Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (10) Март 2004г

Цели развития тысячелетия в российском контексте

Римашевская Н.М., Директор Института социально-экономических проблем народонаселения РАН

Лидеры 189 государств - членов ООН на Саммите Тысячелетия в 2000 г. приняли цели развития на пороге третьего тысячелетия, которые должны быть достигнуты к 2015 г. Эти цели состоят в следующем:

  • сократить вдвое масштабы крайней нищеты и голода;
  • обеспечить всеобщее начальное образование во всем мире;
  • расширить права и возможности женщин, поощрять равенство женщин и мужчин;
  • сократить на две трети смертность детей в возрасте до 5 лет;
  • снизить на три четверти коэффициент материнской смертности;
  • остановить распространение болезней, в особенности ВИЧ/СПИД и малярии;
  • обеспечить экологическую устойчивость (доступ к безопасной питьевой воде, доступ к канализации);
  • сформировать глобальное партнерство в целях развития с четкими ориентирами в области оказания помощи торговли и обеспечения долгового времени.

Ликвидация крайней нищеты и голода

Для России эта цель может быть сформулирована, как преодоление бедности.

По данным Госкомстата РФ, в III квартале 2003 г. численность населения, имеющего среднедушевые денежные доходы ниже величины прожиточного минимума (2121 руб.), установленного в целом по Российской Федерации, составила 31,2 млн чел. (21,9%).

Бедное население распределено по территории страны неравномерно, имеет место резкая поляризация. Так, по данным за 2002 г. в Агинском Бурятском, Усть-Ордынском Бурятском АО, а также в Республике Ингушетия уровень бедности составлял 70-80%. В то же время в Тюменской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО он был равен лишь 8-16%.

Основные факторы, формирующие малообеспеченность, можно объединить в три группы:

а) низкий уровень оплаты труда (одна треть работников имеют заработки ниже прожиточного минимума), безработица и неплатежи. Эти факторы формируют так называемых "новых бедных";

б) низкий уровень пенсионного обеспечения (одна треть пенсионеров имеют пенсии ниже прожиточного минимума);

в) высокая демографическая нагрузка в семьях многодетных, одиноких матерей, а также при наличии инвалидов. Это так называемые традиционные бедные.

Очевидно, что главные стратегии преодоления бедности выстраиваются по векторам факторов ее формирования. Самым эффективным из них является увеличение занятости и самозанятости через развитие малого предпринимательства. Здесь существенную роль могут сыграть местные органы власти, обеспечивая весь комплекс условий создания и деятельности малого бизнеса. Значимое место принадлежит и неправительственным некоммерческим организациям.

Следует специально отметить, что роль отдельных факторов преодоления бедности в различных субъектах федерации далеко не одинакова. Существенное отличие связано с особенностями занятости. В кризисных регионах установился высокий уровень безработицы: Ингушетия - 44%, Агинский Бурятский АО - 25%, Республика Дагестан - 24%, Республика Тыва - 21%.

Сказанное означает, что в каждом регионе должна быть разработана специальная Программа преодоления бедности с привлечением негосударственных и общественных организаций.

Прогнозы Института социально-экономических проблем народонаселения на 2010 г. показали, что проблема преодоления бедности будет решена, если средняя величина доходов населения за период с 2000 до 2010 г. вырастет в 3,5 раза, а дифференциация доходов снизится на 30%.

Обеспечение всеобщего начального образования

В этой сфере ситуация более благоприятная. Тем не менее и здесь существуют определенные проблемы.

Статистика свидетельствует, что:

а) около 2 млн детей школьного возраста по разным причинам не посещают учебные заведения; в их число входят беспризорные и безнадзорные дети;

б) около 1 млн детей не могут получить стандартного образования в связи с низкими показателями здоровья (это, прежде всего, инвалиды);

в) 10% школьников не могут освоить программу школы в полной мере.

Решение этих проблем в значительной мере зависит от активизации общественных организаций на местном уровне (в муниципалитетах и селах), которые не только должны взять под контроль начальное и среднее образование всех детей на своей территории, но и, создавая попечительские советы при школах, способствовать повышению качества образовательных услуг.

Новые, острые вопросы создают намерения Минобразования закрыть малочисленные школы. Это весьма сомнительное решение не только с точки зрения образования детей, но и с позиции существования небольших поселений.

Поощрение равенства мужчин и женщин

Известно, что социально-экономические трансформации привели к тому, что на рынке труда женщины потеряли способность конкурировать с мужчиной и лишились широко распространенного экономического протекционизма. Разрушилась социальная сфера, и женщины были вынуждены компенсировать ее отсутствие, организуя быт семьи собственными силами, особенно при низких уровнях дохода и росте цен на бытовые услуги.

В отличие от Запада в России не было периода массового усвоения гендерного сознания в силу фактического отсутствия гражданского общества. Опыт борьбы за человеческие права на Западе шел параллельно с формированием гражданского общества, создавая барьеры на пути возврата к патриархальным культурным моделям. В России же имел место определенный шаг назад, произошедший в первой половине 90-х гг., названный периодом ренессанса патриархатности. Наверное, этот этап уже проходит, однако возникли новые проблемы гендерного характера. Наряду с дискриминацией в сфере труда, которая имеет разные формы, возникли новые острейшие проблемы, связанные с изменением условий жизни, такие, например, как домашнее насилие и проституция, так сказать "на вывоз".

Для преодоления негативных явлений много делает и может сделать государство в рамках стратегии реализации гендерного равенства. Однако не менее эффективно возникшее не "сверху", а "снизу" женское движение. Развитие региональных центров с конкретными задачами, которые волнуют женщин, - самый верный способ расширения их прав и возможностей.

Сокращение детской смертности

Остановимся на важнейшей ее составляющей - младенческой смертности. Сегодня в этой области наблюдаются позитивные процессы, тенденция снижения младенческой смертности устойчивая. За 3 квартала текущего года соответствующий показатель составил 12,7 на 1000 родившихся. Но при положительной динамике мы вынуждены констатировать высокий абсолютный уровень: в 3-4 раза выше, чем в развитых странах.

Причины высокой младенческой смертности, две трети которой относятся к перинатальному периоду, связаны со здоровьем матери. Ведь 43% беременных, помимо других заболеваний, страдают анемией. Поэтому неудивительно, что треть родившихся уже являются больными или заболевают, только появившись на свет.

Улучшение охраны материнства

Эта проблема тесно связана с состоянием семьи, уровнем ее материальной обеспеченности, условиями жизни, внутрисемейными отношениями.

По статистике, сегодня в России отмечается снижение материнской смертности. Вместе с тем репродуктивное здоровье ухудшается. А больные матери рожают больных детей, также как, кстати, бедные рожают бедных.

Анемия, прежде всего, есть результат неполноценного питания. И пока в России не преодолена бедность, необходимо обеспечить сбалансированным питанием беременных и кормящих матерей. В этой акции могут позитивную роль сыграть местные женские организации, которые возьмут на себя контроль проведения в жизнь подобного мероприятия.

Я отметила лишь некоторые конкретные предложения, касающиеся эффективных путей взаимодействия и партнерства для достижения целей развития третьего тысячелетия, что фактически затрагивает восьмую цель общей Программы.

Все это, безусловно, нуждается в подробном обсуждении.

Римашевская Наталья Михайловна - доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАН, член Международной академии информатизации, директор Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, главный редактор журнала "Народонаселение", участник многих Международных конференций по народонаселению, Эксперт ООН по вопросам старения населения в Российской Федерации, член Европейской Ассоциации исследований населения (EAPS), Европейской Ассоциации демографических союзов (EADU) и др. Автор более 320 публикаций по проблемам народонаселения.

Цели развития тысячелетия в российском контексте | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (10) Март 2004г

Цели развития тысячелетия в российском контексте

Римашевская Н.М., Директор Института социально-экономических проблем народонаселения РАН

Лидеры 189 государств - членов ООН на Саммите Тысячелетия в 2000 г. приняли цели развития на пороге третьего тысячелетия, которые должны быть достигнуты к 2015 г. Эти цели состоят в следующем:

  • сократить вдвое масштабы крайней нищеты и голода;
  • обеспечить всеобщее начальное образование во всем мире;
  • расширить права и возможности женщин, поощрять равенство женщин и мужчин;
  • сократить на две трети смертность детей в возрасте до 5 лет;
  • снизить на три четверти коэффициент материнской смертности;
  • остановить распространение болезней, в особенности ВИЧ/СПИД и малярии;
  • обеспечить экологическую устойчивость (доступ к безопасной питьевой воде, доступ к канализации);
  • сформировать глобальное партнерство в целях развития с четкими ориентирами в области оказания помощи торговли и обеспечения долгового времени.

Ликвидация крайней нищеты и голода

Для России эта цель может быть сформулирована, как преодоление бедности.

По данным Госкомстата РФ, в III квартале 2003 г. численность населения, имеющего среднедушевые денежные доходы ниже величины прожиточного минимума (2121 руб.), установленного в целом по Российской Федерации, составила 31,2 млн чел. (21,9%).

Бедное население распределено по территории страны неравномерно, имеет место резкая поляризация. Так, по данным за 2002 г. в Агинском Бурятском, Усть-Ордынском Бурятском АО, а также в Республике Ингушетия уровень бедности составлял 70-80%. В то же время в Тюменской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО он был равен лишь 8-16%.

Основные факторы, формирующие малообеспеченность, можно объединить в три группы:

а) низкий уровень оплаты труда (одна треть работников имеют заработки ниже прожиточного минимума), безработица и неплатежи. Эти факторы формируют так называемых "новых бедных";

б) низкий уровень пенсионного обеспечения (одна треть пенсионеров имеют пенсии ниже прожиточного минимума);

в) высокая демографическая нагрузка в семьях многодетных, одиноких матерей, а также при наличии инвалидов. Это так называемые традиционные бедные.

Очевидно, что главные стратегии преодоления бедности выстраиваются по векторам факторов ее формирования. Самым эффективным из них является увеличение занятости и самозанятости через развитие малого предпринимательства. Здесь существенную роль могут сыграть местные органы власти, обеспечивая весь комплекс условий создания и деятельности малого бизнеса. Значимое место принадлежит и неправительственным некоммерческим организациям.

Следует специально отметить, что роль отдельных факторов преодоления бедности в различных субъектах федерации далеко не одинакова. Существенное отличие связано с особенностями занятости. В кризисных регионах установился высокий уровень безработицы: Ингушетия - 44%, Агинский Бурятский АО - 25%, Республика Дагестан - 24%, Республика Тыва - 21%.

Сказанное означает, что в каждом регионе должна быть разработана специальная Программа преодоления бедности с привлечением негосударственных и общественных организаций.

Прогнозы Института социально-экономических проблем народонаселения на 2010 г. показали, что проблема преодоления бедности будет решена, если средняя величина доходов населения за период с 2000 до 2010 г. вырастет в 3,5 раза, а дифференциация доходов снизится на 30%.

Обеспечение всеобщего начального образования

В этой сфере ситуация более благоприятная. Тем не менее и здесь существуют определенные проблемы.

Статистика свидетельствует, что:

а) около 2 млн детей школьного возраста по разным причинам не посещают учебные заведения; в их число входят беспризорные и безнадзорные дети;

б) около 1 млн детей не могут получить стандартного образования в связи с низкими показателями здоровья (это, прежде всего, инвалиды);

в) 10% школьников не могут освоить программу школы в полной мере.

Решение этих проблем в значительной мере зависит от активизации общественных организаций на местном уровне (в муниципалитетах и селах), которые не только должны взять под контроль начальное и среднее образование всех детей на своей территории, но и, создавая попечительские советы при школах, способствовать повышению качества образовательных услуг.

Новые, острые вопросы создают намерения Минобразования закрыть малочисленные школы. Это весьма сомнительное решение не только с точки зрения образования детей, но и с позиции существования небольших поселений.

Поощрение равенства мужчин и женщин

Известно, что социально-экономические трансформации привели к тому, что на рынке труда женщины потеряли способность конкурировать с мужчиной и лишились широко распространенного экономического протекционизма. Разрушилась социальная сфера, и женщины были вынуждены компенсировать ее отсутствие, организуя быт семьи собственными силами, особенно при низких уровнях дохода и росте цен на бытовые услуги.

В отличие от Запада в России не было периода массового усвоения гендерного сознания в силу фактического отсутствия гражданского общества. Опыт борьбы за человеческие права на Западе шел параллельно с формированием гражданского общества, создавая барьеры на пути возврата к патриархальным культурным моделям. В России же имел место определенный шаг назад, произошедший в первой половине 90-х гг., названный периодом ренессанса патриархатности. Наверное, этот этап уже проходит, однако возникли новые проблемы гендерного характера. Наряду с дискриминацией в сфере труда, которая имеет разные формы, возникли новые острейшие проблемы, связанные с изменением условий жизни, такие, например, как домашнее насилие и проституция, так сказать "на вывоз".

Для преодоления негативных явлений много делает и может сделать государство в рамках стратегии реализации гендерного равенства. Однако не менее эффективно возникшее не "сверху", а "снизу" женское движение. Развитие региональных центров с конкретными задачами, которые волнуют женщин, - самый верный способ расширения их прав и возможностей.

Сокращение детской смертности

Остановимся на важнейшей ее составляющей - младенческой смертности. Сегодня в этой области наблюдаются позитивные процессы, тенденция снижения младенческой смертности устойчивая. За 3 квартала текущего года соответствующий показатель составил 12,7 на 1000 родившихся. Но при положительной динамике мы вынуждены констатировать высокий абсолютный уровень: в 3-4 раза выше, чем в развитых странах.

Причины высокой младенческой смертности, две трети которой относятся к перинатальному периоду, связаны со здоровьем матери. Ведь 43% беременных, помимо других заболеваний, страдают анемией. Поэтому неудивительно, что треть родившихся уже являются больными или заболевают, только появившись на свет.

Улучшение охраны материнства

Эта проблема тесно связана с состоянием семьи, уровнем ее материальной обеспеченности, условиями жизни, внутрисемейными отношениями.

По статистике, сегодня в России отмечается снижение материнской смертности. Вместе с тем репродуктивное здоровье ухудшается. А больные матери рожают больных детей, также как, кстати, бедные рожают бедных.

Анемия, прежде всего, есть результат неполноценного питания. И пока в России не преодолена бедность, необходимо обеспечить сбалансированным питанием беременных и кормящих матерей. В этой акции могут позитивную роль сыграть местные женские организации, которые возьмут на себя контроль проведения в жизнь подобного мероприятия.

Я отметила лишь некоторые конкретные предложения, касающиеся эффективных путей взаимодействия и партнерства для достижения целей развития третьего тысячелетия, что фактически затрагивает восьмую цель общей Программы.

Все это, безусловно, нуждается в подробном обсуждении.

Римашевская Наталья Михайловна - доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАН, член Международной академии информатизации, директор Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, главный редактор журнала "Народонаселение", участник многих Международных конференций по народонаселению, Эксперт ООН по вопросам старения населения в Российской Федерации, член Европейской Ассоциации исследований населения (EAPS), Европейской Ассоциации демографических союзов (EADU) и др. Автор более 320 публикаций по проблемам народонаселения.