Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1, 1999г

Смена форм собственности в Москве и социально - экономические последствия этого процесса

Жолков А.С., академик Академии Естественных Наук

Главной целью приватизации является передача общественной собственности на средства производства в руки отдельных граждан, формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений. Ее результатом должно быть повышение эффективности производства, благосостояния людей.

Приватизация в России является важнейшим направлением перехода страны к рыночной экономике. В то же время приватизация является по своей сути сложнейшим социально-экономическим явлением. Особенность российской приватизации заключается в том, что практически в мире нет прецедентов, когда собственность в предельно сжатые сроки превратилась из общей или государственной в частную. На формирование класса собственников в других странах ушло несколько веков, крупная собственность формировалась поколениями людей. Важно подчеркнуть, что в Российском варианте приватизации, распределению подлежит не чужая собственность, а государственная, т.е. общая. Речь идет о передаче в собственность отдельных граждан того, чем они уже обладают по праву, поскольку делится общенародная собственность.

Это обстоятельство особую значимость придает социально-политическому аспекту российской приватизации.

Другая принципиальная особенность приватизации состоит в том, что в силу исторических причин подавляющая часть приватизаторов в России практически не имеет достаточных средств для приобретения недвижимого имущества за деньги. Это обстоятельство особенно усугубилось после "либерализации цен", в результате которой большая часть населения лишилась своих трудовых сбережений. Предоставление права приобретать сегодня в частное владение общественную собственность за деньги имеет серьезную социальную значимость, так как открывается возможность легализации полученных в последние годы средств путем вложения их в недвижимость. Экономическая власть в стране будет в значительной мере распределена в соответствии с вложениями различных групп в недвижимое имущество.

Еще одной особенностью российской приватизации является то обстоятельство, что предполагаемые собственники в подавляющей своей части имеют достаточно смутное представление, что делать с приватизированным имуществом. Связано это преимущественно с тем, что население пока еще недостаточно подготовлено к рыночному типу хозяйствования, во-вторых, отсутствует длительный период формирования рыночной инфраструктуры (фондовый рынок, рынок ценных бумаг, реальная экономическая статистика, аудит, рыночное законодательство и др.).

По существу разгосударствление экономики началось в 1988 году, когда государство отказалось от распоряжения капиталом, авансированным в материальное производство. Фактически собственником капитала становится тот, кто распоряжается доходами, кто стоит у источника его возвращения и накопления.

Закон "О государственном предприятии (объединении)"(июнь 1987 года) по существу, дал директорам предприятий широчайшие полномочия. Так, в частности, в законе было написано, что "единоначалие в системе самоуправления на предприятии осуществляется руководителем предприятия. Руководитель предприятия руководит всей деятельностью и организует работу предприятия... Руководитель... распоряжается имуществом предприятия, заключает договоры... открывает в банках расчетные и другие счета..." Впервые Законом "О государственном предприятии (объединении)" было разрешено при государственных предприятиях создавать кооперативы. В нем сказано,что"при предприятиях в установленном порядке могут создаваться кооперативы. Предприятие оказывает содействие таким кооперативам".

Начиная с 1988 года распоряжение доходами от производителей продукции переходит все больше в руки независимых теперь от государства руководителей предприятий и частично трудовых коллективов. От них теперь в основном зависит оборот и накопление капитала. Государство в значительной мере устраняется от инвестиционного процесса. При этом сначала небольшая, а затем все возрастающая часть доходов от производительной деятельности уходит негосударственным кооперативам, малым предприятиям, СП и другим коммерческим структурам.

К началу 1992 года, значительные капиталы из госсектора экономики уже перешли в частные руки до начала официальной приватизации. Отток капитала из него сопровождался оттоком из госсектора и высококвалифицированных кадров, которые были привлечены в частный сектор более высоким уровнем оплаты труда.

Либерализация экономики в начале 1992 года, освободившая полностью цены и заработную плату, позволила руководителям предприятий и частично трудовым коллективам в еще большей мере выкачивать капитал из материального производства в собственных интересах. Произошло не рекламируемое разгосударствление капитала, сопровождаемое его бурным оттоком из материального производства. Государство продолжало авансировать в промышленность, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли капитал, а доходы распределялись руководителями предприятий и трудовыми коллективами по собственному усмотрению. В этих условиях авансированный государственный капитал стал быстро превращаться в торгово-посреднический и финансово-ростовщический, особенно с появлением коммерческих банков.

Иными словами, параллельно с ходом официальной приватизации шел процесс разгосударствления иными каналами.

Москва была пионером приватизации в России. 26 ноября 1991 года тогдашний Мэр г.Москвы Гавриил Попов издал Распоряжение - (№222), где был определен свой особый путь приватизации сферы услуг столицы, основанный на передаче собственности трудовым коллективам. Этот вариант приватизации был отличен от закона "О приватизации государственных муниципальных предприятий в РСФСР", в котором разгосударствление монополизированной экономики предусматривалось на основе аукционных и конкурсных торгов.

Справедливости ради необходимо отметить, что 222 Распоряжение в принципе противоречило и другому нормативному акту. Еще 26 сентября 1991 года по инициативе депутатской комиссии по экономической политике и предпринимательству Моссовет принял решение "О приватизации предприятий и имущества, находящихся в собственности г.Москвы".

Это был исключительно важный и интересный документ. Можно сказать, впервые в региональной практике в комплексе рассматривались все вопросы стартового этапа приватизации. Эти документы четко и строго ориентировались на законченность этого сложного процесса, его социальную и экономическую целесообразность.

Решением сессии Моссовета были утверждены Положения о двух органах, призванных проводить смену форм собственности в г. Москве ,- Фонде имущества и Комитете по управлению имуществом.

Были четко прописаны права и обязанности этих структур, система их взаимодействия. В решении сессии столичной законодательной власти также значилось и Положение о депутатской комиссии имущественного контроля. Ей было поручено незамедлительно вносить предложения об отмене решений по приватизации, принятых в нарушение Законов.

Важно подчеркнуть, что с самого начала был взят курс на социально ориентированный приватизационный процесс. Для этого все это сложное дело ставилось на системную, программную основу, дабы исключить любые сделки и акты "под шумок" вне рамок Законов.

Шестым пунктом этого документа правительству Москвы поручалось до 15 октября 1991 года разработать и представить на утверждение Программу приватизации.

Исключительное значение имел и 8 пункт документа. Вот он полностью: "В целях обеспечения социальной справедливости и широкого участия москвичей в приватизации предложить правительству Москвы (Лужкову Ю.М.) принять меры по выполнению п.2 и 3 Постановления ВС РСФСР "О порядке введения в действие Закона РСФСР "Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР".

Вот где собака зарыта. Именно этот момент является ключевым в эпохе Российской приватизации. Именно отступление от именных счетов и их подмена на обезличенные ваучеры направили под откос всю Российскую приватизацию, ввергли ее в пучину беззакония и криминала. Хотелось бы здесь еще затронуть один аспект. Довольно широко распространено мнение, что де приватизация это нечто такое, что совершается один раз, и баста. Отнюдь нет. Приватизация это общественно-политическое и социально-экономическое явление.

Разгосударствление имеет право на жизнь не больше, чем огосударствление. Все зависит от конкретной ситуации, целей и задач развития, политической воли и общественного настроения. Где есть вход, там есть и выход, нужно только захотеть его отыскать.

Во всех нормативных документах была проведена простая и ясная для каждого схема. Суть ее такова: определяется часть собственности, подлежащая приватизации в таком-то год; делается прогноз объема средств, поступающих от продажи; не менее половины их направляется на приращение капитала, т.е. на инвестиции.Поэтому по этапам действительно мог бы быть сформирован средний класс, имеющий средства для начала своего собственного дела. Так что еще не вечер, и многое может быть строго законным путем исправлено.

Увы, на деле все пошло по - другому. Муниципальные предприятия (в основном сферы услуг) передавались по 222 распоряжению трудовым коллективам практически бесплатно, минуя аукционные торги.

Между тем председатель московского правительства Ю.Лужков 28 ноября 1991 года изложил несколько иную позицию в отношении "малой приватизации" в столице ("Литературная газета", 28.11.1991г.).

Главное в приватизации, по мнению Лужкова, - это не продажа имущества, а возможная капитализация прибыли, "приватизация дела". Такая приватизация требует оценки прибыли, устойчивости ее получения во времени, перспективы ее роста. Что касается имущества, в том числе зданий и земли, то их стоимость должна, по мнению Лужкова, являтся составным элементом рыночной цены всего "дела".

В этой позиции четко прослеживается линия на экономическую целесообразность приватизации как процесса. К сожалению ,тогда в конце 1991 в начале 1992 годов этот подход не возобладал.

29 декабря 1991 года был подписан специальный Указ Президента РФ (№334) "О дополнительных полномочиях органов управления г.Москвы на период проведения радикальной экономической реформы".

В Указе президента исполнительной власти Москвы было предоставлено право "проводить в городе Москве ускоренную приватизацию муниципальной собственности по самостоятельно разработанным правилам и графику". Этот документ дал новый импульс "обвальности" малой приватизации в Москве.

12 января 1992 года президентом подписывается Указ №16 "Об обеспечении ускоренной приватизации муниципальной собственности в городе Москве". Этим документом утверждается два положения, в которых определяется порядок приватизации торговли, общественного питания, бытового обслуживания и муниципальных предприятий и организаций. В упомянутых нормативных документах устанавливается цена (начальная) - одна тысяча рублей за 1 кв.м. помещения, определяется также, что основополагающим является аукцион или конкурс как способ приватизации. Наряду с этим в Положении об ускоренной приватизации муниципальных предприятий и организаций г.Москвы даются нормы, противоречащие законодательству о приватизации.

В частности в пункте №3 изменяются функции Фонда имущества г.Москвы, за ним остается только контроль за ходом приватизации. Как показала практика, это изменение полномочий двух органов, осуществляющих приватизацию ,- Москомимущества и Фонда имущества -существенно осложнило процесс приватизации в городе.

Документы, удостоверяющие законность имущественных сделок смены форм собственности договоры купли-продажи и свидетельства о собственности стали выдаваться органами, Законом на то не уполномоченными.

Впоследствии новый собственник при дальнейших коммерческих операциях (получение банковского кредита, учредительство, заключение договоров и т.п.) столкнулся с юридическими проблемами подтверждения законности владения новой собственностью. В органы власти (представительной и исполнительной) стали поступать многочисленные обращения по вопросам упорядочения процесса приватизации в городе. Вокруг хода приватизации стали накаляться страсти.

Сложилась противоречивая с юридической точки зрения ситуация, которая неизбежно ослабляла контроль за ходом приватизации, открывала широкий простор для чиновничьего произвола и коррупции. Заметно ослабился интерес иностранных инвесторов к участию в экономических преобразованиях в Москве.

Противостояние властей в Москве, в том числе и по вопросу хода приватизации, заметно ослабило конкурентность среды, что повлияло на снижение цен при продаже объектов муниципальной собственности.

В январе 1992 года состоялось расширенное совещание всех ветвей власти совместно с предпринимателями города. Были выработаны принципы совместной деятельности в осуществлении экономических реформ и прежде всего в проведении приватизации.

Подчеркивалась необходимость дальнейшего осуществления приватизации на основе Закона, равноправного участия Фонда имущества и Москомимущества в процессе приватизации, скорейшей разработки и принятия Городской Программы приватизации.

Значительной вехой в ходе приватизации явилось принятие Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год.

Государственная программа обязывала местные власти разрабатывать свои региональные программы.

4 ноября 1992 года сессия Моссовета приняла первую Городскую программу приватизации. Впоследствии принципы городской приватизации, заложенные в программу 1992 года, были пролонгированы на 1993 год.

С 1995 года в практике московской приватизации появляются новые весьма оригинальные тенденции, все более подчеркивающие ее специфичность. Эти новые веяния нашли свое отражение в Программе приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве на 1995-1997 г.

Документ был принят Постановлением Московской Городской Думы №61 от 20.09.1995г. Всего в программу было включено 398 предприятий промышленности, науки, строительства, транспорта, связи, топливно-энергетического комплекса, торговли, общественного питания и других отраслей.

Постановлением Городской Думы весной 1997 года перечень объектов приватизации увеличился еще на 226 единиц.

И надо сказать, что эта обширная программа была реализована. В этот период в полном объеме были осуществлены особенности московского пути:
-приоритетным способом приватизации имущественных комплексов предприятий и продажи пакетов акций акционерных обществ являлся коммерческий конкурс с инвестиционными условиями;
-оценка объектов недвижимости (зданий, сооружений) осуществлялась с учетом рыночной цены этих объектов;
-земельные участки под объектами приватизации не продавались, а сдавались в долгосрочную аренду;
-в качестве платежного средства при приватизации в 1995-1996 гг допускалось использование квитанций, выданных взамен приватизационных чеков, зарезервированных по форме 31 Сбербанка РФ.

Важно подчеркнуть, что при приватизации учитывалась в полном объеме отраслевая специфика объекта.

В строительстве были приняты меры по сохранению единых технологических комплексов, но предприятиям ТЭКа обязательным условием приватизации являлось закрепление в федеральной собственности контрольного пакета акций. По предложению Департамента продовольственных ресурсов были внесены изменения в планы приватизации и закреплены в собственности Москвы сроком на три года пакеты акций в размере 15-45% по 15 объектам.

За период с 1995 по 1997 гг. Москомимуществом приватизировано559 предприятий. И в процессе приватизации на сегодняшний день находятся 102.

Получено денежных средств на сумму более 1,5 трлн. рублей. Всего на начало 1998 года от приватизации получено около 7 трлн. рублей. Однако для сравнения можно привести весьма любопытный факт, обнародованный М.В. Климовичем (в то время председателем Комитета муниципальных займов и развития фондового рынка Правительства Москвы).

Еще один важный вопрос. К сожалению нормативно-правовая база приватизации весьма противоречива и запутана. Хотя бы с точки зрения объема законодательство о приватизации является очень масштабным. Наряду с законами приватизация государственных и муниципальных предприятий регулируется Государственными программами, Указами Президента, актами Правительства России, Министерства по управлению государственным имуществом.

При проведении приватизации особенно на ее ваучерном этапе допускались не только серьезные нарушения законодательства, но и весьма существенные социально-экономические просчеты.

Нормативная база принималась поспешно, преследуя политическую цель, - без промедления, "быстро" создать класс собственников независимо от средств ее достижения. Нередко нормативные документы принимались с нарушением законодательных процедур, по мотивам целесообразности, без учета продолжавших действовать не отмененных актов.

Так Государственные программы приватизации содержали весьма незначительные ограничения на объекты, подлежащие приватизации. Подавляющее число предприятий различных отраслей хозяйства, включая многие оборонные и социально значимые, были открыты для разгосударствления и передачу в частную собственность, в том числе иностранных субъектов.

С юридической точки зрения введение "ваучеров" незаконно. Закон "Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР" от 3 июля 1991 года устанавливал другую форму участия населения в приватизации. Речь шла об именных счетах граждан России.

Однако Указ Президента № 914 от 14 августа 1991 года вводил чеки "на предъявителя", т.е. обезличенные. Отсюда и началась неразбериха. Объявленные номиналом в десять тысяч рублей ваучеры поступили в свободный оборот и стали продаваться по ценам значительно ниже номинала. Это привело к их обезличенной скупке. Еще один важный момент. Правила чековых аукционов были определены Госкомимуществом таким образом, что какого-либо "лимита" на число акций, приобретаемых на один приватизационный чек, не устанавливалось. В этих условиях курс аукциона определялся количеством поданных заявок. Пакет акций возможно было приобрести всего за один ваучер, если заявка поступала от одного приобретателя.

Авральность и непродуманность приватизации ярко проявились в компании по всеобщему акционированию государственных предприятий (Указ Президента №721 от 01.07.92г.) Этот документ обязывал госпредприятия в короткий срок преобразоваться в акционерное общество открытого типа с последующей продажей акций в частную собственность.

Конечно, такое акционирование ничего, кроме митинговщины и криминала, принести не могло для большинства предприятий. Можно утверждать - "революционная целесообразность" взяла верх над законностью и экономической целесообразностью.

Оценка стоимости объекта приватизации.

Рассматривая приватизацию как процесс, имеющий вполне определенные этапы, весьма важно иметь механизм, позволяющий оценить различные аспекты этого дела. Такая "сверка часов" открывает возможность внесения корректив в практику приватизации, направляя ее в социально приемлемое русло.

Механизм анализа должен быть конкретен, чтобы с его помощью можно было логические аналитические оценки и выводы перевести на язык расчетов. Ключевым моментом здесь является разработка методики оценки упущенной выгоды.

В настоящее время в практике приватизации государственного имущества оценка его производится по остаточной стоимости, рассчитанной путем уменьшения величины первоначальной (балансовой) стоимости на величину износа, исчисленного по нормам амортизации на момент оценки.

Вместе с тем еще в бытность СССР в материалах Министерства финансов СССР в 1990 году при оценке стоимости имущества государственных предприятий и организаций, подлежащих выкупу, продаже, предлагалась множественность подходов к оценке. Наряду с оценкой по остаточной стоимости предполагалась возможной оценка по восстановительной (первоначальной) стоимости, а также по предполагаемой доходности предприятия. Принцип оценки стоимости имущества государственных предприятий и организаций, подлежащих приватизации, по предполагаемой доходности также был принят в качестве основного в Законе РСФСР от 3 июля 1991 года "О приватизации государственных и муниципальных предприятий РСФСР". Это было продиктовано тем, что нередко остаточная стоимость предприятия ничтожно мала, а прибыльность достаточно велика, продукция пользуется высоким спросом на рынке.

В связи с этим наиболее правильно делать оценку стоимости имущества госпредприятий, подлежащих выкупу или продаже, на основе предполагаемой доходности, или так называемой, капитализации прибыли. При определении стоимости акций это вообще единственно возможный путь, когда нет биржевой оценки. Ведь по акциям надо платить дивиденды, а значит без учета доходности акций не обойтись. Но, видимо, есть и иные пути выкупа или распределения имущества. Поэтому надо также иметь оценку имущества и реальную стоимость его с учетом доходности, т.е. еще раз взвесить эффективность хозяйствования в данной форме управления. При этом стоит иметь в виду, что оценка не догма, а ориентир для определения цены продажи.

Конечно, здесь возможны варианты. Среди них и такой - учет возможной доходности через коэффициент, корректирующий остаточную стоимость. Введение в практику оценки объектов приватизации этого коэффициента позволит резко увеличить стартовые цены продажи и таким образом поступления в городской бюджет.

В чем же суть метода капитализации прибыли? Он заключается в том, что при оценке любого объекта приватизации его стоимость сопоставляется с величиной дохода, получаемого от вложения средств на банковский депозит. Логика рассуждения здесь простая. Любой объект имеет разную доходность своей деятельности, причем даже в случае равной по стоимости исходной базы размер получаемой доходности весьма различен. При этом, по- видимому, оценочная стоимость не должна опускаться ниже этой величины.

Указами Президента 366 от 29.01.92г. и №721 от 01. 07.92г. стоимость объектов приватизации определялась на основании остаточной оценки имущества по балансу. За основу были взяты цены до 1991 года. Ясно, что в условиях инфляции эти цены делали продажу приватизируемых объектов далекой от их реальной стоимости.

Правда, Указ Президента России №1535 от 22.07.94 г. давал возможность увеличивать начальную цену продажи по конкурсу и на аукционе. Но это уже был 1994 год, когда многие объекты уже были проданы. Таким образом, за два года было роздано огромное число предприятий за бесценок.

В этой связи представляет большой практический интерес сопоставление двух вариантов оценок объектов приватизации - по остаточной стоимости и капитализированной прибыли. Вполне логично при этом предположить, что разница между полученными результатами может характеризовать размер упущенной выгоды.

При расчетах упущенной выгоды нами используется следующие исходные категории:
1.Восстановительная стоимость основных производственных фондов.
2.Коэффициент износа основных фондов.
3.Остаточная стоимость основных фондов.
4.Прибыль, полученная отраслью.
5.Рентабельность предприятий отрасли.
6.Минимальный банковский депозит.
7.Капитализированная прибыль отрасли.
8.Доля продукции, произведенная приватизированными предприятиями отрасли, в том числе приватизированными в анализируемом периоде.
9.Реально полученная оценочная стоимость приватизированных предприятий всех отраслей народного хозяйства, в том числе анализируемой отрасли.
10.Упущенная выгода при оценке государственного имущества при его приватизации.

При расчетах упущенной выгоды при различных способах оценки имущества следует исходить из следующих логических предпосылок.

В качестве анализируемого периода можно взять 1993-год. В этот год наибольшая доля предприятий была акционирована. В 1993 году стоимость основных промышленно-производственных фондов в Москве составила 800 млрд. рублей в ценах на 1 января 1994 года (восстановительная стоимость). Коэффициент износа основных фондов в столице ,по данным статистических органов ,составил 38%. Остаточная стоимость основных промышленно-производственных фондов, следовательно, равна 496 млдр. рублей. Размер полученной прибыли в промышленности Москвы в текущих ценах в 1993 году достиг 1,6 трлн. рублей. Поэтому в 1993 году полученная в промышленности прибыль в два раза превышала основные фонды по восстановительной стоимости и более чем в три раза по остаточной стоимости.

Однако размер прибыли, полученной в 1993 году, можно посчитать и по- другому. А именно, за 1993 год на один рубль промышленно-производственных фондов было получено 66 копеек прибыли, отсюда в ценах на 1 января 1994 года прибыль составила уже не 1,6 трлн. руб., а 528 млрд. руб. (800 млрд. руб. Х 0,66).

В методике расчета капитализированной прибыли предлагается учитывать среднегодовую прибыль за последние пять лет. Эта методика рассчитана на условия стабильной экономической ситуации. Однако в реальной экономической жизни страны за последние пять лет происходит снижение объемов производства. Так, например, только за 1993 год промышленное производство снизилось на 12 % в сопоставимых ценах. Соответственно имеет место и снижение прибыли в сопоставимых ценах в этот период. Поэтому прибыль в промышленности за 1993 год будет значительно меньше, чем в среднем за год за последние пять лет. В этих условиях при расчетах капитализированной прибыли правомерным является использовать для расчетов не показатель среднегодовой прибыли за последние пять лет, а данные по прибыли за 1993 год. Минимальный банковский депозит в 1993 году можно принять на уровне 80%. Отсюда капитализированная прибыль составила в 1993 году - 496 млдр. руб.; оценка по капитализированной прибыли 660 млдр. руб.

Доля промышленной продукции, выпущенной приватизированными предприятиями промышленности столицы в 1993 году, составила 60 %. При условии равномерного распределения прибыли между государственными и приватизированными промышленными предприятиями оценка приватизированных предприятий по капитализированной прибыли составила в 1993 году 396 млрд. руб. Из всех приватизированных предприятий промышленности с начала приватизации 86 % приватизировано в 1993 году. Следовательно, оценка приватизированных в 1993 году промышленных предприятий по капитализированной прибыли составила 340 млрд. руб. Реально по отчетным данным оценочная стоимость приватизированных предприятий всех отраслей народного хозяйства столицы в 1993 году составила 22,4 млрд. руб., доля промышленности составляет менее 10 %, т.е. 2,2 млрд. руб.

Таким образом, упущенная выгода при оценке капитализированной прибыли исчисляется суммой более 338 млрд. руб. в ситуации 1993 года.

Эти расчеты по оценке стоимости приватизированных предприятий столицы произведены без учета инфляции. Еще более разительная картина по оценке упущенной выгоды при приватизации государственного имущества складывается при учете реальной прибыли промышленности столицы, полученной предприятиями в 1993 году в текущих ценах. Ее сумма составила в 1993 году 1,6 трлн. руб., т.е. более чем в три раза превышает сумму прибыли, учтенную при наших расчетах.

Оценивая эти данные приходим к выводу, что в реальной экономической ситуации с января 1992 года появляется новый фактор, влияющий на оценку стоимости государственного имущества, подлежащего приватизации, - инфляционный фактор, ножницы цен. Инфляция в еще большей степени усиливает необходимость оценки стоимости имущества в целях приватизации по его возможной доходности. В этих условиях решающее значение приобретают такие факторы, как финансовое состояние предприятия, его рентабельность, спрос на выпускаемую продукцию (оказываемые услуги), перспективы развития и изменения экономических показателей, местоположение предприятия.

Формальная оценка имущества по остаточной стоимости вообще не учитывает эти факторы, не учитывается и инфляция.

При этом следует указать, что даже во "Временном методическом положении по оценке стоимости имущества государственных предприятий и организаций, подлежащих выкупу, продаже", подготовленном Министерством финансов СССР в 1990 году, предусматривается учет инфляции при оценке стоимости имущества. Так, в частности, там указывается, что "при покупке (продаже) имущества предприятия в рассрочку размеры ежегодных выплат должны учитывать возрастание исходной стоимости имущества в зависимости от роста цен, проценты за банковский кредит, инфляционных и других факторов".

В последующих нормативных документах было проигнорировано не только многообразие способов оценки государственного имущества при продаже, но и реальная экономическая ситуация. Был проигнорирован и инфляционный фактор, оказывающий большое влияние на оценку государственного имущества.

Для возможной оценки стоимости государственного имущества по доходности необходимо, следовательно, нейтрализовать инфляционный фактор.

С учетом инфляции масштабы упущенной выгоды возрастают более чем в три раза, достигая одного триллиона рублей в текущих ценах. Эти рассуждения, подкрепленные конкретными цифрами, взятыми из реальных источников, наводят на весьма любопытные выводы.

Достаточно лишь сопоставить размеры стоимости объектов промышленности по остаточной стоимости и полученные оценки в ходе акционирования, как тут же возникает главный вопрос. Почему имела место такая невероятная разница? Можно предположить занижение стоимости основных фондов и завышение степени износа.

Все эти расчеты носят оценочный характер. Полученные данные дают представление о порядке цифр при оценке упущенной выгоды при приватизации государственного имущества промышленности Москвы. Оценочная стоимость государственного имущества при приватизации, не учитывающая капитализированной прибыли, представляется явно заниженной. Только оценка прибыли, устойчивости ее получения во времени, перспективы ее роста позволяют установить реальную рыночную цену при приватизации государственных предприятий.