Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (13) Декабрь 2002г

Шанцев В.П., вице-мэр города Москвы

Не буду отрицать, что вся полнота ответственности за тепло- и электроснабжение всегда будет лежать на субъекте РФ. Потребители нашего многомиллионного города не приходят в Мосэнерго, они не приходят в РАО "ЕЭС России", они обращаются к нам.

Какие управляющие воздействия мы можем оказать? Прошел первый передел собственности в начале 90-х годов, Мосэнерго стало акционерным обществом. В этом акционерном обществе московское правительство имеет 2,95% акций, зато 34% у иностранных компаний. Мы сейчас впрямую испытываем определенные трудности в развитии города, в развитии реального сектора экономики, потому что любой хозяйствующий субъект определяется объемами производства. То же самое можно сказать и о строительстве.

Я был в Швеции и изучал там строительство: методы, формы строительства жилья, экономику этого вопроса. Спрашиваю: "Вы решили застроить старую территорию аэродрома, а как быть с энергетикой?" Ответ: "У нас нет такого вопроса. Энергетики ходят за нами и спрашивают: когда вы будете строить жилье? Когда вы будете уходить в новые микрорайоны, нам надо расширять наш бизнес".

У нас все поставлено с ног на голову. Нужны реформы, нужны преобразования, но все они делаются как-то странно, без участия регионов, без участия субъектов РФ. Мы сейчас спасаемся, потому что реформа электроэнергетики уже пошла. Разрушение вертикально интегрированной компании, которой является АО "Мосэнерго", просто безрассудство. Но жизнь идет, ее вот-вот разрушат, поэтому мы ставим вопрос и полгода боремся за то, чтобы наша доля в акционерных обществах всего этого передела в регенерирующих, сетевой, тепловой, сбытовой компаниях была определяющей, чтобы можно было связать эти все компании в одно целое и обеспечить тепло- и электроснабжение города. Получается, что трансформировалась позиция А.Чубайса и тех, кто занимается этим вопросом, они отдают нам сетевую, тепловую компании.

Сбытовую мы сами создали, там все сети наши. Но самое интересное, что нам предлагают выкупать контрольные и блокирующие пакеты. У кого? У государства. А не правильнее было бы направить эти деньги на развитие тепловых сетей, на приведение их в нормальное состояние, а также на развитие электрических сетей? Мы согласны выкупать, но эти деньги уводятся из компании, и нас опять заставляют второй раз вкладывать в эти же самые компании. Но правильно ли это? Абсолютно неправильно.

Поэтому первое, что надо решить: куда девается государственная собственность? Она уже от нас однажды ушла. Мы в Мосэнерго все фонды построили за счет городского бюджета. И я уже назвал, сколько мы имеем.

Сегодня второй раз пытаются размыть государственную собственность, не передавая ее туда, где она действительно должна быть предметом для управляющих воздействий. Все говорят, что частную собственность надо развивать в электроэнергетике. Но уже известно, что не форма собственности определяет эффективность производства. Любой собственник будет эффективным, если он нанял эффективный менеджмент. Если он нанял неэффективный менеджмент, он провалится - частный, корпоративный, или государственный.

И в этом плане встает вопрос о структуре рынка, который нам предлагают. Электроэнергия и тепло - это не картошка, которую можно положить в авоську и отвезти. Как этот товар со всего оптового рынка передать, например, в Москву? Мы хотели бы получить электроэнергию с атомных электростанций по 10 копеек (платим сегодня по 50). А как? Создали рабочую группу. Надо затратить колоссальные средства, чтобы сети построить. А как нашу электроэнергию передать на рынок России? Если основная функция ТЭЦ - производство тепла, а потом, как побочный продукт, электроэнергия?

Какой же это рынок, если мы не понимаем, как он будет функционировать? Надо сначала понять, выстроить, потом внедрять.

И вы знаете, больше всего расстраивает то, что как раз преобразования предлагают те, кто управляет, а не те, кто владеет и кто будет пользоваться. Однажды Ю.М.Лужков приехал с инвестиционного форума во Франции и рассказал, что там к нему подошла одна пожилая женщина, представилась, что она из древнего российского княжеского рода, и сказала: "Юрий Михайлович, вот я вас всех слушала здесь, у вас ничего не получится в ваших преобразованиях". "Почему?" "А потому, что вы болото поручаете осушать лягушкам, а они этого никогда не сделают".

И в этом плане я могу сказать, что мы много предложений давали, мы уже многие позиции сблизили. Это говорит о том, что с самого начала некачественно была составлена сама стратегия перестройки. И самое главное, пугают, что нет инвестиций.

А почему их нет? По Мосэнерго можно сказать. Мы готовы были в этом году начислить им в тарифах 6 млрд руб. инвестиций, сказали принести рабочую документацию, что вы будете строить, что реконструировать, по каким контрактам новое оборудование закупать. Принесли на 3 млрд руб. А 3 млрд руб. на что? Ответ: "Не ваше дело. Отдайте деньги, а потом мы как-нибудь сами разберемся, на что тратить".

Ожидание инвестиций от иностранных инвесторов бесперспективно. У нас они ходят по Москве толпами. Вот от "Дженерал электрик" посмотрели, говорят: "Мы бы дали вам деньги, они у нас есть". Сегодня у всех деньги есть. Все с деньгами бегают, не знают куда. Саудовская Аравия уже к нам пришла, говорит: "Мы из США выводим деньги, давайте в Москву вкачаем". Но что вкачают? Они говорят: "Мы посмотрели, составили бизнес-план. По вашим тарифам мы деньги, которые вам будем вкладывать, вернем через 100 лет". Ни один банк нам кредиты эти не даст.

Это значит, что мы должны подписаться, чтобы увеличить тарифы в 2,5-3, а, может быть, и в 4 раза и 15 лет их не снижать. Тогда через 15 лет они эти деньги вернут. Мы в состоянии это выдержать? Нет. Ни население, ни экономика наша не выдержит, потому что такое увеличение тарифов тут же убьет нашу экономику. Это будет вторая волна разрушения промышленности, науки и всего другого. Потому что себестоимость резко поднимется, продукция никому не будет нужна, не конкурентоспособна (со всеми вытекающими отсюда последствиями).

Поэтому мы за преобразования. Мы за реформы, но эти реформы должны отвечать реальной действительности. И мы просим при этом учитывать роль и ответственность субъектов РФ. Дать нам в руки управленческие ресурсы.