Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2 (19) Июль 2004г

Проблемы создания единого кадастра объектов недвижимости

Мишустин М.В., руководитель Федерального агентства кадастра объектов недвижимости

Имущественные отношения в странах бывшего социалистического лагеря начали развиваться совсем недавно относительно стран Запада и поэтому являются недостаточно развитыми.

По мнению одного из ведущих экономистов Фернандо де Сотто, 25 самых развитых стран отличаются наличием единых систем кадастра объектов недвижимости.

Под объектами недвижимости подразумеваются объекты, прочно связанные с землей, такие как здания и сооружения, а также непосредственно земельные участки, участки недр, участки леса и т.п.

У нас в стране на сегодня существует порядка 50 различных кадастров и реестров, которые ведут различные федеральные ведомства, есть даже государственный кадастр отходов. Например, Министерство природных ресурсов РФ занималось учетом лесов и водных объектов, Госстрой России - жилых зданий и др. И все они никак не пересекались, их данные были несопоставимы. Поэтому переход от столь разобщенной системы к интегрированной единой системе учета объектов недвижимости необходим для дальнейшего эффективного развития рыночных отношений.

Если говорить о роли государственного кадастра объектов недвижимости, которую он может сыграть в социально-экономическом развитии России, в первую очередь - это удвоение ВВП, достаточно посмотреть на соотношение жилищных ипотечных кредитов и национальных ВВП на примере Европейского союза и США. В Евросоюзе эта доля составляет 39%, в США - 53%. Вот тот самый эффективный механизм увеличения ВВП. У нас он составляет 0,1-0,2%.

Например, приватизация жилищного фонда. В целом по стране 68% жилищного фонда приватизировано. Но где деньги под это? Почему не рождается тот самый капитал из имущества, находящегося в собственности наших людей? Вывод не сложен: объекты недвижимости в России - мертвый капитал.

Теперь о существующей в стране системе учета земельных участков и объектов недвижимости. При оформлении земельного участка мы обращаемся в землеустроительную организацию, которая формирует участок, а затем в земельную кадастровую палату, где осуществляется непосредственно учет. Основным документом, подтверждающим государственную регистрацию прав, является выписка из государственного земельного кадастра. По зданиям и сооружениям учет ведет система БТИ, она никак не связана с существующей системой учета земельных участков - не нормативно, не информационно-технологическими системами. Это отдельная система регистрации, ведущаяся на муниципальном уровне и предоставляющая выписку из технического паспорта здания или сооружения.

Что необходимо и планируется сделать?

Минэкономразвития разработало и планирует внести в Государственную Думу РФ законопроект о едином кадастре объектов недвижимости.

Одна из стратегических задач - это разделить процедуры в сфере формирования, учета и оценки объектов недвижимости. В первую очередь, надо выделить ту часть формирования объектов недвижимости, которая должна уйти на рынок саморегулируемых организаций. Но нельзя отдавать на свободный рынок, и это глубокое наше убеждение, государственный кадастровый учет и государственную кадастровую оценку.

Зачем нужно было вообще создавать Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости?

В первую очередь, государственный кадастровый учет объектов недвижимости - это юридический акт признания и подтверждения государством факта существования объекта недвижимости и его индивидуализации как объекта права и налогообложения. Сведения государственного кадастра носят правовой характер.

Государственный кадастр реализует следующие функции:

1. Учетная - она необходима для обеспечения регистрации прав.

2. Фискальная - государство должно формировать налогооблагаемую базу на основе реальных данных и определять стоимость объектов на основе кадастровой оценки, осуществляемой для целей налогообложения.

3. Информационная - это, прежде всего, обеспечение граждан и государства достоверными, юридически значимыми сведениями об объектах недвижимости, что позволит использовать эту информацию как для государственного планирования, так и для эффективной реализации инвестиционных проектов.

Что касается первого блока - обеспечения регистрации прав, то первый раздел ЕГРП формируется только на основе кадастровых сведений. Для регистрации сделки с уже учтенным объектом недвижимости не требуется повторного учета.

Ответственность между органами регистрации прав и органами ведения кадастра будет четко разграничена. В перспективе информационные ресурсы государственного кадастра объектов недвижимости и единого государственного реестра прав будут интегрироваться. Планируется наладить электронный документооборот между федеральными ведомствами.

В результате кадастровая система позволит государству контролировать стратегически важные элементы инфраструктуры страны, такие как энергетика, топливный комплекс, коммуникационные системы.

Создание единой кадастровой системы страны послужит ключом к государственному и муниципальному развитию территорий.

Для граждан сократятся финансовые и временные издержки в связи с упрощением учетно-регистрационных действий.

Налоговая система будет обеспечена прозрачной налогооблагаемой базой и актуальными сведениями о земле и иных объектах недвижимости.

Участники рынка получат прочные основы как для формирования дополнительных источников финансирования через ипотечное кредитование, так и для повышения инвестиционной привлекательности и эффективного осуществления инвестиционных проектов.

Мишустин Михаил Владимирович. Кандидат экономических наук. В 1992-96 гг. работал в Международном компьютерном клубе, в 1996-98 гг. был председателем Правления Международного компьютерного клуба. В 1999-2004 гг. - заместитель руководителя Госналогслужбы России, заместитель Министра РФ по налогам и сборам. С марта 2004 г. - руководитель Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.