Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3 (12) Октябрь 2004г

Значение национальной культуры в обеспечении безопасности России в условиях глобализации

Рожкова И.А., референт редакционно-издательского отдела Академии ФСБ РФ

XXI век начинается с дальнейшего обострения борьбы всемирных организационных центров, имеющих опасные технические возможности, за управление развитием человечества.

История мировой цивилизации свидетельствует, что идея достижения господства над миром не нова. Наиболее широко известны попытки ее реализации явно - путем захвата территорий, как правило, военным способом. Но в большинстве случаев это приносило кратковременный результат.

Большего успеха достигали захватчики, тайно оказывавшие воздействие на умы людей, прикрывающие свои истинные цели - захват власти и обогащение - благими намерениями осчастливить человечество.

Средства и способы тайного воздействия на человека, через него на общество и в конечном счете на государство имеют давнюю историю. Используются и совершенствуются они и в наши дни. Современный уровень развития мировой цивилизации, научно-технический прогресс, технологические возможности позволяют молниеносно доставлять информацию практически в любую часть мира. В связи с этим основной ареной межгосударственного противоборства стала информационная сфера. Причем акции информационного воздействия осуществляются фактически в рамках необъявленной информационной войны.

Большее внимание исследователей, как правило, привлекали изменения в экономической, политической, социальной сферах общественной жизни. В последнее время интерес вполне обоснованно стала представлять и сфера культуры. Развал СССР показал, что разрушение идеологии, навязывание чужих ценностей или их подмена способны поставить на колени даже великую державу. В связи с этим необходимо отметить, что в условиях информационной открытости и безыдейности России общенациональная культура чрезвычайно уязвима и обеспечение ее безопасности имеет решающее значение для сохранения безопасности всего государства.

Именно поэтому всемирные организационные центры основной удар в целях захвата и поддержания власти сейчас направляют на культуру. Насильственное навязывание народам мира единой цивилизационной модели, попытки унификации национальной, этнической самобытности могут провоцировать межнациональные конфликты. Искусственное возвеличивание личных интересов в сравнении с общественными, внедрение так называемых общечеловеческих стандартов во все формы и виды общественных отношений превращают человека в бездумного потребителя товаров и услуг. Таким образом, создается основа для манипуляции общественным сознанием. Формирование в обществе терпимого отношения к этому средству тайного воздействия как альтернативе насилию выгодно манипуляторам. Но человечество должно ясно представлять, что эта форма управления, используемая тайно с целью достижения положительных результатов лишь для одной стороны - субъекта управления, носит опасный характер.

Одними из направлений управляющего воздействия можно назвать внедрение в сознание населения ценностей и принципов эрзац-культуры и разделение обществ на отдельные элементы, лишенные национальной самобытности. Это опасно не только для отдельного общества, но и для всего человечества. Люди, лишенные соответствующего их национальной природе миропонимания, будут существовать в постоянных противоречиях между навязываемой им формой поведения и потребностями души. Постепенно исчезнут, канут в Лету национальные культуры, составляющие многоцветную душу человечества.

Высокий уровень технического развития современной мировой цивилизации, процессы интеграции обусловливают необходимость соблюдать законы этики при объединении усилий всех живущих на Земле людей. Именно культура предоставляет человечеству необходимый для этого духовный "механизм". Объединение должно происходить при соблюдении законов нравственности и на основе признания национальной самобытности, уникальности всех существующих на Земле этносов, наций, народов, государств. На смену субъектно-объектным отношениям должны прийти межсубъектные. М.С.Каган вводит понятие диалога как духовной формы межсубъектного взаимодействия, отличая его от коммуникации, как способа передачи информации субъектом принимающему ее объекту1. Развивая эту мысль, можно сказать, что отношения диалога - отношения с позиции равных предоставляют меньше возможностей для манипуляции сознанием в сравнении с коммуникативными отношениями, предполагающими подчинение объекта, получающего информацию, передающему ее субъекту. Диалог - основа отношений между государствами в XXI веке.

Религиозный мир СНГ уже имеет опыт объединения разных конфессий - создан Межрелигиозный совет СНГ. В эту общественную организацию входят и христиане, и мусульмане, и иудеи, и буддисты. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в своем выступлении на II Межрелигиозном миротворческом форуме заявил: "Нам чуждо стремление создать единую квазирелигию, сформировать "глобальную этику". Мы уважительно и бережно относимся к традициям, которые тысячелетиями присутствуют в наших народах. Каждый из этих народов, каждая национально-культурная община имеет право на свой образ жизни, на свои принципы построения социума. Никто не должен навязывать ей иную общественную модель, особенно с помощью силы…

Будущее мирового устройства не в плавильном котле цивилизаций, разрушающих традиционные ценности, в том числе и религиозные, но во взаимоуважительном сосуществовании и сотрудничестве всех культурных моделей. Очень важно, чтобы ни одна из этих моделей не претендовала на универсальность и не подавляла другие политической, экономической или военной силой"2.

В условиях отсутствия идеологии, экономической отсталости, снижения уровня жизни многие ищут выход в вере в Бога. Поэтому в наш век нарастающего духовного обнищания душ человеческих религия может стать нравственной основой для объединения людей. Сейчас, как никогда ранее, требуется восстановление духовного здоровья общества.

Значение культуры в сфере обеспечения безопасности России очень велико. Статус культуры должен быть существенно повышен. Государство обязано взять курс на возрождение национальных ценностей, сохранение и развитие исконных многотысячелетних традиций как наиболее важных составляющих культурного наследия.

Рожкова Ирина Анатольевна. Референт Академии ФСБ РФ.

Примечания

1. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. СПб., 2003. Кн. 2. С. 304.

2. Право и безопасность. 2004. № 1. С. 11, 12.