Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (22) Март 2005г

О некоторых параметрах бюджета г. Москвы

Вышегородцев М.М., заместитель председателя Московской городской Думы

Разница между московским и федеральным бюджетом заключается в том, что федеральный бюджет - профицитный, а московский бюджет - дефицитный. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ предусмотрена возможность заимствований субъектов РФ только в пределах дефицита бюджета.

Московский бюджет включает в себя и бюджеты муниципальных образований, в отличие от федерального бюджета, где нет бюджетов субъектов РФ. У нас есть 124 муниципальных образования, а вместе бюджет города и бюджет муниципальных образований образуют единый консолидированный бюджет г. Москвы. Всё это прописано в законе «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в г. Москве».

Налоговым и Бюджетным кодексом предусмотрено распределение между уровнями бюджетной системы РФ разных налогов. Если, например, налоги таможенных сборов идут полностью в бюджет РФ, то московскому бюджету достаются более тяжело собираемые налоги. Это налог на прибыль предприятий и организаций. Получаем в размере 16,5%, а раньше было 18%. Мы не отдаем на уровень муниципальных бюджетов положенный им процент налога на прибыль, и в этом разница бюджета Москвы и бюджета Московской области, а также других субъектов РФ.

В Москве очень сложно разделить муниципалитеты, муниципалитет от муниципалитета находятся на расстоянии одного переулка. Муниципальным районам мы перечисляем налог на дарение, но он незначителен. Это связано с тем, что за муниципалитетами в Москве прописано ограниченное количество функций: попечительство, опека, инспекция по делам несовершеннолетних. Муниципалитеты не являются органами государственной власти.

В московский бюджет попадает транспортный налог, и он целиком и полностью идет на пополнение целевого бюджетного дорожного фонда. Московский бюджет строится по программному принципу. Принято много программ - краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных. Если краткосрочные и среднесрочные программы (до года и до 3 лет) принимаются Правительством Москвы, то Московской городской Думой принимаются долгосрочные программы. Эти программы наложены на расходную часть бюджета. Например, программа поддержки развития малого предпринимательства. На её реализацию мы выделяем из бюджета 1,2 млрд руб. Точно так же на другие программы - поддержки промышленности, развития науки, образования, обеспечения безопасности государства и т.д.

Налоги, которые поступают в федеральный бюджет, намного проще собираются, они намного больше. Чтобы собрать транспортный налог, а сейчас и налог на рекламу, единый социальный налог, - налоговым органам требуются колоссальные усилия. Допустим по транспортному налогу, налоговым органам нужно разослать каждому владельцу транспортного средства уведомление. Здесь много нюансов. Известно, например, что многие машины продавались по доверенностям. То же самое и по налогу на рекламу. Он рассчитывается в зависимости от того, какая реклама, на какой стороне улицы она расположена, большие щиты или маленькие и т.д. Этот налог очень сложно администрируется. Все эти сложности не дают четкого просчета доходной части бюджета. Я понимаю исполнительную власть, которая безусловно закладывает неполную собираемость этого налога. В результате мы уже не один год в ходе исполнения бюджета получаем дополнительные доходы. Нам вносят проект закона об изменении доходной части бюджета и мы или раз, или два в году увеличиваем доходы московского бюджета по его исполнению.

Я думаю, что в текущем году московский бюджет будет перевыполнен, по отношению к тем цифрам, которые мы утвердили, по доходам в бюджет 396 млрд руб., по расходам 428 млрд руб. с дефицитом почти 32 млрд руб. Думаю что мы соберем больше денег, чем заложили. Надо сказать, что контрольно-счетная палата, давая анализ проекта бюджета, рекомендовала депутатам увеличить доходы бюджета не на 8 млрд руб., а на 30 млрд руб. И исполнительная власть, понятное дело, была категорически против такого большого увеличения, а контрольно-счетная палата особенно не настаивала. Сейчас бюджет утвержден и подписан Мэром. Город начал новый год с принятым бюджетом и это хорошо, потому что нужно финансировать всё городское хозяйство уже с первого дня.

Субвенции на столичные функции в бюджет не заложены. К сожалению, они не заложены и в федеральном бюджете. В этой связи Мэр дал указания Департаменту имущества просчитать не по льготной, а по коммерческой ставке арендной платы аренду всех помещений городской собственности, которые арендуют федеральные органы власти, либо те учреждения, которые финансируются из федеральных источников. Это и академические институты, которые арендуют московскую собственность, и правоохранительные органы (кроме милиции общественной безопасности, которую мы финансируем по федеральному закону). Переход на коммерческие ставки должен принести дополнительно 4 млрд руб.

Криминальную милицию и другие подразделения милиции, ГО и ЧС финансирует федеральный бюджет. Точно также суды, прокуратуру. Здесь у нас прямой запрет на дополнительное финансирование правоохранительной деятельности.

Я думаю, известно, что в последнее время Мэр резко отзывался и критиковал федеральные власти за Федеральный закон № 122, который отменил огромное количество тех функций, которые в свое время были закреплены за субъектами РФ. Это и поддержка соотечественников за рубежом, и правоохранительная деятельность, расходы на экологию, на содержание водоемов, находящихся на территории г. Москвы, вывоз мусора, кроме милиции общественной безопасности.

Мы оставили пока на соотечественников 300 млн руб. в расходной части бюджета, будем ждать изменений федерального законодательства. Но потратить мы их не можем, т.к., по указу Президента, можно отстранять глав исполнительной власти за нарушение законодательства. Также и законодательные власти субъектов РФ могут быть распущены, если они не приводят в соответствие свое законодательство.

Я пока ещё не знаю, какая у нас будет возможность для финансирования федеральных памятников.

У нас каждый год происходит увеличение доходов бюджета по сравнению с предыдущим годом, и это несмотря на то, что мы каждый год теряем очень большие суммы средств от изменения федерального законодательства. Только на отмене двух налогов - пользователей автодорог и владельцев автотранспортных средств московский бюджет не досчитался 16 млрд руб. Мы теряем в этом году 1,5% налога на прибыль, бюджет по этой причине не досчитал около 12 млрд руб. В 2005 г. отмена налога на рекламу и замена его единым социальным налогом обернется московскому бюджету минусом в 4 млрд руб.

Каждый год федеральные власти делают нам такие подарки в виде перераспределения налогов. Бюджеты субъектов РФ недополучают налог на прибыль, но многие из них не ропщут на это, потому что они не являются регионами-донорами. Все равно они получат субвенцию из федерального бюджета, потому что они убыточные. Москва является одним из немногих регионов-доноров. Надо сказать, что отчисления от московского бюджета составляют около 40% федерального бюджета.

Такая организация, как «Газпром», по-прежнему платит налоги Москве, но если раньше мы были четко ориентированы на платежи «Газпрома», то сегодня, после того, как он собрал в единую бухгалтерию все, - и убыточные и прибыльные предприятия, бухгалтерия и экономисты «Газпрома» начали сводить прибыль как бы на нет. Соответственно, отчисления от «Газпрома» в московский бюджет снижаются.

Каждый департамент Москвы, отчитываясь, говорит, что доля доходов в московском бюджете именно от их деятельности наиболее существенна. Допустим, Комитет по туризму говорит, что доля в доходах московского бюджета от гостинично-туристического комплекса, - 40%. Малый бизнес говорит чуть ли не 30% доходов московского бюджета формируется за счет доходов от малого и среднего бизнесов. То же самое говорит Департамент промышленности и науки. Дело в том, что нам такую статистику никто не предоставляет, и сказать о том, какую долю вносит каждый департамент, я бы не рискнул.

Я очень рад, что существует программа строительства нежилых помещений для малого бизнеса. Для этого уже и деньги выделяются, есть уже первый проект строительства бизнес-центра в Марьино, второй проект - строительство бизнес-центра на 10 тыс. м2 в Южном Бутово, т.е. в районах, где нужно позаботиться о занятости населения.

Строительный бум дал большой толчок развитию всей строительной отрасли, не только тех компаний, которые строят, но в большей степени тех компаний, которые производят строительные отделочные материалы. Хорошо, что предприятия по производству цемента и бетона существуют вне города. И тем не менее у нас очень активно работают домостроительные комбинаты, все предприятия, которые завязаны на строительный комплекс. Ясно, что их продукция востребована строительным комплексом, соответственно, они работают, получают прибыль, платят налоги. Я не готов сейчас сказать, какая доля налогов от предприятий строительного комплекса, но эти предприятия и в этом году востребованы и у них нет провалов, даже несмотря на то, что летом рынок недвижимости стоял.

Что касается доступного жилья, - у нас есть две программы, которые работают в городе. Первая - молодой семье доступное жилье. Мы строим на средства бюджета муниципальное жилье, которое отдаем молодым семьям, оплата в рассрочку. Вторая программа - строительство бесплатного муниципального жилья, которое строится на деньги бюджета города. В эти дома переселяют граждан из сносимых пятиэтажек. А еще строительство жилья осуществляется за счет инвестора, когда заключается инвестиционный контракт, по которому 30 или 40% жилой площади отдается городу, остальное инвестор берет для коммерческой реализации. Очередники получают жилье в домах, которое строит город на свои деньги. Как правило, это дома в районах массовой жилой застройки. Но очередников переселяют еще и в освобождающийся жилой фонд, такого жилья у нас тоже достаточно. Всего на очереди у нас 170 тыс. семей.

Мы заложили в бюджет города увеличение базовой ставки оплаты труда. Соответственно, у нас в 2005 г. по расчетам все бюджетники будут получать заработную плату выше, чем это было в 2004 г., поэтому в бюджете заложено увеличение заработной платы бюджетников.

Мы приняли свой московский закон о компенсации льгот из московского бюджета. Все деньги, которые необходимы для монетизации этих льгот московской части льготников, безусловно прописаны в бюджете города, поэтому все льготы будут профинансированы.

В скором времени будет сформирован план работы контрольно-счетной палаты на 2005 г. и палата будет предоставлять нам отчеты о проделанной работе и исполнению бюджета. Результаты всех проверок поступают в Московскую городскую Думу.

***

Из закона г. Москвы "О бюджете г. Москвы на 2005 г."

Утвердить бюджет г. Москвы на 2005 г. по доходам в сумме 396 320 578 тыс. руб., по расходам в сумме 428 066 778 тыс. руб. с превышением расходов над доходами в сумме 31 746 200 тыс. руб.

Установить верхний предел государственного долга г. Москвы на 01.01.06 по внутреннему долгу 105 500 000 тыс. руб., по внешнему долгу в сумме, эквивалентной 850 000 тыс. евро.

Доходы бюджета:

Налоговые доходы 338 414 395 тыс. руб., в том числе:

  • налоги на прибыль - 287 989 252 тыс. руб.;
  • налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы - 18 776 807 тыс. руб., из них акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам минерального сырья, производимым на территории Российской Федерации, - 18 207 107 тыс. руб.;
  • налоги на имущество - 22 091 398 тыс. руб.;
  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций - 40 563 292 тыс.руб.

Привлечение заимствований:

  • внутренние заимствования - 44 743 413 тыс. руб.;
  • внешние заимствования 3836 тыс. евро.

Расходы бюджета:

  • Департамент топливно-энергетического хозяйства г. Москвы - 1 174 527 тыс. руб.;
  • Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы - 1 675 308 тыс. руб.;
  • Департамент продовольственных ресурсов г. Москвы - 529 769 тыс. руб.;
  • Департамент науки и промышленной политики г. Москвы - 4 748 728 тыс. руб., в том числе фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу - 912 857 тыс. руб.;
  • Департамент поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы - 1 287 132 тыс. руб.;
  • Московская городская Дума - 596 757 тыс. руб.;
  • Департамент инвестиционных программ строительства г. Москвы - 11 936 886 тыс. руб.;
  • Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы - 31 092 655 тыс. руб.;
  • ГУП «Московский метрополитен» - 2 200 000 тыс. руб.;
  • Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции г. Москвы - 30 849 371 тыс. руб.;
  • Департамент транспорта и связи г. Москвы - 13 029 746 тыс. руб.;
  • Управление по организации обезвреживания и переработки отходов производства и потребления г. Москвы - 1 165 872 тыс. руб.;
  • Московский городской фонд обязательного медицинского страхования - 5 750 000 тыс. руб.;
  • Департамент здравоохранения г. Москвы - 22 814 573 тыс. руб.;
  • Комитет по культуре г. Москвы - 4 988 244 тыс. руб.;
  • Департамент образования г. Москвы - 9 311 169 тыс. руб.;
  • Департамент социальной защиты населения г. Москвы - 35 875 706 тыс. руб.;
  • Комитет физической культуры и спорта г. Москвы - 5 010 820 тыс. руб.

Вышегородцев Михаил Михайлович. Кандидат экономических наук. Работал генеральным директором туристической компании "Спутник" и ПО "БИНК". С 1997 г. - депутат Московской городской Думы. Заместитель Председателя Московской городской Думы. Доцент кафедры экономической теории Российского химико-технологического университета им. Д.И.Менделеева.