Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3 (20) Октябрь 2004 г.

Защита прав несовершеннолетних в условиях формирования рынка доступного жилья

Петренко В.А., Председатель комитета Совета Федерации РФ по социальной политике

Часть пакета законопроектов по формированию рынка доступного жилья в Российской Федерации в июле 2004 г. была принята Государственной Думой в третьем чтении. В ходе обсуждения возникло много вопросов о социальной направленности предлагаемых к рассмотрению проектов федеральных законов.

Думаю, что вопрос, который необходимо обсудить, имеет общегосударственное значение. Речь идет о проекте федерального закона "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации", которым предлагается внести изменения в ст. 292 Гражданского Кодекса РФ (ГК РФ), регулирующую права членов семьи собственника жилого помещения.

Сразу хочу отметить, что предлагаемые изменения могут привести к массовым нарушениям конституционных прав граждан, в первую очередь несовершеннолетних и, как следствие, - к тяжелым социальным последствиям.

Поясню, почему.

Во-первых, в соответствии с действующим п. 2 ст. 292 ГК РФ переход права собственности на жилое помещение к другому лицу не является основанием для прекращения права пользования жильем членами семьи прежнего собственника, т.е. лицами, зарегистрированными на данной жилой площади по месту жительства и на ней проживающими. Законопроектом предлагается установить, что переход права собственности на жилище является основанием для прекращения права пользования жильем членами семьи прежнего собственника.

Действующая же редакция п. 2 ст. 292 ГК РФ - важная социальная гарантия для пользователей жилых помещений, которые приравнены в правах к нанимателям жилья.

С момента возникновения права пользования жилым помещением это право принадлежит не собственнику жилья, а пользователю, являющемуся членом семьи собственника жилого помещения. Это право является гражданско-правовым отражением конституционного права граждан на жилище, прописанного в ст. 40 Конституции РФ. В свою очередь, Конституционный суд РФ в декабре 2000 г. определил, что гражданское законодательство наряду с правами собственника жилого помещения признает и защищает права владельцев и пользователей такого помещения, что соответствует общему конституционному принципу недопустимости нарушения прав и свобод одних лиц осуществлением прав и свобод других.

С принятием предлагаемой поправки пользователи жилых помещений попадут в абсолютную зависимость от воли и произвола собственника жилья. При отчуждении жилого помещения собственником пользователи будут выселяться на улицу, лишаться регистрации, а также прав и гарантий, с ней связанных. Резко возрастет число людей из числа бывших пользователей жилья, не имеющих места жительства. Это будут не асоциальные личности, а нормальные, законопослушные граждане, лишенные права на судебную защиту. Вместо стабилизации оборота жилых помещений возникнет социальное напряжение.

Перед органами государственной власти, органами местного самоуправления в силу прямого указания Конституции РФ возникнет проблема обеспечения жильем этих граждан. За счет средств бюджетов субъектов РФ потребуется строительство специального жилого фонда для этих целей.

Во-вторых, положения п. 4 ст. 292 ГК РФ регламентируют, что отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника, если при этом затрагиваются их права или охраняемые законом интересы, допускаются с согласия органа опеки и попечительства. Указанным же законопроектом предлагается сохранить необходимость получения согласия органа опеки и попечительства только при отчуждении жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения, либо несовершеннолетние члены семьи собственника, оставшиеся без родительского попечения.

В свою очередь концепция данного проекта федерального закона гласит, что:

1) согласие органа опеки на отчуждение жилья значительно затрудняет оборот жилых помещений в целом и ипотечные правоотношения в частности;

2) защита прав и законных интересов детей в силу п. 1 ст. 64 Семейного кодекса РФ возложена на родителей;

3) "презумпция о недобросовестности" родителей противоречит основам гражданского права;

4) имеют место злоупотребления специалистов органов опеки при даче согласия на отчуждение жилья.

Хочу отметить, что к правам несовершеннолетних по пользованию жилыми помещениями в полном объеме применимы вышеизложенные положения законодательства в отношении совершеннолетних пользователей.

Кроме того, учитывая неспособность (от 0 до 14 лет) или ограниченную способность (от 14 до 18 лет) несовершеннолетних защищать свои права, законом установлены дополнительные меры защиты прав ребенка государством. Это - институт опеки и попечительства и его согласие на совершение родителями ребенка сделок по отчуждению имущества.

Действительно, защита прав и интересов ребенка возлагается, прежде всего, на его родителей. Однако родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия (п. 2 ст. 64 Семейного кодекса РФ). Государство гарантирует ребенку право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (п. 2 ст. 56 Семейного кодекса РФ). Принятие этого законопроекта лишит всякой правовой защиты от злоупотреблений со стороны родителей при сделках с жильем, поскольку есть огромное число несовершеннолетних, реально нуждающихся в защите, т.е. детей, живущих в неблагополучных семьях, в которых родители не лишены родительских прав и не ограничены в них, но используют свои права не в интересах ребенка.

Положения же законопроекта, вопреки Конвенции ООН о правах ребенка и российскому законодательству, способствуют тому, что ребенок превращается из самостоятельного субъекта права в объект родительской власти.

Родители могут оставить детей без жилья не только умышленно, но и, руководствуясь благими пожеланиями, совершая рискованные действия, например, в случае отчуждения жилого помещения и размещения вырученных средств в банках в целях приобретения лучшего жилья. В данном случае действиями родителей будет нарушаться конституционное право ребенка на жилище или создаваться реальная угроза его нарушения. Поэтому государство во всех случаях должно проверять, используют ли родители свои права во благо ребенку или нет.

Вместе с тем, данный законопроект не учитывает, что собственниками жилого помещения могут являться не родители, а иные члены семьи несовершеннолетнего (бабушка, дедушка, дядя, тетя и т.д.). В данной ситуации указанные лица получают возможность отчуждать жилье без согласия органа опеки и попечительства.

Утверждение о том, что "презумпция недобросовестности родителей" противоречит основам гражданского права, и что защита прав и законных интересов несовершеннолетних во всех случаях возлагается на их родителей, а не на органы опеки и попечительства, не соответствует п. 2 ст. 56 и п. 2 ст. 64 Семейного кодекса РФ.

Необходимо заметить, что отказ органа опеки и попечительства выдать согласие на совершение сделки с жилым помещением не является абсолютным и может быть обжалован заинтересованными лицами в суде.

Исключая необходимость получения согласия органа опеки и попечительства на отчуждение жилья в отношении несовершеннолетних членов семьи собственника, проектом предлагается сохранить данную процедуру в отношении не только недееспособных, но и ограниченно дееспособных лиц, которыми в силу ст. 30 ГК РФ признаются граждане, злоупотребляющие спиртными напитками или наркотическими средствами.

Хочу особо подчеркнуть, что предлагаемые изменения приведут к таким социальным последствиям, как: ухудшение жилищных условий несовершеннолетних членов семьи собственника, полная утрата детьми жилья, значительный рост детской беспризорности и преступности, увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, что повлечет значительные финансовые затраты на преодоление этих социально опасных последствий.

В большинстве европейских государств отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние, допускается только с разрешения суда. Вместо того, чтобы улучшать действующий порядок контроля со стороны государства при совершении сделок с жильем, затрагивающим права и законные интересы ребенка, предлагается отказаться от него вовсе. Такой подход противоречит конституционному принципу защиты детства (ст. 38 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека неотчуждаемы, принадлежат каждому от рождения и осуществление их не должно нарушать права и свободы других лиц).

Все вышесказанное, с моей точки зрения, глубоко оправданно, т.к. та позиция и те поправки, над которыми работали члены Комитета Совета Федерации по социальной политике, нужны народу, который мы все, в конечном итоге, представляем.

А это, в свою очередь, означает, что наша позиция и, самое главное, сформированные с ее учетом нормы закона должны быть понятны не только представителям законодательной или исполнительной власти. Они должны быть понятны прежде всего людям, ради которых и проводится эта реформа.

Петренко Валентина Александровна. Кандидат педагогических наук. С 1992 г. - депутат Верховного Совета РФ. Работала в Министерстве иностранных дел, Службе безопасности и Администрации Президента РФ, Правительстве РФ, Совете Федерации ФС РФ. Председатель Комитета Совета Федерации ФС РФ по социальной политике, член Комиссии Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации. С 2001 г. - представитель в Совете Федерации ФС РФ от Правительства Республики Хакасия.