Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (13) Декабрь 2002г

Сай С.И., руководитель Федеральной службы земельного кадастра России

В настоящее время выстроена система земельного законодательства, которая позволяет реально вовлечь землю в экономический оборот.

Для сравнения: закон "О залоге" существует с 1992 г. - залога как такового нет, ФЗ "Об ипотеке" существует с 1998 г. - ипотеки нет. Почему так происходит? Последние 2 года государство работало над тем, что системно выстраивало законодательство. Очевидно, что невозможно решить проблему ипотеки с появлением только самого закона "Об ипотеке", поскольку, если не будет выстроена системно вся инфраструктура, позволяющая вовлечь реально в оборот земли, то в итоге будет просто декларация закона, что и наблюдалось с принятием ФЗ "Об ипотеке".

Что мы имеем в сфере земельного законодательства?

2 января 2000 г. Президентом РФ подписан ФЗ "О государственном земельном кадастре", являющийся базовым не только для земельщиков, но и для реализации ипотечной программы. Закон обеспечил деятельность и функционирование учетной системы в целом. Следом за вышеназванным законом появился ФЗ "О землеустройстве". Когда мы обращаемся к этому закону, то речь идет о формировании объектов недвижимости со всеми сопровождающими элементами: проектированием, планированием, установлением границ земельных участков и т.д.

Принят Земельный кодекс РФ. Можно спорить о его качестве, полноте, но сам по себе он является важнейшим базовым документом, позволяющим вовлекать землю и недвижимость в экономический оборот.

Далее. Принимается ФЗ "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения" и, наконец, ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю". Таков краткий перечень законодательных актов, принятых за последнее время.

На данном этапе считаю, что и Государственной думе РФ, и Совету Федерации РФ необходимо занять более активную позицию по подготовке новых нормативных актов. Речь пойдет вот о чем.

В августе 2002 г. закончила работу комиссия под руководством Д.Н.Козака. Задача, поставленная Президентом РФ перед комиссией, заключалась в следующем: провести анализ существующих законодательных актов и выработать системное, взаимоувязанное законодательство для всего государства в целом по крупным направлениям. Одним из направлений является регулирование земельно-имущественных отношений.

С моей точки зрения, задача поставлена абсолютно правильно. Необходимо создать единую систему государственного учета и регистрации прав на недвижимость. Наличие такой системы упрощает действия людей, оптимизирует все процессы и в итоге должно привести к эффективным результатам, в том числе в целях вовлечения земли в экономический оборот через ипотечные отношения. Цели верны, а предложенные решения - не совсем. Если следовать этим предложениям, то ипотеки в России не будет еще долго, поскольку предлагается революционным образом пересмотреть то, что создавалось в течение последних 10 лет. А именно: упразднить ФЗ "О землеустройстве", "О государственном земельном кадастре", изменить закон "О разграничении государственной собственности на землю", а также снять еще целый ряд документов.

Сегодня необходимо всем вместе участвовать в законотворческой работе, давать четкую оценку этой работы на уровне Совета Федерации ФС РФ, Государственной думы ФС РФ, ученых, экспертов, общественности. Предлагаю поддержать предложения Росземкадастра по поэтапному совершенствованию земельного законодательства, способствующего обеспечению стабильного развития государства, и обратиться в Правительство РФ с просьбой внести в Государственную думу РФ в первом квартале 2003 г. пакет поправок к ФЗ "О государственном земельном кадастре" и "О землеустройстве".