написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Право и инвестиции"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3-4 (8-9) Декабрь 2003г

Оценка и прогноз опасностей и угроз современной России

Потапов В.Я., заместитель Секретаря Совета Безопасности РФ

Современный мир ставит перед человечеством целый ряд глобальных проблем, которые во многом определяют угрозы и риски Российской Федерации на длительную перспективу. Мы с Вами сегодня - свидетели того, как экономические, информационные и иные границы становятся все более "прозрачными". Процесс глобализации международных отношений набирает силу. Мир становится все более взаимозависим и все более уязвим для проявлений новых угроз и вызовов, которые переросли границы государств и давно уже стали транснациональными по форме и глобальными по содержанию.

В этом ряду сегодня смело можно отметить проблемы международного терроризма, демографии и миграции, нарастания обнищания целого ряда стран и увеличение разрыва в качестве жизни.

Это и экологическая проблема с ее многочисленными составляющими, в том числе связанными с глобальным изменением климата.

Это вопросы войны и мира, которые в связи с событиями в Ираке приобретают особую остроту и требуют для своего решения консолидации сил всего мирового сообщества.

Сегодня любая проблема несет в себе стратегический риск для России и требует тщательной оценки и взвешенного прогноза для своего решения.

Остановимся на общей оценке наиболее актуальных на сегодня угроз безопасности Российской Федерации.

Сначала охарактеризуем кратко ситуацию, которая сложилась в настоящее время. Прежде всего, следует отметить, что проведение Президентом РФ В.В.Путиным, Правительством РФ последовательного курса на наращивание демократических преобразований в российском обществе, рыночных отношений, становление правового государства, повышение уровня жизни народа наглядно показывают свой результат. Страна в целом развивается с положительной динамикой, зарекомендовала себя в качестве надежного гаранта международной стабильности и заняла ведущее место в антитеррористической коалиции, демонстрирует твердость и последовательность курса в отношении последних событий вокруг Ирака.

Можно считать, что, несмотря на сложное и противоречивое развитие международной обстановки, твердая и последовательная внешнеполитическая линия по защите национальных интересов позволила России укрепить свои международные позиции, существенно повысить роль и влияние в мировых делах. В результате - сведена к минимуму вероятность развязывания против России крупномасштабной военной агрессии.

Современный этап развития российской экономики характеризуется переходом в режим экономического роста, улучшением стабильности и предсказуемости. За период 1999-2001 гг. в значительной мере преодолены последствия кризиса 1998 г. и продемонстрированы возможности роста. За 3 последние года ВВП увеличился на 20% (рост мировой экономики за этот период составил 11%), промышленное производство - на 30%, инвестиции в основной капитал - на 34%, продукция сельского хозяйства - почти на 20%.

Экономическая ситуация в большинстве субъектов РФ характеризуется позитивной динамикой: сохранением роста промышленного производства, увеличением оборота розничной торговли и объема платных услуг, оказываемых населению, ростом доходов населения, повышением внимания к проблемам науки и образования, малого и среднего предпринимательства.

Политика в области социального развития РФ, традиционно являясь одним из главных приоритетов Президента и Правительства РФ, направлена на обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения. Мы с Вами - свидетели неоднократных повышений пенсий, проведения серии адресных социальных мероприятий, в целом - заметного повышения социальной активности как федеральных органов исполнительной власти, так и органов власти непосредственно на местах. Все это является важными стабилизирующими факторами и позволяет с оптимизмом смотреть на перспективы развития РФ, всего российского общества.

Вместе с тем считать, что все проблемы решены и риска возникновения чрезвычайных ситуаций в экономике, социальной, военной, технологической сферах нет, весьма опрометчиво.

Постоянный мониторинг угроз национальной безопасности РФ во всех сферах их проявления, проводимый аппаратом Совета Безопасности РФ, оценка этих угроз с точки зрения нанесения максимального ущерба национальным интересам России позволяет утверждать, что мир не становится более безопасным.

Угрозы безопасности развитию России становятся многофакторными, взаимно влияют друг на друга, приобретают комплексный характер и требуют для своей локализации и нейтрализации такого же осознанного, комплексного и системного подхода.

Говоря о международном срезе угроз безопасности России, прежде всего следует остановиться на событиях в Ираке.

По сути, сегодня мир поставлен перед фактом существенного ослабления влияния сложившейся системы межгосударственных отношений. США и страны антииракской коалиции, приняв решение о начале военных действий в Ираке без санкции Совета безопасности ООН, поставили под сомнение примат международного права в решении спорных международных проблем. Это привело к кризису существующей системы обеспечения международной безопасности.

Мы глубоко обеспокоены тем, что происходит, потому что рушатся результаты работы целого ряда международных институтов на протяжении последних 50-60 лет. По сути, с точки зрения истории, мы катимся назад, т.к. существующая система сдержек и противовесов не работает.

В этой ситуации закономерна негативная реакция государств, готовых противопоставить свое мнение позиции США. Речь идет, прежде всего, о России, Германии и Франции, которые выступают за возвращение к дипломатическим способам иракского разоружения.

"....если мы допустим, чтобы на смену международному праву пришло кулачное право, согласно которому сильный всегда прав, имеет право на все, а при выборе средств для достижения своих целей ничем не ограничен, тогда под вопрос будет поставлен один из базовых принципов международного права, принцип незыблемости суверенитета государства. И тогда никто, ни одна страна мира не будет чувствовать себя в безопасности"

Президент РФ В.В.Путин

Вооруженная акция в Ираке не несет прямой военной угрозы России. Вместе с тем в контексте последних событий стратегический риск вовлечения нашей страны в конфликтные ситуации нарастает.

Это связано с тем, что, несмотря на определенное сближение России и США, особенно после 11 сентября 2001 г., практические шаги США по сотрудничеству жестко увязываются с национальными интересами Америки, и в их отстаивании США идет на неприкрытую угрозу доминирования военной силы.

Когда международная ситуация не выгодна США, американцы легко отказываются от любых соглашений и данных ими заверений. Это и Договор по ПРО 1972 г., агрессия против Югославии, война в Ираке, несмотря на жесткое ее неприятие большинством стран и т.д. И это скорее правило, чем исключение, т.к. действия США идут в целом в русле американской стратегии национальной безопасности.

Избежать противоречий между Россией и США практически невозможно, поэтому риск охлаждения отношений со всеми вытекающими отсюда последствиями, безусловно, есть, и мы должны это учитывать в вопросах обеспечения обороны и безопасности России.

С точки зрения оценки ситуации на постсоветском пространстве война с Ираком еще более остро поставила проблему обеспечения региональной стабильности. 21 марта 2003 г. Президент РФ В.В.Путин на встрече с секретарями Советов Безопасности стран - участников Договора о коллективной безопасности (ДКБ) подчеркнул, что кризис в Ираке вышел за рамки локального конфликта и является потенциальным источником нестабильности для других регионов мира, в том числе СНГ. Учитывая же, что с начала прошлого года в этих регионах разместились военные контингенты западных государств, можно говорить о частичной потери доминирования России в Закавказье и Средней Азии. Это, безусловно, вызывает нашу серьезную озабоченность.

Поэтому работа по совершенствованию организации ДКБ крайне важна. Превращение ДКБ в полноценную военно-политическую организацию открывает перед нами новые возможности противостоять опасностям и угрозам.

В современном взаимоувязанном мире политика не живет без экономики. Наоборот, зачастую именно экономические интересы подталкивают политиков к кризисным ситуациям, именно экономика определяет стратегические риски для государств на долгосрочную перспективу.

Касаясь этой темы, прежде всего, следует отметить, что Россия испытывает все большее влияние мировых экономических процессов, в частности глобализации и обострения конкурентной борьбы.

На современном этапе национальные интересы России в сфере экономики концентрируются в направлении обеспечения способности экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства, создания условий для достижения уровня и качества жизни населения, его неуклонного приближения к стандартам развитых стран.

Крайне важными являются вопросы эффективного использования всех видов ресурсов, повышения конкурентоспособности, наращивания экономической мощи страны на основе модернизации рыночных институтов.

Весь спектр угроз и рисков в сфере экономики настолько широк, что в определенном смысле охватывает все сферы хозяйства и направления развития экономики. Вместе с тем можно отметить, что основными источниками угроз на современном этапе выступают накопленные диспропорции в структуре экономики, а также резкое повышение роли внешнего фактора и неопределенность происходящих в мире процессов.

Структурной угрозой развития экономики является доминирование сырьевых и добывающих отраслей в промышленном производстве России. В объеме промышленного производства доля электроэнергетики, топливной промышленности, черной и цветной металлургии составляет около 48%. В структуре экспорта минеральные продукты и энергоносители занимают 54%.

Такая ситуация делает российскую экономику зависимой от колебания цен на внешнем рынке и является одной из угроз экономической безопасности страны.

Существующая система управления государственной собственностью по-прежнему не ориентирована на обеспечение привлекательных условий для притока инвестиций.

Сохраняются реальные предпосылки утраты продовольственной безопасности страны. Доля импортного продовольствия в России составляет в среднем 40%, а по отдельным его видам - около 80%.

Негативным моментом является низкая активность российского капитала на рынках стран СНГ на фоне усиливающегося влияния на их экономику зарубежных промышленно развитых стран. В результате увеличивается угроза потери влияния России на страны Содружества.

Уменьшились поступления валюты от экспорта. Продолжается утечка капитала из России в довольно крупных размерах. Нарастают макроэкономические угрозы, что связано с усилением противоречия между динамикой реального обменного курса и конкурентоспособностью экономики, влияющего на бюджетную систему. Все это негативно сказывается на финансовой ситуации в стране.

На фоне отсталости целого ряда секторов отечественной экономики серьезную угрозу для России при вступлении в ВТО представляют требования по дальнейшему открытию российского рынка для иностранных компаний. Особую остроту приобретают вопросы защиты российских производителей в таких секторах, как автомобилестроение, гражданская авиатехника, мебельная и легкая промышленность и сельское хозяйство.

Поэтому решение задач по реализации национальных интересов России задает предельно жесткие требования к экономическому росту. Несколько лет эти требования выполнялись. Однако темпы роста 2002 г. по многим макроэкономическим показателям более низкие, чем в предыдущие годы.

Темпы роста ВВП и объемов промышленного производства в 2002 г. оцениваются на уровне 104%, в 2001 г. они составили, соответственно, 105 и 104.9%, а в 2000 г. - 109 и 111.9%.

Остаются весьма острыми и ряд социальных проблем. Здесь наибольшую тревогу вызывает проблема высокой дифференциации населения по уровню доходов. В то время, как численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составила 38.7 млн человек (27% от общей численности населения), разница в доходах 10% наиболее и наименее обеспеченного населения составила уже более чем 14 раз.

Мы должны со всей ответственностью признать, что если не предпринять срочных мер по реструктуризации экономики, занятости и активизации политики доходов населения, процесс консервации уровня жизни большинства населения вокруг порога бедности будет нарастать, что крайне опасно для социальной стабильности и безопасности страны.

Что касается угроз экономической безопасности страны с началом военной операции США в Ираке, здесь прежде всего следует учитывать, что мировые рынки энергоресурсов, как и фондовые рынки, вошли в фазу нестабильности. В этой связи можно ожидать существенные скачки цен на нефть и акции ведущих энергетических компаний, в том числе российских, в ближайшее время.

Сегодня на слуху самые различные сценарии развития событий в этом плане, однако мы, безусловно, имеем в виду и самую неблагоприятную ситуацию, реально оценивая ее стратегический риск для российской экономики.

Угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры.

В этих условиях ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.

Принимая это во внимание, Аппарат Совета Безопасности РФ поддержал проводимые МЧС России в рамках административной реформы мероприятия по совершенствованию систем защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, систем гражданской обороны и пожарной безопасности, по оптимизации сил гражданской обороны, повышению эффективности управления в этих областях, а также предложения по координации МЧС России надзорных функций в областях промышленной, ядерной и радиационной безопасности.

Возможности РФ по парированию угроз своей безопасности прямо связаны с положением дел в российском оборонно-промышленном комплексе (ОПК) и в научно-технологической сфере.

В последние 4 года наблюдается положительная динамика изменения основных технико-экономических показателей ОПК. Общие объемы производства продукции увеличились почти в 2 раза. Это связано с улучшением выполнения в последние годы бюджетных назначений по государственному оборонному заказу, а также с увеличением объемов поставок продукции на экспорт. Наиболее высокими темпами развиваются авиационная и электронная промышленность, а также промышленность обычных вооружений.

Вместе с тем указанные результаты, являющиеся во многом следствием ранее накопленного потенциала, не могут гарантировать устойчивого развития ОПК в дальнейшем.

Конкретные меры по реформированию и развитию ОПК определены на совместном заседании Совета Безопасности РФ и Президиума Государственного совета РФ 30 октября 2001 г., на котором приняты Основы политики РФ в области развития ОПК на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу.

Определено, что важнейшей задачей реформирования ОПК является сохранение и развитие научно-технологического и производственного потенциала оборонных организаций, а одним из главных критериев - способность ОПК обеспечить реализацию государственной программы вооружения.

В качестве основных стратегических рисков в этой области можно отметить незавершенность инвентаризации основных производственных фондов, финансово-экономического и имущественного состояния предприятий ОПК, а также медленные темпы работ по улучшению качества продукции и повышению эффективности управления государственной собственностью.

Что касается научно-технологической сферы, то, безусловно, развитие науки и технологий сегодня стало ключевым, системообразующим фактором устойчивого социально-экономического развития России, фундаментом обеспечения ее обороны и безопасности. Этому вопросу Президент РФ, Совет Безопасности, Правительство РФ уделяют самое пристальное внимание.

Вместе с тем, несмотря на принятые в последние годы меры, в этой области сохраняется сложное положение. Реальные предпосылки к возникновению угроз национальной безопасности России в этой области сохраняются.

Так, остается крайне низкой доля российской наукоемкой продукции на мировых рынках (на уровне долей процента). Продолжается ветшание основных фондов научных организаций, сокращение численности отечественных ученых и специалистов из-за оттока в другие сферы деятельности и эмиграции.

Серьезную угрозу научно-технологической безопасности создает также замедление темпов воспроизводства научных кадров. Наблюдается опасный возрастной сдвиг в составе ученых высшей квалификации (более 85% докторов наук перешли 50-летний рубеж). Меры, предпринимаемые Правительством РФ по закреплению молодых ученых и специалистов в науке и высокотехнологичных отраслях экономики (через систему льгот и преференций), остаются недостаточными. Стала реальной угроза нарушения преемственности научных школ. Не изжиты факты дублирования и нерациональной автономии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в военной и гражданской сферах, в академической, вузовской и отраслевой науке.

В этой связи на повестке дня стоит вопрос создания целостного механизма, обеспечивающего проведение единой и целенаправленной государственной политики в области науки, технологий и техники.

К числу неотложных мер относятся:

  • реализация государственного заказа на научную и научно-техническую продукцию (по аналогии с оборонным заказом) с принятием соответствующего федерального закона;
  • создание и совершенствование национальной инновационной системы;
  • практическая реализация предусмотренных законодательством механизмов учета и защиты прав государства, предприятия (организации) и автора на результаты научной и научно-технической (интеллектуальной) деятельности, вовлечению их в инновационную деятельность и хозяйственный оборот.

Особую роль в становлении национальной инновационной системы призваны сыграть так называемые особые экономические зоны РФ (в том числе технико-внедренческие зоны), правовая основа которых вырабатывается в настоящее время в Минэкономразвития России. Это территории с высокой концентрацией научно-технического и инновационного потенциала, обладающие дополнительными хозяйственными правами и налоговыми льготами, способствующими становлению наукоемких отраслей обрабатывающей промышленности.

Вопросы военного строительства и обеспечения военной безопасности государства постоянно находятся в поле зрения Президента РФ В.В.Путина.

Наиболее активно решение проблем обеспечения военной безопасности государства ведется с 2000 г., когда на двух заседаниях Совета Безопасности РФ (в августе и ноябре) были приняты важнейшие стратегические решения, определившие перспективу коренного и качественного реформирования военной организации РФ на долгосрочную перспективу, приоритетные направления в формировании перспективного облика Вооруженных Сил, важнейшие вопросы финансово-экономического обеспечения военного строительства.

В частности, руководством страны была поставлена задача обеспечить рост ключевых параметров качественных характеристик Вооруженных Сил в области ресурсообеспеченности войск (сил), существенно повысить удельные расходы на боевую подготовку, на текущее и перспективное оснащение вооружением и военной техникой. Крайне важно, что Советом Безопасности РФ были определены минимальные объемы финансирования национальной обороны до 2010 г.

И уже есть конкретные результаты. Так, в 2002 г. в Вооруженных Силах по сравнению с 2000 г. удельная ресурсообеспеченность военнослужащих возросла в 1.62 раза, удельные расходы на боевую подготовку - в 2.45 раза, удельный расход средств на текущее и перспективное оснащение вооружением и военной техникой - в 1.56 раза.

Кроме того, ключевое значение среди целого ряда практических действий и мер имеет проведенное в мае 2001 г. совещание членов Совета Безопасности по социальным проблемам военнослужащих и приравненных к ним лиц, граждан, уволенных с военной (специальной) службы, и членов их семей. Принятые на нем решения позволили несколько улучшить социальное положение людей в погонах, членов их семей и военных пенсионеров.

Осенью 2001 г. Советом Безопасности были рассмотрены вопросы оптимизации оборонно-промышленного комплекса РФ и приняты Основы политики РФ в области развития оборонно-промышленного комплекса.

На отдельном заседании Совета Безопасности обсуждались крайне важные для обеспечения обороны страны и безопасности государства вопросы мобилизационной готовности РФ и выработана долгосрочная политика в этой области.

Прошлый год также ознаменовался принятием целого ряда крупных стратегических решений в области обеспечения обороны и безопасности государства. Так, в мае 2002 г. на Совете Безопасности были обсуждены, а 17 августа 2002 г. Президентом РФ утверждены Основы государственной политики РФ в области военного строительства на период до 2010 г.

Советом Безопасности РФ совместно с Государственным Советом были рассмотрены важнейшие вопросы в области развития науки и технологий, в том числе касающиеся оборонной сферы.

Совсем недавно, в марте 2003 г. на Совете Безопасности РФ рассмотрены и утверждены Президентом РФ Основы военно-технической политики РФ на период до 2015 г.

В практическом плане отработана целая серия директивных и программных документов, определяющих главные направления военно-технического сотрудничества России с зарубежными странами на долгосрочную перспективу, сформулирована стратегия взаимодействия со странами СНГ в военной области, определены приоритеты в области миротворчества.

Хочу также отметить, что Правительство РФ в целом обеспечивает предусмотренные решениями Совета Безопасности минимальные объемы финансирования расходов на нужды национальной обороны, правоохранительной деятельности и обеспечение безопасности государства.

Исполнение федерального бюджета как в 2001 г., так и в 2002 г. в этой части стало наиболее благоприятным за последнее время. Общий объем средств, полученных силовыми министерствами и ве-домствами, составил 461.9 млрд руб. или 107.6% от суммарного годового объема, первоначально установленного ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 г.". Улучшается и структура военного бюджета, прежде всего с точки зрения увеличения инвестиционной компоненты.

Работа проделана большая и она продолжается. В настоящее время аппаратом Совета Безопасности организовано выполнение Плана реализации Основ государственной политики РФ по военному строительству на период до 2010 г., реально проверено состояние дел с обеспечением военной безопасности государства в регионах Дальневосточного и Уральского федеральных округов. Такая же работа ведется на территории Сибирского федерального округа, в других регионах России.

И, безусловно, необходимо обратить наше самое пристальное внимание к такой нарастающей для РФ угрозе, как международный терроризм.

Президент РФ В.В.Путин, руководство страны оценивают угрозу международного терроризма как глобальную. Поэтому для нас совершенно очевидно, что сегодня первоочередное значение приобретает выработка долгосрочной и сбалансированной стратегии борьбы с этим злом, определение адекватных условиям решений и мер как концептуального, так и практического характера в борьбе с терроризмом.

Россия ведет борьбу с этой опасностью настойчиво и планомерно уже несколько лет. В свое время недооценка этой опасности привела к образованию в Чеченской Республике террористического анклава, по существу центра генерации терроризма на Северном Кавказе, и мы одни из первых в современной истории в полной мере ощутили тяжелые последствия акций международного терроризма.

Динамизм развития террористической деятельности в мире, скоординированность и сплоченность действий террористических организаций, высокий уровень финансовых возможностей и технической оснащенности наиболее опасных группировок, их способность действовать вне национальных границ существенно повышают фактор стратегического риска для России.

Прежде всего, мы имеем в виду реальную угрозу доступа террористов к оружию массового уничтожения, активное задействование для достижения своих целей сферы высоких технологий. Поэтому поиск новых мер противодействия террористическим угрозам выходит на передний план.

Одним из главных, ключевых направлений здесь видится более широкое использование возможностей Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований в борьбе с террористической угрозой. В условиях изменившейся обстановки в мире использование военной силы в борьбе с терроризмом, в том числе превентивный характер ее применения, рассматривается нами в качестве одного из важнейших инструментов реализации общегосударственной политики в области обеспечения обороны и безопасности.

Учитывая, что терроризм может быть направлен как против конкретного человека, так и против государственных институтов, существующей политической системы, меры, которые должны быть разработаны в качестве противодействия угрозам терроризма, нельзя ограничить сугубо военными или сугубо антитеррористическими.

Поэтому мы стоим перед необходимостью формирования комплексной и долгосрочной политики в этой области, охватывающей все стороны государственной жизни и обеспечивающей реализацию всех важнейших приоритетов, отмеченных в Концепции национальной безопасности России.

Потапов Владимир Яковлевич служил командиром полка, командиром дивизии, командующим армией, первым заместителем командующего войсками Северо-Кавказского военного округа, заместителем начальника управления военных инспекторов Государственной военной инспекции Президента РФ. Генерал-полковник. Награжден орденами и медалями СССР и России.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях), подробности можно узнать через электронный адрес редакции.

Материал из журнала "Право и безопасность". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию журнала Вы можете узнать на его сайте. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83130. Подписной индекс в каталоге«Газеты. Журналы» Роспечати – 82830. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319, тел./факс (499) 246-5781. (C) 2001 - 2014 "Право и безопасность".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100