Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3 (20) Октябрь 2004 г.

Новый Жилищный кодекс и обеспечение жильём жителей Пензенской области

Ближина Л.Ф., депутат Государственной Думы РФ

Предлагаемый проект Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) предусматривает оставить бесплатное жильё только малоимущим гражданам, полагая, что количество малоимущих семей должно ежегодно уменьшаться. Кто-то из нуждающихся, приблизительно 10%, могут рассчитывать на помощь предприятий, остальные - через ипотеку с участием своих средств или залога.

Основная же масса населения, нуждающегося в жилье (60%), при средней заработной плате по России 6140 руб., а например, в Пензенской области - 3716 руб., не имеют оснований для получения жилья по договору социального найма, и у них нет возможности построить жильё за счёт своих средств через кооператив или с помощью ипотеки, предметом залога которой является имущество, поскольку большинство граждан им не располагают. Например, в моём регионе (Пензенская область) средняя фактическая стоимость строительства 1 м2 площади жилых домов в первом квартале 2004 г. составила (без индивидуального строительства) 10 639 руб., а с учётом индивидуальных жилых домов - 6399 руб. Справочно: в I квартале 2003 г. стоимость 1 м2 - 9328 руб. и 3176 руб. соответственно.

В этой связи Совет Федерации профсоюзов предлагает при ипотечном строительстве жилья в случае отсутствия у граждан имущества под залог предусмотреть для них в соответствующих законодательных актах внесение первоначального взноса в денежном выражении пропорционально по уровню доходов.

В проекте ЖК РФ не предусмотрен порядок и нормы постановки на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья по месту работы. Отсутствие норм регулирования при получении жилья по месту работы приведёт к грубейшим нарушениям конституционных прав граждан. Стоит ли вообще закладывать какие-то непосильные для российской экономики нормы в ЖК РФ, например, определяющие правило предоставления жилья из расчёта не менее 15 м2 (по московским законам 18 м2) на человека? В очередь нуждающихся ставят тех, у кого меньше 10 м2, так почему бы не давать эти самые 10 м2 самым нуждающимся. Скорость движения очереди можно было бы увеличить только за счёт этого, по крайней мере, в полтора раза.

В п. 1 ст. 52 проекта ЖК РФ отмечается, что в случаях и в порядке, установленных законодательством РФ, граждане могут подать заявление о принятии на учёт и не по месту их жительства. Считаю, что эти случаи, порядок и критерии должны быть оговорены в новом ЖК РФ, как главном правовом акте, регулирующем правовые отношения в жилищной сфере.

В целях пресечения злоупотреблений при предоставлении жилья по договору социального найма, служебных жилых помещений, а также по месту работы считаю целесообразным предусмотреть в ЖК РФ, что учёт нуждающихся в жилье и его распределение производится с участием общественных комиссий создаваемых из депутатов местных органов власти и представителей трудовых коллективов - профсоюзов.

По сдаче в эксплуатацию жилья всех форм собственности Пензенская область не дотягивает до среднероссийских показателей и занимает одно из последних мест в приволжском регионе. Особенно остро жилищная проблема стоит в городе Пензе, где в очереди на получение бесплатного муниципального жилья в районных администрациях и предприятиях стоит более 5000 человек.

Несмотря на то, что новый ЖК РФ предусматривает программы "ипотечного строительства" и "дом для молодой семьи", он может стать ловушкой для миллионов людей. Они никогда не смогут воспользоваться предлагаемыми рыночными способами получения жилья, поскольку вся их эмоциональная и физическая энергия тратится на преодоление трудных условий быта, не оставляя жизненных сил и здоровья на высокопродуктивную работу, позволяющую откладывать хоть какие-то деньги на улучшение своего положения. Например, Законодательное собрание Пензенской области утвердило положение "Об ипотеке на территории Пензенской области". Но условия получения жилья по ипотеке жёсткие: 30% стоимости квартиры выплачиваются гражданами сразу, и они после этого получают кредит на 26,5 лет под 18% годовых. Для основной части населения это не под силу. Первый взнос можно снизить до 10-12%, кредит давать не менее чем на 50 лет под 6% годовых. Тогда многие люди с удовольствием пойдут на такую программу.

Вместе с тем проект ЖК РФ требует доработки. В частности, следует точнее отразить конституционные принципы жилищной политики, полнее использовать действующий понятийный аппарат. Требуют доработки и вопросы о правах и обязанностях нанимателей и собственников, оплате за жилье и коммунальные услуги, субсидиях.

Спорными являются отменяемые законопроектом федеральные стандарты, например, предельной стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг, максимально допустимой доли расходов граждан на оплату коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Эти стандарты играли важную роль, ориентируя органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в их деятельности в жилищной сфере, являлись своего рода механизмом защиты прав и интересов граждан.

В связи с отменой закона о приватизации жилья и в целях исключения возможности возникновения коллизий следует своевременно обеспечить рассмотрение и принятие законопроекта о переходных положениях в связи с принятием нового ЖК РФ, предусмотрев в нем сохранение права граждан на приватизацию полученных до введения в действие нового Кодекса жилых помещений.

Ситуация усугубляется ещё и тем, что третья часть страны живёт либо на грани, либо за чертой бедности, следовательно, не в состоянии решить жилищную проблему и вправе рассчитывать на поддержку государства.

Ближина Любовь Фёдоровна. В 1995-2003 гг. работала помощником депутата Государственной Думы РФ по Пензенской области. С 2000 г. является членом Консультативного Совета при Губернаторе Пензенской области. Избрана депутатом Государственной Думы IV созыва, является членом Комитета Государственной Думы РФ по культуре. Член депутации Государственной Думы РФ в Межпарламентской комиссии по сотрудничеству Федерального Собрания РФ и Парламента Республики Молдова. Заместитель координатора депутатской группы по связям с Парламентом Республики Молдова.