Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (21) Декабрь 2004г

Выступление В.В.Путина на XIV съезде Российского Союза Промышленников и Предпринимателей

Вступительное слово на XIV съезде Российского союза промышленников и предпринимателей

Очень рад приветствовать всех собравшихся в этом зале. Ваши планы и ваша деятельность связаны не только с развитием экономики, но и с перспективами страны в целом, и потому считаю возможным сегодня затронуть принципиальные вопросы развития страны.

Сегодня мы подошли к качественно новым социально-экономическим рубежам. Об этом свидетельствуют не только известные вам показатели - мы их часто и с удовольствием в последние годы повторяем, - но и принципиально новый характер и уровень запросов, которые появились сегодня и в обществе в целом, и в самой предпринимательской среде. Выросли возможности - соответственно, выросли и требования к власти, да и к коллегам по деловому сообществу. Мы поставлены перед необходимостью консолидированной, согласованной работы над приоритетными задачами и вместе ответственны за выбор наиболее эффективных путей их реализации.

Добавлю, что спектр наших совместных возможностей достаточно широк. И позвольте мне назвать некоторые из них.

Первое. Действительно продуктивным способно стать заинтересованное участие частного капитала в решении приоритетных общегосударственных задач и крупных национальных проектах. Некоторый опыт, основанный на совпадении коммерческих и общественных интересов, уже есть: есть и позитивный опыт, есть, к сожалению, и негативный. И его трезвая, беспристрастная оценка заставляет нас задуматься, сделать выводы.

Совместная работа государства и бизнеса не должна во всяком случае оборачиваться принуждением частного сектора к непроизводительным расходам и поборам, а такое, к сожалению, еще встречается и в центре, и в регионах, на местах. Между тем там, где рынок уже демонстрирует свою продуктивность, вмешательство государства излишне, а подчас и вредно.

Второе. Привлечение бюджетных ресурсов логичнее всего там, где конкуренция частных производителей почти бессильна, где налицо долгосрочные, стратегические интересы всего российского общества и где просто не может быть моментальной коммерческой отдачи. В этой связи безусловной сферой совместной работы являются наукоемкие производства, ведь уже сегодня российский бизнес опережает государство, обладая передовыми технологиями в области управления, маркетинга, экспертизы, логистики и связи. В то же время государство остается основным правообладателем научных разработок, новых материалов и продуктов.

Думаю, наша общая задача понятна - надо консолидировать достижения, разрозненные сейчас по секторам российской экономики и науки, активнее инвестировать в экономику знаний и, в конечном счете, трансформировать такое точечное первенство в системную совместную работу.

Еще одно перспективное направление - это участие бизнеса в реализации инфраструктурных проектов государства, таких, как крупные транспортные, магистральные проекты, энергообеспечение, укрепление приграничной инфраструктуры. Частный капитал вполне способен эффективно и самостоятельно развивать социальную инфраструктуру вокруг новых дорог, портов, поселений - развивать с выгодой и для себя, и для государства. Именно здесь тесно переплетены интересы рынка и наши геополитические интересы и, без преувеличения, очень часто и интересы безопасности государства.

Считаю, что уже в самое ближайшее время следует создать правовую базу для совместной работы по приоритетным программам, и государство должно обеспечить стабильность условий работы частных инвесторов - включая рамки концессионных соглашений и гражданского оборота прав на интеллектуальную собственность.

В целом, государство должно гарантировать незыблемость состоявшихся итогов приватизации и всемерную защиту частной собственности как одной из основ рыночной экономики. Чиновники обязаны защищать частную собственность не меньше, чем государственную.

С вашей стороны ждем более высокой инвестиционной активности в социальных проектах, в науке, образовании и в целом - в развитии так называемого человеческого фактора. Позвольте на этом остановиться подробнее.

Мы уже не раз говорили о важности системного понимания социальной ответственности бизнеса. Очевидно, что индивидуальный успех, а также успех отдельных корпораций по-настоящему устойчив, лишь если он устремлен в перспективу, связан с реальными нуждами людей, которые живут в нашей стране, если он нацелен на долговременное закрепление бизнеса в отдельных отраслях или на конкретных территориях.

Наша страна становится все более привлекательной и для деловой инициативы, и для жизни, становится местом притяжения капиталов, людей, специалистов из стран СНГ, из других стран мира. Но такой капитал должен накапливаться, накапливаться постоянно в России, должен способствовать росту доходов создавших его людей и российского народа в целом.

Убежден, российское предпринимательство в корне заинтересовано в том, чтобы иметь благоприятную социальную базу для своей деятельности и должно по-настоящему прочно и надолго обустраиваться в собственной стране.

Вы знаете, сейчас в негосударственном секторе уже занято порядка двух третей всех работников. Это значит, что в нем закладываются стандарты жизни и труда большинства граждан России, условия их медицинского и пенсионного обеспечения, образования и профессиональной подготовки.

Инстинкт здорового патриотизма, ответственность за свою страну лежат в основе национального единства российского общества, и российское предпринимательство является его значительной частью, поэтому его интересы государство будет поддерживать наравне с интересами учителей, врачей, студентов, ученых, наемных работников в промышленности и в сельском хозяйстве и, разумеется, будет поощрять коммерческий успех.

Хотел бы также коснуться двух весьма острых проблем, напрямую не связанных с вашей профессиональной деятельностью, но имеющих очень важное значение для самочувствия страны.

Во-первых, о задачах развития Северного Кавказа. Низкий уровень жизни, нехватка рабочих мест и экономическая депрессивность остаются здесь главной почвой для экстремизма, и я прошу вас проявить практическую заинтересованность в стабилизации социально-экономической ситуации на Юге России. Не должно быть иллюзий: бизнес не меньше, чем государство, и совершенно объективно в этом нуждается.

Второй практический вопрос - это дефицит в стране квалифицированных рабочих и технических кадров. Уверен, что подавляющее большинство присутствующих в зале согласится со мной. Надо совместно возродить среднее профессионально-техническое образование, возродить на уровне, отвечающем потребностям современного мирового рынка - рынка знаний и умений.

Кроме того, надо двигаться в направлении дальнейшего совершенствования налоговой системы, создания максимально комфортных условий и процедур налогообложения. И ваши рекомендации здесь будут полезны, уместны. Надеюсь, сохранится практика совместной работы Правительства по этому направлению с предпринимательскими сообществами, в том числе и с вашим.

Еще раз повторю, государство обязано и будет стоять на страже интересов добросовестного бизнеса, и расследование крупных дел в сфере предпринимательства, включая налоговых, не должно и не будет рассматриваться как сигнал искать в каждом вновь созданном предприятии угрозу государственным интересам.

Однако и бизнес должен привить себе привычку платить налоги, соблюдать закон, не искать способы ухода от налогообложения. Налоги в казну платятся в общенациональных интересах - включая интересы самого бизнеса.

И, наконец, представители бизнеса могли бы активнее участвовать в работе создаваемой Общественной палаты наравне с другими социальными группами российского общества, помочь укреплению нашего государства, а это значит - работать на единство нашего экономического пространства, преодолевать местничество, закрытость региональных рынков. Какое-либо деление в регионах бизнеса на "свой" и "чужой" абсолютно недопустимо: оно в конечном счете приводит не только к коммерческим потерям, но и является угрозой для единства нашей страны.

И в заключение еще раз хотел бы подчеркнуть: частное предпринимательство - это основа современной российской экономики и ее будущее, и поэтому наш опыт совместной работы, ваши знания сегодня крайне важны и востребованы - и должны быть реализованы там, где решаются ключевые вопросы общенациональной экономической повестки. И я от всего сердца желаю вам в этом успехов.

Заключительное слово на XIV съезде Российского союза промышленников и предпринимателей

Мне действительно было очень интересно слушать выступающих. Были сделаны содержательные сообщения с анализом текущей реальной ситуации в экономике, критические - это особенно ценно, небесспорные в некоторых своих моментах.

Я позволю себе очень коротко остановиться на самых, может быть, важных вещах, хотя все остальное, что считал нужным, я пометил. Мы обязательно обсудим это на заседании Правительства, обещаю вам.

Первое, на что обратил внимание, это на административную реформу. Практически все, кто выступал, говорили о таких проблемах, как забюрокраченность экономики, коррупция и т.д. Разумеется, административная реформа направлена на то, чтобы преодолеть эти проблемы.

Да, согласен, действительно, не все выстраивается сразу так, как хотелось бы в Правительстве, и вы правы - те, кто говорил об этом, - критика была правильная. Некоторые вещи остались незамеченными, потерянными, кое-что сбилось.

Может быть, и неплохо - с точки зрения борьбы с коррупцией, что накатанные связи исчезают, но с точки зрения управляемости, конечно, некоторые вещи нужно поправлять.

Должен вам сказать откровенно: предполагалось - думаю, что подавляющее большинство присутствующих знает об этом, - что само министерство будет заниматься стратегией и нормотворчеством. Другие подразделения в блоке управления будут заниматься непосредственно управлением государственной собственностью - агентства, допустим. Третьи будут заниматься контролем. Но жизнь и практика показывают, что даже инициаторы и авторы этой реформы не хотят упускать из своей рук реальные функции управления, и это "одеяло" потихонечку тянут на себя, по сути нарушая те самые принципы, которые декларировали. И это создает определенные сложности и в управлении, и в контактах с Правительством, я это прекрасно вижу и понимаю. И, конечно, мы с Председателем Правительства будем на это реагировать.

Другой важный вопрос - это вечный в России вопрос о земле. Много записок на этот счет, одну из них процитирую. Излагается предыстория вопроса: "В этой связи напрашиваются два вопроса: не изменилась ли Ваша позиция в отношении данного вопроса, т.е. несправедливости вторичного выкупа земли под предприятиями?" Сразу могу сказать - позиция моя не изменилась. И второе: "Просим Вас помочь Правительству России наконец определиться по этому вопросу в контексте Вашего выступления". Один из наших коллег, который выступал, говорил о проблемах с регионами. И это действительно то, что мешает Правительству окончательно решить этот вопрос. Фискальные интересы и интересы общенационального характера развития экономики в известной степени находятся в противоречии, но согласен с вами в том, что Правительство должно довести этот вопрос до конца. Конечно, не нужно забывать интересы регионов, нужно, в конечном итоге, выйти на какие-то согласованные решения, но это решение должно быть справедливым и оправданным с точки зрения развития российской экономики. Надеюсь, что Правительство в ближайшее время эту дискуссию завершит.

Теперь следующие несколько положений, которые я пометил и считаю очень важными.

Многие говорили о необходимости диверсификации нашей экономики, и это действительно одно из важнейших направлений нашей с вами совместной работы. В законодательство, прежде всего в налоговое законодательство, вносятся определенные изменения - вы об этом знаете, - перераспределяется нагрузка. Может быть, пока незначительно, но все-таки это движение есть, и вы это знаете. Разумеется, Правительство должно действовать аккуратно, с тем чтобы это перераспределение не подорвало одну из основных отраслей, а именно энергетическую отрасль: нефтяную, газовую промышленность. Но, повторяю, этот процесс и дальше будет продолжаться.

Здесь говорили о том, что у нас сейчас 30% налоговая нагрузка от ВВП. Сложно подсчитать, сколько на самом деле. На мой взгляд, она больше чем 30%. Я не знаю, откуда эти цифры - некоторые эксперты считают, что она все-таки больше. И это, конечно же, заставляет нас постоянно думать о том, как изменить эту ситуацию в лучшую сторону. Вы знаете, что Правительство продекларировало необходимость дальнейшего снижения налоговой нагрузки и стабилизации налогового законодательства - об этом здесь сегодня также говорилось. Думаю, что так оно и должно произойти в ближайшее время.

Прозвучало много критики, но все-таки кое-что положительное тоже происходит: было отмечено, что за последние 6 месяцев сборы налога на прибыль уже превышают или превысили где-то сбор налога по НДС - все-таки это положительное движение вперед. И это - решение, которое вырабатывалось совместно бизнес-сообществом и Правительством РФ. Разумеется, не может не вызывать сожаления, что в связи с административной реформой произошли какие-то сбои в диалоге бизнес-сообщества и Правительства по этим вопросам. Эти механизмы должны быть восстановлены - и, я вам обещаю, они будут восстановлены, прежде всего в сфере налогового законодательства и налогообложения. Сфера чрезвычайно сложная. Даже здесь, в выступлениях наших коллег, звучали отличные друг от друга подходы и разные оценки. Снизили ЕСН - плохо, потому что может возникнуть дефицит социальных фондов. Повысили акцизы на алкоголь - плохо, потому что деньги уходят неизвестно куда - частично во всяком случае.

Прозвучали, правда, и другие предложения: снизить ЕСН еще больше - до 15%. Деньги стабилизационного фонда и даже золотовалютные резервы Центрального Банка направить на погашение этого дефицита, на развитие экономики. Но не уверен, что авторы и защитники таких предложений посчитали, а хватит ли этих ресурсов, чтобы покрыть дефициты социальных фондов и сохранить в стране социальную стабильность? Хватит ли этих денег, чтобы реально повлиять на развитие российской экономики в целом? И к чему может привести использование таким образом накопленных ресурсов?

Истиной является то, что мы можем с вами тратить столько денег, сколько зарабатываем. А если эти деньги в результате удачной внешнеэкономической конъюнктуры и наличия у нас природных богатств, которыми нас наделил Господь, мы будем использовать вот таким образом, направляя их в экономику, то сегодня мы имеем одни проблемы: нехватку оборотных средств, отсутствие в нужном объеме, как нам кажется, инвестиционных ресурсов, а завтра, если мы с вами допустим хоть малейшую ошибку в этом направлении, нам может это все не понадобиться, потому что инфляция подавит саму российскую экономику. Эти решения должны быть очень взвешенными и тонкими. Во всяком случае над предложениями подобного рода надо очень серьезно подумать и нельзя спешить.

И, наконец, последнее и приятное. Здесь говорили о необходимости ввести почетные звания для предпринимательского сообщества. Можно, конечно, подумать над этим, хотя мне представляется, что успех предпринимателя, который не может не выражаться в личном благосостоянии, в доходе, в успехе, - это уже само по себе большое событие в жизни любого человека: это самореализация. Безусловно, есть люди, которые отличаются не просто особыми успехами, а особыми заслугами перед государством, перед народом, перед страной.

Здесь прозвучало, что в этом зале нет людей, которые бы награждали кого-то из предпринимателей. Не могу говорить за других, но хочу отметить, что, по крайней мере, один человек есть - это я: я делал это регулярно, готов подумать и над предложением о почетных званиях, но мне всегда доставляло особое удовольствие награждать государственными наградами России предпринимателей, которые действительно заслужили всей своей деятельностью внимание со стороны нашего народа. И, надеюсь, что мне представится еще не один случай поучаствовать в подобных мероприятиях.

Большое Вам спасибо. Всего доброго.