Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (10) Март 2004г

Современные подходы к разрешению проблем в системе профессионального образования государственных специальных служб РФ

Симухин Г.С., Первый заместитель начальника Академии ФПС России по учебной работе

Реформирование в современных условиях всех сторон жизни в государстве вызывает необходимость реформирования профессионального образования, которое должно быть приведено в соответствие с потребностями общества в высококвалифицированных кадрах. Особое место в таком реформировании занимает высшее профессиональное образование в государственных специальных службах (ГСС), рассматриваемое как новая образовательная система, объединенная целым рядом аналогичных специфических условий. Спецслужбы осуществляют в государстве борьбу с терроризмом, наркобизнесом, контрабандой, незаконной миграцией населения, переправкой через границу оружия, валюты, стратегического сырья, материалов, энергоресурсов, морепродуктов и другими преступлениями; осуществляют охрану государственных органов власти, важных государственных объектов; ведут борьбу с транснациональной организованной преступностью; участвуют в ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. Названные ведомства при выполнении служебно-боевых задач тесно взаимодействуют, а профессиональная деятельность их специалистов имеет множество общих черт. Такими чертами являются:

  • служебная деятельность осуществляется в полном объеме и главным образом в мирное время;
  • непрерывное межведомственное взаимодействие войск и органов государственных специальных служб при выполнении своих задач;
  • низшие звенья (подразделения) всех государственных специальных служб малочисленны по своему составу и реализуют функции основных исполнителей служебно-боевых задач самостоятельно (пограничная застава, подразделение охраны внутренних войск, группа разведки, подразделение правительственной связи и т.д.);
  • в образовательных учреждениях государственных специальных служб применяются аналогичные виды и формы занятий;
  • регулярно проводятся совместные учения, игры, на которых отрабатываются вопросы взаимодействия между подразделениями различных государственных служб;
  • применяются единые подходы к использованию новых образовательных технологий (это вызвано схожестью действий войск и органов при выполнении специалистами служебно-боевых задач);
  • проводятся совместные научные исследования по различным проблемам служебно-боевой и образовательной деятельности;
  • применяются единые подходы к содержанию и объему переподготовки (доподготовки) малочисленных специалистов, обучение которых осуществляется в образовательных учреждениях других ведомств;
  • идентичны по структуре и составу ведомственные образовательные системы и используются единые подходы по их совершенствованию и развитию;
  • существует идентичная ведомственная образовательная нормативно-правовая база;
  • разрабатываются наиболее близкие по содержанию государственные образовательные стандарты.

Общность профессиональной деятельности специалистов ГСС указывает на общие направления реформирования профессионального образования и на их тесное взаимодействие по этой проблеме. Особое место в ее решении принадлежит стандартизации образования.

Кроме того, важно установить, в какой взаимосвязи образовательная система ГСС находится с другими ведомственными образовательными системами и какие общие вопросы их объединяют.

В настоящее время сложилась объективная ситуация, когда развитие профессионального образования в ГСС остановилось на достигнутом этапе развития. Возникли проблемы качества и экономичности образования, развития психолого-педагогической системы управления подготовкой и становлением специалистов ГСС. Причем решение этих проблем превратилось в повелительный императив практического осуществления курса реформ в профессиональном образовании.

Рассматривая проблемы современного реформирования профессионального образования ГСС, целесообразно заглянуть в историю его становления и развития. Подготовка офицеров для государственных специальных служб даже в недалеком прошлом осуществлялась главным образом в образовательных учреждениях военного ведомства. Постоянное развитие вооружения, техники, изменение условий деятельности войск и органов требовали пересмотра системы подготовки кадров. Так, в конце XIX в. перед рядом военных академий был поставлен вопрос: каким должен быть характер и объем возлагаемых на них задач, а именно: должны ли они преследовать цель широкого распространения образования для всех видов и родов войск и силовых ведомств или ограничиться основательной подготовкой офицеров конкретной специальности, но основательно подготовленных?1. Возник такой вопрос не случайно. Он был продиктован опытом войн, которые вела Россия в конце XIX в. Однако конкретных и своевременных решений по военному образованию в то время не было принято. Значительные недостатки в подготовке офицерских кадров послужили одной из основных причин поражения России в войне с Японией в начале XX в. Данное обстоятельство привело к серьезному анализу подготовки офицерских кадров в военных образовательных учреждениях того времени. Основные предложения ученых и практиков по совершенствованию военного образования сводились к максимальному приближению теории к практике и решительному обновлению ведущих дисциплин. Следует также констатировать тот факт, что предложения специалистов по совершенствованию военного образования не всегда учитывались на практике. А это непременно сказывалось на результатах последующих военных действий. Даже появилось устойчивое мнение, что офицеров в образовательных учреждениях готовят не к будущей, а к прошедшей войне.

После революции 1917 г. предпринимались попытки превращения некоторых военных академий в гражданские образовательные учреждения. Однако опыт показал, что такие решения приводят к ухудшению качества подготовки офицерских кадров.

Дальнейшее развитие вооружения, техники, форм и способов вооруженной борьбы потребовало создания новых образовательных учреждений по видам и родам войск для Министерства обороны. Изменения в служебно-боевой деятельности ГСС привели к отпочкованию их от военной образовательной системы и созданию ведомственных образовательных учреждений ГСС. Сначала такая специализация осуществлялась на тактическом уровне (создание училищ, институтов), а затем и на оперативно-тактическом уровне (создание ведомственных академий в образовательных системах ГСС). В результате были созданы ведомственные многоуровневые образовательные системы ГСС.

Исходя из вышеизложенного следует, что исторически, взамен единой военной образовательной системы объективно сложились собственно военная образовательная система и образовательная система ГСС. Практическая деятельность специалистов этих служб имеет много общего, особенно в экстремальных условиях при решении задач по борьбе с террористическими элементами и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Специальные службы теперь решают свои задачи, в основном, невоенными методами и обучение их в вузах военного ведомства стало нецелесообразным. Поэтому сегодня следует вести речь об образовательной системе ГСС, которые в современных условиях совместно решают многие вопросы, в том числе ведут борьбу с международным терроризмом.

Оценивая ведомственную систему образования, следует, прежде всего, выяснить, в какой мере она обеспечивает в конкретных условиях необходимое качество образования, соответствующее решаемым ведомством задачам, и его экономичность. Эти показатели являются сегодня основополагающими.

Как свидетельствует опыт, качество подготовки основных специалистов для ГСС в ведомственных (своих) учебных заведениях значительно выше, чем подготовка для них специалистов в образовательных учреждениях Министерства обороны. Это объясняется целым рядом факторов:

  • подконтрольностью учебных заведений своему ведомству;
  • внесением своевременных изменений в учебный процесс, в соответствии с изменениями в служебно-боевой деятельности войск и органов своей службы;
  • тесной связью учебных заведений с войсками и органами, позволяющей своевременно и полно использовать служебный опыт и осуществлять вузам научные исследования в интересах войск, органов и самих вузов;
  • целенаправленным и полным материально-техническим и финансовым обеспечением;
  • планомерным ведомственным кадровым обеспечением вузов и др.

В числе неотложных мер, направленных на интенсивное преобразование профессионального образования в системе ГСС, следует выделить необходимость его выхода на принципиально новые формы организации и управления.

Прежде всего, следует решить вопросы вхождения в единое федеральное образовательное поле военного образования и профессионального образования ГСС, как двух самостоятельных систем.

Для этого важно в ближайшее время представить соответствующие предложения для внесения установленным порядком в Государственную Думу изменений и дополнений в законы РФ "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". В эти законы необходимо внести соответствующие поправки в части, касающейся фактического существования и особенностей двух самостоятельных видов профессионального образования: военного и ГСС.

Следует инициировать переработку существующего "Типового положения о военном образовательном учреждении", где также необходимо отразить сложившиеся разновидности образования: систему военного образования и профессионального образования ГСС.

В конечном итоге изменения должны четко зафиксировать:

1. Государственную политику и ее принципы в области военного образования и профессионального образования ГСС.

2. Цели, задачи и субъекты военного образования и профессионального образования ГСС.

3. Содержание военно-учебных заведений и учебных заведений ГСС вне численности ведомств или в составе их численности. Порядок их финансирования по статьям каждого из ведомств. Целесообразно нормативно закрепить процент на финансирование учебных заведений из расходной части бюджета каждого ведомства.

4. Государственный заказ на подготовку специалистов.

5. Статус и отдельную регламентацию деятельности военных образовательных учреждений и образовательных учреждений ГСС.

6. Разграничение полномочий между органами государственной власти, органами управления образованием ведомств, учебно-методическими объединениями вузов и самими вузами.

7. Виды, формы, сроки и порядок заключения контрактов и ответственность обучаемых и выпускников учебных заведений за их нарушения.

Назрела настоятельная необходимость разработки и утверждения в Минобразовании Государственного образовательного стандарта третьего поколения с новой структурой построения требований (особенно в плане непрерывного образования).

В образовательных учреждениях ГСС необходимо разработать и внедрить в образовательный процесс (возможность эта представлена соответствующим приказом Министерства образования) Государственные образовательные стандарты дополнительного профессионального образования с определением перечня его направлений. Такими направлениями могли бы быть:

  • управленческое (управление персоналом, управление образованием, наукой, социология, психология и др.);
  • финансово-экономическое (экономическое обоснование принимаемых решений, финансовое управление - для всех руководителей различного уровня);
  • информационно-аналитическое (информационные технологии в управлении, документоведение и т.п.);
  • правовое (правовое обеспечение в ГСС);
  • языковое (язык в сфере профессиональных коммуникаций) и т.д.

Этими стандартами могли бы быть определены:

  • структура дополнительного профессионального образования;
  • требования к направлениям дополнительного профессионального образования с учетом вида профессиональной деятельности специалистов. В разработке этих требований непосредственное участие должны принимать заказчики специалистов;
  • требования к образовательным программам дополнительного профессионального образования;
  • требования к образовательному учреждению, осуществляющему дополнительное образование.

Органы управления образованием некоторых ГСС в ряде случаев, не просчитав бюджет времени на учебные дисциплины, слепо скопировали соответствующий приказ Министерства обороны, определяющий специальности, квалификацию и уровни военного образования. Поэтому теперь отдельные институты ГСС готовят специалистов с высшим военно-специальным образованием, а их академии - с высшим военным.

Однако в соответствии с современной общепринятой международной терминологией и терминологией Министерства образования РФ к специальному образованию относят: "образовательные учреждения, предназначенные для лиц, отличающихся от обычных учащихся. Это люди с физическими недостатками или отстающие в умственном развитии, а также люди с экстраординарными умственными способностями"2. В современных документах Правительства РФ и Министерства образования понятия "специальное образование" и "военно-специальное образование" в прежнем их понимании нигде не применяется3. В связи с этим необходимо руководствоваться современной терминологией и уточнить в этом плане все существующие нормативно-правовые документы.

Кроме того, анализ бюджета времени в институтах некоторых ГСС и Министерства обороны показывает, что по количеству часов, выделяемых на чисто профессиональные (военные) дисциплины, первые значительно уступают аналогичным институтам Министерства обороны и близки по количеству часов к военным кафедрам гражданских вузов. Следовательно, институты ГСС должны, на наш взгляд, давать выпускникам среднее профессиональное образование и высшее профессиональное по смежной специальности (для социально-экономической сферы), а академии - высшее профессиональное образование. Крайне важно разработать для данных институтов Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, утвердив его в Минобразовании РФ. А начиная с 2003-04 гг. - внедрить этот стандарт в образовательный процесс.

Требует переработки (внесение изменений, дополнений) собственная нормативно-правовая база ГСС России, обеспечивающая функционирование системы профессионального образования. Особенно такая переработка должна осуществляться в плане придания большей автономности вузам, наделения их руководителей большими полномочиями. В частности, в пределах бюджетного финансирования и штатной численности назначать начальников кафедр, факультетов, начальников курсов, проводить организационно-штатные изменения вплоть до введения новых подразделений. Переработке нормативно-правовой базы должно предшествовать проведение экспресс-НИР и представление предложений руководству ГСС по порядку, направлениям, срокам переработки и внедрения новых нормативных документов.

Необходимо осуществление поэтапной ведомственной интеграции вузов и научно-исследовательских структур (2002-06 гг. - I этап; 2006-10 гг. - II этап). Такие сроки интеграции обеспечат сохранение итогов аттестации и аккредитации вузов, т.к. при реорганизации вуза, изменении его организационно-правовой формы и статуса его устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу. Поэтому важен всесторонний анализ возможностей и сроков интеграции в рамках закона.

На первом этапе целесообразна проработка организационно-штатной структуры, разработка новых программ и проведение других организационных мероприятий. На втором этапе должна проводиться практическая работа по интеграции вузов.

Целесообразно совершенствование заочной формы обучения, особенно дистанционного обучения и экстерната в интересах создания непрерывной системы профессионального образования специалистов в ГСС. Для этого в Государственный образовательный стандарт высшего и среднего профессионального образования третьего поколения и Государственный стандарт дополнительного профессионального образования, на основе квалификационных требований к выпускнику образовательного учреждения ГСС, разработать и ввести специальные требования к подготовке офицеров в процессе прохождения всей службы, по каждой из должностей.

Необходимо разработать модель цикла подготовки специалиста в период его служебно-боевой деятельности. Целесообразно иметь специальные программы карьерного роста, заменив ими существующие программы командирской подготовки.

В каждой ГСС следует создать банк данных по наиболее перспективным (профессионально подготовленным) офицерам.

Неотъемлемой частью структурных преобразований в системе профессионального образования является повышение его качества на основе интенсификации обучения. С этой целью целесообразно:

  • организовать разработку новых учебных планов и программ, обеспечивающих реализацию требований новых Государственных образовательных стандартов третьего поколения;
  • осуществить комплексную информатизацию учебного процесса (создание вузовских и межвузовских автоматизированных обучающих комплексов);
  • внедрить индивидуальный подход к подготовке и всестороннему развитию специалиста;
  • изменить подходы к организации стажировки и практики.

Лучшим решением проблемы обеспечения новых подходов к повышению качества подготовки специалистов в системе ГСС могло бы стать создание Межведомственного исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов за счет численности имеющихся научно-исследовательских учреждений. Аналогичное учреждение имеется при Министерстве образования РФ и предлагаемый центр может быть его филиалом. Данное исследовательское подразделение целесообразно развернуть при Академии ФПС России под эгидой Минобразования РФ. Оно могло бы решать следующие задачи:

  • интегрировать имеющиеся перспективные разработки в области качества подготовки специалистов и внедрять их в образовательный процесс вузов ведомств;
  • создавать проекты и реализовывать совместно с другими заинтересованными структурами федеральные программы, направленные на совершенствование образования;
  • обобщать передовой опыт в области подготовки кадров в России и за рубежом, разрабатывать предложения по его использованию;
  • осуществлять образовательную деятельность в интересах повышения квалификации специалистов высшей школы различных ведомств, по проблемам качества подготовки кадров.

Необходимо интенсивнее развивать вузовскую науку ГСС. В современных условиях она призвана: обеспечить практический вклад в процесс совершенствования самих ГСС; вырабатывать научные рекомендации по их стабилизации, становлению и эффективному решению служебно-боевых задач. Для этого целесообразно интегрировать вузовскую науку с научными разработками исследовательских учреждений ГСС, расширить фронт фундаментальных и прикладных исследований, оперативно внедрять их в практику деятельности войск, органов и вузов.

Нужны научно обоснованные разработки и введение нормативов бюджетного финансирования вузов. Они должны обеспечивать покрытие расходов не только на денежное довольствие военнослужащих и заработную плату гражданского персонала, коммунальные услуги, но и на учебные цели.

Очень важно провести реорганизацию органов управления образованием и принять меры к повышению эффективности управления профессиональным образованием на всех уровнях. Для этого следует улучшить порядок централизованного руководства вузами в сочетании с расширением самостоятельности вузов. Целесообразно четко зафиксировать принципы автономии высшей школы, определить границы административного вмешательства в деятельность вузов в соответствии с федеральными законами в области образования.

Следует расширять международное сотрудничество в сфере профессионального образования ГСС.

Важной проблемой, не терпящей отлагательства, является необходимость улучшения материального и социального положения профессорско-преподавательского состава вузов ГСС. Речь идет о придании нового статуса профессорам, преподавателям, научным работникам. Важно решить вопрос, чтобы Указ Президента "О введении квалификационных рангов для профессорско-преподавательского состава и научных работников", проект которого представлен Президенту РФ Союзом Ректоров, мог быть распространен и на вузы ГСС.

Особо следует рассмотреть вопросы, связанные с реализацией Федеральной программы реформирования системы военного образования в РФ.

В современных условиях ГСС решают совершенно иные задачи, чем в недалеком прошлом. Это хорошо видно на примере ФПС, которая теперь решает задачи, в корне отличающиеся от тех, которые имели место в период чисто войсковой охраны государственной границы. Сегодня основными задачами ФПС являются:

  • обеспечение экономической безопасности государства в пограничных пространствах, а также эффективного контроля внешнеторгового оборота;
  • борьба с организованной преступностью (трансграничной), незаконной миграцией, контрабандой оружия и наркотиков;
  • недопущение расхищения стратегических и природных ресурсов, в том числе морских биоресурсов и т.д.

Войсковая компонента охраны государственной границы сегодня составляет в пределах 20% от общего объема профессиональных задач. Пограничная служба имеет войсковой компонент, необходимый для ведения специальных действий в случае возникновения войн и военных конфликтов. В настоящее время основой форм и методов охраны границы являются действия оперативной направленности, а на каналах международных сообщений - пограничный контроль.

Невоенными методами выполняют свои задачи и другие ГСС. Это требует осуществлять подготовку специалистов по новым, абсолютно специфичным учебным планам и программам, которые отличны от учебных планов и программ вузов Министерства обороны. Поэтому сегодня вузы ФПС, а равно и вузы других ГСС не могут давать военного образования. В связи с чем на данном этапе в системе образования силовых структур различной направленности фактически и определилось две системы образования.

Очевидно, в рамках реализации Федеральной программы реформирования системы военного образования могут решиться вопросы подготовки только офицеров малочисленных (неосновных) специальностей тактического уровня для ГСС. Без учета данной реалии невозможна отработка и принятие новых законов об образовании. Рассматриваемая Программа должна учитывать это положение. При осуществлении вопросов оптимизации и ликвидации вузов необходимо руководствоваться решениями руководителей ГСС. В противном случае может быть разрушена сложившаяся подготовка специалистов для ведомств.

Не отвечают реальному состоянию дел сроки исполнения этапов Программы для вузов ФПС. В частности, для Академии ФПС России, где практически все мероприятия, определенные Программой для исполнения вузами к 2006-10 гг., выполнены еще в 2000-01 гг. Академия имеет утвержденный в Министерстве образования Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования второго поколения, соответствующие стандарту учебные программы по направлениям подготовки дипломированных специалистов.

В 2001 г. Академия ФПС прошла государственную аттестацию и аккредитацию. Ее выпускники начиная с 2001 г. получают документы об образовании государственного образца в сфере высшего и послевузовского профессионального образования, а по некоторым направлениям подготовки - и документы о получении дополнительной квалификации "Переводчик в сфере профессиональной коммуникации" и "Преподаватель высшей школы".

Сегодня в Академии разрабатываются Государственный образовательный стандарт третьего поколения и Государственный образовательный стандарт дополнительного профессионального образования. Федеральная Программа предлагает подойти к этому рубежу только к 2006 г., а то и к 2010 г.

Системы профессионального образования ГСС России должны четко и динамично адаптироваться к социально-экономическим изменениям в государстве и мире, особенно в условиях активизации международного терроризма. В то же время они должны быть стабильными в своей психолого-педагогической основе, не подвластной конъюнктуре.

Одновременно следует подчеркнуть, что долгосрочные интересы ГСС требуют безотлагательной разработки новой научно обоснованной стратегии в подготовке специалистов, как главной составляющей части обеспечения безопасности государства. Образование - не только ключевая, но и весьма деликатная сфера общественной деятельности. Поэтому принимаемые здесь решения должны быть особенно взвешенными.

Очевидно, реформирование профессионального образования в ГСС должно быть направлено на повышение его качества и предусматривать приведение всех его сторон в соответствие с требованиями современной служебно-боевой деятельности войск и органов, придание ему опережающего и гибкого характера в напряженной динамике перемен, вызванных активизацией международного терроризма, иных нарушений законности российскими и иностранными криминальными структурами.

Симухин Геннадий Семенович служил в пограничных войсках, участвовал в боевых действиях в Республике Афганистан, был начальником Управления Главного штаба ФПС РФ. Является заместителем председателя совета учебно-методического объединения вузов ФПС России. Первый заместитель начальника Академии ФПС России по учебной работе. Генерал-лейтенант, кандидат педагогических наук, доцент. Награжден орденами и медалями, боевыми наградами Республики Афганистан.

Примечания

1. Бескровный Л.Г. Армия и флот России в начале XX века: Очерки военно-экономического потенциала. М., 1986. С. 37.

2. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М., 1999. С. 318.

3. Постановление Правительства РФ от 05.04.01 № 264 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования РФ".

Современные подходы к разрешению проблем в системе профессионального образования государственных специальных служб РФ | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (10) Март 2004г

Современные подходы к разрешению проблем в системе профессионального образования государственных специальных служб РФ

Симухин Г.С., Первый заместитель начальника Академии ФПС России по учебной работе

Реформирование в современных условиях всех сторон жизни в государстве вызывает необходимость реформирования профессионального образования, которое должно быть приведено в соответствие с потребностями общества в высококвалифицированных кадрах. Особое место в таком реформировании занимает высшее профессиональное образование в государственных специальных службах (ГСС), рассматриваемое как новая образовательная система, объединенная целым рядом аналогичных специфических условий. Спецслужбы осуществляют в государстве борьбу с терроризмом, наркобизнесом, контрабандой, незаконной миграцией населения, переправкой через границу оружия, валюты, стратегического сырья, материалов, энергоресурсов, морепродуктов и другими преступлениями; осуществляют охрану государственных органов власти, важных государственных объектов; ведут борьбу с транснациональной организованной преступностью; участвуют в ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. Названные ведомства при выполнении служебно-боевых задач тесно взаимодействуют, а профессиональная деятельность их специалистов имеет множество общих черт. Такими чертами являются:

  • служебная деятельность осуществляется в полном объеме и главным образом в мирное время;
  • непрерывное межведомственное взаимодействие войск и органов государственных специальных служб при выполнении своих задач;
  • низшие звенья (подразделения) всех государственных специальных служб малочисленны по своему составу и реализуют функции основных исполнителей служебно-боевых задач самостоятельно (пограничная застава, подразделение охраны внутренних войск, группа разведки, подразделение правительственной связи и т.д.);
  • в образовательных учреждениях государственных специальных служб применяются аналогичные виды и формы занятий;
  • регулярно проводятся совместные учения, игры, на которых отрабатываются вопросы взаимодействия между подразделениями различных государственных служб;
  • применяются единые подходы к использованию новых образовательных технологий (это вызвано схожестью действий войск и органов при выполнении специалистами служебно-боевых задач);
  • проводятся совместные научные исследования по различным проблемам служебно-боевой и образовательной деятельности;
  • применяются единые подходы к содержанию и объему переподготовки (доподготовки) малочисленных специалистов, обучение которых осуществляется в образовательных учреждениях других ведомств;
  • идентичны по структуре и составу ведомственные образовательные системы и используются единые подходы по их совершенствованию и развитию;
  • существует идентичная ведомственная образовательная нормативно-правовая база;
  • разрабатываются наиболее близкие по содержанию государственные образовательные стандарты.

Общность профессиональной деятельности специалистов ГСС указывает на общие направления реформирования профессионального образования и на их тесное взаимодействие по этой проблеме. Особое место в ее решении принадлежит стандартизации образования.

Кроме того, важно установить, в какой взаимосвязи образовательная система ГСС находится с другими ведомственными образовательными системами и какие общие вопросы их объединяют.

В настоящее время сложилась объективная ситуация, когда развитие профессионального образования в ГСС остановилось на достигнутом этапе развития. Возникли проблемы качества и экономичности образования, развития психолого-педагогической системы управления подготовкой и становлением специалистов ГСС. Причем решение этих проблем превратилось в повелительный императив практического осуществления курса реформ в профессиональном образовании.

Рассматривая проблемы современного реформирования профессионального образования ГСС, целесообразно заглянуть в историю его становления и развития. Подготовка офицеров для государственных специальных служб даже в недалеком прошлом осуществлялась главным образом в образовательных учреждениях военного ведомства. Постоянное развитие вооружения, техники, изменение условий деятельности войск и органов требовали пересмотра системы подготовки кадров. Так, в конце XIX в. перед рядом военных академий был поставлен вопрос: каким должен быть характер и объем возлагаемых на них задач, а именно: должны ли они преследовать цель широкого распространения образования для всех видов и родов войск и силовых ведомств или ограничиться основательной подготовкой офицеров конкретной специальности, но основательно подготовленных?1. Возник такой вопрос не случайно. Он был продиктован опытом войн, которые вела Россия в конце XIX в. Однако конкретных и своевременных решений по военному образованию в то время не было принято. Значительные недостатки в подготовке офицерских кадров послужили одной из основных причин поражения России в войне с Японией в начале XX в. Данное обстоятельство привело к серьезному анализу подготовки офицерских кадров в военных образовательных учреждениях того времени. Основные предложения ученых и практиков по совершенствованию военного образования сводились к максимальному приближению теории к практике и решительному обновлению ведущих дисциплин. Следует также констатировать тот факт, что предложения специалистов по совершенствованию военного образования не всегда учитывались на практике. А это непременно сказывалось на результатах последующих военных действий. Даже появилось устойчивое мнение, что офицеров в образовательных учреждениях готовят не к будущей, а к прошедшей войне.

После революции 1917 г. предпринимались попытки превращения некоторых военных академий в гражданские образовательные учреждения. Однако опыт показал, что такие решения приводят к ухудшению качества подготовки офицерских кадров.

Дальнейшее развитие вооружения, техники, форм и способов вооруженной борьбы потребовало создания новых образовательных учреждений по видам и родам войск для Министерства обороны. Изменения в служебно-боевой деятельности ГСС привели к отпочкованию их от военной образовательной системы и созданию ведомственных образовательных учреждений ГСС. Сначала такая специализация осуществлялась на тактическом уровне (создание училищ, институтов), а затем и на оперативно-тактическом уровне (создание ведомственных академий в образовательных системах ГСС). В результате были созданы ведомственные многоуровневые образовательные системы ГСС.

Исходя из вышеизложенного следует, что исторически, взамен единой военной образовательной системы объективно сложились собственно военная образовательная система и образовательная система ГСС. Практическая деятельность специалистов этих служб имеет много общего, особенно в экстремальных условиях при решении задач по борьбе с террористическими элементами и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Специальные службы теперь решают свои задачи, в основном, невоенными методами и обучение их в вузах военного ведомства стало нецелесообразным. Поэтому сегодня следует вести речь об образовательной системе ГСС, которые в современных условиях совместно решают многие вопросы, в том числе ведут борьбу с международным терроризмом.

Оценивая ведомственную систему образования, следует, прежде всего, выяснить, в какой мере она обеспечивает в конкретных условиях необходимое качество образования, соответствующее решаемым ведомством задачам, и его экономичность. Эти показатели являются сегодня основополагающими.

Как свидетельствует опыт, качество подготовки основных специалистов для ГСС в ведомственных (своих) учебных заведениях значительно выше, чем подготовка для них специалистов в образовательных учреждениях Министерства обороны. Это объясняется целым рядом факторов:

  • подконтрольностью учебных заведений своему ведомству;
  • внесением своевременных изменений в учебный процесс, в соответствии с изменениями в служебно-боевой деятельности войск и органов своей службы;
  • тесной связью учебных заведений с войсками и органами, позволяющей своевременно и полно использовать служебный опыт и осуществлять вузам научные исследования в интересах войск, органов и самих вузов;
  • целенаправленным и полным материально-техническим и финансовым обеспечением;
  • планомерным ведомственным кадровым обеспечением вузов и др.

В числе неотложных мер, направленных на интенсивное преобразование профессионального образования в системе ГСС, следует выделить необходимость его выхода на принципиально новые формы организации и управления.

Прежде всего, следует решить вопросы вхождения в единое федеральное образовательное поле военного образования и профессионального образования ГСС, как двух самостоятельных систем.

Для этого важно в ближайшее время представить соответствующие предложения для внесения установленным порядком в Государственную Думу изменений и дополнений в законы РФ "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". В эти законы необходимо внести соответствующие поправки в части, касающейся фактического существования и особенностей двух самостоятельных видов профессионального образования: военного и ГСС.

Следует инициировать переработку существующего "Типового положения о военном образовательном учреждении", где также необходимо отразить сложившиеся разновидности образования: систему военного образования и профессионального образования ГСС.

В конечном итоге изменения должны четко зафиксировать:

1. Государственную политику и ее принципы в области военного образования и профессионального образования ГСС.

2. Цели, задачи и субъекты военного образования и профессионального образования ГСС.

3. Содержание военно-учебных заведений и учебных заведений ГСС вне численности ведомств или в составе их численности. Порядок их финансирования по статьям каждого из ведомств. Целесообразно нормативно закрепить процент на финансирование учебных заведений из расходной части бюджета каждого ведомства.

4. Государственный заказ на подготовку специалистов.

5. Статус и отдельную регламентацию деятельности военных образовательных учреждений и образовательных учреждений ГСС.

6. Разграничение полномочий между органами государственной власти, органами управления образованием ведомств, учебно-методическими объединениями вузов и самими вузами.

7. Виды, формы, сроки и порядок заключения контрактов и ответственность обучаемых и выпускников учебных заведений за их нарушения.

Назрела настоятельная необходимость разработки и утверждения в Минобразовании Государственного образовательного стандарта третьего поколения с новой структурой построения требований (особенно в плане непрерывного образования).

В образовательных учреждениях ГСС необходимо разработать и внедрить в образовательный процесс (возможность эта представлена соответствующим приказом Министерства образования) Государственные образовательные стандарты дополнительного профессионального образования с определением перечня его направлений. Такими направлениями могли бы быть:

  • управленческое (управление персоналом, управление образованием, наукой, социология, психология и др.);
  • финансово-экономическое (экономическое обоснование принимаемых решений, финансовое управление - для всех руководителей различного уровня);
  • информационно-аналитическое (информационные технологии в управлении, документоведение и т.п.);
  • правовое (правовое обеспечение в ГСС);
  • языковое (язык в сфере профессиональных коммуникаций) и т.д.

Этими стандартами могли бы быть определены:

  • структура дополнительного профессионального образования;
  • требования к направлениям дополнительного профессионального образования с учетом вида профессиональной деятельности специалистов. В разработке этих требований непосредственное участие должны принимать заказчики специалистов;
  • требования к образовательным программам дополнительного профессионального образования;
  • требования к образовательному учреждению, осуществляющему дополнительное образование.

Органы управления образованием некоторых ГСС в ряде случаев, не просчитав бюджет времени на учебные дисциплины, слепо скопировали соответствующий приказ Министерства обороны, определяющий специальности, квалификацию и уровни военного образования. Поэтому теперь отдельные институты ГСС готовят специалистов с высшим военно-специальным образованием, а их академии - с высшим военным.

Однако в соответствии с современной общепринятой международной терминологией и терминологией Министерства образования РФ к специальному образованию относят: "образовательные учреждения, предназначенные для лиц, отличающихся от обычных учащихся. Это люди с физическими недостатками или отстающие в умственном развитии, а также люди с экстраординарными умственными способностями"2. В современных документах Правительства РФ и Министерства образования понятия "специальное образование" и "военно-специальное образование" в прежнем их понимании нигде не применяется3. В связи с этим необходимо руководствоваться современной терминологией и уточнить в этом плане все существующие нормативно-правовые документы.

Кроме того, анализ бюджета времени в институтах некоторых ГСС и Министерства обороны показывает, что по количеству часов, выделяемых на чисто профессиональные (военные) дисциплины, первые значительно уступают аналогичным институтам Министерства обороны и близки по количеству часов к военным кафедрам гражданских вузов. Следовательно, институты ГСС должны, на наш взгляд, давать выпускникам среднее профессиональное образование и высшее профессиональное по смежной специальности (для социально-экономической сферы), а академии - высшее профессиональное образование. Крайне важно разработать для данных институтов Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, утвердив его в Минобразовании РФ. А начиная с 2003-04 гг. - внедрить этот стандарт в образовательный процесс.

Требует переработки (внесение изменений, дополнений) собственная нормативно-правовая база ГСС России, обеспечивающая функционирование системы профессионального образования. Особенно такая переработка должна осуществляться в плане придания большей автономности вузам, наделения их руководителей большими полномочиями. В частности, в пределах бюджетного финансирования и штатной численности назначать начальников кафедр, факультетов, начальников курсов, проводить организационно-штатные изменения вплоть до введения новых подразделений. Переработке нормативно-правовой базы должно предшествовать проведение экспресс-НИР и представление предложений руководству ГСС по порядку, направлениям, срокам переработки и внедрения новых нормативных документов.

Необходимо осуществление поэтапной ведомственной интеграции вузов и научно-исследовательских структур (2002-06 гг. - I этап; 2006-10 гг. - II этап). Такие сроки интеграции обеспечат сохранение итогов аттестации и аккредитации вузов, т.к. при реорганизации вуза, изменении его организационно-правовой формы и статуса его устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу. Поэтому важен всесторонний анализ возможностей и сроков интеграции в рамках закона.

На первом этапе целесообразна проработка организационно-штатной структуры, разработка новых программ и проведение других организационных мероприятий. На втором этапе должна проводиться практическая работа по интеграции вузов.

Целесообразно совершенствование заочной формы обучения, особенно дистанционного обучения и экстерната в интересах создания непрерывной системы профессионального образования специалистов в ГСС. Для этого в Государственный образовательный стандарт высшего и среднего профессионального образования третьего поколения и Государственный стандарт дополнительного профессионального образования, на основе квалификационных требований к выпускнику образовательного учреждения ГСС, разработать и ввести специальные требования к подготовке офицеров в процессе прохождения всей службы, по каждой из должностей.

Необходимо разработать модель цикла подготовки специалиста в период его служебно-боевой деятельности. Целесообразно иметь специальные программы карьерного роста, заменив ими существующие программы командирской подготовки.

В каждой ГСС следует создать банк данных по наиболее перспективным (профессионально подготовленным) офицерам.

Неотъемлемой частью структурных преобразований в системе профессионального образования является повышение его качества на основе интенсификации обучения. С этой целью целесообразно:

  • организовать разработку новых учебных планов и программ, обеспечивающих реализацию требований новых Государственных образовательных стандартов третьего поколения;
  • осуществить комплексную информатизацию учебного процесса (создание вузовских и межвузовских автоматизированных обучающих комплексов);
  • внедрить индивидуальный подход к подготовке и всестороннему развитию специалиста;
  • изменить подходы к организации стажировки и практики.

Лучшим решением проблемы обеспечения новых подходов к повышению качества подготовки специалистов в системе ГСС могло бы стать создание Межведомственного исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов за счет численности имеющихся научно-исследовательских учреждений. Аналогичное учреждение имеется при Министерстве образования РФ и предлагаемый центр может быть его филиалом. Данное исследовательское подразделение целесообразно развернуть при Академии ФПС России под эгидой Минобразования РФ. Оно могло бы решать следующие задачи:

  • интегрировать имеющиеся перспективные разработки в области качества подготовки специалистов и внедрять их в образовательный процесс вузов ведомств;
  • создавать проекты и реализовывать совместно с другими заинтересованными структурами федеральные программы, направленные на совершенствование образования;
  • обобщать передовой опыт в области подготовки кадров в России и за рубежом, разрабатывать предложения по его использованию;
  • осуществлять образовательную деятельность в интересах повышения квалификации специалистов высшей школы различных ведомств, по проблемам качества подготовки кадров.

Необходимо интенсивнее развивать вузовскую науку ГСС. В современных условиях она призвана: обеспечить практический вклад в процесс совершенствования самих ГСС; вырабатывать научные рекомендации по их стабилизации, становлению и эффективному решению служебно-боевых задач. Для этого целесообразно интегрировать вузовскую науку с научными разработками исследовательских учреждений ГСС, расширить фронт фундаментальных и прикладных исследований, оперативно внедрять их в практику деятельности войск, органов и вузов.

Нужны научно обоснованные разработки и введение нормативов бюджетного финансирования вузов. Они должны обеспечивать покрытие расходов не только на денежное довольствие военнослужащих и заработную плату гражданского персонала, коммунальные услуги, но и на учебные цели.

Очень важно провести реорганизацию органов управления образованием и принять меры к повышению эффективности управления профессиональным образованием на всех уровнях. Для этого следует улучшить порядок централизованного руководства вузами в сочетании с расширением самостоятельности вузов. Целесообразно четко зафиксировать принципы автономии высшей школы, определить границы административного вмешательства в деятельность вузов в соответствии с федеральными законами в области образования.

Следует расширять международное сотрудничество в сфере профессионального образования ГСС.

Важной проблемой, не терпящей отлагательства, является необходимость улучшения материального и социального положения профессорско-преподавательского состава вузов ГСС. Речь идет о придании нового статуса профессорам, преподавателям, научным работникам. Важно решить вопрос, чтобы Указ Президента "О введении квалификационных рангов для профессорско-преподавательского состава и научных работников", проект которого представлен Президенту РФ Союзом Ректоров, мог быть распространен и на вузы ГСС.

Особо следует рассмотреть вопросы, связанные с реализацией Федеральной программы реформирования системы военного образования в РФ.

В современных условиях ГСС решают совершенно иные задачи, чем в недалеком прошлом. Это хорошо видно на примере ФПС, которая теперь решает задачи, в корне отличающиеся от тех, которые имели место в период чисто войсковой охраны государственной границы. Сегодня основными задачами ФПС являются:

  • обеспечение экономической безопасности государства в пограничных пространствах, а также эффективного контроля внешнеторгового оборота;
  • борьба с организованной преступностью (трансграничной), незаконной миграцией, контрабандой оружия и наркотиков;
  • недопущение расхищения стратегических и природных ресурсов, в том числе морских биоресурсов и т.д.

Войсковая компонента охраны государственной границы сегодня составляет в пределах 20% от общего объема профессиональных задач. Пограничная служба имеет войсковой компонент, необходимый для ведения специальных действий в случае возникновения войн и военных конфликтов. В настоящее время основой форм и методов охраны границы являются действия оперативной направленности, а на каналах международных сообщений - пограничный контроль.

Невоенными методами выполняют свои задачи и другие ГСС. Это требует осуществлять подготовку специалистов по новым, абсолютно специфичным учебным планам и программам, которые отличны от учебных планов и программ вузов Министерства обороны. Поэтому сегодня вузы ФПС, а равно и вузы других ГСС не могут давать военного образования. В связи с чем на данном этапе в системе образования силовых структур различной направленности фактически и определилось две системы образования.

Очевидно, в рамках реализации Федеральной программы реформирования системы военного образования могут решиться вопросы подготовки только офицеров малочисленных (неосновных) специальностей тактического уровня для ГСС. Без учета данной реалии невозможна отработка и принятие новых законов об образовании. Рассматриваемая Программа должна учитывать это положение. При осуществлении вопросов оптимизации и ликвидации вузов необходимо руководствоваться решениями руководителей ГСС. В противном случае может быть разрушена сложившаяся подготовка специалистов для ведомств.

Не отвечают реальному состоянию дел сроки исполнения этапов Программы для вузов ФПС. В частности, для Академии ФПС России, где практически все мероприятия, определенные Программой для исполнения вузами к 2006-10 гг., выполнены еще в 2000-01 гг. Академия имеет утвержденный в Министерстве образования Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования второго поколения, соответствующие стандарту учебные программы по направлениям подготовки дипломированных специалистов.

В 2001 г. Академия ФПС прошла государственную аттестацию и аккредитацию. Ее выпускники начиная с 2001 г. получают документы об образовании государственного образца в сфере высшего и послевузовского профессионального образования, а по некоторым направлениям подготовки - и документы о получении дополнительной квалификации "Переводчик в сфере профессиональной коммуникации" и "Преподаватель высшей школы".

Сегодня в Академии разрабатываются Государственный образовательный стандарт третьего поколения и Государственный образовательный стандарт дополнительного профессионального образования. Федеральная Программа предлагает подойти к этому рубежу только к 2006 г., а то и к 2010 г.

Системы профессионального образования ГСС России должны четко и динамично адаптироваться к социально-экономическим изменениям в государстве и мире, особенно в условиях активизации международного терроризма. В то же время они должны быть стабильными в своей психолого-педагогической основе, не подвластной конъюнктуре.

Одновременно следует подчеркнуть, что долгосрочные интересы ГСС требуют безотлагательной разработки новой научно обоснованной стратегии в подготовке специалистов, как главной составляющей части обеспечения безопасности государства. Образование - не только ключевая, но и весьма деликатная сфера общественной деятельности. Поэтому принимаемые здесь решения должны быть особенно взвешенными.

Очевидно, реформирование профессионального образования в ГСС должно быть направлено на повышение его качества и предусматривать приведение всех его сторон в соответствие с требованиями современной служебно-боевой деятельности войск и органов, придание ему опережающего и гибкого характера в напряженной динамике перемен, вызванных активизацией международного терроризма, иных нарушений законности российскими и иностранными криминальными структурами.

Симухин Геннадий Семенович служил в пограничных войсках, участвовал в боевых действиях в Республике Афганистан, был начальником Управления Главного штаба ФПС РФ. Является заместителем председателя совета учебно-методического объединения вузов ФПС России. Первый заместитель начальника Академии ФПС России по учебной работе. Генерал-лейтенант, кандидат педагогических наук, доцент. Награжден орденами и медалями, боевыми наградами Республики Афганистан.

Примечания

1. Бескровный Л.Г. Армия и флот России в начале XX века: Очерки военно-экономического потенциала. М., 1986. С. 37.

2. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М., 1999. С. 318.

3. Постановление Правительства РФ от 05.04.01 № 264 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования РФ".