Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (21) Декабрь 2004г

Проблемы развития и модернизации коммунальной инфраструктуры

Абызов М.А., председатель совета директоров ОАО «Российские коммунальные системы»

Существуют два важных аспекта для участников рынка эксплуатации коммунальной инфраструктуры. Предполагается, что к 2010 г. объем строительства жилья должен составить 80 млн м2 в год. Одной из основных проблем на пути решения этой задачи будет вопрос наличия коммунальной инфраструктуры, соответствующей данным темпам роста строительства жилья. Необходимо опережающими темпами обеспечить наличие соответствующих инженерных средств и коммуникаций в городах России. Для того, чтобы иметь полностью обеспеченный цикл коммунальной инфраструктуры, потребуется порядка двух лет, это минимальный срок. На сегодняшний день решение данного вопроса не обеспечено. Основная проблема - в развитии коммунальной инфраструктуры, которая в данном пакете законопроектов не разрешена и разрешать ее необходимо будет после принятия данного пакета в течение 2005 г. принятием большого количества законодательных и нормативных актов на уровне постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также поддержки со стороны регионального законодательства. Подготовлен неплохой Градостроительный кодекс в этом пакете законопроектов, однако его в кратчайшие сроки необходимо сопоставить с огромным количеством нормативных документов и регламентирующей базой регионального уровня. В противном случае он будет оторван от жизни и не будет работать.

Важно иметь последовательную систему действий:

  • перспективные планы развития городов, которые будут утверждены на уровне градостроительной концепции по каждому муниципалитету;
  • соответствующий заказ на развитие коммунальной инфраструктуры;
  • определение источников, объемов, срока финансирования и срока выполнения этих работ.

Тогда можно сказать, что к намеченному сроку, в соответствии с теми перспективными планами и тем объемом жилищного строительства, будь то через ипотеку или другие инструменты, возможно будет обеспечить строительные площадки с необходимой инфраструктурой. К сожалению, на сегодняшний день эта схема полностью не работает. Основа подходов к решению этой задачи на сегодняшний день заложена в Москве и Санкт-Петербурге, где действительно есть такая последовательность решений. Этот опыт необходимо изучить и распространить на другие города России.

Другой вопрос - что будет после ввода объектов жилья в эксплуатацию и передачу его в собственность непосредственно гражданам, что будет с эксплуатацией коммунальной инфраструктуры, как будет определена и закреплена собственность (а на сегодняшний день в стоимости 1 м2 жилья 15-40% составляет стоимость коммунальной инфраструктуры), которая обеспечивается сегодня за счет застройщика. В последующем она ему не нужна и не эксплуатируется, а товарищества собственников жилья, т.к. доля таких товариществ составляет 1%, эту инфраструктуру в эксплуатацию не принимает. Поэтому требуется четкое определение - что будет потом с этой коммунальной инфраструктурой, ведь зачастую речь идет о строительстве крупных подстанций, теплотрасс. Вопрос - кто будет заказчиком и кто будет исполнителем работ по эксплуатации данного имущества.

Для "малой" энергетики и коммунального хозяйства есть два закона, которые будут иметь принципиальное значение и по которым будут предложения по доработке. Это закон "О тарифах", и закон "Об инвестиционных соглашениях в коммунальной среде". Второй закон имел трудную судьбу, т.к. его хотели скомпилировать с законом по гарантиям и инвестициям и по концессионным соглашениям. Основные задачи здесь: фактическая деполитизация принятия тарифных решений, обеспечение инвестиционной привлекательности отрасли, гарантии по вложенным инвестициям с точки зрения тарифов. Для прихода инвестиций в коммунальное хозяйство необходимы гарантированный спрос и гарантированные тарифные решения, которые позволяют инвесторам четко понимать, в какие сроки и за счет каких источников будет осуществлен возврат вложенных инвестиций.

По материалам выступления на Всероссийском экономическом форуме "Современный рынок жилья: новые возможности", Москва, 22.11.04.

Абызов Михаил Анатольевич. С 1993 г. занимал руководящие посты в ряде компаний топливно-энергетического комплекса. В 1998 г. избран зампредседателя совета директоров "Новосибирскэнерго" и назначен членом правления РАО "ЕЭС России" (начальник департамента инвестиционной политики и бизнес-проектов). В 1999 г. назначен заместителем председателя правления энергохолдинга. С 2003 г. - Председатель совета директоров ОАО "Российские коммунальные системы". В 2004 г. стал Управляющим директором Бизнес-единицы-1 в составе РАО "ЕЭС России".