написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Право и инвестиции"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1-2 (6-7) Июнь 2003г

Техническая политика, система вооружений Федеральной пограничной службы- составляющие обеспечения безопасности в пограничном пространстве Российской Федерации

Семериков В.А. - Первый заместитель директора Федеральной пограничной службы РФ

Проблема национальной безопасности России носит многоаспектный характер, и для ее успешного решения необходимо объединение усилий всех государственных силовых структур, их тесное взаимодействие и координация деятельности не только между собой, но и с соответствующими службами зарубежных стран. Террористические акты в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 г. заставили по-новому взглянуть на проблему противодействия угрозам терроризма. Теперь стало ясно, что на планете не осталось стран, регионов и отдельных граждан, которые могли бы считаться неуязвимыми для фанатичных апологетов террористической идеологии. Терроризм угрожает не только отдельно взятому государству, но является геополитическим вызовом всему мировому сообществу.

Если говорить об угрозах безопасности интересов РФ в пограничной сфере, то они главным образом характеризуются следующими факторами:

  • незавершенностью международно-правового оформления Государственной границы РФ и разграничения национальной территории с рядом сопредельных государств;
  • расширением экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии сопредельных государств на российскую территорию;
  • активизацией деятельности трансграничной организованной преступности по контрабанде материальных ценностей, наркотиков, оружия, расхищению природных ресурсов и зарубежных террористических организаций;
  • нестабильностью обстановки в приграничных регионах России вследствие снижения жизненного уровня населения, этнических и межконфессиональных конфликтов.

Успешное решение поставленных задач, формирование нового облика государственной границы, ее комплексное обустройство невозможны без современной техники, поэтому техническое переоснащение войск и органов Федеральной пограничной службы России (ФПС), внедрение в служебно-боевую деятельность современных средств вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), переход на технической основе к новой тактике охраны границы - также становится важнейшим приоритетом в практической работе органов управления и командования различных звеньев.

Актуальность постановки вопроса о формировании перспективной технической политики ФПС заключается в том, что за последние годы сложилось и продолжает увеличиваться несоответствие между объемом и характером задач, возложенных на ФПС законодательством, и материально-техническими возможностями ведомства по их выполнению.

В 90-е годы было принято большое количество законодательных и государственных нормативных актов, существенно расширяющих полномочия войск и органов ФПС в сфере обеспечения пограничной безопасности страны.

В то же время материальная база для реализации этих полномочий, основу которой составляет созданная в 70-е и 80-е годы система вооружения, сокращается по известным причинам и, как показывают проведенные исследования, в течение 4-5 лет фактически может утратить свое значение, если не предпринять эффективных мер по техническому перевооружению войск и органов. Сложившаяся ситуация предопределила смещение акцентов в техническом обеспечении с нормальной эксплуатации техники в войсках и органах в сторону работ по ее ремонту и восстановлению. Неуклонно уменьшается практически по всей номенклатуре количество используемых в служебно-боевой деятельности органов и войск средств ВВСТ по причине выработки установленного ресурса эксплуатации.

Вышеуказанные обстоятельства объективно обусловили необходимость пересмотра существующих подходов к техническому оснащению войск и органов и поставили на повестку дня вопрос формирования перспективной технической политики ФПС. Необходимо отметить, что данная проблема характерна не только для нас, она давно уже стоит и перед другими силовыми ведомствами.

Техническая политика ФПС развивает применительно к военно-технической деятельности пограничного ведомства положения основных документов, принятых на государственном уровне за последнее время и утвержденных Президентом РФ, таких как Морская доктрина, Основы политики РФ в области морской деятельности, Основы политики РФ в области авиационной деятельности, Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу.

Так что же представляет собой техническая политика ФПС и в чем состоит ее сущность?

Техническая политика ФПС- это определение пограничным ведомством целей, принципов, задач, направлений и обеспечивающих мер по достижению рационального оснащения пограничных формирований современным ВВСТ в интересах эффективного решения служебно-боевых задач и строительства ФПС. Она является составной частью государственной военно-технической политики и согласуется с концепцией национальной безопасности и Военной доктриной РФ.

Военно-техническая деятельность имеет главной целью поддержание, развитие и эффективное использование в служебно-боевой деятельности войск и органов технического потенциала ФПС.

Объектами технической политики ФПС выступают войска и органы ФПС с органически входящими в них системами вооружения, технического обеспечения и эксплуатации вооружения и техники.

К субъектам технической политики ФПС относятся департаменты и управления ФПС России и региональные управления ФПС, выступающие в роли заказчиков технической продукции, которые в процессе осуществления военно-технической деятельности вступают в экономические отношения с организациями промышленности. Субъекты осуществляют техническую политику через Государственную программу вооружения, принимаемую раз в 5 лет, и ежегодный Государственный оборонный заказ.

Главными целями технической политики ФПС России являются:

  • выработка и реализация новых подходов к военно-технической деятельности, обеспечивающих сохранение и существенное улучшение важнейших характеристик технического потенциала, определение приоритетных направлений поэтапного развития систем вооружения, технического обеспечения и эксплуатации ВВСТ;
  • решение задач оптимального оснащения пограничных формирований в новых экономических условиях современным вооружением и техникой, достижение целесообразной сбалансированности по видам вооружения между различными компонентами ФПС в соответствии с важностью решаемых ими задач;
  • совершенствование тактических приемов и способов служебно-боевой деятельности на основе применения пограничными формированиями современного вооружения и техники, существенное повышение на отдельных, наиболее ответственных направлениях (в районах с повышенной криминогенной обстановкой) эффективности решения служебно-боевых задач;
  • поддержание необходимого уровня качественного состояния и технической готовности ВВСТ при разумном количественном сокращении малоэффективных и устаревших технических средств, систем и комплексов;
  • приведение объемов финансирования НИОКР по созданию новых поколений ВВСТ в соответствие с реальными потребностями пограничного ведомства, повышение результативности и качества проводимых исследований и разработок.

Характеризуя проблемы технического обеспечения охраны границы на современном этапе, необходимо отметить следующее. Пограничники понимают сложное положение в экономике страны и делают все возможное, чтобы максимально сохранить созданную в предыдущие годы систему вооружения. Усилиями личного состава органов и войск, несмотря на все трудности, пока удается удерживать технический потенциал на уровне, обеспечивающем выполнение стоящих служебно-боевых задач.

Этому в значительной степени способствует технический задел, созданный с помощью промышленности в предыдущие годы. В этой связи необходимо отметить большую роль наших давних партнеров из числа предприятий-разработчиков и поставщиков специальной техники для пограничников.

В вопросе технического переоснащения войск и органов ФПС необходимо отметить роль научных организаций пограничного ведомства, которые активно участвуют в реализации основных положений технической политики. Головным научно-исследовательским учреждением ФПС России по обеспечению выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других видов работ с целью создания перспективных технических средств охраны Государственной границы и специальной техники для войск и органов ФПС является Научно-исследовательский испытательный технический центр, который недавно отметил свое десятилетие. За время существования он сформировался и укрепился как государственное научное учреждение, способное решать сложные задачи военно-технического сопровождения разработок новой техники, активно влиять на процесс создания, модернизации и внедрения в служебно-боевую деятельность органов и войск ФПС современного вооружения и передовых технологий.

Вместе с тем следует сказать, что невозможно решить проблему поддержания и развития технической оснащенности только благодаря хорошим отношениям с промышленностью, энтузиазма личного состава, а также введением чрезвычайного режима экономии. Требуются незамедлительные комплексные меры, учитывающие политические и экономические реалии. В первую очередь они должны быть направлены на обновление парка ВВСТ. Естественно, это потребует дополнительных расходов на исследовательские и опытно-конструкторские работы. Принятая техническая политика ФПС предусматривает существенное увеличение объемов финансирования НИОКР по созданию перспективных технических средств для пограничного ведомства.

Анализ технических аспектов в современной проблематике охраны границы позволил выделить основные направления дальнейшего развития и совершенствование ВВСТ для пограничных структур, о которых я хотел бы сказать несколько слов.

Прежде всего к ним относятся:

  • поддержание в рабочем состоянии технических средств и вооружения пограничных подразделений
  • застав, кораблей, пунктов пропуска и т.д. путем модернизации и более качественного их технического обслуживания;
  • поэтапный переход к индивидуальному военно-техническому проектированию оснащения пограничных подразделений и комплексного оборудования охраняемых ими участков Государственной границы автоматизированными техническими системами контроля обстановки и управления силами реагирования на сухопутной и морской границе;
  • разработка современных индивидуальных технических средств обнаружения нарушителей для использования в составе пограничных нарядов, несущих службу преимущественно методом периодического контроля на необустроенных участках границы;
  • дальнейшее развитие корабельного и катерного состава морской охраны ФПС, исходя из особенностей регионов их применения и решаемых морскими силами задач;
  • оборудование имеющихся самолетов и вертолетов современными обзорно-поисковыми комплексами для вскрытия обстановки на сухопутных и морских участках;
  • автоматизация операций проверки документов, а также контроля транспортных средств и грузов, следующих через Государственную границу;
  • развитие всех видов связи - проводной, радио, космической. Разработка на этой основе и поэтапное развертывание автоматизированной системы управления ФПС, совершенствование технологий информационного обеспечения.

Этот перечень приоритетов можно продолжать и дальше. Вместе с тем необходимо сказать, что наполнение задач технической политики ведомства в значительной мере будет зависеть от уровня и динамики развития технического прогресса в отечественной промышленности, позитивных сдвигов в финансировании Государственной программы вооружения и гособоронзаказа.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях), подробности можно узнать через электронный адрес редакции.

Материал из журнала "Право и безопасность". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию журнала Вы можете узнать на его сайте. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83130. Подписной индекс в каталоге«Газеты. Журналы» Роспечати – 82830. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319, тел./факс (499) 246-5781. (C) 2001 - 2014 "Право и безопасность".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100