Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3 (20) Октябрь 2004 г.

От главного редактора

Бочков С.О., главный редактор

Сегодня хотелось бы остановиться на двух вопросах совершенствования законодательства и правоприменительной практики в экономической сфере. Первый - обеспечение законности в экономической сфере. Второй - поддержка инноваций. Эти темы не раскрываются именно нынешним номером журнала, хотя они постоянно находятся в поле нашего внимания, скорее, они - приоритеты нашей работы на будущее (совместно с журналом "Право и безопасность").

Первое. Для экономического роста необходимо обеспечение равного исполнения законов для всех участников рынка.

Какую ситуацию мы встречаем сегодня? Организации, которые честно выполняют законы, платят налоги, зачастую попадают в невыгодное положение, потому что не могут предложить конкурентную цену на свою продукцию, увязают в многомесячных хождениях по инстанциям. Ущерб, наносимый организациями, которые уклоняются от исполнения законов, многопланов: это и общая криминализация делового оборота, и подстегивание коррупции, и уменьшение доходов бюджета и, соответственно, снижение возможностей государства по решению социальных задач, развитию инфраструктуры, обеспечению безопасности, поддержке ключевых отраслей экономики.

В интересах самого широкого круга отечественных предпринимателей, как и в интересах государства - обеспечить реальное исполнение закона каждым гражданином и юридическим лицом. Только когда подавляющее количество предприятий откажется от использования "серых" схем, от производства работ без предписанного законами и нормативными актами порядка оформления, только тогда можно будет говорить о "прозрачности" экономических процессов, возможностях государства регулировать их. Тогда возможен реальный прорыв в борьбе с коррупцией и организованной преступностью.

То, что сегодня, к сожалению, мы этого не имеем, можно увидеть по репортажам в средствах массовой информации. Всем известны стандартные процедуры минимизации таможенных платежей, механизмы обрастания предприятий торговыми посредниками для уменьшения облагаемой прибыли, "зарплатные" схемы и работа с "оффшорами". Новую фирму можно купить через Интернет за символические деньги и даже не менять потом директора и учредителей. И через три месяца ее ликвидировать и не платить налоги вовсе!

Нарушения допускаются не только в налоговой сфере. Например, многие коттеджные поселки в Подмосковье строятся с нарушениями установленного порядка оформления исходно-разрешительной документации. Как результат - бульдозеры и возбуждаемые уголовные дела.

Всем известны также технологии "недружественного захвата" предприятий, зачастую с целью парализовать работу конкурента.

Примеры можно продолжать и продолжать.

Для обеспечения соблюдения законов необходимы согласованные действия всех ветвей власти - законодательной, исполнительной, судебной. Правосудие должно быть быстрым и неотвратимым. Законы должны быть исполняемыми и понятными, ограничивать возможность произвола чиновников. Конечно, необходимо принять и меры по упрощению отчетности предприятий и регламентирующей их деятельность нормативно-законодательной базы.

Надо признать, что преступления в сфере экономики наносят огромный ущерб обществу и государству, угрозы в этой области на сегодняшний момент ничуть не меньше, чем со стороны террористов или в области суверенитета и целостности государства. Только действуют эти угрозы скрыто. Но их результат - развал целых отраслей промышленности, нищенская зарплата чиновников, социальные проблемы, утрата стимулов к честному предпринимательству.

Конечно, борьба с экономической преступностью не должна превратиться в компанию, где пострадают одни лишь те предприниматели, которые поневоле выплачивают зарплату "в конвертах", имея альтернативой лишь закрытие производства.

В первую очередь необходимо добиться уплаты налогов, соблюдения законов со стороны высокорентабельных бизнесов, которые до последнего времени зачастую были вне достижимости правоохранительных органов. Сейчас делаются определенные шаги в этом направлении.

Этим же целям должно послужить укрепление вертикали исполнительной власти, предложенное Президентом Российской Федерации.

Наведение порядка в экономике - это функция государства. Для ее осуществления необходимо сильное государство, необходимы простые ясные законы и обеспечение исполнения их всеми.

Второе - это акцент на инновационной составляющей развития экономики.

Здесь важно, с одной стороны, предоставить меры экономического стимулирования развития высокотехнологичных проектов, с другой стороны, нужна поддержка отечественной науки, при этом нужно развернуть ее к максимальному внедрению научных разработок в производство.

Владимир Владимирович Путин в своем выступлении на заседании Совета по науке и высоким технологиям в феврале этого года отметил, что "…мы все еще не имеем современной, эффективной модели экономики науки. … Производство и наука по-прежнему существуют в разных измерениях".

Президент также подчеркнул, что "вложения в науку возвращаются в страну ее явными конкурентными преимуществами, и потому важно создавать такие правовые и организационные условия для инвестиций в науку, которые помогали бы этому процессу".

Из-за недостаточной проработанности экономики науки возникают, например, проекты резкого сокращения количества научных учреждений и конструкторских бюро системы Российской академии наук. Что вызывает, в свою очередь, вполне обоснованное отторжение со стороны представителей науки.

Необходимы новые законы для поддержки инноваций.

Например, в США инновационную деятельность государства по отношению к науке регулируют законы Байя-Доула (Государственный закон № 96-517) и Стивенсона-Уайдлера (Государственный закон № 96-418), которые были приняты в 1980 г. Эти законы направлены на прямое бюджетное стимулирование коммерциализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Проблема США состояла в тот момент в том, что, несмотря на высокий уровень развития фундаментальной науки в целом, другие страны коммерциализировали результаты американских исследований. Правительство США не являлось эффективным собственником интеллектуальной собственности, которая уже была им профинансирована и создана. Принятие указанных законов изменило ситуацию.

Представляется, что мы можем использовать положительный законодательный опыт высокотехнологичных стран.

Кроме совершенствования законодательства об интеллектуальной собственности, другие важные вопросы для законодательной поддержки "экономики науки" - это законодательная поддержка венчурного финансирования, наукоградов, малого бизнеса в данной сфере.

Защита интеллектуальной собственности, обеспечивающая возможность заработка для наших ученых и конструкторов, позволит решить многие проблемы, такие как привлечение инвестиций в высокотехнологичные производства или прекращение "утечки умов".

Такие меры позволят России занять достойное место в мировой экономике и обеспечить надежную перспективу защиты своего суверенитета.

На важности данного направления В.В. Путин снова остановился в своем выступлении на заседании Совета по науке, технологиям и образованию 26 октября. Вот некоторые положения: "Мы должны сформировать в России конкурентоспособную систему генерации, распространения и использования знаний. Только такая система станет основой устойчивых темпов и высокого качества экономического роста в стране. …Между тем удельный вес в нашем экспорте инновационной промышленной продукции - всего 6%. А результаты научной деятельности по-прежнему мало востребуются отечественным рынком. … В прикладной науке назрело создание крупных научно-производственных структур, способных обеспечить концентрацию ресурсов государства и бизнеса на передовых направлениях науки и техники".

Главный редактор,
Председатель движения «За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей»
С. О. Бочков