Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3-4 (8-9) Декабрь 2003г

Кабардино-Балкарская Республика в системе национальной безопасности Российской Федерации: опыт и практика деятельности в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом

Коков В.М., Президент Кабардино-Балкарской Республики

Актуальность рассматриваемого в настоящей статье вопроса диктуется как развитием процессов внутри российского государства, так и новой ситуацией в мире, характеризуемых возросшей активностью и влиянием международного терроризма и экстремизма.

Осознание реальной опасности экстремизма и терроризма нам в Кабардино-Балкарии пришло далеко не сегодня. По существу все последнее десятилетие мы вынуждены были постоянно и неослабно противостоять этим силам.

Кабардино-Балкарская Республика (КБР) географически расположена в самом центре ("сердце") Кавказа. На ее территории проживают представители более 100 наций и народов. Помимо трех основных религиозных конфессий - ислама, православия и иудаизма - в КБР представлены около десятка различных религиозных течений, в том числе сектантского толка. Столь же многообразен спектр политических сил и движений. Именно поэтому, на наш взгляд, КБР все эти годы остается центром различных интересов, в том числе и неоисламизма.

Позволю себе вкратце напомнить, через что пришлось пройти КБР за последние 10 лет.

Август 1991 г. - бессрочный митинг с требованием отставки тогдашнего руководства КБР. Решения последовавших за этим съездов сначала балкарского, а затем и кабардинского народов поставили республику на грань раскола по национальному признаку.

Тяжелейшее противостояние в сентябре-октябре 1992 г., вызванное грузино-абхазским конфликтом, чуть было не привело КБР к трагедии. Трудно предположить, какие процессы могли развернуться на юге России, если бы ситуация в КБР вышла в тот период из-под контроля.

Нелегко нам дался и октябрь 1993 г., когда противостояние ветвей власти в федеральном центре достигло высшей точки. Добавьте к этому террористический акт на автовокзале в г. Нальчике, серию взрывов у зданий, в которых располагаются структуры власти и правоохранительные органы, и хронология развития процессов в республике станет более полной.

Ценой огромных усилий нам удалось сохранить политическую стабильность в КБР, направить общественные процессы в позитивное, созидательное русло.

Но повторюсь, к нынешнему в целом благополучному состоянию в нашем обществе мы пришли нелегко. Для этого потребовалось принимать непопулярные решения и меры, не вписывающиеся в русло процессов демократизации жизни российского общества, порой даже в отдельных положениях противоречащие федеральным законам.

Всего, начиная с 1992 г., в КБР принято 45 различных нормативных правовых актов, так или иначе направленных на борьбу с терроризмом и экстремизмом. Из них 8 законов, 19 указов и распоряжений Президента КБР, 6 решений Парламента КБР, 12 постановлений Правительства КБР.

Главное - нам удалось подкрепить эти нормативные правовые акты конкретными практическими мерами, включая укрепление личного состава и материально-технической базы правоохранительных органов.

Важную роль в деле поддержания общественного порядка и общественно-политической стабильности сыграли межведомственные оперативные штабы по борьбе с терроризмом и экстремизмом. Хочу особо подчеркнуть, что у нас они действуют, начиная с января 1997 г. Сначала был образован республиканский межведомственный оперативный штаб по борьбе с терроризмом и экстремизмом, а затем по аналогии были образованы также районные и городские штабы.

Характерной чертой работы в данном направлении в КБР является системность. Вот уже четвертый год борьба с терроризмом и экстремизмом осуществляется на основе комплексных планов мероприятий, в разработке которых участвуют все без исключения правоохранительные органы, заинтересованные министерства и ведомства, органы местного самоуправления. В свое время были приняты и реализованы меры по обеспечению безопасности населения КБР, предупреждению террористических актов, план совместных мероприятий правоохранительных органов и республиканских органов исполнительной власти по противодействию религиозному и политическому экстремизму в КБР и т.д. В настоящее время продолжается реализация соответствующего плана мероприятий, направленного на противодействие терроризму и экстремизму в республике. Ход выполнения принятых решений и мероприятий регулярно рассматривается на заседаниях Совета Безопасности КБР, который, кстати сказать, был образован у нас еще в 1992 г. По результатам рассмотрения в планы мероприятий вносятся коррективы, с учетом складывающейся обстановки определяются приоритетные направления деятельности соответствующих структур, направленных на противодействие терроризму и экстремизму. События последних лет в России, да и в мире, подтверждают правильность действий, предпринимаемых в КБР.

Для КБР, как и для других субъектов Северо-Кавказского региона, особенно важна установка Президента РФ В.В.Путина, высказанная им на ноябрьском 2002 г. совещании в г. Майкопе с участием глав субъектов, входящих состав Южного федерального округа, о необходимости разрешения проблем обеспечения занятости населения. Скажем, только в нашей республике на сегодня около 70 тыс. невостребованных трудоспособных людей. И это не только острая социальная проблема. Уже ясно, и это подтверждается практикой, что именно эта категория населения порой становится благоприятной средой для идеологов национального, религиозного и политического экстремизма и его детища - терроризма.

Без тесного взаимодействия территориальных подразделений правоохранительных органов с органами власти на местах победить терроризм будет просто невозможно.

Следует отметить возрастающую роль в деле борьбы с терроризмом и экстремизмом администраций полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, в том числе в Южном федеральном округе. В частности, складывающаяся обстановка требует, чтобы Аппарат Полномочного Представителя Президента РФ в Южном федеральном округе более активно действовал по ряду ключевых направлений рассматриваемой проблемы. Речь, прежде всего, идет о налаживании тесного взаимодействия входящих в Южный федеральный округ субъектов в борьбе с терроризмом и экстремизмом в целях обеспечения единообразного подхода в решении следующих важных для всего региона вопросов:

1. Решение проблем, связанных с миграционными процессами. В Концепции национальной безопасности РФ отмечено, что неконтролируемая миграция способствует усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создает условия для возникновения конфликтов.

В этом же документе сказано, что во внутриполитической сфере национальные интересы России, среди прочего, состоят в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма. Таким образом, решая миграционные проблемы, тем самым мы решаем задачи нейтрализации одного из факторов, угрожающего интересам и национальной безопасности РФ.

Наша республика связывает серьёзные надежды с совершенствованием государственного контроля за миграционной обстановкой в целях регулирования иммиграционных потоков, обеспечения защиты законных прав мигрантов при обязательном учете и соблюдении интересов жителей как КБР, так и России в целом.

Установление контроля над миграционной ситуацией возможно путем введения временного особого режима миграционных процессов на Северном Кавказе, который включал бы в себя следующие моменты:

  • адресная миграционная политика для каждого субъекта;
  • особый режим между административными границами, на государственной границе;
  • особый паспортно-визовый режим.

С 1994 г. в КБР были приняты ряд нормативных правовых актов, направленных на регулирование миграционных процессов. Их реализация органами государственной власти и местного самоуправления в значительной степени способствовала установлению контроля над миграционными процессами и поддержанию общественно-политической стабильности в целом. В рамках приведения республиканского законодательства в соответствие с федеральным, принятые раннее нормативные правовые акты в настоящее время отменены. Развитие миграционных процессов за последние месяцы вновь востребовало принятия эффективных мер, направленных на установление контроля над миграционными процессами.

Всеобщая декларация прав человека, а также Международный пакт о гражданских и политических правах допускают ограничения прав человека, в том числе права на свободное передвижение и свободы выбора местожительства, для охраны государственной безопасности, общественного порядка, обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других граждан.

2. Необходимо пересмотреть нормативы формирования органов внутренних дел в части финансирования из федерального бюджета. Ведь понятно, что эти нормативы не могут быть одинаковы, допустим, для центральных "бесконфликтных" субъектов и "беспокойного" Северо-Кавказского региона. В данном вопросе, как представляется, должен обеспечиваться адресный индивидуальный подход к каждому субъекту РФ.

3. Складывающаяся обстановка требует повышения эффективности реализации решений федерального центра по обустройству и укреплению государственной границы по всему периметру южных рубежей России. Как показывает практика развития событий на российско-грузинской границе, от решения данной задачи во многом зависит стабилизация ситуации в регионе.

4. Целесообразно, чтобы субъекты РФ в зависимости от конкретной ситуации образовывали советы безопасности в форме консультативно-совещательных органов. Опыт и практика деятельности Совета Безопасности КБР подтвердил эффективность наличия такого органа в республике. Правомочность создания и деятельности такого консультативно-совещательного органа в субъекте федерации следует из смысла ряда решений Верховного Суда РФ.

5. Необходимо активизировать идеологическое сопровождение антитеррористической и антиэкстремистской деятельности. Практика антитеррористической операции в Чеченской Республике показала, насколько важную роль играет идеологическая работа. В этих целях необходимо шире использовать возможности внешнеполитических ведомств, а также средств массовой информации для разъяснения усилий федерального центра по стабилизации обстановки на Северном Кавказе, достижения мира и согласия между народами.

6. Действующая ныне в РФ нормативно-правовая база в основном достаточна для наступательной борьбы с терроризмом и экстремизмом. Вместе с тем считаю, что обстановка диктует необходимость корректировки некоторых законодательных актов как в концептуальном плане, так и по различным направлениям борьбы с терроризмом и экстремизмом. В частности, в федеральном законодательстве должны быть четко определены критерии безопасности, законодательно установлено участие субъектов РФ в обеспечении национальной безопасности РФ, роль и место региональных систем безопасности в общефедеральной системе безопасности. Кроме того, необходимо пересмотреть меры и степень ответственности за экстремистскую и террористическую деятельность. Мерилом эффективности действующего законодательства в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом может служить судебная практика по делам данной категории. Она, к сожалению, на сегодняшний день крайне скудна, что свидетельствует о слабости правоприменительной практики норм действующего законодательства.

В русле необходимости совершенствования нормативно-правового обеспечения борьбы с терроризмом и экстремизмом можно рассматривать распоряжение Правительства РФ от 01.03.03 №256-р, которым одобрена Концепция регулирования миграционных процессов в РФ.

Положения Концепции свидетельствуют о некоторых изменениях в подходах федеральных органов власти к вопросам регулирования миграционных процессов в РФ. В частности, механизм реализации Концепции предусматривает совершенствование законодательства РФ по вопросам миграции, а также разработку и реализацию региональных миграционных программ.

И, наконец, важнейшей задачей для нашего региона остается обеспечение занятости трудоспособного населения. Считаю, что назрела острая необходимость разработки и реализации федеральной целевой программы занятости населения в Северо-Кавказском регионе. В противном случае эта проблема будет оставаться источником социально-политической напряженности.

Изложенное выше - далеко не полный перечень направлений работы, реализация которых, на мой взгляд, позволит повысить эффективность борьбы с терроризмом и экстремизмом.

В заключение хотел бы отметить, что только совместными усилиями нам удастся отвести угрозу терроризма, вырвать с корнем это зло из нашей жизни и тем самым оправдать надежды народов России. А надежды эти по человечески просты и по значимости великогосударственны - мир и согласие, порядок и созидание во имя единой и могучей России.

Коков Валерий Мухамедович работал первым секретарем райкома КПСС, председателем Государственного комитета Кабардино-Балкарской АССР по материально-техническому обеспечению сельского хозяйства, первым секретарем Кабардино-Балкарского обкома КПСС. В 1990 г. был избран народным депутатом РСФСР, входил в состав Конституционной комиссии, был избран председателем Верховного Совета Кабардино-Балкарской АССР. Являлся членом Президентского Совета и Государственной Комиссии РФ по урегулированию кризиса в Чеченской Республике. Сопредседатель постоянного наблюдательного комитета РФ в зоне осетино-ингушского конфликта. Принимал участие в разработке проекта Концепции государственной национальной политики. Заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Кандидат экономических наук. Имеет государственные награды.