Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2 (23) Июнь 2005г

От главного редактора

Бочков С.О., главный редактор

Право - отражение моделей, концепций, политических воззрений, обычаев делового оборота. Юридическое сознание нацелено на то, чтобы блюсти «форму», «букву» закона. Профессионалы юридической сферы - судьи, работники правоохранительных органов, адвокаты, юристы - должны мыслить не категориями «целесообразности», а категориями законности.

«Разумность», «целесообразность» должны обеспечиваться на этапе разработки и принятия законов. Соответственно, особая ответственность лежит на тех, кто сегодня реально формирует правовую систему - на соответствующих органах исполнительной власти, на законодателях, на структурах гражданского общества.

Какие же принципы должны лежать в основе концептуальных моделей экономики?

Представляется, это самый сложный вопрос, неопределенность в котором и влияет негативно на весь ход экономических реформ за два последних десятилетия. Из-за этого законодательство развивается непоследовательно, не отражает реалий практической экономической жизни, возникают диспропорции в развитии экономики, медленно решаются социальные проблемы.

Одна старая притча говорит о трех носильщиках камней, занятых на строительстве храма. На вопрос: «что ты делаешь?», - первый ответил: «вожу тяжелые камни», второй - «зарабатываю на хлеб семье», третий - «строю храм Богу».

Представляется, этот вопрос может быть задан и каждому из нас, и разработчикам экономической политики государства. В зависимости от того, какие задачи ставит перед собой человек, такой результат он и получает.

Православное понимание познания, возможности человека постижения законов природы и жизни согласно с этими законами говорит о том, что верное, истинное познание возможно только нравственным, духовным человеком. Если природа человека извращена, то и его познание будет ложным, и принесет ужасные плоды. Полагаю, это относится не только к науке и техническому прогрессу, но и к экономической стороне развития общества, ведь и экономика основывается на базовых объективных закономерностях.

«Покорение» природы ведет к глобальной экологической катастрофе. Глобализация экономики, ориентированной только на прибыль, ведет к духовному обнищанию, нравственному кризису, утрате национальных корней, гуманитарным катастрофам, тягчайшим социальным конфликтам, которые приводят в свою очередь к новым угрозам, таким как наркотрафик и терроризм.

Так получилось, что наше общество, оторвавшееся от своей православной традиции, базы, оказалось неспособным критически задаться вопросом: а какие нравственные, духовные принципы лежат в основе тех экономических моделей, которые были предложены нам Западом и которые мы стали копировать?

Когда началась перестройка, либерализация экономики, приватизация, когда открылся доступ к внешней торговле - в этом увидели в первую очередь открывшиеся возможности. Многие из них действительно положительные - реализация творческого потенциала энергичных предпринимателей, удовлетворение материальных потребностей людей, широкий обмен идеями и новейшими достижениями.

Но не оценили «оборотную сторону медали».

Ее мы видим сейчас. Она - в духовном кризисе, нигилизме и прагматизме молодого поколения. В демографическом кризисе. В разрушении целых отраслей промышленности, с неизбежными социальными последствиями. В «утечке умов», кризисе отечественной науки. В переориентации экономики на сырьевой сектор. В огромном имущественном расслоении населения. В коррумпированности государственных структур.

Принципы капитализма в чистом виде - «выживает сильнейший», «каждый сам за себя», «если ты умный, то почему не богатый» - ориентация в первую очередь на материальные, а не на духовные ценности. Западные философские концепции и вероисповедания во многом приспособились к идейному обоснованию, оправданию стремления к богатству.

Иначе относится к богатству Православие. Православное видение богатства - это тяжелейшее испытание, искушение, которое очень трудно пройти человеку. Испытание более трудное, чем бедность. Правильное использование богатства - это обращение его на пользу людям. Как возможность особенного служения.

Мне представляется, что много общего в православном отношении к богатству можно найти и у таких наших традиционных конфессий, как ислам и буддизм.

Если посмотреть на тысячелетнюю историю России - мы видим принципы общинности, служения отечеству, подотчетности верховной власти Богу, «симфонии» светской и религиозной власти. Катастрофы в истории страны наступали тогда, когда осуществлялся отказ от наших духовных путей. И спасение всегда наступало на пути возврата к нашим духовным идеалам.

Если посмотреть на нашу экономическую политику за два десятилетия с этой стороны - к каким выводам мы придем?

Во-первых, духовные, нравственные корни государственной политики в области экономики не были в достаточной степени поняты, осознаны, по ним не был достигнут общественный консенсус, соответственно, народ в значительной степени устранился от реформ, считая их делом «верхов».

Во-вторых, необходимо признать, что в экономической политике были допущены принципиальные, системные ошибки, без осознания которых мы не сможем сформировать целостную концепцию дальнейшего экономического развития.

В-третьих, определенные позитивные сдвиги наметились, но чтобы они стали главной линией развития, необходима широкая дискуссия, поддержка преобразований со стороны общества, формирование институтов «гражданского общества», создание демократии в интересах широких слоёв населения.

Главный редактор,
Председатель движения «За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей»
С. О. Бочков