Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (21) Декабрь 2004г

О проекте градостроительного кодекса РФ

Перов М.В., заместитель директора Департамента регионального социально-экономического развития и территориального планирования Министерства регионального развития РФ

Формирование рынка доступного жилья невозможно как без законодательного подкрепления, так и без градоустроительной деятельности, территориального планирования. Наверное, нет нужды объяснять роль градостроительства в этом вопросе. В связи с этим позвольте сказать несколько слов от Министерства регионального развития, ответственного в том числе за территориальное планирование в России.

1. Создание Министерства регионального развития является своевременным ответом на современные реалии развития Российской Федерации. Отсутствие системы управления пространственным развитием страны препятствует росту экономического потенциала России. Одно из ведущих направлений деятельности Министерства - разработка государственной политики пространственного развития и территориального планирования.

Необходимо отметить, что реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики, неразрывно связанной с эффективным освоением пространства страны.

Под понятием "пространство страны" следует понимать совокупность пространств: политического, географического, ресурсного, экономического, градостроительного, социального, правового.

Наличие целостной государственной концепции пространственного развития страны является одним из главных условий осмысленного управления на всех уровнях - от федерального до муниципального, поддерживающего объективно необходимые соотношения в уровне социально-экономического развития отдельных частей страны. Любая страна выигрывает от системной организации общества, а для России - это единственное условие выживания в глобализированном мире. Но обеспечить системную организацию общества невозможно без концепции территориального (пространственного) развития и без встраивания этой концепции в общую проблему взаимодействия отраслевой, территориальной и институциональной структур.

2. Одной из функций Министерства является территориальное планирование Российской Федерации и ее частей, решение актуальных проблем регионального развития, в том числе по вопросам расселения и градостроительства.

Рациональная пространственная организация и обустройство территории, обеспечивающие соблюдение баланса интересов, связанных с ее использованием, необходимы всем гражданам страны, независимо от их социального статуса, возраста и пола.

Основной нормативный документ, призванный регулировать деятельность государства в данной сфере, - Градостроительный кодекс РФ. Если он не будет способствовать поддержанию этого баланса, если его положения будут лоббировать чьи-либо узкие интересы, это приведет и к снижению эффективности использования территории, и к социальной нестабильности.

В настоящее время в Государственную Думу РФ в числе нужных и важных документов по созданию правовых условий для формирования рынка доступного жилья внесена новая редакции Градостроительного кодекса РФ.

Однако проект Градостроительного кодекса не был опубликован в средствах массовой информации; граждане и общественные организации были отстранены от участия в его обсуждении. Градостроительный кодекс должен быть документом общественного согласия, должна быть достигнута уверенность каждого участника разработки в его безусловной эффективности и общественной пользе, соответствия своему названию.

Проект Кодекса не содержит ни одного положения, относящегося к прогнозированию в области градостроительства и экспертизе последствий градостроительных решений - экологических, социальных, экономических.

В Градостроительном кодексе должны быть отражены следующие моменты:

  • в условиях острой необходимости повышения эффективности использования территорий в стране Градостроительный кодекс должен способствовать обеспечению согласования интересов по горизонтали, связанных с использованием территории, - интересов, связанных с осуществлением различных видов деятельности;
  • при решения задач усиления вертикали власти в стране Градостроительный кодекс должен способствовать также и обеспечению согласования интересов по вертикали - интересов граждан, владеющих, пользующихся и распоряжающихся недвижимостью, и муниципальных образований;
  • в рамках борьбы с коррумпированностью в органах государственной власти и местного самоуправления и формирования эффективной рыночной экономики очень важно развести права, полномочия и обязанности этих органов как гарантов прав граждан и собственников недвижимости;
  • регулирование обустройства территории, ее пространственная организация обеспечивают стране поддержание ее целостности и эффективное использование территории, создание предпосылок концентрации и развития интеллектуального и экономического потенциала, минимизацию возможности чрезвычайных ситуаций и связанных с ними ущербов, повышение качества жизни граждан. Такое регулирование в каждом развитом государстве осуществляется на правовой основе применительно к местным условиям, а соответствующий кодекс становится основополагающим документом правового регулирования обустройства территории и стимулирования развития экономики.

3. Неоднократно повторяющиеся в последние годы попытки подменить градостроительную документацию правовым зонированием могут привести в случае их реализации к нарушению среды жизнедеятельности и правовым коллизиям. Эти попытки возможны в условиях отсутствия предъявленной государственной политики пространственного развития, внятных градостроительных приоритетов. Прямого отношения к развитию рынку доступного жилья этот проект Кодекса практически иметь не будет. Если принять его без детальной проработки, результатом будет следующее.

Положение, при котором генеральные планы городов и поселений не являются основой для земельной политики, а строительство ведется только по правовому зонированию, не только не будет способствовать градостроительному развитию регионов и увеличению объемов строительства жилья, а, скорее, станет причиной замедления строительно-инвестиционного процесса из-за разрушения существующей нормативно-правовой базы градостроительной деятельности.

Благодаря предполагаемому проекту земля превратится лишь в товар, а не в базис развития инфраструктуры городов и поселений. В этих условиях для размещения объектов жизнедеятельности (инфраструктуры) город ставится перед необходимостью выкупа земли, приватизированной вне перспектив градостроительного развития территории. Темпы роста общей стоимости строительства и, соответственно, стоимость квадратного метра жилья будут опережать темпы роста доходов населения.

4. Необходима разработка Концепции пространственного развития России, на ее основе - национальной градостроительной доктрины, основных направлений федеральной политики в области архитектуры и градостроительства, с привлечением к этой работе профессиональных организаций и объединений

Минрегион как министерство, ответственное за территориальное планирование в Российской Федерации, будет обращаться в Государственную Думу и Совет Федерации РФ с предложением отозвать проект Градостроительного кодекса РФ с рассмотрения в Государственной Думе и повторно направить на рассмотрение после доработки не позднее 1 квартала 2005 г.

Перов Максим Вениаминович. 20 лет работал в Государственном институте проектирования городов (ГИПРОГОР) в должностях от инженера до заместителя директора, несколько лет - в девелоперском бизнесе. Участвовал в качестве эксперта в российских и международных проектах. Заместитель директора Департамента регионального социально-экономического развития и территориального планирования Министерства регионального развития РФ.