От главного редактора
Бочков С.О., главный редактор
Право - отражение моделей, концепций,
политических воззрений, обычаев делового
оборота. Юридическое сознание нацелено на то,
чтобы блюсти «форму», «букву» закона.
Профессионалы юридической сферы - судьи,
работники правоохранительных органов, адвокаты,
юристы - должны мыслить не категориями «целесообразности»,
а категориями законности.
«Разумность», «целесообразность»
должны обеспечиваться на этапе разработки и
принятия законов. Соответственно, особая
ответственность лежит на тех, кто сегодня
реально формирует правовую систему - на
соответствующих органах исполнительной власти,
на законодателях, на структурах гражданского
общества.
Какие же принципы
должны лежать в основе концептуальных моделей
экономики?
Представляется, это
самый сложный вопрос, неопределенность в котором
и влияет негативно на весь ход экономических
реформ за два последних десятилетия. Из-за этого
законодательство развивается непоследовательно,
не отражает реалий практической экономической
жизни, возникают диспропорции в развитии
экономики, медленно решаются социальные
проблемы.
Одна старая притча
говорит о трех носильщиках камней, занятых на
строительстве храма. На вопрос: «что ты делаешь?»,
- первый ответил: «вожу тяжелые камни», второй - «зарабатываю
на хлеб семье», третий - «строю храм Богу».
Представляется, этот
вопрос может быть задан и каждому из нас, и
разработчикам экономической политики
государства. В зависимости от того, какие задачи
ставит перед собой человек, такой результат он и
получает.
Православное
понимание познания, возможности человека
постижения законов природы и жизни согласно с
этими законами говорит о том, что верное,
истинное познание возможно только нравственным,
духовным человеком. Если природа человека
извращена, то и его познание будет ложным, и
принесет ужасные плоды. Полагаю, это относится не
только к науке и техническому прогрессу, но и к
экономической стороне развития общества, ведь и
экономика основывается на базовых объективных
закономерностях.
«Покорение» природы
ведет к глобальной экологической катастрофе.
Глобализация экономики, ориентированной только
на прибыль, ведет к духовному обнищанию,
нравственному кризису, утрате национальных
корней, гуманитарным катастрофам, тягчайшим
социальным конфликтам, которые приводят в свою
очередь к новым угрозам, таким как наркотрафик и
терроризм.
Так получилось, что
наше общество, оторвавшееся от своей
православной традиции, базы, оказалось
неспособным критически задаться вопросом: а
какие нравственные, духовные принципы лежат в
основе тех экономических моделей, которые были
предложены нам Западом и которые мы стали
копировать?
Когда началась
перестройка, либерализация экономики,
приватизация, когда открылся доступ к внешней
торговле - в этом увидели в первую очередь
открывшиеся возможности. Многие из них
действительно положительные - реализация
творческого потенциала энергичных
предпринимателей, удовлетворение материальных
потребностей людей, широкий обмен идеями и
новейшими достижениями.
Но не оценили «оборотную
сторону медали».
Ее мы видим сейчас. Она
- в духовном кризисе, нигилизме и прагматизме
молодого поколения. В демографическом кризисе. В
разрушении целых отраслей промышленности, с
неизбежными социальными последствиями. В «утечке
умов», кризисе отечественной науки. В
переориентации экономики на сырьевой сектор. В
огромном имущественном расслоении населения. В
коррумпированности государственных структур.
Принципы капитализма в
чистом виде - «выживает сильнейший», «каждый сам
за себя», «если ты умный, то почему не богатый» -
ориентация в первую очередь на материальные, а не
на духовные ценности. Западные философские
концепции и вероисповедания во многом
приспособились к идейному обоснованию,
оправданию стремления к богатству.
Иначе относится к
богатству Православие. Православное видение
богатства - это тяжелейшее испытание, искушение,
которое очень трудно пройти человеку. Испытание
более трудное, чем бедность. Правильное
использование богатства - это обращение его на
пользу людям. Как возможность особенного
служения.
Мне представляется,
что много общего в православном отношении к
богатству можно найти и у таких наших
традиционных конфессий, как ислам и буддизм.
Если посмотреть на
тысячелетнюю историю России - мы видим принципы
общинности, служения отечеству, подотчетности
верховной власти Богу, «симфонии» светской и
религиозной власти. Катастрофы в истории страны
наступали тогда, когда осуществлялся отказ от
наших духовных путей. И спасение всегда
наступало на пути возврата к нашим духовным
идеалам.
Если посмотреть на
нашу экономическую политику за два десятилетия с
этой стороны - к каким выводам мы придем?
Во-первых, духовные,
нравственные корни государственной политики в
области экономики не были в достаточной степени
поняты, осознаны, по ним не был достигнут
общественный консенсус, соответственно, народ в
значительной степени устранился от реформ,
считая их делом «верхов».
Во-вторых, необходимо
признать, что в экономической политике были
допущены принципиальные, системные ошибки, без
осознания которых мы не сможем сформировать
целостную концепцию дальнейшего экономического
развития.
В-третьих,
определенные позитивные сдвиги наметились, но
чтобы они стали главной линией развития,
необходима широкая дискуссия, поддержка
преобразований со стороны общества,
формирование институтов «гражданского общества»,
создание демократии в интересах широких слоёв
населения.
Главный редактор, Председатель движения «За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей»
С. О. Бочков
|