Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2 (19) Июль 2004г

Наукограды и региональная политика льгот по налогу

Сафаралиев Г.К., первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по вопросам местного самоуправления, Бердашкевич А.П., советник аппарата Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке

В настоящее время идет реформирование бюджетного и налогового законодательства. Указанное реформирование проявляется не только в создании или исключении конкретных юридических норм. В ряде отраслей экономики реформа законодательства затрагивает основы государственной политики, меняет правовую идеологию и направленность политики. В области образования и науки подвергаются ревизии и пересмотру бывшие ранее незыблемыми отношения, связанные с федеральной собственностью, переданной образовательным и научным организациям. Налоговый кодекс РФ допускает сбор налога на имущество с собственности, переданной академиям наук, образовательным или научным организациям. Причем многие налоговые льготы, которые существуют в настоящее время, носят временный характер. Снятие льгот по налогообложению имущества образовательных и научных организаций и ожидаемое в ближайшее время аналогичное реформирование или полное исключение льгот по платежам за землю преобразует экономическую основу деятельности организаций в области образования и науки. Перечисленные льготы по объему сопоставимы с бюджетным финансированием. Это означает, что бюджетное финансирование в области образования и науки должно резко возрасти или должны быть бюджетные компенсации по государственным налогам и платежам. В противном случае может резко сократиться количество государственных образовательных и научных организаций.

Проблемы для региона становятся весьма острыми, если в данном регионе сосредоточено большое количество научных и образовательных учреждений. Для наукоградов, где научные и образовательные учреждения играют роль градообразующих составляющих, реформа законодательства в области налогообложения весьма чувствительна.

Настоящая работа имеет целью провести анализ проблем, связанных с реформированием законодательства по налогообложению имущества организаций образования и науки.

О правовом статусе наукоградов

Основными целями государственной поддержки социально-экономического и научно-технического развития наукограда и организаций, входящих в его научно-производственный комплекс, являются сохранение и развитие имеющегося научного потенциала, реструктуризация и повышение эффективности использования этого комплекса, создание условий для устойчивого развития наукограда.

Во исполнение Указа Президента РФ от 07.11.97 № 1171 "О мерах по развитию наукоградов как городов науки и высоких технологий"1 Правительство РФ выпустило постановление от 24.01.98 № 79 "О мерах по развитию муниципальных образований с градообразующими научно-производственными комплексами (наукоградов)"2 утвержден Временный порядок отнесения муниципальных образований к наукоградам и Временное положение о государственной поддержке наукоградов.

Основным механизмом осуществления реализации государственной поддержки наукограда является программа его развития, в которой, исходя из индивидуальных особенностей данного муниципального образования, приводится технико-экономическое обоснование программы в целом, определяются основные направления социально-экономического развития, приоритетные для этого образования направления развития науки и техники, конкретные меры государственной поддержки, сроки их реализации, источники финансирования с указанием разделов расходной части бюджетов всех уровней в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Формирование программ развития наукоградов осуществляется на основе принципов разработки и реализации федеральных целевых программ.

Федеральный закон РФ от 07.04.99 № 70-ФЗ "О статусе наукограда Российской Федерации"3 признает в качестве наукограда РФ муниципальное образование с градообразующим научно-производственным комплексом. Правовое регулирование статуса наукограда осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами об общих принципах организации местного самоуправления, о науке и государственной научно-технической политике, другими федеральными законами, настоящим Федеральным законом, конституциями, уставами и законами субъектов РФ. Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Президентом РФ по представлению Правительства РФ на срок до 25 лет. При присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Президент РФ утверждает определенные Правительством РФ приоритетные для данного наукограда направления научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники, а также представленную Правительством РФ программу развития наукограда, в которой определены меры государственной поддержки данного наукограда с учетом его специфики. Государственная поддержка наукограда осуществляется в соответствии с программой развития муниципального образования как наукограда.

Постановлением Правительства РФ от 22.09.99 № 1072 "Об утверждении критериев присвоения муниципальному образованию статуса наукограда и Порядка рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда и прекращении такого статуса"4 утверждены требования для присвоения муниципальному образованию статуса наукограда. Муниципальное образование, претендующее на присвоение статуса наукограда, должно отвечать ряду критериев. Весь градообразующий научно-производственный комплекс должен быть расположен в границах одного муниципального образования. В уставе муниципального образования или в ином нормативном акте, принятом в установленном порядке органом местного самоуправления, должны быть предусмотрены обязанности администрации данного муниципального образования по поддержке развития научно-производственного комплекса, научной, научно-технической, инновационной деятельности, производства наукоемкой продукции и подготовки кадров, определены порядок формирования научно-технического совета муниципального образования, его задачи, права и обязанности, порядок принятия решения о целесообразности развития данного муниципального образования как наукограда, порядок включения юридических лиц в состав научно-производственного комплекса. Научно-производственный комплекс муниципального образования, претендующего на присвоение статуса наукограда, должен являться для данного муниципального образования градообразующим и отвечать одному из следующих условий: основные фонды комплекса составляют не менее 50% общего объема основных фондов всех хозяйствующих субъектов (за исключением объектов жилищно-коммунальной и социальной сферы), расположенных на территории данного муниципального образования, в то время как объем научно-технической продукции (работ, услуг) в стоимостном выражении составляет более 50% общего объема продукции (работ, услуг) всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории данного муниципального образования. При соблюдении определенных условий в состав научно-производственного комплекса могут быть включены научные организации и высшие учебные заведения, промышленные предприятия и объекты инновационной инфраструктуры, а также малые предприятия независимо от организационно-правовой формы, работающие в научно-технической и инновационной области. Указанные организации должны быть в установленном порядке зарегистрированы на территории данного муниципального образования.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"5 в качестве особенностей организации местного самоуправления в наукоградах указывает, что наукограды являются городскими округами, и особенности осуществления местного самоуправления в наукоградах устанавливаются федеральным законом. Под городским округом понимается городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Причем наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта РФ при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления вопросов городского поселения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам федеральными законами и законами субъектов РФ, а также при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) вопросов местного значения муниципального района и осуществления ими отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ. Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта РФ с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение. Мнение населения городского поселения и мнение населения муниципального района выявляются путем голосования, предусмотренного федеральным законом и проводимого раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) городское поселение. Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения муниципального района.

К вопросам местного значения городского округа относятся:

  • формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль над исполнением данного бюджета;
  • установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа;
  • владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

Из сказанного ясно, насколько сложно структурировано законодательство о наукоградах. Здесь множество нормативных правовых актов, начиная от указов и законов вплоть до актов местных органов власти. Не все эти акты увязаны между собой, не все они обладают одинаковой юридической силой. В постановлении Государственной Думы РФ от 11.11.96 № 781-II ГД6 отмечено, что в действующем законодательстве пока отсутствует определение понятия "нормативный правовой акт". Вместе с тем в юридической доктрине принято исходить из того, что нормативный правовой акт есть письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение. Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на типажный ряд случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком. Норму права отличают от предписаний ненормативного характера неоднократность применения и, в подавляющем большинстве случаев, отсутствие персональной направленности. Норма права не теряет силу после применения и исполняется, как только возникают обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Обычно норма права распространяет свое действие на ряд субъектов деятельности. Оба указанных признака являются неотъемлемым свойством правовой нормы. Юридическая сила нормативного правового акта проявляется через свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта определяет место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт. Отличительной особенностью системы правовых актов является иерархическое строение, когда каждый акт занимает свое место и находится в соподчиненности с другими актами. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой по отношению к актам нижестоящих органов, которые должны издаваться в соответствии с ними, т.к. обладают меньшей юридической силой. Но в данном случае по отношению к правовому статусу наукоградов нормативные правовые акты разной юридической силы и изданные разными по объему полномочий органами власти в итоге во многом уравнены. Это происходит потому, что регламент установления характерных правовых и организационных признаков для правового статуса наукоградов не предусматривает согласительной процедуры между разными источниками юридических инициатив, которые к тому же еще имеют разный уровень правового представительства.

О комплексной поддержке наукоградов

Конкретные меры государственной поддержки тех или иных направлений развития науки и техники, тех или иных научных образований определяет Правительство РФ в принимаемых им постановлениях7. Правительство РФ разрабатывает меры экономического и организационного характера, направленные на ускорение адаптации науки и ее интеграции в новые экономические условия; в его компетенцию входит совершенствование системы управления и координации в сфере научной деятельности, в том числе между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Меры государственной поддержки науки и научно-технической деятельности не ограничиваются только государственным сектором. Развитие конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники - один из основополагающих принципов государственной политики.

Выделяемые в современной теории формы государственного управления или государственной поддержки могут быть разделены на прямые, косвенные и региональные8. В качестве формы и мерила государственной поддержки может служить налоговая политика. Содержание налоговой политики определяется теми задачами и функциями, которые возлагает на себя государство. Опираясь на нормы налогового права, государственные и муниципальные органы осуществляют налоговую политику, используя ее конкретные инструменты: устанавливая соответствующие виды налогов и сборов, определяя различные категории налогоплательщиков, объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления и сроки уплаты налога, а в необходимых случаях - устанавливая налоговые льготы. Поэтому особенности формирования налоговой политики на федеральном, региональном и местном уровнях, прежде всего во многом зависят от наличия разработанной системы научных положений, создающих юридическую основу регулирования деятельности государства. Строя эффективно функционирующую систему местных налогов и сборов, важно учитывать основные экономические, юридические и организационные принципы налогообложения, которые можно назвать универсальными принципами построения системы налогов и сборов. Право органов местного самоуправления самостоятельно устанавливать местные налоги и сборы подлежит судебной защите в соответствии со ст. 133 Конституции РФ и нормами действующего законодательства. Однако отсутствие четкого законодательного регулирования участия органов местного самоуправления в процессе судопроизводства, по существу, лишает эти органы принадлежащих им прав.

Поддержка наукограда осуществляется в форме финансирования научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний и подготовки кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники; а также в форме финансирования и материально-техническом обеспечении инфраструктуры наукограда в соответствии со ст. 7 ФЗ "О статусе наукограда Российской Федерации" и производится за счет средств федерального бюджета, бюджетов соответствующих субъектов РФ, местного бюджета или иных источников финансирования.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ из федерального бюджета подлежат компенсации только расходы регионов на обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов субъекта РФ, т.е. только на обеспечение тех льгот, которые установлены федеральным законом. Другими словами, потери региональных бюджетов от установления льгот по налогу на имущество могут быть компенсированы из федерального бюджета.

Одним из финансовых источников для развития инфраструктуры в регионах служат региональные налоги и сборы. Налог на имущество организаций установлен как региональный налог. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ могут самостоятельно определять ряд элементов налогообложения, в частности, налоговые ставки в пределах установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки его уплаты. Уплата налога производится в бюджет того субъекта РФ, на территории которого находится имущество организации. Налогоплательщиками признаются российские организации, имеющие на балансе имущество, признаваемое объектом налогообложения. Налог на имущество предприятий является регулирующим налогом, т.е. часть налога зачисляется в местные бюджеты. Законами субъектов РФ могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания их использования налогоплательщиком.

Предельный размер налоговой ставки налога на имущество увеличен с 2% до 2,2%. При этом при введении налога субъект РФ вправе установить дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков либо видов имущества. Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Ранее ставки могли дифференцироваться только по видам деятельности11. Число устанавливаемых на федеральном уровне налоговых льгот сокращено.

Из перечня категорий налогоплательщиков, пользующихся льготами, исключены бюджетные организации, органы законодательной и исполнительной власти, государственные внебюджетные фонды, жилищно-строительные, дачно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие товарищества и целый ряд других категорий налогоплательщиков.

Освобождаются от налогообложения:

  • организации - в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством РФ порядке;
  • организации - в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения;
  • организации - в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;
  • организации - в отношении космических объектов;
  • имущество государственных научных центров;
  • научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств - в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.

Из перечня объектов обложения налогом исключены нематериальные активы, запасы и затраты. К объектам обложения относят только движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Из перечисленных выше объектов налогообложения только имущество государственных научных центров освобождено от налога на имущество без оговорок. Во всех остальных случаях льготному налогообложению подлежит только часть имущества, которая предназначена для исполнения определенных функций. В письме Государственной налоговой службы РФ от 29.05.97 "Изменения и дополнения № 3 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 8 июня 1995 года № 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий"12, зарегистрированном в Минюсте России 05.07.97 № 1321, содержится рекомендация при определении права на льготу по уплате налога на имущество руководствоваться действующими формами государственной статистической отчетности о выполнении научных исследований и разработок, утверждаемыми Государственным комитетом РФ по статистике, а также другими документами, по которым имеется возможность установить льготируемый объем научно-исследовательских, опытно-конструкторских и экспериментальных работ.

Налогоплательщиком может быть только субъект имущественных прав. Правовая позиция Конституционного Суда РФ состоит в том, что налогообложение всегда ограничивает право собственности, которое относится к основным правам и свободам человека. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ эти права могут быть ограничены только федеральными законами13. Конституционный Суд РФ, рассматривая налог как часть имущества налогоплательщика, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, в своем "Постановлении от 17 декабря 1996 г. № 20-П по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции"14 указал, что налогоплательщик не вправе распоряжаться ею по своему усмотрению. Государственное регулирование налогообложения учреждений науки и образования иметь свои особенности. Имущество учреждения, как правило, находится в оперативном управлении. Понятие имущества может охватывать не только вещи, ценные бумаги, но и совокупность вещей, денег, ценных бумаг, имущественных прав и обязанностей субъектов согласно ст. 128 Гражданского кодекса РФ. В Налоговом кодексе РФ под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Однако имущество признается лишь одним из объектов налогообложения наряду с операциями по реализации товаров (работ, услуг), прибылью, доходом, стоимостью реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), иными объектами, имеющими стоимостную, количественную или физические характеристики, с наличием которых у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Имущество может быть передано в оперативное управление договором поставки, договором контрактации, договором мены, договором дарения, договором социального найма или иным способом15. Вещные права учреждений как некоммерческих организаций, созданных в организационно-правовой форме учреждений и осуществляющих образовательную или научную деятельность, представляют предмет особого изучения16. В связи с соответствующими положениями законодательства об образовании, закрепляющими право собственности образовательных учреждений на ряд объектов вещных прав, связаны основные споры относительно юридической природы права учреждений на самостоятельное распоряжение имуществом и о наличии у учреждения права собственности17. Учреждение не наделяется правом собственности в отношении закрепляемого за ним имущества. Имущество учреждения передается последнему собственником и закрепляется за учреждением на праве оперативного управления. Вместе с тем наравне с правом оперативного управления законодательство устанавливает также второй, особый вид правового режима имущества учреждения - право самостоятельного распоряжения денежными средствами и имуществом, приобретенным на доходы от разрешенной уставом деятельности. Институт права оперативного управления унаследован от режима государственной собственности, доминировавшего в течение длительного времени в СССР, когда государственные учреждения и предприятия не являлись полноправными собственниками отдельных частей государственного имущества, а только лишь управляли этими частями. Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. в ст. 21 устанавливали, что право на государственное имущество, закрепленное за государственными организациями, состоит в оперативном управлении, осуществляемом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями деятельности, плановыми заданиями и назначением имущества. Государство, делегируя учреждениям свои правомочия в отношении государственного имущества, оставалось его единственным собственником, т.е. сохраняло за собой право собственности на передаваемое имущество, а также право собственности на средства производства и на весь его продукт. В ст. 48 Основ гражданского законодательства СССР и республик 1991 г.20 было закреплено право учреждения на оперативное управление передаваемым собственником имуществом, которое подразумевало осуществление юридическим лицом прав владения, пользования и распоряжения этим имуществом. Собственник закрепленного за учреждением имущества наделялся правом изымать имущество учреждения либо перераспределять его между другими созданными им юридическими лицами по своему усмотрению в соответствии с законодательством. Учреждения, как некоммерческие организации, реализуют свои функции в соответствии с видами деятельности, установленными уставом. Возможно, юридическим лицам, созданным для образовательных или научных целей, не необходима неограниченная правоспособность, т.к. создаются условия для уклонения от целей, ради которых они образованы. Все сказанное в полной мере может быть отнесено к учреждениям в области образования и науки, которые зарегистрированы на территории наукограда.

Обсуждение и выводы

Само по себе введение или исключение льгот по налогу на имущество по отношению к государственным организациям в области образования и науки никак не может быть охарактеризовано по отношению к своему влиянию на развитие или стагнацию регионального научно-образовательного потенциала. Далее могут быть предусмотрены бюджетные мероприятия, задачей которых уже является обращение в плюс или минус для региона указанных налоговых мероприятий.

Когда вся научная и образовательная инфраструктура наукограда освобождена от уплаты налога на имущество, то средства в местный бюджет не поступают или поступают в ограниченном объеме. В этом случае наукоград сам, как территориальное образование, не сможет выжить без бюджетных субвенций. В настоящее время наукоградам, как муниципальным образованиям, оказывается целевая поддержка в рамках федеральных целевых или иных программ.

Когда государственные образовательные и научные организации обязаны платить налог на имущество, то средства поступают в местный бюджет и направляются на нужды региона. Другое дело, способны ли указанные юридические лица заплатить налог? Опять-таки без бюджетных компенсаций по выплате налога невозможно себе представить, чтобы они смогли изыскать источник дополнительных средств, соизмеримый по объему с бюджетными поступлениями. Следовательно, в бюджете должны быть предусмотрены указанные средства в необходимом объеме.

Исключение льгот по уплате налога на имущество в области образования и науки автоматически способствует включению нового инструмента региональной научной политики. Регионы получили право установить налоговые сборы в объеме, соразмерно заинтересованности в развитии на своей территории образовательных или научных направлений или конкретных организаций. Ранее регионы не имели такого мощного инструмента влияния в арсенале своей региональной научно-образовательной политики.

В результате проведенных налоговых преобразований возник еще один дополнительный механизм межбюджетных трансфертов. Бюджетные компенсации налоговых отчислений поступают в бюджеты субъектов РФ. Правительство РФ, учитывая в федеральном бюджете затраты на выплату налогов на имущество, тем самым предусматривает межбюджетные трансферты на развитие регионов. Как было сказано ранее, средства бюджета не поступают на счета государственных учреждений в области образования и науки, а сразу перечисляются в региональный бюджет. Если федеральный бюджет окажется надежным гарантом субвенций и компенсаций, то регионам станет выгодно наличие на своей территории образовательных и научных учреждений, т.к. расходы по их содержанию не ложатся бременем на местный бюджет.

Сафаралиев Гаджимет Керимович. Доктор физико-математических наук, лауреат Госпремии Республики Дагестан. Имеет более 200 научных трудов. Депутат Государственной Думы РФ, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по вопросам местного самоуправления.

Бердашкевич Анатолий Петрович. Кандидат биологических наук, кандидат юридических наук. Имеет более 150 научных работ. Консультант аппарата комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке.

Примечания.

1. Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 45. Ст. 5167 (утратил силу в связи с Указом Президента РФ от 06.05.00 № 821).

2. Там же. 1998. № 5. Ст. 618.

3. Там же. 1999. № 15. Ст. 1750.

4. Там же. № 40. Ст. 4858.

5. Там же. 2003. № 40. Ст. 3822.

6. Там же. 1996. № 49. Ст. 5506.

7. Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации". Комментарий / Под ред. Л.А.Окунькова). М., 1999.

8. Герасименко Н.В. Актуальные вопросы государственно-правового регулирования налоговой сферы // Законодательство и экономика. 2003. № 8; Герасименко Н.В. Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления в бюджетно-налоговой сфере // Законодательство и экономика. 2003. № 4.

9. Герасименко Н.В. Правовые способы обеспечения эффективности местных налогов и сборов // Право и экономика. 2000. № 4.

10. Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. Ст. 1750.

11. Курбатов А. Налог на имущество организаций // Бизнес-адвокат. 2003. № 24.

12. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1997. № 13.

13. Постановление от 04.04.96 № 9-П по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы.

14. Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 1. Ст. 197.

15. Брагинский М.И., Витрянский В.В. // Договорное право. Договоры о передаче имущества. Кн. 2. М., 2002.

16. Сараев Д.В. О некоторых аспектах имущественных прав учреждений по действующему законодательству Российской Федерации // Юрист. 2001. № 10.

17. Волохова Е.Д. Проблемы кодификации законодательства об образовании // Социальные проблемы права. М., 2000. Вып. 1. С. 32-33.

18. Генкин Д.М. Право государственной социалистической собственности // Советское гражданское право. М., 1950. Т. 1. С. 278.

19. Ведомости Верховного совета СССР. 1961. № 50. Ст. 525.

20. Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР. 1991. № 26. Ст. 733.

21. Беляев К.П. О делении юридических лиц на коммерческие и некоммерческие в гражданском законодательстве // Актуальные проблемы гражданского права / Под ред. С.С.Алексеева. М., 2000. С. 35.