Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (13) Декабрь 2002г

Проблемы ипотечного кредитования в России

Тарачев В.А., заместитель Председателя комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Государственной Думы ФС РФ

За 4 года действия базового закона об ипотеке не был принят ни один документ, определяющий основы функционирования ипотечной системы. Правительственные механизмы пробуксовывают.

В то же время появилось общее представление о том, из чего должен состоять пакет ипотечных законов. Как показал пример закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)", эту махину нельзя сдвинуть с принятием только одного решения.

Помимо основ в законодательстве необходимо четко описать: 1) финансовые инструменты; 2) организации, которые будут этими инструментами пользоваться; 3) архитектуру, систему ипотечного кредитования. Решение этих вопросов позволит запустить механизмы реального финансирования, поскольку без денег даже самые реальные законы оказываются мертвыми.

    Ипотечный пакет законов должен включать:
  • новый закон об ипотечных эмиссионных ценных бумагах;
  • блок поправок в закон о рынке ценных бумаг, касающийся обеспеченных облигаций;
  • поправки в Закон о банках и банковской деятельности и ряд специальных законов, регулирующих деятельность ипотечных кредитных организаций (ипотечные банки и стройсберкассы);
  • решения на уровне федерального бюджета, которые дадут первый толчок общероссийской ипотеке.

Что стало центром дискуссий к законопроекту об ипотечных ценных бумагах?

В Законе об инвестировании пенсионных накоплений ипотечные бумаги упомянуты. Господин Зурабов поддержал это дело, хотя были мнения, чтобы эти бумаги не появились. Сегодня в Законе об инвестировании пенсионных накоплений есть такой инструмент, а закона об этом инструменте пока нет, Министерства не могут пробить законодательную брешь, не могут регулировать.

Пока у нас нет ни целостной системы, ни ипотечных банков, и в результате вопрос об эмитентах ипотечных бумаг становится узловым. В конце концов, доверие к ценной бумаге, какой бы она не была - это доверие к ее эмитенту (кто ее выпускает), как показывает мировая практика. И здесь мы упираемся в одну огромную проблему, связанную с несовершенством банковского законодательства. Сегодня Закон о банках и банковской деятельности четко разделил наши кредитные организации на банки и так называемые небанковские кредитные организации. Данная классификация сформировалась еще в 1991 г., но тогда она отражала те реалии, которые были. Однако на сегодняшний день ни ипотечные банки, ни стройсберкассы не вписываются в эту классификацию.

Проведя предварительные переговоры с Банком России, мы намерены записать в законе, что специализированные эмитенты ипотечных ценных бумаг - это ни что иное, как специализированные кредитные организации, т.е. ипотечные банки.

На днях я буду вносить поправку в ст. 2 Закона о банках и банковской деятельности, где определены банки, универсальные банки, небанковские кредитные организации, чтобы там появилась еще одна дефиниция - специализированные ипотечные банки. Если эти законодательные акты будут приняты в весеннюю сессию, то удастся привлечь огромные средства на развитие ипотеки. Если этого не произойдет, то в последний год работы (весенняя сессия) можно будет принять законы во втором и третьем чтении.