написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Право и инвестиции"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3 (12) Октябрь 2004г

Терроризм: мобилизация власти и общества

Гаджиев Г.Д., ответственный секретарь Комиссии Государственного совета Дагестана по противодействию политическому и религиозному экстремизму, Эмиров Э.Д, заведующий информационно-аналитическим отделом Аппарата Народного Собрания Республики Дагестан

Из всех внутренних и внешних угроз государствам в настоящее время терроризм становится наиболее опасным. По существу, России объявлена война международными террористами.

В этих условиях необходима государственная мобилизация для противодействия терроризму, разработка эффективных мер противодействия путем изучения и осмысления причин и условий, способствующих этим деяниям.

По Конституции России, государство обязано обеспечить правопорядок и общественную безопасность (ч. 1 п. "б" ст. 72 Конституции РФ), что осуществляется органами государственной власти. К сожалению, реализация этой конституционной обязанности проходит с огромными трудностями и тяжкими последствиями для личности, общества и государства.

Президент России В.В.Путин подчеркнул, что борьба с терроризмом должна стать общенациональным делом. Необходимо обеспечить единство страны, укрепление государственных структур и доверие к власти, создавая эффективную систему внутренней безопасности1.

Как отмечалось в последнем Послании Председателя Госсовета Республики Дагестан М.Магомедова, "Дагестан остается объектом пристального интереса со стороны экстремистских сил, которые все еще не отказались от попыток внести раскол в дагестанское общество, республика остается подверженной опасности совершения террористических и диверсионных актов"2.

Цель подобных действий очевидна - взорвать ситуацию на Кавказе, разжечь межконфессиональную вражду и отсечь его от России, создав исламский халифат от Каспийского до Черного моря.

Эти обстоятельства и последние события в Магасе, Беслане еще раз актуализируют выявление внутренних и внешних причин проявлений терроризма и осуществление мер по его предупреждению на различных уровнях.

В международном сообществе не выработано общего и единого понятия терроризма. Уголовно-правовое понятие терроризма включает в себя совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступление иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях (ст. 205 УК РФ).

Расцвет криминального терроризма произошел в начале 90-х гг. в связи с переделом бывшей социалистической собственности, появлением структур кооперативного движения, коммерческих банков, приватизацией и т.п.

В России в 1998 г. совершен 21 акт терроризма (выявлено 7 лиц), в 1999 г. - 20 (0), в 2000 г. - 135 (24), в 2001 г. - 327 (40), в 2002 г. - 360 (65)3. Здесь, как видим, наблюдается низкая раскрываемость этих преступлений.

В результате терактов в России пострадало более 900 человек, в том числе в Дагестане более 300. В Дагестане наблюдается следующая картина: в 1998 г. зарегистрировано 9 террористических актов, в 1999 г. - 4, в 2000 г. - 0, в 2001 г. - 5, в 2002 г. - 7, в 2003 г. - 54.

Сравнительный анализ показывает, что вначале большая часть этих деяний совершалась в Дагестане.

Для государства тактически невыгодно обнажать причины антиобщественного поведения, но с другой стороны, как показывает жизнь, не зная социальные причины преступности, невозможно выстроить адекватную государственную концепцию по его противодействию.

Социальные причины терроризма

1. Общепризнанными причинами, влияющими на рост террористических проявлений в мире, являются: экономические кризисы, политическая нестабильность, бедность, безработица, неграмотность населения, нехватка доступного жилья, несовершенство системы образования и подготовки кадров, отсутствие жизненных перспектив, отчуждение и маргинализация населения, обострение социального неравенства, ослабление семейных и социальных связей, недостатки воспитания, обострение межнациональных отношений, распространение наемничества и институт профессиональных убийц, негативные последствия миграции и урбанизации, разрушение культурной самобытности, нехватка объектов культурно-бытового назначения, а также распространение средствами массовой информации идей и взглядов, ведущих к росту насилия, неравенства и нетерпимости и т.д.

2. Одной из причин, объясняющих рост террористических проявлений в мире, называют противоречия между богатыми и бедными странами. К примеру, Запад, имея менее 15% населения Земли, контролирует свыше 70% мировых объемов производства, торговли и потребления. В 1999 г. 20% наиболее богатых жителей планеты обладали 86% мирового ВВП, а 20% наиболее бедных - только 1%. Около 30% населения Земли обеспечено менее чем на 1 долл. в день5. Эта ситуация в будущем таит в себе огромный криминогенный потенциал, который уже сегодня влечет террористические акты и другие посягательства против личности, общества и государства.

В России складывается критическая ситуация: за чертой бедности оказалось около 70% населения. Разрыв между доходами 10% самых богатых и 10% самых бедных слоев населения составил 13 раз, в то время как допустимым "пороговым" значением считается 8 раз. Эти социальные обстоятельства обусловили развитие криминального терроризма6.

В Дагестане 85% населения имеют среднедушевой доход, сопоставимый по величине с прожиточным минимумом7.

Как показывают следственные материалы, лица, совершившие преступления террористической направленности, - это, как правило, молодые люди, безработные, совершившие ранее тяжкие преступления и находящиеся в розыске. Доминирующим мотивом является корыстный интерес, реже идейные соображения.

3. В России рост криминального терроризма обусловлен, на наш взгляд, не эволюционным, а революционным переходом страны к рыночной экономике. Он осуществлялся без четких и ясных ориентиров при отсутствии социальных амортизаторов для наименее обеспеченных категорий населения. Копирование опыта или перенесение эталона социально-экономического процветания Запада, как показала жизнь, неприемлемо для нашей страны. В результате этих и других факторов обострились общесоциальные причины преступных проявлений. Повысилась безработица в стране.

В 2002 г. 52,4% преступлений в России было совершено лицами, не имеющими постоянного источника дохода8, т.е. каждое второе преступление совершается безработными. В Дагестане аналогичный показатель выше и составил 63,1%9.

Таким образом, решение проблем занятости населения может существенно повлиять на динамику тяжких и особо тяжких преступлений.

4. Исторический и зарубежный опыт учит, что борьба с терроризмом - это, прежде всего, разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность.

Субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции, являются Федеральная служба безопасности РФ, Министерство внутренних дел РФ, Служба внешней разведки РФ, Федеральная служба охраны РФ, Министерство обороны РФ.

Задача правоохранительных органов заключается в выявлении террористических организаций на стадии зарождения, при появлении антигосударственных идеологий, учений, замыслов, создании организованного ядра для их реализации. В условиях Дагестана - это засылка отдельных лиц и групп для совершения конкретных целевых террористических актов.

Задачей момента является усиление оперативных позиций правоохранительных органов в преступной и миграционной среде. Необходимы скоординированные усилия по пресечению террористической деятельности на стадии приготовления или покушения. Для реализации этой задачи требуется всемерная поддержка населением правоохранительных органов.

5. Одним из главных факторов роста преступлений террористического характера является неспособность государства поставить под контроль незаконный оборот оружия. Если в 1988 г. в СССР в розыске находилось лишь 279 единиц огнестрельного оружия, то общее число всех видов огнестрельного оружия, оказавшегося у населения СССР в момент его распада, составляло не менее 8-10 млн единиц10. По официальным данным, только в 1996 г. из хранилищ было похищено 34 т взрывчатых веществ, а в 1999 г. за несколько дней антитеррористической операции "Вихрь-антитеррор" у наших сограждан было изъято более 300 т незаконно хранившихся взрывчатых веществ11.

Так, на 1 января 2000 г. на централизованном учете ГИЦ МВД России значилось более 51 тыс. похищенных и утраченных нарезных стволов и боевой техники, в их числе 1337 пулеметов, 18 528 автоматов, 1501 гранатомет, более 23 тыс. пистолетов и револьверов12.

После вторжения бандформирований в Дагестан население стало усиленными темпами вооружаться для обеспечения собственной безопасности. И сейчас в незаконном обороте находится большое количество оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, оно проникает из соседних регионов.

В Дагестане в 2003 г. у населения изъято 1286 единиц огнестрельного оружия, а в 2002 г. - 734. В 2003 г. совершено 350 преступлений с использованием огнестрельного оружия13.

Пристальное внимание должно быть уделено досмотровому режиму на пограничных и стационарных постах ГИБДД.

Уменьшению милитаризации населения способствовало Постановление Правительства Республики Дагестан от 19.09.03 № 270 "О мерах по организации добровольной сдачи гражданами незаконно хранящегося огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ". В настоящее время у населения выкуплено оружия на 98 млн руб.

6. Как показывают материалы расследований уголовных дел, связанных с совершением террористических актов, многие из террористов перед преступлением потребляли наркотики. Психологическое воздействие с параллельным приемом наркотиков подавляет чувство страха, боли, сострадания, облегчает процесс зомбирования личности.

Об этом свидетельствуют известные события в Дагестане, где в полевых сумках и укрытиях, рядом с трупами боевиков находили значительное количество ампул и таблеток, содержащих наркотики.

7. Оборот коррупционного рынка в России составляет 40 млрд долл. США в год14. Государство не спрашивает с тех лиц, которые, получая заработную плату в 300-400 долл. США, воздвигают дворцы стоимостью 500 тыс.-1 млн долл. США.

Накануне образования анклава Карамахинской зоны, при встрече с членами комиссии по изучению сложившейся там ситуации, представители традиционного ислама сообщали, что, по заявлениям "ваххабитов", ими подкуплены все лица, которые могут в той или иной мере противодействовать реализации их планов. Как стало известно позже, эти заявления не были лишены оснований. Многие из активных участников незаконных вооруженных формирований были осуждены судами Республики Дагестан к краткосрочным срокам лишения свободы и благополучно вернулись домой. Возникает резонный вопрос: "Отказались ли они от своих планов и устремлений?". Ответ остается открытым.

8. Некоторые олигархи, нажившие миллионы долларов мошенническим путем из-за приближенности к политическому руководству страны, при попытке привлечения их к уголовной ответственности финансируют локальные конфликты и террористические акты, уезжают из страны, поскольку многие из них имеют двойное гражданство.

Так, Масхадов не раз заявлял, что один из олигархов заплатил Ш.Басаеву 2 млн долл. за вторжение в Дагестан в августе 1999 г.15.

По разным оценкам, в Дагестане 0,3-1% населения владеет 15-17% общего дохода республики16. По данным предварительного следствия, отдельные представители этой имущественной "элиты" были причастны к террористическим актам. При попытке ареста некоторых из них органам правопорядка противостояли хорошо вооруженные огнестрельным оружием группировки, а в ходе судебного рассмотрения эти обвинительные данные не нашли своего подтверждения.

К сожалению, на государственном уровне еще не выработана единая эффективная политика защиты личности, общества и государства от актов терроризма17.

Этот перечень причинного комплекса можно продолжить и дальше, поскольку в каждом уголовном деле по теракту обнаруживаются новые факторы, вызывающиетерроризм.

Формы противодействия терроризму

На наш взгляд, необходимо обозначить некоторые формы противодействия терроризму на различных уровнях.

1. Международный уровень:

1.1. Ликвидировать "двойные стандарты" в подходе к борьбе с терроризмом в международном сообществе.

1.2. Лишить какой бы то ни было поддержки - моральной, политической, материальной организаторов террора, не допускать прославления террористов-убийц.

1.3. Ликвидировать различные представительства и центры, где, по данным спецслужб, осуществляется подготовка и вербовка экстремистов, боевиков.

1.4. Отказ государств от предоставления политического убежища террористам.

1.5. Активизация Интерпола по розыску террористов.

1.6. Усиление функций ООН в борьбе с терроризмом.

2. Федеральный уровень:

2.1. Выработать новый подход к информационно-пропагандистскому противодействию терроризму, создав мощную общественную среду неприятия терроризма.

2.2. Усилить уголовную ответственность за должностные преступления, повлекшие тяжкие последствия (теракты, захват заложников и т.д.), установить высшую меру наказания по ст. 205 Уголовного кодекса РФ (Терроризм).

2.3. Необходимо решить те реальные социальные проблемы, болезненной реакцией на которые является терроризм.

2.4. Снизить нагрузку на одного участкового инспектора милиции с 4,5 тыс. человек на участке обслуживания до 1 тыс., освободив его от выполнения несвойственных функций.

2.5. Ликвидировать действия незаконных вооруженных формирований на территории Чечни.

2.6. Наладить конструктивное сотрудничество СМИ, правоохранительных органов и органов власти при проведении антитеррористическх операций, не допуская расшифровки действий спецслужб.

2.7. Применять жесткие силовые действия по отношению непосредственно к террористам.

2.8. Обсудить и наметить основные контуры модели Общественного Совета по контролю за деятельностью правоохранительных органов, в части противодействия терроризму.

2.9. Установить уголовную ответственность за угрозу совершения акта терроризма и за финансирование террористической организации.

2.10. Использовать в предупреждении актов терроризма достижения правовых, гуманитарных, технических наук.

3. Уровень Южного федерального округа:

3.1. Выстроить единую государственную стратегию противодействия терроризму в Южном федеральном округе.

3.2. Изучать и знать социально-психологическую обстановку в округе.

3.3. Проводить совместные учения по ликвидации террористов, отработав координационные функции и оперативно-тактические действия.

4. Республиканский уровень:

4.1. Обеспечить безупречную работу органов власти и управления, принять решительные меры к снижению коррупционного потенциала.

4.2. Принять чрезвычайные меры по подъему экономики республики и созданию рабочих мест в сфере материального производства.

4.3. Усилить контрольные функции органов государственной власти по выполнению решений, связанных с противодействием террористической угрозе.

4.4. Разработать программу общего правового просвещения и расширения осведомленности общества путем привлечения СМИ с целью разъяснения населению той опасности, которую представляет собой террористическое насилие.

5. Правоохранительный уровень:

5.1. В процессе оперативно-розыскной работы выявлять всех исполнителей и пособников террористов.

5.2. Ужесточить административный надзор за лицами, вернувшимися из мест лишения свободы.

5.3. Предательство работников правоохранительных органов серьезно препятствует эффективности антитеррористической деятельности, влечет большие потери среди личного состава, поэтому необходимы меры по строгому и тщательному отбору лиц к работе в правоохранительных и судебной системах.

5.4. Апробировать и выработать схемы тактического, стратегического и координационного характера по ликвидации террористов, укрывающихся в помещениях, воздушном и автомобильном транспорте, лесистых и гористых местностях.

5.5. Укрепить оперативные позиции в криминальной и миграционной среде.

5.6. Активизировать просвещение и улучшить подготовку сотрудников правоохранительных органов по вопросам предупреждения преступности, включая разработку специальных курсов профессиональной подготовки по борьбе с терроризмом.

5.7. Принять меры по укреплению профессионального ядра и сохранению контингента опытных сотрудников органов внутренних дел.

5.8. Осуществлять эффективную защиту свидетелей террористических актов, судей и работников уголовного правосудия, участвующих в судебных процессах по делам о террористических актах.

6. Муниципальный уровень:

6.1. Продумать систему джамаатского осуждения и позора террористов.

6.2. Принять меры к усилению джамаатского контроля над лицами, склонными к совершению противоправных, экстремистских действий в муниципальных образованиях.

6.3. Правоохранительным органам городов и районов решительно реагировать в установленном законом порядке на факты вмешательства религиозных деятелей в вопросы, находящиеся в компетенции органов местного самоуправления.

6.4. В рамках координационного Совета правоохранительных органов района разработать специальную программу, рассчитанную на активизацию деятельности заместителей глав администраций по вопросам общественной безопасности.

7. Индивидуальный уровень:

7.1. Знать и изучать идеологическую и мотивационную основу терроризма.

7.2. С учетом сложившейся ситуации предложить следователям и судьям глубоко изучать личность обвиняемого и подсудимого по каждому уголовному делу, а также выяснять причины и условия, способствовавшие совершению теракта, и обобщенную информацию направлять в Совет Безопасности Республики Дагестан.

Таким образом, борьба с терроризмом требует комплексных и колоссальных усилий правоохранительных органов, которые путем использования гласных и негласных методов работы, а также в тесном взаимодействии с другими органами исполнительной власти и населением выявляют лиц, готовящих террористические акты, и предпринимают исчерпывающие меры по его пресечению на стадии приготовления или покушения.

Гаджиев Даци Магомедович. Кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Дагестана. Служил в органах внутренних дел МВД Дагестана. В 1987-91 гг. - заведующий сектором правоохранительных органов Управления Делами Правительства Дагестана. В 1991-94 гг. - Председатель Дагестанского республиканского отделения Российского детского фонда. С 1994 г. - заведующий отделом правового управления Государственного Совета Республики Дагестан, ответственный секретарь Комиссии Госсовета Дагестана по противодействию политическому и религиозному экстремизму.

Эмиров Эдуард Дениевич. Работал главным редактором республиканской газеты "Новое дело", входил в состав Экспертного совета по проблемам противодействия политическому и религиозному экстремизму при Министерстве юстиции Республики Дагестан. Член Союза журналистов России. Заведующий информационно-аналитическим отделом Аппарата Народного Собрания Республики Дагестан.

Примечания

1. Путин В. Необходимо повышать эффективность власти перед угрозой терроризма // Дагестанская правда. 2004. 14 сент. С. 1.

2. Послание Председателя Государственного Совета Республики Дагестан Народному Собранию Республики Дагестан. Махачкала, 2004. С. 18, 21.

3. Хлобустов О. О стратегии противодействия терроризму // Власть. 2003. № 9. С. 4.

4. Данные Информационного центра МВД РД за 1998-2003 гг.

5. Номоконов В.А. Глобализация общей, организованной и коррупционной преступности (Материалы "круглого стола") // Государство и право. 2001. № 12. С. 103.

6. Криминология / Под ред. Ю.Ф. Кваши. Ростов н/Д, 2002. С. 411.

7. Абдулаев Д.М. Общие тенденции стратификации населения Дагестана за время реформ // Дагестанский социологический сборник. Махачкала, 2003. С. 23.

8. Криминология /Под ред. В.Н.Бурлакова, Н.М.Кропачева. СПб., 2004. С. 426.

9. Данные Информационного Центра МВД РД за 2002 г.

10. Лунев В.В. Преступность ХХ века. М., 1997. С. 227.

11. Иншаков С.М. Криминология. М., 2002. С. 149.

12. Герасимов С.И. Проблемы борьбы с незаконным оборотом оружия и меры по ее предупреждению // О состоянии борьбы с незаконным оборотом оружия и мерах по ее усилению. М., 2000. С. 3.

13. Данные Информационного Центра МВД РД за 2002-2003 гг.

14. Бедеров И. Взяткобратия // Новая газета. 2003. 20-23 нояб. С. 8.

15. Прыганов С. Панкисские тайны // Южный Федеральный. 2002. 18 сент. С. 4.

16. Дагестанский социологический сборник. Махачкала, 2003. С. 4.

17. Миньковский Г.М., Ревин В.П. Характеристика терроризма и некоторые направления повышения эффективности борьбы с ним // Государство и право. 1997. № 8. С. 84.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях), подробности можно узнать через электронный адрес редакции.

Материал из журнала "Право и безопасность". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию журнала Вы можете узнать на его сайте. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83130. Подписной индекс в каталоге«Газеты. Журналы» Роспечати – 82830. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319, тел./факс (499) 246-5781. (C) 2001 - 2014 "Право и безопасность".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100