Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (11) Июнь 2004г

Угроза распространения наркомании

Бобырёв В.В., заместитель Председателя Комитета Государственной Думы РФ по безопасности

По материалам заседаний круглого стола на тему "Проблемы наркомании - профилактика, лечение, медико-социальная реабилитация наркозависимых, а также о некоторых аспектах противодействия незаконному обороту наркотиков".

Наркомания - это хроническое заболевание, имеющее как личностные, так и социальные причины. Употребление наркотиков, как показывает российский и зарубежный опыт, характерно для всех социальных и этнических групп. Потребление наркотиков представляет самую серьезную опасность для здоровья населения страны.

Наркомания, как свидетельствует статистика, распространяется нарастающими темпами, и масштабы ее распространения очень велики.

С начала 1960-х гг. объем потребляемых наркотиков постоянно рос. Этот рост начался в США, затем эпидемия быстро перешагнула через океан. Сегодня мы являемся свидетелями того, как эта эпидемия охватила уже наши города и села.

В настоящее время в России почти 490 тыс. официально зарегистрированных потребителей наркотиков, в том числе более 340 тыс. - больных наркоманией. А в целом, по оценкам специалистов, в мире насчитывается до 200 млн лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, из них около 3,5 млн - в России. При этом подавляющая их часть - лица в возрасте до 30 лет.

Наркомания - это большая социальная проблема общества. Немедицинское потребление наркотиков ведет к серьезным изменениям в организме человека и даже к смерти. Медицинские работники отмечают, что лечение больных наркоманией - это долгий и изнурительный процесс, и чем раньше начнется соответствующая профилактика, тем больше шансов на излечение. Но медицина не всесильна, а поэтому ежегодно в связи с употреблением наркотиков умирают десятки тысяч человек.

Незаконное потребление наркотиков, являющееся само по себе в соответствии с законодательством преступлением, кроме того, еще и порождает и продуцирует преступность, о чем красноречиво свидетельствует криминальная статистика.

Наркотическая чума разъедает наше общество, проникает в большую часть ее населения, разрушает семьи, размывает моральные устои социального общества, уничтожает будущее нашей нации и подрывает основы государственности.

Поэтому борьба с данным социальным злом приобретает все большую актуальность, и успех в этой борьбе возможен при условии объединения усилий государственных органов, социальных институтов и различных слоев общества.

18 мая 2004 г. в Государственной Думе Российской Федерации состоялся круглый стол на тему "Проблемы наркомании - профилактика, лечение, медико-социальная реабилитация наркозависимых, а также некоторые аспекты противодействия незаконному обороту наркотиков".

Данное мероприятие проводилось совместно Комитетом Государственной Думы по охране здоровья и Комитетом Государственной Думы по безопасности и позволило вместе с представителями федеральных органов исполнительной власти в области здравоохранения, высшего и среднего образования, правоохранительных органов, общественных организаций, а также специализированных научных учреждений обсудить ситуацию, связанную со злоупотреблением наркотических средств и психотропных веществ, с их незаконным оборотом. На круглом столе был представлен ряд проблем, которые требуют незамедлительного разрешения.

Экспансия международного наркобизнеса в Россию

После распада СССР фактически рухнули барьеры, ограждающие страну от массового проникновения наркотиков. Огромная по масштабам и численности населения территория открылась для наркоторговцев, что позволило им расширить сферу своего влияния.

Анализ оперативно-следственной практики правоохранительных органов свидетельствует об увеличении незаконного оборота наркотиков, поступающих извне на территорию страны. При этом более половины наркотиков, находящихся сегодня в нелегальном обороте в стране, зарубежного происхождениия. Контрабандный ввоз, транзит и вывоз наркотиков опийной группы осуществляется преимущественно из стран "золотого полумесяца", в основном из Афганистана. Синтетические наркотики поставляются в Россию преимущественно из стран Европы (Нидерланды, Бельгия, Финляндия, Польша, страны Балтии).

Несмотря на предпринимаемые соответствующими компетентными органами меры, международное сотрудничество в области предупреждения и пресечения транснационального наркобизнеса, мягко говоря, далеко от совершенства. Есть узкие места, требующие вмешательства законодательной и исполнительной власти РФ.

По имеющейся в правоохранительных органах информации, в России существует около тысячи наркогруппировок. Из них треть сформирована по этническому признаку и располагает широкими связями вне России. Происходит активизация организованных криминальных наркогруппировок из стран СНГ. Ими организованы стабильные и разветвленные схемы транзита, поставок и реализации крупных партий наркотиков.

Существующая прозрачность межгосударственных границ способствует беспрепятственному проникновению наркотиков, а поэтому данная проблема требует своего разрешения, причем разрешения не декларативного, а действенного - с обязательным объединением международных сил в части выставления надежного барьера на пути наркотрафика. С этой целью следует активизировать рабочие контакты по линии органов законодательной и исполнительной власти прежде всего с такими странами, как США, Великобритания, Таджикистан, Польша, Казахстан, Киргизия, Пакистан, Иран, Финляндия.

Учитывая темпы разрастания афганской наркоиндустрии, необходимо создать антинаркотический пояс безопасности вокруг Афганистана, в том числе на таджикско-афганской и российско-казахстанской границах. Кроме того, с опорой на международные обязательства России следует активизировать более эффективные пути противодействия контрабанде наркотиков, используя при этом возможности Шанхайской организации сотрудничества и Организации Договора о коллективной безопасности и иных международных договоров.

Примеры такого подхода к решению этой проблемы есть. Так, в ноябре 2003 г. одновременно на южных и западных рубежах страны проводилась масштабная международная операция с привлечением правоохранительных сил и средств России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Армении и Белоруссии. В результате ее проведения выявлено около 1,5 тыс. наркопреступлений, из незаконного оборота изъято почти 2 т различных наркотических средств и 2 т прекурсоров (веществ, используемых при производстве, переработке и изготовлении наркотических средств и психотропных веществ), к уголовной ответственности привлечено около 1000 человек.

В настоящее время в России прекурсоры могут изготавливать около 60 предприятий химической промышленности, а потребителями прекурсоров выступают почти 300 предприятий. Основная причина того - несовершенство нормативно-правовой базы, регламентирующей их оборот, которую следует незамедлительно приводить в соответствие с международными стандартами. Всего из незаконного оборота в прошлом году было изъято около 116 т прекурсоров.

Однако это лишь один из положительных моментов. Проведенные в мире исследования показывают, что конфискация самых больших партий сырья или готовых наркотиков не снижает общего уровня их потребления и даже не приостанавливает эпидемию наркомании. По данным ООН, опубликованным в 2002 г., правоохранительным органам всего мира удается перехватить чуть более четверти всех предназначенных на продажу наркотиков.

Профилактика наркопреступности

Повышая эффективность борьбы с наркопреступностью, только силовыми методами ограничиваться нельзя. В этой связи необходимо активизировать профилактическую деятельность, т.е. деятельность по предупреждению различными методами распространения наркотиков и их незаконного потребления. Целью этой профилактической работы в том числе должны быть снижение спроса на наркотики, поиск новых путей и методов лечения наркозависимых, медицинская и социальная реабилитация больных наркоманией.

Просветительские программы по наркомании способны значительно сократить рост численности наркоманов. Опыт борьбы с наркоманией показывает, что рентабельность программ профилактики и лечения достаточна высока. Правительства зарубежных стран расходуют огромные средства на решение проблем наркомании, ведь эффективные программы профилактики обходятся гораздо дешевле, чем строительство тюрем, современное оборудование по перехвату наркотиков и расходы на медицину, связанную с последствиями наркомании.

К сожалению, нынешняя практика профилактической работы явно не соответствует остроте сложившейся в стране наркоситуации, недостаточна еще наступательность и публичность этой работы. Остается несформированной общегосударственная система мониторинга наркоситуации, отсутствует глубокий анализ статистики, оперативной информации и различных социологических исследований. А без этой кропотливой работы не возможно добиться полного успеха.

С учетом сложной наркоситуации в стране, видимо, следует перераспределить усилия профилактической работы, обеспечив их перенос на муниципальный уровень, в трудовые коллективы, образовательные учреждения, а также по месту жительства граждан. При организации профилактической работы на первое место следует выдвинуть задачу - не допустить население и особенно молодежь к наркотикам. От решения этой задачи во многом зависит снижение угрозы безопасности России, вызванное состоянием наркопреступности.

Межведомственное взаимодействие

Статистические данные показывают, что в 2003 г. зарегистрировано почти 182 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В 1 квартале 2004 г. их уже зарегистрировано свыше 55,5 тыс. (из них более половины - тяжкие и особо тяжкие). Цифры сами по себе внушительные и еще раз указывают на остроту проблемы. Следует заметить, что в течение последних лет данные показатели имели тенденцию к росту.

Поэтому вопрос состояния межведомственного взаимодействия и координации в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков как никогда важен.

Борьба с наркоугрозой в условиях современной ситуации возведена в ранг приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации. Главным орудием этой борьбы является система правоохранительных и иных заинтересованных органов государства. При этом только консолидированные усилия этих органов способны реально противостоять мощной структуре международного наркобизнеса, являющейся одним из звеньев общей цепи национальных угроз.

Развитие и совершенствование взаимодействия структур, являющихся субъектами антинаркотической деятельности, всегда являлось одной из основных задач, что объясняется спецификой профилактики, выявления и пресечения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Межведомственная координация антинаркотической деятельности министерств и ведомств осуществляется в рамках отдельных планов и федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту".

Можно выделить два основных направления межведомственного взаимодействия при проведении совместных мероприятий:

  • проведение широкомасштабных оперативно-профилактических операций;
  • организация раскрытия международных наркопреступлений, проведение контролируемых поставок.

В первом полугодии 2003 г. совместными усилиями МВД России, ФСБ России, ПС ФСБ России, ГТК России и аналогичных правоохранительных органов государств - участников СНГ проведено 7 межведомственных оперативно-профилактических операций.

Результаты (данные предоставлены МВД России):

  • выявлено 2700 наркопреступлений;
  • из незаконного оборота изъято 237 кг наркотических средств (героина, марихуаны, маковой соломы, опия);
  • изъято 856 единиц огнестрельного и холодного оружия, материальных ценностей и контрабандных товаров на сумму свыше 8,5 млн руб.

Масштабы наркопреступности, высокий уровень наркотизации населения побудили руководство страны принять решение о создании в 2003 г. специализированного государственного органа - Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, преобразованного в 2004 г. в связи с административной реформой в Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, наделенную головными функциями в сфере противодействия наркобизнесу, и работа по развитию межведомственного взаимодействия в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков получила свое новое направление. Были проведены совместные оперативные мероприятия, направленные на пресечение незаконного оборота наркотиков, в результате которых только органами внутренних дел (данные предоставлены МВД России) выявлено 2947 наркопреступлений, изъято 236 кг наркотических средств, раскрыто более 6300 иных общеуголовных преступлений.

Данные цифры показывают, что работа правоохранительных органов в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков не стоит на месте. И в этой связи появление новой государственной структуры, занимающейся исключительно вопросами борьбы с незаконным распространением наркотиков, вселяет надежду на то, что межведомственные усилия по профилактике, силовому противодействию, лишению наркомафии финансовой основы, реабилитации наркозависимых будут скоординированы и четко сориентированы по целям и задачам.

Необходимо отметить, что законодательство Российской Федерации предусматривает противодействие незаконному обороту наркотиков силами более чем 7 федеральных органов. Многосубъектность в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков является оправданной и обусловлена спецификой этой работы.

Уголовная ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков

В настоящее время преступления, предусмотренные ст. 229 УК РФ (хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ), ч. 2 и 3 ст. 230 УК РФ (склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ), ч. 2 ст. 231 УК РФ (незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества), ч. 2 ст. 232 УК РФ (организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ), отнесены к исключительной подследственности органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Думаю, что введение альтернативной подследственности по вышеуказанным составам преступлений позволит повысить эффективность общей работы в деле противодействия незаконному обороту наркотиков.

Помимо перечисленных выше проблем в борьбе с наркопреступностью, существуют такие, которым надо уделить особое внимание законодательной власти.

Международные обязательства России в борьбе с незаконным оборотом наркотиков

Насколько действующее в Российской Федерации законодательство в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков и психотропных веществ соответствует принятым нашей страной международным обязательствам?

Юридический постулат, закрепленный в нашем законодательстве, - безусловный примат международных обязательств, принятых Российской Федерацией по договорам и конвенциям. К настоящему времени в мире устоялась достаточно четкая система международных организаций, выполняющих функции надзора и контроля за употреблением и распространением наркотиков, а также пресечения противоправных действий в этих областях. Основой сложившейся системы международных формирований по контролю за производством, движением и употреблением наркотиков являются специализированные учреждения ООН. Сейчас при ООН действует целый комплекс органов в области контроля над наркотическими и психотропными веществами и противодействия их незаконному обороту.

В ООН существует Программа по международному контролю за наркотическими средствами (ЮНДКП), в соответствии с которой Генеральная Ассамблея ООН ежегодно заслушивает доклад Генерального Секретаря ООН об осуществлении всемирной программы действий по борьбе против незаконного производства, предложения, спроса, оборота и распространения наркотических средств и психотропных веществ.

В январе 1998 г. Россия присоединилась к Меморандуму о взаимопонимании и сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотиков между ЮНДКП и Туркменией, Узбекистаном, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. В рамках этого проекта Россия принимает участие в реализации программ по центрально-азиатскому региону. Впервые вопросы взаимодействия России с ЮНДКП были затронуты в 1991 г. во время работы 34-й сессии Комиссии по наркотическим средствам ООН (КНС). В феврале 1993 г. в Вене 2-е Европейское совещание руководителей национальных служб по борьбе с наркотиками положительно оценило работу, проводимую Россией по объединению усилий стран СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, и поддержало подписанное в 1992 г. Соглашение о сотрудничестве МВД стран СНГ и Эстонии в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков и злоупотребления ими. В ходе заседаний на 37-й сессии КНС в 1994 г. на рабочей встрече с группой сотрудников ЮНДКП российской делегацией был представлен проект программы по созданию единой информационной системы стран СНГ на базе МВД России по обмену данными в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Документ был передан ЮНДКП и получил одобрение. В Москве 16-17 апреля 1997 г. ЮНДКП и Правительством РФ была организована Международная конференция о сотрудничестве с Россией в вопросах контроля над наркотиками. На Конференции присутствовали представители 25 стран и 14 международных организаций. В 1998 г. между Правительством РФ и Секретариатом ООН заключено Соглашение об оказании срочного технического содействия в сфере контроля над наркотиками и организованной преступностью. В 1998 г. создан Центр межведомственного взаимодействия в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков при МВД России (на правах Управления). С 1999 г. в Москве функционирует офис представительства ЮНДКП в России и Белоруссии.

Вместе с тем следует отметить, что по-прежнему в ряде случаев принимаемые Государственной Думой РФ законы нарушают принятые РФ международные обязательства. Так, в соответствии с конвенцией о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. государства (в том числе Россия) соглашаются изменить свои национальные законы, чтобы обеспечить конфискацию доходов от незаконного оборота наркотиков. В то же время принятые в 2003 г. поправки в Уголовно-процессуальный кодекс РФ исключили конфискацию из перечня наказаний. А ведь любые убытки наркоторговцев всегда и везде работают в интересах общества. Не думаю, что такая либерализация будет способствовать торжеству принципа неотвратимости наказания, а наоборот, даст возможность наркомафии приумножить свое имущество, полученное в результате преступного распространения наркотиков (кстати, это касается и доходов от иных преступлений). И в этой связи вопрос о возврате конфискации доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков, в Уголовно-процессуальный кодекс РФ весьма актуален.

Еще один важный момент - логика функционирования мирового рынка незаконного оборота наркотиков. Этот рынок работает по тем же законам, что и рынок стали или нефти. Главный регулятор на нем - прибыль. Не случайно во главу угла своей деятельности Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ ставит задачу добиться изъятия с внутреннего рынка незаконного оборота наркотиков более половины его объема. Только в этом случае прибыльность этого, с позволения сказать, бизнеса снизится, что заставит наркоторговцев поднять цены, и наркотики перестанут быть доступны по цене любому школьнику. К сожалению, имеющаяся в правоохранительных органах информация говорит о снижении цен на многие виды наркотиков. И это на фоне того, что в 2003 г. произошло снижение (в 2 раза по сравнению с 2002 г.) количества изъятых из незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Рыночный закон - закон Сэя, по которому предложение рождает свой собственный спрос, нельзя отменить, его всегда следует принимать во внимание, рассматривая задачу по недопущению расширения рынка незаконного оборота наркотиков.

Важной новеллой Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. явилось определение обстоятельств, отягчающих наркопреступления. Конвенция обязала Стороны (государства) обеспечивать принятие во внимание национальными судами и другими имеющими юрисдикцию компетентными органами таких фактических обстоятельств, как участие правонарушителя в других незаконных видах деятельности, которые содействовали совершению данного правонарушения. Сегодня большой проблемой для Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ является деятельность цыганских группировок, распространяющих героин во многих наших уральских и сибирских городах. Но ведь строительство цыганами, безработными по документам, огромных особняков не находит должного внимания со стороны налоговых органов? Почему? Нужен правовой механизм, обязывающий подозреваемых в участии в незаконном обороте наркотиков декларировать свои доходы. Тем более, что он полностью соответствует международным обязательствам, взятым нашей страной.

Еще один пример - в вышеупомянутой конвенции отражено положение о необходимости изыскания средств государством для организации лечения и возвращения к нормальной жизни наркоманов. Это положение в РФ в должной мере не выполняется - нет денег у государства. Тогда как, например, конфискация доходов от незаконного оборота наркотиков могла бы решить в определенной мере эту государственную проблему.

Рекомендации "круглого стола"

Актуальность и злободневность проблем, связанных с продолжающейся наркотизацией нашего общества, подтвердил и ход обсуждения на "круглом столе". Участники единодушно одобрили рекомендации, адресованные Государственной думе, Правительству России, органам государственной власти субъектов РФ. Среди данных рекомендаций можно выделить следующие:

  • активизация законотворческой деятельности по регулированию профилактики наркомании, антинаркотической пропаганды и противодействия незаконному обороту наркотиков;
  • разработка федеральной программы на 2005-09 гг., предусматривающей комплекс мер противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту;
  • инициирование внесения изменений в ст. 228 Уголовного кодекса РФ в части установления крупных и особо крупных размеров наркотических средств и психотропных веществ;
  • разработка и внесение изменений в законодательство в части введения запрета на распространение рекламы табака, пива, наркотических средств и психотропных веществ, а также насилия и жестокости;
  • внесение в Уголовный кодекс РФ, в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Уголовно-исполнительный кодекс РФ положения, регламентирующего правовой механизм предоставления больным наркоманией, первый раз привлекающимся к уголовной ответственности за правонарушения небольшой или средней тяжести, связанные с незаконным оборотом наркотиков, отсрочки от наказания для лечения наркомании и медико-социальной реабилитации;
  • совершенствование правового регулирования профилактики распространения наркомании;
  • направление обращения в Правительство РФ о создании на канале РТР российской молодежной информационно-аналитической программы, ориентированной на пропаганду здорового образа жизни и выпуск просветительских программ по предупреждению распространения наркомании и разъяснению вреда употребления наркотиков;
  • разработка и утверждение федеральной целевой программы "Государственная граница РФ (2004-10 гг.)" с целью пресечения контрабанды наркотиков через территорию Российской Федерации;
  • разработка комплекса мер по совершенствованию содержательного досуга молодежи и внедрение в образовательных учреждениях целевых антинаркотических профилактических обучающих программ.

Бобырев Валентин Васильевич. Кандидат юридических наук. Работал заместителем губернатора Новосибирской области. Депутат Государственной Думы РФ 4 созыва, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по безопасности.

Примечания

1. Требин М.Н. Терроризм в XXI веке. М., 2003. С. 700.

2. Петрищев В.Е. Законодательство Америки и Европы в борьбе с терроризмом // Актуальные проблемы Европы. М., 1999. Вып. 1. С. 126-150.

3. Законодательное обеспечение борьбы с терроризмом. М., 2003. С. 42-43.

Угроза распространения наркомании | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (11) Июнь 2004г

Угроза распространения наркомании

Бобырёв В.В., заместитель Председателя Комитета Государственной Думы РФ по безопасности

По материалам заседаний круглого стола на тему "Проблемы наркомании - профилактика, лечение, медико-социальная реабилитация наркозависимых, а также о некоторых аспектах противодействия незаконному обороту наркотиков".

Наркомания - это хроническое заболевание, имеющее как личностные, так и социальные причины. Употребление наркотиков, как показывает российский и зарубежный опыт, характерно для всех социальных и этнических групп. Потребление наркотиков представляет самую серьезную опасность для здоровья населения страны.

Наркомания, как свидетельствует статистика, распространяется нарастающими темпами, и масштабы ее распространения очень велики.

С начала 1960-х гг. объем потребляемых наркотиков постоянно рос. Этот рост начался в США, затем эпидемия быстро перешагнула через океан. Сегодня мы являемся свидетелями того, как эта эпидемия охватила уже наши города и села.

В настоящее время в России почти 490 тыс. официально зарегистрированных потребителей наркотиков, в том числе более 340 тыс. - больных наркоманией. А в целом, по оценкам специалистов, в мире насчитывается до 200 млн лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, из них около 3,5 млн - в России. При этом подавляющая их часть - лица в возрасте до 30 лет.

Наркомания - это большая социальная проблема общества. Немедицинское потребление наркотиков ведет к серьезным изменениям в организме человека и даже к смерти. Медицинские работники отмечают, что лечение больных наркоманией - это долгий и изнурительный процесс, и чем раньше начнется соответствующая профилактика, тем больше шансов на излечение. Но медицина не всесильна, а поэтому ежегодно в связи с употреблением наркотиков умирают десятки тысяч человек.

Незаконное потребление наркотиков, являющееся само по себе в соответствии с законодательством преступлением, кроме того, еще и порождает и продуцирует преступность, о чем красноречиво свидетельствует криминальная статистика.

Наркотическая чума разъедает наше общество, проникает в большую часть ее населения, разрушает семьи, размывает моральные устои социального общества, уничтожает будущее нашей нации и подрывает основы государственности.

Поэтому борьба с данным социальным злом приобретает все большую актуальность, и успех в этой борьбе возможен при условии объединения усилий государственных органов, социальных институтов и различных слоев общества.

18 мая 2004 г. в Государственной Думе Российской Федерации состоялся круглый стол на тему "Проблемы наркомании - профилактика, лечение, медико-социальная реабилитация наркозависимых, а также некоторые аспекты противодействия незаконному обороту наркотиков".

Данное мероприятие проводилось совместно Комитетом Государственной Думы по охране здоровья и Комитетом Государственной Думы по безопасности и позволило вместе с представителями федеральных органов исполнительной власти в области здравоохранения, высшего и среднего образования, правоохранительных органов, общественных организаций, а также специализированных научных учреждений обсудить ситуацию, связанную со злоупотреблением наркотических средств и психотропных веществ, с их незаконным оборотом. На круглом столе был представлен ряд проблем, которые требуют незамедлительного разрешения.

Экспансия международного наркобизнеса в Россию

После распада СССР фактически рухнули барьеры, ограждающие страну от массового проникновения наркотиков. Огромная по масштабам и численности населения территория открылась для наркоторговцев, что позволило им расширить сферу своего влияния.

Анализ оперативно-следственной практики правоохранительных органов свидетельствует об увеличении незаконного оборота наркотиков, поступающих извне на территорию страны. При этом более половины наркотиков, находящихся сегодня в нелегальном обороте в стране, зарубежного происхождениия. Контрабандный ввоз, транзит и вывоз наркотиков опийной группы осуществляется преимущественно из стран "золотого полумесяца", в основном из Афганистана. Синтетические наркотики поставляются в Россию преимущественно из стран Европы (Нидерланды, Бельгия, Финляндия, Польша, страны Балтии).

Несмотря на предпринимаемые соответствующими компетентными органами меры, международное сотрудничество в области предупреждения и пресечения транснационального наркобизнеса, мягко говоря, далеко от совершенства. Есть узкие места, требующие вмешательства законодательной и исполнительной власти РФ.

По имеющейся в правоохранительных органах информации, в России существует около тысячи наркогруппировок. Из них треть сформирована по этническому признаку и располагает широкими связями вне России. Происходит активизация организованных криминальных наркогруппировок из стран СНГ. Ими организованы стабильные и разветвленные схемы транзита, поставок и реализации крупных партий наркотиков.

Существующая прозрачность межгосударственных границ способствует беспрепятственному проникновению наркотиков, а поэтому данная проблема требует своего разрешения, причем разрешения не декларативного, а действенного - с обязательным объединением международных сил в части выставления надежного барьера на пути наркотрафика. С этой целью следует активизировать рабочие контакты по линии органов законодательной и исполнительной власти прежде всего с такими странами, как США, Великобритания, Таджикистан, Польша, Казахстан, Киргизия, Пакистан, Иран, Финляндия.

Учитывая темпы разрастания афганской наркоиндустрии, необходимо создать антинаркотический пояс безопасности вокруг Афганистана, в том числе на таджикско-афганской и российско-казахстанской границах. Кроме того, с опорой на международные обязательства России следует активизировать более эффективные пути противодействия контрабанде наркотиков, используя при этом возможности Шанхайской организации сотрудничества и Организации Договора о коллективной безопасности и иных международных договоров.

Примеры такого подхода к решению этой проблемы есть. Так, в ноябре 2003 г. одновременно на южных и западных рубежах страны проводилась масштабная международная операция с привлечением правоохранительных сил и средств России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Армении и Белоруссии. В результате ее проведения выявлено около 1,5 тыс. наркопреступлений, из незаконного оборота изъято почти 2 т различных наркотических средств и 2 т прекурсоров (веществ, используемых при производстве, переработке и изготовлении наркотических средств и психотропных веществ), к уголовной ответственности привлечено около 1000 человек.

В настоящее время в России прекурсоры могут изготавливать около 60 предприятий химической промышленности, а потребителями прекурсоров выступают почти 300 предприятий. Основная причина того - несовершенство нормативно-правовой базы, регламентирующей их оборот, которую следует незамедлительно приводить в соответствие с международными стандартами. Всего из незаконного оборота в прошлом году было изъято около 116 т прекурсоров.

Однако это лишь один из положительных моментов. Проведенные в мире исследования показывают, что конфискация самых больших партий сырья или готовых наркотиков не снижает общего уровня их потребления и даже не приостанавливает эпидемию наркомании. По данным ООН, опубликованным в 2002 г., правоохранительным органам всего мира удается перехватить чуть более четверти всех предназначенных на продажу наркотиков.

Профилактика наркопреступности

Повышая эффективность борьбы с наркопреступностью, только силовыми методами ограничиваться нельзя. В этой связи необходимо активизировать профилактическую деятельность, т.е. деятельность по предупреждению различными методами распространения наркотиков и их незаконного потребления. Целью этой профилактической работы в том числе должны быть снижение спроса на наркотики, поиск новых путей и методов лечения наркозависимых, медицинская и социальная реабилитация больных наркоманией.

Просветительские программы по наркомании способны значительно сократить рост численности наркоманов. Опыт борьбы с наркоманией показывает, что рентабельность программ профилактики и лечения достаточна высока. Правительства зарубежных стран расходуют огромные средства на решение проблем наркомании, ведь эффективные программы профилактики обходятся гораздо дешевле, чем строительство тюрем, современное оборудование по перехвату наркотиков и расходы на медицину, связанную с последствиями наркомании.

К сожалению, нынешняя практика профилактической работы явно не соответствует остроте сложившейся в стране наркоситуации, недостаточна еще наступательность и публичность этой работы. Остается несформированной общегосударственная система мониторинга наркоситуации, отсутствует глубокий анализ статистики, оперативной информации и различных социологических исследований. А без этой кропотливой работы не возможно добиться полного успеха.

С учетом сложной наркоситуации в стране, видимо, следует перераспределить усилия профилактической работы, обеспечив их перенос на муниципальный уровень, в трудовые коллективы, образовательные учреждения, а также по месту жительства граждан. При организации профилактической работы на первое место следует выдвинуть задачу - не допустить население и особенно молодежь к наркотикам. От решения этой задачи во многом зависит снижение угрозы безопасности России, вызванное состоянием наркопреступности.

Межведомственное взаимодействие

Статистические данные показывают, что в 2003 г. зарегистрировано почти 182 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В 1 квартале 2004 г. их уже зарегистрировано свыше 55,5 тыс. (из них более половины - тяжкие и особо тяжкие). Цифры сами по себе внушительные и еще раз указывают на остроту проблемы. Следует заметить, что в течение последних лет данные показатели имели тенденцию к росту.

Поэтому вопрос состояния межведомственного взаимодействия и координации в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков как никогда важен.

Борьба с наркоугрозой в условиях современной ситуации возведена в ранг приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации. Главным орудием этой борьбы является система правоохранительных и иных заинтересованных органов государства. При этом только консолидированные усилия этих органов способны реально противостоять мощной структуре международного наркобизнеса, являющейся одним из звеньев общей цепи национальных угроз.

Развитие и совершенствование взаимодействия структур, являющихся субъектами антинаркотической деятельности, всегда являлось одной из основных задач, что объясняется спецификой профилактики, выявления и пресечения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Межведомственная координация антинаркотической деятельности министерств и ведомств осуществляется в рамках отдельных планов и федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту".

Можно выделить два основных направления межведомственного взаимодействия при проведении совместных мероприятий:

  • проведение широкомасштабных оперативно-профилактических операций;
  • организация раскрытия международных наркопреступлений, проведение контролируемых поставок.

В первом полугодии 2003 г. совместными усилиями МВД России, ФСБ России, ПС ФСБ России, ГТК России и аналогичных правоохранительных органов государств - участников СНГ проведено 7 межведомственных оперативно-профилактических операций.

Результаты (данные предоставлены МВД России):

  • выявлено 2700 наркопреступлений;
  • из незаконного оборота изъято 237 кг наркотических средств (героина, марихуаны, маковой соломы, опия);
  • изъято 856 единиц огнестрельного и холодного оружия, материальных ценностей и контрабандных товаров на сумму свыше 8,5 млн руб.

Масштабы наркопреступности, высокий уровень наркотизации населения побудили руководство страны принять решение о создании в 2003 г. специализированного государственного органа - Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, преобразованного в 2004 г. в связи с административной реформой в Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, наделенную головными функциями в сфере противодействия наркобизнесу, и работа по развитию межведомственного взаимодействия в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков получила свое новое направление. Были проведены совместные оперативные мероприятия, направленные на пресечение незаконного оборота наркотиков, в результате которых только органами внутренних дел (данные предоставлены МВД России) выявлено 2947 наркопреступлений, изъято 236 кг наркотических средств, раскрыто более 6300 иных общеуголовных преступлений.

Данные цифры показывают, что работа правоохранительных органов в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков не стоит на месте. И в этой связи появление новой государственной структуры, занимающейся исключительно вопросами борьбы с незаконным распространением наркотиков, вселяет надежду на то, что межведомственные усилия по профилактике, силовому противодействию, лишению наркомафии финансовой основы, реабилитации наркозависимых будут скоординированы и четко сориентированы по целям и задачам.

Необходимо отметить, что законодательство Российской Федерации предусматривает противодействие незаконному обороту наркотиков силами более чем 7 федеральных органов. Многосубъектность в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков является оправданной и обусловлена спецификой этой работы.

Уголовная ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков

В настоящее время преступления, предусмотренные ст. 229 УК РФ (хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ), ч. 2 и 3 ст. 230 УК РФ (склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ), ч. 2 ст. 231 УК РФ (незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества), ч. 2 ст. 232 УК РФ (организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ), отнесены к исключительной подследственности органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Думаю, что введение альтернативной подследственности по вышеуказанным составам преступлений позволит повысить эффективность общей работы в деле противодействия незаконному обороту наркотиков.

Помимо перечисленных выше проблем в борьбе с наркопреступностью, существуют такие, которым надо уделить особое внимание законодательной власти.

Международные обязательства России в борьбе с незаконным оборотом наркотиков

Насколько действующее в Российской Федерации законодательство в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков и психотропных веществ соответствует принятым нашей страной международным обязательствам?

Юридический постулат, закрепленный в нашем законодательстве, - безусловный примат международных обязательств, принятых Российской Федерацией по договорам и конвенциям. К настоящему времени в мире устоялась достаточно четкая система международных организаций, выполняющих функции надзора и контроля за употреблением и распространением наркотиков, а также пресечения противоправных действий в этих областях. Основой сложившейся системы международных формирований по контролю за производством, движением и употреблением наркотиков являются специализированные учреждения ООН. Сейчас при ООН действует целый комплекс органов в области контроля над наркотическими и психотропными веществами и противодействия их незаконному обороту.

В ООН существует Программа по международному контролю за наркотическими средствами (ЮНДКП), в соответствии с которой Генеральная Ассамблея ООН ежегодно заслушивает доклад Генерального Секретаря ООН об осуществлении всемирной программы действий по борьбе против незаконного производства, предложения, спроса, оборота и распространения наркотических средств и психотропных веществ.

В январе 1998 г. Россия присоединилась к Меморандуму о взаимопонимании и сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотиков между ЮНДКП и Туркменией, Узбекистаном, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. В рамках этого проекта Россия принимает участие в реализации программ по центрально-азиатскому региону. Впервые вопросы взаимодействия России с ЮНДКП были затронуты в 1991 г. во время работы 34-й сессии Комиссии по наркотическим средствам ООН (КНС). В феврале 1993 г. в Вене 2-е Европейское совещание руководителей национальных служб по борьбе с наркотиками положительно оценило работу, проводимую Россией по объединению усилий стран СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, и поддержало подписанное в 1992 г. Соглашение о сотрудничестве МВД стран СНГ и Эстонии в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков и злоупотребления ими. В ходе заседаний на 37-й сессии КНС в 1994 г. на рабочей встрече с группой сотрудников ЮНДКП российской делегацией был представлен проект программы по созданию единой информационной системы стран СНГ на базе МВД России по обмену данными в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Документ был передан ЮНДКП и получил одобрение. В Москве 16-17 апреля 1997 г. ЮНДКП и Правительством РФ была организована Международная конференция о сотрудничестве с Россией в вопросах контроля над наркотиками. На Конференции присутствовали представители 25 стран и 14 международных организаций. В 1998 г. между Правительством РФ и Секретариатом ООН заключено Соглашение об оказании срочного технического содействия в сфере контроля над наркотиками и организованной преступностью. В 1998 г. создан Центр межведомственного взаимодействия в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков при МВД России (на правах Управления). С 1999 г. в Москве функционирует офис представительства ЮНДКП в России и Белоруссии.

Вместе с тем следует отметить, что по-прежнему в ряде случаев принимаемые Государственной Думой РФ законы нарушают принятые РФ международные обязательства. Так, в соответствии с конвенцией о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. государства (в том числе Россия) соглашаются изменить свои национальные законы, чтобы обеспечить конфискацию доходов от незаконного оборота наркотиков. В то же время принятые в 2003 г. поправки в Уголовно-процессуальный кодекс РФ исключили конфискацию из перечня наказаний. А ведь любые убытки наркоторговцев всегда и везде работают в интересах общества. Не думаю, что такая либерализация будет способствовать торжеству принципа неотвратимости наказания, а наоборот, даст возможность наркомафии приумножить свое имущество, полученное в результате преступного распространения наркотиков (кстати, это касается и доходов от иных преступлений). И в этой связи вопрос о возврате конфискации доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков, в Уголовно-процессуальный кодекс РФ весьма актуален.

Еще один важный момент - логика функционирования мирового рынка незаконного оборота наркотиков. Этот рынок работает по тем же законам, что и рынок стали или нефти. Главный регулятор на нем - прибыль. Не случайно во главу угла своей деятельности Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ ставит задачу добиться изъятия с внутреннего рынка незаконного оборота наркотиков более половины его объема. Только в этом случае прибыльность этого, с позволения сказать, бизнеса снизится, что заставит наркоторговцев поднять цены, и наркотики перестанут быть доступны по цене любому школьнику. К сожалению, имеющаяся в правоохранительных органах информация говорит о снижении цен на многие виды наркотиков. И это на фоне того, что в 2003 г. произошло снижение (в 2 раза по сравнению с 2002 г.) количества изъятых из незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Рыночный закон - закон Сэя, по которому предложение рождает свой собственный спрос, нельзя отменить, его всегда следует принимать во внимание, рассматривая задачу по недопущению расширения рынка незаконного оборота наркотиков.

Важной новеллой Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. явилось определение обстоятельств, отягчающих наркопреступления. Конвенция обязала Стороны (государства) обеспечивать принятие во внимание национальными судами и другими имеющими юрисдикцию компетентными органами таких фактических обстоятельств, как участие правонарушителя в других незаконных видах деятельности, которые содействовали совершению данного правонарушения. Сегодня большой проблемой для Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ является деятельность цыганских группировок, распространяющих героин во многих наших уральских и сибирских городах. Но ведь строительство цыганами, безработными по документам, огромных особняков не находит должного внимания со стороны налоговых органов? Почему? Нужен правовой механизм, обязывающий подозреваемых в участии в незаконном обороте наркотиков декларировать свои доходы. Тем более, что он полностью соответствует международным обязательствам, взятым нашей страной.

Еще один пример - в вышеупомянутой конвенции отражено положение о необходимости изыскания средств государством для организации лечения и возвращения к нормальной жизни наркоманов. Это положение в РФ в должной мере не выполняется - нет денег у государства. Тогда как, например, конфискация доходов от незаконного оборота наркотиков могла бы решить в определенной мере эту государственную проблему.

Рекомендации "круглого стола"

Актуальность и злободневность проблем, связанных с продолжающейся наркотизацией нашего общества, подтвердил и ход обсуждения на "круглом столе". Участники единодушно одобрили рекомендации, адресованные Государственной думе, Правительству России, органам государственной власти субъектов РФ. Среди данных рекомендаций можно выделить следующие:

  • активизация законотворческой деятельности по регулированию профилактики наркомании, антинаркотической пропаганды и противодействия незаконному обороту наркотиков;
  • разработка федеральной программы на 2005-09 гг., предусматривающей комплекс мер противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту;
  • инициирование внесения изменений в ст. 228 Уголовного кодекса РФ в части установления крупных и особо крупных размеров наркотических средств и психотропных веществ;
  • разработка и внесение изменений в законодательство в части введения запрета на распространение рекламы табака, пива, наркотических средств и психотропных веществ, а также насилия и жестокости;
  • внесение в Уголовный кодекс РФ, в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Уголовно-исполнительный кодекс РФ положения, регламентирующего правовой механизм предоставления больным наркоманией, первый раз привлекающимся к уголовной ответственности за правонарушения небольшой или средней тяжести, связанные с незаконным оборотом наркотиков, отсрочки от наказания для лечения наркомании и медико-социальной реабилитации;
  • совершенствование правового регулирования профилактики распространения наркомании;
  • направление обращения в Правительство РФ о создании на канале РТР российской молодежной информационно-аналитической программы, ориентированной на пропаганду здорового образа жизни и выпуск просветительских программ по предупреждению распространения наркомании и разъяснению вреда употребления наркотиков;
  • разработка и утверждение федеральной целевой программы "Государственная граница РФ (2004-10 гг.)" с целью пресечения контрабанды наркотиков через территорию Российской Федерации;
  • разработка комплекса мер по совершенствованию содержательного досуга молодежи и внедрение в образовательных учреждениях целевых антинаркотических профилактических обучающих программ.

Бобырев Валентин Васильевич. Кандидат юридических наук. Работал заместителем губернатора Новосибирской области. Депутат Государственной Думы РФ 4 созыва, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по безопасности.

Примечания

1. Требин М.Н. Терроризм в XXI веке. М., 2003. С. 700.

2. Петрищев В.Е. Законодательство Америки и Европы в борьбе с терроризмом // Актуальные проблемы Европы. М., 1999. Вып. 1. С. 126-150.

3. Законодательное обеспечение борьбы с терроризмом. М., 2003. С. 42-43.