Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (21) Декабрь 2004г

От главного редактора

Бочков С.О., главный редактор

В рамках принимаемого Государственной Думой пакета законопроектов, направленного на обеспечение доступности жилья, акцент делается в первую очередь на совершенствовании порядка юридического оформления при строительстве и продаже жилья, четком определении рисков и гарантий при предоставлении кредитов, оптимизации системы налогообложения и разработке механизмов финансирования. Но предлагаемые законопроекты решают только часть стоящих проблем. Необходима дальнейшая работа.

Во-первых, в предлагаемых мерах по обеспечению доступности жилья рассматривается в первую очередь многоэтажное жилищное строительство в городах.

Во-вторых, недостаточное внимание уделяется стимулированию инновационных строительных технологий.

Хочу подробнее остановиться на этих двух вопросах.

Почему нельзя ограничиваться только многоэтажной городской застройкой? Конечно, эта индустрия на сегодняшний день развита. Существует проектная и производственная база в лице многочисленных ДСК и частных строительных предприятий, ориентированных на городское индустриальное домостроение. Между тем, такой подход несет в себе зерно неуспеха, и обусловлено это, в первую очередь, дефицитом и высокой ценой земли в городах России, а также недопустимо высокой ценой готового жилья.

Кроме того, не учтены в полной мере задачи комплексного развития территорий, а также исторические традиции России. Подобная ошибка уже совершалась в 60-е годы, когда в деревнях сносили частные дома и строили многоквартирные. Поэтому равное внимание нужно уделить и формированию рынка жилья по принципу «один дом — одна семья», т.е. частному малоэтажному домовладению — как в малых населенных пунктах и сельской местности, так и в качестве поселений-спутников на границах больших городов. Здесь важны и законы, и организационные меры, и финансовые механизмы, и проектно-строительные решения. До сих пор в числе прочих препятствий в масштабной реализации подобной программы было отсутствие комплексной отлаженной технологии, позволяющей в сжатые сроки возводить недорогие и комфортабельные дома, доступные для широких масс экономически активного населения страны. Изучение данного вопроса показывает, что ускоренное внедрение отечественных и зарубежных инновационных технологий в области строительства и инженерных коммуникаций может решить данную задачу. Однако развитие новых технологий строительства должно попасть в поле зрения государства.

В качестве одного из примеров, позволяющих добиться существенного снижения себестоимости возводимого жилья, можно привести пенополистерольные «канадские» дома, собираемые из готовых панелей. Подобные дома достаточно легки и не требуют массивных фундаментов, что дополнительно сокращает стоимость строительства. При строительстве не требуется тяжелая строительная техника и понижены требования к профессионализму строителей, т.е. значительную часть работ могут выполнить сами будущие жильцы. Дома получаются не только прочными и безопасными, но имеют и много других достоинств — летом в них прохладно, а зимой тепло, причем на обогрев требуется втрое меньше энергии, чем на обогрев кирпичного дома. Строители о достоинствах «канадского» дома могут рассказывать часами, но лучшей рекламой ему служит тот факт, что в Европе больше половины, а в Америке более 90% коттеджей построено по канадской технологии. Правда, в США и Канаде в каркасных домах живут постоянно, а в Европе их чаще всего используют как летнее загородное жилье. Интересно, что бум на быстросборные дома сейчас случился в консервативной в плане строительства и архитектуры Японии. Японцы, с недоверием относившиеся к “сэндвичам”, резко изменили свое мнение после сильного землетрясения в Киото — «канадские» дома оказались в числе немногих уцелевших зданий.

Главное достоинство каркасных домов — доступные цены. Например, в Америке они дешевле домов индивидуальной постройки примерно на 30%. Развитие подобных технологий позволит создавать рабочие места на местном уровне, также как и преодолеть монопольные барьеры в строительной области. И качество жизни в собственном доме, конечно, другое!

Другое пространство для применения инновационных технологий — коммунальные системы и системы жизнеобеспечения. При развитии малоэтажного строительства мы достигаем следующих целей:

  • формирование широкой социальной прослойки собственников малоэтажного жилья, создаваемой в тех же целях, что и знаменитая «одноэтажная Америка», т.е. наиболее консервативная, традиционная и стабильная часть общества;
  • возрождение исконных ценностей, присущих населяющим Россию народам: частное домовладение, общинный уклад жизни, традиционализм, духовные ориентиры;
  • приоритет семейных ценностей, в новых поколениях — стимулирование рождаемости, решение демографической проблемы.

Кроме того, достигаются макрои микроэкономические цели, в частности:

  • освоение пригородов и сельских районов;
  • обеспечение жильем промышленных и научных центров;
  • сбалансированное развитие территорий;
  • развитие дорожной сети и коммуникаций;
  • ослабление экологической нагрузки на городские зоны.

Безусловно, данное направление заслуживает поддержки со стороны государства как с помощью стимулирующего инновации законодательства, так и через поддержку в рамках федеральных и региональных программ.

***

Кроме этого, мне хотелось бы остановиться еще на одном вопросе. Для обеспечения доступности жилья для населения необходима слаженная работа разных уровней и ветвей власти. Но ключевую роль играет все же на сегодняшний день исполнительная власть. Большое значение имеет правоохранительная система. Защита сбережений граждан, направленных на покупку жилья, может, конечно, регулироваться и специальными законами, регламентирующими соответствующую деятельность по организации кооперативов, ссудо-сберегательных касс и т.д. Но в первую очередь задача правоохранительных органов — выявлять и предотвращать преступления в этой области. Как и в случае коррупции и монопольного сговора на строительном рынке. Действующее законодательство вполне это позволяет. Пока не будет порядка в экономике — государство не сможет решить ключевую задачу доступности жилья.

Должна возрасти ответственность руководителей регионов. Сейчас, в ходе административной реформы, в ходе усилий по укреплению вертикали исполнительной власти, предложенной Президентом, разрабатываются подходы по определению ключевых задач, которые ставятся перед чиновником, за решение которых он отвечает в первую очередь. И министр, и губернатор. И по истечении отчетного срока именно по решению этих проблем и будет оцениваться эффективность его работы.

Представляется, что для региональных властей задача доступности жилья должна быть в этом списке приоритетов. Потому что, в конечном счете, именно доступность жилья — один из факторов, определяющих качество жизни людей, обеспечение которого — и есть основная задача государства.

Главный редактор,
Председатель движения «За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей»
С. О. Бочков