Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2 (23) Июнь 2005г

Региональная политика - это обеспечение экономического роста и повышение жизненного уровня населения Волгоградской области

Максюта Н.К., глава администрации Волгоградской области

В последние годы в Волгоградской области активно совершенствуется региональный экономический механизм государственного регулирования рыночных отношений. Обеспечен экономический рост.

Реализуется Программа социально-экономического развития Волгоградской области на 2004, 2005 гг. и на период до 2010 г., которая включена в реестр программ субъектов РФ Минэкономразвития России и принята законом Волгоградской области от 21.11.03 № 885-ОД. Программа направлена на повышение реальных денежных доходов населения, увеличение заработной платы, сокращение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, предотвращение депопуляции населения - создание условий для увеличения продолжительности жизни, прироста населения.

При этом инвестиционная политика является приоритетным направлением деятельности органов власти. На территории области действует и совершенствуется нормативно-правовая база, обеспечивающая благоприятный режим для привлечения отечественных и иностранных инвестиций

В экономику региона за последние 4 года направлено более 80 млрд руб. инвестиций (темпы роста в сопоставимых ценах за 2004 г. в сравнении с 2003 г. составили 112%). Привлечено более 300 млн долл. США иностранных инвестиций на развитие предприятий топливно-энергетического комплекса, пищевой промышленности, связи и других отраслей. В рамках программных мероприятий из федерального бюджета получено 4,8 млрд руб., из средств областного бюджета освоено 4 млрд руб. Следует отметить рост вложения инвестиций в основной капитал на охрану и рациональное использование природных ресурсов предприятиями и организациями области в 2004 г. в сопоставимых ценах в 2,4 раза по сравнению с 2003 г. (600 млн руб.).

Принимаемые меры в 2001-2004 гг. позитивно отразились на развитии экономики (отмечался рост валового регионального продукта на 129,5% в сопоставимых ценах). И, как следствие этого, наблюдалось повышение качества жизни граждан: реальные располагаемые денежные доходы выросли в 1,4 раза, а доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась с 32,5 до 20,4%. Отмечается рост рождаемости (в 2001 г. - 23 тыс. детей, в 2002 г. - 24,7 тыс. детей, в 2003 г. - 25 тыс. детей, в 2004 г. - 25,7 тыс. детей). Наблюдается снижение смертности по отношению к предыдущему году.

Прирост объемов промышленного производства в сопоставимых ценах за 2001-04 гг. составил более 14%, за 4 года в промышленность направлено инвестиций более чем на 27 млрд руб.

Работа органов власти с крупными предприятиями строится на основе соглашений о социально-экономическом сотрудничестве, которые определяют принципы договорного регулирования социально-трудовых отношений между бизнес-сообществом и властью. Такие соглашения применяются в нашей области уже третий год подряд. Если в 2002 г. было подписано 34 договора, то в 2004 г. - 70.

За 4 года в нашей области введены крупные производственные мощности. Строились нефтяные скважины эксплуатационного бурения, линии электропередач, магистральные нефтепроводы.

При поддержке администрации Волгоградской области на базе муниципального предприятия “Автоколонна-1732” в г. Волжском проведена реконструкция, техническое перевооружение производства, налажен выпуск собственных моделей автобуса «Волжанин». Их разработка осуществлялась совместно со специалистами немецкой фирмы, входящей в состав концерна «MAN», при этом цена автобуса значительно ниже, чем у его аналогов, выпускаемых Белоруссией, Украиной, странами дальнего зарубежья. Предприятие планирует наладить производство новых перспективных моделей: автобуса междугороднего класса, подобного которому в России пока нет, большого туристического автобуса и низкопольного автобуса для таких мегаполисов, как Москва и Санкт-Петербург.

Комплексная реконструкция и модернизация производства осуществляется в ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка», что позволило предприятию повысить качество выпускаемой продукции до уровня европейских норм и заметно улучшить экологическую обстановку в регионе.

Усилия коллектива ОАО «Волжская ГЭС» по техническому перевооружению и реконструкции всего комплекса позволили значительно повысить надежность и безопасность работы ГЭС.

Введены новые мощности по производству литой стальной заготовки на Фроловском электросталеплавильном заводе; введена в строй линия непрерывной разливки стали, идет реконструкция и модернизация сталеплавильного и прокатного производства на ЗАО "Волгоградский металлургический завод "Красный Октябрь".

На ОАО «Волжский трубный завод» введена новая линия по нанесению на трубы антикоррозийных и теплоизоляционных покрытий, не имеющая аналогов в России.

Важнейшей составляющей экономики Волгоградской области является внешнеэкономическая деятельность.

Стабилизация промышленного производства в нашей области на протяжении последних лет обеспечивалась во многом за счет поставок продукции на внешние рынки. Экспортные поставки в отдельные годы достигали 30% внутреннего валового продукта, что было обусловлено либерализацией внешнеэкономической деятельности, а также сохранением спроса на продукцию волгоградских производителей. Благодаря этому заметно укрепились позиции отдельных экспортоориентированных отраслей, что обеспечило относительно стабильное положение в топливно-энергетическом и металлургическом комплексах, химическом производстве.

Объем внешнеторгового оборота области в 2004 г. составил 1,81 млрд долл. США с приростом к уровню 2003 г. на 5,4%. Продолжается рост экспорта волгоградских товаров, общий объем которого оценивается в 1,4 млрд долл. США. В сферу внешнеэкономической деятельности вовлечены свыше 500 российских предприятий региона и более половины предприятий с иностранными инвестициями. Крупнейшими участниками внешнеэкономических связей в промышленности являются ООО «ЛУКойл-Нижневолжскнефть», ОАО «Волгоградский алюминий», ОАО «Волжский Оргсинтез», ОАО «Волжский трубный завод», ООО СП «Волгодеминойл».

Мощный промышленный потенциал нашей области обусловлен еще и ее выгодным месторасположением. Волгоградскую область не зря называют главными воротами юга России. Через ее территорию проходят важные железнодорожные, автомобильные, водные и воздушные трассы.

В регионе имеется развитая инфраструктура для обслуживания межрегиональных потоков: Волгоградский, Волжский и Калачевский речные порты, международный аэропорт, мощный железнодорожный узел, магистральные автодороги Москва-Волгоград-Астрахань, Сызрань-Саратов-Волгоград, Волгоград-Каменск-Шахтинск, Волго-Донской судоходный канал, входящий в международный транспортный коридор.

Наша область входит в число крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции Российской Федерации. На долю сельского хозяйства приходится шестая часть валового регионального продукта. В агропромышленном комплексе работает пятая часть занятых в экономике региона. Население сельской местности составляет четверть населения области.

У нас активно развивается многоукладное сельскохозяйственное производство. Функционируют крупные коллективные сельхозпредприятия, 12 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, 247 тыс. личных подсобных хозяйств, различные кооперативные образования и объединения холдингового типа.

В 2004 г. объем производства продукции сельского хозяйства составил 37 млрд руб., или 110,9% к уровню 2003 г. Выращен и убран рекордный за последние годы урожай - 4 млн т зерна (128% к сбору зерновых 2002 г., 177% - к 2003 г.) при средней урожайности 20,1 центнера с гектара. Это позволило полностью обеспечить собственные потребности в фураже, семенах, заполнить продовольственные фонды и реализовать за пределы области большую партию волгоградского зерна. Замечу, что в нашей области производство зерна всегда было и остаётся основной задачей и является важным вкладом в продовольственную безопасность России. В последние годы мы сделали значительный шаг вперед в растениеводстве. Происходит увеличение посевных площадей. Так, в прошлом году они составляли 2,9 млн га, что на 14,1% больше, чем в 2003 г. С увеличением посевных площадей увеличиваются и площади, отводимые под чистые пары.

Это повлияло на укрепление экономики села. Из года в год сокращается количество убыточных предприятий. Значительно улучшились финансовые результаты работы сельхозорганизаций. Минувший год они завершили с прибылью 1,7 млрд руб. Уровень рентабельности сельхозпроизводства вырос с 7,3% в 2003 г. до 22,9% в прошлом году, а доля убыточных хозяйств сократилась с 37% до 27%.

Наша область является лидером по привлечению средств населения для кредитования малого и среднего бизнеса через кредитную потребительскую кооперацию. Создано и действует 116 кредитных потребительских кооперативов, охватывающих 99 тыс. человек. Только в минувшем году ими выдано займов на сумму 1,4 млрд руб., в том числе субъектам малого предпринимательства - 600 млн руб.

Рост экономики Волгоградской области способствует развитию финансово-кредитной системы и возможностей бюджета Волгоградской области по кредитованию реального сектора экономики и оказанию финансовой помощи гражданам, проживающим на территории области. В 2004 г. объемы кредитов, выданных кредитными организациями, составили 79 млрд руб., в том числе физическим лицам - 12,4 млрд руб.

Осуществляется государственная поддержка на реализацию социально значимых инвестиционных проектов из средств бюджета развития Волгоградской области. Предоставлено государственных гарантий Волгоградской области на 58,2 млн руб. Увеличиваются расходы областного бюджета на оказание финансовой помощи населению в виде субсидий и ипотечных кредитов на приобретение жилья. На эти цели в 2004 г. выдано 54,4 млн руб.

Развивается система негосударственного пенсионного обеспечения. Получают развитие паевые инвестиционные фонды, которые в последние годы стали предлагать более гибкую систему инвестирования имущественных паев населения в экономику.

Позитивное развитие экономики сохраняет за Волгоградской областью позиции высокодоходного региона. Поступления в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды на территории Волгоградской области в 2004 г. составили 46,5 млрд руб., что на 118% выше уровня 2003 г.

По действующей сегодня на федеральном уровне системе межбюджетных отношений, направленной на выравнивание бюджетной обеспеченности, Волгоградская область стала дотационным регионом. Чем больше мы работаем по увеличению налоговых платежей, собираемых на территории региона, тем меньше у нас остается налогов. Счетной палатой Российской Федерации по результатам проверки Волгоградской области осенью 2004 г. сделаны выводы о том, что при другой политике межбюджетных отношений область могла бы быть финансово самодостаточным регионом. На мой взгляд, система межбюджетных отношений должна способствовать экономическому росту, вызывать заинтересованность региональных органов власти в таком росте, а не порождать иждивенческие настроения.

Ослабляет позиции региональных органов власти проводимое за счет бюджетов территорий реформирование налогового законодательства. Выпадающие доходы Волгоградской области с начала реформ за счет отмены и изменения нормативов зачисления налогов составили: в 2001 г. - более 3 млрд руб., в 2004 г. - уже 8 млрд руб., в 2005 г. - более 10 млрд руб. При этом наблюдается тенденция, когда субъектам Российской Федерации передаются трудно собираемые и нестабильные виды налогов.

Программой социально-экономического развития Волгоградской области на 2004, 2005 г. и на период до 2010 г. на текущий год предусмотрены рост рождаемости на 3%, увеличение продолжительности жизни, рост реальных располагаемых денежных доходов на 12,2%, снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума до 19%. Кроме того, планируется рост среднеобластной заработной платы до 6,1 тыс. руб. на одного работающего при прожиточном минимуме 2,2 тыс. руб.

С 01.01.05 и для федеральных, и для региональных льготников в нашей области сохранены в натуральном выражении льготы по оплате услуг ЖКХ (содержание и ремонт жилищного фонда, твердое топливо, коммунальные услуги: газо-, электро-, водо-, теплоснабжение, канализация).

Политика стимулирования экономического роста и развития производственного потенциала позволяет ожидать к концу текущего года объем валового регионального продукта в сумме 191,2 млрд руб., что в расчете на одного жителя составит 72 тыс. руб. в год.

В этом году мы планируем получить рост объемов производства продукции промышленности на 5%, сельского хозяйства - на 8%, объема инвестиций в основной капитал - на 6%, оборота розничной торговли - на 14% в сопоставимых ценах к уровню 2004 г. Доходы Волгоградской области в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды на 2005 г. рассчитаны в сумме 50,7 млрд руб., что составит 109% к уровню 2004 г.

Продолжится работа по подготовке региона, товаропроизводителей к вхождению России во Всемирную торговую организацию (ВТО), включая приведение в соответствие с нормами ВТО региональной нормативно-правовой базы, содействие предприятиям по выпуску стандартизированной и сертифицированной продукции, соответствующей техническим, санитарным, экологическим нормам и требованиям.

Важнейшим направлением останется обеспечение жителей Волгоградской области доступным жильем:

  • содействие развитию институтов долгосрочного жилищного кредитования граждан, в том числе ипотечного кредитования;
  • сокращение административного вмешательства и оптимизация налогообложения на рынке жилья;
  • внедрение открытых конкурсных процедур предоставления застройщикам прав собственности на земельные участки;
  • определение порядка предоставления жилья на условиях социального найма;
  • ликвидация ветхого и аварийного фонда.

В 2005 г. предусматривается ввод 530 тыс. м2 жилья.

Максюта Николай Кириллович. В 1971-95 гг. работал на Волгоградском судостроительном заводе. Начал работу помощником мастера, был заместителем начальника, начальником цеха, начальником производства. В середине 1980-х гг. стал директором завода. С 1995 г. - председатель Волгоградской городской Думы (позднее - Совет народных депутатов). С 1996 г. - губернатор Волгоградской области, в 1996-2000 гг. - член Комитета Совета Федерации ФС РФ по бюджету, налоговой политике, финансовому, таможенному и валютному регулированию, банковской деятельности.