Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3-4 (8-9) Декабрь 2003г

Аспекты безопасности России в региональном сотрудничестве стран Балтийского региона (на примере Калининградской области)

Соболев О.Н., Академия ФСБ России

Взятый Россией курс на создание нового демократического и цивилизованного государства встречает на своем пути множество препятствий и трудностей, обусловленных как внутренними, так и внешними причинами. Несмотря на происходящие преобразования в социально-политической, экономической и других сферах жизни нашего общества, общая ситуация характеризуется нестабильностью и непредсказуемостью. Кризисные ситуации, различного характера конфликты, тормозят ход преобразований в стране, усиливают социальную напряженность, увеличивают разбалансированность общественных отношений.

Одновременно с этим, происходящие кардинальные изменения в геополитическом положении РФ породили возросшее количество угроз безопасности регионам, которые рассматриваются зарубежными странами как зоны своих интересов.

В числе таких регионов можно назвать Калининградскую область, которую рассматривают как зону своих интересов Германия, Польша, Литва и другие страны. Калининградская область в силу своего особого положения играет важную роль в обеспечении национальных интересов РФ на Балтике и в Европе, а также в формировании факторов европейской безопасности.

Самый западный регион России - единственный оторванный от основной территории границами других государств. Именно геополитическое положение области накладывает свой отпечаток на все стороны жизни данного региона, в том числе и на становление межрегионального сотрудничества в Балтийском регионе.

Руководством страны в последнее время приняты конкретные меры, направленные на решение проблем Калининградской области, в частности по вопросу транзита и созданию необходимых условий для эффективной внешнеэкономической деятельности региона.

Вместе с тем обстановка в Калининградской области сохраняет тенденции к усложнению. Страны ЕС продолжают проводить политику, направленную на усиление своего влияния на ситуацию в регионе, создавая условия, ведущие к ослаблению роли федерального центра.

Принятая военная доктрина РФ носит сугубо оборонительный характер, не рассматривает ни одно государство как противника. В то же время Россия считает необходимым обладание Вооруженными Силами и другими войсками и правомерным их применение в целях защиты суверенитета, территориальной целостности и других жизненно важных интересов страны в случае совершения агрессии против нее или ее союзников.

Вместе с тем оценивать состояние обороноспособности России на западных рубежах необходимо не только с точки зрения потери мест дислокации и стратегически выгодных позиций, но и с точки зрения оценки существующих в целом проблем обеспечения боеспособности Вооруженных Сил.

Россия пошла на беспрецедентное сокращение своего военного присутствия в балтийском регионе, в ходе которого в сжатые сроки было решено огромное количество технических, финансовых и социальных проблем, четко обозначив роль Калининградского особого оборонительного района в стратегии внешней политики России.

На примере Балтийского флота видно стремление России объединить усилия всех заинтересованных государств, в том числе стран НАТО, в деле обеспечения мира и стабильности военно-политической обстановки в Балтийском регионе: обмен военными делегациями; регулярное участие в маневрах объединенных военно-морских сил НАТО на Балтике "Балтопс" и "Совместное действие".

Вместе с тем ситуация на европейском направлении российской внешней политики существенно изменилась за последнее время. Идет трансформация, а порой и подмена предназначенных для разрешения европейских конфликтов структур сотрудничества, на которых базировались международно-политическое урегулирование германского объединения и "нейтрализация" стран Восточной Европы.

Идея "общеевропейского дома", не имевшая ни проектного, ни ресурсного обеспечения, обозначила лишь период вытеснения СССР и потом России с ведущих позиций страны в европейской политике. И сейчас очень важно предпринять все необходимые меры в международно-политическом процессе для обретения гарантированного места нашей страны в структуре европейского международного сотрудничества.

С точки зрения стран - участниц НАТО, расширение существующих в Европе военно-политических и экономических структур сотрудничества НАТО, ЕС представляет собой более эффективный путь к обеспечению их безопасности и содействию развитию, чем длительный процесс совершенствования ОБСЕ. А намерение России отстаивать линию на предоставление всем европейским государствам равных гарантий безопасности, ликвидацию старых и недопущение новых барьеров на нашем континенте порой не находит новой поддержки у соседних государств.

Очевидно, что для гарантии интересов России на Балтике должна поддерживаться в необходимой степени готовности группировка сил и войск, способная противостоять любым посягательствам извне. Не надо быть военным экспертом, чтобы отчетливо видеть, что боевые действия данной группировки с учетом военно-географического фактора могут носить исключительно оборонительный характер: оборона морского побережья и территории области, а также предотвращение вторжения воздушных целей, как в Калининградский особый район, так и на основную территорию России.

Исходя из этого обстоятельства, совершенно непонятно навязчивое раздувание некоторыми политиками темы так называемой "чрезмерной милитаризации области". Очевидно, что имеющаяся численность войск в Калининградской области, учитывая ее стратегическое значение, более чем скромная. И, тем не менее, предлагается удерживать ее в названных пределах. Естественно, при отсутствии реальной угрозы национальной безопасности жизненно важным интересам России в Балтийском регионе.

Практика учета интересов друг друга, принятая в кругу добросовестных политиков и военных и выражающая уважение и доверие народов друг к другу, - самый эффективный метод разрядки международной напряженности и гарантия ее необратимости.

Главное при этом - не стремиться непременно поставить другую сторону в тупик вопросов, решение которых, как правило, находится в компетенции высших эшелонов власти, а по возможности совместными усилиями провести непредвзятый анализ проблемной ситуации и выработать взаимоприемлемое решение, которое затем ляжет в основу межправительственного соглашения.

Совершенно очевидно, что решение любых вопросов, которые затрагивают интересы всех или большинства стран, может быть только коллективным, равно как и проблему безопасности в Балтийском регионе надо решать только совместными усилиями.