Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3 (12) Октябрь 2004г

Гражданское общество: проблемы идеологического и информационного противодействия терроризму

Журавель В.П., ответственный секретарь журнала "Право и безопасность"

Терроризм принадлежит к числу наиболее опасных и трудно прогнозируемых явлений современного мира. За последние годы стала более четко проявляться его идеология.

В этих условиях крайне важна консолидация мирового сообщества против терроризма. Необходимо лишить террористические движения и организации идеологических основ, внутренней и внешней поддержки, сократить их социальную базу, выявить и подавить центры идеологического обеспечения и поддержки террористов, добиться общественной изоляции и осуждения террористических групп, направляя усилия на расслоение террористической среды.

Решение этой чрезвычайно сложной и ответственной задачи достигается путем проведения политических, экономических, социальных, военно-технических, идеологических, информационных и других мероприятий. Идеологическому и информационному противодействию терроризму принадлежит особое место. Основным носителем их форм и методов является гражданское общество.

Во-первых, в существующих международных и региональных нормативных документах по проблеме борьбы с международным терроризмом, на наш взгляд, недостаточное внимание уделяется противодействию самой идеологии терроризма. Россия до сих пор не ратифицировала часть документов, окончательно не выработала совместно со странами СНГ, странами восьмерки подходы и механизмы согласованных действий, направленных против идеологии терроризма и иных проявлений экстремизма.

Во-вторых, анализ современного российского законодательства о средствах массовой информации (СМИ) показывает, что в нем четко не определены обязанности СМИ по содействию борьбе с терроризмом, перечень мер профилактики терроризма с использованием СМИ, а также ответственность СМИ за пособничество, оправдание и распространение идей терроризма среди населения.

В-третьих, научная разработка идеологических, информационных основ противодействия терроризму недостаточна по количеству и качеству публикаций и материалов. Она не учитывает последствия процессов, происходящих в мире в последнее время (речь идет о терактах в США в сентябре 2001 г. и серии терактов в России).

Особенности современного терроризма

В связи с важностью и актуальностью рассмотрения и изучения вышеуказанной проблемы необходимо глубокое уяснение мировой общественностью нового облика терроризма, проявившего себя в последние 2-3 года.

1. Особенностями современных терактов, формирующих облик терроризма сегодняшнего дня, являются:

  • крупномасштабность и массовые человеческие жертвы;
  • отсутствие конкретных требований террористов;
  • международный характер;
  • отсутствие более или менее ясной и доказанной информации, свидетельств об исполнителях и заказчиках терактов;
  • мощное информационно-психологическое давление на людей (длительная и повторяющаяся трансляция происходящего по всем телевизионным каналам).

2. Случившееся обусловлено рядом объективных факторов:

  • углубляющийся процесс глобализации, который породил новые угрозы человечеству;
  • резкая дифференциация государств - на очень богатые и очень бедные (жители последних в силу исторического развития в большинстве своем исповедуют ислам);
  • обострение на этой основе противоречий между различными системами ценностей (западных цивилизаций и "исламского мира");
  • нестабильность, вооруженные конфликты, рост незаконной миграции в ряде регионов мира;
  • сложность общественно-политической и оперативной обстановки на территории Северо-Кавказского региона РФ;
  • возрастание роли СМИ и интернета в манипулировании общественным сознанием (страх, паника и т. д.).

3. Среди основных субъективных факторов, влияющих на облик и характер современного терроризма, рядом аналитиков называются:

  • протест бедных стран против процесса глобализации - уровень образования и развитии населения этих государств не позволяет им овладеть новыми информационными технологиями, плодами которых они могли бы воспользоваться для своего развития;
  • активизация транснациональной преступности и международных террористических организаций с исламской радикальной направленностью;
  • изменение подходов к мощи и безопасности государства. В США в сентябре 2001 г. произошел провал в деятельности внешней разведки, сил внутренней безопасности, в том числе защите авиалиний. А ведь США - это сверхдержава (на ее долю приходится 40% всех мировых военных расходов, пятая часть мирового ВВП). На борьбу с терроризмом США тратят 1 млрд долл в месяц. Сентябрьские теракты для американцев стали национальной трагедией, мощнейшим психологическим потрясением.

4. Важное место в уяснении облика террористических актов в США и России принадлежит не только уяснению фактов, кто был исполнителем и заказчиком этих терактов, но и почему это произошло.

В настоящее время независимая комиссия по расследованию обстоятельств теракта 11 сентября 2001 г. под руководством Томаса Кина, работавшая 20 месяцев, завершила работу. Ее основной вывод состоит в том, что никто даже не мог представить, что такое может случиться. В этом, по мнению комиссии, главный просчет правительства и разведслужб. Комиссия насчитала до 10 серьезных упущенных возможностей остановить террористов. Среди них - слабое взаимодействие ФБР и ЦРУ, игнорирование данных о подозрительных личностях, проходивших летную подготовку в США. Указывается на действие политики чистых паспортов, когда не ставились штампы в паспорта о пребывании боевиков в Иране, а через их территорию они попадали в тренировочные лагеря "Аль-Каиды" на афганской территории. Комиссией не установлена связь властей Ирана и Саудовской Аравии с террористами, но ею не исключается факт того, что саудовцы могли финансировать ряд неправительственных организаций, которые в свою очередь оказывали финансовую поддержку террористам. Разрешалось во время авиаперелетов провозить в ручной клади ножи, лезвия, если их длина не превышала 10 см, но ведь в любом случае в воздухе ими можно было воспользоваться как холодным оружием. Поднятым в воздух по тревоге пилотам истребителя F-16 не была доведена информация о происходящем, и они решили, что "угроза исходит от русских". Спецслужбы не верили информации, что на США со стороны "Аль-Каиды" готовится массовое нападение.

В настоящее время идет активное обсуждение причин, хода и последствий террористического акта в Беслане. Аналитиками в СМИ высказываются самые разные, порой прямо противоположные суждения, уроки и выводы из случившегося.

Среди обилия оценок выделяются взгляды профессора МГУ, эксперта в сфере безопасности А.П.Судоплатова1 - он указывает на уроки трагедии в Беслане. Случившееся стало возможным потому, что мы не смогли закрепить и перевести в фазу перелома успехи, достигнутые в ходе контртеррористической операции. Автор отмечает неорганизованность и отсутствие четкого плана действий спецслужб, схемы взаимодействия правоохранительных органов в чрезвычайной ситуации, слабую координирующую роль министерства обороны (в лице 58-й армии) в отношении всех силовых ведомств государства. Территориальными органами целенаправленно и непрерывно не изучались городские объекты на предмет их диверсионной уязвимости. А.П.Судоплатов предлагает вспомнить опыт ликвидации бандитизма в послевоенные годы на Западной Украине и в Прибалтике, отменить мораторий на смертную казнь. В заключении он указывает на необходимость концентрации всех политических, экономических и социальных ресурсов для ликвидации инфраструктуры терроризма, усиления сотрудничества с зарубежными спецслужбами в рамках противодействия терроризму. Не со всем можно согласиться с автором, но в основном он прав.

Новые подходы к противодействию терроризм после трагедии в Беслане а четко и аргументированно изложил Президент России В.В.Путин. Они становятся основой программы деятельности органов исполнительной и законодательной власти, спецслужб и правоохранительных органов.

В.В.Путин много внимания уделил роли гражданского общества в противодействии терроризму. В выступлении на расширенном заседании Правительства с участием глав субъектов РФ 13 сентября 2004 г. он указал, что "борьба с терроризмом должна стать в полном смысле общенациональным делом, и поэтому так важно участие в ней всех институтов политической системы, всего российского общества. В эти трагические дни все мы увидели мужество и решимость нашего народа противостоять террору. Люди показали не только свою сплоченность, но и абсолютное понимание сложившейся ситуации, показали высокий уровень гражданской и личной ответственности". Далее он отметил, что "если мы рассчитываем на помощь общества в борьбе с террористами, то люди должны быть уверены, что их мнение должно быть услышано".

В своем выступлении Президент РФ высказался за необходимость создания системы гражданского контроля за работой госаппарата, включая правоохранительные органы и спецслужбы. Обращаясь к представителям силового блока Правительства, он обязал их наладить контакт с гражданами, теснее взаимодействовать с ними, внимательно и оперативно реагировать на каждое их обращение, на каждую обеспокоенность, помогать им учиться адекватному поведению в экстремальных ситуациях. В своем выступлении он предложил поддержать инициативу граждан по организации добровольных структур в сфере охраны общественного порядка, которые способны не только реально помочь в сборе информации и в выявлении сигналов от населения в связи с возможной подготовкой преступления, но и стать реальным фактором борьбы с преступностью и терроризмом. Сейчас нужна помощь общественных организаций в разъяснительной работе о том, как вести себя при угрозе терактов и как содействовать их предотвращению. При координации с органами местного самоуправления еще предстоит наладить систему такого взаимодействия с людьми по месту жительства, на предприятиях, в школах, в вузах, которое было бы адекватно сегодняшней ситуации.

5. Понимание терроризма XXI в. невозможно без определения стратегии и тактики борьбы с ним.

Как мы видим, в борьбе с терроризмом одни лишь военные удары, не подкрепленные другими действиями, ничего не решают и даже могут привести к другим, более опасным последствиям. Мало уничтожать конкретных террористов и их организации, необходимо ликвидировать их питательную среду.

В деятельности спецслужб необходимо поэтапное объединение усилий в борьбе с терроризмом. Это обмен информацией, создание единых банков данных по антитеррористической деятельности, формирование совместных антитеррористических методик, создание условий по формированию соответствующих организационных структур по предупреждению и борьбе с терроризмом и т.д. На это в своих выступлениях неоднократно указывали депутаты Государственной Думы РФ А.С.Куликов, Н.Д.Ковалев, В.А.Васильев, В.И.Илюхин, М.И.Гришанков, А.Г.Баскаев и др.

Деятельность гражданского общества по идеологическому и информационному противодействию терроризму

В последнее время в стратегии и тактике борьбы с терроризмом делаются акценты на значительное усиление роли гражданского общества. Здесь важно наращивать эти усилия, в полном объеме использовать его реальные и потенциальные возможности. Но при этом надо учитывать, что оно одновременно является источником терроризма, объектом и главной силой противодействия терроризму. В этих условиях духовная, идеологическая основа гражданского общества возрастает. И от того, куда она будет направлена, во многом будет зависеть эффективность борьбы с терроризмом, нейтральное к нему отношение или прямая его поддержка. Именно гражданскому обществу, его институтам принадлежит ведущая роль в консолидации всех здоровых сил планеты в создании единого фронта антитеррористических сил.

Гражданское общество имеет возможность предлагать новые концептуальные подходы, модели и элементы национальной и международной стратегий борьбы с терроризмом. В настоящее время, как показывает практика, оно готово инициировать руководителям государств, спецслужб и правоохранительных органов предложения по выработке адекватных и универсальных мер реагирования на терроризм. Институты гражданского общества, организуя и проводя международные конгрессы, симпозиумы, конференции, семинары, круглые столы, имеют возможность вырабатывать и предлагать правительствам различных стран практические рекомендации, направленные на формирование и усиление мирового сообщества в борьбе с международным терроризмом. В связи с этим возрастает авторитет и значение Всемирного антикриминального и антитеррористического форума (председатель - депутат Государственной Думы РФ, генерал армии А.Куликов).

Каковы в связи с этим некоторые направления деятельности гражданского общества по идеологическому и информационному противодействию терроризму?

1. Нужна эффективная система просвещения граждан по вопросам опасности, масштабов терроризма и его идеологии. Идеология терроризма - это тот стержень, который не только сплачивает людей в организацию единомышленников, но и оправдывает террористическую деятельность путем создания и культивирования в террористической организации некоей "идеологической суррогатной солянки", в которой подменяются признанные в обществе ценностные ориентации, понятия справедливости и чести.

Чертами террористической идеологии являются:

  • безапелляционность;
  • повышенная агрессивность;
  • жесткое деление людей на "своих" и "чужих", "плохих" и "хороших";
  • представление действительности в черно-белых красках.

Основой террористической идеологии выступают национализм, клерикализм, сепаратизм, экстремизм, религиозный фанатизм.

Профилактика и нейтрализация идеологии терроризма нуждаются в повышении моральной планки относительно того, что допустимо в обществе, а что нет, когда речь заходит об этнической или религиозной принадлежности граждан.

Террористическая идеология и практика должны осуждаться, следует укреплять в сознании людей понимание того, что его потенциальными жертвами будут не отдельные индивиды и группы, а большинство граждан. Без одобряющего, поддерживающего отношения к террористам их социального окружения, населения, отдельных его групп, как подчеркивает ряд аналитиков, попросту немыслим ни националистический, ни религиозный терроризм.

2. Необходима выработка единой технологии в освещении проблем противодействия террористическим угрозам в СМИ, тщательная регламентация порядка освещения в СМИ ситуаций, связанных с актами терроризма. Нужен законодательный запрет пропаганды экстремистской и террористической идеологии в СМИ. На экранах телевизоров и в печати не должны выступать теоретики, практики, активисты и пособники терроризма, более того, сообщения на эту тему с учетом социальной опасности этого явления должны быть строго дозированными, целенаправленными и контролируемыми, не должно быть никакой детализации терактов.

Информационное пространство перенасыщено, оно давит на психику, люди не могут избавиться от страха, действующего на руку террористам. Выполняя общественную функцию, СМИ не только передают информацию, но и сами создают ее. Поэтому они должны нести ответственность не только перед собой, но и перед обществом.

При освещении террористических актов СМИ должны стремиться публично морально поддерживать жертв террора, действия властей и правоохранительных органов по пресечению террористических актов, а также осуждать действия террористов. Достичь этого при корпоративных интересах СМИ не всегда просто.

Как показывает практика, нужен этический кодекс журналиста, который будет определять нормы, порядок и регламент его действий при освещениив СМИ терактов и их последствий.

3. Развитие правового самосознания является одним из ключевых направлений в системе противодействия терроризму. О важности правовой пропаганды в решении задач борьбы с терроризмом свидетельствует такой пример. В Италии введение в Уголовный кодекс положения об условиях освобождения от уголовной ответственности позволило нанести ряд серьезных ударов по террористическим организациям этой страны. Введение аналогичных условий в новый Уголовный кодекс РФ (ст. 205 "Терроризм", ст. 206 "Захват заложника", ст. 126 "Похищение человека", ст. 208 "Организация незаконного вооруженного формирования или участия в нем") практически осталось без особого внимания общественности и СМИ. Это сказалось на результативности борьбы с терроризмом. В государстве нет структур, ответственных за эффективное доведение до сведения всех граждан России этих важнейших правовых норм.

В нашей стране, странах СНГ население также мало знакомо с законом "О борьбе с терроризмом". Пострадавшие в результате взрывов, захвата заложников, терактов не знают о своих правах. Исполнительная власть порой преподносит возмещение ущерба как некий акт благотворительности, между тем это - норма, заложенная в законе.

4. Эффективное идеологическое, информационное противодействие терроризму на государственном и межгосударственном уровнях возможно только в том случае, если к этому присоединятся не только все слои населения, но и общественные организации и движения антитеррористической направленности.

Именно в этих организациях на уровне общественного обыденного сознания вырабатывается понимание терроризма с точки зрения человека, безопасности его самого и его семьи, родных и близких ему людей. Это обусловлено тем, что терроризм отражает культ насилия и способствует его развитию, давая ему преимущества перед социальными, политическими и правовыми методами разрешения конфликтов в обществе; формирует и усиливает в обществе чувство страха и, как всякое иное действие, направленное на причинение смерти, обесценивает человеческую жизнь; он способен привести и, как показывает жизнь, реально приводит к свертыванию государственных гарантий и свобод личности, поскольку может вызывать со стороны государства контрмеры, которые не всегда согласуются с нормами правового демократического государства.

5. Борьба с терроризмом (особенно после такого теракта, который произошел в Беслане) требует массированной атаки на его идеологию, причины и условия, его порождающие. Здесь важно не останавливаться и быть последовательным. Необходимо безотлагательно принимать конкретные и практические меры против террористов и их пособников. При этом надо опираться на гражданское общество, на его единство, найти золотую середину между обеспечением безопасности людей и соблюдением их конституционных прав.

Наступило время в законодательном плане решить проблему парламентского расследования террористических актов. Это только повысит авторитет власти. Нужен также закон "Об обращениях граждан". У нас порой получается так, что все всё знали, но не верили, не проверяли информацию, решений не принимали, а когда случалось предполагаемое, разводили руками и начинался поиск крайних. А страдает, гибнет от всего этого мирное население. Здесь нужны механизмы контроля по каждому обращению граждан.

В настоящее время в Государственной Думе РФ обсуждается целый пакет законов о борьбе с терроризмом. Главное, чтобы это не было кампанией, важно при подготовке и принятии других законодательных актов по возможности учитывать их антитеррористическую направленность. Это в равной степени должно соблюдаться и представителями исполнительной власти при проведении политических, спортивных, культурно-развлекательных и других мероприятий.

Уяснение современного облика терроризма является основой построения системы борьбы с ним.

Идеологическое и информационное противодействие терроризму со стороны гражданского общества - важный фактор ослабления и расслоения террористической среды.

Журавель Валерий Петрович. Эксперт Комитета по безопасности Государственной Думы РФ, ответственный секретарь журнала "Право и безопасность", кандидат педагогических наук, полковник.

Примечания

1. Судоплатов А.П. Школа в Беслане: жесткие уроки // Независимое военное обозрение. 2004. № 34.

Гражданское общество: проблемы идеологического и информационного противодействия терроризму | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3 (12) Октябрь 2004г

Гражданское общество: проблемы идеологического и информационного противодействия терроризму

Журавель В.П., ответственный секретарь журнала "Право и безопасность"

Терроризм принадлежит к числу наиболее опасных и трудно прогнозируемых явлений современного мира. За последние годы стала более четко проявляться его идеология.

В этих условиях крайне важна консолидация мирового сообщества против терроризма. Необходимо лишить террористические движения и организации идеологических основ, внутренней и внешней поддержки, сократить их социальную базу, выявить и подавить центры идеологического обеспечения и поддержки террористов, добиться общественной изоляции и осуждения террористических групп, направляя усилия на расслоение террористической среды.

Решение этой чрезвычайно сложной и ответственной задачи достигается путем проведения политических, экономических, социальных, военно-технических, идеологических, информационных и других мероприятий. Идеологическому и информационному противодействию терроризму принадлежит особое место. Основным носителем их форм и методов является гражданское общество.

Во-первых, в существующих международных и региональных нормативных документах по проблеме борьбы с международным терроризмом, на наш взгляд, недостаточное внимание уделяется противодействию самой идеологии терроризма. Россия до сих пор не ратифицировала часть документов, окончательно не выработала совместно со странами СНГ, странами восьмерки подходы и механизмы согласованных действий, направленных против идеологии терроризма и иных проявлений экстремизма.

Во-вторых, анализ современного российского законодательства о средствах массовой информации (СМИ) показывает, что в нем четко не определены обязанности СМИ по содействию борьбе с терроризмом, перечень мер профилактики терроризма с использованием СМИ, а также ответственность СМИ за пособничество, оправдание и распространение идей терроризма среди населения.

В-третьих, научная разработка идеологических, информационных основ противодействия терроризму недостаточна по количеству и качеству публикаций и материалов. Она не учитывает последствия процессов, происходящих в мире в последнее время (речь идет о терактах в США в сентябре 2001 г. и серии терактов в России).

Особенности современного терроризма

В связи с важностью и актуальностью рассмотрения и изучения вышеуказанной проблемы необходимо глубокое уяснение мировой общественностью нового облика терроризма, проявившего себя в последние 2-3 года.

1. Особенностями современных терактов, формирующих облик терроризма сегодняшнего дня, являются:

  • крупномасштабность и массовые человеческие жертвы;
  • отсутствие конкретных требований террористов;
  • международный характер;
  • отсутствие более или менее ясной и доказанной информации, свидетельств об исполнителях и заказчиках терактов;
  • мощное информационно-психологическое давление на людей (длительная и повторяющаяся трансляция происходящего по всем телевизионным каналам).

2. Случившееся обусловлено рядом объективных факторов:

  • углубляющийся процесс глобализации, который породил новые угрозы человечеству;
  • резкая дифференциация государств - на очень богатые и очень бедные (жители последних в силу исторического развития в большинстве своем исповедуют ислам);
  • обострение на этой основе противоречий между различными системами ценностей (западных цивилизаций и "исламского мира");
  • нестабильность, вооруженные конфликты, рост незаконной миграции в ряде регионов мира;
  • сложность общественно-политической и оперативной обстановки на территории Северо-Кавказского региона РФ;
  • возрастание роли СМИ и интернета в манипулировании общественным сознанием (страх, паника и т. д.).

3. Среди основных субъективных факторов, влияющих на облик и характер современного терроризма, рядом аналитиков называются:

  • протест бедных стран против процесса глобализации - уровень образования и развитии населения этих государств не позволяет им овладеть новыми информационными технологиями, плодами которых они могли бы воспользоваться для своего развития;
  • активизация транснациональной преступности и международных террористических организаций с исламской радикальной направленностью;
  • изменение подходов к мощи и безопасности государства. В США в сентябре 2001 г. произошел провал в деятельности внешней разведки, сил внутренней безопасности, в том числе защите авиалиний. А ведь США - это сверхдержава (на ее долю приходится 40% всех мировых военных расходов, пятая часть мирового ВВП). На борьбу с терроризмом США тратят 1 млрд долл в месяц. Сентябрьские теракты для американцев стали национальной трагедией, мощнейшим психологическим потрясением.

4. Важное место в уяснении облика террористических актов в США и России принадлежит не только уяснению фактов, кто был исполнителем и заказчиком этих терактов, но и почему это произошло.

В настоящее время независимая комиссия по расследованию обстоятельств теракта 11 сентября 2001 г. под руководством Томаса Кина, работавшая 20 месяцев, завершила работу. Ее основной вывод состоит в том, что никто даже не мог представить, что такое может случиться. В этом, по мнению комиссии, главный просчет правительства и разведслужб. Комиссия насчитала до 10 серьезных упущенных возможностей остановить террористов. Среди них - слабое взаимодействие ФБР и ЦРУ, игнорирование данных о подозрительных личностях, проходивших летную подготовку в США. Указывается на действие политики чистых паспортов, когда не ставились штампы в паспорта о пребывании боевиков в Иране, а через их территорию они попадали в тренировочные лагеря "Аль-Каиды" на афганской территории. Комиссией не установлена связь властей Ирана и Саудовской Аравии с террористами, но ею не исключается факт того, что саудовцы могли финансировать ряд неправительственных организаций, которые в свою очередь оказывали финансовую поддержку террористам. Разрешалось во время авиаперелетов провозить в ручной клади ножи, лезвия, если их длина не превышала 10 см, но ведь в любом случае в воздухе ими можно было воспользоваться как холодным оружием. Поднятым в воздух по тревоге пилотам истребителя F-16 не была доведена информация о происходящем, и они решили, что "угроза исходит от русских". Спецслужбы не верили информации, что на США со стороны "Аль-Каиды" готовится массовое нападение.

В настоящее время идет активное обсуждение причин, хода и последствий террористического акта в Беслане. Аналитиками в СМИ высказываются самые разные, порой прямо противоположные суждения, уроки и выводы из случившегося.

Среди обилия оценок выделяются взгляды профессора МГУ, эксперта в сфере безопасности А.П.Судоплатова1 - он указывает на уроки трагедии в Беслане. Случившееся стало возможным потому, что мы не смогли закрепить и перевести в фазу перелома успехи, достигнутые в ходе контртеррористической операции. Автор отмечает неорганизованность и отсутствие четкого плана действий спецслужб, схемы взаимодействия правоохранительных органов в чрезвычайной ситуации, слабую координирующую роль министерства обороны (в лице 58-й армии) в отношении всех силовых ведомств государства. Территориальными органами целенаправленно и непрерывно не изучались городские объекты на предмет их диверсионной уязвимости. А.П.Судоплатов предлагает вспомнить опыт ликвидации бандитизма в послевоенные годы на Западной Украине и в Прибалтике, отменить мораторий на смертную казнь. В заключении он указывает на необходимость концентрации всех политических, экономических и социальных ресурсов для ликвидации инфраструктуры терроризма, усиления сотрудничества с зарубежными спецслужбами в рамках противодействия терроризму. Не со всем можно согласиться с автором, но в основном он прав.

Новые подходы к противодействию терроризм после трагедии в Беслане а четко и аргументированно изложил Президент России В.В.Путин. Они становятся основой программы деятельности органов исполнительной и законодательной власти, спецслужб и правоохранительных органов.

В.В.Путин много внимания уделил роли гражданского общества в противодействии терроризму. В выступлении на расширенном заседании Правительства с участием глав субъектов РФ 13 сентября 2004 г. он указал, что "борьба с терроризмом должна стать в полном смысле общенациональным делом, и поэтому так важно участие в ней всех институтов политической системы, всего российского общества. В эти трагические дни все мы увидели мужество и решимость нашего народа противостоять террору. Люди показали не только свою сплоченность, но и абсолютное понимание сложившейся ситуации, показали высокий уровень гражданской и личной ответственности". Далее он отметил, что "если мы рассчитываем на помощь общества в борьбе с террористами, то люди должны быть уверены, что их мнение должно быть услышано".

В своем выступлении Президент РФ высказался за необходимость создания системы гражданского контроля за работой госаппарата, включая правоохранительные органы и спецслужбы. Обращаясь к представителям силового блока Правительства, он обязал их наладить контакт с гражданами, теснее взаимодействовать с ними, внимательно и оперативно реагировать на каждое их обращение, на каждую обеспокоенность, помогать им учиться адекватному поведению в экстремальных ситуациях. В своем выступлении он предложил поддержать инициативу граждан по организации добровольных структур в сфере охраны общественного порядка, которые способны не только реально помочь в сборе информации и в выявлении сигналов от населения в связи с возможной подготовкой преступления, но и стать реальным фактором борьбы с преступностью и терроризмом. Сейчас нужна помощь общественных организаций в разъяснительной работе о том, как вести себя при угрозе терактов и как содействовать их предотвращению. При координации с органами местного самоуправления еще предстоит наладить систему такого взаимодействия с людьми по месту жительства, на предприятиях, в школах, в вузах, которое было бы адекватно сегодняшней ситуации.

5. Понимание терроризма XXI в. невозможно без определения стратегии и тактики борьбы с ним.

Как мы видим, в борьбе с терроризмом одни лишь военные удары, не подкрепленные другими действиями, ничего не решают и даже могут привести к другим, более опасным последствиям. Мало уничтожать конкретных террористов и их организации, необходимо ликвидировать их питательную среду.

В деятельности спецслужб необходимо поэтапное объединение усилий в борьбе с терроризмом. Это обмен информацией, создание единых банков данных по антитеррористической деятельности, формирование совместных антитеррористических методик, создание условий по формированию соответствующих организационных структур по предупреждению и борьбе с терроризмом и т.д. На это в своих выступлениях неоднократно указывали депутаты Государственной Думы РФ А.С.Куликов, Н.Д.Ковалев, В.А.Васильев, В.И.Илюхин, М.И.Гришанков, А.Г.Баскаев и др.

Деятельность гражданского общества по идеологическому и информационному противодействию терроризму

В последнее время в стратегии и тактике борьбы с терроризмом делаются акценты на значительное усиление роли гражданского общества. Здесь важно наращивать эти усилия, в полном объеме использовать его реальные и потенциальные возможности. Но при этом надо учитывать, что оно одновременно является источником терроризма, объектом и главной силой противодействия терроризму. В этих условиях духовная, идеологическая основа гражданского общества возрастает. И от того, куда она будет направлена, во многом будет зависеть эффективность борьбы с терроризмом, нейтральное к нему отношение или прямая его поддержка. Именно гражданскому обществу, его институтам принадлежит ведущая роль в консолидации всех здоровых сил планеты в создании единого фронта антитеррористических сил.

Гражданское общество имеет возможность предлагать новые концептуальные подходы, модели и элементы национальной и международной стратегий борьбы с терроризмом. В настоящее время, как показывает практика, оно готово инициировать руководителям государств, спецслужб и правоохранительных органов предложения по выработке адекватных и универсальных мер реагирования на терроризм. Институты гражданского общества, организуя и проводя международные конгрессы, симпозиумы, конференции, семинары, круглые столы, имеют возможность вырабатывать и предлагать правительствам различных стран практические рекомендации, направленные на формирование и усиление мирового сообщества в борьбе с международным терроризмом. В связи с этим возрастает авторитет и значение Всемирного антикриминального и антитеррористического форума (председатель - депутат Государственной Думы РФ, генерал армии А.Куликов).

Каковы в связи с этим некоторые направления деятельности гражданского общества по идеологическому и информационному противодействию терроризму?

1. Нужна эффективная система просвещения граждан по вопросам опасности, масштабов терроризма и его идеологии. Идеология терроризма - это тот стержень, который не только сплачивает людей в организацию единомышленников, но и оправдывает террористическую деятельность путем создания и культивирования в террористической организации некоей "идеологической суррогатной солянки", в которой подменяются признанные в обществе ценностные ориентации, понятия справедливости и чести.

Чертами террористической идеологии являются:

  • безапелляционность;
  • повышенная агрессивность;
  • жесткое деление людей на "своих" и "чужих", "плохих" и "хороших";
  • представление действительности в черно-белых красках.

Основой террористической идеологии выступают национализм, клерикализм, сепаратизм, экстремизм, религиозный фанатизм.

Профилактика и нейтрализация идеологии терроризма нуждаются в повышении моральной планки относительно того, что допустимо в обществе, а что нет, когда речь заходит об этнической или религиозной принадлежности граждан.

Террористическая идеология и практика должны осуждаться, следует укреплять в сознании людей понимание того, что его потенциальными жертвами будут не отдельные индивиды и группы, а большинство граждан. Без одобряющего, поддерживающего отношения к террористам их социального окружения, населения, отдельных его групп, как подчеркивает ряд аналитиков, попросту немыслим ни националистический, ни религиозный терроризм.

2. Необходима выработка единой технологии в освещении проблем противодействия террористическим угрозам в СМИ, тщательная регламентация порядка освещения в СМИ ситуаций, связанных с актами терроризма. Нужен законодательный запрет пропаганды экстремистской и террористической идеологии в СМИ. На экранах телевизоров и в печати не должны выступать теоретики, практики, активисты и пособники терроризма, более того, сообщения на эту тему с учетом социальной опасности этого явления должны быть строго дозированными, целенаправленными и контролируемыми, не должно быть никакой детализации терактов.

Информационное пространство перенасыщено, оно давит на психику, люди не могут избавиться от страха, действующего на руку террористам. Выполняя общественную функцию, СМИ не только передают информацию, но и сами создают ее. Поэтому они должны нести ответственность не только перед собой, но и перед обществом.

При освещении террористических актов СМИ должны стремиться публично морально поддерживать жертв террора, действия властей и правоохранительных органов по пресечению террористических актов, а также осуждать действия террористов. Достичь этого при корпоративных интересах СМИ не всегда просто.

Как показывает практика, нужен этический кодекс журналиста, который будет определять нормы, порядок и регламент его действий при освещениив СМИ терактов и их последствий.

3. Развитие правового самосознания является одним из ключевых направлений в системе противодействия терроризму. О важности правовой пропаганды в решении задач борьбы с терроризмом свидетельствует такой пример. В Италии введение в Уголовный кодекс положения об условиях освобождения от уголовной ответственности позволило нанести ряд серьезных ударов по террористическим организациям этой страны. Введение аналогичных условий в новый Уголовный кодекс РФ (ст. 205 "Терроризм", ст. 206 "Захват заложника", ст. 126 "Похищение человека", ст. 208 "Организация незаконного вооруженного формирования или участия в нем") практически осталось без особого внимания общественности и СМИ. Это сказалось на результативности борьбы с терроризмом. В государстве нет структур, ответственных за эффективное доведение до сведения всех граждан России этих важнейших правовых норм.

В нашей стране, странах СНГ население также мало знакомо с законом "О борьбе с терроризмом". Пострадавшие в результате взрывов, захвата заложников, терактов не знают о своих правах. Исполнительная власть порой преподносит возмещение ущерба как некий акт благотворительности, между тем это - норма, заложенная в законе.

4. Эффективное идеологическое, информационное противодействие терроризму на государственном и межгосударственном уровнях возможно только в том случае, если к этому присоединятся не только все слои населения, но и общественные организации и движения антитеррористической направленности.

Именно в этих организациях на уровне общественного обыденного сознания вырабатывается понимание терроризма с точки зрения человека, безопасности его самого и его семьи, родных и близких ему людей. Это обусловлено тем, что терроризм отражает культ насилия и способствует его развитию, давая ему преимущества перед социальными, политическими и правовыми методами разрешения конфликтов в обществе; формирует и усиливает в обществе чувство страха и, как всякое иное действие, направленное на причинение смерти, обесценивает человеческую жизнь; он способен привести и, как показывает жизнь, реально приводит к свертыванию государственных гарантий и свобод личности, поскольку может вызывать со стороны государства контрмеры, которые не всегда согласуются с нормами правового демократического государства.

5. Борьба с терроризмом (особенно после такого теракта, который произошел в Беслане) требует массированной атаки на его идеологию, причины и условия, его порождающие. Здесь важно не останавливаться и быть последовательным. Необходимо безотлагательно принимать конкретные и практические меры против террористов и их пособников. При этом надо опираться на гражданское общество, на его единство, найти золотую середину между обеспечением безопасности людей и соблюдением их конституционных прав.

Наступило время в законодательном плане решить проблему парламентского расследования террористических актов. Это только повысит авторитет власти. Нужен также закон "Об обращениях граждан". У нас порой получается так, что все всё знали, но не верили, не проверяли информацию, решений не принимали, а когда случалось предполагаемое, разводили руками и начинался поиск крайних. А страдает, гибнет от всего этого мирное население. Здесь нужны механизмы контроля по каждому обращению граждан.

В настоящее время в Государственной Думе РФ обсуждается целый пакет законов о борьбе с терроризмом. Главное, чтобы это не было кампанией, важно при подготовке и принятии других законодательных актов по возможности учитывать их антитеррористическую направленность. Это в равной степени должно соблюдаться и представителями исполнительной власти при проведении политических, спортивных, культурно-развлекательных и других мероприятий.

Уяснение современного облика терроризма является основой построения системы борьбы с ним.

Идеологическое и информационное противодействие терроризму со стороны гражданского общества - важный фактор ослабления и расслоения террористической среды.

Журавель Валерий Петрович. Эксперт Комитета по безопасности Государственной Думы РФ, ответственный секретарь журнала "Право и безопасность", кандидат педагогических наук, полковник.

Примечания

1. Судоплатов А.П. Школа в Беслане: жесткие уроки // Независимое военное обозрение. 2004. № 34.