Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3 (12) Октябрь 2004г

Из истории государственного устройства России

Чуев А.В., заместитель Председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы РФ, Жуков А.И., Савин Д.А.

Вопросы безопасности в последнее время приобрели в России крайнюю остроту. Однако серьезным недостатком всех обсуждений проблем безопасности является или их крайне общий, неконкретный, оторванный от механизмов реализации характер, или, наоборот, отсутствие комплексного подхода к обсуждению проблем безопасности, попытки решить конкретные вопросы без понимания их в общем комплексе вопросов безопасности.

Причиной этого является игнорирование, а то и полное забвение как опыта по обеспечению безопасности иных стран, так и богатейшего опыта России как страны, имеющей длительную историю и традиции. Обратимся к этим урокам с тем, чтобы попытаться найти в них ответ на встающие перед нами вопросы.

Термины "полиция", "полицейское право" и тем более "полицейское государство" приобрели в современном русском языке устойчиво отрицательное значение, однозначно ассоциируясь с произволом и диктатурой. Тем более удивительным для современного читателя может показаться фраза нашего журналиста, вернувшегося из зарубежной командировки и написавшего, что Швейцария, уже столетия служащая примером свободы и права, является полицейским государством. Как же это может быть?

Ответ на этот очень прост: дело в том, что слово полиция (как и слово политика) происходит от слова "полис", означавшего в древней Греции город-государство, или общину. Согласно определению выдающегося русского правоведа И.Е.Андреевского, полицейская деятельность в широком смысле слова - это деятельность граждан, их объединений, местных властей и государства, направленная на создание условий безопасности и благосостояния1.

Почему возникает необходимость в такой деятельности публичных союзов и структур гражданского общества? Потому, что в ряде случае возможностей и сил самих граждан может оказаться недостаточно для решения встающих перед ними проблем. В этих случаях на помощь им и должны последовательно приходить "вышележащие этажи" общества и государства. Такая деятельность и называется полицейской, право, регулирующее такую деятельность, - полицейским правом (сейчас чаще применяется термин "административное право"), а организации и органы, осуществляющие такую деятельность, - полицейскими органами или просто полицией.

Отметим также, что в полицейской деятельности создание условий безопасности тесно связано с созданием условий благосостояния общества, и обеспечить одну из сторон, пренебрегая другой, просто невозможно.

Из приведенного выше определения полицейской деятельности ясно, что каждое государство в какой-то мере вынуждено выполнять эти функции, но на разных исторических этапах и функции, и способы их реализации меняются. В периоды развития гражданского общества усиливаются функции третьего сектора, в то время как функции публичных органов могут сужаться, в периоды смуты и разрыва традиционных структур на первое место может выходить государство.

Расцвет русской полиции приходится на XIX в., на время правления Александра I. Надежда на самоорганизацию, связанная с реформами Екатерины II, не оправдалась, реформы принесли немало результатов, но и породили немало проблем.

Освободить подданных - не значит сделать их гражданами, объявить частную собственность - не значит сделать людей собственниками.

Именно из раздумий о судьбе русских реформ рождается теория развития, принадлежащая выдающемуся государственному деятелю России, сыну сельского священника Михаилу Михайловичу Сперанскому. Ему принадлежит определение принципа развития как роста богатства населения и местных властей.

Несколько упрощая формулировку М.М.Сперанского, принцип заключается в следующем: исчислить налогоспособность населения и взять чуть менее, ни в коем случае не контролируя использование этого излишка, чтобы наследнику Россия досталась богаче, чем он получил ее от отца. Так Сперанский продолжает и развивает идею "сбережения народа", выдвинутую графом П.И.Шуваловым.

Не революционные потрясения нужны России, а целенаправленные эволюционные изменения, опирающиеся на существующий уровень, и улучшающие его, постепенно приучающие население и местные власти к поначалу небольшому достатку, к умению заработать и преумножить свое имущество, к умению жить своим умом и по своим средствам - то есть к тому, что необходимо и для автономии личности, и для автономии сообщества - будь это город, волость или губерния.

Существующий уклад русской жизни не идеален, но и перейти от него к гражданскому обществу в один прыжок невозможно. Раз уж сложилась такая ситуация, что государство подчинило себе жизнь граждан, лишило их навыков и умений, необходимых для самостоятельной жизни, то оно должно взять на себя и ответственность за подготовку граждан к самостоятельной жизни, а не бросать их в воду в надежде, что они сами научатся плавать - утонувших будет слишком много.

Раз сложилась такая ситуация, что регионы России и ее города были лишены реальной самостоятельности, то государство должно взять на себя задачу подготовить их к этой самостоятельности, научить жить в условиях самоуправления и федерации, а не ограничиваться пустыми декларациями и заявлениями.

Таким образом, Сперанским почти 200 лет назад выдвинута идея об активной роли государства в формировании гражданского общества и рыночных отношений. Более того, им предложены и конкретные механизма реализации такой роли государства, целый набор более частных принципов и подходов к отдельным сторонам жизни России. Идея авторитарной модернизации сформулирована 200 лет назад нашим соотечественником М.М.Сперанским, и реализована она была не в Таиланде или Сингапуре, а в России.

Отсутствие гражданских обществ на местах и слабые хозяйственные навыки в губерниях, вызывающие некоординированное различие условий по территории России, определяет централизацию губернской деятельности, государственный контроль, и регулирование полицейского аппарата. В 1802 г. создается Министерство внутренних дел (МВД) России, принимающее на себя эти функции.

Это МВД, в отличие от современного, было Министерством, отвечающим за все внутренние дела России. Собственно полиция в современном смысле слова, полиция безопасности, занимала в нем достаточно скромное место, а основную часть составляла полиция хозяйственная, призванная контролировать, а при необходимости и руководить определенными видами хозяйственной деятельности на местах2.

Так, МВД курировало вопросы призрения. Первоначально призрением ведал Департамент полиции хозяйственной. В 1834 г. в нем создано специальное отделение, ведающее вопросами "о больницах, богадельнях, домах для умалишенных, об учебных и воспитательных заведениях, о заведениях исправительных, о рассмотрении планов и смет для постройки и починки их зданий". Во второй половине XIX в. действовал специализированный Департамент "общественного призрения". Однако при этом централизации подлежало лишь общее руководство деятельностью, собственность же Приказов общественного призрения и относительная автономия их хозяйства сохранялись.

Приказы вводились в вертикаль центрального управления и создавали собственные вертикали на исполнение в уездах и городах, развитию которых МВД с самого начала уделяло особое внимание.

На МВД возлагалась и обязанность сбора и анализа информации о положении дел внутри России, выработка обоснованных предложений для действий центрального правительства. Для этой деятельности в составе МВД была создана статистическая часть.

На МВД возлагалась и еще одна совершенно неожиданная задача: оно служило для представления интересов регионов России, мест в центре, инструментом аппаратного согласования противоречий, возникающих в ходе управления. Ведь МВД имело достоверную информацию о том, что творится на местах, а с другой стороны, будучи органом центрального правительства, могло избежать крайностей местного эгоизма.

В России идея подчинения законам была еще слишком нова, чтобы на ней можно было построить прочное гражданское управление: для него нужна длительная традиция работы представительных органов и суда. Мало создать представительные органы и суд, надо научить население пользоваться ими, а это работа не одного дня. Мало принять законы, надо научить население читать их и придерживаться их. Зато в России жива традиция подчинения личного, "по начальству". Значит, на время переходного периода исполнительная полицейская вертикаль МВД должна была взять на себя часть той работы, которая потом перейдет к органам представительной власти и судам.

Недоброжелатели называли Россию полицейским государством. Действительно, такой разветвленной и проникающей в каждую сферу жизни полиции не было ни в одной стране мира. Именно русская полиция - основной инструмент общения русской власти со своим народом. Но в том числе и благодаря этой полиции России удалось за 100 с небольшим лет пройти тот путь, на который странам Европы потребовалось 400-500 лет.

Весь XIX в. - век управления по образцам. Для того, чтобы провести самое поверхностное исследование состояния губерний, не хватало образованных людей, а эти немногие были сосредоточены в столицах. Сам министр внутренних дел, взяв с собой всех русских специалистов по статистике, выехал в одну из губерний. Созданный этой командой отчет был разослан по губерниям с предписанием действовать по этому образцу.

Ни в одном веке в России не разрабатывалось и не принималось такого количества методических пособий, инструкций, регулирующих самые неожиданные сферы деятельности, такого количества обязательных предписаний, подкрепляемых контролем полиции, - от социального призрения до порядка содержания улиц в городах. Но не стоит иронизировать над этой работой - бездна невежества основной массы русского управляющего слоя была слишком велика. Действия по образцу - единственный способ провести хотя бы минимум знаний в русскую глубинку, обеспечить хоть сколько-нибудь удовлетворительные принятия решения. Но это действие по образцам, дающее азы знаний, постепенно закрепляло эти знания, приучалол и к некоторой самостоятельной работе.

Параллельно с этим шло приучение к потребностям новой жизни и самого населения. Можно сколько угодно иронизировать над этим, справедливо указывать на примитивность и поверхность усвояемых таким образом навыков, но другого способа ускоренной модернизации нет. Кроме того, как говорит русская пословица, привычка - вторая натура, переставая сорить в публичных местах, человек приобретает пусть небольшие, но необходимые гражданские навыки.

Таким образом, XIX в. дает нам немало полезных уроков.

Первый из них - невозможно отрывать вопросы обеспечения безопасности от вопросов обеспечения благосостояния. Такая важнейшая деятельность, как обеспечение государственной безопасности России и ее территориальной целостности, тесно связаны с вопросами социальной и экономической жизни, призванными создать условия для гражданского мира в России.

Второй - невозможно добиться устойчивого развития России, сохраняя сложившийся за годы советской власти отраслевой подход к управлению страной. До сих пор в России вопросы безопасности и благосостояния разделены между разными ведомствами, и за каждое "направление" отвечает свое ведомство: за медицину - одно, за пенсионное обеспечение - другое, за детей - третье, за инвалидов - четвертое и т.д. Как говорил отечественный сатирик, один пуговицы пришивает, другой петли метает, а за качество никто не отвечает.

И третий - за годы советской власти были практически разрушены все этажи общественного устройства: местное самоуправление, общественные организации. Были ограничены в своей деятельности вопросами исключительно богослужебными Русская Православная Церковь и другие религиозные организации России, всякая социальная и благотворительная деятельность которых находилась под запретом. Только семья, несмотря на все попытки власти вмешиваться во внутрисемейные проблемы, уцелела в ходе этого тотального давления, и именно на помощь своих родственников и близких (то есть на их "полицейскую деятельность") в наибольшей степени рассчитывают сейчас наши сограждане.

Государство вовсе не обязано, да и не может брать на себя всю работу, направленную на создание условий безопасности и благосостояния граждан, однако оно должно создать условия для деятельности религиозных организаций, общественных союзов и местного самоуправления. Советская система подавила практически все самостоятельные силы нашего народа, и постсоветское государство не имеет права самоустраниться даже от несвойственной современному государству деятельности до тех пор, пока не восстановит условия для самостоятельной полицейской деятельности иных структур. Только после длительного переходного периода, связанного с восстановлением этих самостоятельных сил, оно получит право снять с себя эти функции.

Через этап, для которого характерна обширная полицейская деятельность государства, прошла не только России, но и многие государства континентальной Европы, в частности германские государства. Более того, черты современного административного, трудового, социального права нельзя понять, не зная об их происхождении из единого полицейского права. Несмотря на изменение целей и методов полицейской деятельности, на исчезновение из правовой практики ряда государств самих терминов "полиция", "полицейское право", "полицейская деятельность" в применении к полиции, хозяйственной, медицинской, строительной, жилищной и другим видам деятельности, и заменой их терминами "администрация", "административное право", "административная деятельность", в праве ФРГ, к примеру, сохраняются многие элементы, характерные для организации полиции в XVII-XIX вв. Так, в ряде земель (Баден-Вюртемберг и др.) сохраняется единая система организации полиции, при которой задачи защиты от опасности должны выполнять все государственные учреждения, и в этом смысле бургомистр рассматривается как главный полицейский города3.

Как пишет выдающийся русский мыслитель, публицист, философ Л.Тихомиров, "пределы действия государства и его компетенция не могут быть определены характером интересов, выделяемых в область его ведения. Интересы, отдаваемые под охрану государства, могут быть различны и действительно меняются. То, что, при одних социальных условиях, не касается государства, становится обязательным для него при других условиях, в другие исторические эпохи. Нет никаких интересов, о которых можно было бы сказать раз и навсегда; что они не касаются государства. Компетенция его указывается совершенно иным обстоятельством, а именно обязанностью служить личности и обществу, как силам самостоятельным, делать то, что личности и обществу нужно, как силам самобытным, а потому не делать ничего уничтожающего и задушающего самостоятельность личности и общества"4.

Подводя итог всему вышесказанному, остается дать только одну рекомендацию: для того, чтобы реформы в России были успешными, необходимо спустить их из заоблачных высот на грешную землю. Следует не навязывать готовые схемы, пусть самые прекрасные, а стремиться создать условия для роста и созревания тех процессов, которые вызревают в обществе. Именно в отрыве от реальности, от "почвы", и заключается главная причина тех проблем, которые испытывает в настоящее время страна.

Без учета и правильного понимания всех этих проблем, без создания структур, способных к их решению, невозможно полноценное обеспечение безопасности и благосостояния России.

А.В.Чуев. Заместитель Председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы РФ

А.И.Жуков. Учредитель Фонда муниципальных исследований им. Т.М.Говоренковой и А.М.Якшина, член Клуба муниципальных деятелей

Д.А.Савин. Соучредитель Фонда муниципальных исследований им. Т.М.Говоренковой и А.М.Якшина

Примечания

1. Андреевский И.Е. Полицейское право. СПб, 1874-1876. Т. 1-2.

2. Варадинов Н.В. История Министерства внутренних дел. СПб, 1852-1862. Ч. 1-3.

3. Жалинский А., Рерихт А. Введение в немецкое право. М., 2001. С. 257.

4. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М., 1998. С. 400.

Из истории государственного устройства России | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3 (12) Октябрь 2004г

Из истории государственного устройства России

Чуев А.В., заместитель Председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы РФ, Жуков А.И., Савин Д.А.

Вопросы безопасности в последнее время приобрели в России крайнюю остроту. Однако серьезным недостатком всех обсуждений проблем безопасности является или их крайне общий, неконкретный, оторванный от механизмов реализации характер, или, наоборот, отсутствие комплексного подхода к обсуждению проблем безопасности, попытки решить конкретные вопросы без понимания их в общем комплексе вопросов безопасности.

Причиной этого является игнорирование, а то и полное забвение как опыта по обеспечению безопасности иных стран, так и богатейшего опыта России как страны, имеющей длительную историю и традиции. Обратимся к этим урокам с тем, чтобы попытаться найти в них ответ на встающие перед нами вопросы.

Термины "полиция", "полицейское право" и тем более "полицейское государство" приобрели в современном русском языке устойчиво отрицательное значение, однозначно ассоциируясь с произволом и диктатурой. Тем более удивительным для современного читателя может показаться фраза нашего журналиста, вернувшегося из зарубежной командировки и написавшего, что Швейцария, уже столетия служащая примером свободы и права, является полицейским государством. Как же это может быть?

Ответ на этот очень прост: дело в том, что слово полиция (как и слово политика) происходит от слова "полис", означавшего в древней Греции город-государство, или общину. Согласно определению выдающегося русского правоведа И.Е.Андреевского, полицейская деятельность в широком смысле слова - это деятельность граждан, их объединений, местных властей и государства, направленная на создание условий безопасности и благосостояния1.

Почему возникает необходимость в такой деятельности публичных союзов и структур гражданского общества? Потому, что в ряде случае возможностей и сил самих граждан может оказаться недостаточно для решения встающих перед ними проблем. В этих случаях на помощь им и должны последовательно приходить "вышележащие этажи" общества и государства. Такая деятельность и называется полицейской, право, регулирующее такую деятельность, - полицейским правом (сейчас чаще применяется термин "административное право"), а организации и органы, осуществляющие такую деятельность, - полицейскими органами или просто полицией.

Отметим также, что в полицейской деятельности создание условий безопасности тесно связано с созданием условий благосостояния общества, и обеспечить одну из сторон, пренебрегая другой, просто невозможно.

Из приведенного выше определения полицейской деятельности ясно, что каждое государство в какой-то мере вынуждено выполнять эти функции, но на разных исторических этапах и функции, и способы их реализации меняются. В периоды развития гражданского общества усиливаются функции третьего сектора, в то время как функции публичных органов могут сужаться, в периоды смуты и разрыва традиционных структур на первое место может выходить государство.

Расцвет русской полиции приходится на XIX в., на время правления Александра I. Надежда на самоорганизацию, связанная с реформами Екатерины II, не оправдалась, реформы принесли немало результатов, но и породили немало проблем.

Освободить подданных - не значит сделать их гражданами, объявить частную собственность - не значит сделать людей собственниками.

Именно из раздумий о судьбе русских реформ рождается теория развития, принадлежащая выдающемуся государственному деятелю России, сыну сельского священника Михаилу Михайловичу Сперанскому. Ему принадлежит определение принципа развития как роста богатства населения и местных властей.

Несколько упрощая формулировку М.М.Сперанского, принцип заключается в следующем: исчислить налогоспособность населения и взять чуть менее, ни в коем случае не контролируя использование этого излишка, чтобы наследнику Россия досталась богаче, чем он получил ее от отца. Так Сперанский продолжает и развивает идею "сбережения народа", выдвинутую графом П.И.Шуваловым.

Не революционные потрясения нужны России, а целенаправленные эволюционные изменения, опирающиеся на существующий уровень, и улучшающие его, постепенно приучающие население и местные власти к поначалу небольшому достатку, к умению заработать и преумножить свое имущество, к умению жить своим умом и по своим средствам - то есть к тому, что необходимо и для автономии личности, и для автономии сообщества - будь это город, волость или губерния.

Существующий уклад русской жизни не идеален, но и перейти от него к гражданскому обществу в один прыжок невозможно. Раз уж сложилась такая ситуация, что государство подчинило себе жизнь граждан, лишило их навыков и умений, необходимых для самостоятельной жизни, то оно должно взять на себя и ответственность за подготовку граждан к самостоятельной жизни, а не бросать их в воду в надежде, что они сами научатся плавать - утонувших будет слишком много.

Раз сложилась такая ситуация, что регионы России и ее города были лишены реальной самостоятельности, то государство должно взять на себя задачу подготовить их к этой самостоятельности, научить жить в условиях самоуправления и федерации, а не ограничиваться пустыми декларациями и заявлениями.

Таким образом, Сперанским почти 200 лет назад выдвинута идея об активной роли государства в формировании гражданского общества и рыночных отношений. Более того, им предложены и конкретные механизма реализации такой роли государства, целый набор более частных принципов и подходов к отдельным сторонам жизни России. Идея авторитарной модернизации сформулирована 200 лет назад нашим соотечественником М.М.Сперанским, и реализована она была не в Таиланде или Сингапуре, а в России.

Отсутствие гражданских обществ на местах и слабые хозяйственные навыки в губерниях, вызывающие некоординированное различие условий по территории России, определяет централизацию губернской деятельности, государственный контроль, и регулирование полицейского аппарата. В 1802 г. создается Министерство внутренних дел (МВД) России, принимающее на себя эти функции.

Это МВД, в отличие от современного, было Министерством, отвечающим за все внутренние дела России. Собственно полиция в современном смысле слова, полиция безопасности, занимала в нем достаточно скромное место, а основную часть составляла полиция хозяйственная, призванная контролировать, а при необходимости и руководить определенными видами хозяйственной деятельности на местах2.

Так, МВД курировало вопросы призрения. Первоначально призрением ведал Департамент полиции хозяйственной. В 1834 г. в нем создано специальное отделение, ведающее вопросами "о больницах, богадельнях, домах для умалишенных, об учебных и воспитательных заведениях, о заведениях исправительных, о рассмотрении планов и смет для постройки и починки их зданий". Во второй половине XIX в. действовал специализированный Департамент "общественного призрения". Однако при этом централизации подлежало лишь общее руководство деятельностью, собственность же Приказов общественного призрения и относительная автономия их хозяйства сохранялись.

Приказы вводились в вертикаль центрального управления и создавали собственные вертикали на исполнение в уездах и городах, развитию которых МВД с самого начала уделяло особое внимание.

На МВД возлагалась и обязанность сбора и анализа информации о положении дел внутри России, выработка обоснованных предложений для действий центрального правительства. Для этой деятельности в составе МВД была создана статистическая часть.

На МВД возлагалась и еще одна совершенно неожиданная задача: оно служило для представления интересов регионов России, мест в центре, инструментом аппаратного согласования противоречий, возникающих в ходе управления. Ведь МВД имело достоверную информацию о том, что творится на местах, а с другой стороны, будучи органом центрального правительства, могло избежать крайностей местного эгоизма.

В России идея подчинения законам была еще слишком нова, чтобы на ней можно было построить прочное гражданское управление: для него нужна длительная традиция работы представительных органов и суда. Мало создать представительные органы и суд, надо научить население пользоваться ими, а это работа не одного дня. Мало принять законы, надо научить население читать их и придерживаться их. Зато в России жива традиция подчинения личного, "по начальству". Значит, на время переходного периода исполнительная полицейская вертикаль МВД должна была взять на себя часть той работы, которая потом перейдет к органам представительной власти и судам.

Недоброжелатели называли Россию полицейским государством. Действительно, такой разветвленной и проникающей в каждую сферу жизни полиции не было ни в одной стране мира. Именно русская полиция - основной инструмент общения русской власти со своим народом. Но в том числе и благодаря этой полиции России удалось за 100 с небольшим лет пройти тот путь, на который странам Европы потребовалось 400-500 лет.

Весь XIX в. - век управления по образцам. Для того, чтобы провести самое поверхностное исследование состояния губерний, не хватало образованных людей, а эти немногие были сосредоточены в столицах. Сам министр внутренних дел, взяв с собой всех русских специалистов по статистике, выехал в одну из губерний. Созданный этой командой отчет был разослан по губерниям с предписанием действовать по этому образцу.

Ни в одном веке в России не разрабатывалось и не принималось такого количества методических пособий, инструкций, регулирующих самые неожиданные сферы деятельности, такого количества обязательных предписаний, подкрепляемых контролем полиции, - от социального призрения до порядка содержания улиц в городах. Но не стоит иронизировать над этой работой - бездна невежества основной массы русского управляющего слоя была слишком велика. Действия по образцу - единственный способ провести хотя бы минимум знаний в русскую глубинку, обеспечить хоть сколько-нибудь удовлетворительные принятия решения. Но это действие по образцам, дающее азы знаний, постепенно закрепляло эти знания, приучалол и к некоторой самостоятельной работе.

Параллельно с этим шло приучение к потребностям новой жизни и самого населения. Можно сколько угодно иронизировать над этим, справедливо указывать на примитивность и поверхность усвояемых таким образом навыков, но другого способа ускоренной модернизации нет. Кроме того, как говорит русская пословица, привычка - вторая натура, переставая сорить в публичных местах, человек приобретает пусть небольшие, но необходимые гражданские навыки.

Таким образом, XIX в. дает нам немало полезных уроков.

Первый из них - невозможно отрывать вопросы обеспечения безопасности от вопросов обеспечения благосостояния. Такая важнейшая деятельность, как обеспечение государственной безопасности России и ее территориальной целостности, тесно связаны с вопросами социальной и экономической жизни, призванными создать условия для гражданского мира в России.

Второй - невозможно добиться устойчивого развития России, сохраняя сложившийся за годы советской власти отраслевой подход к управлению страной. До сих пор в России вопросы безопасности и благосостояния разделены между разными ведомствами, и за каждое "направление" отвечает свое ведомство: за медицину - одно, за пенсионное обеспечение - другое, за детей - третье, за инвалидов - четвертое и т.д. Как говорил отечественный сатирик, один пуговицы пришивает, другой петли метает, а за качество никто не отвечает.

И третий - за годы советской власти были практически разрушены все этажи общественного устройства: местное самоуправление, общественные организации. Были ограничены в своей деятельности вопросами исключительно богослужебными Русская Православная Церковь и другие религиозные организации России, всякая социальная и благотворительная деятельность которых находилась под запретом. Только семья, несмотря на все попытки власти вмешиваться во внутрисемейные проблемы, уцелела в ходе этого тотального давления, и именно на помощь своих родственников и близких (то есть на их "полицейскую деятельность") в наибольшей степени рассчитывают сейчас наши сограждане.

Государство вовсе не обязано, да и не может брать на себя всю работу, направленную на создание условий безопасности и благосостояния граждан, однако оно должно создать условия для деятельности религиозных организаций, общественных союзов и местного самоуправления. Советская система подавила практически все самостоятельные силы нашего народа, и постсоветское государство не имеет права самоустраниться даже от несвойственной современному государству деятельности до тех пор, пока не восстановит условия для самостоятельной полицейской деятельности иных структур. Только после длительного переходного периода, связанного с восстановлением этих самостоятельных сил, оно получит право снять с себя эти функции.

Через этап, для которого характерна обширная полицейская деятельность государства, прошла не только России, но и многие государства континентальной Европы, в частности германские государства. Более того, черты современного административного, трудового, социального права нельзя понять, не зная об их происхождении из единого полицейского права. Несмотря на изменение целей и методов полицейской деятельности, на исчезновение из правовой практики ряда государств самих терминов "полиция", "полицейское право", "полицейская деятельность" в применении к полиции, хозяйственной, медицинской, строительной, жилищной и другим видам деятельности, и заменой их терминами "администрация", "административное право", "административная деятельность", в праве ФРГ, к примеру, сохраняются многие элементы, характерные для организации полиции в XVII-XIX вв. Так, в ряде земель (Баден-Вюртемберг и др.) сохраняется единая система организации полиции, при которой задачи защиты от опасности должны выполнять все государственные учреждения, и в этом смысле бургомистр рассматривается как главный полицейский города3.

Как пишет выдающийся русский мыслитель, публицист, философ Л.Тихомиров, "пределы действия государства и его компетенция не могут быть определены характером интересов, выделяемых в область его ведения. Интересы, отдаваемые под охрану государства, могут быть различны и действительно меняются. То, что, при одних социальных условиях, не касается государства, становится обязательным для него при других условиях, в другие исторические эпохи. Нет никаких интересов, о которых можно было бы сказать раз и навсегда; что они не касаются государства. Компетенция его указывается совершенно иным обстоятельством, а именно обязанностью служить личности и обществу, как силам самостоятельным, делать то, что личности и обществу нужно, как силам самобытным, а потому не делать ничего уничтожающего и задушающего самостоятельность личности и общества"4.

Подводя итог всему вышесказанному, остается дать только одну рекомендацию: для того, чтобы реформы в России были успешными, необходимо спустить их из заоблачных высот на грешную землю. Следует не навязывать готовые схемы, пусть самые прекрасные, а стремиться создать условия для роста и созревания тех процессов, которые вызревают в обществе. Именно в отрыве от реальности, от "почвы", и заключается главная причина тех проблем, которые испытывает в настоящее время страна.

Без учета и правильного понимания всех этих проблем, без создания структур, способных к их решению, невозможно полноценное обеспечение безопасности и благосостояния России.

А.В.Чуев. Заместитель Председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы РФ

А.И.Жуков. Учредитель Фонда муниципальных исследований им. Т.М.Говоренковой и А.М.Якшина, член Клуба муниципальных деятелей

Д.А.Савин. Соучредитель Фонда муниципальных исследований им. Т.М.Говоренковой и А.М.Якшина

Примечания

1. Андреевский И.Е. Полицейское право. СПб, 1874-1876. Т. 1-2.

2. Варадинов Н.В. История Министерства внутренних дел. СПб, 1852-1862. Ч. 1-3.

3. Жалинский А., Рерихт А. Введение в немецкое право. М., 2001. С. 257.

4. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М., 1998. С. 400.