написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Право и инвестиции"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (11) Июнь 2004г

Идентификация национального мировоззрения российской политической элиты

Матвейчук С.Е., руководитель отдела экономики Фонда "Русская Цивилизация"

Противостояние в среде российской политической элиты на рубеже третьего тысячелетия судьбоносно для страны, т.к. обусловлено не различием мнений либералов и консерваторов, а различием мировоззрений политических группировок, претендующих на власть. Выбор пути развития, по сути, будет зависеть от выбора большинством общества национального мировоззрения (взгляд на мир, отражающий характер нации), которому соответствуют вполне определённые нравственные ценности и образ жизни. Похожий вопрос стоял перед киевским князем Владимиром более 10 веков назад. Нынешним потомкам князя проще, ведь они могут оценить отечественный опыт мировоззренческих исканий XX в., по итогам которого страна потеряла четверть территории, а народ - десятки миллионов жизней.

Идентификация мировоззренческих цивилизаций

Не случайно анализ духовного состояния российского общества начнём с обзора духовного состояния глобальной цивилизации. Ведь зачинателем эпохи глобализации была коммунистическая Россия, организовавшая идеологическую экспансию по всему миру. Лишь в последней трети XX в. Запад, вооружённый новейшими информационными технологиями, перехватил инициативу. Процесс длительного идеологического противостояния привёл к пониманию того, что в мире эволюционируют 6 мировоззренческих цивилизаций, не имеющих чётких государственных границ, но определяющих политику государств и государственных сообществ с соответствующей мировоззренческой доминантой.

Духовными источниками у данных цивилизаций являются 6 традиционных религиозных направлений:

  • языческое;
  • восточное (буддизм, индуизм);
  • иудейское;
  • западно-христианское (католицизм, протестантизм);
  • православное;
  • исламское.

О завершении религиозной идентификации народов мира говорит тот факт, что самой молодой религии уже 13 веков, а многочисленные секты возле традиционных конфессий не поколебали основ традиционных учений. На базе многовекового воспитания духовных ценностей образовались генотипы народов с устойчивым мировоззрением, которые можно сгруппировать в 6 цивилизаций, находящихся в различных состояниях развития. Почему именно шесть? Дело в том, что критерием идентификации является порядок сочетания 3 составляющих человеческой личности:

  • духовной (сердце);
  • умственной (разум);
  • телесной (чувства).

Поведение народа (как совокупности родственных душ) основано на исторически приобретённом свойстве руководствоваться в принятии жизненных решений вполне определённым иерархическим порядком сочетания голоса сердца, разума и плоти, это свойство предопределяет тип характера. Вариантов такого сочетания всего шесть и каждый из народов мира несёт типовые признаки одного из них, что предопределяет существование 6 мировоззренческих цивилизаций.

В просторечии различие в мировоззрениях народов уже давно получает свои идентификационные характеристики. Вот некоторые из них: "на западе живут по закону, а в России по совести"; "тело христианского мира находится в Америке, ум - в Европе, а душа - в России"; "хочешь познавать Бога телом - стань буддистом, умом - иудеем, душой - православным". Краткая характеристика современного состояния представленных цивилизаций поможет оценить их влияние на историческое развитие Государства Российского.

Жизнь в параллельных мирах

Мир языческий, некогда процветавший в империях инков, ацтеков, римлян и т.п., ныне сохраняется в реликтовом или деградирующем состоянии ряда народов и государств.

Территория преимущественного распространения: слаборазвитые страны Африки, Океании.

Иерархия личностных ценностей: тело (чувства, эмоции), ум (интеллект), дух (вера, совесть).

Промежуточной ступенью для возврата к языческому мировоззрению является атеистическая среда, где роль божественных идолов заменяют кумиры массовой культуры и магии, а жертвоприношения от наркомании, алкоголизма и других пороков переплюнули своей массовостью ритуалы самых жестоких языческих народов. Достижения этого мира остаются познавательными источниками для развития современных культур.

Характерная черта мировоззрения - высокоразвитая интуиция, позволяющая выживать в природной среде, но недостаточная для успешной конкуренции с иными цивилизациями.

Мир Восточной цивилизации объединяют нравственные ценности буддизма. Он давно прожил стадию своего расцвета, когда Чингисхан вершил судьбами стран двух континентов, а сейчас решает вопросы выживания среди более сильных конкурентов.

Территория преимущественного распространения: Китай, Индия, Япония, Корея, Монголия и др.

Иерархия личностных ценностей: тело, дух, ум.

Жизненное кредо самого многочисленного народа этой цивилизации хорошо выразил один из руководителей современного Китая: "китайцы живут для того, чтобы кушать, а русские кушают, чтобы жить". В перспективе, религиозные государства (Индия и др.) и народы (тибетцы и др.) сохранятся в виде реликтов Восточной цивилизации, а секуляризованные - вряд ли выдержат ассимиляционный натиск иных мировоззрений. В своё время достижения Востока в науке и промышленности были развиты западным миром на качественно ином уровне и внесли свой вклад в его военное и экономическое превосходство. Современные же страны Востока интенсивно перенимают зарубежные научные и технологические достижения, чтобы догнать и перегнать Запад. Однако только экономической мотивации здесь недостаточно, нужны адекватные изменения в духовной сфере, ведь именно обретение новых духовных ценностей вывело христианские цивилизации в лидеры мирового развития.

Характерная черта мировоззрения - терпение и трудолюбие.

Мир ислама - самая молодая мировоззренческая цивилизация - находится в постоянном противостоянии с христианским и иудейским миром.

Территория преимущественного распространения: Иран, Саудовская Аравия, Индонезия, Северная Африка и др.

Иерархия личностных ценностей: дух, тело, ум.

Современная фаза этого противостояния характеризуется локальными военными конфликтами, глобальным терроризмом и идеологической агрессией на информационном поле. Отсутствие политического единства в исламском мире, обусловленное этническими и религиозными разногласиями, приводит к возникновению разрушительных идей о Мировом Халифате или глобальном терроризме. Вклад в развитие мировой цивилизации на сегодня в основном составляют поставки энергоресурсов и рабочей силы.

Характерная черта мировоззрения - горячее сердце, а способность к самопожертвованию напоминает отличительную особенность ранних христиан. Однако христиане жертвовали своей жизнью за веру или ради спасения единоверцев, а мусульмане - ради устрашения врагов.

Западное христианство внесло наибольший вклад в развитие основных составляющих мировой культуры: духовной, научной, промышленной.

Территория преимущественного распространения: Западная Европа, Америка и др.

Иерархия личностных ценностей: ум, дух, тело.

Если до Реформации импульс развития задавали католики, то с XVII в. инициативу перехватили протестанты. При этом реки крови, пролитой в религиозных, политических и экономических внутренних конфликтах, не поколебали мировоззренческих устоев цивилизации. Признаком устойчивости нынешнего развития данной цивилизации является наличие системообразующего (генерирующего идеологию развития цивилизации) государства - США и его оппонента в лице Европейского союза. Генерация новых технологий составляет основной взнос в развитие мировой цивилизации.

Характерная черта современного Запада - присвоение себе роли спасителя мира путём навязывания другим странам идеологии либерализма, что, по сути, повторяет мессианский путь коммунистической идеологии.

Иудейская цивилизация уникальна тем, что большую часть своей истории находится в рассеянном состоянии, сохраняя духовное единство, стержнем которого является Ветхий завет и традиции еврейского общежития.

Территория преимущественного распространения: Израиль, рассеяние в христианском мире.

Иерархия личностных ценностей: ум, тело, дух.

Многовековое пребывание в разных странах в роли притесняемого нацменьшинства способствовало созданию своеобразной культуры, которую можно представить в виде дерева, где ветви олицетворяют диаспоры иудейского народа (германские евреи, русские евреи, американские евреи и др.), впитавшие в себя культуры других народов, а ствол - вышеназванный стержень. Неудивительно, что плодами такого дерева являются глобальные системные продукты в виде мировой финансовой системы, системы управления мировой экономикой, идеологии открытого общества и общечеловеческих ценностей. Внедрение данных глобальных продуктов происходит в альянсе с западной христианской цивилизацией, которой отведена роль исполнителя, для краткости далее этот альянс будет именоваться Западом. Значительный вклад в интеллектуальное развитие мировой цивилизации внесли открытия фундаментальной науки, сделанные учёными-евреями. Данные достижения стали результатом культивируемой в народе склонности к умственному труду и принадлежность к типу нацменьшинств, для которого отечество - это весь мир, потому они не обременяют себя заботами о государственном обустройстве.

Характерная черта мировоззрения - склонность к роли дирижёра окружающими народами, государствами, а в конечном итоге всем миром, обоснованная верой в свою миссию Богом избранного народа и интеллектуальное превосходство.

Православная цивилизация имеет тот же духовный источник, что и западно-христианская, однако понимание сущности этого источника у них различное, отсюда и мировоззрения сформировались различные.

Территория преимущественного распространения: Россия, Украина, Беларусь, Армения, Грузия, Балканы, Эфиопия.

Иерархия личностных ценностей: дух, ум, тело.

Развитие данной цивилизации всегда зависело от состояния дел в системообразующих государствах - Византии, а затем России, которые исполняли роль охранителя духовных ценностей христианства и балансира в столкновениях между Западом, Востоком и Югом. Самое весомое достижение - русская литература, которую ценит весь просвещённый мир.

Характерная черта мировоззрения - широчайший диапазон душевного восприятия мира от беспредельной любви и простодушия до безрассудной ненависти, что отражается в головокружительных рывках в развитии, победах над более сильным врагом и длительных периодах застоя.

Обобщающий взгляд на мировоззренческую картину мира позволяет увидеть её органичную целостность, основанную на принципе взаимной дополняемости всех шести её частей. Цивилизация, которая найдёт механизмы взаимновыгодного межцивилизационного обмена достижениями при сохранении своего мировоззренческого своеобразия, обретёт искомую модель устойчивого развития. Иудейская цивилизация уже создала прообраз такой модели, однако она не отличается устойчивостью, т.к. не соответствует принципам открытости и взаимной выгоды.

Советские люди и русский народ XXI в. - это кто?

Искусственно было создано сообщество из народов бывшей Российской Империи путём подмены национальной идеи каждого из них на единую идею построения коммунизма. Ради того, чтобы привить народам новую национальную идею, необходимо было дискредитировать прежние, которые имели духовные корни в традиционных религиях. Для этого новой властью было объявлено, что Бога нет, а против всех религий развёрнута беспрецедентная атеистическая война. Однако вместе с разрушением религиозных институтов была утрачена система нравственного воспитания и нравственной цензуры, что способствовало ослаблению государственного управления и анархии в обществе (аналогичная ситуация возникнет в конце XX в.). Поэтому коммунистической партии пришлось кроме функций политического и экономического руководителя принять функцию церкви и прививать гражданам идеологию нового образа жизни с детсадовского возраста и до пенсии. Поскольку население не горело любовью к данной идеологии (согласно переписи 1936 г., 2/3 населения признали себя верующими), партия осваивала системы тотального принуждения и пропаганды. В конечном итоге, КПСС приобрела вид религиозной тоталитарной секты, типовые признаки которой: обожествление вождей, молельные дома, штатные проповедники, преследование вероотступников и т.д. Идеальный аппарат управления, принуждения и пропаганды не спас КПСС от неизбежного краха, т.к. в основании её лежало ложное учение, противоречащее Истине. Истине, которую не поколебали тысячелетия испытаний человеческой истории.

В данном исследовании нам важно разобраться не с философией коммунизма, а с тем, кого представляла революционная элита, сместившая с поста государствообразующего православный народ в лице его нравственно разложившейся политической элиты. Империя вмещала в себя народы всех мировоззренческих цивилизаций, где русских на рубеже ХХ в. было около 70% (сейчас около 80%). Особую прослойку русского народа представляло западничество - порождение реформ Петра, зародившееся в дворянской среде, это мировоззрение постепенно проникло во все сословные элиты, за исключением крестьянской. Характерной чертой западников является стремление переделать (либо вовсе отвергнуть) православную культуру и образ жизни по европейским аналогам. В течение трёх столетий менялись формы взаимоотношений отечественных западников с западной цивилизацией: от подражания и копирования достижений духовной, интеллектуальной и материальной культуры в XVIII-XIX вв. до экспорта на Запад идеологии коммунизма в ХХ в. Идейными оппонентами западников стали почвенники, противостояние между ними с переменным успехом продолжается и по сию пору. Эволюция этого противостояния в XIX и ХХ вв. запечатлена в названиях главных действующих лиц со стороны западников и почвенников: декабристы, народовольцы, большевики-ленинцы, либерал-демократы; их оппоненты: славянофилы, чёрносотенцы, коммунисты-сталинисты, национал-патриоты.

Сталинисты несли организационное бремя восстановления экономики и государственного управления, а также модернизации народного хозяйства и системы власти. 15 лет внутрипартийной политики компромиссов и политического лавирования закончились пятилеткой физического и морального уничтожения ленинцев и троцкистов. Затем 20 лет (1936-56 гг.) страна впервые с допетровских времён жила единой нацией, когда властная элита и народ были равны перед законом.

Истинное мировоззрение вождя станет доступно, если абстрагироваться от разных мнений о его личности и посмотреть на результаты его трудов:

  • историческая память и культурное наследие возвращены народу (правда в искажённом виде);
  • Православная церковь полностью восстановлена в правах;
  • практически восстановлены территориальные потери, а вдоль границ создан буфер из зависимых стран социалистической ориентации;
  • модернизирована экономика, заложен долгосрочный фундамент развития в науке, энергетике, природных ресурсах.

Данные достижения позволили стране обрести во второй половине ХХ в. признанный в мире статус сверхдержавы

1956 год стал годом реанимации, казалось бы, придушенной Сталиным мировоззренческой химеры в партии. Власть взяли наследники ленинского мировоззрения. По традиции, начали с зачистки политических противников, гонений на церковь и разрушения храмов, а ресурсы государства широкой рекой потекли на финансирование зарубежных компартий, вооружение национально-освободительных и революционных движений, помощь прокоммунистическим развивающимся странам. Однако эти ленинцы были лишь бледной тенью своих идейных прародителей - революционеров-интеллектуалов. Поэтому от экспансии пришлось перейти в глухую оборону на идеологическом, политическом и экономическом фронтах, причем внутри страны крепло диссидентское движение, получавшее материальную, интеллектуальную и политическую поддержку из зарубежья.

Противостояние привело в середине 80-х гг. к перерождению верхушки КПСС в апологетов либеральной демократии и их объединению с диссидентами в единый прозападный альянс. Этот альянс, по сути, повторил революционный путь большевиков 1917 г., когда за устранением прогнившего режима последовало разграбление национального богатства, а приватизированные средства массовой информации стали коллективным пропагандистом и агитатором западного мировоззрения и образа жизни.

Понимание мировоззренческой подоплеки происходивших в ХX в. политических событий позволяет увидеть закономерность сегодняшнего отступления необольшевизма, когда в жесткой конкурентной борьбе приходят к власти сторонники традиционного мировоззрения при поддержке Православной церкви и большинства населения. Численное меньшинство российских западников не должно вводить в заблуждение, реально за ними стоят сотни миллионов представителей западно-христианской и иудейской цивилизаций, а православный народ может черпать силы только в своем духовном наследии от святых отцов, пророков и мучеников за веру и в отечественном опыте государственного и общественного обустройства.

Однако наше непокаянное состояние не позволяет в полной мере воспользоваться этим источником, что приводит к топтанию на месте в государственном и общественном развитии. Такое топтание может привести через 15 лет к реваншу западников. Дело в том, что каждые 25-30 лет происходит смена поколений, значит примерно через 15 лет политику в стране будет определять поколение, сформировавшееся в посткоммунистическое время (с 1991 г.). Ведь не даром руководители либерализма правых партий просят у народа - дайте нам еще время для либеральных реформ, и через 15-20 лет вы будете жить в совершенно другой России.

Представленный негативный сценарий развития страны основан на реалиях сегодняшнего мировоззренческого противостояния, характерным примером которого может служить отказ правительства Москвы вводить школьный курс православной культуры - ведь этот город для страны значит больше, чем столица: он является местом сосредоточения политической, интеллектуальной, финансовой и духовной элит.

В XIX в. Ф.М.Достоевский дал определение, что в России понятия русский и православный идентичны, отказавшийся от православия перестаёт быть русским. В то же время национальность не имела для православного братства значения, чтимы и любимы народом были и императрица немка, и поэт эфиоп, и полководец грузин за их служение обществу в духе единой веры.

Как идентифицируют себя русские в XXI в., можно увидеть из опроса 10 тыс. телезрителей на третьем канале (Русский взгляд, октябрь 2003 г.):

  • 30% - по крови;
  • 24% - по вере;
  • остальные - по языку, гражданству, культуре.

Данный ответ говорит об отсутствии объединительного стержня либо о неспособности его увидеть. В таком состоянии находится примерно 70% населения в основном молодого и среднего возраста. Люди верующие определились сразу после развала КПСС - стали восстанавливать храмы, мечети, синагоги и общинную жизнь, а верующие коммунисты организовали новую секту и продолжили политическую борьбу, теперь уже за своё выживание. Однако будущее страны зависит от мировоззренческого самоопределения вышеназванного большинства.

Современные почвенники выдвигают теории заговоров (еврейского, масонского, американского и т.п.), цель которых - уничтожить русский народ. Напрасный труд, этот народ как минимум столетие занимается самоуничтожением: вырубает собственные духовные корни, искажает и оскверняет историю страны, уничтожает память, поливает помоями своих царей и вождей. Душевно больной народ в начале ХХ в. встал на путь измены традиционным ценностям и пристрастился к отбросам западного общества: атеизму, нигилизму, экзотическим теориям процветания типа марксизма и т.п. Нравственный упадок привёл к расцвету наркомании, алкоголизма, половой распущенности, воровству, богоборчеству и, как апогей болезни, к массовому братоубийству. Коммунистические целители провели многолетнее лечение в виде обильного кровопускания (избавление от внутренних болезней), железного занавеса (охранение от внешних болезней), новой религии и идеологии (исцеление от мук совести и вольнодумства). То, что болезнь просто загнали внутрь, стало ясно после падения железного занавеса, когда повторно расцвели все пороки общества начала ХХ в. Только названия болезней стали иными: героинозависимость, СПИД, коррупция, экзотическая теория свободного рынка М.Фридмана вместо марксизма и т.п. Такое состояние общества порождает разрушительные силы национального шовинизма и фашизма, противостоять которым сможет только народ, объединённый верой, идеей, традициями. Политика коммунистов по созданию единого советского народа поощряла кровосмесительные браки между представителями разных народов, поэтому выделиться по крови тем русским, которые считают себя наследниками государствообразующего народа Российской Империи, практически невозможно. Зато остаётся возможность осознать себя наследниками православного мировоззрения, как это уже сделали другие русские: западники (западно-христианское мировоззрение), евреи (иудейское мировоззрение), мусульмане (исламское мировоззрение), буддисты (восточное мировоззрение). Особняком стоят коммунисты - наследники химеры из трёх мировоззрений, что объясняет их нынешний поиск союзников одновременно среди православных, олигархов западников и олигархов иудеев. Таким образом, бывший советский народ разошёлся по своим исконным мировоззренческим квартирам, кроме наследников православного мировоззрения, одна часть которого хочет вернуться к идеализированному русскому народу в идеализированную Российскую империю, а другая часть не хочет отказываться от достижений советского периода. Наверное, правы и те и другие, для вновь рождаемого народа важно понять и принять всю полноту духовного наследия предков, но также важно принять опыт высшего достижения самоорганизации народа - власти советов народных депутатов, наследницы опыта вече, общины, земства. Правда, необходимо констатировать, что советы не смогли реализовать потенциал народовластия, т.к. сами находились под управлением идеологической власти - КПСС. Необходимо признать, что в сегодняшней России называют себя русскими зачастую представители разных народов и мировоззрений. Если для зарубежья упрощённое название всех жителей России русскими приемлемо, то для молодого поколения страны такое упрощение затрудняет понимание собственного мировоззрения, ответственности перед обществом и гражданской роли в обустройстве государства.

Государствообразующий народ

В сегодняшней России можно признать фактом постепенный приход во властные структуры политиков и управленцев православного мировоззрения на смену западникам. Однако единение между собой и сочувствующим населением пока не сформулировано идеологически (система взглядов и идей, отражающая содержание целей), а основывается скорее на интуиции, генной памяти, чувстве самосохранения.

Возможно ли создать идеологию развития государства, если даже элитные слои православного народа (политический, интеллектуальный) не смогли пока принести акта соборного покаяния? Ведь это не просто ритуал, а перемена ума. Православное понимание акта покаяния предусматривает сокрушение сердца о вскрытых грехах в течение всей оставшейся жизни человека или исторической жизни народа, иначе искушение прежними грехами и расплата скорбями повторится с неизбежной закономерностью.

Духовные силы процветающей Германии около полувека питаются непрерывным покаянием лютеранского государствообразующего народа за злодеяния немецкого фашизма. Бремя контрибуции странам-победителям, колоссальные затраты на обустройство бывшей ГДР, на репатриантов из бывшего СССР и еврейской диаспоры, на компенсации жертвам фашистского государства - все эти траты приводят, как ни странно, к росту благосостояния и политического авторитета страны. Секрет успеха - в единстве народа, скреплённом общими целями, традициями, верой.

Американский народ 30-х гг., потрясённый великой депрессией, пришёл к "перемене ума", что проявилось в массовом возвращении к ортодоксальным ценностям протестантизма, в аскетизме личной жизни, во вновь обретённой национальной цели борьбы за материальное благополучие. В результате, в 50-е гг. США стал производителем 2/3 промышленной продукции капиталистического мира и лидером технологического прогресса, а президент Эйзенхауер называл своё правительство исполнителем Божьей воли на земле.

Нынешнее же состояние США характеризуется неуклонным сокращением его доли в мировом промышленном производстве, которое сопровождается деградацией религиозного духа в обществе и нравственных норм в государстве и бизнесе. Очевидные признаки духовного упадка государствообразующего (протестантского) народа можно продемонстрировать на следующих известных фактах. Растёт число политиков, предлагающих отменить обязательную молитву в школах в рамках пропаганды за светский образ жизни. По всей стране открыто 200 институтов иудаики для разъяснения смысла иудейского мировоззрения. В 2000 г. едва не пришёл к власти ортодоксальный иудей Либерман - кандидат в вице-президенты (кандидат в президенты А.Гор называл его мозгом будущей администрации), он уже объявил себя кандидатом в президенты на 2004 г. Д.Сорос обещает направить все свои ресурсы на выборах 2004 г. против переизбрания ревностного протестанта Дж.Буша, т.к. видит в нём угрозу для идеологии либерализма в стране. Сегодняшнее военное и политическое могущество США не должно вводить в заблуждение - оно обусловлено исчезновением конкурирующей сверхдержавы.

Два приведённых примера позволяют понять причины скоропостижного краха КПСС, СССР и второй по мощи экономики мира. Ведь видимых причин не было. Новые скрепы, которыми революционная элита соткала духовное единство советского народа, не выдержали испытания временем и были отторгнуты, а старые восстановить не просто, т.к. процесс воспитания и образования молодого поколения в духе исконного мировоззрения и традиций занимает обычно четверть века. Сознательные мусульмане, буддисты, иудеи, западники быстро встали на этот путь, получая помощь от единоверцев из-за рубежа. Верность избранного ими пути подтверждается плодами: Татарстан, Башкортостан, Калмыкия успешно развиваются во главе с национальными лидерами; западники и иудеи заняли ведущие позиции в бизнесе, исполнительной власти, СМИ. В то же время большинство потомков православного народа блуждает без духовных ориентиров в поиске хлеба насущного или материального богатства, доверяя вопросы воспитания и формирования образа жизни своего молодого поколения иностранным наставникам: Гарри Поттеру, А.Шварценеггеру, Д.Соросу и т.п. Ещё 10-15 лет такой духовной ассимиляции и вопрос с самоопределением решится естественным образом - население западного мировоззрения окажется в большинстве, а православный народ - в роли национального меньшинства.

По мнению авторов, ни одно из четырёх одновременно живущих поколений православных граждан (деды, отцы, сыны, внуки) сегодня не готово к соборному покаянию в лице своих элит. Однако осознать глубину своего духовного повреждения и изъявить желание встать на путь к исцелению доступно всем. Как организовать этот путь к "перемене ума" в духовной, политической и экономической жизни со стороны общества и государства? Каковы должны быть те скрепы, которые выдержат неимоверно сложный процесс самоидентификации возрождающейся России?

Духовные скрепы

Как и кем, осуществляется воспитание этих скреп в личностях, соединение личностей в общины, общин в соборную общину - страну, страны с государством (системой управления делами соборной общины)? В Российской Империи основными воспитателями и хранителями духовных ценностей были семья, школа и церковь. В СССР данные функции выполняла КПСС через массовые организации (пионерская, комсомольская, профсоюзная…), СМИ, органы принуждения. Опыт показал, что формализм и принуждение в духовном воспитании приводят к ослаблению скреп и распаду государства. В современной России мы имеем другую крайность - освещение и разъяснение сути духовных ценностей в СМИ крайне скупо. Без кардинальных решений национально ориентированной власти мировоззренческая ассимиляция потомков православного народа приобретёт необратимый характер. Отечественный опыт показывает, что разрушительные силы нашего государства всегда произрастали из атеистической среды, не обременённой нравственными условностями.

Скрепы власти

Власть наследственной монархии и власть компартии одинаково, несмотря на их внешнее могущество, не сумели избежать катастрофических потрясений государственного строя. Власть превращалась в колосс на глиняных ногах, когда ржавели до предела духовные скрепы между народом и властной элитой (дворянской, коммунистической), тогда оппозиции достаточно было тихо предать во дворце (февраль 1917 г.) или хором крикнуть на площади (август 1991 г.), чтобы Колосс рухнул. Уроки истории подсказывают, что революционное переустройство власти слишком дорого обходится населению, пора обрести модель развивающейся системы власти, которая способна трансформироваться в соответствии с достижениями в духовной, умственной и производственной сферах жизни общества. Два элемента такой модели прошли испытание временем на доверие народа.

Первый элемент - единоначалие от князей и царей до генсеков и президентов. Самые жестокие правители (Иван Грозный, Пётр I, Сталин) стали наиболее почитаемыми у православного народа, понимавшего, что правители были попущением Божьим за грехи вероотступничества, беззакония, братоубийства, ради очищения от скверны и укрепления государственности. У иноверцев российских противоположное мнение о данных правителях и их деяниях, и это понятно, т.к. у них иное мировоззрение, непонятно только, почему мы позволяем писать официальную историю Государства Российского согласно интерпретации нацменьшинства.

Второй элемент - соборное самоуправление от вече и общины до земства и советов. По системе формирования и функциональным структурам советская власть была образцом демократии, где пропорциональное представительство имели практически все слои населения и национальности, а структура народного контроля действительно работала. Другое дело, что содержание работы этой власти находилось под идеологическим руководством КПСС. После устранения КПСС устранили и советы, т.к. именно западная модель формирования власти позволяла новой элите легально манипулировать общественным мнением и формировать власть по своему усмотрению. Народ выражает своё отношение к новой системе формирования власти тем, что на выборах растёт число не голосующих и голосующих против всех.

Экономические скрепы

Имеют третьестепенное значение по отношению к первым двум, но без них страна также не жизнеспособна. Экономический статус страны в современном мире зависит от наличия идеологии развития, ресурсов и состояния коммуникаций.

Идеология - не в виде фантазий политиков, а в виде системы взаимоувязанных концепций и проектов по решению текущих и стратегических экономических проблем общества - не родилась ещё ни во власти, ни в научной элите.

Кадровые ресурсы находятся в расстроенном состоянии - невостребованные высококвалифицированные специалисты либо обслуживают зарубежные экономики, либо поменяли род занятий, а система подготовки кадров разрушена.

Энергетические и сырьевые ресурсы стали недоступны для немодернизированной части отечественной экономики из-за либеральной ценовой политики. Такая политика могла иметь оправдание, если бы прибыль от продажи дорогих ресурсов шла на модернизацию обрабатывающей промышленности, а не утекала в зарубежные экономики. Какое значение имеет стоимость энергоресурсов для развития экономики, можно проиллюстрировать на действиях властей США, которые развязали войну с Ираком ради дешёвой нефти.

Стратегия развития коммуникационных сетей (связи, транспорта) имеет сегодня такое же базовое значение для экономики страны, как в своё время электрификация и индустриализация. Решение этого вопроса может быть только инновационным и уникальным, адекватным проблеме коммуникационного единства большой по территории страны, здесь и ключ к конкурентоспособности среди высокоразвитых экономик.

Эффективность экономических скреп напрямую зависит от состояния скреп власти, которая должна предлагать идеологию развития страны, основанную на принципах национальной идеи государствообразующего народа.

Развитием и укреплением системы власти сейчас занимается один Президент при духовной поддержке Русской Церкви. Выстроить двухпартийную систему ему пока не удается, а народ теряет доверие ко всем партиям, т.к. они не несут конструктивных идей развития и не занимаются организационной работой по разрешению проблем государства и общества. Если политическая элита сумеет решить положительно вопрос о государствообразующей роли православного народа, то строительство двухпартийной системы приобретет идейно осмысленный вид. Обе партии должны быть едины по мировоззрению, но различны по идеологии развития страны. Одна партия почвенников, другая - западников. Православные почвенники видят источники развития в историческом опыте, в отечественных ресурсах, в принципе самодостаточности. Православные западники - не поклонники западного мировоззрения, а наследники западной политики Петра I, Екатерины II, которые для масштабной модернизации страны привлекали с Запада лучших специалистов и ученых, передовые технологии, при этом не уступивших и пяди государственной независимости. Народы других мировоззрений могут быть представлены в партиях своими фракциями. Таким образом, и государство, и партии будут устроены по одному политическому принципу - государствообразующий народ (партия) несет основное бремя государственного строительства, другие народы (фракции) объединяются вокруг лидера с целью совместного обустройства общего дома. Кто не желает объединяться, может удовлетвориться обустройством своей культурной автономии на территории Православной России.

Матвейчук Сергей Евгеньевич. С 1986 г. - заведующий лабораторией Московского геологоразведочного института. С 1991 г. - руководитель консультационно-маркетинговой фирмы "Компания Содействие", с 2004 г. - руководитель отдела экономики Фонда "Русская Цивилизация".

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях), подробности можно узнать через электронный адрес редакции.

Материал из журнала "Право и безопасность". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию журнала Вы можете узнать на его сайте. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83130. Подписной индекс в каталоге«Газеты. Журналы» Роспечати – 82830. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319, тел./факс (499) 246-5781. (C) 2001 - 2014 "Право и безопасность".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100