Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2 (23) Июнь 2005г

Выступление заместителя Председателя Государственной Думы ФС РФ Г.В.Бооса

При подготовке пакета законопроектов по формированию рынка доступного жилья - мы его так между собой называли, а готовить этот пакет начали еще с осени 2003 г., многие вопросы, которые сегодня здесь обозначаются, нашли свое отражение. Например, найдены механизмы по снижению первоначального взноса, и эти механизмы содержатся в пакете. Сегодняшний первоначальный взнос не может превышать 10%, если используется при этом страхование 20% стоимости жилья. И в этом случае, соответственно, страховые компании просто делят риски с банками. Весь пакет мер, если говорить про основные категорийные меры, можно свести к 26 мерам по стимулированию предложения и к 23 мерам по стимулированию спроса. При этом мы объявили о новой жилищной политике, когда мы не будем раздавать всем бесплатно жилье за счет государства, а на самом деле - за счет денег налогоплательщиков, и это жилье будет бесплатно потом приватизироваться. Мы сказали: давайте все покупать жилье и строить жилье, мы будем помогать в этом всем, кто находится на грани и не сможет этого делать сам. А вот кто находится за гранью, т.е. непосредственно малоимущие, кому государство должно оказать помощь в виде предоставления бесплатного жилья, эти категории получат бесплатное жилье в виде социального жилья. И принятие этих мер, в общем, должно привести к системным решениям в течение длительного времени, причем потребность наша в ходе разработки этого пакета была оценена; были проведены многочисленные социальные срезы и исследования. Мы должны примерно 150 млн м2 жилья строить в год, и тогда в течение 20 лет (без учета динамики изменения спроса, без учета динамики изменения требований к комфортности жилья) мы в состоянии обеспечить всех желающих и нуждающихся жильем. Задача грандиозная, и если для этой задачи не создать каких-то системных механизмов, когда на адекватные изменения, на изменение спроса и требования на рынке будет адекватно реагировать сам рынок, ее решить было нельзя.

К сожалению, должен сказать, что есть у нас несколько мер, которые пока еще остались непринятыми, причем эти меры как раз из серии мер, стимулирующих предложение на рынке, т.е. строительство жилья. Одна из ключевых мер - это мера по концессионным соглашениям, по которым мы привлекаем частный капитал в развитие инженерной инфраструктуры. Муниципальный рынок сегодня ждет от нас этого закона, без этого закона никакие соглашения не могут заключаться в этой сфере и, соответственно, никакой частный капитал сюда не течет. И развитие инфраструктуры с привлечением частного капитала будет происходить весьма ограниченно.

Одна из ключевых мер - это мера по концессионным соглашениям, по которым мы привлекаем частный капитал в развитие инженерной инфраструктуры. Муниципальный рынок сегодня ждет от нас этого закона, без этого закона никакие соглашения не могут заключаться в этой сфере и, соответственно, никакой частный капитал сюда не течет. И развитие инфраструктуры с привлечением частного капитала будет происходить весьма ограниченно.

Второй закон - это закон, который связывает интересы муниципалитета с развитием именно жилья, это введение налога на недвижимость в этой сфере для жилищных объектов и привязка его, отдача его полностью в местные бюджеты. И это местный налог на недвижимость. Введение этого налога вместо налога на имущество физических лиц и налога на землю, причем отдача его на места означает передать им управление этим налогом. Это вообще международная практика, по этому принципу развиваются многие страны. И, регулируя на месте этот налог, они делают этот налог основным источником своего бюджета. Этот закон тоже, к сожалению, пока еще не принят. И нам надо его принять.<…>

В течение последних 5 лет неукоснительно росли реальные денежные доходы населения. Но при этом у нас строительный рынок, с одной стороны, был сильно забюрокрачен, сильно коррумпирован, сильно монополизирован и сильно непрозрачен. Наш пакет в значительной степени эти узелки и должен был развязать. Без подвижек в этом направлении рост доходов адекватно просто отражался в цене. Если в прошлом году доходы выросли на 26% - на 26% выросла цена на жилье. В позапрошлом году выросла еще на 26% - и еще на 26% выросла цена на жилье. И так все годы, начиная с 2000 по 2004 г. включительно, все годы. Если вы посмотрите, вы увидите, что рынок реагировал ровно так. Причем объемы строительства жилья увеличивались в существенно меньшей степени.

Если в прошлом году доходы выросли на 26% - на 26% выросла цена на жилье. В позапрошлом году выросла еще на 26% - и еще на 26% выросла цена на жилье. И все годы, начиная с 2000 по 2004 г. включительно, рынок реагировал так. Причем объемы строительства жилья увеличивались в существенно меньшей степени.

В этой связи я считаю, что у сегодняшних мер по стимулированию спроса больше социальный ориентир, социальная направленность: показать всем, что мы будем участвовать в решении этих вопросов, в решении жилищных вопросов для людей. И при этом деятельность АИЖК, на мой взгляд, должна сегодня сводиться уже в меньшей степени к рефинансированию кредитов, а в большей степени - к субсидированию процентной ставки для отдельных категорий семей, кому государство показывает как социальную программу: мы этим семьям будем помогать. Это, в первую очередь, конечно, и молодые семьи, и бюджетники, и увольняемые офицеры, и многие-многие другие категории, кому государство собирается помогать решать жилищные вопросы. Вот им мы можем реально закладывать субсидирование.

Второй инструмент, который у нас есть, это инструмент государственных жилищных сертификатов - тоже инструмент стимулирования спроса. И здесь он может играть тоже на рынке либо в виде частичной стоимости жилья, либо даже полной стоимости оплаты жилья. При этом он точно так же должен фигурировать для определенных категорий семей. К чему я все это говорю? Мы должны полностью пересмотреть нашу программу «жилище», которая составлялась еще в те годы. Сегодня мы должны эту программу всю изменить и скорректировать меры по стимулированию спроса, и здесь у нас два инструмента: это инструмент субсидирования процентной ставки по ипотечным кредитам и инструмент - государственный жилищный сертификат, и меры по стимулированию предложений. Здесь я предлагаю основной акцент сфокусировать на первые несколько лет.

У нас в 2006 г. может произойти снижение темпов строительства жилья, потому что мы исчерпываем лимит точечной застройки. Неразвитость инфраструктуры и отсутствие свободных земельных участков с развитой инфраструктурой может привести к тому (а точечную застройку мы проводили очень активно в эти годы), что у нас просто будет дефицит строительных площадок. Причем подготовка строительной площадки с инфраструктурой требует времени. И если мы сейчас не вмешаемся в эту ситуацию (причем тот закон о концессиях, все наши меры по стимулированию предложения более инерционны, у них есть представительный процесс определенный, они пока подоспеют на рынок - цены уже уйдут, потому что меры по стимулированию спроса менее инерционны, очень быстрые в действии) рынок уже отреагирует, и потом отыгрывать этот рынок будет всегда тяжелее.

Поэтому в этой связи я предлагаю внести пункт по реформированию ФЦП «Жилище», где предусмотреть, начиная уже с этого года, если будет такая возможность, предоставление бюджетных ссуд на развитие инфраструктуры из расчета, что сколько-то тратит федеральный бюджет, сколько-то региональный, сколько-то муниципальный бюджет, для того чтобы нам активизировать рынок развития инфраструктуры, проскочить пиковый период и дальше подойти уже к тому моменту, когда будут работать у нас и концессионные соглашения, и другие институты по развитию инфраструктуры.

Кроме этого, запустить подпрограммы в ФЦП «Жилище» по стимулированию различных новых форм, внедрения новых форм в управление жильем (всевозможные товарищества собственников жилья) и придания конкурентной, рыночной прозрачной системы как эксплуатации жилья, так и эксплуатации инфраструктуры, стимулирование притока туда частного капитала.