Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (13) Декабрь 2002г

Миронов С.М., Председатель Совета Федерации ФС РФ

Представители экономики добывающих отраслей, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, члены Правительства, ученые прекрасно сознают, что данная тема напрямую касается каждого гражданина России, потому что тепло и свет нужны в каждом доме. И от того, как будет развиваться энергетика в нашей стране, зависит не только большая экономика, но и в прямом смысле семейный бюджет каждой семьи.

В законодательной деятельности действует принцип опережающего рассмотрения принимаемых решений, т.е. прежде, чем будут приняты официальные документы, они должны пройти всестороннее публичное обсуждение. Такой подход делает законотворческий процесс прозрачным и поднимает качество законов, что в конечном итоге повышает эффективность принимаемых решений. В этой связи упреждающее обсуждение разработанной Правительством РФ энергетической стратегии представляется нам весьма своевременным.

Общепринятым является признание России в качестве одной из ведущих энергетических держав мира. Это связано не только и не столько с ее богатыми природными ресурсами, являющимися бесценным национальным достоянием России, хотя и они впечатляют - в ее недрах сосредоточено 45% мировых запасов природного газа, 23% угля, 14% урана, 13% нефти. И все же главное - это уникальный производственный, научно-технический и кадровый потенциал энергетического комплекса, создававшийся не одно десятилетие и не одним поколением наших граждан.

Попытки сформулировать долгосрочные ориентиры комплексного развития энергетики страны предпринимались уже не раз. Новый вариант энергетической стратегии - это уже третий за последние 7 лет. Нас не может не тревожить, что и первая энергетическая стратегия, принятая в 1995 г., и вторая стратегия, одобренная Правительством в ноябре 2000 г., оказались нежизнеспособными.

Не вдаваясь сейчас в подробности всех причин этих неудач, можно отметить главные из них: неадекватность этих документов современным тенденциям развития энергокомплекса и отсутствие в них реальных рычагов и конкретных механизмов, способных реализовать поставленные задачи. В результате одобренная всего полтора года назад энергетическая стратегия нуждается сейчас в существенной корректировке.

Поэтому сегодня мы собрались для того, чтобы обсудить основные проблемы и тенденции в современной энергетике и наметить конкретные пути реализации энергетической стратегии.

Сложность и комплексность стоящих перед российской энергетикой проблем, неоднозначность последствий тех преобразований, которые происходят в этом секторе нашей экономики, особенно в связи с масштабными реформами электроэнергетики, значительно усложняют и выбор приоритетов.

В условиях федеративного государства реализация энергетической стратегии невозможна без полноценного учета в ней интересов регионального развития и самого активного участия субъектов РФ. Это реально сделать не так просто. Ведь интересы у разных регионов, например, у добывающих и не имеющих на своей территории богатых ресурсов, могут зачастую противоречить друг другу. Но без такого нахождения взаимоприемлемых решений вряд ли мы сможем воплотить стратегию в жизнь.

Если же ориентиры развития будут размыты и не подкреплены конкретными мероприятиями, не продуманы способы осуществления задуманного, то стратегия вновь превратится в набор прекрасных пожеланий и рекомендаций, которые не известно кто и какими средствами должен реализовывать.

Стабильная работа в энергетике во многом зависит от состояния ресурсной базы. В России нефть и газ составляют 85% потребления энергоресурсов, тогда как в среднем в мире на их долю приходится не более 65%в энергоресурсов. В то же время, по оценкам Минэнерго России, открытые на сегодня запасы углеводородного сырья могут обеспечить добычу только до 2020 г.

За последние 7 лет ресурсная база страны воспроизводилась лишь на 60%. Сохранение прежней тенденции может стать реальной угрозой для устойчивой работы нашей энергетики. Поэтому в энергетической политике полноценному воспроизводству минерально-сырьевой базы и улучшению финансирования геологоразведочных работ должно быть уделено особое внимание.

Необходимо иметь четкое представление, в каком объеме ресурсов исследовательских и геологоразведочных работ нуждается наша страна. Тесно взаимосвязаны с этим и вопросы инвестиционной политики в энергетике. Для эффективной работы энергетики нужны и огромные инвестиции, и правильно выбранные приоритеты, и конкретные меры государственной политики.

Только в этом случае можно рассчитывать на стабильность энергообеспечения, приток валюты и поступления налогов в бюджет. Инвестиции в энергетику - это еще и заказы промышленности на машины, энергетическое оборудование и материалы, и, соответственно, обеспечение рабочих мест в регионах.

Поэтому главное сегодня - запускать новые инвестиционные проекты, дающие жизнь производству, новым месторождениям, новым технологиям. Создать условия, чтобы такие проекты появились. Разработать правила игры и строгий жесткий контроль за тем, чтобы все игроки играли по этим правилам. Вот задача руководства страны, исполнительной и законодательной власти.

Значительным потенциальным резервом для развития нашей экономики, в том числе и энергетических отраслей, могло бы стать расширение рентных принципов налогообложения за пользование природными ресурсами.

О первостепенной важности этой задачи неоднократно говорилось и в бюджетных посланиях Президента России. Для реализации именно такого подхода и предлагалось кардинально пересмотреть систему налогообложения в сфере недропользования. Необходимо изымать из добывающих компаний природную ренту, а не манипулировать с пошлинами и налогами, исчисляемыми со всевозможных стоимостных показателей. И все равно в итоге платит потребитель.

Однако до сих пор подобные радикальные подходы к проблеме в практическом плане не обсуждаются. Решать энергетические проблемы можно по-разному. Либо возводить новые электростанции, либо внедрять принципы энергосбережения. Второй вариант оказывается более предпочтительным, если связанные с ним затраты сопоставимы со стоимостью строительства новых генерирующих мощностей, и единственным, если эти затраты ниже.

К тому же, энергосбережения позволяют улучшить состояние атмосферы и снизить фактические затраты на здравоохранение.

Наконец, нельзя не сказать о весьма актуальной сейчас проблеме регулирования топливно-энергетического баланса страны. Как известно, за последние десятилетия в отсутствие скоординированной ценовой политики сложился диспаритет цен между различными видами топлива. Более жесткое государственное регулирование цен на газ и поддержание их на низком уровне при отсутствии аналогичных мер по другим видам топлива привело к быстрому росту доли газа в топливном балансе - свыше 60% в среднем по стране, а в Европейской части страны она нередко доходит до 80% - и резкому сокращению доли угля и мазута в энергобалансе страны.

В принципе прогноз топливного баланса Минэнерго разрабатывается в период формирования бюджета страны. Однако, как вы уже убедились на практике прошлых лет, необходимы более основательная проработка проблемы возможного дефицита топлива и утверждение перспективного топливно-энергетического баланса в разрезе регионов.

Без таких проработок трудно вообще говорить о реальности прогнозов развития энергетических отраслей. Важным вопросом, на который необходимо обратить особое внимание при обсуждении энергетической стратегии, является, на наш взгляд, взаимосвязь энергетической стратегии государства с теми структурными преобразованиями, которые уже начались в электроэнергетике и в скором времени могут начаться в газовой сфере.

И здесь на первый план выходит проблема формирования полноценной правовой базы для функционирования энергокомплекса и, прежде всего, законодательного обеспечения проводимых преобразований.

Сегодня фактически никем не оспаривается, что действующее законодательство не отвечает потребностям обеспечения стабильного функционирования, динамичного развития энергетического комплекса. Бессистемность законодательной базы в этой важнейшей сфере порождает практику регулирования путем эксклюзивных решений, что неизбежно расширяет пространство чиновного произвола и потенциальных конфликтов.

Государственная Дума сейчас приняла в первом чтении пакет законов по реформе электроэнергетики. И мы надеемся, что его принятие подведет современную и комплексную законодательную основу под экономические и производственные отношения в электроэнергетике, определит полномочия органов государственной власти, основные правила и обязанности лиц, участвующих в производстве, передаче и потреблении электрической энергии.

Именно поэтому при всей сложности отыскания оптимальных решений по реформированию электроэнергетики мы, с другой стороны, должны признать, что задача создания такой системной правовой базы уже давно назрела и реализацию этой задачи не следует далее затягивать.