Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3 (12) Октябрь 2004г

Из писем в редакцию

О роли православия в российской государственности

Одна из острых проблем сегодняшней России - это несоответствие ее нынешней религиозной жизни объективному статусу религиозного государства, несвязанность ее мировоззренческих приоритетов с традиционной исторической духовно-религиозной составляющей. Заметим, что многие сегодняшние нравственные проблемы связаны все с той же обособленностью общественной и религиозной жизни России, как бы пытающейся идти сразу в двух направлениях, вместо того, чтобы сознательно сделать из двух одно. Очевидно, по инерции того не столько атеистического, сколько богоборческого заряда, которым Россия жила в рамках XX столетия, она и во внутренней и во внешней своей политике продолжает действовать в рамках секулярного государства, хотя успешно могла бы духовно интегрироваться в структуру мировой цивилизации и занять в ней то подобающее место, которое она стяжала еще на правах Российской Империи. Для этого нужно лишь честно и открыто перед своим народом и всем международным сообществом признать, что Россия - религиозное государство. Достаточно напомнить самим себе, что герб сегодняшней России - двуглавый орел - есть ни что иное, как религиозный символ, отражающий в геральдическом плане историческое христианское начало, положенное в ее основание, как духовное родство и духовное наследие Византийской империи.

Нужно признать, что структура всей мировой цивилизации является именно религиозно-политической, и что политика каждого государства определяется не столько ее экономикой и военным могуществом, сколько положенным в основание государственной структуры религиозным мировоззрением. И большинство мировых держав с устоявшейся религиозно-политической структурой уже давно определились в своем религиозном статусе, что и позволяет им принимать политические и экономические решения, руководствуясь своим собственным традиционным религиозным мировоззрением. Это также позволяет им весьма эффективно отстаивать право на защиту своего религиозного мировоззрения, своих исторических культурных и духовно-нравственных ценностей.

Признавать ли Православие государственной религией, если 70% россиян открыто признают себя православными, как это сделано, скажем, в Греции или в соседней нам Грузии, вопрос, пожалуй, в большей степени политический, чем религиозный. Хотя, несомненно, такое решение могло бы нас защитить от разрушительной деятельности тех мировых религиозных и псевдорелигиозных структур, которые видят наши колебания, и не упускают случая воспользоваться ими в свою пользу и нам во вред.

Думается, для обоснованного патриотизма и уважения к своей исторической культуре у нас есть все основания. Но пока мы не ответим себе честно на вопрос, кто мы такие, откуда мы родом, чего мы хотим, и в чем состоит наша национальная идея, мы будем терпеть только поражение за поражением. Многие экономические, демографические и нравственные проблемы сегодняшней России вполне разрешимы, если приложить к ним нравственное усилие, и решать их в гармонии социальных и религиозных структур, а не в изнурительной кровавой борьбе материализма с идеализмом, как это имело место в печальном опыте минувшего столетия. Сама логика подсказывает нам, что для решения стоящих перед нами задач нужно не разделение, а сложение усилий, а также ясно поставленная цель. Побеждать, не имея цели, невозможно. Поэтому давайте просто вспомним о том, что цель у нас есть: мы молимся и трудимся во славу Божию, ради процветания нашего любимого Отечества.

С любовью о Христе, и со всеми благопожеланиями…
Епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим (Волочков)

Сама жизнь ставит перед нами задачи

С огромным интересом ознакомились с Вашим изданием. Жизнь не стоит на месте, и сегодня нам приходится сталкиваться с новыми проблемами, новыми задачами, новыми управленческими решениями. Поэтому абсолютно согласны с Вами в том, что необходимо поднимать и решать вопросы обеспечения безопасности государства и граждан, противодействия наркотизации российского общества, экономической безопасности и другие вопросы государственной важности, донося их до массового читателя посредством прессы.

Пошёл третий век, как в России существует Министерство юстиции. Восьмого сентября Минюст отметил 202-ю годовщину своего рождения, Но даже те люди, которые любят порассуждать о правовом государстве, не всегда чётко представляют себе, чем данное Министерство занимается.

Минюст на протяжении своей 200-летней истории претерпевал всяческие изменения, в том числе и в советское время. Мы знаем, кто был первым министром юстиции, но мало кто знает, кто был последним. А им был Александр Фёдорович Керенский. Прошу заметить, что Наркомюст был создан 8 ноября 1917 г. и ему были переданы все функции судебной системы царской России, что говорит о немалой значимости Министерства юстиции.

С 1956 до 1970 г. Министерства юстиции не существовало. С 1970 г. его существование было номинальным. Все лишь знали, что юстиция - это закон, справедливость, и что Минюст осуществляет функции, связанные с охраной гражданских прав. С 1987 г. функции Минюста значительно расширились: это и передача уголовно-исполнительной системы из Министерства внутренних дел и создание Службы судебных приставов, наделение функциями проведения юридической экспертизы нормативно-правовых актов субъекта Федерации, контроля за деятельностью арбитражных управляющих в связи с принятием Федерального закона "О банкротстве".

Безусловно, сегодня мы приближаемся к мировой практике, где в систему Минюста входит практически вся правоохранительная система страны.

Для развития страны необходимо совершенствование регионального законодательства. Мы все прекрасно знаем, насколько велики масштабы нашей страны. У нас есть Конституция, принятая в 1993 г., но только ей одной всё урегулировать на необъятной территории России просто невозможно. Поэтому Конституция дала право субъекту Федерации урегулировать то, что не урегулировано федеральным законодательством.

Минюст России был наделён полномочием приведения в соответствие областного законодательства с федеральным в 1997 г., а если быть точнее, то в 2000 г., в то время как Конституция была принята в 1993 г. Заметьте, можно было отправлять законы на экспертизу в Минюст, а можно было и не отправлять! Никто не спрашивал заключение Минюста относительно закона, принимающегося в субъекте Федерации.

В настоящий момент законодательная база Свердловской области полностью соответствует федеральному законодательству. Есть некоторые моменты несоответствия, но это связано с тем, что изменяется федеральное законодательство. Эти вопросы решаются в рабочем порядке. Законы принимаются, чтобы регулировать правоотношения в гражданском обществе. Но, учитывая количество этих законов, надо сказать, что они иной раз вступают в противоречие друг с другом. Для этого с 2001 г. Минюст наделен правом ведения Федерального регистра нормативно-правовых актов.

Сегодня у нас практически на 80% изменилось действующее законодательство. И везде - в гражданском, уголовном, административном законодательстве во главу угла поставлена личность человека, его права и интересы. Другое дело, насколько хорошо отработан механизм реализации этих прав. Всплывающие пробелы говорят только о том, что мы ещё находимся на пути построения такого государства, где правит диктатура закона. Обеспечение и защита прав и свобод человека является и одной из задач Главного управления. А то, что будет в дальнейшем, зависит от того, какие задачи перед нами будет ставить Президент, Министерство юстиции и сама жизнь.

С уважением,
Начальник Главного управления Министерства юстиции РФ по Свердловской области М.Н.Зацепин