Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3-4 (8-9) Декабрь 2003г

Государственная противопожарная служба - основы функционирования и перспективы развития

Серебренников Е.А., заместитель Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Тушение пожаров, спасение пострадавших, эвакуация материальных ценностей и проведение аварийно-спасательных работ являются важнейшими задачами оперативных подразделений Государственной противопожарной службы (ГПС) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

В современных экономических условиях при отсутствии нормативной базы, регулирующей причинение вынужденного материального ущерба собственникам при ведении боевых действий подразделениями ГПС (эвакуация автотехники с противопожарных проездов, вскрытие дверей квартир, гаражей, организаций, коммуникаций и т.д.), указанные действия не всегда получают необходимое правовое обоснование. В результате отношения между собственниками и ГПС регулируются в ходе судебных разбирательств и, как показывает практика, в ряде случаев ГПС в данных отношениях признается ответчиком. В связи с вышеизложенным возникает вопрос о необходимости внесения изменений и дополнений, оправдывающих действия подразделений ГПС, в законодательные нормативные правовые акты РФ.

Правовое обеспечение деятельности ГПС

Для эффективного функционирования системы обеспечения пожарной безопасности, как любой социальной системы, необходима тщательная правовая регламентация ее деятельности. Это предполагает, прежде всего, создание законодательной и нормативной правовой базы, регулирующей ее деятельность.

Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.

С введением в действие ФЗ "О пожарной безопасности" началась активная работа по ведомственному нормотворчеству. Закон - нормативный правовой акт прямого действия, его нормы регулируют общественные отношения непосредственно. Вместе с тем нормы закона носят общий, декларативный характер и нуждаются в конкретизации и детализации. Поэтому в развитие положений ФЗ "О пожарной безопасности" были приняты ведомственные нормативные правовые акты, в которых разработаны механизмы реализации норм федерального закона.

Указом Президента РФ от 9.11.01 №1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" была изменена подведомственность ГПС: она была передана в МЧС России.

Это решение - результат длительной совместной работы МЧС и МВД - продиктовано необходимостью создания единой государственной службы спасения. Объединение спасательных и противопожарных служб призвано повысить готовность и скоординированность действий всех формирований при предупреждении и ликвидации пожаров, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также проведении первоочередных аварийно-спасательных работ, действенность помощи лицам, попавшим в экстремальные ситуации.

Создание Государственной пожарно-спасательной службы (ГПСС) потребовало проведения комплекса работ по гармонизации законодательства в области пожарной безопасности и предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

На первом этапе был разработан пакет совместных приказов МВД России и МЧС России, которые, согласно ФЗ от 25.07.02 №116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности", указом Президента РФ от 17.04.03 №444 "О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Президента Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности", внесли изменения, соответственно, в 39 законодательных актов и 17 указов РФ, регулирующих вопросы обеспечения пожарной безопасности, порядок прохождения службы сотрудниками ГПС, пенсионного обеспечения, правовой и социальной защиты сотрудников ГПС и др., а также принято постановление Правительства РФ от 08.08.03 №475 "О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности", которым внесены изменения и дополнения более чем в 60 постановлений и распоряжений Правительства РФ.

Завершающим этапом создания основ законодательного регулирования правоотношений в области пожарной безопасности, деятельности ГПСС должен стать федеральный закон, которым будут определены организационные принципы создания ГПСС, ее цель, задачи, функции, структура, экономические, правовые, социальные основы ее деятельности. Данным федеральным законом должны быть урегулированы порядок прохождения службы личным составом ГПСС, права, обязанности, а также гарантии правовой и социальной защищенности личного состава, порядок финансового и материально-технического обеспечения деятельности ГПСС.

Охватить весь круг вопросов, касающихся деятельности ГПСС, в федеральном законе невозможно. Поэтому в развитие положений федерального закона должны быть приняты подзаконные нормативные правовые акты - постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные правовые акты, в которых основные положения федерального закона найдут свою дальнейшую проработку и детализацию.

Ведомственные нормативные правовые акты должны содержать правовые нормы, регламентирующие наиболее важные вопросы функционирования системы ГПСС:

  • создание, реорганизацию, ликвидацию подразделений ГПСС;
  • определение задач и функций ГПСС, направления их служебной деятельности;
  • прохождение службы личным составом ГПСС;
  • основные виды (формы) оперативно-служебной деятельности конкретных категорий личного состава ГПСС.

Для рациональной организации работы по формированию законодательной и нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы создания ГПСС, представляется целесообразным провести тщательный анализ имеющейся законодательной и нормативной правовой базы, регулирующей вопросы пожарной безопасности и деятельности ГПС, а также поисково-спасательных формирований и иных служб МЧС, упорядочить нормативный правовой материал, осуществить унификацию ведомственной нормативной правовой базы для достижения наиболее эффективного нормотворческого процесса.

В настоящее время Главным управлением ГПС МЧС России проводится работа по созданию новой редакции основополагающих документов - Устава службы и Боевого устава, а также других ведомственных документов, регламентирующих организацию службы, ведение работ при тушении пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, а также спасательных работ и оказание первой доврачебной помощи при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Утверждение уставов и последующая их регистрация в Минюсте России возможна после принятия соответствующих нормативных правовых актов по пожарной безопасности.

Распоряжением Правительства РФ от 30.09.02 №1376-р по комплексу вопросов ГПС МЧС России поручено передать в установленном порядке в ведение субъектов РФ в 2003 г. 11487 единиц личного состава и в 2004 г. - 11000 единиц личного состава ГПС МЧС России, содержавшихся ранее за счет средств федерального бюджета.

Во исполнение указанного распоряжения МЧС России изданы:

  • приказ от 29.10.02 №504 "О мероприятиях по реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.09.02 №1376-р", где департаментам организационно-мобилизационному, финансово-экономической деятельности, кадров и профессиональной подготовки, а также Главному управлению ГПС поручено отработать совместно с Минфином России мероприятия по передаче в установленном порядке в ведение субъектов РФ указанной численности личного состава;
  • приказ от 3.03.03 №109 "О мероприятиях по передаче в ведение субъектов Российской Федерации численности личного состава, основных фондов и имущества ГПС МЧС России, содержащихся за счет средств федерального бюджета".

В целях реализации вышеуказанных приказов Главное управление ГПС совместно с руководителями региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий разработан перечень бюджетополучателей с детализацией по подразделениям ГПС, передаваемых в ведение субъектов РФ.

При подготовке перечня учитывалось, что за счет средств федерального бюджета должна финансироваться численность личного состава органов управления ГПС, учебных центров ГПС, испытательных пожарных лабораторий, производственно-технических центров, отрядов технической службы, региональных специализированных отрядов, баз мобилизационной готовности и складов "НЗ", центров противопожарной пропаганды и общественных связей, должностных лиц ГПС, наделенных правами по осуществлению государственного пожарного надзора, а также должностей дознавателей, за исключением соответствующих должностей объектовых подразделений.

Перечень утвержден в установленном порядке приказом МЧС России от 24.04.03 №212.

В соответствии с планом передачи и сведениями, представленными руководителями региональных центров, в 2003 г. передаются в ведение субъектов РФ 11777 единиц численности личного состава ГПС.

Из материалов, поступивших в адрес Главного управления ГПС от региональных центров, о результатах работы по согласованию вопросов передачи численности личного состава ГПС МЧС России с администрацией субъектов РФ следует, что большинство руководителей дают принципиальное согласие на принятие в их ведение указанной численности после определения порядка перечисления денежных средств на её содержание из федерального бюджета.

По инициативе МЧС России Первым заместителем Министра финансов РФ А.В.Улюкаевым в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ было направлено письмо от 26.05.03 №13-6-8/1651, где говорится, что по результатам работы по передаче численности личного состава ГПС в ведение субъектов РФ Минфин России в установленном порядке осуществит передачу субъектам РФ объемов финансирования, первоначально учтенных в ведомственной структуре расходов МЧС России.

МЧС России был направлен на рассмотрение руководителям субъектов РФ проект распоряжения Правительства РФ о безвозмездной передаче в государственную собственность субъектов РФ имущества подразделений ГПС МЧС России, находящегося в государственной собственности РФ.

По сведениям Главного управления ГПС, указанный проект рассмотрели руководители 63 субъектов РФ, при этом 31 из них готовы его согласовать.

Анализ поступивших материалов показывает, что основными вопросами, из-за отсутствия механизма решения которых распоряжение не может быть согласовано, являются:

  • юридическое оформление передаваемого имущества (включение дополнительного пункта в распоряжение Правительства РФ);
  • необходимость корректировки федерального бюджета на 2004 г.;
  • передача финансовых средств, необходимых для содержания передаваемой численности и имущества;
  • выделение средств для восстановительных работ на передаваемое имущество;
  • выделение ежегодных субвенций (возмещение дополнительных затрат на содержание передаваемой техники);
  • проведение инвентаризации имущества на предмет функциональной пригодности для тушения пожаров;
  • погашение задолженности по коммунальным платежам и связи, а также текущий ремонт передаваемых зданий.

Вместе с тем в адрес МЧС России поступило письмо Комитета по управлению государственным имуществом Амурской области (от 25.07.03 №05-11/6680), в котором говорится, что ввиду отсутствия специально установленного Правительством РФ порядка передачи имущества при рассмотрении перечня объектов федеральной собственности Управления ГПС МЧС России Амурской области, передаваемых в собственность субъекта РФ, комитет руководствовался нормами действующего законодательства. В результате рассмотрения возникли следующие вопросы:

  • имущество ГПС относится исключительно к федеральной собственности, которое не может быть передано ни в собственность субъектов РФ, ни в муниципальную собственность;
  • необходимо согласовывать порядок подготовки документов по вопросу передачи основных фондов ГПС из федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ;
  • необходимо ускорить приведение учредительных документов учреждений ГПС Амурской области в соответствие действующим законодательным актам.

В 2004 г., во исполнение ФЗ от 04.07.03 №95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в части поэтапной, в течение 2003-2004 гг., передачи функций по тушению пожаров органам исполнительной власти субъектов РФ, планируется передать в ведение субъектов РФ 10710 единиц численности личного состава ГПС. Эту передачу необходимо осуществить с учетом требований приказа МЧС России от 16.05.03 №259 "Об исполнении протокола заседания Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам оптимизации бюджетных расходов" имея в виду, что за счет средств федерального бюджета будет финансироваться численность личного состава органов управления ГПС, учебных центров ГПС, испытательных пожарных лабораторий, производственно-технических центров, отрядов технической службы, региональных специализированных отрядов, баз мобилизационной готовности и складов "НЗ", должностных лиц ГПС, наделенных правами по осуществлению государственного пожарного надзора, а также должностей дознавателей. Предложения по данному вопросу Главным управлением ГПС подготовлены и направлены на рассмотрение в заинтересованные структурные подразделения МЧС России (от 17.07.03 №18/8/1950).

Вопросы нормативного обеспечения пожарной безопасности

В РФ действует около 1.5 тыс. нормативных документов по пожарной безопасности: стандарты безопасности труда (ГОСТы, ОСТы), нормативные документы в строительстве (СНиПы, СП, РД, ВСН, ТСН), нормы и правила пожарной безопасности, а также различные ведомственные правила и инструкции.

Нормативные документы устанавливают обязательные для исполнения требования к противопожарной защите зданий и сооружений различного назначения, взрывопожароопасным технологическим процессам, инженерным системам обеспечения пожарной безопасности.

Многочисленность норм и правил в ряде случаев привела к противоречиям и дублированию в них требований пожарной безопасности, предъявляемых к объектам и производствам. Кроме того, отсутствие в них вариантности технических решений по противопожарной защите устанавливает избыточные технические барьеры, ограничивающие право собственника свободно распоряжаться своим имуществом.

С введением с 01.07.03 в действие ФЗ "О техническом регулировании" возникла необходимость в срочном и серьезном реформировании нормативной базы в области пожарной безопасности. Целью этого реформирования должна стать разработка и принятие соответствующих технических регламентов, устанавливающих обязательные требования и направленных исключительно на защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охрану окружающей среды.

Закон принят для устранения необоснованных технических и административных препятствий в развитии предпринимательства, снижения бремени обязательной сертификации, прекращения хозрасчетной деятельности надзорных органов, упорядочения в целом порядка разработки обязательных технических норм.

В основу создания технических регламентов по пожарной безопасности необходимо заложить следующие принципы:

  • планомерная замена не отвечающих современным требованиям стандартов, строительных норм и правил, регламентирующих вопросы противопожарной защиты, системой технических регламентов, устанавливающих обязательные для исполнения требования пожарной безопасности к объектам различного назначения, устройству и эксплуатации систем противопожарной защиты, а также правильному поведению людей;
  • реализация прав собственника рисковать своим имуществом, при безусловном выполнении противопожарных мероприятий, направленных на безопасность людей в условиях пожара и устранения угрозы пожара и его опасных факторов для третьих лиц;
  • внедрение системы гибкого объектно-ориентированного подхода в нормировании для оптимизации требований пожарной безопасности с учетом индивидуального и социального рисков; применение пассивных и активных систем противопожарной защиты, способных без вмешательства человека ограничить распространение пожара, снизить до приемлемого уровня воздействие его опасных факторов и ликвидировать горение;
  • гармонизация существующих стандартов, норм и правил в области пожарной безопасности, а также их приведение в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации.

В то же время повседневная практика показывает необходимость разработки дополнительных актов в сфере технического регулирования, содержащих пути, способы и вариантность осуществления противопожарной защиты, позволяющих обеспечить приемлемый уровень пожарной безопасности, установленный соответствующим техническим регламентом. В соответствии с ФЗ "О техническом регулировании" эти акты будут носить рекомендательный характер.

Соответствующие предложения в Правительственную "Программу разработки технических регламентов на 2003-2010 гг." МЧС России подготовлено. Кроме того, подготовлены и представлены в Правительство РФ изменения в ФЗ "О пожарной безопасности" (исх. от 2.04.03 №32-302-18), в том числе касающиеся вопросов технического регулирования в сфере пожарной безопасности.

Лицензирование деятельности в области пожарной безопасности

МЧС России - федеральный лицензирующий орган, осуществляет лицензирование деятельности в области пожарной безопасности в строгом соответствии с ФЗ от 8.08.01 №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановлением Правительства РФ от 11.02.02 №135 "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановлением Правительства РФ от 31.05.02 №373 "О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности", постановлением Правительства РФ от 14.08.02 №595 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов".

К компетенции МЧС России отнесено лицензирование деятельности:

  • деятельность по предупреждению и тушению пожаров;
  • производство работ по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
  • деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов.

В соответствии со ст. 24 ФЗ от 21.12.94 №69-ФЗ "О пожарной безопасности" к деятельности по предупреждению и тушению пожаров отнесено выполнение следующих видов работ:

  • разработка мероприятий по предотвращению пожаров;
  • выполнение проектных работ по средствам обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
  • проведение экспертизы организационных и технических решений по обеспечению пожарной безопасности;
  • обучение должностных лиц и работников организаций, учащихся;
  • повышение квалификации работников соискателей лицензии и лицензиатов, имеющих намерение осуществлять или осуществляющих деятельность в области пожарной безопасности. проведение занятий по программам пожарно-технического минимума;
  • организация и деятельность пожарной охраны;
  • проведение ведомственного контроля за обеспечением пожарной безопасности.

Производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений включает в себя выполнение следующих видов работ:

  • монтаж, ремонт и обслуживание установок пожаротушения;
  • монтаж, ремонт и обслуживание установок пожарной и охранно-пожарной сигнализации;
  • монтаж, ремонт и обслуживание систем противопожарного водоснабжения;
  • монтаж, ремонт и обслуживание систем дымоудаления;
  • монтаж, ремонт и обслуживание систем оповещения и эвакуации при пожаре;
  • монтаж, ремонт и обслуживание систем молниезащиты;
  • монтаж, ремонт и обслуживание противопожарных занавесов и завес;
  • монтаж, ремонт и обслуживание заполнений проемов в противопожарных преградах;
  • проведение огнезащиты материалов, изделий и конструкций;
  • обслуживание и ремонт огнетушителей.

В настоящее время Главным управлением ГПС МЧС России совместно с Федеральным государственным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны" МЧС России и Академией ГПС МЧС России производится интенсивная работа по разработке критериев отнесения производственных объектов к пожароопасным.

В целях формирования единой политики в области лицензирования, выполнения требований ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в МЧС России создана комиссия по лицензированию в области пожарной безопасности, которая ежемесячно рассматривает документы соискателей лицензий и принимает решение о предоставлении (отказе в предоставлении) лицензии.

Лицензирующий орган в течение 60 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии. Решение лицензирующего органа оформляется приказом. Для проведения оценки соответствия лицензионным требованиям и условиям лицензирующий орган имеет право привлекать специалистов научно-исследовательских учреждений, учебных заведений, надзорных органов и независимых экспертных организаций.

Лицензия на лицензируемые виды деятельности предоставляется сроком на 5 лет и дает право на выполнение работ на всей территории РФ.

В случае грубого нарушения или неоднократных нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии и установить срок устранения нарушений, но не более 6 месяцев. В случае неустранения лицензиатом нарушений лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Система сертификации в области пожарной безопасности

Объектом, сочетающим в себе цели, принципы, структуру и правила сертификации продукции в области пожарной безопасности в РФ, может являться Система сертификации продукции в области пожарной безопасности (ССП), действующая на всей территории РФ, в состав которой должны входить:

  • центральный орган;
  • комиссия по апелляциям центрального органа;
  • органы по сертификации;
  • испытательные лаборатории (центры);
  • эксперты.

Сертификация продукции в области пожарной безопасности, включая проверку условий производства и инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, осуществляется органами по сертификации.

Сертификация продукции в области пожарной безопасности предусматривает:

  • определение соответствия образца продукции установленным требованиям нормативных документов путем проведения или признания результатов испытаний;
  • проверку производства сертифицируемой продукции на наличие условий, обеспечивающих стабильный уровень характеристик и показателей, подтверждаемых сертификационными испытаниями или обеспечивающих выполнение требований пожарной безопасности;
  • рассмотрение заявлений разработчиков, изготовителей, заявителей о соответствии выпускаемой (реализуемой) продукции требованиям пожарной безопасности;
  • выдачу Сертификата пожарной безопасности на продукцию;
  • инспекционный контроль за соответствием продукции сертифицированным показателям и характеристикам.

Непосредственное руководство работой по сертификации продукции в области пожарной безопасности в соответствии с приказом Главного управления ГПС МЧС России "Об утверждении Положения о Системе сертификации продукции в области пожарной безопасности в Российской Федерации и Порядка сертификации продукции в области пожарной безопасности в Российской Федерации" от 18.06.03 №312 осуществляет Главное управление ГПС МЧС России - центральный орган ССП.

ССП является открытой для вступления в нее организаций других государств и участия предприятий и организаций различных форм собственности, предпринимателей и иных лиц, заинтересованных в осуществлении деятельности по сертификации в области пожарной безопасности.

При осуществлении указанной деятельности первоочередными задачами должны быть изучение и знание рынка услуг по сертифицированной продукции, вопросы ценообразования, обеспечение необходимым оборудованием и материалами, а также получение надежных гарантий того, что услуга будет реализована на условиях, выгодных для органа по сертификации и приемлемых для заявителя и других заинтересованных сторон.

В ССП функционируют аккредитованные и аттестованные в установленном порядке ее участники, которым выдается подтверждающий документ установленного образца.

Аккредитованные органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры) и эксперты вносятся в Государственный реестр ССП.

Требования к экспертам определены приказом Главного управления ГПС МВД России "Об утверждении Требований к экспертам Системы сертификации в области пожарной безопасности и порядка их аттестации" от 18.07.00 №41.

Порядок ведения Государственного реестра ССП определен приложением 1 к приказу Главного управления ГПС МВД России от 29.10.96 №57.

Главное управление ГПС МЧС России как федеральный орган управления в области пожарной безопасности, на который законодательными актами РФ возлагается организация и проведение работ по обязательной и добровольной сертификации, осуществляет в рамках ССП следующие функции:

  • организует ССП;
  • устанавливает правила процедуры и управления для проведения сертификации в ССП; осуществляет выбор способа подтверждения соответствия продукции требованиям норм пожарной безопасности;
  • формирует сеть органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), учебных подразделений по подготовке кандидатов в эксперты;
  • определяет по согласованию с Госстандартом России порядок организации и проведения сертификации в области пожарной безопасности;
  • определяет Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности, и представляет его в Госстандарт России для включения в Номенклатуру продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами РФ предусмотрена их обязательная сертификация;
  • утверждает организационно-методические документы ССП;
  • устанавливает формы аттестатов аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), сертификатов, а также формы других документов, необходимых для функционирования ССП;
  • рассматривает апелляции по вопросам сертификации продукции в области пожарной безопасности и принимает по ним соответствующие решения;
  • определяет правила признания зарубежных результатов сертификации в области пожарной безопасности (сертификатов, результатов испытаний и знаков соответствия);
  • взаимодействует с руководящими органами других систем сертификации.

Главное управление ГПС МЧС России как центральный орган ССП выполняет следующие функции:

  • организует работу по ведению Государственного реестра участников и объектов сертификации в области пожарной безопасности и представляет необходимую информацию в Госстандарт России;
  • ведет Государственный реестр участников ССП;
  • опубликовывает официальную информацию о правилах и результатах сертификации, участниках ССП;
  • устанавливает правила аккредитации участников ССП;
  • аккредитует в установленном порядке органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры) в ССП;
  • осуществляет инспекционный контроль за деятельностью органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и государственный контроль и надзор за соблюдением правил сертификации в области пожарной безопасности;
  • осуществляет через органы ГПС МЧС России государственный контроль за соблюдением правил реализации и применения продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности, и за сертифицированной продукцией.

Для рассмотрения жалоб участников сертификации, связанных с деятельностью органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), экспертов и заявителей по вопросам сертификации, инспекционного контроля, выдачи, приостановления и отмены действия сертификатов и по другим вопросам при Центральном органе ССП сформирована комиссия по апелляциям, действующая в соответствии с "Положением о комиссии по апелляциям центрального органа Системы сертификации в области пожарной безопасности" приложения 4 приказа ГУГПС МВД России от 29.10.96 №57. Состав комиссии определен приказом "О комиссии по апелляциям Центрального органа Системы сертификации в области пожарной безопасности" от 09.07.02 №27.

Комиссия по апелляциям входит в состав центрального органа и осуществляет следующие функции:

  • принимает и рассматривает апелляции по вопросам аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и сертификации продукции;
  • направляет информацию по принятым решениям лицам, подавшим апелляции, а также в органы ГПС и Госстандарт России;
  • осуществляет контроль за выполнением решений и доведением их до сведения лицам, подавшим апелляции, в установленные сроки.

При необходимости комиссия может привлекать к своей работе экспертов и представителей других организаций.

Орган по сертификации:

  • проводит идентификацию продукции, представленную на сертификацию;
  • выполняет процедуры, необходимые для сертификации продукции, выдает сертификаты;
  • осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной им продукцией;
  • приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов, возобновляет действие сертификатов, действие которых было приостановлено;
  • предоставляет заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции;
  • регистрируют декларации о соответствии;
  • участвует по поручению Главного управления ГПС МЧС России в разработке организационно-методических документов в рамках ССП;
  • вносит предложения в центральный орган по внесению изменений в Перечень и иные нормативные документы;
  • формирует и ведет фонд нормативных документов;
  • взаимодействует с территориальными органами и службами Госстандарта России по вопросам инспекционного контроля за сертифицированной продукцией;
  • вносит в Госстандарт России и органы управления ГПС МЧС России предложения о приостановлении (запрещении) реализации, закупки, эксплуатации, использования отдельных видов продукции, в том числе импортируемой, если в результате инспекционного контроля обнаружено несоответствие этой продукции сертифицированному образцу.

Требования к органам по сертификации и порядок их аккредитации определен приказом Главного управления ГПС МВД России от 29.10.96 №57.

Испытательная лаборатория (центр):

  • разрабатывает программы и участвует в разработке методов испытаний и представляет их для аттестации в установленном порядке;
  • рассматривает полученную от изготовителя техническую документацию и проводит экспертизу объектов испытаний на соответствие этой документации;
  • проводит сертификационные испытания в соответствии с областью аккредитации; оформляет и направляет в орган по сертификации официальные протоколы (отчеты) по результатам сертификационных испытаний;
  • проводит испытания сертифицированной продукции в рамках инспекционного контроля;
  • вносит в органы управления ГПС, органы по сертификации и органы Госстандарта России предложения о приостановке (запрещении) изготовления, поставки, продажи, закупки, эксплуатации, использования отдельных видов продукции, в том числе импортируемой, если при испытаниях обнаружено несоответствие полученных значений показателей пожарной опасности требованиям нормативных документов.

Испытательные лаборатории (центры) могут находиться в составе организаций, на базе которых аккредитованы органы по сертификации, или не входить в их состав.

Требования к испытательным лабораториям (центрам) и порядок их аккредитации определен приказом Главного управления ГПС МВД России от 29.10.96 №57.

Изготовители (продавцы) продукции, подлежащей обязательной сертификации и реализуемой на территории РФ обязаны:

  • реализовывать эту продукцию только при наличии сертификата, выданного или признанного органом по сертификации, аккредитованным в ССП;
  • обеспечивать соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована, или декларации о соответствии, принятой в установленном порядке;
  • указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификате или декларации о соответствии и нормативных документах, которым должна соответствовать продукция, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика);
  • приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицирована или подтверждена декларацией о соответствии, по истечении срока действия сертификата, декларации о соответствии или срока годности продукции, срока ее службы, а также в случае, если действие сертификата приостановлено либо отменено решением органа по сертификации, его выдавшего;
  • обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов, осуществляющих обязательную сертификацию продукции и контроль за сертифицированной продукцией;
  • извещать орган по сертификации, выдавший сертификат, в установленном им порядке об изменениях, внесенных в техническую документацию или в технологический процесс производства сертифицированной продукции.

Участники ССП обязаны обеспечивать конфиденциальность представляющей коммерческую тайну информации, получаемой в ходе деятельности по сертификации и аккредитации, за исключением конечных результатов испытаний и сертификации.

Серебренников Евгений Александрович. Заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Служил в Учебном центре пожарной охраны ГУВД Московской области, Главном управлении пожарной охраны МВД СССР, Противопожарной аварийно-спасательной службе ГУВД Администрации Московской области, являлся начальником Главного управления Государственной противопожарной службы МВД России (МЧС России). Генерал-полковник внутренней службы. Кандидат технических наук. Имеет государственные награды.

Государственная противопожарная служба - основы функционирования и перспективы развития | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3-4 (8-9) Декабрь 2003г

Государственная противопожарная служба - основы функционирования и перспективы развития

Серебренников Е.А., заместитель Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Тушение пожаров, спасение пострадавших, эвакуация материальных ценностей и проведение аварийно-спасательных работ являются важнейшими задачами оперативных подразделений Государственной противопожарной службы (ГПС) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

В современных экономических условиях при отсутствии нормативной базы, регулирующей причинение вынужденного материального ущерба собственникам при ведении боевых действий подразделениями ГПС (эвакуация автотехники с противопожарных проездов, вскрытие дверей квартир, гаражей, организаций, коммуникаций и т.д.), указанные действия не всегда получают необходимое правовое обоснование. В результате отношения между собственниками и ГПС регулируются в ходе судебных разбирательств и, как показывает практика, в ряде случаев ГПС в данных отношениях признается ответчиком. В связи с вышеизложенным возникает вопрос о необходимости внесения изменений и дополнений, оправдывающих действия подразделений ГПС, в законодательные нормативные правовые акты РФ.

Правовое обеспечение деятельности ГПС

Для эффективного функционирования системы обеспечения пожарной безопасности, как любой социальной системы, необходима тщательная правовая регламентация ее деятельности. Это предполагает, прежде всего, создание законодательной и нормативной правовой базы, регулирующей ее деятельность.

Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.

С введением в действие ФЗ "О пожарной безопасности" началась активная работа по ведомственному нормотворчеству. Закон - нормативный правовой акт прямого действия, его нормы регулируют общественные отношения непосредственно. Вместе с тем нормы закона носят общий, декларативный характер и нуждаются в конкретизации и детализации. Поэтому в развитие положений ФЗ "О пожарной безопасности" были приняты ведомственные нормативные правовые акты, в которых разработаны механизмы реализации норм федерального закона.

Указом Президента РФ от 9.11.01 №1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" была изменена подведомственность ГПС: она была передана в МЧС России.

Это решение - результат длительной совместной работы МЧС и МВД - продиктовано необходимостью создания единой государственной службы спасения. Объединение спасательных и противопожарных служб призвано повысить готовность и скоординированность действий всех формирований при предупреждении и ликвидации пожаров, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также проведении первоочередных аварийно-спасательных работ, действенность помощи лицам, попавшим в экстремальные ситуации.

Создание Государственной пожарно-спасательной службы (ГПСС) потребовало проведения комплекса работ по гармонизации законодательства в области пожарной безопасности и предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

На первом этапе был разработан пакет совместных приказов МВД России и МЧС России, которые, согласно ФЗ от 25.07.02 №116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности", указом Президента РФ от 17.04.03 №444 "О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Президента Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности", внесли изменения, соответственно, в 39 законодательных актов и 17 указов РФ, регулирующих вопросы обеспечения пожарной безопасности, порядок прохождения службы сотрудниками ГПС, пенсионного обеспечения, правовой и социальной защиты сотрудников ГПС и др., а также принято постановление Правительства РФ от 08.08.03 №475 "О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности", которым внесены изменения и дополнения более чем в 60 постановлений и распоряжений Правительства РФ.

Завершающим этапом создания основ законодательного регулирования правоотношений в области пожарной безопасности, деятельности ГПСС должен стать федеральный закон, которым будут определены организационные принципы создания ГПСС, ее цель, задачи, функции, структура, экономические, правовые, социальные основы ее деятельности. Данным федеральным законом должны быть урегулированы порядок прохождения службы личным составом ГПСС, права, обязанности, а также гарантии правовой и социальной защищенности личного состава, порядок финансового и материально-технического обеспечения деятельности ГПСС.

Охватить весь круг вопросов, касающихся деятельности ГПСС, в федеральном законе невозможно. Поэтому в развитие положений федерального закона должны быть приняты подзаконные нормативные правовые акты - постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные правовые акты, в которых основные положения федерального закона найдут свою дальнейшую проработку и детализацию.

Ведомственные нормативные правовые акты должны содержать правовые нормы, регламентирующие наиболее важные вопросы функционирования системы ГПСС:

  • создание, реорганизацию, ликвидацию подразделений ГПСС;
  • определение задач и функций ГПСС, направления их служебной деятельности;
  • прохождение службы личным составом ГПСС;
  • основные виды (формы) оперативно-служебной деятельности конкретных категорий личного состава ГПСС.

Для рациональной организации работы по формированию законодательной и нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы создания ГПСС, представляется целесообразным провести тщательный анализ имеющейся законодательной и нормативной правовой базы, регулирующей вопросы пожарной безопасности и деятельности ГПС, а также поисково-спасательных формирований и иных служб МЧС, упорядочить нормативный правовой материал, осуществить унификацию ведомственной нормативной правовой базы для достижения наиболее эффективного нормотворческого процесса.

В настоящее время Главным управлением ГПС МЧС России проводится работа по созданию новой редакции основополагающих документов - Устава службы и Боевого устава, а также других ведомственных документов, регламентирующих организацию службы, ведение работ при тушении пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, а также спасательных работ и оказание первой доврачебной помощи при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Утверждение уставов и последующая их регистрация в Минюсте России возможна после принятия соответствующих нормативных правовых актов по пожарной безопасности.

Распоряжением Правительства РФ от 30.09.02 №1376-р по комплексу вопросов ГПС МЧС России поручено передать в установленном порядке в ведение субъектов РФ в 2003 г. 11487 единиц личного состава и в 2004 г. - 11000 единиц личного состава ГПС МЧС России, содержавшихся ранее за счет средств федерального бюджета.

Во исполнение указанного распоряжения МЧС России изданы:

  • приказ от 29.10.02 №504 "О мероприятиях по реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.09.02 №1376-р", где департаментам организационно-мобилизационному, финансово-экономической деятельности, кадров и профессиональной подготовки, а также Главному управлению ГПС поручено отработать совместно с Минфином России мероприятия по передаче в установленном порядке в ведение субъектов РФ указанной численности личного состава;
  • приказ от 3.03.03 №109 "О мероприятиях по передаче в ведение субъектов Российской Федерации численности личного состава, основных фондов и имущества ГПС МЧС России, содержащихся за счет средств федерального бюджета".

В целях реализации вышеуказанных приказов Главное управление ГПС совместно с руководителями региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий разработан перечень бюджетополучателей с детализацией по подразделениям ГПС, передаваемых в ведение субъектов РФ.

При подготовке перечня учитывалось, что за счет средств федерального бюджета должна финансироваться численность личного состава органов управления ГПС, учебных центров ГПС, испытательных пожарных лабораторий, производственно-технических центров, отрядов технической службы, региональных специализированных отрядов, баз мобилизационной готовности и складов "НЗ", центров противопожарной пропаганды и общественных связей, должностных лиц ГПС, наделенных правами по осуществлению государственного пожарного надзора, а также должностей дознавателей, за исключением соответствующих должностей объектовых подразделений.

Перечень утвержден в установленном порядке приказом МЧС России от 24.04.03 №212.

В соответствии с планом передачи и сведениями, представленными руководителями региональных центров, в 2003 г. передаются в ведение субъектов РФ 11777 единиц численности личного состава ГПС.

Из материалов, поступивших в адрес Главного управления ГПС от региональных центров, о результатах работы по согласованию вопросов передачи численности личного состава ГПС МЧС России с администрацией субъектов РФ следует, что большинство руководителей дают принципиальное согласие на принятие в их ведение указанной численности после определения порядка перечисления денежных средств на её содержание из федерального бюджета.

По инициативе МЧС России Первым заместителем Министра финансов РФ А.В.Улюкаевым в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ было направлено письмо от 26.05.03 №13-6-8/1651, где говорится, что по результатам работы по передаче численности личного состава ГПС в ведение субъектов РФ Минфин России в установленном порядке осуществит передачу субъектам РФ объемов финансирования, первоначально учтенных в ведомственной структуре расходов МЧС России.

МЧС России был направлен на рассмотрение руководителям субъектов РФ проект распоряжения Правительства РФ о безвозмездной передаче в государственную собственность субъектов РФ имущества подразделений ГПС МЧС России, находящегося в государственной собственности РФ.

По сведениям Главного управления ГПС, указанный проект рассмотрели руководители 63 субъектов РФ, при этом 31 из них готовы его согласовать.

Анализ поступивших материалов показывает, что основными вопросами, из-за отсутствия механизма решения которых распоряжение не может быть согласовано, являются:

  • юридическое оформление передаваемого имущества (включение дополнительного пункта в распоряжение Правительства РФ);
  • необходимость корректировки федерального бюджета на 2004 г.;
  • передача финансовых средств, необходимых для содержания передаваемой численности и имущества;
  • выделение средств для восстановительных работ на передаваемое имущество;
  • выделение ежегодных субвенций (возмещение дополнительных затрат на содержание передаваемой техники);
  • проведение инвентаризации имущества на предмет функциональной пригодности для тушения пожаров;
  • погашение задолженности по коммунальным платежам и связи, а также текущий ремонт передаваемых зданий.

Вместе с тем в адрес МЧС России поступило письмо Комитета по управлению государственным имуществом Амурской области (от 25.07.03 №05-11/6680), в котором говорится, что ввиду отсутствия специально установленного Правительством РФ порядка передачи имущества при рассмотрении перечня объектов федеральной собственности Управления ГПС МЧС России Амурской области, передаваемых в собственность субъекта РФ, комитет руководствовался нормами действующего законодательства. В результате рассмотрения возникли следующие вопросы:

  • имущество ГПС относится исключительно к федеральной собственности, которое не может быть передано ни в собственность субъектов РФ, ни в муниципальную собственность;
  • необходимо согласовывать порядок подготовки документов по вопросу передачи основных фондов ГПС из федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ;
  • необходимо ускорить приведение учредительных документов учреждений ГПС Амурской области в соответствие действующим законодательным актам.

В 2004 г., во исполнение ФЗ от 04.07.03 №95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в части поэтапной, в течение 2003-2004 гг., передачи функций по тушению пожаров органам исполнительной власти субъектов РФ, планируется передать в ведение субъектов РФ 10710 единиц численности личного состава ГПС. Эту передачу необходимо осуществить с учетом требований приказа МЧС России от 16.05.03 №259 "Об исполнении протокола заседания Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам оптимизации бюджетных расходов" имея в виду, что за счет средств федерального бюджета будет финансироваться численность личного состава органов управления ГПС, учебных центров ГПС, испытательных пожарных лабораторий, производственно-технических центров, отрядов технической службы, региональных специализированных отрядов, баз мобилизационной готовности и складов "НЗ", должностных лиц ГПС, наделенных правами по осуществлению государственного пожарного надзора, а также должностей дознавателей. Предложения по данному вопросу Главным управлением ГПС подготовлены и направлены на рассмотрение в заинтересованные структурные подразделения МЧС России (от 17.07.03 №18/8/1950).

Вопросы нормативного обеспечения пожарной безопасности

В РФ действует около 1.5 тыс. нормативных документов по пожарной безопасности: стандарты безопасности труда (ГОСТы, ОСТы), нормативные документы в строительстве (СНиПы, СП, РД, ВСН, ТСН), нормы и правила пожарной безопасности, а также различные ведомственные правила и инструкции.

Нормативные документы устанавливают обязательные для исполнения требования к противопожарной защите зданий и сооружений различного назначения, взрывопожароопасным технологическим процессам, инженерным системам обеспечения пожарной безопасности.

Многочисленность норм и правил в ряде случаев привела к противоречиям и дублированию в них требований пожарной безопасности, предъявляемых к объектам и производствам. Кроме того, отсутствие в них вариантности технических решений по противопожарной защите устанавливает избыточные технические барьеры, ограничивающие право собственника свободно распоряжаться своим имуществом.

С введением с 01.07.03 в действие ФЗ "О техническом регулировании" возникла необходимость в срочном и серьезном реформировании нормативной базы в области пожарной безопасности. Целью этого реформирования должна стать разработка и принятие соответствующих технических регламентов, устанавливающих обязательные требования и направленных исключительно на защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охрану окружающей среды.

Закон принят для устранения необоснованных технических и административных препятствий в развитии предпринимательства, снижения бремени обязательной сертификации, прекращения хозрасчетной деятельности надзорных органов, упорядочения в целом порядка разработки обязательных технических норм.

В основу создания технических регламентов по пожарной безопасности необходимо заложить следующие принципы:

  • планомерная замена не отвечающих современным требованиям стандартов, строительных норм и правил, регламентирующих вопросы противопожарной защиты, системой технических регламентов, устанавливающих обязательные для исполнения требования пожарной безопасности к объектам различного назначения, устройству и эксплуатации систем противопожарной защиты, а также правильному поведению людей;
  • реализация прав собственника рисковать своим имуществом, при безусловном выполнении противопожарных мероприятий, направленных на безопасность людей в условиях пожара и устранения угрозы пожара и его опасных факторов для третьих лиц;
  • внедрение системы гибкого объектно-ориентированного подхода в нормировании для оптимизации требований пожарной безопасности с учетом индивидуального и социального рисков; применение пассивных и активных систем противопожарной защиты, способных без вмешательства человека ограничить распространение пожара, снизить до приемлемого уровня воздействие его опасных факторов и ликвидировать горение;
  • гармонизация существующих стандартов, норм и правил в области пожарной безопасности, а также их приведение в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации.

В то же время повседневная практика показывает необходимость разработки дополнительных актов в сфере технического регулирования, содержащих пути, способы и вариантность осуществления противопожарной защиты, позволяющих обеспечить приемлемый уровень пожарной безопасности, установленный соответствующим техническим регламентом. В соответствии с ФЗ "О техническом регулировании" эти акты будут носить рекомендательный характер.

Соответствующие предложения в Правительственную "Программу разработки технических регламентов на 2003-2010 гг." МЧС России подготовлено. Кроме того, подготовлены и представлены в Правительство РФ изменения в ФЗ "О пожарной безопасности" (исх. от 2.04.03 №32-302-18), в том числе касающиеся вопросов технического регулирования в сфере пожарной безопасности.

Лицензирование деятельности в области пожарной безопасности

МЧС России - федеральный лицензирующий орган, осуществляет лицензирование деятельности в области пожарной безопасности в строгом соответствии с ФЗ от 8.08.01 №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановлением Правительства РФ от 11.02.02 №135 "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановлением Правительства РФ от 31.05.02 №373 "О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности", постановлением Правительства РФ от 14.08.02 №595 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов".

К компетенции МЧС России отнесено лицензирование деятельности:

  • деятельность по предупреждению и тушению пожаров;
  • производство работ по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
  • деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов.

В соответствии со ст. 24 ФЗ от 21.12.94 №69-ФЗ "О пожарной безопасности" к деятельности по предупреждению и тушению пожаров отнесено выполнение следующих видов работ:

  • разработка мероприятий по предотвращению пожаров;
  • выполнение проектных работ по средствам обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
  • проведение экспертизы организационных и технических решений по обеспечению пожарной безопасности;
  • обучение должностных лиц и работников организаций, учащихся;
  • повышение квалификации работников соискателей лицензии и лицензиатов, имеющих намерение осуществлять или осуществляющих деятельность в области пожарной безопасности. проведение занятий по программам пожарно-технического минимума;
  • организация и деятельность пожарной охраны;
  • проведение ведомственного контроля за обеспечением пожарной безопасности.

Производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений включает в себя выполнение следующих видов работ:

  • монтаж, ремонт и обслуживание установок пожаротушения;
  • монтаж, ремонт и обслуживание установок пожарной и охранно-пожарной сигнализации;
  • монтаж, ремонт и обслуживание систем противопожарного водоснабжения;
  • монтаж, ремонт и обслуживание систем дымоудаления;
  • монтаж, ремонт и обслуживание систем оповещения и эвакуации при пожаре;
  • монтаж, ремонт и обслуживание систем молниезащиты;
  • монтаж, ремонт и обслуживание противопожарных занавесов и завес;
  • монтаж, ремонт и обслуживание заполнений проемов в противопожарных преградах;
  • проведение огнезащиты материалов, изделий и конструкций;
  • обслуживание и ремонт огнетушителей.

В настоящее время Главным управлением ГПС МЧС России совместно с Федеральным государственным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны" МЧС России и Академией ГПС МЧС России производится интенсивная работа по разработке критериев отнесения производственных объектов к пожароопасным.

В целях формирования единой политики в области лицензирования, выполнения требований ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в МЧС России создана комиссия по лицензированию в области пожарной безопасности, которая ежемесячно рассматривает документы соискателей лицензий и принимает решение о предоставлении (отказе в предоставлении) лицензии.

Лицензирующий орган в течение 60 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии. Решение лицензирующего органа оформляется приказом. Для проведения оценки соответствия лицензионным требованиям и условиям лицензирующий орган имеет право привлекать специалистов научно-исследовательских учреждений, учебных заведений, надзорных органов и независимых экспертных организаций.

Лицензия на лицензируемые виды деятельности предоставляется сроком на 5 лет и дает право на выполнение работ на всей территории РФ.

В случае грубого нарушения или неоднократных нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии и установить срок устранения нарушений, но не более 6 месяцев. В случае неустранения лицензиатом нарушений лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Система сертификации в области пожарной безопасности

Объектом, сочетающим в себе цели, принципы, структуру и правила сертификации продукции в области пожарной безопасности в РФ, может являться Система сертификации продукции в области пожарной безопасности (ССП), действующая на всей территории РФ, в состав которой должны входить:

  • центральный орган;
  • комиссия по апелляциям центрального органа;
  • органы по сертификации;
  • испытательные лаборатории (центры);
  • эксперты.

Сертификация продукции в области пожарной безопасности, включая проверку условий производства и инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, осуществляется органами по сертификации.

Сертификация продукции в области пожарной безопасности предусматривает:

  • определение соответствия образца продукции установленным требованиям нормативных документов путем проведения или признания результатов испытаний;
  • проверку производства сертифицируемой продукции на наличие условий, обеспечивающих стабильный уровень характеристик и показателей, подтверждаемых сертификационными испытаниями или обеспечивающих выполнение требований пожарной безопасности;
  • рассмотрение заявлений разработчиков, изготовителей, заявителей о соответствии выпускаемой (реализуемой) продукции требованиям пожарной безопасности;
  • выдачу Сертификата пожарной безопасности на продукцию;
  • инспекционный контроль за соответствием продукции сертифицированным показателям и характеристикам.

Непосредственное руководство работой по сертификации продукции в области пожарной безопасности в соответствии с приказом Главного управления ГПС МЧС России "Об утверждении Положения о Системе сертификации продукции в области пожарной безопасности в Российской Федерации и Порядка сертификации продукции в области пожарной безопасности в Российской Федерации" от 18.06.03 №312 осуществляет Главное управление ГПС МЧС России - центральный орган ССП.

ССП является открытой для вступления в нее организаций других государств и участия предприятий и организаций различных форм собственности, предпринимателей и иных лиц, заинтересованных в осуществлении деятельности по сертификации в области пожарной безопасности.

При осуществлении указанной деятельности первоочередными задачами должны быть изучение и знание рынка услуг по сертифицированной продукции, вопросы ценообразования, обеспечение необходимым оборудованием и материалами, а также получение надежных гарантий того, что услуга будет реализована на условиях, выгодных для органа по сертификации и приемлемых для заявителя и других заинтересованных сторон.

В ССП функционируют аккредитованные и аттестованные в установленном порядке ее участники, которым выдается подтверждающий документ установленного образца.

Аккредитованные органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры) и эксперты вносятся в Государственный реестр ССП.

Требования к экспертам определены приказом Главного управления ГПС МВД России "Об утверждении Требований к экспертам Системы сертификации в области пожарной безопасности и порядка их аттестации" от 18.07.00 №41.

Порядок ведения Государственного реестра ССП определен приложением 1 к приказу Главного управления ГПС МВД России от 29.10.96 №57.

Главное управление ГПС МЧС России как федеральный орган управления в области пожарной безопасности, на который законодательными актами РФ возлагается организация и проведение работ по обязательной и добровольной сертификации, осуществляет в рамках ССП следующие функции:

  • организует ССП;
  • устанавливает правила процедуры и управления для проведения сертификации в ССП; осуществляет выбор способа подтверждения соответствия продукции требованиям норм пожарной безопасности;
  • формирует сеть органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), учебных подразделений по подготовке кандидатов в эксперты;
  • определяет по согласованию с Госстандартом России порядок организации и проведения сертификации в области пожарной безопасности;
  • определяет Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности, и представляет его в Госстандарт России для включения в Номенклатуру продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами РФ предусмотрена их обязательная сертификация;
  • утверждает организационно-методические документы ССП;
  • устанавливает формы аттестатов аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), сертификатов, а также формы других документов, необходимых для функционирования ССП;
  • рассматривает апелляции по вопросам сертификации продукции в области пожарной безопасности и принимает по ним соответствующие решения;
  • определяет правила признания зарубежных результатов сертификации в области пожарной безопасности (сертификатов, результатов испытаний и знаков соответствия);
  • взаимодействует с руководящими органами других систем сертификации.

Главное управление ГПС МЧС России как центральный орган ССП выполняет следующие функции:

  • организует работу по ведению Государственного реестра участников и объектов сертификации в области пожарной безопасности и представляет необходимую информацию в Госстандарт России;
  • ведет Государственный реестр участников ССП;
  • опубликовывает официальную информацию о правилах и результатах сертификации, участниках ССП;
  • устанавливает правила аккредитации участников ССП;
  • аккредитует в установленном порядке органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры) в ССП;
  • осуществляет инспекционный контроль за деятельностью органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и государственный контроль и надзор за соблюдением правил сертификации в области пожарной безопасности;
  • осуществляет через органы ГПС МЧС России государственный контроль за соблюдением правил реализации и применения продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности, и за сертифицированной продукцией.

Для рассмотрения жалоб участников сертификации, связанных с деятельностью органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), экспертов и заявителей по вопросам сертификации, инспекционного контроля, выдачи, приостановления и отмены действия сертификатов и по другим вопросам при Центральном органе ССП сформирована комиссия по апелляциям, действующая в соответствии с "Положением о комиссии по апелляциям центрального органа Системы сертификации в области пожарной безопасности" приложения 4 приказа ГУГПС МВД России от 29.10.96 №57. Состав комиссии определен приказом "О комиссии по апелляциям Центрального органа Системы сертификации в области пожарной безопасности" от 09.07.02 №27.

Комиссия по апелляциям входит в состав центрального органа и осуществляет следующие функции:

  • принимает и рассматривает апелляции по вопросам аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и сертификации продукции;
  • направляет информацию по принятым решениям лицам, подавшим апелляции, а также в органы ГПС и Госстандарт России;
  • осуществляет контроль за выполнением решений и доведением их до сведения лицам, подавшим апелляции, в установленные сроки.

При необходимости комиссия может привлекать к своей работе экспертов и представителей других организаций.

Орган по сертификации:

  • проводит идентификацию продукции, представленную на сертификацию;
  • выполняет процедуры, необходимые для сертификации продукции, выдает сертификаты;
  • осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной им продукцией;
  • приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов, возобновляет действие сертификатов, действие которых было приостановлено;
  • предоставляет заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции;
  • регистрируют декларации о соответствии;
  • участвует по поручению Главного управления ГПС МЧС России в разработке организационно-методических документов в рамках ССП;
  • вносит предложения в центральный орган по внесению изменений в Перечень и иные нормативные документы;
  • формирует и ведет фонд нормативных документов;
  • взаимодействует с территориальными органами и службами Госстандарта России по вопросам инспекционного контроля за сертифицированной продукцией;
  • вносит в Госстандарт России и органы управления ГПС МЧС России предложения о приостановлении (запрещении) реализации, закупки, эксплуатации, использования отдельных видов продукции, в том числе импортируемой, если в результате инспекционного контроля обнаружено несоответствие этой продукции сертифицированному образцу.

Требования к органам по сертификации и порядок их аккредитации определен приказом Главного управления ГПС МВД России от 29.10.96 №57.

Испытательная лаборатория (центр):

  • разрабатывает программы и участвует в разработке методов испытаний и представляет их для аттестации в установленном порядке;
  • рассматривает полученную от изготовителя техническую документацию и проводит экспертизу объектов испытаний на соответствие этой документации;
  • проводит сертификационные испытания в соответствии с областью аккредитации; оформляет и направляет в орган по сертификации официальные протоколы (отчеты) по результатам сертификационных испытаний;
  • проводит испытания сертифицированной продукции в рамках инспекционного контроля;
  • вносит в органы управления ГПС, органы по сертификации и органы Госстандарта России предложения о приостановке (запрещении) изготовления, поставки, продажи, закупки, эксплуатации, использования отдельных видов продукции, в том числе импортируемой, если при испытаниях обнаружено несоответствие полученных значений показателей пожарной опасности требованиям нормативных документов.

Испытательные лаборатории (центры) могут находиться в составе организаций, на базе которых аккредитованы органы по сертификации, или не входить в их состав.

Требования к испытательным лабораториям (центрам) и порядок их аккредитации определен приказом Главного управления ГПС МВД России от 29.10.96 №57.

Изготовители (продавцы) продукции, подлежащей обязательной сертификации и реализуемой на территории РФ обязаны:

  • реализовывать эту продукцию только при наличии сертификата, выданного или признанного органом по сертификации, аккредитованным в ССП;
  • обеспечивать соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована, или декларации о соответствии, принятой в установленном порядке;
  • указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификате или декларации о соответствии и нормативных документах, которым должна соответствовать продукция, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика);
  • приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицирована или подтверждена декларацией о соответствии, по истечении срока действия сертификата, декларации о соответствии или срока годности продукции, срока ее службы, а также в случае, если действие сертификата приостановлено либо отменено решением органа по сертификации, его выдавшего;
  • обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов, осуществляющих обязательную сертификацию продукции и контроль за сертифицированной продукцией;
  • извещать орган по сертификации, выдавший сертификат, в установленном им порядке об изменениях, внесенных в техническую документацию или в технологический процесс производства сертифицированной продукции.

Участники ССП обязаны обеспечивать конфиденциальность представляющей коммерческую тайну информации, получаемой в ходе деятельности по сертификации и аккредитации, за исключением конечных результатов испытаний и сертификации.

Серебренников Евгений Александрович. Заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Служил в Учебном центре пожарной охраны ГУВД Московской области, Главном управлении пожарной охраны МВД СССР, Противопожарной аварийно-спасательной службе ГУВД Администрации Московской области, являлся начальником Главного управления Государственной противопожарной службы МВД России (МЧС России). Генерал-полковник внутренней службы. Кандидат технических наук. Имеет государственные награды.