Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3 (20) Октябрь 2004 г.

Роль законодательной власти в градосовершенствовании Москвы

Платонов В.М., председатель Московской городской Думы

Вот уже 11 лет в столице существует орган представительной и законодательной власти - Московская городская Дума. За эти годы с нуля появилась законодательная база города, регулирующая все сферы жизнедеятельности мегаполиса.

Все это - результат совместной плодотворной работы исполнительной и законодательной ветвей власти Москвы. Как невозможно представить себе два полушария головного мозга, работающих независимо друг от друга, так невозможно разделить и городские власти. Мы работаем вместе - во имя и на благо москвичей. И наша заслуга, я считаю, - в том, что нам удается принимать решения, устраивающие всех, без грязи, без скандалов. Мы плодотворно работаем, делая общее дело, но решаем все конфликты процедурно, не вынося их на улицы, на баррикады. И эта работа в условиях взаимного уважения приносит свои плоды.

Невозможно не заметить, насколько за последние годы преобразилась российская столица. Москва сегодня - один из наиболее динамично развивающихся европейских городов. Реконструируются в прошлом полуразрушенные здания, развивается инфраструктура, растет благосостояние москвичей. Конечно, еще многое нужно сделать. Мы гордимся тем, что ежегодно не менее 40% городского бюджета идет на социальную защиту жителей Москвы. На самом деле, это - страшная цифра, которая говорит о том, что половина всех денег расходуется на то, чтобы позволить москвичам выжить. Ежегодно в связи с изменениями федерального законодательства город теряет 10-15 млрд руб. Тем не менее нам удается выдерживать социальную направленность бюджета, продолжать многие городские программы.

Огромное значение для развития города играет комплексный подход. Нам удалось сохранить целостность единого городского хозяйства. И все, что делалось властями за последние годы, было направлено на сбалансированное развитие. Наша основная задача - чтобы гражданин не чувствовал, что он живет в каком-то "не том" районе.

Безусловно, важнейшую роль в градосовершенствовании Москвы играют законы, принятые Московской городской Думой. Развитию города мы всегда уделяли повышенное внимание. Зачастую мы были первыми, кто предлагал ту или иную норму. Немало московских законов легли затем в основу федеральных, и теперь по ним живет вся страна. Мы также тесно сотрудничаем с коллегами из законодательных собраний других субъектов РФ, делимся нашим опытом и изучаем чужой.

Законы города Москвы, регулирующие вопросы градостроительной деятельности

Говоря о градосовершенствовании Москвы за последние 10 лет, нельзя не сказать о столичных законах, которые позволяют городу гармонично развиваться в правовом поле. Все городское законодательство в этой сфере можно разделить на три части: законы, непосредственно регулирующие градостроительную деятельность в Москве, законы, предусматривающие ответственность за нарушения градостроительного законодательства, и, наконец, законы, направленные на обеспечение прав жителей Москвы при принятии и реализации градостроительных решений.

В Уставе города Москвы от 28.06.95 предусмотрено, что вопросы архитектуры, строительства и реконструкции, градостроительное законодательство города Москвы, а также разработка и принятие генерального плана развития города Москвы и программ градостроительного развития города Москвы относятся к ведению города Москвы.

Позволю себе остановиться подробней на тех законах, которые приняла Московская городская Дума за время своего существования.

Закон от 03.03.04 № 13 "Об основах градостроительства в городе Москве" устанавливает общий порядок осуществления градостроительной деятельности в городе Москве, объекты и субъекты градостроительной деятельности, а также определяет основные принципы градостроительной деятельности. Он является рамочным, системообразующим для создания правовой базы градостроительства, определяет основные нормы, формулирующие систему правового регулирования градостроительной деятельности в Москве.

Закон от 10.12.97 № 53 (в ред. от 27.04.01) "О составе, порядке разработки и принятия генерального плана развития города Москвы". Генеральный план развития города Москвы - основной документ планирования градостроительного развития города Москвы. Разработку генерального плана осуществляет Правительство Москвы с обязательным рассмотрением его органами государственной экологической экспертизы и государственной градостроительной экспертизы РФ.

Генеральный план принимается Московской городской Думой.

Закон от 09.07.03 № 50 "О порядке подготовки и получения разрешений на строительство, реконструкцию градостроительных объектов в городе Москве".

Закон от 02.04.03 № 20 "О порядке градостроительного планирования развития территорий административных округов, районов города Москвы" является частью законодательства города Москвы о градостроительстве, определяет назначение и содержание градостроительных планов развития территорий административных округов и районов города Москвы и устанавливает порядок разработки, принятия и реализации указанных градостроительных планов.

Закон от 03.10.01 № 64 (в ред. от 12.02.03) "О градостроительных нормативах и правилах города Москвы" определяет порядок разработки, согласования, утверждения, изменения, введения в действие градостроительных нормативов и правил города Москвы, а также порядок контроля за соответствием градостроительной деятельности требованиям градостроительных нормативов и правил города Москвы, правовые последствия нарушения градостроительных нормативов и правил.

Закон от 09.12.98 № 28 (в ред. от 12.02.03) "О градостроительном зонировании территории города Москвы" определяет порядок разработки и утверждения документации по градостроительному зонированию, а также порядок ее применения при осуществлении градостроительной деятельности в Москве.

Под градостроительным зонированием понимается установление обязательных требований к функциональному использованию, застройке и ландшафтной организации районов, кварталов и участков территории города.

Закон от 14.05.03 № 27 (в ред. от 14.04.04) "О землепользовании и застройке в городе Москве" регулирует отношения в сфере землепользования и застройки в городе Москве, устанавливает градостроительные требования к землепользованию в городе Москве, порядок охраны земель в городе Москве и контроля за их использованием, порядок осуществления городом Москвой полномочий по управлению и распоряжению находящимися в собственности города Москвы землями в городе Москве, а также устанавливает общие принципы платы за использование земель в городе Москве.

Закон от 26.05.04 № 35 "Об особенностях использования земельных участков в целях сохранения научно-промышленного потенциала города Москвы не допускает изменение цели использования земельных участков предприятий науки и промышленности без согласования с собственником земельного участка.

Решение об изменении целей использования земельных участков предприятий науки и промышленности, находящихся в собственности города Москвы, принимается Правительством Москвы в соответствии с градостроительной документацией в случаях:

1) предварительного создания производства аналогичной (или большей) мощности в промышленной зоне;

2) перевода в установленном порядке за пределы города экологически вредных производств, задействованных в производственно-технологическом цикле предприятия;

3) передачи в установленном порядке части земельного участка предприятия для реализации проектов по строительству, благоустройству и других проектов на основании решения Правительства Москвы.

Закон от 26.09.01 № 48 (в ред. от 14.07.04) "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

В законе определены категории особо охраняемых природных территорий в городе, правовой режим их использования, порядок ведения ограниченной хозяйственной деятельности на данных территориях, права и обязанности пользователей и другие вопросы.

Закон от 21.10.98 № 26 "О регулировании градостроительной деятельности на территориях природного комплекса города Москвы" предусматривает, что проекты планировки отдельных территорий природного комплекса разрабатываются в соответствии с установленными для этих территорий режимами регулирования градостроительной деятельности.

На территориях природного комплекса могут быть установлены 5 режимов регулирования градостроительной деятельности, каждый из которых предусматривает различный объем возможных работ.

Так, например, в пределах территорий с режимом № 1 не допускаются изменения ландшафта, существующих и исторически сложившихся природных объектов, за исключением их восстановления или реставрации и т.д.

Закон от 01.07.96 № 22 (в ред. от 21.02.01) "О поддержании в исправном состоянии и сохранении фасадов зданий и сооружений на территории города Москвы" устанавливает обязательства собственников, арендаторов по содержанию, реставрации и ремонту фасадов зданий и сооружений на территории города Москвы.

Закон от 13.11.98 № 30 (в ред. от 02.10.02) "О порядке возведения в городе Москве произведений монументально-декоративного искусства городского значения" устанавливает единый порядок принятия решений о возведении в городе Москве произведений монументально-декоративного искусства городского значения.

Предложения о возведении Произведений могут исходить от граждан, юридических лиц, органов государственной власти.

Для рассмотрения предложений о возведении Произведений Московская городская Дума создает Комиссию по монументальному искусству, которая на основании предложений творческих союзов и объединений, научных организаций и высших учебных заведений в сфере изобразительных искусств и архитектуры формирует Перечень предложений о возведении памятников, утверждаемый впоследствии Московской городской Думой.

Закон от 05.05.99 № 17 (в ред. от 17.03.04) "О защите зеленых насаждений" регулирует вопросы сохранения и восстановления зеленых насаждений в городе. На территории города подлежат защите все зеленые насаждения.

Вырубка деревьев и кустарников производится лишь на основании специального разрешения - порубочного билета, выдаваемого на бланке, имеющем степень защиты.

Компенсационное озеленение является обязательным во всех случаях повреждения или уничтожения зеленых насаждений.

При организации строительства на участках земли, занятых зелеными насаждениями, предпроектная документация должна содержать оценку зеленых насаждений, подлежащих вырубке. Возмещение вреда в этих случаях осуществляется посредством предварительного внесения платежей за вырубку зеленых насаждений в порядке, установленном Законом.

Оформление прав собственности по завершении строительства всех объектов осуществляется после выполнения озеленения и приемки выполненных работ специально уполномоченным органом по защите зеленых насаждений.

Закон от 29.09.99 № 37 (в ред. от 07.04.04) "О порядке переустройства помещений в жилых домах на территории города Москвы" предусматривает единый порядок оформления и проведения переустройства помещений в городе Москве.

Действие закона не распространяется на перепланировку и переоборудование помещений, осуществляемые при капитальном ремонте, модернизации или реконструкции жилищного фонда.

В соответствии с законом, не подлежат регистрации мероприятия, предусматривающие ремонт помещений, устройство (разборку) встроенной мебели, антресолей и замену без перестановки инженерного оборудования аналогичным по параметрам и техническому устройству.

Закон запрещает проводить перепланировки, влияющие на архитектурный облик жилых домов (устройство балконов, козырьков, эркеров, превращение в эркеры существующих лоджий и балконов, устройство мансардных помещений и т.п.), т.к. они подлежат оформлению в порядке, установленном для реконструкции жилых домов.

Закон от 14.07.00 № 26 (в ред. от 14.11.01) "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" регулирует порядок проведения государственного учета, охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры.

В законе определены виды недвижимых памятников истории и культуры, порядок их владения, пользования и распоряжения, а также другие вопросы.

Закон от 09.06.04 № 40 "Об особом порядке регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях города Москвы и на территориях зон охраны объектов культурного наследия в городе Москве" в целях сохранения исторического своеобразия города при осуществлении градостроительного планирования территории, проектирования, строительства и реконструкции объектов устанавливает особый порядок регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях города Москвы.

Закон от 12.03.03 № 18 "О долгосрочной целевой программе сохранения объектов историко-культурного наследия и развития территории Государственного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника "Коломенское" на 2003-2007 годы". Территория ГМЗ "Коломенское" является уникальным природно-ландшафтным заповедником. В настоящее время здесь сохранились реликтовые деревья (дубы и липы, возраст которых - 200-600 лет), редкие виды трав и животных, занесенных в Красную книгу Москвы, и около 40 видов певчих птиц. Территория ГМЗ "Коломенское" также является хранителем древнейшей истории Москвы. Широко известны его археологические и геологические памятники: Дьяково городище, селение Дьякова пойма, святые ключи Голосова оврага и другие. Его левобережная часть связана с историей бывшей царской подмосковной резиденции.

Объекты историко-культурного наследия и территория ГМЗ "Коломенское" находятся в ведении субъекта РФ - города Москвы.

Законы, предусматривающие ответственность за нарушения градостроительного законодательства

Закон от 11.01.95 № 1-4 "Об ответственности за нарушения правил охраны, использования и реставрации памятников истории и культуры г. Москвы" (утратил силу в соответствии с законом от 10.04.02 № 20) вводил ответственность за нарушения правил охраны, использования и реставрации памятников истории. В частности, за самовольное переоборудование помещений, снос памятника истории без соответствующего разрешения на пользователей недвижимым имуществом налагался штраф 10-850 МРОТ.

Закон от 10.06.96 № 18 (в ред. от 16.06.04 № 38) "Об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства города" за несоблюдение установленных законодательством норм и правил по обеспечению чистоты и санитарного содержания территорий города Москвы, их внешнего благоустройства, ремонта и реконструкции зданий предусматривает административный штраф для физических лиц в размере 30-50 МРОТ, а для юридических лиц - 80-500 МРОТ.

Закон от 20.12.95 № 26 (в ред. от 26.06.02 № 35) "Об административной ответственности за нарушение нормативов Москвы по эксплуатации жилищного фонда" определяет порядок привлечения к административной ответственности за нарушение нормативов Москвы по эксплуатации жилищного фонда.

Закон от 14.07.04 № 49 "Об административной ответственности за правонарушения в области содержания и сохранности подземных инженерных коммуникаций и сооружений" устанавливает административную ответственность в виде штрафа за нарушения установленных норм, правил и требований по содержанию и эксплуатации подземных инженерных коммуникаций и сооружений города в части, не урегулированной КОАП РФ. Так, за несанкционированное проникновение в подземные инженерные коммуникации и сооружения, засорение подземных инженерных коммуникаций и сооружений, несанкционированный сброс воды, жидких производственных и бытовых отходов в подземные инженерные коммуникации и сооружения или повреждение подземных инженерных коммуникаций и сооружений по неосторожности законом предусматривается штраф для физических лиц в размере 10-25 МРТ, а для юридических лиц - 100-1000 МРТ.

Законы, направленные на обеспечение прав жителей города Москвы при принятии и реализации градостроительных решений в городе Москве

Закон от 25.06.97 № 21 (в ред. от 21.02.01) "О консультативном опросе граждан в районе города Москве". Консультативный опрос, согласно закону, является одной из форм привлечения населения к управлению делами района города Москвы и города. Опрос проводится районной Управой с целью выявления мнения жителей по проектам правовых и нормативных актов и учета их интересов по вопросам местной жизни. Среди вопросов, которые можно вынести на опрос, являются вопросы благоустройства, озеленения и обустройства территорий района.

Закон от 25.06.97 № 28-51 "О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве" регулирует отношения по защите прав физических и юридических лиц, а также органов власти при реализации градостроительных решений.

Органы власти обязаны до принятия правовых актов о реализации градостроительного проекта информировать граждан, а также обеспечить возможность обсуждения градостроительного проекта.

На уровне района или микрорайона права и законные интересы жителей в части подготовки и принятия градостроительных решений должны защищать депутаты муниципальных собраний муниципальных образований.

Закон от 11.06.03 № 41 "Об обеспечении благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства, реконструкции, комплексного капитального ремонта градостроительных объектов в городе Москве" направлен на обеспечение прав жителей Москвы на благоприятную среду жизнедеятельности и защиты прилегающих к участкам строительства территорий от неблагоприятных воздействий, возникающих в период строительства.

Не позднее чем за 7 дней до начала работ по подготовке участка строительства и прилегающей к нему территории застройщик обязан установить на границе участка строительства стенд, доступный для обозрения с прилегающей к участку строительства территории и содержащий информацию о проекте строительства, реконструкции, о мерах по благоустройству и обслуживанию прилегающей территории в период строительства, о разрешении на строительство, о заказчике и исполнителе (подрядчике) работ, о плановых сроках выполнения работ, об уполномоченных органах, в которые следует обращаться по вопросам строительства, реконструкции.

Приемка в эксплуатацию завершенного строительством объекта осуществляется только при условии выполнения в полном объеме работ по благоустройству участка строительства и прилегающей к нему территории в соответствии с проектной документацией, градостроительными, строительными и санитарными нормами и правилами в части комплексного благоустройства территории.

Закон от 09.09.98 № 21-73 (в ред. от 14.01.04) "О гарантиях города Москвы лицам, освобождающим жилые помещения" определяет порядок и условия предоставления возмещения (компенсации) собственникам, а также лицам, занимающим жилые помещения по договору социального найма, найма и аренды, освобождающим жилые помещения по решению органов государственной власти города Москвы.

Закон от 17.01.01 № 3 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы" постановляет, что, планировка и застройка новых микрорайонов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений, их комплексов, средств связи и информации без приспособлений для доступа к ним инвалидов и маломобильных граждан не допускаются.

К специальным приспособлениям закон относит визуальную и звуковую информацию; звуковую сигнализацию у светофоров; санитарно-гигиенические помещения; пандусы и поручни у лестниц при входах в здания, привокзальные площади, платформы, остановки маршрутных транспортных средств и места посадки и высадки пассажиров и др.

Планы на будущее

Все, что было перечислено выше, - законы, по которым уже сегодня живет город. Со временем мы планируем, что все законы, которые уже существуют, и те, которые только будут приняты, лягут в основу Градостроительного кодекса Москвы. Это будет закон, охватывающий все стороны развития города, строительства, благоустройства и многое другое. Но мы прекрасно понимаем, что сегодня решены еще далеко не все проблемы, и некоторые нужно решать немедленно. Мы знаем, что необходимо Москве в первую очередь, и работаем в этом направлении. Позволю себе остановиться на ряде моментов, требующих немедленного урегулирования - как законодательного, так и договорного, в том числе с федеральными органами власти.

Одна из важнейших проблем, которые стоят сегодня перед городом, - это проблема разграничения территорий в Москве между городом и федерацией. Спор о том, кто сможет продавать землю в Москве и в какой бюджет пойдут вырученные средства, продолжается. Ведь по закону городская земля под зданиями федеральных органов власти находится в федеральном ведении. Изначально предполагалось, что при разделении городской земли на федеральную и московскую должно будет сохраниться прежнее соотношение доходов от нее: 85% от пользования землей сегодня идет в региональный бюджет, а 15% - в федеральный. Однако принятие Земельного кодекса РФ и грядущая приватизация обострили вопросы прав собственности на землю. Комиссия по разграничению продолжает работу. Этот вопрос еще не решен, но я уверен, что московские и федеральные власти сумеют найти взвешенное решение.

Примерно такая же ситуация, как с землей, сложилась с историческими постройками. Москва считает свою позицию обоснованной: она вложила деньги в их реставрацию, после чего центр заявил о претензиях на все памятники архитектуры федерального значения. В результате этой проблемой теперь занимается еще одна совместная комиссия по разграничению собственности. Я считаю, что кто бы ни заявлял о своем праве собственности на что-либо, все равно это Москва москвичей. И наша задача сделать и в этой сфере так, чтобы интересы москвичей не пострадали, независимо от того, кому эти памятники принадлежат. Действительно, предыдущей политикой памятники были доведены до состояния руин с табличкой "охраняется государством". Мы приняли новый курс, и памятники стали украшать город. После этого вопрос о собственности стал очень привлекательным.

Опять же, каждая медаль имеет две стороны. Нельзя узко подходить к этой проблеме. Когда искусствовед смотрит на памятник архитектуры, он говорит: "Это такой-то век, такой-то архитектор, как красиво, надо охранять". Чиновник же говорит: "Фундамент разваливается, столько лет не было капитального ремонта, содержание безобразное, два пожара, три затопления, на восстановление нужно столько-то миллионов долларов". Бесспорно, чиновник тоже знает культурную ценность этого здания, но понимает, что сложно сохранять памятник ради памятника, не имея денег на его содержание и реставрацию. И дело не в спорах - новодел, не новодел. Общие слова о том, сохранять памятники или нет, реставрировать или реконструировать, это тупиковый путь. Надо принимать отдельное решение по каждому конкретному памятнику. Меня всегда смущают всякие голословные утверждения по поводу того, что там снесли памятник, тут снесли. Федеральное законодательство предусматривает уголовную ответственность за разрушение памятника архитектуры. Любой владелец такого памятника знает, какие колоссальные обременения по его содержанию на него накладываются. Что же касается сноса и воссоздания, то все должны понимать: содержание любого ветхого здания, которое, подчеркиваю, не мы привели в такое состояние, обходится в колоссальные деньги. Затраты эти идут из кармана граждан, и власть ответственна за то, чтобы считать эти деньги. Где-то, возможно, эти памятники сохраняются. Конечно, есть и нарушения, и злоупотребления, но они выявляемы и наказуемы. А газеты почитаешь, так "Москва сносится", "Москва распродается"...

Безусловно, вызывает тревогу прочно укоренившийся в головах россиян правовой нигилизм. Неисполнение действующего законодательства уже стало не бравадой, а обыденностью. А это, в свою очередь, тормозит многие процессы в городе и в стране, заставляет и власти, и правоохранительные органы постоянно быть в напряжении. Чаще всего чиновники забывают о существовании закона "О беспрепятственном доступе инвалидов к объектам городской инфраструктуры", а граждане - закона "О тишине в ночное время". И здесь я хочу четко определить позицию городских властей - мы будем добиваться от всех (а по Конституции у нас перед законом все - от бомжа до президента - равны) неукоснительного соблюдения городского и федерального законодательства. Только в этом случае мы сможем добиться, чтобы наш город и дальше развивался, становился красивее и удобнее для проживания.

Смысл всех преобразований в городе - в том, чтобы избавиться от плохого и сохранить лучшее. Этой политики мы будем придерживаться и в дальнейшем.

Платонов Владимир Михайлович. Кандидат юридических наук. Советник юстиции. В 1983-89 гг. работал в районных прокуратурах Москвы, расследовал особо тяжкие преступления. В 1989-91 гг. был заместителем прокурора Москворецкого района. В 1991 г. занялся частной юридической практикой, специализировался на защите прав граждан. В 1993 и 1997 г. избран депутатом Московской городской Думы, все это время был ее Председателем. В 1996-2001 г. являлся членом Совета Федерации, избирался Председателем Комитета по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам. С 1998 г. - вице-спикер Совета Федерации. Заведующий кафедрой политических наук Российского университета дружбы народов.