Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1, 1999г

Как "самовольную постройку" сделать "Постройкой"

Балабанова Е.А. зам. председателя Пермской областной Регистрационной Палаты, государственный регистратор прав

С началом в нашей стране экономических реформ и процессов приватизации в гражданский оборот было вовлечено большое количество объектов недвижимого имущества. Сделки с жилыми помещениями подлежали обязательному нотариальному удостоверению и нотариусы досконально проверяли их законность.

Совершенно иная ситуация сложилась с объектами нежилого назначения. Часто сделки заключались без надлежащей проверки документов, подтверждающих право собственности продавца. Более того, зачастую гражданин или фирма, являющиеся владельцами недвижимости, не имели (и до сих пор не имеют) документов ни о создании объекта, ни о переходе права собственности на него. К сожалению, таких объектов достаточно много: это здания магазинов, приемных пунктов, гаражей, складов, а также садовые и дачные дома. Например, только в городе Перми выявлено 28,4 тысячи гаражных боксов (из 47,2 тысяч имеющихся), документы на которые не оформлены надлежащим образом. Плюс к тому 3,2 тысячи боксов - самовольные, установленные в том числе и на стратегических земельных участках. Всего насчитывается около 53,3 тысяч незарегистрированных строений.

К большому огорчению их владельцев, закон четко трактует такое положение дел. Согласно ст. 222 Гражданского кодекса РФ, эти объекты подпадают под определение "самовольная постройка" со всеми вытекающими из этого положения последствиями. Владелец не только не может оформить право собственности и распорядиться недвижимостью, но, как следует из п. 2 указанной статьи, должен снести ее за свой же счет.

Что же делать владельцу такого объекта, как ему стать законным собственником и распоряжаться недвижимостью по своему усмотрению: продавать, сдавать в аренду и так далее?

Сначала рассмотрим основные черты самовольной постройки. Их две. Первая - для строительства данного объекта не был отведен земельный участок (основа основ - земля может быть, и предоставлялась, но так давно, что документов никаких и нигде не найти). Вторая черта - это отсутствие документов о строительстве объекта и сдаче его в эксплуатацию (то есть невозможно установить соответствие объекта строительным нормам и правилам).

Первое, что должен сделать владелец недвижимости, чтобы узаконить свои права, это обратиться в администрацию по месту нахождения объекта. Если использование земельного участка не идет вразрез с планом развития населенного пункта и у администрации нет возражений против фактического назначения, в установленном порядке участок предоставляется владельцу недвижимости, находящейся на данном участке. Таким образом, первый минус, характеризующий самовольную постройку, превращается в плюс.

В решении второго вопроса - установлении соответствия объекта градостроительным, а также строительным нормам и правилам - может помочь любая проектная организация, имеющая лицензию на обследование зданий и сооружений. Обследование объекта завершается выдачей заключения о пригодности постройки к эксплуатации в соответствии с ее назначением. Городская или районная инспекция архитектурно-строительного надзора может взять под контроль обследование таких объектов и самостоятельно или на основании отчетов проектной организации подтверждать возможность эксплуатации объекта.

В итоге мы получаем объект недвижимости, который, во-первых, расположен на земельном участке, отведенном для него в установленном порядке, и, во-вторых, соответствует градостроительным и строительным нормам и правилам. Имея эти характеристики, объект выходит из массы построек, относящихся к самовольным, так как не соответствует признакам такой постройки. Теперь у владельца недвижимости нет необходимости обращаться в суд по поводу признания права собственности, так как нет спора. Объект недвижимости практически легализован, и его владелец может зарегистрировать право собственности.

Хотелось бы обратить внимание и на тот факт, что в выигрыше остается не только собственник недвижимости, но и муниципалитеты. Администрация получает конкретного пользователя земельным участком, отношения с которым оформляются в соответствии с законом. Кроме того, если собственником является физическое лицо, зарегистрированный объект включается в налогооблагаемую массу. Так что у органов местного самоуправления имеется прямая заинтересованность в том, чтобы навести порядок в той области, которая по их же недосмотру была запущена долгие годы.