Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (18) Март 2004г

Информационная лента

29 января 2004 г.

Департамент инвестиционных программ строительства переходит на рублевые цены

Согласно решению Межведомственной комиссии при Правительстве Москвы по вопросам реализации жилой площади на коммерческой основе, с 1 февраля 2004 г. Департамент инвестиционных программ строительства г.Москвы переходит на рублевые цены при расчете стоимости жилья.

Причиной перехода на рублевые цены стал общий процесс падения доллара и резкие колебания, которые наблюдались с весны 2003 г.

Ранее установленные цены будут пересмотрены по курсу 30 руб. за доллар. Из такого же расчета формируется и график ежемесячного повышения цен.

По словам начальника Управления реализации жилищной программы Департамента Г.Пирумова: "У покупателя отныне будет актуальная информация о ценах на недвижимость, не подверженная негативному влиянию неустойчивости валютного рынка".

4 февраля 2004 г.

Управляющий Совет Московского органа по сертификации

Состоялось первое в этом году заседание Управляющего Совета Московского органа по сертификации.

Одним из вопросов, которые обсудили члены Управляющего Совета, стал вопрос о готовности Аттестационной комиссии к работе по проведению аттестации специалистов для целей сертификации.

Управляющий Совет рассмотрел утвержденный Аттестационной комиссией порядок аттестации брокеров и агентов. Члены Совета пришли к выводу, что перечень вопросов (без ответов) должен быть открытым и доступным для всех заинтересованных лиц, и поручили Аттестационной комиссии привести организационно-методические документы комиссии в соответствие с принятым решением.

Руководитель Органа по сертификации Л.З.Каширская сообщила, что в настоящее время Московский орган по сертификации активно ведет переговоры с Комитетом по лицензированию на предмет взаимного сотрудничества двух систем добровольной сертификации, действующих в Москве, в целях их объединения. Также члены Управляющего Совета были проинформированы о ходе проведения планового инспекционного контроля в компаниях, который уже успешно прошли 18 сертификационных фирм.

Довольно серьезным препятствием при прохождении инспекционного контроля стал вопрос нарушения страховыми компаниями обязательств по включению существенных условий страхования в договоры профессионального страхования. Сертификационные фирмы по истечении срока действия страхового полиса повторно обращаются в ту же страховую компанию, однако в новый договор страхования все существенные условия не включаются. Управляющий Совет счел целесообразным обратиться в Руководящий орган системы с информационным письмом о сложившейся ситуации и указанием страховых компаний, нарушающих условия аккредитации, а также запросить перечень аккредитованных страховых компаний.

Правительство одобрило создание в РФ особых экономических зон

Правительство РФ одобрило концепцию федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Об этом сообщил журналистам заместитель министра экономического развития и торговли Росси А.Дворкович. Он отметил, что проект закона будет доработан до середины апреля 2004 г. и затем вынесен на рассмотрение правительства РФ.

А.Дворкович подчеркнул, что особые экономические зоны создаются для обеспечения максимально благоприятного режима для привлечения инвестиций в российскую экономику. Он выразил надежду, что закон будет принят до октября 2004 г.

Основная идея законопроекта заключается в создании благоприятных условий для развития экономического и научного потенциала страны, привлечения инвестиций в ее экономику посредством создания и функционирования особых экономических зон (ОЭЗ). Под ОЭЗ в законопроекте понимается часть территории РФ, в пределах которой устанавливается особый режим ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также создается режим свободной таможенной зоны. Законопроект предусматривает создание двух типов ОЭЗ: промышленно-производственных и технико-внедренческих.

Согласно законопроекту, при создании ОЭЗ должен соблюдаться принцип ограниченности их территории, что обусловливается необходимостью значительной концентрации затрат на обустройство инфраструктуры, предшествующее началу функционирования ОЭЗ, а также тем, чтобы чрезмерно большие размеры территорий ОЭЗ не привели к снижению концентрации инвестиционных, трудовых и иных ресурсов.

24 февраля 2004 г.

Резолюция Всероссийской конференции "Первый год действия Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)": результаты и перспективы. Финансовое оздоровление предприятий в рамках процедур банкротства" (Москва)

Участники единого форума российской системы несостоятельности (банкротства) - деловое сообщество в лице Торгово-промышленной палаты РФ, государство в лице законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, специалистов-практиков по банкротству в лице Российского союза саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, отдельных саморегулируемых организаций и арбитражных управляющих отметили следующее:

Первый год действия Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" доказал его жизнеспособность.

По данным Высшего Арбитражного Суда РФ и Федеральной службы по финансовому оздоровлению, доля погашения задолженности по обязательным платежам и денежным обязательствам перед РФ (без учета задолженности по отсутствующим должникам) по Федеральному закону за 2003 г. составила более 60% (в сопоставимый период действия предыдущего закона - 21%).

В результате проведения процедур банкротства на предприятиях, образованных путем реструктуризации на базе имущества организаций-должников, в прошлом году создано 122 тыс. рабочих мест. Погашение общей кредиторской задолженности по итогам завершенных процедур внешнего управления, конкурсного производства, в ходе реализации мировых соглашений и финансового оздоровления по сравнению с 2002 г. увеличилось с 7540 до 25852,7 млн руб.

Система саморегулирования арбитражного управления находится в стадии становления. Необходимо обеспечить установление баланса интересов саморегулирования и государственного регулирования в сфере банкротства.

Сообщество специалистов по несостоятельности и его органы саморегулирования должны обеспечить соблюдение профессиональных этических норм со стороны своих членов вплоть до очищения профессии от случайных людей.

Важнейшим условием эффективной деятельности системы несостоятельности является недопущение проявлений криминалитета, создание условий для предотвращения недружественного поглощения хозяйствующих обществ.

Приоритетной задачей системы несостоятельности является содействие формированию высокоэффективной социально-ориентированной экономики. Участники Конференции едины в признании того, что действенной может быть признана только такая процедура банкротства, которая обеспечивала бы максимальный баланс интересов кредиторов и должника, реальное финансовое оздоровление предприятия или бизнеса, сохраняла рабочие места, социально-значимое или стратегическое производство.

Процедура банкротства -- один из эффективных инструментов финансового оздоровления. Таков магистральный путь развития систем несостоятельности в большинстве стран мира, таким он должен стать и в России.

В соответствии с заявленной проблематикой участники Конференции определили следующие основные направления работы по совершенствованию законодательной базы и финансовому оздоровлению предприятий в процедурах банкротства:

Мировые соглашения. Представляется необходимым урегулировать вопрос о компетенциях государственных органов в части заключения мировых соглашения по погашению задолженности по налогам, сборам и пеням.

Банкротство финансовых организаций. Рекомендуется разработать и принять закон, в котором будут определены специфические особенности банкротства финансовых организаций на базе ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Стандартизация требований законодательства по страхованию ответственности арбитражных управляющих. Представляется необходимым более детально и всесторонне проработать вопрос о страховании ответственности арбитражных управляющих.

Необходимо законодательно определить более жесткие требования к страховым компаниям, которые могут осуществлять данный вид страхования, уточнить положения Закона о банкротстве, определяющие перечень лиц, которым возможно возмещение ущерба страховой компанией.

Внесение изменений в существующую процедуру принятия решений об использовании обеспечительных мер по искам, связанным с корпоративными конфликтами. Участникам Конференции представляется необходимым пересмотреть существующие правовые механизмы применения обеспечительных мер с тем, чтобы:

  • предотвратить вынесение определений о принятии обеспечительных мер, возможный ущерб от применения которых несоразмерен объему требований, в обеспечение которых данные определения вносятся;
  • обеспечить возможность взыскания с истца убытков, возникших в результате реализации обеспечительных мер.

При применении обеспечительных мер по искам в связи с корпоративными конфликтами предоставление встречного обеспечения должно быть обязательным.

При принятии судом любых обеспечительных мер обязательно должен отдельно рассматриваться вопрос о размере возможных убытков, которые могут быть причинены принятием обеспечительных мер.

Целесообразно законодательно закрепить право требовать возмещения убытков, причиненных обеспечительными мерами, в случае отказа истца от предъявленного иска.

Также представляется целесообразным рекомендовать Пленумам Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ дать судейскому корпусу четкие и детальные разъяснения относительно того, какие конкретно меры и в какой ситуации могут приниматься в обеспечение тех или иных категорий исков.

Усиление ответственности саморегулируемых организаций и арбитражных управляющих за свои действия по делам о несостоятельности (банкротстве). Представляется необходимым разработать и принять федеральные законы о саморегулируемых организациях арбитражных управляющих, об ответственности арбитражных управляющих и других участников процедур банкротства. В настоящее время ответственность арбитражных управляющих за неправомерные действия при участии в процедурах банкротства недостаточно четко определена в законе.

Уточнение требований к арбитражному управляющему, регулирование последствий освобождения или отстранения арбитражного управляющего, порядка продажи имущества в процедурах финансового оздоровления и внешнего управления, развитие саморегулирования.

Представляется необходимым:

  • урегулировать вопрос о представлении кандидатур арбитражного управляющего при отсутствии в деле заявленной саморегулируемой организации;
  • решить проблему назначения (утверждения) управляющего в связи с расторжением мирового соглашения или отменой судебного акта, утвердившего мировое соглашение;
  • решить вопрос с освобождением арбитражного управляющего в случае его выхода из заявленной саморегулируемой организации;
  • решить вопрос допустимости проведения замещения активов с привлечением стороннего инвестора;
  • уточнить механизм начисления процентов на требования кредиторов и их уплаты применительно к каждой из процедур банкротства.

Предлагается уточнить положения, определяющие перечень лиц, которым возможно возмещение ущерба страховой компанией. Сегодня такой перечень ограничивается только лицами, участвующими в деле о банкротстве, и не включает работников должника. Страхование ответственности арбитражного управляющего не должно ограничиваться кругом лиц -- участников дела о банкротстве, а должно ориентироваться на действия, в связи с которыми возник ущерб или убытки.

Требуют уточнения вопросы, связанные с допуском арбитражного управляющего к сведениям, составляющим государственную тайну.

В связи с отмеченными выше проблемами законодательного обеспечения права собственности участники Конференции считают целесообразным рекомендовать:

Государственной Думе ФС РФ - разработать и принять эффективные законодательные меры по защите права собственности и противодействию недружественным корпоративным поглощениям.

Ускорить принятие проектов федеральных законов "О саморегулируемых организациях", "О торгово-промышленных палатах Российской Федерации" и "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Судебным ветвям власти - выработать рекомендации для правоприменительной практики в целях определения единых подходов к рассмотрению уголовных, гражданских и административных дел в сфере процедуры банкротства.

Правительству РФ - подготовить и внести на рассмотрение Государственной Думы РФ пакет проектов законодательных актов, обеспечивающих реализацию заявленных в ходе слушаний мер по совершенствованию процедуры банкротства и противодействию неправомерным захватам чужого имущества.

Разработать и внести в Государственную Думу:

  • проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (в части уточнения требований к арбитражному управляющему, последствий освобождения или отстранения арбитражного управляющего, порядка продажи имущества в процедурах финансового оздоровления и внешнего управления и развития саморегулирования)";
  • проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части уточнения положений о преднамеренном и фиктивном банкротствах, неправомерных действиях при банкротстве)";
  • проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (в части определения порядка принятия решения уполномоченными органами по установлению сроков погашения задолженности по обязательным платежам в финансовом оздоровлении и мировом соглашении в делах о банкротстве).

Ускорить проработку и рассмотрение проекта постановления Правительства РФ по вопросу преднамеренного и фиктивного банкротства, подготовленного Минэкономразвития РФ.

7-8 апреля 2004 г.

Правительство РФ определило функции министерств и федеральных агентств

В рамках административной реформы, в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.04 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Правительством РФ был принят ряд постановлений, регламентирующих функционирование министерств. В их числе Постановление от 06.04.04 № 179 "Вопросы Министерства промышленности и энергетики РФ", Постановление от 06.04.04 № 187 "Вопросы Министерства экономического развития и торговли РФ". Постановление от 08.04.04 № 196 "Вопросы Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству", Постановление от 08.04.04 № 200 "Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом", Постановление от 08.04.04 № 202 "Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости":

Постановление от 08.04.04 № 196 "Вопросы федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству"

1. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

2. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству находится в ведении Министерства промышленности и энергетики РФ.

3. Основными функциями Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству являются:

а) оказание неопределенному кругу лиц имеющих исключительную общественную значимость услуг в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в том числе связанных с восстановлением жилых домов и объектов инженерной инфраструктуры в зонах чрезвычайных ситуаций, а также с подготовкой региональных жилищно-коммунальных комплексов к работе в осенне-зимний период;

б) функции государственного заказчика федеральных целевых программ в установленной сфере деятельности;

в) организация и проведение конкурсов, связанных со строительством объектов для государственных нужд, по которым Агентство является государственным заказчиком.

Агентство в пределах и порядке, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, осуществляет полномочия собственника в отношении необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным Агентству.

4. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству до вступления в силу федерального закона о внесении изменений в действующие федеральные законы по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности осуществляет функции по лицензированию деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности, инженерным изысканиям для строительства указанных зданий и сооружений.

5. Разрешить Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству иметь до 3 заместителей руководителя и в составе центрального аппарата до 6 управлений по направлениям деятельности Агентства.

6. Установить предельную численность работников центрального аппарата Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в количестве 160 человек (без персонала по охране и обслуживанию зданий).

7. Согласиться с предложением Министерства промышленности и энергетики РФ о размещении Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в административном здании, расположенном в г. Москве, ул. Строителей, д. 8, корп. 2.

Постановление от 08.04.04 № 200 "Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом"

1. Установить, что Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных отношений.

2. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ.

3. Передать Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом территориальные органы упраздняемого Министерства имущественных отношений РФ.

4. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

5. Основными функциями Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в пределах установленных полномочий являются:

а) проведение единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений;

б) осуществление полномочий собственника в пределах и в порядке, определенных федеральным законодательством, в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений (за исключением полномочий собственника, которые в соответствии с законодательством РФ осуществляют иные федеральные агентства), акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, составляющего казну РФ, а также полномочий по изъятию у учреждений и казенных предприятий излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению федерального недвижимого имущества, передаче федерального имущества физическим и юридическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества;

в) разграничение государственной собственности, в том числе на землю, на собственность РФ, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований;

г) осуществление полномочий собственника имущества должника - федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства;

д) защита имущественных и иных прав и законных интересов РФ при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории РФ и за рубежом;

е) осуществление учета федерального имущества и ведение реестра федерального имущества.

6. Установить, что до внесения изменений в федеральные законы по вопросам лицензирования лицензирование оценочной деятельности осуществляется Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом.

7. Установить предельную численность работников центрального аппарата Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в количестве 530 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и предельную численность работников территориальных органов в количестве 3251 единицы (без персонала по охране и обслуживанию зданий).

8. Разрешить Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом иметь до 5 заместителей руководителя, а также до 11 управлений по основным направлениям деятельности Агентства.

9. Согласиться с предложением Министерства экономического развития и торговли РФ о размещении в установленном порядке центрального аппарата Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в г. Москве, Никольский пер., д. 9, и Рыбный пер., д. 3.

Постановление от 08.04.04 № 202 "Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости"

1. Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов недвижимости, государственной кадастровой оценки земель, оценки иных объектов недвижимости и государственного мониторинга земель.

2. Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ.

3. Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

4. Основными функциями Федерального агентства кадастра объектов недвижимости являются:

а) создание и ведение государственного кадастра объектов недвижимости на базе государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра и системы технического учета зданий и сооружений;

б) организация проведения государственной кадастровой оценки земель и оценки иных объектов недвижимости, утверждение их результатов;

в) землеустроительное обеспечение на землях, находящихся в федеральной собственности;

г) осуществление государственного мониторинга земель;

д) предоставление сведений, содержащихся в государственном кадастре объектов недвижимости;

е) предоставление сведений о налогооблагаемой базе при исчислении земельного налога и налогов на имущество;

ж) оказание услуг в сфере землеустройства, государственного кадастрового учета, государственной кадастровой оценки земель, оценки иных объектов недвижимости;

з) проведение экспертизы землеустроительной документации.

Агентство в пределах и порядке, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, осуществляет полномочия собственника в отношении необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным Агентству.

5. Разрешить Федеральному агентству кадастра объектов недвижимости иметь до 4 заместителей руководителя, до 8 управлений по основным направлениям деятельности Агентства, а также территориальные органы.

6. Установить предельную численность работников центрального аппарата Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в количестве 167 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и предельную численность работников его территориальных органов в количестве 7162 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий).

7. Согласиться с предложением Министерства экономического развития и торговли РФ о размещении Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в г. Москве, просп. Вернадского, д. 37, корп. 2.