Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (13) Декабрь 2002г

Скоч А.В., депутат Государственной Думы ФС РФ

Действующий Закон "О недрах" сегодня потерял свою эффективность, поскольку он просто отпугивает всех потенциальных инвесторов отсутствием четко прописанных норм. После принятия Налогового кодекса РФ он потерял свою экономическую составляющую. В Законе "О недрах" не прописан порядок выдачи и изъятия лицензии, что само по себе открывает широкие возможности для трактования его в ту или иную сторону, в зависимости от личной или корпоративной выгоды.

В последние годы в средствах массовой информации наблюдаем судебные тяжбы за нефтяные и рудные месторождения. Вспомним, например, "Северную нефть" или магаданский "Дукат". Положение нашей Конституции "О совместном ведении в области использования недр" не означает симметрии управленческих решений. Совместное ведение не означает, что любая лицензия должна выдаваться или изыматься за двумя подписями. И если один из ключей проворачивается туго, то вы не можете ни открыть, ни закрыть дверь в подземную кладовую.

В основе проекта Государственной Думы РФ лежат следующие принципы.

1. Единая и неделимая государственная собственность на недра. Невозможно разделить недра на собственность Федерации или собственность субъектов хотя бы потому, что большая часть недр еще не изучена, и нельзя заранее оценить, представляют ли такие участки недр федеральное значение.

2. Разграничение полномочий РФ и ее субъектов. На создание подземных хранилищ нефти и газа, строительство подземных сооружений, разработку общераспространенных полезных ископаемых субъекты РФ предоставляют права самостоятельно. На геологическое изучение, на добычу стратегически полезных ископаемых права предоставляет федеральный орган.

3. Развитие системы лицензирования, а также применение концессий и соглашений о разделе продукции (СРП). В кодексе детально прописываются все процедуры лицензирования. СРП и концессии регулируются отдельным законодательством. По СРП такие законы уже есть, по концессиям находятся в стадии разработки.

4. Приоритет охраны недр и окружающей среды. Охране недр в кодексе посвящено 9 статей.

Главное отличие от ныне действующего закона заключается в следующем:

  • детально прописан порядок лицензирования, это более 30 статей кодекса: установлен четкий порядок формирования конкурсных комиссий; установлены конкретные сроки, не более 30 дней, для принятия государственными органами решений по итогам конкурса;
  • впервые появились специальные статьи, специальные главы, посвященные разработке отдельных групп полезных ископаемых, нефтяным операциям, разработке твердых полезных ископаемых и подземных вод. Впервые вводится требование к компаниям заключать договоры о совместной разработке единого нефтяного месторождения, юнитизации;
  • впервые даны определения фундаментальным понятиям, таким как полезные ископаемые, минеральное сырье, стратегические виды полезных ископаемых, что имеет важнейшее значение для налогообложения. А то, бывает, добывают глину, а берут налог с кирпича.

О разделе полномочий между РФ и субъектом Федерации. Наш проект больше всего критикуют именно в этой части. Мы считаем, что, во-первых, жесткая централизация управления повысит эффективность использования недр, во-вторых, сократится число возможностей для коррупционных решений, в третьих, вдвое сокращаются бюрократические процедуры. Окончательное решение должен принимать один: либо субъект Федерации, либо федеральный орган по своему кругу вопросов. Два ключа порождают безответственность, создают проблемы при судебном разрешении споров недропользователя с государством.

В кодексе прописан механизм переуступки прав на месторождение. Сегодня возможны только два варианта - либо сдать лицензию, либо продать свой бизнес. Во всем мире владелец месторождения может привлечь партнера, который покупает часть прав на месторождение. И мы в своем проекте держимся этого курса, Кодекс о недрах облегчит переуступку прав. Многие месторождения перестанут простаивать, в них будут вкладываться деньги.

Несколько слов о концессиях. Их можно было ввести в 1992 г., когда только формировалась рыночная система недропользования. Сегодня предлагать перейти от выданных десятков тысяч лицензий к концессиям невозможно и экономически опасно. Введение концессии требует создания специальной системы законов, а опыт СРП показывает, что на это уйдут годы. В нашем проекте -- постепенный штучный характер применения концессии только там, где требуются значительные денежные вливания, в первую очередь, иностранные.