Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (10) Март 2004г

Информационная лента

Глава МВД Рашид Нургалиев подвел итоги оперативно-служебной деятельности подразделений МВД за 2003 г.

В России наметились положительные тенденции в борьбе с преступностью, заявил, выступая на подведении итогов оперативно-служебной деятельности подразделений МВД за 2003г., временно исполняющий обязанности главы МВД Рашид Нургалиев. По его словам, в прошлом году был сделан "ощутимый рывок" в борьбе с организованной преступностью. В частности, отметил Р.Нургалиев, было выявлено 117 преступлений, квалифицированных по ст. 210 УК РФ (организация преступного сообщества), и раскрыто свыше 11 тыс. преступлений, совершенных в составе организованной группы. ВРИО главы МВД подчеркнул, что по сравнению с 2002 г. значительно повысилась раскрываемость преступлений, совершенных в составе организованной группы (в Дальневосточном федеральном округе - на 29,5%, в Северо-Западном федеральном округе - на 27%, в Центральном федеральном округе - на 24,4%, в Южном федеральном округе - на 23%).

По словам Р.Нургалиева, в 2003 г. в сфере борьбы с коррупцией выявлено 25,6 тыс. преступлений против государственной власти и госслужбы, что на 3,7% больше, чем в 2002 г.; фактов взяточничества - свыше 7 тыс.; преступлений экономической направленности - более 370 тыс. Кроме того возросла активность принимаемых мер по декриминализации основных направлений экономики, таких как потребительский рынок, кредитно-финансовая сфера. На 6% увеличилось количество выявленных преступлений против собственности, совершенных в крупном и особо крупном размерах и на 16% возросло число выявленных актов контрабанды (2,5 тыс.).

Р.Нургалиев также отметил, что в 2003 г. особое внимание уделялось декриминализации сферы интеллектуальной собственности, в которой пресечена деятельность около 500 подпольных производств, а в отношении 3,5 тыс. организаторов возбуждены уголовные дела.

"Несмотря на небольшой срок нахождения в системе МВД подразделений по налоговым преступлениям, они уже в полном объеме выполняют поставленные перед ними задачи", - сказал Р.Нургалиев, отметив, что этими подразделениями выявлено 2,5 тыс. преступлений, из которых 63% совершены в крупном и особо крупном размерах, а в бюджет государства возвращено более 2,3 млрд руб., что почти в 1,5 раза больше, чем в 2002 г.

В итоговой коллегии МВД приняли участие замруководителя администрации Президента РФ Виктор Иванов, руководители правоохранительных органов, представители Федерального собрания РФ, министр обороны Сергей Иванов, глава ФСБ Николай Патрушев и Генпрокурор РФ Владимир Устинов.

М. Ванин: ГТК прогнозирует удвоить перечисления в бюджет к 2008 г. до 1,5 трлн руб.

Государственный таможенный комитет (ГТК) РФ прогнозирует удвоить перечисления в бюджет к 2008 г. до уровня 1,5 трлн руб. Об этом сообщил председатель ГТК РФ Михаил Ванин на 3-м Всероссийском совещании руководителей таможенных органов России. По его словам, пополнение доходной части федерального бюджета остается важнейшей задачей таможенной службы в условиях вступления в силу нового Таможенного кодекса РФ. В 2003 г. ГТК перечислил в бюджет более 757 млрд руб. (в 2002 г. - 588 млрд руб.). М.Ванин отметил, что существенно выросли платежи как по импорту, так и по экспорту. Если в 2002 г. в бюджет было перечислено 12,5 млрд долл. таможенных платежей от импортных операций и 6,2 млрд долл. - от экспортных, то в 2003 г. эти показатели составили 15,2 и 9,7 млрд долл. соответственно. М.Ванин особенно подчеркнул, что общий рост платежей был достигнут в значительной степени за счет улучшения качества таможенного администрирования, что отчасти подтверждается существенным превышением платежей по импорту над суммами, собираемыми с экспорта. Также председатель ГТК отметил, что избрание РФ в июне2003 г. вице-президентом совета Всемирной таможенной организации - координатором Европейского региона, включающего 49 государств, свидетельствует о признании серьезных достижений таможенной службы России, а также о росте ее международного авторитета. РБК

Израильский закон о борьбе с организованными преступными группировками

Израильский парламент, Кнессет, 9 июня 2003 г. одобрил в 3-м чтении закон о борьбе с организованными преступными группировками.

О необходимости данного закона правоохранительные органы говорили давно. Все дело в том, что, по утверждению полиции и прокуратуры, им известны большинство лидеров всех организованных преступных группировок, но привлечь их к уголовной ответственности практически не представлялось возможным из-за отсутствия соответсвующей правовой базы. Иными словами, в Израиле отсутствовал закон, устанавливающий уголовную ответственность за членство в рядах организованной преступной группировки.

И вот, наконец, такой закон принят. Рассмотрим его основные положения.

Статья 1 дает определение, что такое организованная преступная группировка. Это группа лиц, объединенных или нет, действующая организованно, систематически и продолжительное время в целях совершения тяжких правонарушений (речь идет о преступлениях, наказуемых лишением свободы на срок более 3 лет согласно израильскому уголовному праву).

Для данного определения не имеет значения:

  • знают ли члены организованной преступной группировки личности других членов этой группировки или нет;
  • имеет ли организованная преступная группировка постоянный состав членов или меняющийся;
  • тяжкие правонарушения совершаются или будут совершены в Израиле или за его пределами;
  • занимается ли организованная преступная группировка также легальной деятельностью или нет.

Как видно из этого определения, смело можно предположить, что в Израиле нет ни одной организованной преступной группировки, которая бы не попадала в рамки такой широкой формулировки.

Статья 2 устанавливает кто подлежит уголовной ответственности и какая деятельность является преступной согласно данному закону.

Итак, согласно ст. 2(алеф), 2(алеф)(1) и 2(алеф)(2) тот, кто стоит во главе, руководит, организовывает, управляет, контролирует деятельность организованной преступной группировки в прямом или косвенном виде, а также тот, кто финансирует непосредственно или косвенно деятельность организованной преступной группировки или получает финансирование на ее деятельность, а также тот, кто решает вопросы рспределения денежных средств в организованной преступной группировке и все вышеперечисленное делается в целях продвижения деятельности группировки наказывается лишением свободы на срок до 10 лет.

Согласно ст. 2(бет) тот, кто предоставляет услугу в виде консультации организованной преступной группировки в целях продвижения её деятельности, наказывается лишением свободы на срок до 10 лет.

Согласно ст. 2(гимель) если деятельность организованной преступной группировки включала в себя тяжкие правонарушения, наказание за которые превышает 20 лет (например, предумышленное убийство), то в таком случае лица, подлежащие уголовной ответственности по ст. 2(алеф), 2(алеф)(1), 2(алеф)(2) и 2(бет), должны быть наказаны лишением свободы на срок до 20 лет (вместо 10 лет, как это установлено в вышеуказанных статьях).

Следует обратить внимание так же на ст. 3 данного закона. В ней речь идет о том, что совершение преступлений в рамках организованной преступной группировки (помимо нарушений статей настоящего закона) является отягчающим обстоятельством. Так, тот, кто в рамках своей деятельности в преступной группировки совершил какое-либо преступление, подлежит двойному наказанию за него, но сроком, не превышающим 25 лет.

Например, если руководитель организованной преступной группировки в рамках своей деятельности вовлек кого-либо в занятие проституцией, то вместо 7 лет, полагающихся за это преступление по уголовному праву Израиля, он подлежит лишению свободы на срок до 14 лет.

Закон устанавливает также уголовную ответственность государственным служащим, содействующим преступным группировкам. В ст. 4 указано, что государственный служащий, злоупотребляющий своим положением или своими полномочиями в целях продвижения деятельности организованной преступной группировки, наказывается лишением свободы на срок до 10 лет.

Данный закон предусматривает и конфискацию имущества.

Статья 5 устанавливает, что если лицо было признано виновным по ст. 2, 3 или 4, то суд обязан постановить, что в добавление к вынесенному наказанию должно быть конфискованно имущество, которое:

  • имеет отношение к преступлению и находится во владении осужденного, включая его банковские счета;
  • не имеет отношения к преступлению, но является собственностью осужденного и равнозначно имуществу, которое имеет отношение к преступлению.

Материал подготовлен Марато Дорфманом

2-я международная конференция "Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма"

20-21 января 2004 г. в Москве состоялась 2-я международная конференция "Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма". Ее организаторы - Всемирный Антикриминальный и Антитеррористический Форум, Национальный Антикриминальный и Антитеррористический Фонд и Комитет Государственной Думы по безопасности.

Это вторая конференция по данной проблеме, первая проходила в октябре 2001 года. Эта конференция - следующий шаг Форума в разработке вопросов борьбы с криминалом и терроризмом.

Всего в конференции участвовало более 200 специалистов из 15 стран мира, было сделано 85 докладов. Особенность этой конференции, как и первой, в том, что проблемы рассматриваются с точки зрения не только работников спецслужб, но и самого широкого круга специалистов: политиков, парламентариев, представителей влиятельных неправительственных и общественных организаций, деловых и финансовых кругов, работников культуры и СМИ.

Для более глубокого изучения проблемы и поиска конструктивных ответов на "горячие" вопросы участники сгруппировались по интересам: работали секции "Политика", "Право", "Современные технологии", "Экономика", "Психология и СМИ". Круг вопросов, обсуждаемых здесь, конкретен и актуален.

Информационная лента | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (10) Март 2004г

Информационная лента

Глава МВД Рашид Нургалиев подвел итоги оперативно-служебной деятельности подразделений МВД за 2003 г.

В России наметились положительные тенденции в борьбе с преступностью, заявил, выступая на подведении итогов оперативно-служебной деятельности подразделений МВД за 2003г., временно исполняющий обязанности главы МВД Рашид Нургалиев. По его словам, в прошлом году был сделан "ощутимый рывок" в борьбе с организованной преступностью. В частности, отметил Р.Нургалиев, было выявлено 117 преступлений, квалифицированных по ст. 210 УК РФ (организация преступного сообщества), и раскрыто свыше 11 тыс. преступлений, совершенных в составе организованной группы. ВРИО главы МВД подчеркнул, что по сравнению с 2002 г. значительно повысилась раскрываемость преступлений, совершенных в составе организованной группы (в Дальневосточном федеральном округе - на 29,5%, в Северо-Западном федеральном округе - на 27%, в Центральном федеральном округе - на 24,4%, в Южном федеральном округе - на 23%).

По словам Р.Нургалиева, в 2003 г. в сфере борьбы с коррупцией выявлено 25,6 тыс. преступлений против государственной власти и госслужбы, что на 3,7% больше, чем в 2002 г.; фактов взяточничества - свыше 7 тыс.; преступлений экономической направленности - более 370 тыс. Кроме того возросла активность принимаемых мер по декриминализации основных направлений экономики, таких как потребительский рынок, кредитно-финансовая сфера. На 6% увеличилось количество выявленных преступлений против собственности, совершенных в крупном и особо крупном размерах и на 16% возросло число выявленных актов контрабанды (2,5 тыс.).

Р.Нургалиев также отметил, что в 2003 г. особое внимание уделялось декриминализации сферы интеллектуальной собственности, в которой пресечена деятельность около 500 подпольных производств, а в отношении 3,5 тыс. организаторов возбуждены уголовные дела.

"Несмотря на небольшой срок нахождения в системе МВД подразделений по налоговым преступлениям, они уже в полном объеме выполняют поставленные перед ними задачи", - сказал Р.Нургалиев, отметив, что этими подразделениями выявлено 2,5 тыс. преступлений, из которых 63% совершены в крупном и особо крупном размерах, а в бюджет государства возвращено более 2,3 млрд руб., что почти в 1,5 раза больше, чем в 2002 г.

В итоговой коллегии МВД приняли участие замруководителя администрации Президента РФ Виктор Иванов, руководители правоохранительных органов, представители Федерального собрания РФ, министр обороны Сергей Иванов, глава ФСБ Николай Патрушев и Генпрокурор РФ Владимир Устинов.

М. Ванин: ГТК прогнозирует удвоить перечисления в бюджет к 2008 г. до 1,5 трлн руб.

Государственный таможенный комитет (ГТК) РФ прогнозирует удвоить перечисления в бюджет к 2008 г. до уровня 1,5 трлн руб. Об этом сообщил председатель ГТК РФ Михаил Ванин на 3-м Всероссийском совещании руководителей таможенных органов России. По его словам, пополнение доходной части федерального бюджета остается важнейшей задачей таможенной службы в условиях вступления в силу нового Таможенного кодекса РФ. В 2003 г. ГТК перечислил в бюджет более 757 млрд руб. (в 2002 г. - 588 млрд руб.). М.Ванин отметил, что существенно выросли платежи как по импорту, так и по экспорту. Если в 2002 г. в бюджет было перечислено 12,5 млрд долл. таможенных платежей от импортных операций и 6,2 млрд долл. - от экспортных, то в 2003 г. эти показатели составили 15,2 и 9,7 млрд долл. соответственно. М.Ванин особенно подчеркнул, что общий рост платежей был достигнут в значительной степени за счет улучшения качества таможенного администрирования, что отчасти подтверждается существенным превышением платежей по импорту над суммами, собираемыми с экспорта. Также председатель ГТК отметил, что избрание РФ в июне2003 г. вице-президентом совета Всемирной таможенной организации - координатором Европейского региона, включающего 49 государств, свидетельствует о признании серьезных достижений таможенной службы России, а также о росте ее международного авторитета. РБК

Израильский закон о борьбе с организованными преступными группировками

Израильский парламент, Кнессет, 9 июня 2003 г. одобрил в 3-м чтении закон о борьбе с организованными преступными группировками.

О необходимости данного закона правоохранительные органы говорили давно. Все дело в том, что, по утверждению полиции и прокуратуры, им известны большинство лидеров всех организованных преступных группировок, но привлечь их к уголовной ответственности практически не представлялось возможным из-за отсутствия соответсвующей правовой базы. Иными словами, в Израиле отсутствовал закон, устанавливающий уголовную ответственность за членство в рядах организованной преступной группировки.

И вот, наконец, такой закон принят. Рассмотрим его основные положения.

Статья 1 дает определение, что такое организованная преступная группировка. Это группа лиц, объединенных или нет, действующая организованно, систематически и продолжительное время в целях совершения тяжких правонарушений (речь идет о преступлениях, наказуемых лишением свободы на срок более 3 лет согласно израильскому уголовному праву).

Для данного определения не имеет значения:

  • знают ли члены организованной преступной группировки личности других членов этой группировки или нет;
  • имеет ли организованная преступная группировка постоянный состав членов или меняющийся;
  • тяжкие правонарушения совершаются или будут совершены в Израиле или за его пределами;
  • занимается ли организованная преступная группировка также легальной деятельностью или нет.

Как видно из этого определения, смело можно предположить, что в Израиле нет ни одной организованной преступной группировки, которая бы не попадала в рамки такой широкой формулировки.

Статья 2 устанавливает кто подлежит уголовной ответственности и какая деятельность является преступной согласно данному закону.

Итак, согласно ст. 2(алеф), 2(алеф)(1) и 2(алеф)(2) тот, кто стоит во главе, руководит, организовывает, управляет, контролирует деятельность организованной преступной группировки в прямом или косвенном виде, а также тот, кто финансирует непосредственно или косвенно деятельность организованной преступной группировки или получает финансирование на ее деятельность, а также тот, кто решает вопросы рспределения денежных средств в организованной преступной группировке и все вышеперечисленное делается в целях продвижения деятельности группировки наказывается лишением свободы на срок до 10 лет.

Согласно ст. 2(бет) тот, кто предоставляет услугу в виде консультации организованной преступной группировки в целях продвижения её деятельности, наказывается лишением свободы на срок до 10 лет.

Согласно ст. 2(гимель) если деятельность организованной преступной группировки включала в себя тяжкие правонарушения, наказание за которые превышает 20 лет (например, предумышленное убийство), то в таком случае лица, подлежащие уголовной ответственности по ст. 2(алеф), 2(алеф)(1), 2(алеф)(2) и 2(бет), должны быть наказаны лишением свободы на срок до 20 лет (вместо 10 лет, как это установлено в вышеуказанных статьях).

Следует обратить внимание так же на ст. 3 данного закона. В ней речь идет о том, что совершение преступлений в рамках организованной преступной группировки (помимо нарушений статей настоящего закона) является отягчающим обстоятельством. Так, тот, кто в рамках своей деятельности в преступной группировки совершил какое-либо преступление, подлежит двойному наказанию за него, но сроком, не превышающим 25 лет.

Например, если руководитель организованной преступной группировки в рамках своей деятельности вовлек кого-либо в занятие проституцией, то вместо 7 лет, полагающихся за это преступление по уголовному праву Израиля, он подлежит лишению свободы на срок до 14 лет.

Закон устанавливает также уголовную ответственность государственным служащим, содействующим преступным группировкам. В ст. 4 указано, что государственный служащий, злоупотребляющий своим положением или своими полномочиями в целях продвижения деятельности организованной преступной группировки, наказывается лишением свободы на срок до 10 лет.

Данный закон предусматривает и конфискацию имущества.

Статья 5 устанавливает, что если лицо было признано виновным по ст. 2, 3 или 4, то суд обязан постановить, что в добавление к вынесенному наказанию должно быть конфискованно имущество, которое:

  • имеет отношение к преступлению и находится во владении осужденного, включая его банковские счета;
  • не имеет отношения к преступлению, но является собственностью осужденного и равнозначно имуществу, которое имеет отношение к преступлению.

Материал подготовлен Марато Дорфманом

2-я международная конференция "Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма"

20-21 января 2004 г. в Москве состоялась 2-я международная конференция "Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма". Ее организаторы - Всемирный Антикриминальный и Антитеррористический Форум, Национальный Антикриминальный и Антитеррористический Фонд и Комитет Государственной Думы по безопасности.

Это вторая конференция по данной проблеме, первая проходила в октябре 2001 года. Эта конференция - следующий шаг Форума в разработке вопросов борьбы с криминалом и терроризмом.

Всего в конференции участвовало более 200 специалистов из 15 стран мира, было сделано 85 докладов. Особенность этой конференции, как и первой, в том, что проблемы рассматриваются с точки зрения не только работников спецслужб, но и самого широкого круга специалистов: политиков, парламентариев, представителей влиятельных неправительственных и общественных организаций, деловых и финансовых кругов, работников культуры и СМИ.

Для более глубокого изучения проблемы и поиска конструктивных ответов на "горячие" вопросы участники сгруппировались по интересам: работали секции "Политика", "Право", "Современные технологии", "Экономика", "Психология и СМИ". Круг вопросов, обсуждаемых здесь, конкретен и актуален.