Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2 (23) Июнь 2005г

Некоторые вопросы природопользования на региональном уровне

Чернышев А.А., глава администрации Оренбургской области

Оренбуржье известно в стране как область с ярко выраженной сельскохозяйственной направленностью, но одновременно обладающая значительным минерально-сырьевым потенциалом. На начало текущего года доля земель, находящихся в частной собственности, превысила 61% всей территории региона. Сегодня уже никого не нужно убеждать в том, что вопросы природопользования (будь то земельные либо водные ресурсы, либо участки недр) необходимо решать комплексно. В связи с этим хотелось бы привлечь внимание читателей к проблеме использования участков недр, расположенных под поверхностью земель категории сельскохозяйственного назначения, в том числе находящихся в коллективно-долевой собственности граждан.

В соответствии с Законом РФ «О недрах» на стадии лицензирования требуется предварительное согласие органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования.

Выполнение этого положения сопряжено с трудностями:

1. В настоящее время среднее число сособственников земли в одном хозяйстве колеблется от 500 до 800 человек, многие из которых за последнее десятилетие ушли из жизни, эмигрировали, по тем или иным причинам не вступили в права собственности. Из-за реального отсутствия собственников земли (при их юридическом наличии) невозможно осуществить процедуры согласования земельного отвода, изъятия земель для государственных нужд, перевода их из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения.

В результате недропользователи оказываются в правовом тупике: государственная регистрация прав на занимаемые земельные участки и, соответственно, объекты недвижимого имущества становится практически невозможной.

2. Отвод участка в окончательных границах производится после утверждения проекта работ по недропользованию. Отнесение земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения предусматривает соответствующий правовой режим его использования, и поэтому для проведения работ, связанных с геологическим исследованием и последующим использованием недр, необходимо его изъять на основании соответствующих статей Земельного и Гражданского кодексов РФ с возмещением собственникам земельного участка выкупной цены, включающей в себя в том числе убытки и потери сельскохозяйственного производства, а также осуществить перевод земли в категорию промышленности.

Согласно Положению о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства, утвержденному Постановлением Совета Министров - Правительством РФ от 28.01.93 № 77, при изъятии и предоставлении земель для несельскохозяйственных нужд размеры убытков и потерь устанавливаются при предварительном согласовании места размещения объекта и затем уточняются на стадии изъятия и предоставления земельных участков. То есть, планирование затрат на проведение мероприятий по изъятию земельных участков и их переводу должно осуществляться на стадии получения лицензии недропользователем и оговариваться в условиях лицензирования, чего в настоящее время не делается.

В целом, сегодня уже очевидна необходимость реформирования и самого недропользования, и Правительство России уже делает определенные шаги в этом направлении. В целях решения задач создания эффективной системы рационального использования природных ресурсов, поставленной в Послании Президента РФ Федеральному Собранию на 2004 г., подготовлен в новой редакции Закон РФ «О недрах», который кардинально отличается от действующего в настоящее время.

Этот законопроект предусматривает отказ от разрешительной системы государственного управления и ввод договорных отношений. На смену лицензиям придут договора на пользование участками недр с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество. При этом уже выданные лицензии сохранят свою силу на период их действия, а их владельцам предоставлена возможность переоформить (при желании) эти лицензии в договора. Разрешение же вторичного оборота прав на пользование недрами будет распространяться только на договора, что в свою очередь определяет приоритетность договорных отношений, предлагаемых государством. Ввод в сферу недропользования элементов гражданско-правовых отношений, безусловно, будет способствовать активизации процессов развития рынка.

С целью повышения взаимной ответственности государства и недропользователя за рациональное использование недр законопроектом предусматривается широкое применение экономических санкций в случаях нарушения договорных обязательств. Так, за невыполнение отдельных условий договора будут взиматься неустойки и штрафы или реально возмещаться ущерб в размерах, установленных договором (например, за нарушение стадийности и сроков проведения работ, предоставления документации, повреждения участка недр и др.).

К сожалению, в законопроекте не учтен ряд предложений и рекомендаций концептуального характера, в результате чего он не охватывает некоторые крупные проблемы, накопившиеся в недропользовании за предыдущие годы.

При всей положительной направленности законопроекта на наведение порядка в сфере недропользования путем внедрения гражданско-правовых отношений при пользовании недрами, выдаче разрешений на вторичный оборот прав, несмотря на разрешение широкого применения экономических санкций, строгой регламентации стадийности работ, законопроект предлагает фактически закрепить в одностороннем порядке полномочия Федерации по распоряжению основными природными ресурсами региона, нарушая тем самым ст. 72 Конституции РФ, относящую эти вопросы к совместному ведению.

Распоряжение участками недр, содержащими месторождения углеводородного сырья, рудных полезных ископаемых, месторождения подземных вод полностью отнесено к полномочиям Федерации с оговоркой «при участии субъектов Федерации», которая подразумевает право регионов вносить предложения при формировании федеральными органами программ предоставления указанных участков недр (без всякой обязательности учитывать их) и участие представителей субъекта Федерации в аукционных комиссиях. При этом договор с победителем аукциона заключает уполномоченный федеральный орган. Контрольные функции по исполнению договора тоже возложены на федеральные органы власти.

Участие региона в распоряжении недрами, находящимися на его территории, не должно быть декларативным.

Одновременно хотелось бы отметить, что и в новом законопроекте вопросы предоставления земельных участков пользователям недр остались неурегулированными. В частности, по-прежнему отсутствуют нормы по отнесению затрат на пользователей недр, равно как и в случае изъятия земельных участков путем выкупа для государственных нужд.

Думается, что внесение дополнительных норм, необходимых для обеспечения сбалансированности полномочий федеральных и региональных органов государственной власти Российской Федерации, реального участия регионов в распоряжении недрами на их территориях, регулирования затратных механизмов при оформлении прав недропользователей на земельные участки, будет способствовать решению задач рационального использования имеющейся минерально-сырьевой базы, создания условий для ее расширенного воспроизводства, формирования адекватной системы государственного управления, системы ресурсных и земельных платежей.

Чернышев Алексей Андреевич. В 1991-93 гг. - член Верховного Совета РСФСР, председатель Комитета по социальному развитию села, аграрным вопросам и продовольствию. В 1993-94 гг. - первый заместитель Министра сельского хозяйства РФ. Депутат Государственной Думы ФС РФ первого и второго созывов, возглавлял Комитет по аграрным вопросам. С 1999 г. - глава администрации Оренбургской области. В 2000-02 гг. - член Совета Федерации ФС РФ, с 2002 г. - член Государственного Совета РФ.