Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3-4 (8-9) Декабрь 2003г

Российско-американская Рабочая группа по борьбе с терроризмом

Трубников В.И., Первый заместитель Министра иностранных дел РФ

Вступив в новое тысячелетие, человечество вплотную столкнулось с опаснейшим глобальным вызовом международного терроризма. Сегодня терроризм угрожает безопасности целых стран и регионов, террористические группировки рвутся к обладанию оружием массового уничтожения, растет уровень их финансовых возможностей и технической оснащенности. Не будет преувеличением сказать, что мы оказались лицом к лицу с настоящим террористическим интернационалом.

После окончания "холодной войны" мировое сообщество не сразу пришло к осознанию резко возросшей террористической угрозы и только сейчас начинает вырабатывать адекватные механизмы реагирования. Хотя проблема терроризма существует давно, лишь пару лет назад, после кровавых терактов в Москве и трагедии 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне, ее стали рассматривать в глобальном контексте. Речь идет о многоплановом явлении, имеющем политико-правовые, психологические, исторические и иные аспекты, которое к тому же все более сращивается с такими чисто уголовными преступлениями, как незаконная торговля оружием и наркотиками.

Важнейшая составляющая международных контртеррористических усилий - двустороннее российско-американское сотрудничество в рамках совместной Рабочей группы, образованной в 2000 г. решением президентов России и США для противодействия террористической угрозе, исходящей с территории Афганистана. Не случайно инициатива создания этой группы принадлежала российской стороне, поскольку именно наша страна задолго до трагедии 11 сентября приняла на себя удар международного терроризма в Чечне.

Изначально работа группы строилась по международному принципу: в ее состав вошли представители различных министерств и ведомств России и США при координирующей и направляющей роли российского МИДа и американского госдепартамента. На первом этапе в повестке дня заседаний, естественно, основное внимание уделялось вызовам региональной и международной стабильности, исходящим от режима талибов. Однако с началом контртеррористической операции в Афганистане тематика деятельности группы несколько изменилась. В фокусе оказалась не только борьба с талибами и оставшимися ячейками "Аль-Каиды", но и вопросы постконфликтного урегулирования, поддержка новой Переходной администрации во главе с Х.Карзаем.

К VII заседанию рабочей группы, которое прошло весной 2002 г., совершенно очевидной стала необходимость корректировки ее деятельности. И мы, и наши американские партнеры пришли к выводу, что проявления международного терроризма следует оценивать в их взаимосвязи. К примеру, комплекс вопросов финансирования и оснащения террористических группировок нельзя рассматривать в отрыве от проблематики наркоторговли и подпольного "оружейного бизнеса".

Фактически на заседании группы и раньше затрагивались вопросы, не имеющие напрямую отношение к Афганистану, но вписывающиеся в контекст глобальной борьбы с терроризмом. Поэтому решение президентов, принятое на российско-американском саммите 23-25 мая 2002 г., о преобразовании действующего механизма в постоянную российско-американскую Рабочую группу по борьбе с терроризмом в полной мере отвечало требованиям времени.

Расширение мандата группы вывело ее на новый уровень обсуждения и постановки глобальных задач международной антитеррористической коалиции. С увеличением количества пунктов в повестке дня, по которым ведется дискуссия, и, соответственно, числа принимающих участие в обсуждении экспертов пришлось изменить формат проведения встреч, образовать дополнительные подгруппы, нацеленные на решение конкретных проблем.

Особо хотел бы отметить деятельность наиболее многочисленной подгруппы - по борьбе с новой угрозой терроризма с использованием оружия массового поражения. Известно, что "Аль-Каида" и связанные с ней террористические группировки на протяжении последних лет довольно активно стремятся к приобретению ядерного, биологического, радиологического и химического оружия. Газовая атака в токийском метро, акты биотерроризма на территории США, а также сорванные планы террористов применить яд рицин в Великобритании лишний раз подтверждают, что мировому сообществу следует со всей серьезностью отнестись к перспективе применения террористами оружия массового поражения.

Важным фактором является то, что на заседаниях Рабочей группы удалось создать атмосферу доверия между участниками, свободного прямого обсуждения любых острых вопросов, связанных с взаимодействием в рамках антитеррористической коалиции, а самое главное - добиться транспарентности усилий на этом важном участке двустороннего сотрудничества.

В ходе последнего IX заседания Рабочей группы в Москве 22-23 января 2003 г. рассматривался широкий круг вопросов региональной безопасности, прежде всего в контексте афганской ситуации. Состоялся плодотворный обмен мнениями практически по всем вопросам, стоявшим в повестке дня.

Американцы, в частности, проинформировали нас о предпринимаемых ими в Афганистане усилиях, дали оценку процессу создания афганцами собственной системы безопасности, разделив нашу озабоченность "рекордным урожаем" наркосодержащих культур. В свою очередь, российская сторона констатировала, что наркоугроза со стороны Афганистана ничуть не уменьшилась. Поэтому мы придавали и придаем этой проблеме очень серьезное значение. Ведь то, что задерживается на таджикско-афганской границе силами российских пограничников, - только "капля в море", но и она дает представление о масштабах афганского наркопотока.

О результатах московского заседания, как это принято, было доложено президентам наших стран и главам внешнеполитических ведомств.

Трубников Вячеслав Иванович работал в Первом главном управлении КГБ СССР (внешняя разведка), с 1992 г. входил в состав высшего руководства российской разведки, был директором Службы внешней разведки РФ. Генерал армии, заслуженный сотрудник органов внешней разведки. Трубников В.И. входил в Совет обороны, Совет Безопасности РФ, Временную чрезвычайную комиссию при Президенте РФ по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины, Совет по внешней политике, Правительственную комиссию по борьбе с незаконными экспортно-импортными валютно-финансовыми операциями. Cпециальный представитель Президента РФ в государствах - участниках СНГ в ранге федерального министра. Имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла. Академик РАЕН, член Союза журналистов России. Имеет государственные награды России и СССР.