Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1-2 (14-15) Июнь 2003г

ГАО "Всероссийский выставочный центр" - центр инновационного механизма Российской Федерации

Горюнов В.А., директор Института правовых проблем инновационных процессов и предпринимательства

Российская Федерация, став на путь рыночной экономики, должна интегрироваться в мировое экономическое сообщество, в его рынки, в том числе и в рынок инноваций. Российское государство заинтересовано в такой интеграции, но возникают вопросы: с чем мы приходим в мировое сообщество, чем мы будем ему интересны, какого нового уровня развития оно достигнет и насколько взаимовыгодным такое сотрудничество, может быть. Мы интересны мировому сообществу прежде всего как сырьевая база, куда оно готово инвестировать крупные финансовые средства. Инноваций из России в мировое сообщество поступает не много, да и в России они не в почете, о чем свидетельствует положение ГАО "ВВЦ" - бывшей кузницы достижений народного хозяйства.

В настоящий момент это рынок иностранных инноваций, превращенных российскими "челноками" в товары народного потребления для россиян, и финансовый "пылесос", откачивающий для иностранных производителей российские деньги в огромных количествах. Большая часть этих финансов идет на развитие иностранных инноваций, тем самым увеличивая валовый прирост внутреннего продукта в этих странах. На долю новых или усовершенствованных технологий, содержащих новые знания или решения, в развитых странах приходится до 80% такого прироста. Инновации позволяют быть первыми в экономической конкуренции на мировых рынках товаров различного назначения и собирать обильный финансовый "урожай" на основании новых технологий. Поэтому развитые страны всемерно поддерживают инновационные процессы, и это является их технологической и экономической политикой.

Развитые страны считают проблемы освоения инновационных технологий первостепенными, создают единую базу данных, концентрируют финансы на ключевых направлениях, поддерживают, в том числе и финансово, малые и средние предприятия, внедряющие у себя инновации. Такие предприятия имеют налоговые льготы, для них создается деловой климат, стимулируется обучение их работников. Таким образом, инновации в развитых странах мирового сообщества являются экономическим двигателем роста этих стран и основой их благополучия.

Инновационная деятельность в РФ характеризуется резким спадом на фоне развития инноваций в мировом сообществе. Вклад российской инновационной продукции в мировую "копилку" инноваций составляет всего 0,3% от всех мировых инноваций и имеет тенденцию к дальнейшему уменьшению.

Исходя из этого можно сделать вывод, что если государство не изменит своего декларативного подхода к проблеме инноваций, не разработает реальные программы с реальными источниками бюджетного и внебюджетного финансирования, не создаст правовое поле инноваций и механизмы его реализации, то Россия рискует через несколько лет потерять весь научно-технологический потенциал и попасть надолго, а то и навсегда, в зависимость от внешних технологий, которые мы не сможем освоить.

Для решения этой государственной проблемы необходимо создать системный подход к решению проблемы развития инноваций в России, включающий в себя правовое поле, структуру и механизм реализации инноваций, отвечающий или превосходящий мировые стандарты.

Предпосылки для решения этой проблемы имеются. К ним необходимо отнести:

1. Утвержденные Президентом РФ 30 марта 2002 г. Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу и Концепция инновационной деятельности в странах СНГ и программа ее реализации.

2. Соглашение о создании общего научно-технологического пространства государств - участников СНГ.

3. Межгосударственный комитет по научно-технологическому развитию.

4. Правительственную комиссию по научно-инновационной деятельности.

5. Торгово-промышленную палату РФ.

6. Всероссийский выставочный центр.

7. Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства.

8. Институт правовых проблем инновационных процессов и предпринимательства.

9. Журнал "Инновации".

10. Московский электронный порт инновационных технологий.

11. Фонды развития инноваций, в том числе венчурные.

12. Инновационно-технологические центры.

13. Высшие учебные заведения, в том числе университеты.

14. Научно-исследовательские институты и т.д.

15. Наукограды, технопарки.

Объединив возможности вышеназванных структур, впервые в РФ будет создан эффективный инновационный механизм, способный обеспечить несырьевое развитие государства.

Ядром данного механизма должен стать Всероссийский выставочный центр (бывшая Выставка достижений народного хозяйства) являющийся национальным достоянием России. В уставных документах ОАО "ГАО "ВВЦ" прямо записано, что основными целями его деятельности являются: содействие развитию экономической, научно-технической и социальной инфраструктуры России, предпринимательства, формированию рынка инновационной продукции, интеллектуальной собственности, внедрению в производство наукоемких технологий и разработок.

Однако уже в предмете деятельности ОАО "ГАО "ВВЦ" исчезает инновационная деятельность и на первый план выходит торгово-ярмарочная, отодвигая на второй план выставочную деятельность. Это подтверждает и концепция развития ОАО "ГАО "ВВЦ", в которой работа с российскими инновациями определена в виде задач, состоящих из 6 позиций, а также реальное состояние дел. Ни одна из этих позиций не соответствует Программе реализации концепции. Ни одна из этих задач не была реализована. Об этом говорят и цифры дохода ОАО "ГАО "ВВЦ". При наличии 248,1 тыс. м2 общих выставочных площадей и из них 166 тыс. м2 экспозиционных, выставочная деятельность дает менее 3% доходов ОАО "ГАО "ВВЦ". Собственные выставки составляют менее 1% всех выставок, проводимых на территории ОАО "ГАО "ВВЦ". Доходы от инновационной деятельности отсутствуют.

Выставка должна стать центром концентрации российских инноваций, где будет идти обучение представителей регионов и студентов инновационным процессам, и продвигать через электронный порт на зарубежные рынки российские инновационные товары и технологии.

Выставка должна стать деловым центром для российских и зарубежных корпораций, фирм, банков, юридических лиц. Здесь они могли бы открывать свои представительства, проводить тематические выставки, конференции, заключать договора и продвигать свои товары и технологии на мировые рынки.

Для выполнения вышеназванных задач, являющихся основой развития инновационных процессов в РФ, необходимо совершить реструктуризацию деятельности ГАО "ВВЦ", внеся дополнения в Устав ОАО "ГАО "ВВЦ" и Концепцию его развития.

Основу деятельности должны составлять инновационные, инвестиционные, выставочные, ярмарочные, учебные, консультационные, культурные и социальные мероприятия. В первую очередь предлагается на территории ГАО "ВВЦ" создать ассоциацию, объединяющую ГАО "ВВЦ", Торгово-промышленную палату РФ, Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства, Московский электронный порт инновационных технологий, Институт правовых проблем инновационных процессов и предпринимательства, Московский венчурный фонд, журнал "Инновации" и т. д.

Объединив возможности вышеназванных организаций, в основе деятельности которых лежат инновации, в Москве впервые будет создана структура, крайне заинтересованная в развитии российских инноваций. Ассоциация сможет сформировать принципы развития инновационной деятельности РФ и начать их реализацию.

В инновационный сектор развития ГАО "ВВЦ" и Инновационной ассоциации необходимо будет включить:

1. Утверждение программы инновационного и инвестиционного развития ГАО "ВВЦ" с учетом государственных концепций и программ их выполнения.

2. Заключение соглашения и создания инновационной ассоциации с участием ГАО "ВВЦ", Торгово-промышленной палаты РФ, Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства, Московского электронного порта инновационных технологий, Московского венчурного фонда инновационных технологий, Института правовых проблем инновационных технологий и предпринимательства и т. д.

3. Участие в создании и реализации государственной инновационной политики и определение приоритетов развития инноваций.

4. Разработка и реализация комплексного подхода к решению задач инновационного развития ГАО "ВВЦ".

5. Оказание содействия в разработке новых технологий, направленных на преодоление технологической отсталости, обусловливающей низкую конкурентную способность продукции отдельных отраслей промышленности.

6. Оказание содействия в развитии сферы малых инновационных предприятий, обладающих необходимой гибкостью для быстро меняющихся условий рынка.

7. Развитие разветвленной региональной инфраструктуры в инновационных процессах.

8. Выявление и поддержка технологий, освоение которых обеспечит российским предприятиям конкурентные преимущества на мировом рынке.

9. Стимулирование российских предприятий, осваивающих научно-технические разработки мирового уровня.

10. Внедрение двойных технологий на российских предприятиях.

11. Развитие межрегиональных венчурных фондов для стимулирования инноваций.

12. Участие в разработке и реализации государственных программ:
"Ресурсосбережение";
"CALS-технологии";
"Развитие малого предпринимательства";
"Подготовка кадров в инновационной сфере";
"Реформирование оборонной промышленности";
"Развитие гражданской авиатехники";
"Развитие электронной техники в России";
"Развитие космической техники в России";
"Развитие станкостроительной и инструментальной промышленности";
"Развитие импортозамещающих технологий, препятствующих финансовому оттоку из России";
"Развитие финансового рынка как источника финансирования инновационных и технологических программ";
"Развитие межрегиональных высокотехнологичных инновационных программ";
"Развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования";
"Развитие информационной государственной системы инновационных технологий";
"Создание банка данных в инновациях".

13. Мониторинг экономических и промышленных достижений в РФ, странах СНГ и развитых странах мира.

14. Создание условий, в том числе правовых, снижающих долю риска инвесторов и кредиторов, направляющих финансовые средства в развитие инноваций в России.

Как видно из схемы создания Инновационной ассоциации, основная деятельности должна концентрироваться на территории ГАО "ВВЦ", где каждый участник Ассоциации будет представлен в одном или нескольких секторах деятельности ГАО "ВВЦ".

Так, Государственный университет инновационных технологий и предпринимательства и Институт правовых проблем инновационных процессов и предпринимательства отвечали бы за учебный сектор и вели государственную программу: "Подготовка кадров в инновационной сфере", в котором ГАО "ВВЦ" являлось большим учебным классом в инновациях для регионов России и стран СНГ.

Московский электронный порт инновационных технологий с территории ГАО ВВЦ может поддерживать электронную связь со странами СНГ, развитыми странами мира, вести мониторинг инноваций по всему миру и передавать новейшие технологии в российские регионы.

Венчурные фонды, отбирая передовые инновации и определяя возможность их применения в России и странах СНГ, могли бы участвовать в финансировании их внедрения, получая доходы от таких инвестиций.

Торгово-промышленная палата внедряла бы российские инновации на территории стран СНГ и развитых стран мира, открывала там для этих целей филиалы Ассоциации и способствовала продвижению российских инноваций на мировые рынки.

Журнал "Инновации" обобщал бы результаты деятельности Ассоциации и, посредством электронного порта, делал эту информацию доступной для пользователей в регионах РФ, странах СНГ и развитых странах мира.

Все участники Ассоциации могут оказывать содействие ГАО "ВВЦ" в организации выставок и ярмарок как на территории России, так и на территории стран СНГ и развитых стран мира.

Кардинально должна измениться и Градостроительная концепция ГАО "ВВЦ". Она должна иметь в основе все секторы развития ГАО "ВВЦ" и предусматривать строительство на своей территории деловых, гостиничных, выставочных и учебных комплексов, как на основной, так и на технических зонах ГАО "ВВЦ". Такое строительство в корне изменит финансовый доход ГАО "ВВЦ", увеличив его на несколько порядков.

На территории ГАО "ВВЦ" должен быть сосредоточен инновационный центр РФ, отвечающий всем мировым требованиям развития экономики России и способствующий вкладу российских инноваций в мировую "копилку" инноваций, занимая в ней достойное место, отвечающее возможностям России.

Предлагаемый механизм создания Инновационной ассоциации на базе ГАО "ВВЦ", при поддержке государства, будет основной реально функционирующей инновационной системой страны, обеспечивающей дальнейшее развитие России по несырьевому пути в мировом сообществе.