Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1-2 (6-7) Июнь 2003г

О работе Комитета по финансовому мониторингу

Зубков В.А. - Первый заместитель Министра финансов РФ, председатель Комитета РФ по финансовому мониторингу

Насколько оправдало себя создание Комитета по финансовому мониторингу России (КФМР) в рамках Минфина? Каковы результаты работы КФМ за тот короткий срок, который он существует?

Более года прошло с момента вступления в силу ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", а с 3.01.03 вступили в действие внесенные в него поправки, которые добавили КФМР новые задачи по противодействию финансированию терроризма. За этот период КФМР совместно с финансово-надзорными и правоохранительными органами внедрил правовой и административный компоненты национальной системы противодействия легализации преступных доходов, соответствующие международным стандартам.

Если обратиться к истории создания финансовой разведки в России, то надо сказать, что ее хотели взять под свое крыло и МВД России, и ФСНП России, но в итоге был создан новый федеральный орган исполнительной власти - КФМР, уполномоченный принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Председатель КФМР является одновременно и первым заместителем Министра финансов РФ. КФМР подотчетен Минфину России и ежегодно направляет в Министерство отчет о своей деятельности в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Данное решение было принято не спонтанно, а вполне обдуманно и оправдано.

За время практической работы КФМР с 1.02.02 фактически создана система по передаче информации от кредитных организаций в КФМР, отвечающая высоким стандартам. Срок направления информации - на следующий день после выявления подозрительных операций, причем информация направляется в электронном виде, и при этом используются средства криптографической защиты информации.

Созданы и прошли государственную регистрацию межрегиональные управления КФМР в Северо-западном (Санкт-Петербург), Дальневосточном (Хабаровск), Сибирском (Новосибирск), Уральском (Екатеринбург), Приволжском (Нижний Новгород), Южном (Ростов-на-Дону) и Центральном (Москва) федеральных округах.

Как известно, до недавнего времени Россия пребывала в списке стран и территорий, не сотрудничающих в области борьбы с отмыванием денег, однако на пленарном заседании ФАТФ в Париже 9-11 октября 2002 г. было принято решение об исключении России из "черного" списка и принятии ее в ФАТФ (Специальная финансовая комиссия по проблемам отмывания капиталов) в качестве наблюдателя. Следующий шаг - членство в этой организации.

Кроме того, в Монако в июне 2002 г. КФМР был принят в Международную организацию подразделений финансовой разведки - Группу "Эгмонт", подтвердив свое соответствие требованиям, предъявляемым к подразделениям финансовой разведки (ПФР). Одновременно Россия была включена в состав Рабочей Группы "Эгмонт" по приему новых членов, а уже в ноябре 2002 г. российская делегация приняла участие в заседании этой группы, на котором КФМР было предложено вести мониторинг перспектив вступления в Группу "Эгмонт" ПФР ряда стран СНГ.

В целях развития двусторонних международных отношений КФМР с ПФР, входящих в группу "Эгмонт", были установлены контакты и подготовлены проекты двусторонних межведомственных соглашений с финансовыми разведками 30 государств, 5 из которых уже подписаны (Италия, Чехия, Бельгия, Панама, Франция).

Осенью 2002 г. Россия была исключена из "черного" списка стран и территорий, не борющихся с легализацией преступных доходов. Осуществляет ли сейчас КФМР сотрудничество с международными организациями, созданными для борьбы с отмыванием незаконных доходов, и каким образом?

Исключение осенью 2002 г. России из списка государств и территорий, не сотрудничающих в сфере борьбы с отмыванием преступных доходов, а также придание России статуса наблюдателя в этой международной организации, в полной мере является иллюстрацией выполнения требований ФАТФ. Тем не менее работа по созданию в стране государственной "противоотмывочной" системы и сотрудничество с международными организациями, созданными для борьбы с отмыванием незаконных доходов, не прекращаются.

В апреле 2003 г. ожидается прибытие в Москву миссии ФАТФ по оценке изменений в российской системе противодействия отмыванию преступных доходов.

КФМР принимает активное участие в работе Специального Комитета экспертов по оценке мер борьбы с отмыванием капиталов (MONEYVAL), функционирующим в рамках Совета Европы, а также действующих под эгидой стран "Восьмерки" Римской группы по противодействию международному терроризму и Лионской группы по борьбе с транснациональной преступностью.

Активная работа КФМР проводится по линии Эгмонтской группы финансовых разведок. Комитетом уже были даны рекомендации для принятия в Группу "Эгмонт" ПФР, созданного в Югославии. Используя накопленный опыт по созданию ПФР, мы планируем оказать содействие по созданию аналогичных подразделений в странах-членах СНГ.

Активная совместная работа по линии противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма ведется КФМР с МВФ, Всемирным банком, ООН и рядом других организаций.

Как работают схожие с КФМР структуры в СНГ, установлен ли с ними контакт, с какими странами сотрудничество наиболее плодотворное?

Проблема заключается в том, что в государствах - участниках СНГ, за исключением Украины, схожих с КФМР структур нет.

О результатах работы Департамента финансового мониторинга Минфина Украины говорить пока рано, украинская финансовая разведка была создана совсем недавно и должна приступить к полноценной работе только летом текущего года. Мы работаем в тесном контакте с украинскими коллегами, по мере возможности передавая накопленный нами опыт. Украине в начале этого года удалось добиться снятия ограниченных финансовых санкций ряда государств, предпринятых по рекомендации ФАТФ. Возможно, летом текущего года будет решаться и вопрос о выводе Украины из "черного списка" ФАТФ.

По имеющейся информации, в создании аналогичной КФМР структуры заинтересована Беларусь.

Мы прекрасно понимаем, что без создания сети финансовых разведок сформировать в СНГ полноценную систему противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма невозможно, и пытаемся донести это понимание до руководства соответствующих структур государств ближнего зарубежья.

КФМР имеет право на получение информации, составляющей банковскую тайну. Какие схемы взаимодействия в этом плане будут использованы, в том числе с коммерческими банками? Какой механизм предоставления банковской информации используется?

В соответствии с ФЗ кредитные организации представляют в КФМР не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим контролю.

Представление в КФМР сведений и документов работниками организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, не является нарушением служебной, банковской, налоговой и коммерческой тайны.

ФЗ введены нормы, освобождающие эти организации от ответственности за убытки и моральный вред, причиненный физическим и юридическим лицам за передачу в КФМР сведений о подозрительных операциях, а также установлен запрет на информирование своих клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Учитывая сосредоточение в КФМР значительного объема информации, содержащей служебную, налоговую, банковскую, коммерческую тайну или тайну связи, ФЗ прямо устанавливается, что должностные и иные лица уполномоченного органа за разглашение ставших им известных сведений несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с ФЗ механизм представления банковской информации в КФМР кредитными организациями и непосредственно Банком России регламентируется совокупностью нормативных правовых документов Банка России, а также КФМР по согласованию с Банком России. Подписано Соглашение о взаимодействии с Банком России, включающее порядок доставки информации от кредитных организаций через коммуникационную сеть Банка России, обмена электронными базами данных, иными справочными и информационными материалами.

Какие меры принимаются для предотвращения утечки конфиденциальной информации?

В КФМР с первых дней его создания особое внимание уделяется защите информации. Широко известно, что одним из источников утечки информации из любой организации может быть персонал. Сотрудники нашего Комитета - не случайные люди с улицы. Не секрет, что среди них есть бывшие сотрудники правоохранительных органов и специальных служб, которые не понаслышке знают о предъявляемых требованиях к работе с различного рода информацией и материалами. При приеме на работу в КФМР кандидаты проверяются в установленном порядке и не только на профпригодность.

Кроме того, Комитет в своей работе использует разнообразные инженерно-технические средства, в том числе и самые современные ЭВМ. Данная работа проводится в соответствии с действующими нормативными актами по защите информации и в рамках разработанной "Концепции информатизации и обеспечения безопасности информации".

В соответствии с ФЗ № 115-ФЗ банки должны направлять информацию о подозрительных сделках в Центральный Банк России, и далее эта информация должна передаваться в КФМР. Каким образом можно проконтролировать, вся ли информация поступает и объективна ли она? Предусмотрены ли какие-то санкции для банков, нарушающих положения ФЗ № 115-ФЗ в рамках полноты и объективности направляемой ими через Центральный Банк России информации в Комитет?

В соответствии с ФЗ сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом представляются непосредственно в КФМР, в том числе и по подозрительным сделкам.

Для сопоставления и анализа представляемой информации применяются высокотехнологические, современные программные и аппаратные комплексы, сопоставляются сведения из различных источников, в том числе поступающие от других кредитных и финансовых организаций, а также информационные ресурсы органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, предоставляющих информацию и документы в КФМР в соответствии с ФЗ.

Порядок представления вышеуказанной информации кредитными организациями в КФМР, в соответствии с п. 7 ст. 7 ФЗ, определяется Банком России и установлен в Положении Банка России от 20.12.02 № 207-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Таким образом, кредитные организации должны руководствоваться указанными нормативными правовыми актами.

В целях ускорения процедуры доставки и обработки в КФМР информации, представляемой кредитными организациями в электронном виде, используется телекоммуникационная сеть Банка России. При этом информация передается кредитными организациями в КФМР в закодированной форме и раскодируется только в Комитете.

Ответственность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом и действующих на основании лицензии, за нарушение требований ФЗ установлена ст. 13 ФЗ и предусматривает возможность отзыва (аннулирования) лицензии в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Кроме того, ФЗ от 30.10.02 № 130-ФЗ "О внесении дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" введены нормы, предусматривающие административную ответственность должностных лиц и организаций за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

На территории РФ созданы межрегиональные подразделения КФМР. Предусмотрено ли создание филиалов Комитета на отдаленных территориях или все сосредоточено в центрах федеральных округов? В каких регионах работа организована лучше всего?

В настоящее время созданы и прошли государственную регистрацию 7 межрегиональных управлений КФМР, которые размещены в центрах федеральных округов: Северо-западное (Санкт-Петербург), Дальневосточное (Хабаровск), Сибирское (Новосибирск), Уральское (Екатеринбург), Приволжское (Нижний Новгород), Южное (Ростов-на-Дону) и Центральное (Москва).

Вопрос о создании других структурных подразделений на территории федеральных округов будет рассматриваться с учетом анализа финансовых потоков и ситуации в конкретном регионе. Межрегиональные управления были сформированы в период с июля 2002 г. по февраль 2003 г., поэтому оценивать работу территориальных органов именно сейчас считаю некорректным.

Проводятся ли сотрудниками КФМР мероприятия оперативного плана по выявлению финансовых нарушений либо Комитет работает только с информацией, поступающей по официальным каналам? Какова следственная и судебная практика по материалам КФМР?

КФМР в своей деятельности не правомочен использовать методы оперативно-розыскной деятельности, поскольку не является, в соответствии с законодательством РФ, субъектом такой деятельности. Более того, на КФМР не возлагается функция выявления финансовых правонарушений. Это задача правоохранительных органов, в том числе и в рамках применения ст.ст. 174, 174-1 УК РФ.

Каким образом осуществляется взаимодействие КФМР с другими заинтересованными в осуществлении финансового контроля ведомствами, например, Счетной палатой? По каким направлениям развивается сотрудничество с ФСНП России, МВД России, ФСБ, Банком России, ГТК России?

Работа КФМР с другими министерствами и ведомствами осуществляется в тесном взаимодействии и в порядке, предусмотренном действующим законодательством, а также на основе двухсторонних соглашений.

Каким образом можно проследить финансирование террористической деятельности?

Противодействие финансированию террористической деятельности является особой функцией КФМР. Цель отмывания ясна. Это внедрение преступных доходов в легальный оборот. Финансирование террористической деятельности имеет прямо противоположную цель. В силу особой общественной опасности преступлений террористического характера не хотелось бы более подробно рассказывать о разрабатываемых и уже существующих методах выявления операций, связанных с финансированием террористической деятельности.

Входит ли отслеживание процессов финансирования террористической деятельности в компетенцию КФМР?

30 октября 2002 г. был принят ФЗ № 131-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", вступивший в силу 3 января 2003 г.

Указанный ФЗ направлен на создание правового механизма противодействия финансированию терроризма и устанавливает соответствующие правовые нормы для его реализации. В соответствии с ФЗ КФМР является уполномоченным органом не только в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, но и в сфере противодействия финансированию терроризма.

В соответствии с Положением о КФМР, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.04.02 № 211 "Об утверждении Положения о Комитете Российской Федерации по финансовому мониторингу", КФМР является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, в том числе путем сбора, обработки, анализа представленной информации и передачи соответствующей информации и материалов в правоохранительные органы.

Какова динамика борьбы с незаконными финансовыми потоками в мировом масштабе? Может ли КФМР сократить отток капиталов за рубеж?

После известных событий 11 сентября 2001 г. акценты в борьбе с незаконными финансовыми потоками в мире значительно сместились. Во многих государствах мира было принято специальное законодательство по противодействию финансированию террористической деятельности, и сейчас развертывается работа по его реализации.

С другой стороны, в систему борьбы с незаконными финансовыми потоками включаются все больше государств, и это тоже тенденция. Взять хотя бы членство финансовых разведок в Группе "Эгмонт". Сейчас в ней 69 разведок. В этом году намечено принять до 10 разведок, а в ближайшие несколько лет количество членов может достигнуть 150.

Что касается вопроса сокращения оттока капиталов за рубеж, то необходимо отметить, что решение проблемы предотвращения утечки капитала из страны напрямую не относится к компетенции КФМР, сфера деятельности которого определена ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Указом Президента РФ "Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".

В соответствии с Положением о КФМР, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.04.02 № 211, КФМР участвует в пределах своей компетенции в разработке и реализации мер, направленных на противодействие незаконным формам вывоза и ввоза капитала.

Так что КФМР, если и может сократить отток капиталов, то только хорошей работой по выполнению возложенных на него функций. Нормальный капитал (а именно в таком капитале должна быть заинтересована любая уважающая себя экономика) не хочет иметь ничего общего с "грязными деньгами".

Удалось ли за год работы КФМР установить, какое количество банков реально не работает, какие наиболее часто встречающиеся нарушения выявлены?

В КФМР постоянно формируется информация о кредитных организациях, не представляющих сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим контролю.

Комитет осуществляет контроль исполнения требований ФЗ по срокам, полноте и качеству представляемой информации, включающий первичный контроль при приеме сообщений, а также последующий углубленный анализ полученных и обработанных данных.

Осуществляется анализ причин непредставления рядом кредитных организаций сведений, а также представления неполной или искаженной информации и принимаются оперативные меры по их устранению.

КФМР на основании Соглашения о взаимодействии с Банком России регулярно предоставляет Банку России информацию о таких кредитных организациях для принятия мер оперативного воздействия Банком России.

Какие задачи ставятся перед КФМР на 2003 год?

В 2003 г. КФМР в качестве приоритетных рассматривает следующие задачи:

  • создание комплексной межведомственной системы мер по противодействию финансированию терроризма, включая ведение перечня организаций и физических лиц, связанных с террористической деятельностью, и блокирование их операций;
  • совершенствование механизмов взаимодействия с надзорными и правоохранительными органами в сфере противодействия легализации преступных доходов;
  • закрепление позиций России в специализированных международных организациях, включая ФАТФ и Группу "Эгмонт", поддержание рабочих контактов и участие в соответствующих мероприятиях по линии комитетов ООН, Совета Европы, "Восьмерки", МВФ, Всемирного банка и т.п.;
  • развитие двусторонних связей с ПФР - членами Группы "Эгмонт", оказание содействия странам СНГ в развитии национальных систем противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма и подготовке соответствующих ПФР к вступлению в Группу "Эгмонт";
  • развертывание системы противодействия преступным финансовым операциям на региональном уровне.

Какие, на ваш взгляд, требуется внести изменения в законодательство для более эффективной работы КФМР?

Упомянутые выше ФЗ от 30.10.02 № 130-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях" и ФЗ от 30.10.02 № 131-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" относительно недавно вступили в силу - 02.11.02 и 03.01.03 соответственно.

В связи с указанными изменениями в законодательстве РФ, в том числе в законодательстве о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в настоящее время завершается работа по подготовке соответствующих нормативных правовых актов Правительства РФ.

Учитывая изложенное, рано ставить вопрос о каких-либо новых изменениях в законодательстве РФ до тех пор, пока не будет наработана практика применения вступивших в силу указанных выше законодательных и вытекающих из законодательства иных нормативных правовых актов.


***

Глава Российского Правительства М.Касьянов подписал положение о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности.

В рамках документа Правительством РФ также определен порядок доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Положение разработано в соответствии со ст. 6 ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Согласно постановлению Правительства, комитет РФ по финансовому мониторингу составляет и вносит изменения и дополнения в перечень на основании сведений о вступивших в законную силу решениях судов о ликвидации или запрете деятельности организации или о признании физического лица виновным в осуществлении экстремистской деятельности, а также об отмене (изменении) этих решений. Кроме того, список будет формироваться на основе принятых Генпрокурором или подчиненными ему прокурорами решениях о приостановлении деятельности организации в связи с их обращениями в суд и с заявлением о привлечении этой организации к ответственности за террористическую деятельность; вынесенных следователями или прокурорами постановлениях о возбуждении уголовного дела в отношении лиц, совершивших преступления террористического характера; данных, предоставленных международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом.

Указанные сведения представляются в КФМР Генпрокуратурой России, Министерством юстиции и Министерством иностранных дел, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

О работе Комитета по финансовому мониторингу | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1-2 (6-7) Июнь 2003г

О работе Комитета по финансовому мониторингу

Зубков В.А. - Первый заместитель Министра финансов РФ, председатель Комитета РФ по финансовому мониторингу

Насколько оправдало себя создание Комитета по финансовому мониторингу России (КФМР) в рамках Минфина? Каковы результаты работы КФМ за тот короткий срок, который он существует?

Более года прошло с момента вступления в силу ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", а с 3.01.03 вступили в действие внесенные в него поправки, которые добавили КФМР новые задачи по противодействию финансированию терроризма. За этот период КФМР совместно с финансово-надзорными и правоохранительными органами внедрил правовой и административный компоненты национальной системы противодействия легализации преступных доходов, соответствующие международным стандартам.

Если обратиться к истории создания финансовой разведки в России, то надо сказать, что ее хотели взять под свое крыло и МВД России, и ФСНП России, но в итоге был создан новый федеральный орган исполнительной власти - КФМР, уполномоченный принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Председатель КФМР является одновременно и первым заместителем Министра финансов РФ. КФМР подотчетен Минфину России и ежегодно направляет в Министерство отчет о своей деятельности в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Данное решение было принято не спонтанно, а вполне обдуманно и оправдано.

За время практической работы КФМР с 1.02.02 фактически создана система по передаче информации от кредитных организаций в КФМР, отвечающая высоким стандартам. Срок направления информации - на следующий день после выявления подозрительных операций, причем информация направляется в электронном виде, и при этом используются средства криптографической защиты информации.

Созданы и прошли государственную регистрацию межрегиональные управления КФМР в Северо-западном (Санкт-Петербург), Дальневосточном (Хабаровск), Сибирском (Новосибирск), Уральском (Екатеринбург), Приволжском (Нижний Новгород), Южном (Ростов-на-Дону) и Центральном (Москва) федеральных округах.

Как известно, до недавнего времени Россия пребывала в списке стран и территорий, не сотрудничающих в области борьбы с отмыванием денег, однако на пленарном заседании ФАТФ в Париже 9-11 октября 2002 г. было принято решение об исключении России из "черного" списка и принятии ее в ФАТФ (Специальная финансовая комиссия по проблемам отмывания капиталов) в качестве наблюдателя. Следующий шаг - членство в этой организации.

Кроме того, в Монако в июне 2002 г. КФМР был принят в Международную организацию подразделений финансовой разведки - Группу "Эгмонт", подтвердив свое соответствие требованиям, предъявляемым к подразделениям финансовой разведки (ПФР). Одновременно Россия была включена в состав Рабочей Группы "Эгмонт" по приему новых членов, а уже в ноябре 2002 г. российская делегация приняла участие в заседании этой группы, на котором КФМР было предложено вести мониторинг перспектив вступления в Группу "Эгмонт" ПФР ряда стран СНГ.

В целях развития двусторонних международных отношений КФМР с ПФР, входящих в группу "Эгмонт", были установлены контакты и подготовлены проекты двусторонних межведомственных соглашений с финансовыми разведками 30 государств, 5 из которых уже подписаны (Италия, Чехия, Бельгия, Панама, Франция).

Осенью 2002 г. Россия была исключена из "черного" списка стран и территорий, не борющихся с легализацией преступных доходов. Осуществляет ли сейчас КФМР сотрудничество с международными организациями, созданными для борьбы с отмыванием незаконных доходов, и каким образом?

Исключение осенью 2002 г. России из списка государств и территорий, не сотрудничающих в сфере борьбы с отмыванием преступных доходов, а также придание России статуса наблюдателя в этой международной организации, в полной мере является иллюстрацией выполнения требований ФАТФ. Тем не менее работа по созданию в стране государственной "противоотмывочной" системы и сотрудничество с международными организациями, созданными для борьбы с отмыванием незаконных доходов, не прекращаются.

В апреле 2003 г. ожидается прибытие в Москву миссии ФАТФ по оценке изменений в российской системе противодействия отмыванию преступных доходов.

КФМР принимает активное участие в работе Специального Комитета экспертов по оценке мер борьбы с отмыванием капиталов (MONEYVAL), функционирующим в рамках Совета Европы, а также действующих под эгидой стран "Восьмерки" Римской группы по противодействию международному терроризму и Лионской группы по борьбе с транснациональной преступностью.

Активная работа КФМР проводится по линии Эгмонтской группы финансовых разведок. Комитетом уже были даны рекомендации для принятия в Группу "Эгмонт" ПФР, созданного в Югославии. Используя накопленный опыт по созданию ПФР, мы планируем оказать содействие по созданию аналогичных подразделений в странах-членах СНГ.

Активная совместная работа по линии противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма ведется КФМР с МВФ, Всемирным банком, ООН и рядом других организаций.

Как работают схожие с КФМР структуры в СНГ, установлен ли с ними контакт, с какими странами сотрудничество наиболее плодотворное?

Проблема заключается в том, что в государствах - участниках СНГ, за исключением Украины, схожих с КФМР структур нет.

О результатах работы Департамента финансового мониторинга Минфина Украины говорить пока рано, украинская финансовая разведка была создана совсем недавно и должна приступить к полноценной работе только летом текущего года. Мы работаем в тесном контакте с украинскими коллегами, по мере возможности передавая накопленный нами опыт. Украине в начале этого года удалось добиться снятия ограниченных финансовых санкций ряда государств, предпринятых по рекомендации ФАТФ. Возможно, летом текущего года будет решаться и вопрос о выводе Украины из "черного списка" ФАТФ.

По имеющейся информации, в создании аналогичной КФМР структуры заинтересована Беларусь.

Мы прекрасно понимаем, что без создания сети финансовых разведок сформировать в СНГ полноценную систему противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма невозможно, и пытаемся донести это понимание до руководства соответствующих структур государств ближнего зарубежья.

КФМР имеет право на получение информации, составляющей банковскую тайну. Какие схемы взаимодействия в этом плане будут использованы, в том числе с коммерческими банками? Какой механизм предоставления банковской информации используется?

В соответствии с ФЗ кредитные организации представляют в КФМР не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим контролю.

Представление в КФМР сведений и документов работниками организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, не является нарушением служебной, банковской, налоговой и коммерческой тайны.

ФЗ введены нормы, освобождающие эти организации от ответственности за убытки и моральный вред, причиненный физическим и юридическим лицам за передачу в КФМР сведений о подозрительных операциях, а также установлен запрет на информирование своих клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Учитывая сосредоточение в КФМР значительного объема информации, содержащей служебную, налоговую, банковскую, коммерческую тайну или тайну связи, ФЗ прямо устанавливается, что должностные и иные лица уполномоченного органа за разглашение ставших им известных сведений несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с ФЗ механизм представления банковской информации в КФМР кредитными организациями и непосредственно Банком России регламентируется совокупностью нормативных правовых документов Банка России, а также КФМР по согласованию с Банком России. Подписано Соглашение о взаимодействии с Банком России, включающее порядок доставки информации от кредитных организаций через коммуникационную сеть Банка России, обмена электронными базами данных, иными справочными и информационными материалами.

Какие меры принимаются для предотвращения утечки конфиденциальной информации?

В КФМР с первых дней его создания особое внимание уделяется защите информации. Широко известно, что одним из источников утечки информации из любой организации может быть персонал. Сотрудники нашего Комитета - не случайные люди с улицы. Не секрет, что среди них есть бывшие сотрудники правоохранительных органов и специальных служб, которые не понаслышке знают о предъявляемых требованиях к работе с различного рода информацией и материалами. При приеме на работу в КФМР кандидаты проверяются в установленном порядке и не только на профпригодность.

Кроме того, Комитет в своей работе использует разнообразные инженерно-технические средства, в том числе и самые современные ЭВМ. Данная работа проводится в соответствии с действующими нормативными актами по защите информации и в рамках разработанной "Концепции информатизации и обеспечения безопасности информации".

В соответствии с ФЗ № 115-ФЗ банки должны направлять информацию о подозрительных сделках в Центральный Банк России, и далее эта информация должна передаваться в КФМР. Каким образом можно проконтролировать, вся ли информация поступает и объективна ли она? Предусмотрены ли какие-то санкции для банков, нарушающих положения ФЗ № 115-ФЗ в рамках полноты и объективности направляемой ими через Центральный Банк России информации в Комитет?

В соответствии с ФЗ сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом представляются непосредственно в КФМР, в том числе и по подозрительным сделкам.

Для сопоставления и анализа представляемой информации применяются высокотехнологические, современные программные и аппаратные комплексы, сопоставляются сведения из различных источников, в том числе поступающие от других кредитных и финансовых организаций, а также информационные ресурсы органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, предоставляющих информацию и документы в КФМР в соответствии с ФЗ.

Порядок представления вышеуказанной информации кредитными организациями в КФМР, в соответствии с п. 7 ст. 7 ФЗ, определяется Банком России и установлен в Положении Банка России от 20.12.02 № 207-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Таким образом, кредитные организации должны руководствоваться указанными нормативными правовыми актами.

В целях ускорения процедуры доставки и обработки в КФМР информации, представляемой кредитными организациями в электронном виде, используется телекоммуникационная сеть Банка России. При этом информация передается кредитными организациями в КФМР в закодированной форме и раскодируется только в Комитете.

Ответственность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом и действующих на основании лицензии, за нарушение требований ФЗ установлена ст. 13 ФЗ и предусматривает возможность отзыва (аннулирования) лицензии в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Кроме того, ФЗ от 30.10.02 № 130-ФЗ "О внесении дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" введены нормы, предусматривающие административную ответственность должностных лиц и организаций за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

На территории РФ созданы межрегиональные подразделения КФМР. Предусмотрено ли создание филиалов Комитета на отдаленных территориях или все сосредоточено в центрах федеральных округов? В каких регионах работа организована лучше всего?

В настоящее время созданы и прошли государственную регистрацию 7 межрегиональных управлений КФМР, которые размещены в центрах федеральных округов: Северо-западное (Санкт-Петербург), Дальневосточное (Хабаровск), Сибирское (Новосибирск), Уральское (Екатеринбург), Приволжское (Нижний Новгород), Южное (Ростов-на-Дону) и Центральное (Москва).

Вопрос о создании других структурных подразделений на территории федеральных округов будет рассматриваться с учетом анализа финансовых потоков и ситуации в конкретном регионе. Межрегиональные управления были сформированы в период с июля 2002 г. по февраль 2003 г., поэтому оценивать работу территориальных органов именно сейчас считаю некорректным.

Проводятся ли сотрудниками КФМР мероприятия оперативного плана по выявлению финансовых нарушений либо Комитет работает только с информацией, поступающей по официальным каналам? Какова следственная и судебная практика по материалам КФМР?

КФМР в своей деятельности не правомочен использовать методы оперативно-розыскной деятельности, поскольку не является, в соответствии с законодательством РФ, субъектом такой деятельности. Более того, на КФМР не возлагается функция выявления финансовых правонарушений. Это задача правоохранительных органов, в том числе и в рамках применения ст.ст. 174, 174-1 УК РФ.

Каким образом осуществляется взаимодействие КФМР с другими заинтересованными в осуществлении финансового контроля ведомствами, например, Счетной палатой? По каким направлениям развивается сотрудничество с ФСНП России, МВД России, ФСБ, Банком России, ГТК России?

Работа КФМР с другими министерствами и ведомствами осуществляется в тесном взаимодействии и в порядке, предусмотренном действующим законодательством, а также на основе двухсторонних соглашений.

Каким образом можно проследить финансирование террористической деятельности?

Противодействие финансированию террористической деятельности является особой функцией КФМР. Цель отмывания ясна. Это внедрение преступных доходов в легальный оборот. Финансирование террористической деятельности имеет прямо противоположную цель. В силу особой общественной опасности преступлений террористического характера не хотелось бы более подробно рассказывать о разрабатываемых и уже существующих методах выявления операций, связанных с финансированием террористической деятельности.

Входит ли отслеживание процессов финансирования террористической деятельности в компетенцию КФМР?

30 октября 2002 г. был принят ФЗ № 131-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", вступивший в силу 3 января 2003 г.

Указанный ФЗ направлен на создание правового механизма противодействия финансированию терроризма и устанавливает соответствующие правовые нормы для его реализации. В соответствии с ФЗ КФМР является уполномоченным органом не только в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, но и в сфере противодействия финансированию терроризма.

В соответствии с Положением о КФМР, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.04.02 № 211 "Об утверждении Положения о Комитете Российской Федерации по финансовому мониторингу", КФМР является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, в том числе путем сбора, обработки, анализа представленной информации и передачи соответствующей информации и материалов в правоохранительные органы.

Какова динамика борьбы с незаконными финансовыми потоками в мировом масштабе? Может ли КФМР сократить отток капиталов за рубеж?

После известных событий 11 сентября 2001 г. акценты в борьбе с незаконными финансовыми потоками в мире значительно сместились. Во многих государствах мира было принято специальное законодательство по противодействию финансированию террористической деятельности, и сейчас развертывается работа по его реализации.

С другой стороны, в систему борьбы с незаконными финансовыми потоками включаются все больше государств, и это тоже тенденция. Взять хотя бы членство финансовых разведок в Группе "Эгмонт". Сейчас в ней 69 разведок. В этом году намечено принять до 10 разведок, а в ближайшие несколько лет количество членов может достигнуть 150.

Что касается вопроса сокращения оттока капиталов за рубеж, то необходимо отметить, что решение проблемы предотвращения утечки капитала из страны напрямую не относится к компетенции КФМР, сфера деятельности которого определена ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Указом Президента РФ "Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".

В соответствии с Положением о КФМР, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.04.02 № 211, КФМР участвует в пределах своей компетенции в разработке и реализации мер, направленных на противодействие незаконным формам вывоза и ввоза капитала.

Так что КФМР, если и может сократить отток капиталов, то только хорошей работой по выполнению возложенных на него функций. Нормальный капитал (а именно в таком капитале должна быть заинтересована любая уважающая себя экономика) не хочет иметь ничего общего с "грязными деньгами".

Удалось ли за год работы КФМР установить, какое количество банков реально не работает, какие наиболее часто встречающиеся нарушения выявлены?

В КФМР постоянно формируется информация о кредитных организациях, не представляющих сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим контролю.

Комитет осуществляет контроль исполнения требований ФЗ по срокам, полноте и качеству представляемой информации, включающий первичный контроль при приеме сообщений, а также последующий углубленный анализ полученных и обработанных данных.

Осуществляется анализ причин непредставления рядом кредитных организаций сведений, а также представления неполной или искаженной информации и принимаются оперативные меры по их устранению.

КФМР на основании Соглашения о взаимодействии с Банком России регулярно предоставляет Банку России информацию о таких кредитных организациях для принятия мер оперативного воздействия Банком России.

Какие задачи ставятся перед КФМР на 2003 год?

В 2003 г. КФМР в качестве приоритетных рассматривает следующие задачи:

  • создание комплексной межведомственной системы мер по противодействию финансированию терроризма, включая ведение перечня организаций и физических лиц, связанных с террористической деятельностью, и блокирование их операций;
  • совершенствование механизмов взаимодействия с надзорными и правоохранительными органами в сфере противодействия легализации преступных доходов;
  • закрепление позиций России в специализированных международных организациях, включая ФАТФ и Группу "Эгмонт", поддержание рабочих контактов и участие в соответствующих мероприятиях по линии комитетов ООН, Совета Европы, "Восьмерки", МВФ, Всемирного банка и т.п.;
  • развитие двусторонних связей с ПФР - членами Группы "Эгмонт", оказание содействия странам СНГ в развитии национальных систем противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма и подготовке соответствующих ПФР к вступлению в Группу "Эгмонт";
  • развертывание системы противодействия преступным финансовым операциям на региональном уровне.

Какие, на ваш взгляд, требуется внести изменения в законодательство для более эффективной работы КФМР?

Упомянутые выше ФЗ от 30.10.02 № 130-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях" и ФЗ от 30.10.02 № 131-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" относительно недавно вступили в силу - 02.11.02 и 03.01.03 соответственно.

В связи с указанными изменениями в законодательстве РФ, в том числе в законодательстве о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в настоящее время завершается работа по подготовке соответствующих нормативных правовых актов Правительства РФ.

Учитывая изложенное, рано ставить вопрос о каких-либо новых изменениях в законодательстве РФ до тех пор, пока не будет наработана практика применения вступивших в силу указанных выше законодательных и вытекающих из законодательства иных нормативных правовых актов.


***

Глава Российского Правительства М.Касьянов подписал положение о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности.

В рамках документа Правительством РФ также определен порядок доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Положение разработано в соответствии со ст. 6 ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Согласно постановлению Правительства, комитет РФ по финансовому мониторингу составляет и вносит изменения и дополнения в перечень на основании сведений о вступивших в законную силу решениях судов о ликвидации или запрете деятельности организации или о признании физического лица виновным в осуществлении экстремистской деятельности, а также об отмене (изменении) этих решений. Кроме того, список будет формироваться на основе принятых Генпрокурором или подчиненными ему прокурорами решениях о приостановлении деятельности организации в связи с их обращениями в суд и с заявлением о привлечении этой организации к ответственности за террористическую деятельность; вынесенных следователями или прокурорами постановлениях о возбуждении уголовного дела в отношении лиц, совершивших преступления террористического характера; данных, предоставленных международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом.

Указанные сведения представляются в КФМР Генпрокуратурой России, Министерством юстиции и Министерством иностранных дел, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.