Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (11) Июнь 2004г

Актуальные проблемы законодательного обеспечения борьбы с терроризмом

13 апреля 2004 г. в Москве состоялись парламентские слушания на тему: "Актуальные проблемы законодательного обеспечения борьбы с терроризмом", которые проводились Комитетом Государственной Думы по безопасности.

В парламентских слушаниях приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители Администрации Президента РФ, Совета Безопасности РФ, Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств, специализированных научных учреждений, учебных заведений, общественных организаций, средств массовой информации.

Участники парламентских слушаний отмечают:

Терроризм как явление во многом обусловлен нерешенностью острых политических, национально-этнических и социально-экономических проблем, углубляющимся разрывом в уровнях благосостояния между высокоразвитыми странами и остальным миром. Современный терроризм в значительной степени представляет собой следствие политики формирования "нового мирового порядка" и процесса глобализации в интересах "золотого миллиарда".

Социальная и политическая обстановка в России в постсоветский период характеризовалась наличием глубоких кризисных явлений, обострением социальных конфликтов, противоречивым ходом реформ, появлением новых вызовов и угроз интересам и безопасности страны. Все это является питательной средой для терроризма, который стал одной из наиболее острых угроз для жизненно важных интересов личности, общества и государства, представляет опасность для политической системы Российской Федерации, ее конституционного строя, общественной безопасности и эффективности государственного управления. Террористические акты на Северном Кавказе, в Москве и ряде других регионов, взрывы жилых домов, объектов транспорта, в общественных местах, повлекшие многочисленные человеческие жертвы, формируют среди населения обстановку тревоги, утраты доверия к возможностям государственных институтов по защите общества.

В числе основных внутренних условий роста террористических проявлений в России особую роль играют образование очагов сепаратизма, межэтнические противоречия и конфликты, идеологический раскол и криминализация общества, критически опасные масштабы организованной преступности и коррупции.

Внешние условия, которые являются определяющими причинами терроризма в России, заключаются в активизации геополитических притязаний внешних сил к Российской Федерации, а также в переносе на российскую территорию противостояния некоторых зарубежных политических сил.

Современный терроризм постоянно расширяет арсенал используемых средств и методов, прежде всего современные информационно-телекоммуникационные технологии, позволяющие дистанционно воздействовать на системы управления технологическими процессами вредных и опасных производств (химическое производство, объекты атомной энергии и др.), объектов критической инфраструктуры (транспортной, энергетической, систем связи и др.).

Масштабы террористических проявлений в России обусловливают необходимость создания государственной системы противодействия терроризму, обеспечивающей комплексное решение задач по предупреждению, выявлению, пресечению террористических актов и ликвидации их последствий, надлежащей правовой и материально-технической обеспеченности деятельности по предупреждению терроризма и транснациональной преступности, согласованных усилий всех субъектов борьбы с терроризмом.

Одна из основных задач в области противодействия терроризму в условиях современной России состоит в адекватном законодательном обеспечении борьбы с этим крайне опасным явлением.

В последние годы в результате проведенной в этой области работы в Российской Федерации были заложены основы ранее отсутствовавшей законодательной базы борьбы с терроризмом. Действующим законодательством регулируется достаточно широкий круг вопросов в этой сфере: даны понятия терроризма, террористической деятельности и преступлений террористического характера, определены субъекты борьбы с терроризмом, их задачи, функции и полномочия, заложены правовые основания проведения контртеррористических операций, возмещения вреда лицам, пострадавшим от террористических актов, их социальной реабилитации, а также решен ряд иных вопросов антитеррористической деятельности.

В то же время правоприменительная практика, обсуждение на парламентских слушаниях свидетельствуют о том, что в целом антитеррористическое законодательство страдает отсутствием системности, отдельные нормы законов не дополняют друг друга, существуют как бы обособленно, а иногда и вступают между собой в противоречие. Российское законодательство, направленное на обеспечение безопасности, недостаточно учитывает технологический уровень современных угроз и не всегда позволяет субъектам борьбы с терроризмом использовать средства и методы, адекватные угрозам. В этой связи оно не в полной мере соответствует современным реалиям, международным нормам и нуждается в определенной корректировке, а также разработке целого ряда нормативных правовых актов.

Наряду с этим перед российским обществом стоит более масштабная задача формирования эффективной государственной системы противодействия терроризму, призванной своевременно выявлять причины и истоки терроризма и экстремизма, обеспечивать действенные профилактику, пресечение террористических проявлений в нашей стране и ликвидацию последствий террористических актов.

Исходя из вышеизложенного, участники парламентских слушаний рекомендуют:

Президенту Российской Федерации

Принимая во внимание крайнюю актуальность и остроту проблемы терроризма в глобальном масштабе и в условиях Российской Федерации, выступить с политической инициативой, направленной на создание эффективной государственной системы противодействия терроризму, формирование национального антитеррористического фронта, максимально широкое международное сотрудничество, в первую очередь в рамках Содружества Независимых Государств, в минимизации последствий новых вызовов и угроз.

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

1. Рассматривать задачу развития и совершенствования антитеррористической, антикриминальной законодательной базы в Российской Федерации, в том числе в части обеспечения международного сотрудничества в борьбе с терроризмом, транснациональной преступностью и наркобизнесом, в качестве одного из приоритетных направлений законотворческой деятельности и необходимым условием создания в Российской Федерации эффективной государственной системы противодействия терроризму.

2. В целях комплексного решения задачи совершенствования законодательных основ борьбы с терроризмом определить следующие направления этой работы в рамках Государственной Думы:

  • повышение роли и ответственности всех субъектов антитеррористической деятельности;
  • защита прав и интересов жертв терактов и участников антитеррористических мероприятий;
  • обеспечение адекватного финансирования и технического оснащения субъектов борьбы с терроризмом;
  • экспертиза нормативно-правовой базы на предмет террористической уязвимости, прежде всего, в части жилищного и промышленного строительства, развития транспортных систем, готовности органов здравоохранения, средств МЧС для работы в период чрезвычайных ситуаций;
  • неотвратимость и ужесточение ответственности за участие в террористической деятельности, в том числе за сопутствующие терроризму преступления, такие как вербовка членов террористических групп, использование, финансирование и обучение наемников;
  • изучение целесообразности предоставления дополнительных полномочий субъектам борьбы с терроризмом, в том числе антитеррористическим комиссиям на уровне Правительства России и субъектов Федерации; изучение возможности введения эффективной системы блокирования, ареста, изъятия и конфискации средств и имущества террористов; изучение возможности создания правовых основ для введения в уголовный процесс и использования в качестве доказательств данных разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

3. В рамках решения задачи совершенствования и систематизации антитеррористического законодательства, с учетом предложений участников данных парламентских слушаний, уточнить и доработать:

Федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении", Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ, Федеральные законы "О борьбе с терроризмом", "О безопасности", "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", "Об оперативно-розыскной деятельности", "Об использовании атомной энергии", "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации", "О милиции", "О внутренних войсках МВД России", "О внешней разведке", "О средствах массовой информации", "О связи", "О почтовой связи", другие федеральные законы, регламентирующие деятельность правоохранительных органов и спецслужб, федеральные законы в сфере градостроительства, эксплуатации транспортных систем, защиты объектов повышенной опасности, а также проект федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства"; разработать проект федерального закона "О государственном финансовом контроле в Российской Федерации" и концепцию федерального закона о борьбе с организованной преступностью.

4. Максимально полно использовать возможности межпарламентских связей, работы в межпарламентских сообществах для доведения до парламентариев зарубежных стран позиции России о необходимости объединения усилий в борьбе с терроризмом, в том числе по розыску и преданию суду террористов.

5. Участники парламентских слушаний призывают всех депутатов Государственной Думы, невзирая на партийную принадлежность и идеологическую разобщенность, стать единым монолитным фронтом в борьбе с терроризмом, принять столь необходимые в данной сфере законы, работая в избирательных округах, в субъектах Федерации, способствовать формированию в обществе осознания необходимости консолидации усилий всех граждан в борьбе с терроризмом, создания атмосферы невозможности террористам реализовать свои преступные замыслы.

Правительству Российской Федерации

В качестве основных направлений формирования эффективной государственной системы противодействия терроризму считать:

1. Развитие действующего антитеррористического законодательства Российской Федерации и разработку пакета концептуальных, нормативных и методических документов:

  • единый понятийный аппарат по антитерроризму;
  • концепция антитеррористической защиты критически важных для национальной безопасности объектов;
  • перечень проектных угроз и моделей нарушителей для критически важных объектов и объектов обеспечения жизнедеятельности населения Российской Федерации.

2. На основании разработки указанного в п. 1 пакета документов подготовку проекта федерального закона "О противодействии терроризму".

3. Развитие государственных институтов, призванных выполнять функцию несущей конструкции для формирования государственной системы противодействия террористической угрозе (субъекты борьбы с терроризмом и субъекты, участвующие в этой работе в рамках своей компетенции; четкая организация вертикали антитеррористических комиссий - от федеральной до региональных и налаживание их эффективного функционирования; органы социальной реабилитации и морально-психологической поддержки населения; медицина катастроф и др.).

4. Разработку и реализацию Федеральной целевой программы "Антитеррор" на 2005-2007 гг. Обратить особое внимание на выработку дополнительных мер по предупреждению ядерного, радиологического, биологического и химического терроризма, а также по обеспечению защиты объектов повышенной опасности, в том числе в сфере градостроительства и на транспорте. Предусмотреть, в частности, широкое использование современных средств обнаружения нарушителей, вторгшихся в охраняемую область, другие уже существующие отечественные разработки, а также средства системного программного обеспечения отечественного производства для использования в системах управления критически важных объектов.

5. Совместно с президентскими структурами, политическими партиями, общественно-политическими организациями и лидерами традиционных религиозных конфессий мобилизацию институтов гражданского общества и российской общественности на расширение профилактики и предупреждение терроризма, в том числе гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений, формирование у населения мотивации личной сопричастности к антитеррористической борьбе, а также воспитание и обучение молодого поколения по специально разработанным для школ и вузов антитеррористическим программам.

6. В целях пресечения террористической и другой организованной преступной деятельности, исходящей извне, рассмотрение целесообразности введения визового режима со всеми государствами ближнего зарубежья, за исключением Республики Беларусь.

7. Обеспечение своевременного предоставления средствам массовой информации, в части, не противоречащей действующему законодательству, достоверных сведений о ходе расследования актов терроризма, о рассмотрении таких дел в судах и наказании виновных.

8. Углубление международного сотрудничества в области борьбы с терроризмом по линии спецслужб и правоохранительных органов, в первую очередь в части пресечения каналов финансирования террористической и экстремистской деятельности.

9. Систематическое изучение и продуманное заимствование международного опыта борьбы с терроризмом, включая проработку вопроса об использовании опыта США по введению режима цветовых или номерных уровней (степеней) террористической угрозы в стране.

Средствам массовой информации

Принимая во внимание большую роль СМИ в формировании общественно-политического климата в стране, занять ответственную гражданскую позицию в деле создания национального антитеррористического фронта, воспитания населения в духе бдительности, осознания необходимости осуществления контртеррористических мер, сопричастности каждого гражданина к борьбе с терроризмом и экстремизмом.

Председатель Комитета Государственной Думы по безопасности В.А.Васильев

Актуальные проблемы законодательного обеспечения борьбы с терроризмом | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (11) Июнь 2004г

Актуальные проблемы законодательного обеспечения борьбы с терроризмом

13 апреля 2004 г. в Москве состоялись парламентские слушания на тему: "Актуальные проблемы законодательного обеспечения борьбы с терроризмом", которые проводились Комитетом Государственной Думы по безопасности.

В парламентских слушаниях приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители Администрации Президента РФ, Совета Безопасности РФ, Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств, специализированных научных учреждений, учебных заведений, общественных организаций, средств массовой информации.

Участники парламентских слушаний отмечают:

Терроризм как явление во многом обусловлен нерешенностью острых политических, национально-этнических и социально-экономических проблем, углубляющимся разрывом в уровнях благосостояния между высокоразвитыми странами и остальным миром. Современный терроризм в значительной степени представляет собой следствие политики формирования "нового мирового порядка" и процесса глобализации в интересах "золотого миллиарда".

Социальная и политическая обстановка в России в постсоветский период характеризовалась наличием глубоких кризисных явлений, обострением социальных конфликтов, противоречивым ходом реформ, появлением новых вызовов и угроз интересам и безопасности страны. Все это является питательной средой для терроризма, который стал одной из наиболее острых угроз для жизненно важных интересов личности, общества и государства, представляет опасность для политической системы Российской Федерации, ее конституционного строя, общественной безопасности и эффективности государственного управления. Террористические акты на Северном Кавказе, в Москве и ряде других регионов, взрывы жилых домов, объектов транспорта, в общественных местах, повлекшие многочисленные человеческие жертвы, формируют среди населения обстановку тревоги, утраты доверия к возможностям государственных институтов по защите общества.

В числе основных внутренних условий роста террористических проявлений в России особую роль играют образование очагов сепаратизма, межэтнические противоречия и конфликты, идеологический раскол и криминализация общества, критически опасные масштабы организованной преступности и коррупции.

Внешние условия, которые являются определяющими причинами терроризма в России, заключаются в активизации геополитических притязаний внешних сил к Российской Федерации, а также в переносе на российскую территорию противостояния некоторых зарубежных политических сил.

Современный терроризм постоянно расширяет арсенал используемых средств и методов, прежде всего современные информационно-телекоммуникационные технологии, позволяющие дистанционно воздействовать на системы управления технологическими процессами вредных и опасных производств (химическое производство, объекты атомной энергии и др.), объектов критической инфраструктуры (транспортной, энергетической, систем связи и др.).

Масштабы террористических проявлений в России обусловливают необходимость создания государственной системы противодействия терроризму, обеспечивающей комплексное решение задач по предупреждению, выявлению, пресечению террористических актов и ликвидации их последствий, надлежащей правовой и материально-технической обеспеченности деятельности по предупреждению терроризма и транснациональной преступности, согласованных усилий всех субъектов борьбы с терроризмом.

Одна из основных задач в области противодействия терроризму в условиях современной России состоит в адекватном законодательном обеспечении борьбы с этим крайне опасным явлением.

В последние годы в результате проведенной в этой области работы в Российской Федерации были заложены основы ранее отсутствовавшей законодательной базы борьбы с терроризмом. Действующим законодательством регулируется достаточно широкий круг вопросов в этой сфере: даны понятия терроризма, террористической деятельности и преступлений террористического характера, определены субъекты борьбы с терроризмом, их задачи, функции и полномочия, заложены правовые основания проведения контртеррористических операций, возмещения вреда лицам, пострадавшим от террористических актов, их социальной реабилитации, а также решен ряд иных вопросов антитеррористической деятельности.

В то же время правоприменительная практика, обсуждение на парламентских слушаниях свидетельствуют о том, что в целом антитеррористическое законодательство страдает отсутствием системности, отдельные нормы законов не дополняют друг друга, существуют как бы обособленно, а иногда и вступают между собой в противоречие. Российское законодательство, направленное на обеспечение безопасности, недостаточно учитывает технологический уровень современных угроз и не всегда позволяет субъектам борьбы с терроризмом использовать средства и методы, адекватные угрозам. В этой связи оно не в полной мере соответствует современным реалиям, международным нормам и нуждается в определенной корректировке, а также разработке целого ряда нормативных правовых актов.

Наряду с этим перед российским обществом стоит более масштабная задача формирования эффективной государственной системы противодействия терроризму, призванной своевременно выявлять причины и истоки терроризма и экстремизма, обеспечивать действенные профилактику, пресечение террористических проявлений в нашей стране и ликвидацию последствий террористических актов.

Исходя из вышеизложенного, участники парламентских слушаний рекомендуют:

Президенту Российской Федерации

Принимая во внимание крайнюю актуальность и остроту проблемы терроризма в глобальном масштабе и в условиях Российской Федерации, выступить с политической инициативой, направленной на создание эффективной государственной системы противодействия терроризму, формирование национального антитеррористического фронта, максимально широкое международное сотрудничество, в первую очередь в рамках Содружества Независимых Государств, в минимизации последствий новых вызовов и угроз.

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

1. Рассматривать задачу развития и совершенствования антитеррористической, антикриминальной законодательной базы в Российской Федерации, в том числе в части обеспечения международного сотрудничества в борьбе с терроризмом, транснациональной преступностью и наркобизнесом, в качестве одного из приоритетных направлений законотворческой деятельности и необходимым условием создания в Российской Федерации эффективной государственной системы противодействия терроризму.

2. В целях комплексного решения задачи совершенствования законодательных основ борьбы с терроризмом определить следующие направления этой работы в рамках Государственной Думы:

  • повышение роли и ответственности всех субъектов антитеррористической деятельности;
  • защита прав и интересов жертв терактов и участников антитеррористических мероприятий;
  • обеспечение адекватного финансирования и технического оснащения субъектов борьбы с терроризмом;
  • экспертиза нормативно-правовой базы на предмет террористической уязвимости, прежде всего, в части жилищного и промышленного строительства, развития транспортных систем, готовности органов здравоохранения, средств МЧС для работы в период чрезвычайных ситуаций;
  • неотвратимость и ужесточение ответственности за участие в террористической деятельности, в том числе за сопутствующие терроризму преступления, такие как вербовка членов террористических групп, использование, финансирование и обучение наемников;
  • изучение целесообразности предоставления дополнительных полномочий субъектам борьбы с терроризмом, в том числе антитеррористическим комиссиям на уровне Правительства России и субъектов Федерации; изучение возможности введения эффективной системы блокирования, ареста, изъятия и конфискации средств и имущества террористов; изучение возможности создания правовых основ для введения в уголовный процесс и использования в качестве доказательств данных разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

3. В рамках решения задачи совершенствования и систематизации антитеррористического законодательства, с учетом предложений участников данных парламентских слушаний, уточнить и доработать:

Федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении", Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ, Федеральные законы "О борьбе с терроризмом", "О безопасности", "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", "Об оперативно-розыскной деятельности", "Об использовании атомной энергии", "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации", "О милиции", "О внутренних войсках МВД России", "О внешней разведке", "О средствах массовой информации", "О связи", "О почтовой связи", другие федеральные законы, регламентирующие деятельность правоохранительных органов и спецслужб, федеральные законы в сфере градостроительства, эксплуатации транспортных систем, защиты объектов повышенной опасности, а также проект федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства"; разработать проект федерального закона "О государственном финансовом контроле в Российской Федерации" и концепцию федерального закона о борьбе с организованной преступностью.

4. Максимально полно использовать возможности межпарламентских связей, работы в межпарламентских сообществах для доведения до парламентариев зарубежных стран позиции России о необходимости объединения усилий в борьбе с терроризмом, в том числе по розыску и преданию суду террористов.

5. Участники парламентских слушаний призывают всех депутатов Государственной Думы, невзирая на партийную принадлежность и идеологическую разобщенность, стать единым монолитным фронтом в борьбе с терроризмом, принять столь необходимые в данной сфере законы, работая в избирательных округах, в субъектах Федерации, способствовать формированию в обществе осознания необходимости консолидации усилий всех граждан в борьбе с терроризмом, создания атмосферы невозможности террористам реализовать свои преступные замыслы.

Правительству Российской Федерации

В качестве основных направлений формирования эффективной государственной системы противодействия терроризму считать:

1. Развитие действующего антитеррористического законодательства Российской Федерации и разработку пакета концептуальных, нормативных и методических документов:

  • единый понятийный аппарат по антитерроризму;
  • концепция антитеррористической защиты критически важных для национальной безопасности объектов;
  • перечень проектных угроз и моделей нарушителей для критически важных объектов и объектов обеспечения жизнедеятельности населения Российской Федерации.

2. На основании разработки указанного в п. 1 пакета документов подготовку проекта федерального закона "О противодействии терроризму".

3. Развитие государственных институтов, призванных выполнять функцию несущей конструкции для формирования государственной системы противодействия террористической угрозе (субъекты борьбы с терроризмом и субъекты, участвующие в этой работе в рамках своей компетенции; четкая организация вертикали антитеррористических комиссий - от федеральной до региональных и налаживание их эффективного функционирования; органы социальной реабилитации и морально-психологической поддержки населения; медицина катастроф и др.).

4. Разработку и реализацию Федеральной целевой программы "Антитеррор" на 2005-2007 гг. Обратить особое внимание на выработку дополнительных мер по предупреждению ядерного, радиологического, биологического и химического терроризма, а также по обеспечению защиты объектов повышенной опасности, в том числе в сфере градостроительства и на транспорте. Предусмотреть, в частности, широкое использование современных средств обнаружения нарушителей, вторгшихся в охраняемую область, другие уже существующие отечественные разработки, а также средства системного программного обеспечения отечественного производства для использования в системах управления критически важных объектов.

5. Совместно с президентскими структурами, политическими партиями, общественно-политическими организациями и лидерами традиционных религиозных конфессий мобилизацию институтов гражданского общества и российской общественности на расширение профилактики и предупреждение терроризма, в том числе гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений, формирование у населения мотивации личной сопричастности к антитеррористической борьбе, а также воспитание и обучение молодого поколения по специально разработанным для школ и вузов антитеррористическим программам.

6. В целях пресечения террористической и другой организованной преступной деятельности, исходящей извне, рассмотрение целесообразности введения визового режима со всеми государствами ближнего зарубежья, за исключением Республики Беларусь.

7. Обеспечение своевременного предоставления средствам массовой информации, в части, не противоречащей действующему законодательству, достоверных сведений о ходе расследования актов терроризма, о рассмотрении таких дел в судах и наказании виновных.

8. Углубление международного сотрудничества в области борьбы с терроризмом по линии спецслужб и правоохранительных органов, в первую очередь в части пресечения каналов финансирования террористической и экстремистской деятельности.

9. Систематическое изучение и продуманное заимствование международного опыта борьбы с терроризмом, включая проработку вопроса об использовании опыта США по введению режима цветовых или номерных уровней (степеней) террористической угрозы в стране.

Средствам массовой информации

Принимая во внимание большую роль СМИ в формировании общественно-политического климата в стране, занять ответственную гражданскую позицию в деле создания национального антитеррористического фронта, воспитания населения в духе бдительности, осознания необходимости осуществления контртеррористических мер, сопричастности каждого гражданина к борьбе с терроризмом и экстремизмом.

Председатель Комитета Государственной Думы по безопасности В.А.Васильев