Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (10) Март 2004г

Оценка и прогноз стратегических рисков России: теория и практика

Акимов В.А., начальник Центра стратегических исследований МЧС России

Последние десятилетия ушедшего века в России явились временем формирования и реализации целого ряда опасностей и угроз стратегического характера, так называемых стратегических рисков (СР): поражение в холодной войне, распад мировой сверхдержавы и последующие социально-экономические и политические трансформации. Возникновение и реализация СР происходили без их глубокого предварительного и последующего научного анализа, что в значительной степени определило крайне негативное проявление опасностей, вызовов и угроз для страны в целом и для большинства ее граждан. Современное социально-экономическое и политическое состояние России, множественность различных угроз и сложность решения проблем противодействия им обусловили необходимость использования новых подходов в государственном управлении на основе показателей СР.

Более чем 10-летний опыт успешного функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при координирующей роли МЧС России при управлении рисками аварий, катастроф и стихийных бедствий позволил применить "рисковую" методологию для оценки и прогноза опасностей и угроз для различных сфер жизнедеятельности государства.

Россия в современном мире

Современное положение страны по-прежнему характеризуется глубоким и всесторонним кризисом, связанным с переходом от одного типа общества к другому, форсированным освобождением от тоталитарной политической системы и административно-командных форм хозяйствования. Тем не менее у страны сохраняются резервы для обеспечения развития и удержания статуса "великой" державы, способной в перспективе достаточно эффективно защищать во внешнем мире свои национальные интересы.

К таким ресурсам относятся:

  • статус ядерной державы;
  • количество природных ресурсов;
  • несколько мощных ресурсодобывающих и промышленно-финансовых групп, способных стать генераторами роста;
  • высокий уровень образования и культурного развития;
  • заделы в научно-технологической области и даже ведущие позиции в ряде отраслей (атомная энергетика и энергетические установки, материаловедение, ряд видов вооружений, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций);
  • историческое наследство, частично остающийся политический потенциал влияния в мире;
  • величина территории.

Состояние безопасности современной России

Анализ данных, представленных в Концепции демографического развития РФ (рис. 1), показал, что общий риск смерти от всех причин в России равен 15.35х10-3 смертей в год, т.е. более 15 смертей на 1000 граждан, причем риск преждевременной смерти составляет 13.05х10-3 смертей в год или 85% от всех смертельных исходов (в развитых странах не более 50%).

Рис. 1. Социальные риски (риски смерти) России. В скобках - количество смертей в год. (Нажмите на ссылку, чтобы увидеть рисунок).

Методология анализа кризисных явлений

До 60-х годов прошлого столетия считалось, что в природе и обществе есть всего два класса процессов. Первые описываются динамическими системами, где будущее однозначно определяется прошлым - процессы этого класса детерминированы, обратимы и полностью предсказуемы. Горизонт прогноза состояния таких систем практически неограничен. Примеры таких систем - от так называемых "идеальных" маятников в классической физике до реальных космических объектов в астрономии. Вторые же - случайные процессы, где будущее никак не зависит от прошлого. Горизонт прогноза таких систем полностью отсутствует.

Однако уже к началу 70-х годов ученые обнаружили, что существует третий класс процессов, которые формально описываются динамическими системами, но их поведение может быть предсказано только на небольшой промежуток времени. Этот класс процессов получил название "динамического хаоса" (табл. 1). Данному классу систем и процессов принадлежат практически все кризисные явления и катастрофы современности, начиная от катастрофических наводнений на юге России и заканчивая системными и экономическими кризисами.

Таблица 1. Формализация катастроф и кризисов. (Нажмите на ссылку, чтобы увидеть таблицу).

Концепция анализа кризисных явлений

Исследования рисков в нашей стране долгое время практически не развивались, что явилось следствием реализации концепции "абсолютной безопасности" (считалось, что можно создать абсолютно безопасную систему любой сложности). После Чернобыльской катастрофы произошла переоценка системы взглядов на безопасность. Стало очевидным, что требуются не косметические меры, а построение современной науки о безопасности. Для принятия эффективных управленческих решений необходима количественная информация об уровнях опасностей и угроз и их зависимости от различных факторов. Для получения такой информации требуется специальный инструментарий: методы, модели, методики, алгоритмы. В настоящее время такой методический аппарат, основанный на теории анализа и управления рисками, развит и доведен до систем поддержки принимаемых решений в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Поскольку при анализе кризисных явлений современной России в первую очередь необходимо идентифицировать, оценивать и прогнозировать опасности и угрозы, существенно влияющие на состояние национальной безопасности и жизнедеятельности государства, то такие риски названы стратегическими (СР). С точки зрения формализации и использования математических методов оценки и прогноза СР под ними понимаются такие сочетания вероятностей возникновения неблагоприятных событий (кризисных явлений и катастрофических ситуаций) и значений ущербов от них, которые существенно снижают уровень защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Еще в начале ХIХ в. Карл Гаусс установил, что вероятность распределения случайных величин достаточно часто описывается одним и тем же математическим выражением, получившим позже его имя (кривая 1 на рис. 2). Соответствующая распределению Гаусса кривая показывает, что большие отклонения от средних величин редки, ими можно пренебречь. Однако существует и множество других вероятностных распределений, в том числе степенные (кривая 2 на рис. 2). "Хвосты" этих распределений убывают гораздо медленнее, за что они получили название "распределений с тяжелыми хвостами". В дальнейшем теория риска установила, что этот закон распределения вероятностей имеет фундаментальный характер для процессов, подпадающих под категорию катастрофических. Степенные распределения "с тяжелыми хвостами" описывают не только катастрофы и стихийные бедствия с большими ущербами, но и абсолютное большинство кризисных явлений и катастрофических ситуаций.

Рис.2. Законы распределения катастроф и кризисов. (Нажмите на ссылку, чтобы увидеть рисунок).

Классификация стратегических рисков

В качестве классификационного признака СР выбраны основные сферы жизнедеятельности государства (табл. 2): политическая, экономическая, социальная, природно-техногенная, научно-техническая. В настоящее время отечественными учеными осуществлены предварительные исследования по выделению и оценке значимости СР для обеспечения национальной безопасности России в каждой из сфер жизнедеятельности государства.

Таблица 2. Сферы жизнедеятельности и показатели риска. (Нажмите на ссылку, чтобы увидеть таблицу).

Стратегические риски в политической сфере

В России в ХХ в. политические риски приобретали стратегический характер в периоды кардинальных смен основ государственного строя, форм собственности и характера экономики. В теории безопасности эти периоды могут быть охарактеризованы возникновением неустойчивости и бифуркаций в политической сфере.

Учеными РАН выделены СР в политической сфере, которые проранжированы по степени значимости для обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития России на долгосрочную перспективу.

Основными из них являются (в скобках - значимость риска):

  • усиление позиций США в современном мире и их стремление к диктату (1.00);
  • возрастание мощи Китая (0.61);
  • снижение обороноспособности страны и боеспособности Вооруженных Сил (0.59);
  • возможность внутренних межнациональных и межконфессиональных конфликтов (0.55);
  • возрастание военной угрозы со стороны США и НАТО (0.44);
  • возможность возникновения региональных и локальных военных конфликтов (0.40);
  • формирование нового центра воинствующего фундаментализма к югу от границ России (0.34);
  • возрастание угроз международного терроризма (0.27);
  • возможность обострения межпартийной борьбы
  • политический экстремизм (0.13).

Стратегические риски в экономической сфере

СР в экономической сфере с различной степенью глубины и детализации подвергались и подвергаются анализу уже на протяжении многих десятилетий в нашей стране и в мире. При этом анализе и в прогнозах экономического развития основное внимание, как правило, уделялось трендовым закономерностям и основным среднестатистическим показателям состояния экономики: прибыли, ВВП, доходным и расходным частям бюджета, уровню инфляции, тарифам естественных монополий, курсу национальной валюты. Этими экономическими параметрами и пытается управлять Правительство РФ.

Отечественные ученые и эксперты выделяют следующие основные риски для России в экономической сфере (в скобках - значимость риска):

  • нерациональный выбор приоритетов и пропорций развития экономики, усиление структурной деформации экономики страны (1.00);
  • криминализация экономики и утечка капитала из страны (0.56);
  • снижение производственного потенциала и низкая инвестиционная активность (0.42);
  • возможность энергетического кризиса (0.32);
  • превышение пределов открытости национальной экономики в условиях международной глобализации (0.29);
  • неблагоприятная экономическая конъюнктура, снижение мировых цен на энергоносители (0.17);
  • внешний долг, создающий опасность обострения финансового кризиса (0.15);
  • низкая конкурентоспособность продукции (0.12);
  • снижение объемов сельскохозяйственного производства, потеря продовольственной независимости (0.11).

Стратегические риски в социальной сфере

Основной целью управления СР в социальной сфере является выход на траекторию эволюционного и прогнозируемого развития с сохранением приоритета обеспечения национальной безопасности. На этой стадии стабилизационного развития структура СР будет изменяться, вероятности развития неблагоприятных социальных кризисов будут снижаться, горизонт прогнозирования увеличиваться, а ущербы сокращаться.

Основными рисками для современной России в социальной сфере являются (в скобках - значимость риска):

  • коррупция, криминализация и некомпетентность властных структур, снижение доверия к власти (1.00);
  • снижение уровня жизни и антагонизация социальной структуры (0.76);
  • духовный кризис в обществе (0.29);
  • неравномерность социально-экономического развития регионов страны (0.27);
  • рост преступности (0.23);
  • рост алкоголизма и наркомании (0.19);
  • обострение демографической ситуации в стране (0.18);
  • возможность биолого-социальных чрезвычайных ситуаций (0.08).

Стратегические риски в научно-технической сфере

Дальнейшее развитие всех сфер жизнедеятельности России должно опираться на прямой анализ СР в научно-технической сфере, т.к. она определяет экономический и экспортный потенциал страны, создает научную основу материального производства и реального сектора экономики.

Основными рисками в научно-технической сфере являются (в скобках - значимость риска):

  • нерациональный выбор приоритетов научно-технической политики (1.00);
  • снижение научно-технического и инновационного потенциалов: утечка мозгов, старение кадров, кризис системы образования (0.70);
  • рост информационной уязвимости всех сфер жизнедеятельности общества (0.33);
  • возрастание угрозы несанкционированного использования современных технологий (0.17);
  • неопределенность рисков технологий будущего (коммуникационных, информационных, генных, космических и т.п.) (0.10).

Стратегические риски в природной и техногенной сферах

Данные риски приобретают в настоящее время стратегический характер в связи с глобальными изменениями среды обитания, развитием техносферы и увеличивающимися масштабами стихийных бедствий.

Основными рисками для России в данных сферах являются:

  • риски развития опасных природных явлений (землетрясений, наводнений, ураганов, оползней, подтоплений, карста, лесных пожаров и т.п.) (значимость риска 1.00);
  • риски аварий и катастроф на потенциально опасных объектах (0.94);
  • загрязнение окружающей среды (0.43);
  • риски, связанные с глобальным изменением климата, деградацией окружающей среды, планетарные риски (0.24);
  • истощение природных и биологических ресурсов (0.15).

Прогноз стратегических рисков России и меры по их снижению

Выполненный предварительный прогноз факторов СР на перспективу от 5 до 20 лет дает информацию для обобщенной качественной оценки потенциальной возможности возникновения СР, а также позволяет сделать предварительные выводы о механизмах управления ими (рис. 3-7).

Рис. 3. Прогноз значимости СР в экономической сфере. (Нажмите на ссылку, чтобы увидеть рисунок).

Рис. 4. Прогноз значимости СР в политической сфере. (Нажмите на ссылку, чтобы увидеть рисунок).

Рис. 5. Прогноз значимости СР в социальной сфере. (Нажмите на ссылку, чтобы увидеть рисунок).

Рис. 6. Прогноз значимости СР в научно-технической сфере. (Нажмите на ссылку, чтобы увидеть рисунок).

Рис. 7. Прогноз значимости СР в природно-техногенной сфере. (Нажмите на ссылку, чтобы увидеть рисунок).

Прежде всего отметим, что по оценкам экспертов значение экономической сферы СР остается наиболее существенной для всех горизонтов прогнозирования. По существу, данный фактор является системообразующим и влияющим на большинство сфер жизнедеятельности государства. Следствием этого является вывод о необходимости предельно глубокого анализа существующих и перспективных приоритетов, включая всестороннюю оценку последствий реализации различных сценариев развития экономики для разного горизонта прогнозирования. Далее следует отметить, что качественное ранжирование относительной значимости рассмотренных сфер СР остается одинаковым для различной временной перспективы, т.е. располагается в следующей последовательности: экономическая, политическая, социальная, научно-техническая, природно-техногенная сферы. Определенная динамика относительной значимости возникает в основном внутри каждой перечисленной группы.

Если рассматривать прогноз на ближайшую перспективу (до 5 лет), то можно говорить о вероятном появлении СР по нескольким причинам: превышение практически всех критических значений индикаторов национальной безопасности; достаточно широкий перечень факторов СР, имеющих высокую степень реализации; сильное взаимное влияние факторов и потенциальная возможность их синергетического усиления.

В экономической сфере появление СР связывается с нерациональным выбором приоритетов, усилением криминализации и утечкой капитала за границу, снижением производственного потенциала и возможностью энергетического кризиса. Две последних составляющих соотносятся с научно-техническими факторами СР - снижением инновационного и научного потенциала. В политической сфере фактор внешних угроз однозначно связывается с усилением мощи и диктата США, что, в частности, может усиливать межнациональные и региональные конфликты. Особого внимания требует проблема терроризма, имеющая как внутренние, так и внешние источники.

Совместное влияние экономических и политических угроз уже в ближайшей перспективе может усилить частоту и масштабы проявления социальных рисков. Высокий уровень криминализации экономики и неполнота законодательных основ переходного периода будет содействовать высокому уровню коррупции. Ошибки в выборе приоритетов развития экономики, неравномерность развития регионов, недостаточное внимание духовному развитию общества в предшествующие годы с большой вероятностью усилят духовный кризис (особенно в молодежной среде), обострят проблему потребления алкоголя и наркотиков.

Несмотря на то, что природно-техногенные риски замыкают список относительной значимости, их постоянное присутствие в прогнозах позволяет говорить о системном, базовом характере данных факторов. К сожалению, природные экстремальные явления являются слабо управляемыми не только в нашей стране, но и за рубежом. Это относится к сложностям надежного прогнозирования, прежде всего геологических, метеорологических и ряда комплексных природных рисков. В этой связи особое внимание следует уделить пересмотру норм строительства и, особенно, правилам размещения зданий и инженерных сооружений в зонах, подверженных данным рискам. Техногенные риски более управляемы, однако с учетом процесса старения основного оборудования и снижения профессионального уровня персонала в ближайшие годы следует ожидать увеличения частоты и масштабов последствий от аварий и катастроф на потенциально опасных объектах. Одним из путей управления рисками в природно-техногенной сфере может стать процедура паспортизации безопасности (комплексного риска) на территории региональных и муниципальных образований. Основная цель такой паспортизации, кроме сбора объективной информации, должна состоять в усилении заинтересованности региональных органов в проведении превентивных мероприятий и усилении их ответственности за непринятие соответствующих мер.

С учетом особенностей данных факторов СР, специальное внимание должно быть уделено разработке концепции экономического управления рисками особенно в части создания национальной системы возмещения ущербов от чрезвычайных ситуаций в природно-техногенной сфере. В качестве первого шага, в частности, может рассматриваться недавно принятая Концепция развития страхования в РФ, в которой особое внимание уделено развитию обязательных видов страхования природных рисков в сочетании с созданием централизованных гарантийных фондов.

На перспективу до 10 лет к перечисленным выше факторам экономических рисков добавятся угрозы, вызванные чрезмерной открытостью экономики России и ростом чувствительности различных отраслей экономики страны к колебаниям мировой конъюнктуры. Для повышения устойчивости должны быть разработаны соответствующие меры (законодательные, организационные, рыночные). На фоне адаптации к глобальным экономическим процессам должна постоянно действовать сбалансированная система защиты отечественных товаропроизводителей. В противном случае перечисленные угрозы могут иметь не только экономические последствия, но и способствовать усилению социальной напряженности. В экономической сфере может усилиться вероятность и потенциальные масштабы энергетического кризиса (регионального, межрегионального, национального). Несмотря на значительный запас энергетических ресурсов, отставание в темпах реформирования базовых отраслей энергетики, низкий уровень инновационных процессов и ряд других факторов могут создать угрозу энергетической безопасности на национальном уровне.

Для среднесрочного прогноза характерно появление политического экстремизма в качестве значимого фактора, однако существенного влияния он может достичь только в сочетании с усилением социальных и экономических угроз.

Анализ прогнозов по отдельным составляющим СР позволяет сделать вывод, что на рассматриваемую перспективу весьма вероятно появление стратегических рисков в азиатской части России. В настоящее время прогнозируется разворачивание ряда крупномасштабных проектов в Сибири и на Дальнем Востоке (особенно в области энергетики), результаты реализации которых могут существенно повлиять не только на внутреннюю социально-экономическую атмосферу, но и вызвать изменение конъюнктуры в азиатско-тихоокеанском регионе. Прогнозируемое усиление влияния США и Китая в течение ближайших 20 лет может вызвать политическое и экономическое противодействие реализации проектов. Не исключено появление локальных очагов межнациональных конфликтов, но особую озабоченность вызывает проблема терроризма, поскольку новые промышленные объекты могут стать источниками повышенного интереса со стороны соответствующих групп, особенно если Россия даже косвенно будет поддерживать международные антитеррористические акции.

Социальный аспект СР потенциально связан с дальнейшим увеличением антагонизма между низко- и высокооплачиваемой частью населения, неравномерностью социального развития регионов, обострением демографической ситуации, ростом преступности, появлением напряженности между представителями разных отраслей экономики. Если в настоящее время наиболее явная неравномерность экономического развития регионов отражается при сравнении европейской и азиатской частей России, то через десять лет может усилиться неравномерность внутри азиатских регионов страны. Реализация масштабных проектов, вероятно, инициирует миграционные процессы, которые также могут стать источником дополнительных социальных конфликтов.

Для отдаленной перспективы (до 20 лет) прогноз СР, естественно, носит наиболее схематичный характер. Для данного горизонта прогнозирования характерен примерно тот же перечень возможных угроз, однако сила их потенциального проявления может несколько снизиться. В зависимости от успешности и эффективности антитеррористических действий может быть ослаблена или усилена как опасность крупномасштабных террористических акций, так и возможность сильного центра фундаментализма в Азии.

Даже для отдаленной перспективы в прогнозах социальной составляющей СР остается проблема роста преступности, алкоголизма и наркомании. Это говорит о том, что существующих в настоящее время или прогнозируемых с учетом имеющихся знаний механизмов управления данными рисками явно недостаточно и они малоэффективны.

Выводы

С одной стороны, применение методологии оценки и прогноза кризисных явлений и катастроф в современной России позволит разработать базовые принципы, методы и системы определения, нормирования и управления СР на федеральном и региональном уровнях. В дальнейшем на основе регулярной оценки и прогноза СР будет возможен переход на регулирование национальной безопасности России по единой системе СР; будут выявлены пределы, в которых возможна относительно безопасная реализация проводимых социально-экономических и политических преобразований в РФ.

С другой стороны, показатели рисков могут быть заложены в программы социально-экономического развития страны и ее регионов. Таким образом, исходя из оценки реальных рисков и их прогнозирования, государство сможет формировать комплексную систему мер по обеспечению гарантированного на данной территории в конкретный период времени уровня риска для человека. Такой подход в будущем окажет серьезное влияние на практику социально-экономического планирования, а с учетом существующих мировых тенденций роста количества катастроф и кризисных явлений, может стать доминирующим.

Литература

1. Шахраманьян М.А., Акимов В.А., Козлов К.А. Оценка природной и техногенной безопасности России: теория и практика. М., 1998. 218 с.

2. Акимов В.А., Новиков В.Д., Радаев Н.Н. Природные и техногенные чрезвычайные ситуации: опасности, угрозы, риски. М., 2001. 344 с.

3. Владимиров B.A., Воробьев ЮЛ., Малинецкий Г.Г. и др. Управление риском. Риск, устойчивое развитие, синергетика. М., 2000. 431 с.

4. Воробьев Ю.Л. Основы формирования и реализации государственной политики в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций. М., 2000. 248 с.

5. Владимиров В.А., Измалков В.И., Измалков А.В. Оценка и управление техногенной безопасностью. М., 2002. 184 с.

6. Надежность технических систем и техногенный риск: Учебное пособие для вузов / Под ред. М.И.Фалеева. М., 2002. 368 с.

7. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций: Учебное пособие для руководящего состава РСЧС / Под ред. Ю.Л.Воробьева. М., 2003. 380 с.

8. Основы анализа и управления риском в природной и техногенной сферах: Учебное пособие для ВУЗов МЧС России / Под ред. Ю.Л.Воробьева). М., 2003. 458 с.

9. Воробьев Ю.Л. Национальная безопасность и управление стратегическими рисками в России // Управление риском. 2002. Спец. вып. С. 4-9.

10. Акимов В.А., Порфирьев Б.Н., Радаев Н.Н. Методический аппарат оценки и прогноза стратегических рисков // Управление риском. 2002. Спец. вып. С. 10-18.

Оценка и прогноз стратегических рисков России: теория и практика | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (10) Март 2004г

Оценка и прогноз стратегических рисков России: теория и практика

Акимов В.А., начальник Центра стратегических исследований МЧС России

Последние десятилетия ушедшего века в России явились временем формирования и реализации целого ряда опасностей и угроз стратегического характера, так называемых стратегических рисков (СР): поражение в холодной войне, распад мировой сверхдержавы и последующие социально-экономические и политические трансформации. Возникновение и реализация СР происходили без их глубокого предварительного и последующего научного анализа, что в значительной степени определило крайне негативное проявление опасностей, вызовов и угроз для страны в целом и для большинства ее граждан. Современное социально-экономическое и политическое состояние России, множественность различных угроз и сложность решения проблем противодействия им обусловили необходимость использования новых подходов в государственном управлении на основе показателей СР.

Более чем 10-летний опыт успешного функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при координирующей роли МЧС России при управлении рисками аварий, катастроф и стихийных бедствий позволил применить "рисковую" методологию для оценки и прогноза опасностей и угроз для различных сфер жизнедеятельности государства.

Россия в современном мире

Современное положение страны по-прежнему характеризуется глубоким и всесторонним кризисом, связанным с переходом от одного типа общества к другому, форсированным освобождением от тоталитарной политической системы и административно-командных форм хозяйствования. Тем не менее у страны сохраняются резервы для обеспечения развития и удержания статуса "великой" державы, способной в перспективе достаточно эффективно защищать во внешнем мире свои национальные интересы.

К таким ресурсам относятся:

  • статус ядерной державы;
  • количество природных ресурсов;
  • несколько мощных ресурсодобывающих и промышленно-финансовых групп, способных стать генераторами роста;
  • высокий уровень образования и культурного развития;
  • заделы в научно-технологической области и даже ведущие позиции в ряде отраслей (атомная энергетика и энергетические установки, материаловедение, ряд видов вооружений, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций);
  • историческое наследство, частично остающийся политический потенциал влияния в мире;
  • величина территории.

Состояние безопасности современной России

Анализ данных, представленных в Концепции демографического развития РФ (рис. 1), показал, что общий риск смерти от всех причин в России равен 15.35х10-3 смертей в год, т.е. более 15 смертей на 1000 граждан, причем риск преждевременной смерти составляет 13.05х10-3 смертей в год или 85% от всех смертельных исходов (в развитых странах не более 50%).

Рис. 1. Социальные риски (риски смерти) России. В скобках - количество смертей в год. (Нажмите на ссылку, чтобы увидеть рисунок).

Методология анализа кризисных явлений

До 60-х годов прошлого столетия считалось, что в природе и обществе есть всего два класса процессов. Первые описываются динамическими системами, где будущее однозначно определяется прошлым - процессы этого класса детерминированы, обратимы и полностью предсказуемы. Горизонт прогноза состояния таких систем практически неограничен. Примеры таких систем - от так называемых "идеальных" маятников в классической физике до реальных космических объектов в астрономии. Вторые же - случайные процессы, где будущее никак не зависит от прошлого. Горизонт прогноза таких систем полностью отсутствует.

Однако уже к началу 70-х годов ученые обнаружили, что существует третий класс процессов, которые формально описываются динамическими системами, но их поведение может быть предсказано только на небольшой промежуток времени. Этот класс процессов получил название "динамического хаоса" (табл. 1). Данному классу систем и процессов принадлежат практически все кризисные явления и катастрофы современности, начиная от катастрофических наводнений на юге России и заканчивая системными и экономическими кризисами.

Таблица 1. Формализация катастроф и кризисов. (Нажмите на ссылку, чтобы увидеть таблицу).

Концепция анализа кризисных явлений

Исследования рисков в нашей стране долгое время практически не развивались, что явилось следствием реализации концепции "абсолютной безопасности" (считалось, что можно создать абсолютно безопасную систему любой сложности). После Чернобыльской катастрофы произошла переоценка системы взглядов на безопасность. Стало очевидным, что требуются не косметические меры, а построение современной науки о безопасности. Для принятия эффективных управленческих решений необходима количественная информация об уровнях опасностей и угроз и их зависимости от различных факторов. Для получения такой информации требуется специальный инструментарий: методы, модели, методики, алгоритмы. В настоящее время такой методический аппарат, основанный на теории анализа и управления рисками, развит и доведен до систем поддержки принимаемых решений в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Поскольку при анализе кризисных явлений современной России в первую очередь необходимо идентифицировать, оценивать и прогнозировать опасности и угрозы, существенно влияющие на состояние национальной безопасности и жизнедеятельности государства, то такие риски названы стратегическими (СР). С точки зрения формализации и использования математических методов оценки и прогноза СР под ними понимаются такие сочетания вероятностей возникновения неблагоприятных событий (кризисных явлений и катастрофических ситуаций) и значений ущербов от них, которые существенно снижают уровень защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Еще в начале ХIХ в. Карл Гаусс установил, что вероятность распределения случайных величин достаточно часто описывается одним и тем же математическим выражением, получившим позже его имя (кривая 1 на рис. 2). Соответствующая распределению Гаусса кривая показывает, что большие отклонения от средних величин редки, ими можно пренебречь. Однако существует и множество других вероятностных распределений, в том числе степенные (кривая 2 на рис. 2). "Хвосты" этих распределений убывают гораздо медленнее, за что они получили название "распределений с тяжелыми хвостами". В дальнейшем теория риска установила, что этот закон распределения вероятностей имеет фундаментальный характер для процессов, подпадающих под категорию катастрофических. Степенные распределения "с тяжелыми хвостами" описывают не только катастрофы и стихийные бедствия с большими ущербами, но и абсолютное большинство кризисных явлений и катастрофических ситуаций.

Рис.2. Законы распределения катастроф и кризисов. (Нажмите на ссылку, чтобы увидеть рисунок).

Классификация стратегических рисков

В качестве классификационного признака СР выбраны основные сферы жизнедеятельности государства (табл. 2): политическая, экономическая, социальная, природно-техногенная, научно-техническая. В настоящее время отечественными учеными осуществлены предварительные исследования по выделению и оценке значимости СР для обеспечения национальной безопасности России в каждой из сфер жизнедеятельности государства.

Таблица 2. Сферы жизнедеятельности и показатели риска. (Нажмите на ссылку, чтобы увидеть таблицу).

Стратегические риски в политической сфере

В России в ХХ в. политические риски приобретали стратегический характер в периоды кардинальных смен основ государственного строя, форм собственности и характера экономики. В теории безопасности эти периоды могут быть охарактеризованы возникновением неустойчивости и бифуркаций в политической сфере.

Учеными РАН выделены СР в политической сфере, которые проранжированы по степени значимости для обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития России на долгосрочную перспективу.

Основными из них являются (в скобках - значимость риска):

  • усиление позиций США в современном мире и их стремление к диктату (1.00);
  • возрастание мощи Китая (0.61);
  • снижение обороноспособности страны и боеспособности Вооруженных Сил (0.59);
  • возможность внутренних межнациональных и межконфессиональных конфликтов (0.55);
  • возрастание военной угрозы со стороны США и НАТО (0.44);
  • возможность возникновения региональных и локальных военных конфликтов (0.40);
  • формирование нового центра воинствующего фундаментализма к югу от границ России (0.34);
  • возрастание угроз международного терроризма (0.27);
  • возможность обострения межпартийной борьбы
  • политический экстремизм (0.13).

Стратегические риски в экономической сфере

СР в экономической сфере с различной степенью глубины и детализации подвергались и подвергаются анализу уже на протяжении многих десятилетий в нашей стране и в мире. При этом анализе и в прогнозах экономического развития основное внимание, как правило, уделялось трендовым закономерностям и основным среднестатистическим показателям состояния экономики: прибыли, ВВП, доходным и расходным частям бюджета, уровню инфляции, тарифам естественных монополий, курсу национальной валюты. Этими экономическими параметрами и пытается управлять Правительство РФ.

Отечественные ученые и эксперты выделяют следующие основные риски для России в экономической сфере (в скобках - значимость риска):

  • нерациональный выбор приоритетов и пропорций развития экономики, усиление структурной деформации экономики страны (1.00);
  • криминализация экономики и утечка капитала из страны (0.56);
  • снижение производственного потенциала и низкая инвестиционная активность (0.42);
  • возможность энергетического кризиса (0.32);
  • превышение пределов открытости национальной экономики в условиях международной глобализации (0.29);
  • неблагоприятная экономическая конъюнктура, снижение мировых цен на энергоносители (0.17);
  • внешний долг, создающий опасность обострения финансового кризиса (0.15);
  • низкая конкурентоспособность продукции (0.12);
  • снижение объемов сельскохозяйственного производства, потеря продовольственной независимости (0.11).

Стратегические риски в социальной сфере

Основной целью управления СР в социальной сфере является выход на траекторию эволюционного и прогнозируемого развития с сохранением приоритета обеспечения национальной безопасности. На этой стадии стабилизационного развития структура СР будет изменяться, вероятности развития неблагоприятных социальных кризисов будут снижаться, горизонт прогнозирования увеличиваться, а ущербы сокращаться.

Основными рисками для современной России в социальной сфере являются (в скобках - значимость риска):

  • коррупция, криминализация и некомпетентность властных структур, снижение доверия к власти (1.00);
  • снижение уровня жизни и антагонизация социальной структуры (0.76);
  • духовный кризис в обществе (0.29);
  • неравномерность социально-экономического развития регионов страны (0.27);
  • рост преступности (0.23);
  • рост алкоголизма и наркомании (0.19);
  • обострение демографической ситуации в стране (0.18);
  • возможность биолого-социальных чрезвычайных ситуаций (0.08).

Стратегические риски в научно-технической сфере

Дальнейшее развитие всех сфер жизнедеятельности России должно опираться на прямой анализ СР в научно-технической сфере, т.к. она определяет экономический и экспортный потенциал страны, создает научную основу материального производства и реального сектора экономики.

Основными рисками в научно-технической сфере являются (в скобках - значимость риска):

  • нерациональный выбор приоритетов научно-технической политики (1.00);
  • снижение научно-технического и инновационного потенциалов: утечка мозгов, старение кадров, кризис системы образования (0.70);
  • рост информационной уязвимости всех сфер жизнедеятельности общества (0.33);
  • возрастание угрозы несанкционированного использования современных технологий (0.17);
  • неопределенность рисков технологий будущего (коммуникационных, информационных, генных, космических и т.п.) (0.10).

Стратегические риски в природной и техногенной сферах

Данные риски приобретают в настоящее время стратегический характер в связи с глобальными изменениями среды обитания, развитием техносферы и увеличивающимися масштабами стихийных бедствий.

Основными рисками для России в данных сферах являются:

  • риски развития опасных природных явлений (землетрясений, наводнений, ураганов, оползней, подтоплений, карста, лесных пожаров и т.п.) (значимость риска 1.00);
  • риски аварий и катастроф на потенциально опасных объектах (0.94);
  • загрязнение окружающей среды (0.43);
  • риски, связанные с глобальным изменением климата, деградацией окружающей среды, планетарные риски (0.24);
  • истощение природных и биологических ресурсов (0.15).

Прогноз стратегических рисков России и меры по их снижению

Выполненный предварительный прогноз факторов СР на перспективу от 5 до 20 лет дает информацию для обобщенной качественной оценки потенциальной возможности возникновения СР, а также позволяет сделать предварительные выводы о механизмах управления ими (рис. 3-7).

Рис. 3. Прогноз значимости СР в экономической сфере. (Нажмите на ссылку, чтобы увидеть рисунок).

Рис. 4. Прогноз значимости СР в политической сфере. (Нажмите на ссылку, чтобы увидеть рисунок).

Рис. 5. Прогноз значимости СР в социальной сфере. (Нажмите на ссылку, чтобы увидеть рисунок).

Рис. 6. Прогноз значимости СР в научно-технической сфере. (Нажмите на ссылку, чтобы увидеть рисунок).

Рис. 7. Прогноз значимости СР в природно-техногенной сфере. (Нажмите на ссылку, чтобы увидеть рисунок).

Прежде всего отметим, что по оценкам экспертов значение экономической сферы СР остается наиболее существенной для всех горизонтов прогнозирования. По существу, данный фактор является системообразующим и влияющим на большинство сфер жизнедеятельности государства. Следствием этого является вывод о необходимости предельно глубокого анализа существующих и перспективных приоритетов, включая всестороннюю оценку последствий реализации различных сценариев развития экономики для разного горизонта прогнозирования. Далее следует отметить, что качественное ранжирование относительной значимости рассмотренных сфер СР остается одинаковым для различной временной перспективы, т.е. располагается в следующей последовательности: экономическая, политическая, социальная, научно-техническая, природно-техногенная сферы. Определенная динамика относительной значимости возникает в основном внутри каждой перечисленной группы.

Если рассматривать прогноз на ближайшую перспективу (до 5 лет), то можно говорить о вероятном появлении СР по нескольким причинам: превышение практически всех критических значений индикаторов национальной безопасности; достаточно широкий перечень факторов СР, имеющих высокую степень реализации; сильное взаимное влияние факторов и потенциальная возможность их синергетического усиления.

В экономической сфере появление СР связывается с нерациональным выбором приоритетов, усилением криминализации и утечкой капитала за границу, снижением производственного потенциала и возможностью энергетического кризиса. Две последних составляющих соотносятся с научно-техническими факторами СР - снижением инновационного и научного потенциала. В политической сфере фактор внешних угроз однозначно связывается с усилением мощи и диктата США, что, в частности, может усиливать межнациональные и региональные конфликты. Особого внимания требует проблема терроризма, имеющая как внутренние, так и внешние источники.

Совместное влияние экономических и политических угроз уже в ближайшей перспективе может усилить частоту и масштабы проявления социальных рисков. Высокий уровень криминализации экономики и неполнота законодательных основ переходного периода будет содействовать высокому уровню коррупции. Ошибки в выборе приоритетов развития экономики, неравномерность развития регионов, недостаточное внимание духовному развитию общества в предшествующие годы с большой вероятностью усилят духовный кризис (особенно в молодежной среде), обострят проблему потребления алкоголя и наркотиков.

Несмотря на то, что природно-техногенные риски замыкают список относительной значимости, их постоянное присутствие в прогнозах позволяет говорить о системном, базовом характере данных факторов. К сожалению, природные экстремальные явления являются слабо управляемыми не только в нашей стране, но и за рубежом. Это относится к сложностям надежного прогнозирования, прежде всего геологических, метеорологических и ряда комплексных природных рисков. В этой связи особое внимание следует уделить пересмотру норм строительства и, особенно, правилам размещения зданий и инженерных сооружений в зонах, подверженных данным рискам. Техногенные риски более управляемы, однако с учетом процесса старения основного оборудования и снижения профессионального уровня персонала в ближайшие годы следует ожидать увеличения частоты и масштабов последствий от аварий и катастроф на потенциально опасных объектах. Одним из путей управления рисками в природно-техногенной сфере может стать процедура паспортизации безопасности (комплексного риска) на территории региональных и муниципальных образований. Основная цель такой паспортизации, кроме сбора объективной информации, должна состоять в усилении заинтересованности региональных органов в проведении превентивных мероприятий и усилении их ответственности за непринятие соответствующих мер.

С учетом особенностей данных факторов СР, специальное внимание должно быть уделено разработке концепции экономического управления рисками особенно в части создания национальной системы возмещения ущербов от чрезвычайных ситуаций в природно-техногенной сфере. В качестве первого шага, в частности, может рассматриваться недавно принятая Концепция развития страхования в РФ, в которой особое внимание уделено развитию обязательных видов страхования природных рисков в сочетании с созданием централизованных гарантийных фондов.

На перспективу до 10 лет к перечисленным выше факторам экономических рисков добавятся угрозы, вызванные чрезмерной открытостью экономики России и ростом чувствительности различных отраслей экономики страны к колебаниям мировой конъюнктуры. Для повышения устойчивости должны быть разработаны соответствующие меры (законодательные, организационные, рыночные). На фоне адаптации к глобальным экономическим процессам должна постоянно действовать сбалансированная система защиты отечественных товаропроизводителей. В противном случае перечисленные угрозы могут иметь не только экономические последствия, но и способствовать усилению социальной напряженности. В экономической сфере может усилиться вероятность и потенциальные масштабы энергетического кризиса (регионального, межрегионального, национального). Несмотря на значительный запас энергетических ресурсов, отставание в темпах реформирования базовых отраслей энергетики, низкий уровень инновационных процессов и ряд других факторов могут создать угрозу энергетической безопасности на национальном уровне.

Для среднесрочного прогноза характерно появление политического экстремизма в качестве значимого фактора, однако существенного влияния он может достичь только в сочетании с усилением социальных и экономических угроз.

Анализ прогнозов по отдельным составляющим СР позволяет сделать вывод, что на рассматриваемую перспективу весьма вероятно появление стратегических рисков в азиатской части России. В настоящее время прогнозируется разворачивание ряда крупномасштабных проектов в Сибири и на Дальнем Востоке (особенно в области энергетики), результаты реализации которых могут существенно повлиять не только на внутреннюю социально-экономическую атмосферу, но и вызвать изменение конъюнктуры в азиатско-тихоокеанском регионе. Прогнозируемое усиление влияния США и Китая в течение ближайших 20 лет может вызвать политическое и экономическое противодействие реализации проектов. Не исключено появление локальных очагов межнациональных конфликтов, но особую озабоченность вызывает проблема терроризма, поскольку новые промышленные объекты могут стать источниками повышенного интереса со стороны соответствующих групп, особенно если Россия даже косвенно будет поддерживать международные антитеррористические акции.

Социальный аспект СР потенциально связан с дальнейшим увеличением антагонизма между низко- и высокооплачиваемой частью населения, неравномерностью социального развития регионов, обострением демографической ситуации, ростом преступности, появлением напряженности между представителями разных отраслей экономики. Если в настоящее время наиболее явная неравномерность экономического развития регионов отражается при сравнении европейской и азиатской частей России, то через десять лет может усилиться неравномерность внутри азиатских регионов страны. Реализация масштабных проектов, вероятно, инициирует миграционные процессы, которые также могут стать источником дополнительных социальных конфликтов.

Для отдаленной перспективы (до 20 лет) прогноз СР, естественно, носит наиболее схематичный характер. Для данного горизонта прогнозирования характерен примерно тот же перечень возможных угроз, однако сила их потенциального проявления может несколько снизиться. В зависимости от успешности и эффективности антитеррористических действий может быть ослаблена или усилена как опасность крупномасштабных террористических акций, так и возможность сильного центра фундаментализма в Азии.

Даже для отдаленной перспективы в прогнозах социальной составляющей СР остается проблема роста преступности, алкоголизма и наркомании. Это говорит о том, что существующих в настоящее время или прогнозируемых с учетом имеющихся знаний механизмов управления данными рисками явно недостаточно и они малоэффективны.

Выводы

С одной стороны, применение методологии оценки и прогноза кризисных явлений и катастроф в современной России позволит разработать базовые принципы, методы и системы определения, нормирования и управления СР на федеральном и региональном уровнях. В дальнейшем на основе регулярной оценки и прогноза СР будет возможен переход на регулирование национальной безопасности России по единой системе СР; будут выявлены пределы, в которых возможна относительно безопасная реализация проводимых социально-экономических и политических преобразований в РФ.

С другой стороны, показатели рисков могут быть заложены в программы социально-экономического развития страны и ее регионов. Таким образом, исходя из оценки реальных рисков и их прогнозирования, государство сможет формировать комплексную систему мер по обеспечению гарантированного на данной территории в конкретный период времени уровня риска для человека. Такой подход в будущем окажет серьезное влияние на практику социально-экономического планирования, а с учетом существующих мировых тенденций роста количества катастроф и кризисных явлений, может стать доминирующим.

Литература

1. Шахраманьян М.А., Акимов В.А., Козлов К.А. Оценка природной и техногенной безопасности России: теория и практика. М., 1998. 218 с.

2. Акимов В.А., Новиков В.Д., Радаев Н.Н. Природные и техногенные чрезвычайные ситуации: опасности, угрозы, риски. М., 2001. 344 с.

3. Владимиров B.A., Воробьев ЮЛ., Малинецкий Г.Г. и др. Управление риском. Риск, устойчивое развитие, синергетика. М., 2000. 431 с.

4. Воробьев Ю.Л. Основы формирования и реализации государственной политики в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций. М., 2000. 248 с.

5. Владимиров В.А., Измалков В.И., Измалков А.В. Оценка и управление техногенной безопасностью. М., 2002. 184 с.

6. Надежность технических систем и техногенный риск: Учебное пособие для вузов / Под ред. М.И.Фалеева. М., 2002. 368 с.

7. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций: Учебное пособие для руководящего состава РСЧС / Под ред. Ю.Л.Воробьева. М., 2003. 380 с.

8. Основы анализа и управления риском в природной и техногенной сферах: Учебное пособие для ВУЗов МЧС России / Под ред. Ю.Л.Воробьева). М., 2003. 458 с.

9. Воробьев Ю.Л. Национальная безопасность и управление стратегическими рисками в России // Управление риском. 2002. Спец. вып. С. 4-9.

10. Акимов В.А., Порфирьев Б.Н., Радаев Н.Н. Методический аппарат оценки и прогноза стратегических рисков // Управление риском. 2002. Спец. вып. С. 10-18.