написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Право и инвестиции"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3-4 (8-9) Декабрь 2003г

Новый Таможенный кодекс: особенности и перспективы

Азаров Ю.Ф., статс-секретарь - заместитель председателя ГТК РФ

Что ждет участников внешнеэкономической деятельности с вступлением в силу нового Таможенного кодекса?

Новый Таможенный кодекс РФ (ТК), который вступает в силу с 1 января 2004 г., обеспечивает правовую основу для создания благоприятных условий развития внешней торговли, сохраняя баланс интересов государства и бизнеса без ущерба для эффективности таможенного контроля. Новый закон соответствует международным стандартам и направлен на унификацию российского таможенного законодательства с общепризнанными международными стандартами, снятие излишних административных барьеров, ускорение таможенных процедур, создание стабильных и понятных правил перемещения товаров через таможенную границу.

Для таможенной службы это принципиально важно, ибо партнеры российских участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) - зарубежные партнеры либо иностранные участники ВЭД тем активнее будут работать с российскими предпринимателями, чем больше будет соответствовать таможенное законодательство международным стандартам, в частности, Киотской конвенции, Еврокодексу и той мировой практике, которая на сегодня имеется.

Следует отметить, что новый ТК построен по принципу предельно прямого действия. Безусловно, часть его положений имеет ссылку на некие подзаконные акты. Но при этом ТК абсолютно четко и строго устанавливает то, что может быть издано в развитие этого закона и в каких рамках это может происходить. К 1 января 2004 г. должно выйти 18 постановлений Правительства РФ и 50 нормативных актов ГТК России, которые будут приняты во исполнение ТК. Мы рассчитываем, что к 2008 г. мы выйдем максимум на 100 нормативных актов.

Еще один момент - прозрачность и упрощение таможенных процедур. ТК построен так, чтобы участник ВЭД совершенно четко знал, на что он имеет право, что не имеет право требовать таможня. В свою очередь сотрудник таможенного органа тоже будет знать, что он вправе и что не в праве требовать. Упрощение таможенных процедур - главный девиз, который был провозглашен разработчиками ТК и который воплощен в его нормах. Задача - это ускорение оборота товара. Конечно, в сегодняшней ситуации мы уже не можем мириться с тем, что по закону товар должен оформляться 10 дней, а фактически он оформляется и месяц, и два. Соответственно, бизнес несет очень большие потери. Поэтому максимальный срок таможенного оформления и выпуска товаров, определенный в новом ТК, - 3 дня.

ТК в основном - закон прямого действия. Тем не менее ряд статей требует принятия подзаконных актов. К чему все это приведет?

Сейчас у нас в работе реально находится около 50 нормативных актов, которые ГТК, в силу предписаний самого ТК, нужно издать и обязательно зарегистрировать в Минюсте. До 1 января 2004 г. необходимо принять 18 постановлений Правительства РФ. Эти постановления фундаментально ничего не меняют с точки зрения требований ТК, они их лишь дополняют и что-то в этом плане уточняют. Но опять же, я еще раз подчеркиваю, в силу предписания самого ТК.

Еще необходимо рассмотреть несколько проектов законов. Это тоже очень важно. На первое место я бы поставил практически полного изменения гл. 16 Кодекса об административных правонарушениях, ибо новый ТК провозгласил новые принципы и подходы. В новом ТК превалируют экономические рычаги по сравнению с теми административными рычагами, которые содержит ТК образца 1993 г. Это очень важная задача, потому что многие нормы нового ТК построены таким образом, что часть обязанностей участников ВЭД исполняется за счет экономических рычагов. Например, сегодня самое массовое нарушение таможенных правил, если брать ныне действующий Кодекс об административных правонарушениях, - несвоевременная подача таможенной декларации, несвоевременное декларирование товара. По новому ТК срок подачи декларации исчисляется 15 днями. Но участник ВЭД имеет право подать мотивированное заявление в таможенный орган с обоснованием необходимости продления действия этой декларации. Следует только объяснить, почему он не может ее сдать в срок. Следовательно, таможенные органы уже не могут автоматически ко всем подряд применять норму о сроке подачи декларации.

Второй пример. Завершение сроков временного хранения. Если до сих пор срок хранения был только 2 месяца, то теперь 2 месяца плюс к этому есть возможность подать мотивированное заявление о продлении еще на 2 месяца. Затем, если владелец не забирает товар с таможенного склада, не платит платежи, не заявляет таможенный режим, тогда уже сам таможенный орган может этот товар реализовать, рассчитавшись со всеми, т.е. заплатив платежи государству за счет вырученных денег, заплатив издержки за хранение. Это другие рычаги: не надо привлекать к ответственности и наказывать огромными штрафами с конфискацией и т.д. Это совершенно другие подходы.

Для того, чтобы таможенники прониклись принципами этого нового подхода, ГТК России сейчас ведет большую работу по двум направлениям. Во-первых, нам нужно обязательно провести работу среди личного состава таможенных органов, которые к 1 января 2004 г. практически должны быть готовы работать по-новому. Не с точки зрения применения административной силы и полномочий по принципу: "я задержу, а дальше бегай вокруг меня", а с точки зрения применения экономических рычагов, которые заложены в новом законе. Ведь таможенная служба провозгласила себя структурой, обслуживающей бизнес. И приходится перестраивать психологию сотрудника таможенного органа, его менталитет. И второе - это работа с деловым сообществом. Мы должны ясно и понятно изложить участникам ВЭД свои подходы и, в свою очередь, получить встречные вопросы для того, чтобы ориентироваться в проблемах представителей предпринимательских структур. Это, пожалуй, для нас сейчас одно из самых главных направлений деятельности.

Насколько изменяется правовое регулирование околотаможенной сферы - в частности, в чем отличие системы реестров, предусмотренной новым ТК, от лицензирования. До каких пор будут действовать ранее выданные лицензии?

Новый ТК отказался от лицензирования, исходя из того, что лицензирование - это достаточно трудоемкая процедура, влекущая за собой временные и большие материальные затраты. Теперь таможенные органы будут вести реестры участников околотаможенной сферы. Речь идет о владельцах таможенных складов, складов временного хранения, перевозчиках, брокерах. Эти реестры ведутся в заявительном порядке.

Статья 140 ТК четко определяет, что условиями включения в реестр представителей таможенных брокеров являются наличие в штате заявителя не менее 2 специалистов по таможенному оформлению, имеющих квалификационный аттестат, наличие полностью сформированного первоначального уставного складочного капитала, уставного фонда, либо паевых взносов заявителя, обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии со ст. 339 ТК и наличие договора страхования риска гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договора этими лицами. А дальше четко прописывается, что должно быть включено в заявление о введении в реестр, и определяется обязанность таможенного органа рассмотреть это заявление в 15-дневный срок, вынести соответствующее решение и т.д. То есть сам закон детально регламентирует ведение этого реестра. Поэтому мы считаем, что введенная сейчас система - это система более облегченная, она носит заявительный характер, а не разрешительный, как это есть сегодня и как это подразумевает лицензирование. Выдача лицензии - это разрешение на деятельность, а введение в реестр - это принятие заявление о том, что он занимается этой деятельностью. Это совершенно разные вещи и разные подходы.

Согласно положениям нового ТК, для осуществления деятельности в качестве таможенного брокера компания должна предоставить обеспечение уплаты таможенных платежей в размере 50 млн руб. Не приведет ли это к монополизации данного вида деятельности некоторыми крупнейшими таможенными брокерами, поскольку многие компании не смогут найти таких больших средств (или поручителя на указанную сумму)?

В данном случае законодатель пошел по пути установления двух совершенно жестких и твердых условий: это внесение обеспечения уплаты таможенных платежей в обязательном порядке каждым из участников и страхование ответственности перед третьими лицами. Первая позиция достаточно сложная и жесткая. Т.е. таможенный брокер, в частности, должен внести обеспечение в сумме 50 млн руб. Да, это не все в состоянии осуществить. Но ведь никто и не говорит о том, что в новом правовом поле должны работать абсолютно все брокеры, в том числе те, которые, нарушая закон, занимаются оформлением товаров по "серым", "черным" схемам. Надо иметь в виду и другое. Институт таможенных брокеров приобретает новый статус. Таможенный брокер теперь - профессиональный посредник в отношениях между участниками ВЭД и таможенными органами, призванный выступать в роли финансового гаранта или даже налогового агента по вопросам уплаты таможенных платежей. Таможенный брокер может выступать поручителем части уплаты таможенных платежей. Следовательно, может быть большой спрос на эту услугу в силу того, что в ТК теперь прописаны упрощенные варианты. Прописана возможность выпуска товаров без прямой уплаты таможенных платежей, выпуск товаров, когда не хватает каких-то документов, прямо влияющих, т.е. не имеющих запретительного характера. И мы тогда можем выпустить товар под поручительство таможенного брокера. Задача таможенной службы - быстрее выпустить товар в оборот. Это генеральная линия. И здесь таможенный брокер в его новом качестве будет играть очень серьезную роль. Поэтому такой сильный, стабильный, заинтересованный в соблюдении требований таможенного законодательства таможенный брокер - это, с нашей точки зрения, гарант поступления платежей в бюджет.

Второй важный момент. Если раньше мы определяли и давали лицензию на деятельность российскую, региональную, местного значения, то теперь таможенный брокер может работать на всей территории России. Он может заключить договор в любом регионе страны. Мы сейчас изучаем эту ситуацию, ведем своеобразный мониторинг. В настоящее время выдана 541 лицензия на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера (речь идет о всей стране). По результатам предварительного изучения, не менее трети таможенных брокеров готовы продолжить свой бизнес на новых условиях. Я хочу при этом обратить внимание на то, что ТК установил не только депозит. В принципе, по большому счету, никто не положит 50 млн руб. на депозит и не заморозит их под гарантию на 5 лет своей работы. Но это может быть и поручительство, и банковская гарантия, это может быть залог имущества.

Каким образом новый ТК обеспечит упрощение процедуры таможенного оформления товаров?

В ст. 68 ТК заложена идея, когда добропорядочный участник ВЭД берет на себя обязательство предоставлять нам систему своего учета товаров, а мы, в свою очередь, берем на себя обязательство выпускать этот товар до совершения таможенного оформления, не держать его на складе, не требовать дополнительных документов.

В законе четко прописано, кто является таким добросовестным участником ВЭД. Мы не вторгаемся в бухгалтерский учет, а речь идет об учете сопутствующих документов. Например, складской учет. Уже готов перечень этих сведений. Мы этот документ уже отправили в Министерство юстиции, и после его выхода он будет опубликован.

Статья 68 ТК предлагает участнику ВЭД заниматься не "серыми" схемами уклонения от таможенных платежей, занижения таможенной стоимости, а работать в открытую, работать под мгновенный выпуск товара, что называется "с колес". Она приближает нас к цивилизованным формам работы с участниками ВЭД. Кроме того, эта статья для упрощенной системы таможенного оформления определяет и направление товара непосредственно на склад самого участника ВЭД. То есть его не надо размещать на складе временного хранения и входить в определенные затраты. Главная задача таможни - отдать быстрее товар, чтобы он был в обороте, чтобы он был в производстве, в торговле.

В соответствии с какой процедурой таможенные органы предполагают осуществлять, согласно п. 1 ст. 391 ТК, аресты и изъятия ввезенных с существенными нарушениями таможенного законодательства товаров у лиц, приобретших эти товары?

В ТК провозглашено, что не может находиться в обороте товар, если он не прошел таможенное оформление. Это строжайшее требование любого государства мира. То есть, ты сначала купи право на то, чтобы этот товар был в обороте в стране. Фактически, приобретение такого права - уплата пошлины. Новый ТК совершенно четко определил, к какому товару и в каких случаях мы можем принимать такую превентивную меру. Речь идет не о переходе права собственности от участников ВЭД к государству, мы не конфискуем этот товар. Но если мы обнаружим, что на товарах отсутствуют специальные акцизные марки, идентификационные знаки, либо отсутствуют коммерческие документы, устанавливающие сведения о выпуске товаров, либо нарушается таможенный режим (если товар был ввезен в режиме временного ввоза, а вдруг оказался проданным кому-то и оказался в свободном обращении), то только в этих случаях таможенные органы могут применить превентивные меры: арест, изъятие ввезенных товаров, но не лишения права собственности на этот товар. Это не значит, что таможенники будут отбирать и реализовывать любой товар, который не соответствует предъявляемым требованиям. Ничего подобного, мы просто должны приостановить его оборот, дальше разобраться, предложить уплатить таможенные платежи. И если владелец товара эти платежи оплатил, то мы позволяем ему дальше пользоваться этим товаром.

Каким образом может измениться сама таможенная служба с введением в действие нового ТК? Насколько сегодняшние сотрудники таможенных органов подготовлены к работе в новых условиях деятельности?

Мы должны добиться того, чтобы понимание ТК и практические шаги по его реализации были одинаковыми среди всех сотрудников таможенных органов. Кстати сказать, мы часто это подчеркиваем, что Россия - уникальнейшая страна в мире, где таможенная служба работает на такой гигантской территории. И у нас, действительно, такое часто встречается, когда представители бизнеса на встречах задают и приводят примеры такие, когда толкование таможенного законодательства на Дальнем Востоке несколько иное, мягко говоря, чем это может быть на западе России. Или в Москве одно толкование, а в Калининграде - другое. Вот этого мы должны сейчас избежать.

Мы сейчас ведем очень серьезную подготовку личного состава. Сотрудники таможенных органов в буквальном смысле слова штудируют ТК. Мы уже провели первый раунд принятия зачетов по знанию таможенного законодательства. Сотрудники таможенных органов, знающие достаточно детально ТК, выезжают во все наши региональные управления, мы проводим там расширенные заседания. Мы готовим как бы систему тренеров для того, чтобы они работали с сотрудниками. Сегодня перед нами стоит очень серьезная задача - переобучение личного состава, доведения до сознания всех таможенников, что с 1 января 2004 г. они должны работать по другим правилам.

Уже сейчас ГТК принимает беспрецедентные шаги в этом направлении. Издан приказ №828, по которому с 1 сентября 2003 г. жесточайшим образом регламентировано до минут пересечение транспортом границы. То есть все действия таможни регламентированы поминутно. Сколько минут затратить на принятие документов, на их заполнение, на досмотр транспорта. Так мы сейчас уже сотрудников подводим к требованиям нынешнего ТК. Уже снимаются ограничения по доставке товаров на определенные таможенные склады. Например, раньше были установки: автомобильные шины везти только на один определенный таможенный пост, а автомобильные масла - на другой, мебель везти только на такой-то склад. Мы сейчас эту систему разрушаем.

Новый ТК не дает уже таможенным органам с 1 января 2004 г. права диктовать, куда доставить товар, диктовать маршрут, по которому везти этот товар, диктовать время, которое должно быть затрачено на этот путь. Это все будет осуществляться в заявительном порядке. Участник ВЭД, перевозчик, на основании документов перевозочных будет говорить: "Мой товар должен быть доставлен в Калугу либо в Киров". Это не значит, что мы его заставим обязательно этот товар привезти в Москву. У таможенных органов будет узкое право, прописанное самим законом, определять места подачи декларации на отдельные виды товаров. Это товары, которые имеют ограниченный оборот в стране, прежде всего, допустим, радиоактивные материалы или подакцизные товары. Либо те товары, по которым наиболее часты нарушения таможенных правил. По этим товарам таможенные органы могут указать места декларирования. Допустим, в стране останутся определенные таможенные посты, где будут оформляться автомобили частных лиц. Потому что это сложная система. Мы будем обязательно указывать места таможенного оформления электроники. Потому что это товары группы риска. Но, опять же, это не значит, что только сюда должен доставляться товар. Товар может прибыть во Владивосток, он может прибыть в Ростов, в Киров, куда угодно. Но в законе прописано, что мы в течение 2 суток должны отправить документы, декларацию на этот товар в тот таможенный орган, который осуществляет его оформление. То есть мы не должны заставлять этот товар перемещать специально в Москву только потому, что мы здесь указали место таможенного оформления. Это делается для того, чтобы по наиболее сложным товарам, где наибольший риск нарушения таможенных правил, он оформлялся, декларировался в одном месте. С этой точки зрения мы будем действовать, чтобы там был один порядок, одни условия определения таможенной стоимости, работали одни специалисты. Но их будет очень мало, потому что ряд функций возьмет на себя мощная информационная система таможенной службы.

Наша задача через эту информационную систему увязать в единый узел все таможенные органы страны. Задача непростая, если иметь в виду уровень развития связи. Будет включаться и спутниковая система, и многое другое. Мы должны работать в режиме он-лайн. Если прибыл товар, допустим, в пункт пропуска на Дальнем Востоке, то мы в Москве уже должны знать, что это за груз, какая декларация, какие документы. Эта система уже отрабатывается. Мы в режиме реального времени наблюдаем перемещение товаров, допустим, на пунктах пропуска с ЕЭС, прежде всего, на границе с Финляндией. Автомобиль приходит, мы получаем все документы, и пока этот автомобиль с товаром движется в Москву, идет обработка сведений. В ГТК России создана система управления рисками, и по тому или иному товару автоматически высвечиваются те рисковые точки, на которые мы должны обратить внимание по прибытии товара. Наши информационные системы уже сопрягаются с информационными системами наших соседей. Со шведской и финской таможенными службами впервые был применен метод прямого обмена информацией по прибытии товара. Когда товар прибывает на наш российский пункт пропуска, у нас уже есть весь пакет информации шведской либо финской таможенной службы. Товар тех фирм, которые мы отобрали для такой работы, пропускаем, что называется "с колес", практически не останавливая. Это считанные минуты, когда мы убеждаемся, что это именно тот автомобиль, именно та фирма. Это перспектива работы таможенной службы страны. Мы добиваемся состыковки нашей информационной системы с информационными системами других таможенных служб мира и Всемирной таможенной организацией с тем, чтобы мы оперативно обменивались информацией правоохранительного характера.

В какой степени новый ТК отвечает международным правовым нормам?

Российскую таможенную службу, можно сказать, держат под рентгеном все международные организации, которые имеют или налаживают экономические контакты с Россией. ТК также находится под пристальнейшим вниманием экспертов ВТО. Они просвечивают и просматривают каждый нормативный акт, который выходит из стен ГТК России. ТК мы отрабатывали с участием экспертов многих зарубежных стран, назначенных европейским сообществом. Это, в частности, Миттенен - крупнейший финский специалист, ведущий эксперт по нашему таможенному законодательству. Это эксперты из самых разных государств по линии ВТО. У нас есть крупнейший эксперт, авторитетнейший на международной арене - Всемирный банк, который только после того, как Государственная Дума проголосовала за новый ТК, принял решение о выделении нам 140 млн долл. кредита на создание в России современной информационной системы в сфере таможенной службы. Должен сказать, что над ТК мы работали самым плотным образом с Максимом Юрьевичем Медведковым - одним из самых авторитетных наших экспертов. Поэтому, я считаю, что новый ТК - это огромный шаг по интеграции России в мировое экономическое сообщество.

Материал получен во время Интернет-пресс-конференции 22.10.03

Азаров Юрий Федорович. Статс-секретарь - заместитель председателя Государственного таможенного комитета Российской Федерации. Начал трудовую деятельность в г. Краснодаре токарем на заводе, затем работал в комсомольских, партийных органах г. Краснодара, служил в органах МВД, в том числе заместителем начальника политуправления МВД СССР. Был на юридической и хозяйственной работе. С 1994 г. служит в таможенных органах (заместитель начальника Краснодарской таможни, начальник Управления кадров ГТК России, начальник Северо-Кавказского таможенного управления).

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях), подробности можно узнать через электронный адрес редакции.

Материал из журнала "Право и безопасность". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию журнала Вы можете узнать на его сайте. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83130. Подписной индекс в каталоге«Газеты. Журналы» Роспечати – 82830. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319, тел./факс (499) 246-5781. (C) 2001 - 2014 "Право и безопасность".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100   

Новый Таможенный кодекс: особенности и перспективы | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru написать письмо первая страница первая страница switch to english

Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Право и инвестиции"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3-4 (8-9) Декабрь 2003г

Новый Таможенный кодекс: особенности и перспективы

Азаров Ю.Ф., статс-секретарь - заместитель председателя ГТК РФ

Что ждет участников внешнеэкономической деятельности с вступлением в силу нового Таможенного кодекса?

Новый Таможенный кодекс РФ (ТК), который вступает в силу с 1 января 2004 г., обеспечивает правовую основу для создания благоприятных условий развития внешней торговли, сохраняя баланс интересов государства и бизнеса без ущерба для эффективности таможенного контроля. Новый закон соответствует международным стандартам и направлен на унификацию российского таможенного законодательства с общепризнанными международными стандартами, снятие излишних административных барьеров, ускорение таможенных процедур, создание стабильных и понятных правил перемещения товаров через таможенную границу.

Для таможенной службы это принципиально важно, ибо партнеры российских участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) - зарубежные партнеры либо иностранные участники ВЭД тем активнее будут работать с российскими предпринимателями, чем больше будет соответствовать таможенное законодательство международным стандартам, в частности, Киотской конвенции, Еврокодексу и той мировой практике, которая на сегодня имеется.

Следует отметить, что новый ТК построен по принципу предельно прямого действия. Безусловно, часть его положений имеет ссылку на некие подзаконные акты. Но при этом ТК абсолютно четко и строго устанавливает то, что может быть издано в развитие этого закона и в каких рамках это может происходить. К 1 января 2004 г. должно выйти 18 постановлений Правительства РФ и 50 нормативных актов ГТК России, которые будут приняты во исполнение ТК. Мы рассчитываем, что к 2008 г. мы выйдем максимум на 100 нормативных актов.

Еще один момент - прозрачность и упрощение таможенных процедур. ТК построен так, чтобы участник ВЭД совершенно четко знал, на что он имеет право, что не имеет право требовать таможня. В свою очередь сотрудник таможенного органа тоже будет знать, что он вправе и что не в праве требовать. Упрощение таможенных процедур - главный девиз, который был провозглашен разработчиками ТК и который воплощен в его нормах. Задача - это ускорение оборота товара. Конечно, в сегодняшней ситуации мы уже не можем мириться с тем, что по закону товар должен оформляться 10 дней, а фактически он оформляется и месяц, и два. Соответственно, бизнес несет очень большие потери. Поэтому максимальный срок таможенного оформления и выпуска товаров, определенный в новом ТК, - 3 дня.

ТК в основном - закон прямого действия. Тем не менее ряд статей требует принятия подзаконных актов. К чему все это приведет?

Сейчас у нас в работе реально находится около 50 нормативных актов, которые ГТК, в силу предписаний самого ТК, нужно издать и обязательно зарегистрировать в Минюсте. До 1 января 2004 г. необходимо принять 18 постановлений Правительства РФ. Эти постановления фундаментально ничего не меняют с точки зрения требований ТК, они их лишь дополняют и что-то в этом плане уточняют. Но опять же, я еще раз подчеркиваю, в силу предписания самого ТК.

Еще необходимо рассмотреть несколько проектов законов. Это тоже очень важно. На первое место я бы поставил практически полного изменения гл. 16 Кодекса об административных правонарушениях, ибо новый ТК провозгласил новые принципы и подходы. В новом ТК превалируют экономические рычаги по сравнению с теми административными рычагами, которые содержит ТК образца 1993 г. Это очень важная задача, потому что многие нормы нового ТК построены таким образом, что часть обязанностей участников ВЭД исполняется за счет экономических рычагов. Например, сегодня самое массовое нарушение таможенных правил, если брать ныне действующий Кодекс об административных правонарушениях, - несвоевременная подача таможенной декларации, несвоевременное декларирование товара. По новому ТК срок подачи декларации исчисляется 15 днями. Но участник ВЭД имеет право подать мотивированное заявление в таможенный орган с обоснованием необходимости продления действия этой декларации. Следует только объяснить, почему он не может ее сдать в срок. Следовательно, таможенные органы уже не могут автоматически ко всем подряд применять норму о сроке подачи декларации.

Второй пример. Завершение сроков временного хранения. Если до сих пор срок хранения был только 2 месяца, то теперь 2 месяца плюс к этому есть возможность подать мотивированное заявление о продлении еще на 2 месяца. Затем, если владелец не забирает товар с таможенного склада, не платит платежи, не заявляет таможенный режим, тогда уже сам таможенный орган может этот товар реализовать, рассчитавшись со всеми, т.е. заплатив платежи государству за счет вырученных денег, заплатив издержки за хранение. Это другие рычаги: не надо привлекать к ответственности и наказывать огромными штрафами с конфискацией и т.д. Это совершенно другие подходы.

Для того, чтобы таможенники прониклись принципами этого нового подхода, ГТК России сейчас ведет большую работу по двум направлениям. Во-первых, нам нужно обязательно провести работу среди личного состава таможенных органов, которые к 1 января 2004 г. практически должны быть готовы работать по-новому. Не с точки зрения применения административной силы и полномочий по принципу: "я задержу, а дальше бегай вокруг меня", а с точки зрения применения экономических рычагов, которые заложены в новом законе. Ведь таможенная служба провозгласила себя структурой, обслуживающей бизнес. И приходится перестраивать психологию сотрудника таможенного органа, его менталитет. И второе - это работа с деловым сообществом. Мы должны ясно и понятно изложить участникам ВЭД свои подходы и, в свою очередь, получить встречные вопросы для того, чтобы ориентироваться в проблемах представителей предпринимательских структур. Это, пожалуй, для нас сейчас одно из самых главных направлений деятельности.

Насколько изменяется правовое регулирование околотаможенной сферы - в частности, в чем отличие системы реестров, предусмотренной новым ТК, от лицензирования. До каких пор будут действовать ранее выданные лицензии?

Новый ТК отказался от лицензирования, исходя из того, что лицензирование - это достаточно трудоемкая процедура, влекущая за собой временные и большие материальные затраты. Теперь таможенные органы будут вести реестры участников околотаможенной сферы. Речь идет о владельцах таможенных складов, складов временного хранения, перевозчиках, брокерах. Эти реестры ведутся в заявительном порядке.

Статья 140 ТК четко определяет, что условиями включения в реестр представителей таможенных брокеров являются наличие в штате заявителя не менее 2 специалистов по таможенному оформлению, имеющих квалификационный аттестат, наличие полностью сформированного первоначального уставного складочного капитала, уставного фонда, либо паевых взносов заявителя, обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии со ст. 339 ТК и наличие договора страхования риска гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договора этими лицами. А дальше четко прописывается, что должно быть включено в заявление о введении в реестр, и определяется обязанность таможенного органа рассмотреть это заявление в 15-дневный срок, вынести соответствующее решение и т.д. То есть сам закон детально регламентирует ведение этого реестра. Поэтому мы считаем, что введенная сейчас система - это система более облегченная, она носит заявительный характер, а не разрешительный, как это есть сегодня и как это подразумевает лицензирование. Выдача лицензии - это разрешение на деятельность, а введение в реестр - это принятие заявление о том, что он занимается этой деятельностью. Это совершенно разные вещи и разные подходы.

Согласно положениям нового ТК, для осуществления деятельности в качестве таможенного брокера компания должна предоставить обеспечение уплаты таможенных платежей в размере 50 млн руб. Не приведет ли это к монополизации данного вида деятельности некоторыми крупнейшими таможенными брокерами, поскольку многие компании не смогут найти таких больших средств (или поручителя на указанную сумму)?

В данном случае законодатель пошел по пути установления двух совершенно жестких и твердых условий: это внесение обеспечения уплаты таможенных платежей в обязательном порядке каждым из участников и страхование ответственности перед третьими лицами. Первая позиция достаточно сложная и жесткая. Т.е. таможенный брокер, в частности, должен внести обеспечение в сумме 50 млн руб. Да, это не все в состоянии осуществить. Но ведь никто и не говорит о том, что в новом правовом поле должны работать абсолютно все брокеры, в том числе те, которые, нарушая закон, занимаются оформлением товаров по "серым", "черным" схемам. Надо иметь в виду и другое. Институт таможенных брокеров приобретает новый статус. Таможенный брокер теперь - профессиональный посредник в отношениях между участниками ВЭД и таможенными органами, призванный выступать в роли финансового гаранта или даже налогового агента по вопросам уплаты таможенных платежей. Таможенный брокер может выступать поручителем части уплаты таможенных платежей. Следовательно, может быть большой спрос на эту услугу в силу того, что в ТК теперь прописаны упрощенные варианты. Прописана возможность выпуска товаров без прямой уплаты таможенных платежей, выпуск товаров, когда не хватает каких-то документов, прямо влияющих, т.е. не имеющих запретительного характера. И мы тогда можем выпустить товар под поручительство таможенного брокера. Задача таможенной службы - быстрее выпустить товар в оборот. Это генеральная линия. И здесь таможенный брокер в его новом качестве будет играть очень серьезную роль. Поэтому такой сильный, стабильный, заинтересованный в соблюдении требований таможенного законодательства таможенный брокер - это, с нашей точки зрения, гарант поступления платежей в бюджет.

Второй важный момент. Если раньше мы определяли и давали лицензию на деятельность российскую, региональную, местного значения, то теперь таможенный брокер может работать на всей территории России. Он может заключить договор в любом регионе страны. Мы сейчас изучаем эту ситуацию, ведем своеобразный мониторинг. В настоящее время выдана 541 лицензия на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера (речь идет о всей стране). По результатам предварительного изучения, не менее трети таможенных брокеров готовы продолжить свой бизнес на новых условиях. Я хочу при этом обратить внимание на то, что ТК установил не только депозит. В принципе, по большому счету, никто не положит 50 млн руб. на депозит и не заморозит их под гарантию на 5 лет своей работы. Но это может быть и поручительство, и банковская гарантия, это может быть залог имущества.

Каким образом новый ТК обеспечит упрощение процедуры таможенного оформления товаров?

В ст. 68 ТК заложена идея, когда добропорядочный участник ВЭД берет на себя обязательство предоставлять нам систему своего учета товаров, а мы, в свою очередь, берем на себя обязательство выпускать этот товар до совершения таможенного оформления, не держать его на складе, не требовать дополнительных документов.

В законе четко прописано, кто является таким добросовестным участником ВЭД. Мы не вторгаемся в бухгалтерский учет, а речь идет об учете сопутствующих документов. Например, складской учет. Уже готов перечень этих сведений. Мы этот документ уже отправили в Министерство юстиции, и после его выхода он будет опубликован.

Статья 68 ТК предлагает участнику ВЭД заниматься не "серыми" схемами уклонения от таможенных платежей, занижения таможенной стоимости, а работать в открытую, работать под мгновенный выпуск товара, что называется "с колес". Она приближает нас к цивилизованным формам работы с участниками ВЭД. Кроме того, эта статья для упрощенной системы таможенного оформления определяет и направление товара непосредственно на склад самого участника ВЭД. То есть его не надо размещать на складе временного хранения и входить в определенные затраты. Главная задача таможни - отдать быстрее товар, чтобы он был в обороте, чтобы он был в производстве, в торговле.

В соответствии с какой процедурой таможенные органы предполагают осуществлять, согласно п. 1 ст. 391 ТК, аресты и изъятия ввезенных с существенными нарушениями таможенного законодательства товаров у лиц, приобретших эти товары?

В ТК провозглашено, что не может находиться в обороте товар, если он не прошел таможенное оформление. Это строжайшее требование любого государства мира. То есть, ты сначала купи право на то, чтобы этот товар был в обороте в стране. Фактически, приобретение такого права - уплата пошлины. Новый ТК совершенно четко определил, к какому товару и в каких случаях мы можем принимать такую превентивную меру. Речь идет не о переходе права собственности от участников ВЭД к государству, мы не конфискуем этот товар. Но если мы обнаружим, что на товарах отсутствуют специальные акцизные марки, идентификационные знаки, либо отсутствуют коммерческие документы, устанавливающие сведения о выпуске товаров, либо нарушается таможенный режим (если товар был ввезен в режиме временного ввоза, а вдруг оказался проданным кому-то и оказался в свободном обращении), то только в этих случаях таможенные органы могут применить превентивные меры: арест, изъятие ввезенных товаров, но не лишения права собственности на этот товар. Это не значит, что таможенники будут отбирать и реализовывать любой товар, который не соответствует предъявляемым требованиям. Ничего подобного, мы просто должны приостановить его оборот, дальше разобраться, предложить уплатить таможенные платежи. И если владелец товара эти платежи оплатил, то мы позволяем ему дальше пользоваться этим товаром.

Каким образом может измениться сама таможенная служба с введением в действие нового ТК? Насколько сегодняшние сотрудники таможенных органов подготовлены к работе в новых условиях деятельности?

Мы должны добиться того, чтобы понимание ТК и практические шаги по его реализации были одинаковыми среди всех сотрудников таможенных органов. Кстати сказать, мы часто это подчеркиваем, что Россия - уникальнейшая страна в мире, где таможенная служба работает на такой гигантской территории. И у нас, действительно, такое часто встречается, когда представители бизнеса на встречах задают и приводят примеры такие, когда толкование таможенного законодательства на Дальнем Востоке несколько иное, мягко говоря, чем это может быть на западе России. Или в Москве одно толкование, а в Калининграде - другое. Вот этого мы должны сейчас избежать.

Мы сейчас ведем очень серьезную подготовку личного состава. Сотрудники таможенных органов в буквальном смысле слова штудируют ТК. Мы уже провели первый раунд принятия зачетов по знанию таможенного законодательства. Сотрудники таможенных органов, знающие достаточно детально ТК, выезжают во все наши региональные управления, мы проводим там расширенные заседания. Мы готовим как бы систему тренеров для того, чтобы они работали с сотрудниками. Сегодня перед нами стоит очень серьезная задача - переобучение личного состава, доведения до сознания всех таможенников, что с 1 января 2004 г. они должны работать по другим правилам.

Уже сейчас ГТК принимает беспрецедентные шаги в этом направлении. Издан приказ №828, по которому с 1 сентября 2003 г. жесточайшим образом регламентировано до минут пересечение транспортом границы. То есть все действия таможни регламентированы поминутно. Сколько минут затратить на принятие документов, на их заполнение, на досмотр транспорта. Так мы сейчас уже сотрудников подводим к требованиям нынешнего ТК. Уже снимаются ограничения по доставке товаров на определенные таможенные склады. Например, раньше были установки: автомобильные шины везти только на один определенный таможенный пост, а автомобильные масла - на другой, мебель везти только на такой-то склад. Мы сейчас эту систему разрушаем.

Новый ТК не дает уже таможенным органам с 1 января 2004 г. права диктовать, куда доставить товар, диктовать маршрут, по которому везти этот товар, диктовать время, которое должно быть затрачено на этот путь. Это все будет осуществляться в заявительном порядке. Участник ВЭД, перевозчик, на основании документов перевозочных будет говорить: "Мой товар должен быть доставлен в Калугу либо в Киров". Это не значит, что мы его заставим обязательно этот товар привезти в Москву. У таможенных органов будет узкое право, прописанное самим законом, определять места подачи декларации на отдельные виды товаров. Это товары, которые имеют ограниченный оборот в стране, прежде всего, допустим, радиоактивные материалы или подакцизные товары. Либо те товары, по которым наиболее часты нарушения таможенных правил. По этим товарам таможенные органы могут указать места декларирования. Допустим, в стране останутся определенные таможенные посты, где будут оформляться автомобили частных лиц. Потому что это сложная система. Мы будем обязательно указывать места таможенного оформления электроники. Потому что это товары группы риска. Но, опять же, это не значит, что только сюда должен доставляться товар. Товар может прибыть во Владивосток, он может прибыть в Ростов, в Киров, куда угодно. Но в законе прописано, что мы в течение 2 суток должны отправить документы, декларацию на этот товар в тот таможенный орган, который осуществляет его оформление. То есть мы не должны заставлять этот товар перемещать специально в Москву только потому, что мы здесь указали место таможенного оформления. Это делается для того, чтобы по наиболее сложным товарам, где наибольший риск нарушения таможенных правил, он оформлялся, декларировался в одном месте. С этой точки зрения мы будем действовать, чтобы там был один порядок, одни условия определения таможенной стоимости, работали одни специалисты. Но их будет очень мало, потому что ряд функций возьмет на себя мощная информационная система таможенной службы.

Наша задача через эту информационную систему увязать в единый узел все таможенные органы страны. Задача непростая, если иметь в виду уровень развития связи. Будет включаться и спутниковая система, и многое другое. Мы должны работать в режиме он-лайн. Если прибыл товар, допустим, в пункт пропуска на Дальнем Востоке, то мы в Москве уже должны знать, что это за груз, какая декларация, какие документы. Эта система уже отрабатывается. Мы в режиме реального времени наблюдаем перемещение товаров, допустим, на пунктах пропуска с ЕЭС, прежде всего, на границе с Финляндией. Автомобиль приходит, мы получаем все документы, и пока этот автомобиль с товаром движется в Москву, идет обработка сведений. В ГТК России создана система управления рисками, и по тому или иному товару автоматически высвечиваются те рисковые точки, на которые мы должны обратить внимание по прибытии товара. Наши информационные системы уже сопрягаются с информационными системами наших соседей. Со шведской и финской таможенными службами впервые был применен метод прямого обмена информацией по прибытии товара. Когда товар прибывает на наш российский пункт пропуска, у нас уже есть весь пакет информации шведской либо финской таможенной службы. Товар тех фирм, которые мы отобрали для такой работы, пропускаем, что называется "с колес", практически не останавливая. Это считанные минуты, когда мы убеждаемся, что это именно тот автомобиль, именно та фирма. Это перспектива работы таможенной службы страны. Мы добиваемся состыковки нашей информационной системы с информационными системами других таможенных служб мира и Всемирной таможенной организацией с тем, чтобы мы оперативно обменивались информацией правоохранительного характера.

В какой степени новый ТК отвечает международным правовым нормам?

Российскую таможенную службу, можно сказать, держат под рентгеном все международные организации, которые имеют или налаживают экономические контакты с Россией. ТК также находится под пристальнейшим вниманием экспертов ВТО. Они просвечивают и просматривают каждый нормативный акт, который выходит из стен ГТК России. ТК мы отрабатывали с участием экспертов многих зарубежных стран, назначенных европейским сообществом. Это, в частности, Миттенен - крупнейший финский специалист, ведущий эксперт по нашему таможенному законодательству. Это эксперты из самых разных государств по линии ВТО. У нас есть крупнейший эксперт, авторитетнейший на международной арене - Всемирный банк, который только после того, как Государственная Дума проголосовала за новый ТК, принял решение о выделении нам 140 млн долл. кредита на создание в России современной информационной системы в сфере таможенной службы. Должен сказать, что над ТК мы работали самым плотным образом с Максимом Юрьевичем Медведковым - одним из самых авторитетных наших экспертов. Поэтому, я считаю, что новый ТК - это огромный шаг по интеграции России в мировое экономическое сообщество.

Материал получен во время Интернет-пресс-конференции 22.10.03

Азаров Юрий Федорович. Статс-секретарь - заместитель председателя Государственного таможенного комитета Российской Федерации. Начал трудовую деятельность в г. Краснодаре токарем на заводе, затем работал в комсомольских, партийных органах г. Краснодара, служил в органах МВД, в том числе заместителем начальника политуправления МВД СССР. Был на юридической и хозяйственной работе. С 1994 г. служит в таможенных органах (заместитель начальника Краснодарской таможни, начальник Управления кадров ГТК России, начальник Северо-Кавказского таможенного управления).

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях), подробности можно узнать через электронный адрес редакции.

Материал из журнала "Право и безопасность". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию журнала Вы можете узнать на его сайте. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83130. Подписной индекс в каталоге«Газеты. Журналы» Роспечати – 82830. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319, тел./факс (499) 246-5781. (C) 2001 - 2014 "Право и безопасность".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100