написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Право и инвестиции"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1-2 (6-7) Июнь 2003г

Основные направления развития системы подготовки военных кадров в России: история и современность. К 170-летию Военной Академии Генерального штаба ВС РФ

Кириленко Г.В., доктор военных наук, профессор, генерал-майор

Любая реформа, в том числе военная, имеет целью улучшение положение дел в определенной сфере деятельности. Военная - прежде всего в области военной политики и военного строительства. Реформа Вооруженных Сил является составной частью военного строительства в области создания и совершенствования армии и флота.

Совершенно очевидно, что реформа высшего военного образования должна одновременно быть прерогативой и приоритетом в деятельности как Министерства обороны РФ, так и законодательной и исполнительной власти страны, включая и ее Президента.

Исполнительная и законодательная власть, имея возможность реорганизовать всю систему подготовки страны к обороне и исходя из оценки реальных угроз, обязана определить численность и мощь ВС РФ, используя для этого необходимые ресурсы государства. Естественно, и ответственность за проведение военной реформы и реформы высшего военного образования должна лежать прежде всего на этих государственных структурах.

В наиболее развитых странах Запада дело обстоит именно так: по всем вопросам военной реформы акценты расставляют президенты, парламенты, конгрессы и т.п. К сожалению, у нас идеологией развития высшего военного образования занимается в основном Министерство обороны.

А ведь наш исторический опыт показывает, что все крупные реформы военного образования проводились в России как составная часть реформы государства. Так было при Петре I, в период милютинских реформ во второй половине XIX столетия, военных реформ 1924-25 гг. и конца 30-х годов ХХ столетия.

В дореволюционной России в системе военно-учебных заведений особое внимание придавалось централизации управления военным образованием. В начале XIX в. в военном министерстве действовал Штаб, а позднее Главный штаб по управлению военно-учебными заведениями. В 1831 г. было создано Центральное управление, преобразованное в 1863 г. в Главное управление военно-учебных заведений. Ему были подчинены все военно-учебные заведения России и преданы функции Особого совета по их инспектированию. К разработке идеологии, концепции и практики военного образования в ту пору привлекались лучшие умы России, виднейшие государственные и военные деятели. Не случайно поэтому выпускники военно-учебных заведений того времени являлись стержнем светского общества, военными интеллигентами с широким кругозором и богатым набором духовно-нравственных и военных знаний.

Здесь уместно вспомнить, что кроме прославленных полководцев и государственных деятелей военное образование в тот период оказало основополагающее влияние на формирование мировоззрения таких известных сынов России, как М.П.Мусоргский и А.П.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков и В.В.Верещагин, Л.Н.Толстой и М.Ю.Лермонтов, В.И.Даль и Н.М.Пржевальский, А.А.Фет, П.А.Столыпин и многие другие.

В России конца XIX в. - гаранте державной стабильности и мирительнице европейских государств - существовала довольно продуманная система качественного отбора государственной элиты. Кадры русской армии, флота и государственного аппарата пополняли преимущественно идейные и честные люди. Россия имела основание гордиться своим судом, своей наукой, в том числе и военной, своими финансами и искусством. Она имела первоклассную дипломатию, превосходную военную разведку и опытные, преданные своему делу кадры народных учителей. Не скудела кадрами и Академия Генерального штаба.

Последовавшие в 1917 г. одна за другой февральская и октябрьская революции (а через 74 года и в 1991 г.) нарушали создавшуюся веками (и десятилетиями) традицию подготовки, выдвижения и расстановки кадров как в гражданских, так и в военном ведомствах.

Размышляя сегодня о состоянии в России системы подготовки и выдвижения кадров на руководящие посты в армии и в государстве в целом, на мой взгляд, полезно прислушаться к мнению нашего известного русского мыслителя И.А.Ильина. Вот что он писал: "Основная задача русского национального спасения и строительства после революции: она будет состоять в выделении кверху лучших людей, людей, преданных России, национально чувствующих, государственно-мыслящих, волевых, идейно творческих, несущих народу не месть, не распад, а дух освобождения, справедливости и сверхклассового единения. Если отбор этих новых русских людей удастся и совершится быстро, то Россия восстановится и возродится в течение нескольких лет; если нет - то Россия перейдет из революционных бедствий в период послереволюционной деморализации, всяческого распада и международной зависимости"1.

Судя по всему, ситуация в России после 1991 г. развивалась именно по последнему сценарию И.А.Ильина. Вольно или невольно это подтвердил генерал армии А.С.Куликов; покидая пост Министра внутренних дел в 1998 г., он сказал: "Видно не пришло еще время безнаказанно честно служить Отечеству".

Однако сегодня, спустя уже целое десятилетие после очередной революции, уже не может не идти речь о необходимости выдвижения "кверху" государственной власти лучших умов, высоконравственных, интеллектуальных людей многонациональной России, в том числе из военной среды. Сегодня уже нельзя не заметить, что вопреки мнению и усилиям многих очень "правых" и "очень либеральных" политических деятелей ряд военных победили на выборах или были назначены на высокие государственные должности. Это генералы Б.В.Громов, В.А.Шаманов, К.Б.Пуликовский, В.Г.Казанцев, А.С.Куликов, А.В.Руцкой. Мне, как профессору кафедры стратегии Академии Генерального штаба, приятно констатировать тот факт, что все они выпускники нашей академии, отмечающей в 2002 г. свое 170-летие.

Однако, по моему убеждению, число и качество подготовки выпускников может существенно возрасти благодаря совершенствованию современной системы государственного высшего военного образования.

Из 40 лет службы в ВС почти 20 лет мне довелось служить в стенах Академии Генерального штаба от ее слушателя до профессора кафедры стратегии. На моих глазах интеллектуальный портрет нашего военного современника существенно вырос. Знание слушателями вопросов экономики, политики, истории заметно возросли. И, тем не менее, не достигнуто необходимое в современных условиях соотношение военных и общественных государственно-политических дисциплин.

В академиях всех уровней готовили и продолжают готовить функционеров узковоенной направленности, обучая всех в основном на случай войны. Как будто только на войне могут понадобиться стране специалисты, проучившиеся по 9-19 лет в трех высших учебных заведениях: 4-5 лет в военном училище (институте), 3 года в профильной военной академии и 2 года в Академии Генштаба.

А ведь в мирное время военачальнику от командира дивизии до Начальника Генерального штаба ежедневно приходится самостоятельно решать огромное количество самых разнообразных и совсем не военных проблем.

Поэтому для всесторонней подготовки современного военного специалиста, особенно высокого ранга, необходима новая учебная программа. Выпускники Академии Генерального штаба - это будущее лицо страны, это люди с высокой возможностью стать у руля не только армии и флота, но и всего государства, его Правительства. Они не должны оставаться политическими слепцами, не понимающими смысла происходящего, личной ответственности и долга; степени государственных интересов и т.п.

Мировой опыт последних десятилетий по совершенствованию подготовки высших военных кадров свидетельствует, что удельный вес общественно-политических, социальных дисциплин в учебных планах (программах) военных вузов мира существенно возрос. Такое направление в обучении руководящих военных кадров стало одним из основных в совершенствовании их профессиональной подготовки к практической деятельности. Иными словами, профессия крупного военного руководителя, наряду с собственно военной подготовкой, теперь предполагает высокую политологическую, экономическую, социологическую, духовно-нравственную подготовку, умение работать с людьми и управлять ими не только в боевых условиях, но и в мирное время, особенно в новой идеологической и политической обстановке.

Исторический опыт свидетельствует, что вышеназванные компоненты учебной программы занимали важное место в подготовке руководящих кадров высшего военного звена дореволюционной (1917 г.) России. Например, в основе социально-гуманитарной подготовки слушателей Николаевской академии Генерального штаба находились именно политологические, культурологические и правовые дисциплины. Поэтому выпускники того периода были военными интеллигентами с широчайшим набором не только военных, но и гуманитарных, и духовно-нравственных знаний.

И в настоящее время в подготовке военных кадров стран Запада общественно-политическим дисциплинам придается исключительно важное значение. Например, в США считают, что выпускник военного колледжа, университета должен быть в первую очередь высокоинтеллектуальным, широко образованным офицером. Дипломы военных колледжей котируются на уровне известных американских и европейских университетов, общественно-политические, социальные дисциплины (политология, экономика, история, правоведение, психология, социология, основы военного руководства, логика, культура взаимоотношений, философия, теория лидерства и личности, психопатология и т.д.) занимают в среднем 22-40% учебного времени.

На фоне односторонне толкуемого лозунга "Армия вне политики" в нашей стране нелишне подчеркнуть, что в высших учебных заведениях Запада интенсивно изучают именно политологические темы. К примеру, в США: "Сравнительные политологические идеологии", "Международная политика и национальная безопасность", "Американская внешняя политика", "Политика НАТО и его союзников", "США как лидер мировой политики и военной мощи", "Политические и национальные приоритеты США" и т.п.

То есть слушателя высшего учебного заведения готовят как военного политика, но не как участника политической борьбы на стороне той или иной партии, движения. Он отстаивает только общегосударственные, национальные интересы своей страны.

В подготовке военного руководства в колледжах НАТО политические темы и дисциплины также занимают важное место.

В ФРГ создан четко отлаженный комплекс общественно-политической подготовки военных кадров. Слушатели высшей командной академии изучают политологию, социологию, государственное и международное право, христианскую этику, весь спектр культурологии, экономику, теорию управления, теорию формирования личности, основы политики безопасности и т.д. На эти предметы в ряде вузов отводится до 25% учебного времени.

Во Франции в обучении старших офицеров в Центре высших военных исследований гуманитарные дисциплины занимают до 50% учебного времени.

Аналогичные фактические данные характеризуют высшую военную школу большинства развитых стран мира. Это непременно следует учесть и нам в новых учебных программах, если мы хотим идти в ногу с мировой высшей военной школой и поднять международный авторитет диплома выпускникам высшего военного учебного заведения России.

Разумеется, мы не должны слепо копировать чужие готовые образцы, не считаясь с реальными условиями сегодняшней России. Но и не учитывать хороший опыт других стран, разрушить тот бесценный научно-педагогический потенциал и традиции военной школы, которые складывались в течение двух столетий, было бы непростительной ошибкой.

Опираясь на исторический, зарубежный и личный опыт, прислушиваясь к мнению учеников и слушателей Академии Генерального штаба, прихожу к выводу, что важной составляющей в подготовке руководящих кадров армии и флота на современном этапе реформы должны стать расширенные курсы таких дисциплин, как политология, общая теория безопасности, основы национальной безопасности, история и теория международных отношений, военная дипломатия, правоведение, геополитика, Конституция России, ее национальные особенности, особенности государственного устройства и управления, культурологические и религиозные дисциплины.

Разумеется, вышеизложенные, да и другие вопросы реформы высшего военного образования, необходимо обсудить на расширенной конференции с привлечением не только профессорско-преподавательского состава Академии Генерального штаба и других высших военных заведений, но и слушателей, и что особенно важно, бывших выпускников, в том числе и тех, кто оказался впоследствии на крупных государственных постах: вице-президента страны, вице-премьера Правительства РФ, министра, губернатора, и т.д.

По-моему, нельзя не согласиться с мнением известного русского мыслителя И.А.Ильина, который в своей книге "Историческая судьба и будущее России" писал: "Наша беда сейчас состоит в недостатке людей с большим государственным умом и сильным характером. Вести свой народ есть не привилегия, а обязанность лучших людей страны. Эта обязанность требует от человека не только лучших природных качеств, подготовки образования, но и особого рода жизни. Это люди иной душевной и нервной организации, люди духовной сосредоточенности, люди иных потребностей и вкусов, иного жизненного напряжения и ритма".

Многовековая история человечества свидетельствует о том, что военная деятельность и образование способствует формированию именно такого типа людей. На нынешнем этапе у руля России оказался полковник, по своим качествам во многом соответствующий образу, нарисованному И.А.Ильиным. И было бы ошибкой не заметить, что страна сегодня остро нуждается не только в новых жуковых, рокоссовских, шапошниковых, но и в громовых, куликовых, шамановых, пуликовских...

Академия Генерального штаба ВС РФ, отметившая свое 170-летие в 2002 г., обязана знать и помнить об этом и, соответствую требованиям времени, решать и эту задачу.

Примечания.

1. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. М., 1992. С. 210.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях), подробности можно узнать через электронный адрес редакции.

Материал из журнала "Право и безопасность". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию журнала Вы можете узнать на его сайте. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83130. Подписной индекс в каталоге«Газеты. Журналы» Роспечати – 82830. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319, тел./факс (499) 246-5781. (C) 2001 - 2014 "Право и безопасность".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100   

Основные направления развития системы подготовки военных кадров в России: история и современность. К 170-летию Военной Академии Генерального штаба ВС РФ | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru написать письмо первая страница первая страница switch to english

Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Право и инвестиции"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1-2 (6-7) Июнь 2003г

Основные направления развития системы подготовки военных кадров в России: история и современность. К 170-летию Военной Академии Генерального штаба ВС РФ

Кириленко Г.В., доктор военных наук, профессор, генерал-майор

Любая реформа, в том числе военная, имеет целью улучшение положение дел в определенной сфере деятельности. Военная - прежде всего в области военной политики и военного строительства. Реформа Вооруженных Сил является составной частью военного строительства в области создания и совершенствования армии и флота.

Совершенно очевидно, что реформа высшего военного образования должна одновременно быть прерогативой и приоритетом в деятельности как Министерства обороны РФ, так и законодательной и исполнительной власти страны, включая и ее Президента.

Исполнительная и законодательная власть, имея возможность реорганизовать всю систему подготовки страны к обороне и исходя из оценки реальных угроз, обязана определить численность и мощь ВС РФ, используя для этого необходимые ресурсы государства. Естественно, и ответственность за проведение военной реформы и реформы высшего военного образования должна лежать прежде всего на этих государственных структурах.

В наиболее развитых странах Запада дело обстоит именно так: по всем вопросам военной реформы акценты расставляют президенты, парламенты, конгрессы и т.п. К сожалению, у нас идеологией развития высшего военного образования занимается в основном Министерство обороны.

А ведь наш исторический опыт показывает, что все крупные реформы военного образования проводились в России как составная часть реформы государства. Так было при Петре I, в период милютинских реформ во второй половине XIX столетия, военных реформ 1924-25 гг. и конца 30-х годов ХХ столетия.

В дореволюционной России в системе военно-учебных заведений особое внимание придавалось централизации управления военным образованием. В начале XIX в. в военном министерстве действовал Штаб, а позднее Главный штаб по управлению военно-учебными заведениями. В 1831 г. было создано Центральное управление, преобразованное в 1863 г. в Главное управление военно-учебных заведений. Ему были подчинены все военно-учебные заведения России и преданы функции Особого совета по их инспектированию. К разработке идеологии, концепции и практики военного образования в ту пору привлекались лучшие умы России, виднейшие государственные и военные деятели. Не случайно поэтому выпускники военно-учебных заведений того времени являлись стержнем светского общества, военными интеллигентами с широким кругозором и богатым набором духовно-нравственных и военных знаний.

Здесь уместно вспомнить, что кроме прославленных полководцев и государственных деятелей военное образование в тот период оказало основополагающее влияние на формирование мировоззрения таких известных сынов России, как М.П.Мусоргский и А.П.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков и В.В.Верещагин, Л.Н.Толстой и М.Ю.Лермонтов, В.И.Даль и Н.М.Пржевальский, А.А.Фет, П.А.Столыпин и многие другие.

В России конца XIX в. - гаранте державной стабильности и мирительнице европейских государств - существовала довольно продуманная система качественного отбора государственной элиты. Кадры русской армии, флота и государственного аппарата пополняли преимущественно идейные и честные люди. Россия имела основание гордиться своим судом, своей наукой, в том числе и военной, своими финансами и искусством. Она имела первоклассную дипломатию, превосходную военную разведку и опытные, преданные своему делу кадры народных учителей. Не скудела кадрами и Академия Генерального штаба.

Последовавшие в 1917 г. одна за другой февральская и октябрьская революции (а через 74 года и в 1991 г.) нарушали создавшуюся веками (и десятилетиями) традицию подготовки, выдвижения и расстановки кадров как в гражданских, так и в военном ведомствах.

Размышляя сегодня о состоянии в России системы подготовки и выдвижения кадров на руководящие посты в армии и в государстве в целом, на мой взгляд, полезно прислушаться к мнению нашего известного русского мыслителя И.А.Ильина. Вот что он писал: "Основная задача русского национального спасения и строительства после революции: она будет состоять в выделении кверху лучших людей, людей, преданных России, национально чувствующих, государственно-мыслящих, волевых, идейно творческих, несущих народу не месть, не распад, а дух освобождения, справедливости и сверхклассового единения. Если отбор этих новых русских людей удастся и совершится быстро, то Россия восстановится и возродится в течение нескольких лет; если нет - то Россия перейдет из революционных бедствий в период послереволюционной деморализации, всяческого распада и международной зависимости"1.

Судя по всему, ситуация в России после 1991 г. развивалась именно по последнему сценарию И.А.Ильина. Вольно или невольно это подтвердил генерал армии А.С.Куликов; покидая пост Министра внутренних дел в 1998 г., он сказал: "Видно не пришло еще время безнаказанно честно служить Отечеству".

Однако сегодня, спустя уже целое десятилетие после очередной революции, уже не может не идти речь о необходимости выдвижения "кверху" государственной власти лучших умов, высоконравственных, интеллектуальных людей многонациональной России, в том числе из военной среды. Сегодня уже нельзя не заметить, что вопреки мнению и усилиям многих очень "правых" и "очень либеральных" политических деятелей ряд военных победили на выборах или были назначены на высокие государственные должности. Это генералы Б.В.Громов, В.А.Шаманов, К.Б.Пуликовский, В.Г.Казанцев, А.С.Куликов, А.В.Руцкой. Мне, как профессору кафедры стратегии Академии Генерального штаба, приятно констатировать тот факт, что все они выпускники нашей академии, отмечающей в 2002 г. свое 170-летие.

Однако, по моему убеждению, число и качество подготовки выпускников может существенно возрасти благодаря совершенствованию современной системы государственного высшего военного образования.

Из 40 лет службы в ВС почти 20 лет мне довелось служить в стенах Академии Генерального штаба от ее слушателя до профессора кафедры стратегии. На моих глазах интеллектуальный портрет нашего военного современника существенно вырос. Знание слушателями вопросов экономики, политики, истории заметно возросли. И, тем не менее, не достигнуто необходимое в современных условиях соотношение военных и общественных государственно-политических дисциплин.

В академиях всех уровней готовили и продолжают готовить функционеров узковоенной направленности, обучая всех в основном на случай войны. Как будто только на войне могут понадобиться стране специалисты, проучившиеся по 9-19 лет в трех высших учебных заведениях: 4-5 лет в военном училище (институте), 3 года в профильной военной академии и 2 года в Академии Генштаба.

А ведь в мирное время военачальнику от командира дивизии до Начальника Генерального штаба ежедневно приходится самостоятельно решать огромное количество самых разнообразных и совсем не военных проблем.

Поэтому для всесторонней подготовки современного военного специалиста, особенно высокого ранга, необходима новая учебная программа. Выпускники Академии Генерального штаба - это будущее лицо страны, это люди с высокой возможностью стать у руля не только армии и флота, но и всего государства, его Правительства. Они не должны оставаться политическими слепцами, не понимающими смысла происходящего, личной ответственности и долга; степени государственных интересов и т.п.

Мировой опыт последних десятилетий по совершенствованию подготовки высших военных кадров свидетельствует, что удельный вес общественно-политических, социальных дисциплин в учебных планах (программах) военных вузов мира существенно возрос. Такое направление в обучении руководящих военных кадров стало одним из основных в совершенствовании их профессиональной подготовки к практической деятельности. Иными словами, профессия крупного военного руководителя, наряду с собственно военной подготовкой, теперь предполагает высокую политологическую, экономическую, социологическую, духовно-нравственную подготовку, умение работать с людьми и управлять ими не только в боевых условиях, но и в мирное время, особенно в новой идеологической и политической обстановке.

Исторический опыт свидетельствует, что вышеназванные компоненты учебной программы занимали важное место в подготовке руководящих кадров высшего военного звена дореволюционной (1917 г.) России. Например, в основе социально-гуманитарной подготовки слушателей Николаевской академии Генерального штаба находились именно политологические, культурологические и правовые дисциплины. Поэтому выпускники того периода были военными интеллигентами с широчайшим набором не только военных, но и гуманитарных, и духовно-нравственных знаний.

И в настоящее время в подготовке военных кадров стран Запада общественно-политическим дисциплинам придается исключительно важное значение. Например, в США считают, что выпускник военного колледжа, университета должен быть в первую очередь высокоинтеллектуальным, широко образованным офицером. Дипломы военных колледжей котируются на уровне известных американских и европейских университетов, общественно-политические, социальные дисциплины (политология, экономика, история, правоведение, психология, социология, основы военного руководства, логика, культура взаимоотношений, философия, теория лидерства и личности, психопатология и т.д.) занимают в среднем 22-40% учебного времени.

На фоне односторонне толкуемого лозунга "Армия вне политики" в нашей стране нелишне подчеркнуть, что в высших учебных заведениях Запада интенсивно изучают именно политологические темы. К примеру, в США: "Сравнительные политологические идеологии", "Международная политика и национальная безопасность", "Американская внешняя политика", "Политика НАТО и его союзников", "США как лидер мировой политики и военной мощи", "Политические и национальные приоритеты США" и т.п.

То есть слушателя высшего учебного заведения готовят как военного политика, но не как участника политической борьбы на стороне той или иной партии, движения. Он отстаивает только общегосударственные, национальные интересы своей страны.

В подготовке военного руководства в колледжах НАТО политические темы и дисциплины также занимают важное место.

В ФРГ создан четко отлаженный комплекс общественно-политической подготовки военных кадров. Слушатели высшей командной академии изучают политологию, социологию, государственное и международное право, христианскую этику, весь спектр культурологии, экономику, теорию управления, теорию формирования личности, основы политики безопасности и т.д. На эти предметы в ряде вузов отводится до 25% учебного времени.

Во Франции в обучении старших офицеров в Центре высших военных исследований гуманитарные дисциплины занимают до 50% учебного времени.

Аналогичные фактические данные характеризуют высшую военную школу большинства развитых стран мира. Это непременно следует учесть и нам в новых учебных программах, если мы хотим идти в ногу с мировой высшей военной школой и поднять международный авторитет диплома выпускникам высшего военного учебного заведения России.

Разумеется, мы не должны слепо копировать чужие готовые образцы, не считаясь с реальными условиями сегодняшней России. Но и не учитывать хороший опыт других стран, разрушить тот бесценный научно-педагогический потенциал и традиции военной школы, которые складывались в течение двух столетий, было бы непростительной ошибкой.

Опираясь на исторический, зарубежный и личный опыт, прислушиваясь к мнению учеников и слушателей Академии Генерального штаба, прихожу к выводу, что важной составляющей в подготовке руководящих кадров армии и флота на современном этапе реформы должны стать расширенные курсы таких дисциплин, как политология, общая теория безопасности, основы национальной безопасности, история и теория международных отношений, военная дипломатия, правоведение, геополитика, Конституция России, ее национальные особенности, особенности государственного устройства и управления, культурологические и религиозные дисциплины.

Разумеется, вышеизложенные, да и другие вопросы реформы высшего военного образования, необходимо обсудить на расширенной конференции с привлечением не только профессорско-преподавательского состава Академии Генерального штаба и других высших военных заведений, но и слушателей, и что особенно важно, бывших выпускников, в том числе и тех, кто оказался впоследствии на крупных государственных постах: вице-президента страны, вице-премьера Правительства РФ, министра, губернатора, и т.д.

По-моему, нельзя не согласиться с мнением известного русского мыслителя И.А.Ильина, который в своей книге "Историческая судьба и будущее России" писал: "Наша беда сейчас состоит в недостатке людей с большим государственным умом и сильным характером. Вести свой народ есть не привилегия, а обязанность лучших людей страны. Эта обязанность требует от человека не только лучших природных качеств, подготовки образования, но и особого рода жизни. Это люди иной душевной и нервной организации, люди духовной сосредоточенности, люди иных потребностей и вкусов, иного жизненного напряжения и ритма".

Многовековая история человечества свидетельствует о том, что военная деятельность и образование способствует формированию именно такого типа людей. На нынешнем этапе у руля России оказался полковник, по своим качествам во многом соответствующий образу, нарисованному И.А.Ильиным. И было бы ошибкой не заметить, что страна сегодня остро нуждается не только в новых жуковых, рокоссовских, шапошниковых, но и в громовых, куликовых, шамановых, пуликовских...

Академия Генерального штаба ВС РФ, отметившая свое 170-летие в 2002 г., обязана знать и помнить об этом и, соответствую требованиям времени, решать и эту задачу.

Примечания.

1. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. М., 1992. С. 210.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях), подробности можно узнать через электронный адрес редакции.

Материал из журнала "Право и безопасность". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию журнала Вы можете узнать на его сайте. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83130. Подписной индекс в каталоге«Газеты. Журналы» Роспечати – 82830. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319, тел./факс (499) 246-5781. (C) 2001 - 2014 "Право и безопасность".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100