР в форме обязательной сертификации или декларирования (рис. 3).

Рис. 3. Формы подтверждения соответствия.

Следует отметить, что до введения ФЗ-184 практически 70% продукции проходило обязательную сертификацию и лишь некоторые виды продукции могли проходить декларирование (рис. 4).

Рис. 4. Подтверждение соответствия (сертификация).

Примечания: 1) проценты взяты от всей номенклатуры продукции и услуг, имеющихся на рынке России; 2) одновременно с ростом количества видов продукции, подпадающих под декларирование (взамен обязательной сертификации), будет сокращена номенклатура продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (примерно с 80% до 50% всего объема рыночной массы).

После введения ФЗ-184 сократилась номенклатура продукции, подлежащей обязательной сертификации (сфера государственного регулирования).

Детальная оценка применения предусмотренных законом форм
подтверждения соответствия показывает, что по более трудоемкой и дорогостоящей форме подтверждения - обязательной сертификации - мы сократили перечни продукции с 70% до 25% и приблизились к показателям ЕС.

Необходимо рассмотреть еще одно направление законодательного обеспечения повышения качества жизни, связанное с применением международных стандартов по управлению качеством.

Начиная с 1980-х гг. в мире значительно возросло внимание к проблемам качества и фирмы стали использовать различные модели, формы и системы управления качеством. Среди них наибольшее распространение получили системы менеджмента качества в соответствии с Международными стандартами ИСО серии 9000.

Системы менеджмента качества являются сегодня наиболее распространенными и представляют собой не только метод подтверждения соответствия продукции установленным требованиям, но и свидетельствуют о надежности и добросовестности предприятия-поставщика.

Более того, в соответствии с условиями международных финансовых организаций наличие системы менеджмента качества является обязательным для участия в тендерах. И просто в торговых отношениях на мировом рынке сегодня отсутствие сертификата на систему менеджмента качества ведет либо к существенному снижению цены на продукцию, либо вообще к отказу от контракта.

Как известно, сертификация систем менеджмента качества по ИСО 9000 является сугубо добровольным делом, но несмотря на это весьма популярна во всем мире.

Более полумиллиона фирм в 161 стране имеют сертификаты на свои системы менеджмента качества. Среди них 1500 российских предприятий, что составляет 0,3%.

Промышленные предприятия, имея сертификат на систему менеджмента качества, получают неоспоримое преимущество перед конкурентами, к ним охотнее обращаются как заказчики, так и инвесторы.

Сегодня наличие сертификата на систему менеджмента качества стало недостаточным для обеспечения высокого имиджа предприятия. С 1996 г. началось внедрение международных стандартов ИСО серии 14000 на системы управления окружающей средой. И сегодня во многих случаях заказчики, да и местные власти, а также движение «зеленых» требуют наличия сертификата на систему экологического менеджмента.

Комплекс международных стандартов ИСО серии 14000 на системы менеджмента окружающей среды получил широкое распространение не только в экономически развитых странах, но и в странах с переходной экономикой.

Создаваемая на предприятии система экологического менеджмента обеспечивает экологическую безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, а сертификация системы рассматривается как пропуск на рынок.

В настоящее время на соответствие стандартам ИСО серии 14000 во всем мире сертифицировано более 66 тыс. компаний, причем почти половина сертификатов приходится на страны ЕС. На сегодняшний день в России выдано лишь 48 экологических сертификатов и мы занимаем 53-е место среди 113 стран, проводящих сертификацию по ИСО 14000. В число 48 компаний, владеющих сертификатом по ИСО 14001, входят, в частности, ОАО «Северсталь» и ЗАО «Вологодский подшипниковый завод». Из-за отсутствия сертификатов по ИСО 14000 наши отечественные предприятия рискуют остаться и без заказчиков, и без инвесторов.

Стандарты ИСО серии 9000 по системам менеджмента качества и стандарты ИСО серии 14000 по охране окружающей среды получили наибольшую известность и признание в мире. Эти стандарты успешно применяются во всех сферах деятельности: в промышленности, сельском и лесном хозяйстве, связи и телекоммуникациях, на транспорте, в вузах и научно-исследовательских институтах, медицинских учреждениях, эксплуатирующих организациях и т.д.

При этом различные части системы управления организацией интегрируются с системой менеджмента качества в единую, связанную и унифицированную систему менеджмента, использующую общие элементы. Это значительно облегчает постановку целей, планирование, выделение ресурсов и оценку эффективности.

Дополнительно к упомянутым стандартам ИСО 9000 и 14000 появились другие стандарты по системам менеджмента, охватывающие такие сферы, как безвредность пищевых продуктов, информационная безопасность, социальная ответственность и др.

Исключительное значение приобретает международный стандарт OНSAS 18001:1999 «Системы менеджмента в области охраны труда и предупреждения профессиональных заболеваний», разработанный совместно тремя национальными организациями по стандартизации (Ирландии, Южно-Африканской Республики и Великобритании) и десятью учреждениями по сертификации. Его требования могут быть интегрированы в систему управления, построенную в соответствии с требованиями стандартов ИСО 9001 и ИСО 14001.

Стандарт OHSAS 18001 стремительно распространяется по другим странам и фактически уже стал международным.

Система управления, построенная в соответствии с этим стандартом, позволяет осуществлять контроль рисков техники безопасности и охраны труда в целях обеспечения безопасной рабочей окружающей среды для наемного персонала.

Можно предположить, что в ближайшие годы демонстрация соответствия системы управления предприятием требованиям охраны труда станет обязательной в условиях глобального рынка. Нам надо быть готовыми к этому.

Дальнейшее повышение имиджа наших предприятий связано с широким освоением так называемой «модели превосходства в бизнесе», по критериям которой проводятся европейские, российские и региональные конкурсы по качеству и может быть проведена самооценка деятельности предприятия. Результаты такой самооценки дают полное представление о возможностях предприятия и помогают найти инвесторов.

В Санкт-Петербурге впервые в России учеными-экономистами и специалистами по управлению качеством была разработана и освоена методика самооценки предприятий, которая позволила оценить результаты работы предприятий различных сфер деятельности и форм собственности. Это дало возможность определить рейтинг каждого предприятия, что позволяет объективно решать вопросы о государственной поддержке местными властями того или иного предпринимателя.

Но даже при получении инвестиций не всегда удается существенно повысить технический уровень производства. Дело в том, что из-за большой изношенности оборудования инвестиции направляются, в основном, не на новое строительство и коренную модернизацию, а на поддержание и «косметическое» улучшение действующих производств.

Инновационную деятельность осуществляют не более 4-5% наших предприятий, выделяя на эти цели, в среднем, менее 10% прибыли. Для коренного изменения темпов экономического роста необходимо развивать наукоемкие производства, базирующиеся на передовых технологиях. При этом надо выбирать ориентиры не на разработку технологий-аналогов уже имеющихся зарубежных решений по принципу «догоним и перегоним», а на создание технологических инноваций, направленных на получение качественно новых продуктов, не имеющих аналогов в мировой практике и обладающих поэтому чрезвычайно высокой конкурентоспособностью.

Технология является одним из восьми основных факторов глобальной конкурентоспособности. Россия занимает по этому показателю 55-е место из 59 стран, по которым проводилась оценка экспертами Всемирного экономического форума.

Из проведенного анализа следует, что важнейшим законодательным актом, направленным на повышение безопасности и качества жизни, является ФЗ-184. Поэтому необходимо осуществить на предприятиях и в организациях комплекс мероприятий по реформированию систем технического регулирования в соответствии с положениями этого закона.

Во-первых, с целью повышения конкурентоспособности отечественной продукции и развития экспортного потенциала руководителям предприятий и организаций необходимо принять меры по укреплению служб стандартизации и метрологии как необходимое условие успешной деятельности с учетом реформируемой системы стандартизации и выполнения требований ТР на продукцию, процессы (методы) производства, эксплуатации и утилизации.

Ни для кого не секрет, что службы стандартизации, метрологии и контроля качества за время проведения реформ на многих предприятиях были сокращены или даже ликвидированы в угоду мнимой экономии средств.

На предприятиях нужно также активизировать работу по управлению качеством, освоению передового опыта в этом деле с целью обеспечения высокого качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, выполняемых работ и предоставляемых услуг и выполнения требований Всемирной торговой организации.

Во-вторых, большое внимание необходимо уделить обучению специалистов и руководителей предприятий по проблемам реформирования технического регулирования. Одним из видов обучения может быть повышение квалификации и последипломное обучение в специализированных учебных заведениях, например, в негосударственном учебном заведении «Институт управления качеством», с получением второго диплома.

Кроме того, для руководителей предприятий и специалистов следует организовывать учебные семинары по проблемам реформирования технического регулирования.

В-третьих, нужно активнее включать специалистов ведущих промышленных предприятий, представителей отраслевой науки в состав рабочих групп по разработке ТР. А к разработке общеобязательных ТР, нормирующих требования по основным видам безопасности (экологическая, санитарная и т.д.), должны подключиться ученые академической науки. Провозглашенный в законе принцип прозрачности и информированности общественности должен помочь нам в этом деле.

И здесь важно подчеркнуть, что разработка любых стандартов (за исключением ТР) не будет финансироваться из государственного бюджета. Как принято на Западе, разработку новых стандартов в основном финансируют крупные фирмы. Поэтому и нашим предприятиям надо побыстрее включаться в процесс разработки нормативных документов, необходимых для производства и торговли.

Подключение специалистов промышленных предприятий, ко всему прочему, позволит производителям лучше и раньше подготовиться к внедрению новых требований и выпуску конкурентоспособной продукции.

В-четвертых, на каждом предприятии должны быть внедрены и сертифицированы системы менеджмента качества по ИСО 9000:2000 и охраны окружающей среды по ИСО 14000. При этом следует иметь в виду особенности новой версии указанных стандартов, основанных на так называемом «процессном подходе».

Процессный подход, как один из принципов всеобщего управления качеством, позволяет установить взаимосвязь целей в области качества со стратегий организации.

Благодаря внедрению систем менеджмента качества и окружающей среды (ИСО 9000 и ИСО 14000), предприятию удается определить и реализовать оптимальные бизнес-процессы. В результате предприятие выпускает высококачественную продукцию и может добиться удовлетворения нужд потребителей, что, в свою очередь, даёт позитивный имидж организации, вдохновляющий и стимулирующий как акционеров (владельцев) фирмы, так и, соответственно, персонал. Всё это позволяет иметь оптимальные затраты и держать оптимальные цены.

В-пятых, очень важно, чтобы предприятия освоили и систематически применяли метод самооценки своей деятельности, принимали активное участие в конкурсах на национальные и региональные премии по качеству, в других акциях и программах по качеству. Кстати, это направление деятельности сегодня очень популярно на Западе. Достаточно напомнить о Европейской премии по качеству, модели «превосходства в бизнесе», разработанной под руководством Европейского Фонда управления качеством (EFQM). В этой работе активное участие принимают российские специалисты.

Таким образом, новая система технического регулирования, создаваемая в соответствии с ФЗ-184, а также системы управления качеством, формируемые на основе Международных стандартов ИСО серии 9000 и серии 14000, и применение самооценки на основе «модели превосходства в бизнесе» обеспечивают благоприятные условия для развития отечественной экономики, одновременно защищая наш рынок от недоброкачественной продукции, что в итоге ведет к повышению качества жизни.

Литература

Аронов И., Версан В., Теркель А. Основные вопросы задания требований безопасности в технических регламентах // Стандарты и качество. 2003. № 9. С. 16-18.

Аронов И.З., Версан В.Г. Задание требований безопасности - ключевой вопрос технического регулирования. М.: ВНИИС, 2004.

Версан В. Актуальные проблемы введения в действие Федерального закона «О техническом регулировании» // Стандарты и качество. 2003. № 5. С. 17-21.

Версан В.Г. Регулирование рынка. Баланс интересов производителей и потребителей. М.: ВНИИС, 2002.

Окрепилов В.В. Экономика качества жизни // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2003. № 4. С. 3-9.

Окрепилов В.В. Проблемы создания системы технического регулирования в связи с вступлением России в ВТО // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2004. № 4.

Окрепилов В.В. Проблемы повышения качества жизни в Северных регионах и стратегия социально-экономического развития Северо-Западного Федерального округа на период до 2015 г. // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2004. № 1.

Окрепилов Владимир Валентинович. Доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАН. С 1965 г. работал на Ленинградском заводе радиотехнического оборудования. В 1970-79 гг. находился на комсомольской и партийной работе. С 1979 г. - главный инженер НПО «ВНИИМ им. Д.И.Менделеева», с 1986 г. - директор Ленинградского центра стандартизации и метрологии Госстандарта СССР, с 1990 г. - генеральный директор ФГУ «Центр испытаний и сертификации - С.-Петербург» (ФГУ «ТЕСТ - С.-Петербург»). Член Президиума РАН. Заместитель председателя Президиума Санкт-Петербургского научного центра РАН, заместитель председателя Научно-технического совета при Правительстве Санкт-Петербурга.